Научная статья на тему 'Особенности формирования показаний'

Особенности формирования показаний Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Ключевые слова
криминалистическая тактика / допрос / формирование показаний / процесс доказывания / оценка доказательств / forensic tactics / interrogation / formation of testimony / proof process / evaluation of evidence

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лейла Юсуповна Аксенова

Процесс доказывания неразрывно связан с оценкой собираемых доказательств с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности. Наиболее сложной является оценка достоверности доказательств в случаях, когда имеются доказательства, противоречащие друг другу. Для разрешения вопроса о даче ложных показаний или добросовестном заблуждении допрашиваемого необходимо знать особенности формирования показаний в целом, в каких условиях сформировались показания допрашиваемого, в каком состоянии он находился, могло ли повлиять его состояние на процесс формирования показаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the formation of indications

The process of proof is inextricably linked with the assessment of the collected evidence in terms of relevance, admissibility, reliability and sufficiency. The most difficult is to assess the reliability of evidence in cases where there is evidence that contradicts each other. To resolve the issue of giving false testimony or conscientious delusion of the interrogated, it is necessary to know the specifics of the formation of testimony in general, in what conditions the testimony of the interrogated was formed, in what condition he was, whether his condition could affect the process of forming testimony.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования показаний»

Закон и право. 2023. № 11. С. 179-182. Law and legislation. 2023;(1 1):179-182.

Научная статья УДК 343.98

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-179-182 EDN: https://elibrary.ru/QNDVUN

NIION: 1997-0063-1 1/23-660 MOSURED: 77/27-001-2023-11-860

Особенности формирования показаний

Лейла Юсуповна Аксенова

Омская академия МВД России, Омск, Россия, aksenova.leila@mail.ru

Аннотация. Процесс доказывания неразрывно связан с оценкой собираемых доказательств с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности. Наиболее сложной является оценка достоверности доказательств в случаях, когда имеются доказательства, противоречащие друг другу. Для разрешения вопроса о даче ложных показаний или добросовестном заблуждении допрашиваемого необходимо знать особенности формирования показаний в целом, в каких условиях сформировались показания допрашиваемого, в каком состоянии он находился, могло ли повлиять его состояние на процесс формирования показаний

Ключевые слова: криминалистическая тактика, допрос, формирование показаний, процесс доказывания, оценка доказательств.

Для цитирования: Аксенова Л.Ю. Особенности формирования показаний // Закон и право. 2023. № 11. С. 179—182. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-179-182 ЕБЫ: https://elibrary.ru/QNDVUN

Original article

Features of the formation of indications

Leila Yu. Aksenova

Omsk Academy of the Ministry of internal affairs of Russia, Omsk, Russia, aksenova.leila@mail.ru

Abstract. The process of proof is inextricably linked with the assessment of the collected evidence in terms of relevance, admissibility, reliability and sufficiency. The most difficult is to assess the reliability of evidence in cases where there is evidence that contradicts each other. To resolve the issue of giving false testimony or conscientious delusion of the interrogated, it is necessary to know the specifics of the formation of testimony in general, in what conditions the testimony of the interrogated was formed, in what condition he was, whether his condition could affect the process of forming testimony

Keywords: forensic tactics, interrogation, formation of testimony, proof process, evaluation of evidence.

For citation: Aksenova L.Yu. Features of the formation of indications // Law and legislation. 2023; (11): 179—182. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-179-182 EDN: https://elibrary.ru/QNDVUN

R опросу о формировании показаний уделяется достаточно много внимания. Од- —-ним из первых эту проблему стал исследовать И. Кертэс, который подчеркивал необходимость обращать внимание на процесс формирования доказательств, выяснять у допрашиваемого не только обстоятельства, связанные с событием преступления, но и те, при каких он наблюдал это событие, на его собственное состояние в этот момент [6, с. 9].

© Аксенова Л.Ю. М., 2023.

LAW & LEGISLATION • 11-2023

Психологические аспекты, связанные с процессом формирования показаний, рассматривали такие ученые, как A.B. Дулов [4], М.И. Ени-кеев [5], A.P. Ратинов [7] и др.

