17. Поваляева Ю., Солдатова Т. Конкурентоспособность учреждений высшего образования США е мировом образовательном пространстве // Гуманитарное образование: история, традиции, перспективы: сб. науч.Трт - Елец, 2016. - С. 48-51.
18. Полищук И,8. Образовательное пространство как сфера взаимодействия субъектов // Актуальные вопросы развития профессионализма педагогов в современных условиях: сб. мат-лов Международной электронной научно-практической конференции: в 5-ти томах / под ред. А.И, Чернышева, Т.Б. Воя о буе вой, Ю.А. Рома не н ко. - 2017. - С. 81-90.
19. Принципы 1789 года и социология. // Социологический ежегодник, 2012: сб. Науч. Тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-ипформ. исслед. Отд.
социологии и социал. психологии; Кафедра общей социологии НИУ-бШЭ; Ред. Н. Е. Покровский, Ред.-сост. Д. В. Ефременко. -М„ 2013. - С. 286-293.
20. Суховская Д.Н. Трансформации личности в креативных пространствах е условиях урбанизированной среды современных поселений // Ев ропейский журнал социальных наук, - 2015. №'2. -С. 61-69.
21. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" II "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598,
22. Фрумин ИД, Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития {"школа взросления") // Вопросы психологии. - 1993. -№ 3, - С 24-35.
FEA TURES OF THE FORMA TION OF COGNITIVE PERCEPTION OF THE URBAN ENVIRONMENT BY K. L YNCH * Sukhovskaya Daria Nlkolaevna, PhD of Philosophy, Associate Professor, Department of Historical and Socio-Philosophical Disciplines, Oriental Studies and Theology, Senior Researcher of the Scientific and Educational and Innovation Center "Key Trends in the Development of Social and Philosophical Thought: Theory and Practice", Zheleznovodsk
The purpose of the study is to identify the place of the creative space of the city in relation to the more global structural units of the urban space; the social space of the city and the educational space of the city. The article examines the patterns of behavior of actors of creative spaces, while the place of convergence of patterns is the creative space, analyzed as an urban educational resource. The scientific novelty lies in the hierarchy of relations between the creative spaces of the city and the urban educational space developed on the basis of the classification of the key points (elements) of the Lynch urban space and proposed by the author. As a result, the place of creative space as an educational locus in the classification of key points of urban space is designated.
Keywords: philosophy of the city; philosophy of education; city space; creative space; public space; educational space; educational locus.
00! 10.24923/2222-243Х.2022-45.29
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА КРЕА ТИВНЫХПРОСТРАНСТВ ГОРОДА В РАМКАХ ТЕОРИИ КОГНИТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ К ЛИНЧА **
Цель исследования - обозначить место креативного пространства города в соотнесении с более глобальными структурными единицами городского пространства: социального пространства города и образовательного пространства города. В статье рассматриваются паттерны поведения акторов креативных пространств, при этом, местом схождения паттернов является креативное пространство, проанализированное как городской образова тельный ресурс. Научная новизна заключается в разработанной на основе классификации ключевых точек (элементов) городского пространства К. Линча и предложенной автором иерархии отношений креативных пространств города и городского образовательного пространства. В результате обозначено место креативного пространства как образовательного локуса в классификации ключевых точек городского пространства.
Ключевые слова: философия города; философия образования; пространство города; креативное пространство; публичное пространство; образовательное пространство; образовательный локус.
УДК 02.15.61 ВАК РФ 5.7.7
& Суховская Д.Н., 2022
СУХОВСКАЯ Дарья Николаевна, кандидат философских наук, доцент, кафедра исторических и социально философских дисциплин, востоковедения и теологии, старший научный сотрудник научно -образова тельно-инновационного центра .1Ключевые тенденции развития социально-философской мысли: теория и практика", Железноводск
Г\!
