Научная статья на тему 'Особенности формирования методики прогноза социально-экономического развития регионов России'

Особенности формирования методики прогноза социально-экономического развития регионов России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
206
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОБЛЕМНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГНОЗА / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА / SOCIO-ECONOMIC FORECASTING / METHODOLOGY OF FORECASTING / REGIONAL FORECAST / STRATEGIC PLANNING / PROBLEM FACTORS OF FORECAST / PRIORITIES FOR THE DEVELOPMENT OF THE NORTH-WESTERN FEDERAL DISTRICT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бельченко М.А., Оборина И.В.

В статье рассмотрены цели и задачи прогнозирования развития округов и субъектов Российской Федерации, а также некоторые методические особенности построения исследования: общие и специфические законы и принципы прогнозирования, этапы составления прогноза. Процесс влияния специфических факторов на особенности формирования прогноза авторы анализируют на примере Северо-Западного федерального округа (СЗФО)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF THE GUIDELINES FOR THE PROJECTION OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIAN REGIONS

In the article there are considered the goals and objectives of forecasting development of districts and regions of the Russian Federation, as well as some methodical features of the research: general and specific laws and principles of forecasting, stages of forecasting. It is analyzed the influence of specific factors on the features of the guidelines for the projection on the example of the North-West Federal District (NWFD)

Текст научной работы на тему «Особенности формирования методики прогноза социально-экономического развития регионов России»

УДК 332.122

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИКИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

Бельченко Марина Арнольдовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры экономики таможенного дела, к.э.н., e-mail: marina-spb-et@yandex.ru

Оборина Ирина Владимировна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, магистрант экономического факультета, e-mail: zoborina@yandex.ru

В статье рассмотрены цели и задачи прогнозирования развития округов и субъектов Российской Федерации, а также некоторые методические особенности построения исследования: общие и специфические законы и принципы прогнозирования, этапы составления прогноза. Процесс влияния специфических факторов на особенности формирования прогноза авторы анализируют на примере Северо-Западного федерального округа (СЗФО)

Ключевые слова: социально-экономическое прогнозирование; методология прогнозирования; региональный прогноз; стратегическое планирование; проблемные факторы формирования прогноза; приоритетные направления развития Северо-Западного федерального округа

SOME FEATURES OF THE GUIDELINES FOR THE PROJECTION OF SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIAN REGIONS

Belchenko Marina A.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of Department of Economics and Customs, PhD, e-mail: marina-spb-et@yandex.ru

Oborina Irina V.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Master's Degree Student of Economics Faculty, e-mail: zoborina@yandex.ru

In the article there are considered the goals and objectives of forecasting development of districts and regions of the Russian Federation, as well as some methodical features of the research: general and specific laws and principles of forecasting, stages of forecasting. It is analyzed the influence of specific factors on the features of the guidelines for the projection on the example of the North-West Federal District (NWFD)

Keywords: socio-economic forecasting; methodology of forecasting; regional forecast; strategic planning; problem factors of forecast; priorities for the development of the North-Western Federal District

> *

H

А

>

er X

E

hi

Я О

Е

е

п о

Cd

Е

М hi X X О S« Э

Н

X

И

S *

S

Для цитирования: Бельченко М.А., Оборина И.В. Особенности формирования методики прогноза социально-экономического развития регионов России // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 2 (66). С. 35-39.

Прогнозирование социально-экономического развития региона - индикативная основа для определения приоритетов такого развития, формирования стратегии и программ, установления инструментов и механизмов их реализации.

Прогноз социально-экономического развития региона состоит из комплексного прогноза и частных прогнозов отдельных отраслей и сфер. На всех уров-няхразработкикомплексногодинамическогопрогноза социально-экономического развития - федеральном, региональном, муниципальном - необходимо строить исследование на базе общих законов методологии прогнозирования с соблюдением главных принципов. В соответствии с законом системности, согласно которому анализируется взаимосвязь совокупности сложно направленных внутренних и внешних факторов, принцип системности (по содержанию не соответствующий закону) предполагает синтез всех компонентов системы. В качестве объекта прогноза регион как система - это совокупность следующих тесно взаимосвязанных макроподсистем [1]:

- инфраструктура обеспечения жизнедеятельности региона;

- отрасли производственной сферы (кроме АПК), формирующие валовой региональный продукт (ВРП);

- агропромышленный комплекс, лесное хозяйство, природные ресурсы;

- социальная сфера;

- финансово-экономическая сфера;

- федеральные, региональные, муниципальные органы власти в регионе (управленческий сектор).

