Научная статья на тему 'Особенности формирования навыков меткой стрельбы у курсантов образовательных учреждений МВД'

Особенности формирования навыков меткой стрельбы у курсантов образовательных учреждений МВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕЛОК / ОРУЖИЕ / WEAPONS / КУРСАНТ / CADET / СТРЕЛЬБА / SHOOTING / МЕТКОСТЬ / ACCURACY / СТРАХ СТРЕЛЬБЫ / FEAR OF SHOOTING / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL STRESS / СПУСКОВОЙ КРЮЧОК / TRIGGER / НАВЫК / SKILL / ПСИХОЛОГИЯ / PSYCHOLOGY / МЕТОДИКА / METHODOLOGY / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ / FORMATION OF SKILLS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ МВД РОССИИ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / КАНЦЕЛЯРСКАЯ КНОПКА / ЭКСПЕРИМЕНТ / EXPERIMENT / SHOOTER / CLERICAL BUTTON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афиногенов Тимофей Петрович, Синянский Владимир Александрович

Данная тема рассматривает вопрос о практическое формирование навыков меткой стрельбы в процессе обучения курсантов образовательных учреждений МВД России, поскольку указанный навык объективно считается одним из важнейших при осуществлении сотрудниками ОВД своей профессиональной деятельности. В первую очередь, техника меткой стрельбы включает в себя умственный контроль за нажатием на спусковой крючок. Большинство курсантов, в силу неконтролируемого (на начальном этапе обучения меткой стрельбе) нервного напряжения, в момент выстрела делают резкое движение указательным пальцем, тем самым «дергая» спусковой крючок, что приводит к тому, что им не удается поразить мишень и выполнить упражнение. Выполняя тренировки с учебным оружием, всем курсантам удается плавно нажать на спусковой крючок, чтобы при этом оружие осталось в неподвижном положении. Однако, как только они выполняют те же упражнения с боевым оружием, наработанный навык теряется, поскольку возникает страх перед выстрелом. Для того чтобы побороть данный фактор, мы решили переключить внимание курсантов на психологическое напряжение перед болью укола пальца. В качестве такового мы посчитали возможным применение в процессе обучения обычной канцелярской кнопки, присоединенной к спусковому крючку и провели эксперимент, который дал свои положительные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афиногенов Тимофей Петрович, Синянский Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMATION OF SKILLS OF MARKSMANSHIP OF THE CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA

This topic addresses the issue of the practical formation of skills by the marksmanship in the process of training cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, since this skill is objectively considered to be one of the most important when carrying out their professional activities by ATS officers. First and foremost, the technique of shooting marks includes mental control over the trigger. Most cadets, because of uncontrolled (at the initial stage of training marks shooting) nervous tension, at the time of the shot make a sharp movement with the index finger, thereby «pulling» the trigger, which leads to the fact that they can not hit the target and perform the exercise. Performing training with a training weapon, all cadets manage to smoothly pull the trigger so that the weapon remains in a stationary position. However, once they perform the same exercises with combat weapons, the acquired skill is lost, since fear arises before the shot. In order to overcome this factor, we decided to switch the cadets' attention to psychological stress before the pain of the finger pricking. As such, we considered it possible to use in the learning process the usual clerical button attached to the trigger and conducted an experiment that gave its positive results.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования навыков меткой стрельбы у курсантов образовательных учреждений МВД»

Afinogenov Timothy Petrovich, Sinensky Vladimir Aleksandrovich PECULIARITIES OF FORMATION OF SKILLS OF MARKSMANSHIP ..

pedagogical sciences

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МЕТКОЙ СТРЕЛЬБЫ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД

© 2017

Афиногенов Тимофей Петрович, кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель кафедры «ТСО и ФП» Синянский Владимир Александрович, преподаватель кафедры «ТСО и ФП» Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации,

филиал во Владивостоке (690000, Россия, Владивосток, улица Нейбута, 30, e-mail: [email protected])

Аннотация. Данная тема рассматривает вопрос о практическое формирование навыков меткой стрельбы в процессе обучения курсантов образовательных учреждений МВД России, поскольку указанный навык объективно считается одним из важнейших при осуществлении сотрудниками ОВД своей профессиональной деятельности. В первую очередь, техника меткой стрельбы включает в себя умственный контроль за нажатием на спусковой крючок. Большинство курсантов, в силу неконтролируемого (на начальном этапе обучения меткой стрельбе) нервного напряжения, в момент выстрела делают резкое движение указательным пальцем, тем самым «дергая» спусковой крючок, что приводит к тому, что им не удается поразить мишень и выполнить упражнение. Выполняя тренировки с учебным оружием, всем курсантам удается плавно нажать на спусковой крючок, чтобы при этом оружие осталось в неподвижном положении. Однако, как только они выполняют те же упражнения с боевым оружием, наработанный навык теряется, поскольку возникает страх перед выстрелом. Для того чтобы побороть данный фактор, мы решили переключить внимание курсантов на психологическое напряжение перед болью укола пальца. В качестве такового мы посчитали возможным применение в процессе обучения обычной канцелярской кнопки, присоединенной к спусковому крючку и провели эксперимент, который дал свои положительные результаты.