г\; О
Г\! Л Cl иэ (15
Ф
о г
S
171
* The study was carried out as part of the implementation of the grant of the President of the Russian Federation for state support of young Russian scientists - candidates of science, scientific project No. MK-88.2G22.2
** Исследование выполнено в рамках реализации гранта Президента Российской Федераиии для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук, научный проект №> МК-88.2022.2
В контексте проводимого исследования под креативным пространством городского поселения мы понимаем публично доступное место города (социальную площадку) для творческих (креативных) проявлений личности, где люди могут самовыражаться, обмениваться идеями, демонстрировать результаты своего творчества и коммуницировать с другими не в роли потребителя товаров или работника компании, а в роли создателя, разработчика, творца уникального продукта личности [б, 186].
Для решения поставленных задач мы обращались к теории когнитивного восприятия городской среды Кевина Линча.
Для рассмотрения проблематики образовательного потенциала креативных пространств города необходимо выделить ключевые харак-2 теристики социального пространства, которое д составляет "тело" города. 0 Во-первых, социальное пространство пред-и полагает наличие социальных субъектов и раз-О личных форм их взаимодействия в теле горо-^ да; во-вторых, социальное пространство города предполагает наличие устойчивой системы социальных взаимодействий и отноше-11 ний в городе (в сфере экономики, политики, культуры, образования, коммуникаций), не существующих обособленно, но взаимопересе-кающихся и способных формировать различные локусы городского бытия; в-третьих, социальное пространство города предполагает материальную репрезентацию подобных взаимодействий в физическом "теле" города [8,193].
Креативные пространства города являются воплощением его социального пространства и представляют собой не только оформленную совокупность материально-символических объектов городской среды, ной совокупность ценностно-нормативных характеристик и паттернов [6,87], т.е. того, что может быть обозначено как "ментальная компонента" города, которая формируется ценностями и нормами представителей креативного пространства, особенностями социально-психологической структуры представителей сообщества.
Вхождение в среду креативного пространства города не происходит по принципу простой принадлежности к месту, оно предполагает обязательный процесс освоения характерных для таких пространств социальных практик, антропопрактик, освоение системы ценностно-смысловых компонент и освоение процессов коммуникации типичных для акторов креативного пространства.
Процесс становления актора креативного пространства является частью процесса городской социализации и подразумевает следование паттернам, которые возникают у актора креативного пространства. К таким паттернам относятся:
- паттерн деятельности (через принятие нормативно-поведенческих установок);
- паттерн общения (через совершенствование коммуникативных навыков и расширение круга контактов);
- паттерн самосознания и самоидентификации (формирование образа "Я" ассоциированного с тем или иным креативным пространством) [5,53].
При этом местом схождения всех паттернов является креативное пространство само по себе, выступающее как образовательный ресурс в теле города.
Реализация образовательного потенциала креативного пространства города происходит через реализацию его следующих функций:
- социально-инклюзивная функция предполагает, что креативные пространства являются общедоступными местами в теле города, что способствует интеграции горожан в единое сообщество, а также способствует формированию идентичности города;
- коммуникативная функция реализуется через использование горожанами креативного пространства в качестве площадки для социального наблюдения с целью усвоения паттернов поведения акторов подобных пространств (как социально одобряемых, так и неодобряе-мых [9, 102]), а также с целью передачи социального опыта, накопленного креативным городским сообществом;
- организационная функция предполагает вовлечение жителей города всоциальные практики города и формирование чувства сопричастности к городскому пространству и городу в целом. В рамках данной функции реализуется также и стимулирование инициативы горожан к принятию коллективных решений по трансформации публичного пространства города (р!асе-тактд [4]) через усвоение продуктивных нормативно-поведенческих установок авторов креативных пространств (высокая самоорганизация, высокая социальная активность, инициативность, потенциал в генерировании идей) (7,15].
