Научная статья на тему 'Социально-экономический прогноз развития Ленинградской области как основа стратегического планирования региона'

Социально-экономический прогноз развития Ленинградской области как основа стратегического планирования региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
557
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / FORECAST OF REGIONAL SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / STRATEGIC PLANNING / STRATEGY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / REGIONAL ECONOMIC POLICY / CLUSTER APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бельченко М.А.

В статье рассматриваются особенности формирования прогноза социально-экономического развития Ленинградской области. Автор формулирует критические замечания в отношении содержания, процесса формирования и факторов неопределенности основных параметров прогноза социально-экономического развития Ленинградской области на 2019-2024 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL SOCIO-ECONOMIC PROJECTIONS FOR THE LENINGRAD REGION DEVELOPMENT THROUGH THE REGIONAL STRATEGIC PLANNING

The article discusses the features of the formation of the socio-economic development forecast in the Leningrad region. The author formulates critical remarks concerning the content, process of formation and the uncertainties of the input parameters of the forecast for social and economic development of the Leningrad region for 2019-2024

Текст научной работы на тему «Социально-экономический прогноз развития Ленинградской области как основа стратегического планирования региона»

УДК 338.984

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ОСНОВА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНА

Бельченко Марина Арнольдовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры экономики таможенного дела, к.э.н., доцент, e-mail: marina-spb-et@yandex.ru

В статье рассматриваются особенности формирования прогноза социально-экономического развития Ленинградской области. Автор формулиру-еткритическиезамечаниявотношениисодержания, процесса формирования и факторов неопределенности основных параметров прогноза социально-экономического развития Ленинградской области на 2019-2024 гг

Ключевые слова: прогноз социально-экономического развития региона; стратегическое планирование; стратегия социально-экономического развития; региональная экономическая политика; кластерный подход

REGIONAL SOCIOECONOMIC PROJECTIONS FOR THE LENINGRAD REGION DEVELOPMENT THROUGH THE REGIONAL STRATEGIC PLANNING

Belchenko Marina A.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of Department of Economics and Customs, PhD, Docent, e-mail: marina-spb-et@yandex.ru

The article discusses the features of the formation of the socio-economic development forecast in the Leningrad region. The author formulates critical remarks concerning the content, process of formation and the uncertainties of the input parameters of the forecast for social and economic development of the Leningrad region for 2019-2024

Keywords: forecast of regional socio-economic development; strategic planning; strategy of socioeconomic development; regional economic policy; cluster approach

Для цитирования: Бельченко М.А. Социально-экономический прогноз развития Ленинградской области как основа стратегического планирования региона // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 1 (69). С. 55-60.

Об относительном благополучии установления горизонтов развития Ленинградской области посредством разработки прогнозов и социально-экономических программ свидетельствует тот факт, что в рейтинге субъектов Российской Федерации по значению «Индекса готовности к будущему» (по данным 2016 г.) регион на 19 месте*. По одному из трех показателей этого рейтинга -«Дальность горизонта планирования региональных стратегий социально-экономического развития» - область числится среди лидеров. И если Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1] был принят лишь в 2014 г., то в Ленинградской области аналогичный региональный закон действует с 2006 г.

Анализ директивных документов различных уровней показал, что на протяжении текущего десятилетия до последнего времени прогнозы и перспективы развития Ленинградской области одновременно определялись (и определяются) индикаторами, установленными в 25 регламентах: от рекомендательных и (индикативных) до обязательных к исполнению. Учтены только документы, относящиеся к трем ступеням региональной иерархии; кроме того, существуют ведомственные,

* Индекс готовности к будущему» представляет собой агрегированную оценку качества стратегического управления на региональном уровне [110, с. 66-67].

муниципальные, отраслевые прогнозы и проекты. В дополнение к этому, в соответствии с законом о стратегическом планировании [1], к концу 2017 г. правительство РФ планировало разработать стратегию социально-экономического развития на долгосрочный период до 2035 г. [2]. Однако до сих пор (по данным на ноябрь 2018 г.) на сайте Государственной автоматизированной информационной системы «Управление» всего лишь... обсуждается проект «Россия будущего: 2017-2035», несмотря на то, что идет последний квартал второго года «проекта». Одновременно на сайте Центра стратегических разработок представлена лишь краткая версия «Стратегии развития страны 2018 - 2024» [3]. Можно предположить, что юридическое закрепление новых документов, активизирует «принцип домино», который проявится в лавинообразном увеличении внесенных корректировок и появлении новых прогнозов и программ социально-экономического развития в регионе. Что в условиях дефицита времени и специалистов сказывается на качестве проведения прогнозных исследований. Длительный же процесс разработки, как правило, приводит к необходимости оперативного пересмотра показателей социально-экономического развития, определяемых динамичными переменными, либо вовсе лишает прогноз (программу) актуальности. На наш взгляд, серьезные проблемы возникают не только в достижении показателей, сверстанных в соответствии

> *

Н

А

>

сг X

Е

Ь1

Я ъ

о

БЛЕ Е

п о

оз ъ

hi М

Е

X X

о

S« Э

КОН

X

о М

S *

S

с прогнозными оценками программ, но и в процессе формирования самих программ и прогнозов именно в связи с частой сменой установленных на перспективный период ориентиров при, как правило, досрочном прекращении действия предыдущих.