Так, М.И. Еникеев отмечает, что формирование показаний обусловлено различными личностными качествами лица: «социальным статусом, социальной ролью, профессиональными, национально-культурными и возрастными факторами, жизненным опытом и общекультурным уровнем» [5, с. 137]. Именно поэтому восприя-

тие тех либо иных событий всегда субъективно. Но поскольку воспринимаемые события существовали в объективной реальности и эта реальность является базой психического отражения, эту базу возможно проанализировать, для чего необходимо знать указанные выше особенности лица, показания которого предстоит получить, и учитывать их в процессе анализа.

А.Е. Дементьева отмечает, что «восприятие — процесс чувственного познания. Оно является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств» [2, с. 48].

Таким образом, в восприятии главную роль играют именно органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Чаще всего событие преступление воспринимается при помощи зрения и слуха, участники событий могут их видеть и слушать, либо только видеть или слушать, что зависит от обстоятельств, в которых осуществляется восприятие, и характеристик воспринимающего субъекта.

Человек воспринимает события посредством зрения и слуха, но, находясь на значительном расстоянии от места деяния, может его только видеть, а, находясь вне пределов видения, но близко от места совершения преступления, например за перегородкой, — только слышать.

Насколько хорошо воспринимающий субъект рассмотрел или расслышал то, что происходило на месте происшествия, зависит от остроты зрения и слуха, а значит, у допрашиваемых необходимо выяснять вопросы, связанные с их возможностью видеть и слышать, расстоянием от места, где лицо находилось, наличием на месте преград, освещенностью, уровнем шума. Например, если событие преступления происходило неподалеку от оживленных мест, транспортных магистралей, то восприятие звуков может быть искаженным.

Следует учитывать и состояние здоровья допрашиваемого в момент события. При определенных обстоятельствах возможно восприятие тех либо иных событию при помощи осязания, обоняния, вкуса. Например, допрашиваемый может сообщить о необычном вкусе еды или напитка, присутствии определенного запаха, либо о своих тактильных ощущениях.

Выясняя условия восприятия допрашиваемым тех либо иных событий, необходимо иметь в виду и апперцепцию, т.е. зависимость восприятия от личностных характеристик, прошлого опыта и установок индивида.

П.М. Якобсон отмечает, что в ходе восприятия происходит вычленение определенных предметов и их частей и их сопоставление с целым, в результате чего устанавливается соотношение между ними, выделение главного и определяющего, уяснение назначения предмета, познание его сущности. Некоторые черты предмета становятся ориентирами, которые помогают лучше его понять, определить, что именно находится перед воспринимающим индивидом [9, с. 11—12].

Г.Г. Доспулов указывает, что такими ориентирами обычно выступают «характер движения, особенности звука, контур предмета и т.п. Люди обычно не осознают все звенья процесса восприятия: характер сопоставления частей воспринимаемого объекта, оценку продолжительности восприятия, взвешивание тех или иных соображений в ходе сопоставления и т.п. Вследствие того, что они тысячи раз видели подобные явления, их различные формы, цвета, размеры и т.д., процесс восприятия и истолкования может быть сокращенным и даже мгновенным» [3]. При этом автор отмечает, что восприятие явлений выступает то в большей, то в меньшей степени в зависимости от установок, внимания и жизненного опыта личности.

Когда внимание направлено на восприятие, предметы и явления воспринимаются без искажений или с незначительными искажениями. И наоборот, если воспринимающего индивида явление или предмет не интересуют, он может воспринять событие или предмет не полностью, иначе говоря, на процесс восприятия влияют и эмоции. Чувства, которые воспринимающий индивид испытывают к явлению или предмету, зависят от его личностных качеств, социального статуса и т.п. Чувства окрашивают всю психическую деятельность человека, могут быть более или менее сильными, отрицательными, положительными, длительными или кратковременными и т.п.