Ключевые слова: стрелок, оружие, курсант, стрельба, меткость, страх стрельбы, психологическое напряжение, спусковой крючок, навык, психология, методика, формирование навыков, образовательные учреждения МВД России, канцелярская кнопка, эксперимент.

PECULIARITIES OF FORMATION OF SKILLS OF MARKSMANSHIP OF THE CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA

© 2017

Afinogenov Timothy Petrovich, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, lecturer in «TSO and OP» Sinensky Vladimir Aleksandrovich, lecturer of the Department «TSO and OP» Far Eastern law Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, Vladivostok branch (690000, Russia, Vladivostok, street of Neibuta, 30, e-mail: [email protected])

Abstract. This topic addresses the issue of the practical formation of skills by the marksmanship in the process of training cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, since this skill is objectively considered to be one of the most important when carrying out their professional activities by ATS officers. First and foremost, the technique of shooting marks includes mental control over the trigger. Most cadets, because of uncontrolled (at the initial stage of training marks shooting) nervous tension, at the time of the shot make a sharp movement with the index finger, thereby «pulling» the trigger, which leads to the fact that they can not hit the target and perform the exercise. Performing training with a training weapon, all cadets manage to smoothly pull the trigger so that the weapon remains in a stationary position. However, once they perform the same exercises with combat weapons, the acquired skill is lost, since fear arises before the shot. In order to overcome this factor, we decided to switch the cadets' attention to psychological stress before the pain of the finger pricking. As such, we considered it possible to use in the learning process the usual clerical button attached to the trigger and conducted an experiment that gave its positive results.

Keywords: shooter, weapons, cadet, shooting, accuracy, fear of shooting, psychological stress, trigger, skill, psychology, methodology, formation of skills, educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, clerical button, experiment.

В настоящее время особое внимание привлекает тема практического формирования навыков меткой стрельбы в процессе обучения курсантов образовательных учреждений МВД России. Данный вопрос имеет значение для практической деятельности сотрудников ОВД МВД России при осуществлении служебных задач, ведь они вправе, а иногда и обязаны применять огнестрельное оружие для пресечения опасных противоправных действий граждан.

В связи с вышесказанным, необходимо отметить, что теоретическая разработка проблемы формирования навыков меткой стрельбы курсантов образовательных учреждений МВД России находится на достаточно высоком уровне. Свои труды в данной сфере посвятили такие ученые, как: Л.М. Вайнштейн [1], А.И. Шипин [2] и другие. Представленные авторы рассматривали вопрос о технике меткой стрельбы в общих чертах, например, правильная стойка, фокусировка зрения на мушке в прорези целика, удобный хват оружия и т.д.

Основная задача стрелка сделать каждый выстрел метким. Меткий выстрел достигается за счет кучности стрельбы и совмещения кучности в центре мишени. Меткая стрельба зависит от умения стрелка выполнять в едином процессе три основных действия, такие как прицеливание, то есть наведения и удержания оружия

в районе (точке) прицеливания, затаивание дыхания и спуск курка, то есть действий, связанных с нажимом на спусковой крючок.

Правильное нажатие на спусковой крючок играет большую роль для производства меткого выстрела, а также является главным показателем степени подготовленности стрелка. Вследствие чего, большинство ошибок стрельбы исключительно из-за неправильного спуска крючка. Даже ошибки в прицеливании и колебании оружия могут показать уместный результат, но вот ошибки спуска неизбежно приводят к промахам.

Одной из самых частых ошибок, которая появляется при производстве выстрела, - «дерганье», то есть не плавное, даже резкое, нажатие на спусковой крючок. Особенностью данного действия является то, что дерганье сопровождается напряжением групп мышц, в результате чего происходит резкое нажатие всей кистью правой руки на рукоятку пистолета, нажатием на спусковой крючок не прямо назад, а вбок. Данные действия приводят к смещению оружия в сторону, поэтому меткого выстрела не получится. Можно сказать, что чаще всего данная ошибка проявляется у начинающих, малотренированных стрелков, которые только учатся основам контроля спускового крючка или же выработали неправильный рефлекс нажатия на спусковой крючок.

248

Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

педагогические науки

Афиногенов Тимофей Петрович, Синянский Владимир Александрович ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МЕТКОЙ ...

Следует отметить, что если вовремя не обнаружить у стрелка данные ошибки, то они станут у него выработанным рефлексом при стрельбе, что приведет к отсутствию меткости. В дальнейшем же, придется приложить много сил и времени, что бы избавиться от выработанных вредных навыков.

Цель нашей работы заключается в обучении курсантов образовательных учреждений МВД России плавного нажатия на спусковой крючок для недопущения дергания кисти при производстве выстрела.