В свою очередь, макроподсистемы включают от 4 до 8 подсистем, которые выделяют по принадлежности к отрасли экономики (промышленность, образование, транспорт, связь) или по предмету управления (персонал, финансы, инвестиции). Необходимость эффективного использования имеющихся и потенциальных ресурсов региона находит свое отражение в законе экономической целесообразности в соответствии с принципом государственного регулирования - прогнозные расчеты должны рассматривать реальные возможности государства. Закон композиции, предполагающий, с одной стороны, детальный подход к прогнозу, с другой - исключающий из рассмотрения «неосновные, непринципиальные, второстепенные» элементы и факторы, строится на принципе

согласованности, предполагающем взаимосвязь и со-подчиненность, то есть соблюдение строгой иерархии. Среди основных могут быть выделены следующие группы факторов:

- внешние факторы (выявляемые в результате 8ТЕР-анализа);

- внутренняя среда региона (Б'ЭДОТ-анализ);

- стадии жизненного цикла региона (зрелый, зарождающийся, быстрорастущий, стагнирующий);

- конкурентная позиция региона («лидер», «вторая роль», «быстроразвивающийся», «слабый», «бесперспективный»).

Принцип последовательности и непрерывности аналитических расчетов и принцип развития производственных отношений соответствуют закону онтогенеза, в соответствии с которым системам свойственны определенные прогнозируемые и регулируемые циклы, приобретающие предсказуемый характер и поддающиеся планированию. Здесь принцип развития определяет необходимость учета качественных изменений на прогнозируемом горизонте социально-экономического развития. Принцип последовательности увязывает оперативные, текущие, кратко-, средне-и долгосрочные экономические прогнозы и позволяет на основе непрерывности прогнозного анализа своевременно выявлять отклонения от планируемых ориентиров и, соответственно, вносить коррективы. Долгосрочный региональный прогноз, имеющий, как правило, десятилетний горизонт, тем не менее, разрабатывается один раз в пять лет. Среднесрочный (прогнозируемый период 3-5 лет) корректируется ежегодно. В ежегодный (краткосрочный) прогноз поправки должны вноситься оперативно. Коррективы эти выстраиваются по принципу адекватности соответствующих изменений в контролируемые государством факторы и условия с учетом принципа сбалансированности параметров элементов и системы в целом, тем более что прогнозы носят рекомендательный характер (принцип индикативности) и имеют несколько сценариев (принцип вариантности). Поскольку каждому субъекту территориальной социально-экономической системы присущи индивидуальные особенности и разный уровень реакции на факторы влияния, согласно принципу индивидуальности эти особенности должны учитываться в расчетах.

На наш взгляд, цель составления экономического прогноза для региона заключается не в «обосновании планов социального и экономического развития региона на основе постановки глобальных целей социальных нормативов качества жизни населения и выбора рациональных вариантов, исходя из имеющихся ресурсов» [1], но в выявлении возможных вариантов развития социально-экономических условий, вариантов, служащих базой для обоснования организационно-экономических мер плана (стратегии) развития территории. С одной стороны, связанный с индикативным планированием прогноз может являться предлагаемым вариантом действий для достижения желательного состояния, рациональных пропорций системы и/или отдельных ее элементов

(«телеологический прогноз», «нормативный прогноз»). В этом случае прогнозы предшествуют составлению концепций, стратегий, программ и планов развития регионов, являясь предварительным этапом их разработки. С другой стороны, прогноз, являющийся своеобразным инструментом контроля за исполнением намеченных индикаторов развития, можно рассматривать в качестве «предупреждения» о возможных направлениях такого развития, позволяющего корректировать меры государственного воздействия, в свою очередь, корректирующие социально-экономическую политику («генетический прогноз»). На основе синтеза нормативного и поискового методов прогнозирования выстраивается программно-целевое прогнозирование. Прогнозирование позволяет определить границы целей социально-экономического развития региона на основе предложенных альтернативных путей их достижения. Таким образом, прогнозирование как научное предвидение основывается «либо на анализе тенденций социально-экономического развития объекта за соответствующий период, либо на использовании нормативных расчетов» [2].