Обобщая вышеперечисленные характеристики, отметим, что образовательно-культур-ная роль креативного пространства города заключается в том, что оно, через использование языка и системы символов, нормативно-
поведенческих паттернов акторов креативного сообщества способствует формированию и воспроизводству определенного типа личности (горожанина).
В свою очередь, образовательный потенциал креативного пространства города подразумевает наличиеу последнего определенных специфических особенностей и функций, которые могут быть использованы субъектами образовательного процесса для освоения и трансляции как знаний, так и ценностно-смысловых установок. Следовательно, с точки зрения образовательного потенциала, креативное пространство города можно определить как конкретное физическое место в теле города, объединяющее городскую среду и человека в процессе их взаимодействия, результатом функционирования которого является приращение знания и обретение новых паттернов поведения у потенциальных акторов таких пространств.
Для того чтобы обо-значить корреляцию
креативных пространств города и городского образовательного пространства, обратимся к классификации ключевых точек (элементов) городского пространства, выделенных урбанистом К. Линчем:
1. Пути - коммуникативные объекты городского пространства, вдоль которыхгорожанин может перемещаться физически или потенциально (к таким объектам относятся улицы, тротуары);
2. Линейные разрывы городской непрерывности - это элементы городского окружения, представляющие собой стыковые объекты между двумя состояниями городского бытия (окраины жилых и промышленных районов).
3. Районы - наиболее частотные и средние по масштабу единицы формирования городского пространства, представленные как двухмерная протяженность, которая позволяет наблюдателю войти в свою среду "изнутри". По мнению К, Линча, именно категория "район" является наиболее частотно используемой горожанами при попытке структурирования пространства своей жизнедеятельности.
4. Узлы - специфические точки городского пространства, в которых сконцентрированы какие-либо функции и (или) особенности социального пространства города. Узлы наиболее часто демонстрируют наличие центростремительной силы для района и несут в себе символическое значение [2]. Именно к категории "узлов" мы относим и креативное пространство города (См.: рис, 1).
5. Ориентиры - точечные элементы в пространственной структуре города, являющиеся внешними по отношению к наблюдателю [1, 56],
Ключевые точки городского пространства
Пути Линейные разрывы непрерывности Районы | Узлы | Ориентиры
Неосознанное
I ,
Креативные Г 7 Оргггазждч-
прйстранетаа ' ч- книжке
Образовательное .....-----
пространства {' Нгс^танизэ-
ч важное изви-
Образовательный локус
Институциональные компоненты Информационно-коммуникационные компоненты
Г\! СМ О
Г\! Л О. иэ га
<и
о г
Ё
173
Рисунок - Место креативного пространства как образовательного локуса в классификации ключевых точек городского пространства
Образовательное пространство можно классифицировать на осознанное и неосознанное, а также на организованное извне или неорганизованное извне (См.: рис.). Объединив два измерения (осознанность и организация) мы получаем образовательный локус -структурную единицу пространства города, которая способна обеспечить как целенаправленное, так и неосознанное взаимодействие горожанина с образовательным пространством поселения.
Подробное рассмотрение образовательных локусов необходимо для определения места креативных пространств в структуре образовательного пространства города. Образовательные локусы могут быть представлены институциональными и информационно-коммуникационными компонентами.
Институциональные компоненты ответственны за формирование поддержание "каркаса" образовательного пространства города.
при этом информационно-коммуникацион-ные компоненты обеспечивают наполнение образовательного пространства определенными ценностями, паттернами поведения, социокультурными смыслами, т.е. ответственны за "очеловечивание" образовательного пространства.
Таким образом, структура образовательно* го пространства города является четырехчаст-ной, состоит из 4 видов подпространств « может быть представлена следующим образом:
1. Подпространство авторитарного типа. В таких подпространствах взаимодействие горожанина с образовательной средой города является организованным извне и осознается обучаемым в полной мере. Образовательный локус такого авторитарного подпространства представлен централизованными и формализованными образовательными институциями города (школы, колледжи, университеты).