Автор не проводит анализа основных положений прогноза социально-экономического развития Ленинградской области, тем не менее, формулирует некоторые критические замечания в отношении процесса формирования факторов неопределенности и самого содержания среднесрочного прогноза региона на 2019-2024 гг.

Министерство экономического развития России 18 июля 2018 г. своей директивой [4] поручило органам исполнительной власти субъектов РФ разработать на вариативной основе прогноз социально-экономического развития страны на 2019-2024 гг. по видам экономической деятельности, секторам, сферам экономики и направлениям развития. К письму прилагалось «Краткое описание базового сценария прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 г.» [5]. Прогноз был составлен во исполнение Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» [6]. Удивление вызывает тот факт, что прогнозные исследования были проведены всего за два месяца: указ был подписан 7 мая, а прогноз составлен к 12 июля. Всего через три недели в Ленинградской области поручение Минэкономразвития было выполнено - прогноз «разработан с учетом ... перспективной экстраполяции с применением метода экспертных оценок, корреляционного анализа и балансового метода» [7]. Это при том, что согласно пункту 2.3 Постановления Правительства Ленинградской области «О порядке разработки и корректировки прогнозов социально-экономического развития Ленинградской области...» [8], разработка прогноза на среднесрочный период должна осуществляться в три этапа:

- разработка основных параметров прогноза;

- разработка прогноза на среднесрочный период;

- разработка уточненного прогноза.

Так, 8 августа 2018 г. на сайте Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области было опубликовано извещение о проведении в течение 11 дней (с 9 по 19 августа) общественного обсуждения проекта прогноза социально-экономического развития Ленинградской области на период 2019-2024 гг. И уже 22 августа 2018 г. появилась «Справка о результатах общественного обсуждения» [5]; как зафиксировано на сайте Государственной автоматизированной информационной системы «Управление»: «В ходе общественного обсуждения предложения не поступали» [2]. Практика показывает: на подготовку региональных прогнозов и стратегий требуется около 1-1,5 года работы с привлечением значительных бюджетных средств. При этом в июле 2018 г. были

внесены изменения в областной закон «О стратегическом планировании в Ленинградской области», а с момента утверждения Распоряжения Правительства Ленинградской области № 531-р «Об одобрении прогноза социально-экономического развития Ленинградской области на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 годов» не прошло и одного года (от 17.10.17) [9].

На наш взгляд, приведенные факты вступают в диссонанс с выводами «Аналитического доклада по результатам мониторинга реализации Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В докладе, в частности, говорится: «Документы планирования и программирования на региональном уровне - самый трудоемкий вид документов, который требует привлечения максимального числа государственных гражданских служащих и специализированных организаций из числа государственных бюджетных учреждений (включая НИИ и высшие учебные заведения) и коммерческих организаций различных форм собственности. При этом работа существенно осложняется необходимостью гармонизировать региональные схемы территориального планирования, с одной стороны, с федеральными документами этого блока, актуальность и наличие которых не обеспечены в полной мере; с другой - с муниципальными документами, количество которых исчисляется многими сотнями: схемы территориального планирования муниципальных образований, генпланы муниципальных районов, внутригородских территорий городов федерального значения, городских округов» [10, с. 100].

Успешное исполнение региональных проектов, программ, стратегий, безусловно, строится на данных прогнозных исследований с учетом выявленных, с одной стороны - сильных сторон и возможностей, с другой - слабых сторон и угроз. В конечном итоге, значение прогноза социально-экономического развития Ленинградской области на 2019-2024 гг. заключается в том, что он является неотъемлемой координирующей частью организации мероприятий по реализации второго этапа «Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года» [11] на ближайшие шесть лет. (Необъясним тот факт, что в публикациях, в том числе и официальных, прогноз «2019-2024 гг.» называется «пятилетним», хотя охватывает шесть лет: 2019, 2020, 2021, 2022, 2023, 2024 гг.).