Существует несколько подходов к классификации значительного количества видов прогнозов. В частности, по признаку, лежащему в основе классификации, А.В. Самаруха выделяет 13 групп, включающих 59 видов прогнозов [3, с. 173-174].

Задачами, соответствующими цели прогноза, могут быть признаны следующие:

- выявление факторов влияния на динамику и направление социально-экономического развития;

- анализ влияния факторов на различных горизонтах планирования;

- установление границ риска, связанного как с внутренними, так и внешними факторами;

- выявление используемых и потенциальных ресурсов (и «антиресурсов») развития;

- оценка уровня эффективности использования ресурсов;

- определение специфических проблем внутреннего и внешнего генезиса;

- моделирование на основе многовариантного подхода путей развития отдельных элементов и всей системы с учетом динамики факторов и реакции субъектов региона;

- сопряжение сценариев развития территории с положениями социально-экономических программ более высокого уровня;

- оценка уровня вероятности возникновения и последствий развития возможных сценариев (пессимистичных, оптимистичных, реалистичных, оптимальных) с пониманием, «что с доминирующей вероятностью не будет реализован ни один из ... сценариев, но при любом возможном развитии реальных процессов фактическая траектория будет проходить между этими . направлениями» [4, с. 99].

Сам региональный прогноз рассматривают как системный анализ, включающий ряд этапов [5]:

Постановка цели.

1) Определение задач исследования.

2) Установление временных горизонтов.

3) Выбор методов прогнозирования, построение «дерева целей» и «дерева ресурсов».

4) Сбор и систематизация информации о регионе.

5) Синтез секторальных прогнозов (ресурсы, демография, инфраструктура, отрасли хозяйства и тому подобное).

6) Формирование основных параметров прогноза.

7) Построение предварительного прогноза.

8) Экспертная оценка и составление окончательного варианта.

«Под прогнозированием экономического развития региона понимается предвидение будущего состояния экономики, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определить направления развития регионального комплекса и его структурных составляющих» [6]. Собственно прогнозирование не «определяет направления развития региона», а предоставляет базисную информацию для стратегического планирования, в соответствии с которым формируются стратегические планы и программы регионального развития. «Стратегическое планирование - это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей и критериев управления, анализа проблем и среды, определения стратегических идей и конкурентных преимуществ, выбора сценариев и базовых стратегий развития, прогнозирования социально-экономического развития» [1].

Так, например, в качестве главной цели стратегического планирования развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 г. определено «устойчивое повышение благосостояния населения и сокращение различий в условиях жизни в субъектах Российской Федерации, расположенных на территории округа, на основе выбора наиболее эффективных приоритетов развития, модернизации экономической базы и активизации инвестиций, интеграции экономического пространства и межрегионального сотрудничества» [7, с. 241]. Существует ряд проблем, осложняющих формирование прогноза социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа. Нельзя не учитывать, что СЗФО на экономической карте России фактически представлен двумя экономическими районами: Северо-Западным и Северным. С учетом наличия еще и Калининградского полуэксклава необходимо отметить разнородность и «контрастность» социально-экономических характеристик, задач и проблем развития отдельных частей региона. В связи с этим трудно согласиться с положением о том, что «территория Северо-Запада представляет собой социально-экономическое пространство, являющееся общностью природно-экономических, демографических, геополитических и иных условий» [8, с. 6]. Всего в округе располагается 159 муниципальных районов, 40 городских округов и 1 497 муниципальных образований

поселенческого уровня [8, с. 6], слагающих значитель-нуюрегиональнуюасимметриювуровняхсоциально-э-кономического развития субъектов. Каждый из одиннадцати субъектов федерации, входящих в СЗФО, может быть отнесен к одному из четырех типов, различающихся системой расселения и размещения производств, особенностями инфраструктуры и освоения территории [9]. Первый тип территорий включает Вологодскую, Ленинградскую, Новгородскую и Псковскую области. Во втором - Архангельская, Мурманская области, республики Карелия и Коми, а также Ненецкий автономный округ. В составе территории третьего типа один город - Санкт-Петербург; четвертый тип представлен Калининградской областью.