На наш взгляд, техника меткой стрельбы включает в себя, в первую очередь, умственный контроль за нажатием на спусковой крючок - важно - оно должно быть плавным. Главная проблема заключается в следующем: большинство курсантов вовремя стрельбы испытывают сильное психологическое напряжение, в момент выстрела делают резкое движение указательным пальцем, тем самым «дергая» спусковой крючок, что, соответственно, приводит к тому, что им не удается поразить мишень и выполнить упражнение.

Было обращено внимание на то, что, выполняя тренировки с учебным оружием, всем курсантам удается плавно нажать на спусковой крючок, чтобы при этом оружие осталось в неподвижном положении. Но как только они выполняют те же упражнения с боевым оружием, наработанный навык теряется. Данный факт свидетельствует о том, что курсанты не способны самостоятельно побороть страх перед выстрелом, и для этого им необходим определенный «стимул».

В качестве такового мы посчитали возможным применение в процессе обучения специального метода. Нами была использована обычная канцелярская кнопка, путем присоединения ее к спусковому крючку, и проведен эксперимент.

Мы взяли металлическую канцелярскую кнопку, напильником зачистили ее острый конец, и путем оплавления (также возможно при помощи суперклея) присоединили ее круглый корпус к спусковому крючку пистолета Макарова, направив запиленный конец в сторону спусковой скобы (рисунок 1, 2).

Затем мы отобрали 10 курсантов с наименее сформированным навыком меткой стрельбы и предложили им произвести прицельный выстрел из данной конструкции. Перед началом эксперимента они произвели выстрел с одной руки на расстоянии 20 метров от мишени, 2 из числа указанных курсантов поразили мишень. После этого они произвели выстрел из представленной нами конструкции также на расстоянии 20 метров от мишени, выполняя все условия эксперимента. Теперь 7 из числа выбранных курсантов поразили мишень. Данный эксперимент проведен 3 раза (число и непосредственно участвующие лица не менялись), во втором случае мишень поразили 6 курсантов, в третьем - 8 из 10.

Далее было произведено подобное исследование, однако было выбрано 5 курсантов, а расстояние до мишени - 30 метров. По окончанию стрельбы, при осмотре мишеней было обнаружено, что поражено 4 из 5 целей.

Суть исследования заключалась в том, чтобы курсант, в ходе стрельбы, думал исключительно о том, как произвести плавное нажатие на спусковой крючок, не акцентируя внимание, как стоит мушка в прорези целика и как попасть в мишень. Безусловно, в данном случае также вероятно нервное и психологическое напряжение перед болью укола пальца, однако оно будет подавлять страх выстрела, следовательно, курсант не будет думать о факторах, от которых не зависит меткая стрельба, а лишь о том, чтобы произвести плавное нажатие на спусковой крючок, в процессе чего не уколоть палец.

После проведения эксперимента, мы выяснили у испытуемых, не поранили ли они палец, а также помогла ли им данная методика для формирования навыка меткой стрельбы, и смогут ли они в следующий раз подтвердить свои результаты без применения данной конструкции. На данные вопросы мы получили следующие

ответы:

1. Ни один из испытуемых не поранил палец, так как кнопка была достаточно заточена для того, чтобы испытывать терпимые болевые ощущения, способствующие плавному нажатию на спусковой крючок;

2. Данная методика им помогла, а также мы видим это из результатов проведенного эксперимента;

3. По поводу дальнейшего применения данной методики мнения разделились: половина испытуемых посчитала, что в следующий раз смогут подтвердить свой результат без применения данной конструкции, другая половина высказала точку зрения о том, что одного раза не достаточно, и они бы хотели выработать навык меткой стрельбы путем систематического применения данной методики.

Рисунок 1 - Канцелярская кнопка, присоединенная к спусковому крючку пистолета Макарова.

Рисунок 2 - Пистолет Макарова с присоединенной к спусковому крючку канцелярской кнопкой.

Таким образом, мы пришли к выводу, что плавное нажатие на спусковой крючок во время стрельбы, действительно, является важнейшим фактором формирования навыка меткой стрельбы у курсантов образовательных учреждений МВД России, с возможностью применения приведенной нами методики, которая в ходе проведенного нами эксперимента дала положительные результаты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вайнштейн. Л.М. Оружие - пистолет: учебно -методическое пособие по стрельбе из пистолета / Л.М. Вайнштейн. - М.: Физкультура и спорт, 1998. С. 96.

2. Щипин А. И. Огневая подготовка в органах внутренних дел: учебно-методическое пособие/ И. А. Щипин, Н. В. Ковшов, Е. В. Шестопалова, Е. Ю. Дьякова. - Издание 2-е, исправленное и дополненное. - М.: Моск. Унив. МВД России, Издательство «Щит-М», 2005. С. 238.

Статья поступила в редакцию 01.11.2017

Статья принята к публикации 26.12.2017

Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21)

249

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.