Все эти факторы оказывают воздействие на процесс восприятия. На восприятие события, предмета оказывает влияние и страх. Если воспринимаемое кажется опасным, человек начинает испытывать страх, его внимание переключается с события преступления на обеспечение собственной безопасности, поэтому восприятие становится неполным, что может впоследствии привести к искажениям.

Следующим элементом процесса восприятия является сохранение воспринятой информации в памяти, при этом следует учитывать, что запоминается не вся информация, а ассоциативные

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

связи образуются избирательно. Одни образы запоминаются лучше и могут храниться в памяти длительное время, другие, напротив, хранятся непродолжительно. Эти особенности также детерминируются личностными качествами индивида, тем, какое место запоминаемые предметы и явления занимают в жизни индивида, его профессиональной деятельности.

Кроме того, запоминание может быть произвольным, когда внимание индивида направлено именно на запоминание и он предпринимает усилия для того, чтобы запомнить увиденное, и непроизвольное, когда запоминание осуществится вне зависимости от воли воспринимающего индивида. Тем не менее непроизвольное запоминание может быть не менее правильным, чем произвольное, при этом имеет существенное значение для процесса расследования, так как во время допросов следователи чаще всего сталкиваются с непроизвольным запоминанием.

Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации зависят от значения воспринятой информации для индивида. Следует иметь в виду, что новые обстоятельства, связанные с воспринятой и запомненной информацией, могут изменить ее характер, в связи с чем человек может забыть эту информацию, тем более, что забывание является естественным процессом; и чем большее количество времени проходит с момента восприятия информации до момента ее воспроизведения, тем более вероятность утраты этой информации.

Процесс воспроизведения представляет собой извлечение информации из структур мозга, где она хранится «в виде морфо-функциональ-ных и биохимических изменений» [1]. У здорового человека процесс извлечения информации, как правило, протекает без труда. Однако наличие психических заболеваний существенно влияет на процесс воспроизведения.

Воспроизводство информации допрашиваемым обычно осуществляется в отсутствие ранее воспринимаемого объекта. В этом случае воспроизводство информации включает такие процессы, как воспоминание и припоминание. Вспоминание осуществляется как произвольно, по желанию человека, так и непроизвольно, когда информация извлекается из памяти по ассоциациям.

О.С. Южакова отмечает, что в ходе допроса у допрашиваемых «ассоциация по ходу воспоминаний — непрерывный процесс и что ассоциации группируются вокруг представлений, наиболее значимых с точки зрения самого расска-

зывающего. Поэтому не следует навязывать свидетелю определенный характер ассоциаций. Необходимо дать ему возможность рассказать о событии в той последовательности, в которой он его запомнил, в противном случае потеря части информации неизбежна» [8].

Припоминание, в отличие от воспоминания, представляет собой целенаправленную деятельность, является активной формой воспоминания. Результативность припоминания зависит от четкости поставленных задач, оказания помощи индивиду в воспроизведении.

Следователь должен помнить и о возможности реминисценции, т.е. непроизвольного воспоминания событий и фактов, которые индивид забыл. Практика свидетельствует, что в силу реминисценции положительные результаты нередко дают не первоначальные, а повторные допросы. Передача информации от допрашиваемого к допрашивающему происходит в специфических условиях, когда допрашиваемый не только вспоминает, но и припоминает информацию благодаря вопросам, которые ставит перед ним допрашивающий и применяемым им тактическим приемам допроса, направленным на актуализацию забытого.

Кроме того, вызов на допрос уже является толчком к припоминанию, лицо начинает мысленно обращаться к обстоятельствам события преступления, воспроизводит их в памяти, определяет, что именно интересует следователя, при этом может произойти замещение образовавшихся в памяти пробелов представлениями о том, как обычно протекают те или иные события или явления. Этот феномен в психологии называют подменой действительного обычным; следователь должен об этом помнить и в ходе получения показаний пытаться выяснить, действительно ли допрашиваемый все помнит или у него произошла подмена действительного обычным, на что могут указывать расхождения в показаниях свидетелей, которые до совершения преступления не были знакомы ни с одной из сторон и у них отсутствует мотив для дачи ложных показаний.