Разрабатываемые до сих пор проекты развития строились на прогнозных исследованиях в рамках административных границ (субъектов Федерации или даже муниципальных образований). Вместе с тем корпоративные и ведомственные интересы резко ограничивали достоверность прогнозов, не считаясь с этими границами. В условиях ярко выраженной «мо-заичности» Северо-Запада прогнозы социально-экономического развития региона указывают на возможность небезопасной избирательной модернизации пока еще не сложившегося единого комплекса.

При составлении прогноза эволюции СевероЗападного федерального округа необходимо учесть характер и степень влияния негативных сторон существующих условий, в которых формируется современное состояние и потенциал развития региона. В то же время прогноз предполагает обозначение потенциальных проблем и угроз стабильного развития округа. Среди факторов сдерживающего воздействия и ограничения развития, в частности, можно выделить следующие.

Производственный потенциал представлен фондами, основная часть которых изношена и морально устарела: необходимо обновление производственного потенциала на новой научно-технической основе. Кроме того, требуется снижение удельного веса ТЭК, сырьевого сектора и предприятий военно-промышленного комплекса в валовом региональном продукте за счет опережающего роста сферы услуг и высокотехнологичных отраслей гражданского сектора.

Актуальны вопросы демографического потенциала и трудовых ресурсов: сокращение доли лиц трудоспособного возраста и численности представителей рабочих и инженерно-технических профессий; сокращение сельского и сельскохозяйственного населения; недостаточный уровень контроля за иммиграционными потоками. В сфере природ-но-ресурсного потенциала - усиленная антропогенная нагрузка на экосистемы округа в условиях замедленного естественного воспроизводства природной среды; необходимость значительных мероприятий по восстановлению и более эффективному использованию сельхозугодий и лесных ресурсов; минимизация административных барьеров и снижение стоимости освоения земельных участков для реализации

инвестиционных проектов и развития инфраструктуры; организация социально-экономических процессов на территориях, практически не пригодных для ведения хозяйственной деятельности. Инфраструктурный потенциал, уровень насыщенности которым выше среднероссийского, отличается крайне неравномерным размещением по территории округа. Проблемой социальной обустроенности является чрезмерная концентрация социальных объектов в крупных населенных пунктах. На большей части территории региона соответствующие показатели существенно уступают среднероссийским. В аспекте сохранения и развития культурно-исторического потенциала необходимо решение проблемы защиты исторических центров, памятников архитектуры от нерегулируемого нового строительства. Среди геополитических и геоэкономических проблем: полуэксклавное положение Калининградской области; освоение континентального шельфа и Арктической зоны Российской Федерации, в том числе и развитие Северного морского пути; недостаточный уровень развития международных транспортных коридоров, проходящих по территории СЗФО; активизация военно-политической деятельности зарубежных стран (блоков) у северо-западных границ Российской Федерации.

Как отмечалось выше, на региональном уровне прогноз необходимо строить на базе общих законов методологии прогнозирования с соблюдением общих главных принципов. Кроме того, разработка прогнозных исследований вариантов развития СЗФО должна опираться на специфические взаимодополняемые принципы, имеющие первостепенное значение для формирования единого комплекса на этой территории. В составе функциональной структуры социально-экономического комплекса округа находятся следующие группы хозяйствующих субъектов: отрасли и комплексы международной специализации; отрасли и комплексы внутрироссийской специализации; хозяйство, ориентированное на локальные рынки, формирующиеся в рамках субъектов РФ и межрегионального обмена. В связи с этим, согласно принципу синергии (комплементарной эффективности), неэффективные с локальной точки зрения, но имеющие стратегическое значение для Северо-Запада проекты, должны быть поддержаны на уровне СЗФО, «чтобы обеспечить существенный рост общей, а через это - и локальной экономической эффективности» [9]. В соответствии с принципом системной инновации уровень и эффективность воздействия определяется не масштабами проектов, а системным воздействием на комплекс социально-экономических процессов, протекающих на Северо-Западе. Вместе с тем эти проекты должны быть очерчены реальными временными рамками и обеспечены точно рассчитанными ресурсами (принцип реалистичности проектов), а также согласованы с другими проектами в аспектах взаимодополняемости, исключения дублирования и отсутствия негативного влияния (принцип мобилизации и мультипликативности; принцип сочлененности и синхронизации проектов).