2. Подпространство манипулятивного типа. В таком подпространстве взаимодействие обучаемого с образовательной средой города также, как и в прошлом типе, является организованным извне, но не осознается обучающимися в явной форме. Примерами локу-сов таких подпространств могут являться пространство музея или исторические части городской среды, используемые в образовательных целях.
3. Подпространство естественного типа. Подпространство характеризуется тем, что взаимодействие горожанина с образовательной средой происходит неосознанно и без организации извне. Примером пространств такого типа могут являться сформированные определенным типом горожан районы (студенческие кампусы, "профессорские кварталы", заводские районы и др.).
4. Подпространство свободного типа. Данный тип характеризуется тем, что в нем осуществляется осознанное, но не организованное извне, а созданное акторами самого пространства взаимодействие горожанина и образовательной среды. Образовательныелокусы подпространства свободного типа представлены типичными формами креативных пространств {открытых пространств города со свободной возможность коммуникации акторов), таких как зоны коворкинга, лофты, арт-резиденции и др.
Далее выделим группу факторов, определяющих специфику образовательного пространства города:
Т. Существование разноуровневой сети образовательных учреждений как институци-
онального базиса городского пространства, которая способна обеспечить горожанину использование образовательных практик.
2. Динамичность, диалогичность и открытость публичного пространства города, которое должно выступать площадкой для коммуникации между разнородными городскими сообществами и их представителями, что способствует формированию у горожан нового социокультурного и образовательного опыта.
3. Степень интеграции образовательных процессов в "тело" города. В условиях постоянно повышающегося уровня цифровизации всех процессов жизнедеятельности города, значительное число аспектов жизнедеятельности горожан, имевших ранее четкое про-странственно-временное разграничение, теперь смешивается (офлайн и онлайн работа и учеба и др.). В философском дискурсе данная мысль не нова и ранее встречается, например, у последователя Ж. Бодрийяра, американского социолога Дж. Ритцера, который акцентирует внимание на том, как активно размываются границы между практиками потребления горожан и сферой развлечения (имплозия) [3, С. 57].
В работах Дж. Ритцера упомянуты примеры торгово-развлекательных центров, совмещающих в себе возможность удовлетворить запрос на потребление с возможностью организации досуга.
Сегодня мы говорим о феномене имплозии в образовательном пространстве города через феномен креативного пространства, где пространственно-временные границы между работой, досугом и образовательными практиками трансформируются и постепенно исчезают.
В заключение отметим, что сегодня, чтобы вписаться в "текучую современность" в терминах 3. Баумана, образовательным локусам городского пространства необходима мобильность, динамичность и способность разорвать представление о едином смысло-целевом назначении того или иного пространства в теле города.
Креативные пространства представляют собой пространства-трансформеры, в которых поддерживается постоянно высокий уровень социальной гетерогенности, через который горожане получают возможность постоянной встречи с новыми социальными и антропны-ми практиками, что в свою очередь стимулирует их к постоянному обучению (поскольку любое обучение осуществляется только при столкновении с ранее неизвестным).
Помимо этого, мобильность и гибкость креативных пространств позволяют обучающимся в них горожанам конструировать собственный маршрут или образовательную траекторию, которая будет соответствовать их запросу, т.е. позволяет индивиду конструировать собственное уникальное образовательное пространство, вписанное в тело города.
Литература:
1. Lynch К. The image of the City. - US.: Cambridge MA, 1960.-195 p.
2. Neuman M. Wasting Away by Kevin Lynch and "Tbe Production of Space by Henri Lefebvre // Berkeley Planning Journal. - 2022, - № 7. [Internet resource]. URL.: https://www.research gate.net/publication/ 331943967_Wasti ng_A way_by_Kev i n_Ly nc h_a nd_The_ Production _of_S pa ce_by_H e n ri_L e fe b v re
3. Ritzer G. Enchanting a Disenchanted World (3rd ed.). Continuity and Change in the Cathedrals of Consumption. - N.Y.: SAGE Publications, 2009. - 273 p.