Однако при этом необходимо иметь в виду и волю допрашиваемого лица, который, даже хорошо помня событие преступления или отдельные его элементы, может ссылаться на забывчивость или намеренно искажать информацию. Формирование показаний в уголовном судопроизводстве неразрывно связано с их фиксацией, которая осуществляется в соответствии с нормами УПК РФ.

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 11-2023

Подводя итог, отметим, что процесс формирования показаний в уголовном процессе включает восприятие, запоминание, воспроизведение, передачу информации и ее фиксацию в протоколе. Процессы восприятия, запоминания и воспроизведения зависят от физических и личностных качеств допрашиваемого, его физического и психического состояния в момент восприятия, запоминания и воспроизведения показаний.

Особенности передачи информации определяются тем, что воспроизведение осуществляется не по собственному желанию лица, а в связи с необходимостью дать показания. Этот процесс осуществляется в условиях, регламентированных нормами УПК РФ, и зависит от воли лица, дающего показания, поэтому результативность как передачи информации, так и ее фиксации определяется профессионализмом допрашивающего.

Список источников

1. Воспроизведение информации из памяти. Забывание // URL: https://studopedia.ru/ 11_185229_vosproizvedenie-informatsii-iz-pamyati-zabivanie. htmlhttps: / / stud opedia.ru/11_185229_ vosproizvedenie-informatsii-iz-pamyati-zabivanie. html (Дата обращения: 16.08.2023)

2. Дементьева A.E. Восприятие психологических явлений как психологическая проблема // Вестник Пермского ун-та. 2010. Вып. 1 (1).

3. Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии. М., 1976 // URL: http:// yurpsy.com/files/ucheb/dospul/03.htm (Дата обращения: 10.12.2022)

4. Дулов A.B. Судебная психология. Минск, 1975. 354 с.

5. Еникеев М.И. Психология следственных действий. М., 2007. 424 с.

6. Кертэс И. Тактика и психологические основы допроса. М., 1965.

7. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 2008. 290 с.

8. Южакова О.С. Лекция 6. Память // URL: https://nsportal.ru/vu/fakultet-pedagogicheskogo-obrazovaniya/osnovy-psikhologii/lektsiya-6-pamyat (Дата обращения: 16.08.2023)

9. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., 1964.

References

1. Reproduction of information from memory. Forgetting // URL: https://studopedia.ru/ 11_185229_vosproizvedenie-informatsn-iz-pamyati-zabivanie.htmlhttps://studopedia.ru/11_185229_ vosproizvedenie -informatsii-iz-pamyati-zabivanie. html (Accessed: 16.08.2023)

2. Dementieva A.E. Perception of psychological phenomena as a psychological problem / / Bulletin of Perm University. 2010. Issue 1 (1).

3. Dospulov G.G. Psychology of interrogation at the preliminary investigation. M., 1976 // URL: http: / / yurpsy. com/ files / ucheb /dospul/ 0 3 .htm (Ac -cessed: 10.12.2022)

4. Dulov A. V. Forensic psychology. Minsk, 1975. 354 p.

5. Enikeev M.I. Psychology of investigative actions. M., 2007. 424 p.

6. Kertes I. Tactics and psychological foundations of interrogation. M., 1965.

7. Ratinov A.R. Forensic psychology for investigators. M., 2008. 290 p.

8. Yuzhakova O.S. Lecture 6. Memory // URL: https://nsportal.ru/vu/fakultet-pedagogicheskogo-obrazovaniya/osnovy-psikhologii/lektsiya-6-pamyat (Accessed: 16.08.2023)

9. Yakobson P.M. Psychology of artistic perception. M., 1964,

Информация об авторе

Аксенова Л.Ю. — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминалистики

Статья поступила в редакцию 04.09.2023; одобрена после рецензирования 08.10.2023; принята к публикации 14.10.2023.

Information about the author

Aksenova L.Yu. — candidate of legal sciences, associate professor, associate professor of the department of criminalistics

The article was submitted 04.09.2023; approved after reviewing 08.10.2023; accepted for publication 14.10.2023.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.