Для СЗФО в прогнозировании весьма актуален учет принципа трансграничности проектов. И не только из-за недопустимости построения прогнозных исследований лишь в рамках административных границ, но и по причине геоэкономического положения региона. Активная экономическая позиция при формировании прогнозов предусматривает «вынос границы» проектов за пределы и административных, и даже государственных границ.

Среди приоритетных направлений развития Северо-Западного макрорегиона, которые должны быть учтены при составлении общего социально-экономического прогноза в рамках базового (целевого) развития ситуации, можно выделить следующие [7, 8, 9]:

- освоение районов Крайнего Севера в процессе реализации Стратегии развития Арктической зоны (площадь примыкающей к Северо-Западному федеральному округу Арктической зоны - 1,5 млн кв. км);

- модернизация и инновационное развитие базовых секторов экономики всего СЗФО и отдельных входящих в него субъектов РФ [8, с. 15];

- мегапроект энергопользования и сокращения энергоемкости экономики федерального округа;

- развитие внешнеэкономических связей России и привлечение зарубежных инвестиций (в Стратегии развития СЗФО функция обеспечения внешнеэкономических связей России с Европейским союзом и рядом других регионов мира определена в качестве главной [8, с. 6]);

- комплексное развитие приморских территорий и прибрежных акваторий (в том числе и в соответствии со Стратегией развития морской деятельности Российской Федерации на период до 2030 г.);

- формирование институциональной инфраструктуры инновационной экономики;

- восстановление сельскохозяйственного производства и сельхозугодий;

- модернизация лесопромышленного комплекса за счет углубления переработки леса, расширения лесозаготовок и сети лесовозных дорог на периферийных территориях, оптимизации структуры экспорта лесопродукции;

- возрождение гражданского судостроения;

- создание системы производственных кластеров;

- мегапроект «Калининград»;

- выстраивание мультикультурных коммуникаций;

- развитие человеческого капитала, привлечение населения для проживания в регионе на постоянной основе с адаптацией его к местным условиям, сокращение доли иногородних работников, занятых на временных работах;

- активизация депрессивных территорий (на Северо-Западе с конца 90-х гг. к 2011 г. были закрыты школы почти в 2 000 населенных пунктах, а также ликвидированы более 500 учреждений медицинского обслуживания);

- поддержание национальной безопасности страны в соответствии с положениями Стратегии

обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

- формирование в округе базы модернизации и инновационного развития экономики Российской Федерации, создание условий для развития высокотехнологичных импортозамещающих отраслей обрабатывающей промышленности, восстановление значения Санкт-Петербурга в качестве ведущего центра научно-технического прогресса. Последнее, из перечисленных выше приоритетных направлений развития СЗФО, имеет поистине фундаментальное значение в связи с тем, что округ, обладая мощным научно-техническим потенциалом, выраженной инновационной спецификой производства, выделяется рядом конкурентных преимуществ, по сравнению с другими макрорегионами России. Научные учреждения, расположенные на Северо-Западе, относятся к трем региональным научным центрам РАН (Санкт-Петербургскому НЦ РАН, Кольскому НЦ РАН, Карельскому НЦ РАН) [10, с. 24]. Вследствие этого важную стратегическую роль при формировании документов комплексного социально-экономического развития СЗФО имеют прогнозные исследования и составленные на их основе программы долгосрочного развития науки, техники и технологий в регионе. Программы должны носить именно долгосрочный характер и, соответственно, предшествующие им прогнозы - иметь значительные временные горизонты, что определяется необходимостью постановки цели, разработке содержания и ресурсного обеспечения инновационного развития с учетом смены технологических укладов и того факта, что цикл «исследование - разработка -производство - внедрение» составляет 7-8 и более лет. И если в США, Японии, Китае, ЕС такие прогнозные горизонты, составляющие 25-30 лет, позволяют создавать программы и бюджеты в этой сфере на 1520 лет, то в Российской Федерации, в государственном секторе научных изысканий, прогноз ограничен 1-3 годами, что обусловлено жесткими рамками бюджетного процесса [10]. В СЗФО стратегические приоритеты инновационного, научно-технического развития определены более глубокими прогнозными исследованиями, что находит свое отражение в таких общих регламентах, как «Стратегия развития комплекса "Наука - Образование - Инновации" Северо-Западного федерального округа России до 2030 года» и «Комплексная научно-техническая программа СЗФО РФ до 2030 года». Эти документы определяют основу построения региональной социально-экономической политики региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прогнозное исследование регионального развития строится на основе общих законов методологии прогнозирования с соблюдением главных принципов. Но обусловленный огромным разнообразием региональных особенностей учет специфических условий формирует различный методологический подход к формированию прогноза. «Очевидно, что автоматическое перенесение национальных индикаторов на региональный уровень неправомерно по целому ряду оснований» [4, с. 97]. Тем не менее, новая