4. Zayed R. implications for new cities' landscape design using place-making: A Comparative analysis study // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2022. [internet resource]. URL.: https://www.research gate.net/publication/ 363099172Jmp!ications__for_new_cities'Jandscape_
design_using_piace-making..A„Comparative_ a nalysis_study/citati on/down load 3. Ермакова Л.И., Суховская д.н. Анализ влияния новых досуговых практик креативных пространств на формирование ценностных ориентации горожанина П Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. -N"11 {85)- - С. 52-55.
6. Ермакова Л.И., Суховская Д.Н, Роль креативной среды российского города в формировании ценностных ориентации личности горожанина И Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2016. - N^ 10 (72). - С. 86-89.
7. Лебедева Ю.В., Костецкая П.О. Креативные пространства как новый формат организации образования и досуга У/ Студенческий вестник. - 2020. - №3-1 (101).-С. 14-18.
8. Матвеева О.Ю. Глобальные города - города, ме няющие социально-культурное пространство // Вестник науки Сибири. - 2015. -Ns 1 (16). - С. 93-97.
9. Суховская Д.Н. Деструктивное влияние креатив ных пространств поселений на процессы социализации и самореализации личности и среду ее формирования в условиях глобализации // European Social Science Journal.-2015. - № 1-2.-С. 100-106.
Г\!
г\; О
Г\! Л Cl иэ
со
^
ф
о г
S
175
THE СА TEGORYOF VITALITY AS THE DOMINANT CULTURAL AND POLITICAL DISCOURSE OF AUTHORITARIANISM IN THE CONTEXT OF COVtD 19
Khadzharov Magomet Khanduiayevich, PhD of Philosophy, Professor Vyafykh Vladimir Vladimimvich, PhD of Political sciences, Associate Professor Nikolaeva Gatina Petrovna, Senior Lecturer Orenburg State Medical University, Orenburg
The article analyzes vitality as a phenomenon that expresses the essence of political and cultural discourse during a global pandemic. The purpose of the study is not only to highlight the essential features of this phenomenon, but also to consider its development in conditions of authoritarian and democratic political practices. Covid■ 19 is not only a medical and social problem that can be solved by political means, but also an existential challenge that encourages the state to maximize the strain of all its resources. Democratic states in such a situation are able to use authoritarian practices of ruling, which allows us to speak about the existence of pandemic authoritarianism. With this concept, we describe not only the form of existence of authoritarian power in the conditions of covid-19, but also the temporary state of using the attributes of autocratic rule within the framework of democracy. At the same time, the existential of survival as the ability of society and the state to overcome the existential challenge and further reproduce the usual forms of interaction becomes the dominant feature of political discourse. As a result, the authors come to the conclusion that it is necessary to conceptualize the concept of vitality.
Keywords: authoritarianism; security; survival; pandemic; existential; vitality; revitalization.
DO I 10.24923/2222-243X.2022-45.30
КАТЕГОРИЯ ВИТАЛЬНОСТИ КАК ДОМИНАНТА КУЛЬ ТУРНОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА АВТОРИТАРИЗМА В УСЛОВИЯХКОВИД-19
В статье осуществляется анализ витальности как феномена, выражающего суть политического и культурного дискурса в период глобальной пандемии. Цель исследования - не только выделить сущностные признаки этого явления, но и рассмотреть его развитие в условиях авторитарных и демократических политических практик. Ковид-19 является не только медицинской и социальной проблемой, решаемой политическими средствами, но и экзистенциальным вызовом, побуждающим государство к максимальному напряжению всех сво-
УДК 101:321.64 ВАК РФ 5.7.7
Ф Хаджаров М.Х., 2022 Ф Вялых В.В., 2022 & Николаева ГЛ., 2022