парадигма развития национальной экономики, заключающаяся в усилении влияния инновационных факторов и необходимости перехода во всех сферах к более высоким технологическим укладам, определяет особое место долгосрочных прогнозов, служащих основой для разработки концепций, стратегий и программ для всех регионов страны.

Библиографический список:

1. Львов Д.С., Гранберг А.Г., Егоршин А.П. Стратегическое планирование на региональном уровне. URL: http:// docplayer.ru/26112011-Strategicheskoe-planirovanie-na-regionalnom-urovne-po-d-s-lvovu-a-g-granbergu-a-p-egorshinu.html (дата обращения: 10.03.2018).

2. Шевчук Д.А. Прогнозирование регионального развития. Экономическая теория. Конспект лекций. 2009. URL: https://economylit.online/teoriya-economiki/ prognozirovanie-regionalnogo-razvitiya-25658.html (дата обращения: 01.04.2018).

3. Самаруха А.В. Прогнозирование регионального развития при переходе России на инновационную модель экономики. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2013. 240 с. (дата обращения: 02.03.2018).

4. Селин В.С. Роль прогнозирования в формировании стратегии регионального развития. Региональные проблемы. URL: https://ecfor.ru/wp-content/ uploads/2009/fp/6/08.pdf (дата обращения: 14.03.2018).

5. Зинатуллина О.Н. Концепции и прогнозы территориального развития. Основы региональной политики. URL: http://www.course-info.narod.ru/e-RegionalPolicy/ data/4_2.htm (дата обращения: 17.02.2018).

6. Корнилов Д.А., Моряшова Ю.А., Соколова Д.А. Экономическое прогнозирование в регионах // Иннов: электронный научный журнал. 2011. № 3 (8). URL: http://www.innov.ru/science/economy/ekonomicheskoe-prognozirovanie-v-re/ (дата обращения: 17.02.2018).

7. Ходачек А.М. Стратегическое развитие Северо-Западного федерального округа // Проблемы современной экономики. 2012 № 1. С. 241-243. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-razvitie-severo-zapadnogo-federalnogo-okruga (дата обращения: 17.02.2018).

8. Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года. URL: http://textarchive.ru/c-2936504-pall. html (дата обращения: 10.02.2018).

9. Доктрина развитияСеверо-ЗападаРоссии. Проект «Разработка контуров социально-экономической стратегии Северо-Запада России». Центр Стратегического Развития «Северо-Запад». СПб. 2001. URL: http://csr-nw.ru/ projects/2001/doktrina_razvitiya_severozapada_rossii_ rasshirennaya_versiya/ (дата обращения: 27.02.2018).

10. Кузнецов С.В. Стратегия научно-технического развития Северо-Запада как инструмент региональной политики // Экономика региона № 3. 2011. С. 23-28 URL: http://economyofregion.ru/Data/Issues/ER2011/ September_2011/ERSeptember2011_39_54.pdf (дата обращения: 17.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.