По мнению автора, в прогнозе развития Ленинградской области необходимо акцентировать внимание на потенциальных и осуществляемых совместно с Санкт-Петербургом программах и проектах. До сих пор не потерял своей актуальности обсуждавшийся проект формирования единого субъекта федерации «Невский край». По прогнозам, в ближайшие 10-15 лет в России больше 60 % всего прироста добавленной стоимости будет формироваться в зонах влияния крупнейших агломераций [12, с. 90]. Некоторые «сильные стороны»

и «возможности» Ленинградской области в значительной степени детерминированы наличием Санкт-Петербургской агломерации. И вместе с тем, влияние «слабых сторон» и «угроз» может быть существенно снижено аддитивным и синергети-ческим эффектами сотрудничества двух субъектов. Тесная и неразрывная связь социально-экономических комплексов области и мегаполиса подтверждена и «Концепцией комплексного развития территорий Ленинградской области, прилегающих к границам Санкт-Петербурга». Некоторые как положительные, так и отрицательные агломерационные социально-экономические эффекты возникают автоматически. Поэтому в рамках прогнозирования и планирования развития полицентрической субагломерации Ленинградской области, необходимо предусмотреть и максимизировать потенциальные положительные эффекты и нивелировать возможные отрицательные.

В прогнозе развития Ленинградской области на 2019-2024 гг. необходимо усилить акцент на ускоренном развитии «полюсов роста». Здесь уместна некоторая аналогия с общероссийским малоэффективным опытом «выравнивающей» политики развития «регионов-реципиентов», в которых «не происходит опережающего развития слабых территорий при значительных вложениях в их экономическую инфраструктуру. При этом остаются недофинансированными территории, которые заведомо способны внести наибольший вклад в экономический рост, что, как следствие, тормозит развитие страны» [12]. Развитие традиционных и выявление потенциальных региональных точек роста опережающего социально-экономического развития в последние годы связывается с применением кластерного подхода. Кластерные цепочки добавленной стоимости, находящиеся под влиянием инструментов региональной экономической политики (система образования, транспортная инфраструктура, субсидирование, рисковые проекты, региональные особые экономические зоны), должны стать локомотивом социально-экономического развития всей Ленинградской области, в которой реализуются 11 кластерных инициатив.

Областной прогноз, представленный к обсуждению (как и федеральный, предложенный регионам в качестве базы прогнозирования в субъектах), содержит преимущественно лишь количественную информацию по типовому перечню агрегированных показателей (валовой региональный продукт (ВРП), численность населения, выпуск продукции по отраслям экономики, индексы-дефляторы и т.д. [13]). В прогнозе нет развернутых аналитических обоснований, выводов и оценок, которые могли бы послужить аргументами при обсуждении проекта. Вероятно, это стало одной из причин отсутствия предложений. Вместе с тем, в качестве одного из достоинств прогноза, необходимо отметить - при объяснимых ограничениях объема пояснительной записки - наличие информации

по конкретным промышленным объектам (Раздел 2. «Промышленное производство») [7], а также перечня наиболее значимых инвестиционных проектов («4. Инвестиции»). В то же время, рассмотрение «традиционных» критических замечаний, высказываемых специалистами в адрес аналогичных прогнозов, позволило выявить важную «хроническую» недоработку: отсутствие информации по инвестиционным проектам и конкретным объектам производственного и социального назначения. Так и в прогнозе Ленинградской области отсутствует «конкретика» по разделам «3. Сельское хозяйство и рыбохозяйственный комплекс» и «5. Строительство». (Причем, информации, по «анонсированному» в соответствующем разделе рыбохозяйственно-му комплексу, нет вовсе).

Анализ, относительно недавно опубликованной «Пояснительной записки по основным параметрам прогноза социально-экономического развития Ленинградской области на 2019-2024 гг.» [7], позволяет предположить, что представление о перспективе формировалось с учетом небольшого числа факторов, которые могут изменить ситуацию на отличную от привычной, на основе экстраполяции которой и строился прогноз. Что свидетельствует: прогнозная деятельность остается на этапе применения инерционных моделей.

Пояснительная записка столь малого объема не может отразить, насколько учтены взаимосвязи и взаимозависимости отдельных секторов экономической и социальной сфер. Тем не менее, аналитики, в частности, заметили [14], что ставка, сделанная (в прогнозе) на значительный рост производства потребительских товаров (лекарственных средств, медицинских материалов, текстиля, резиновых и пластмассовых изделий, одежды) при незначительном росте заработной платы, натолкнется на ограничения со стороны спроса. Вместе с тем, возможный в связи с появлением «излишков» рост поставок в регионы или на внешний рынок, в документе никак не отражен. В отсутствие комментариев, сложно предположить насколько при формировании прогноза учитывалось влияние на различные социально-экономические параметры внешних факторов, связанных с осложнением геоэкономической и геополитической ситуации.

В пояснительной записке по параметрам прогноза развития Ленинградской области отсутствует раздел «Наука и технологии». При этом по показателю «Численность студентов, обучающихся по программам высшего образования на 10 000», область лишь на 83 месте (из 85 субъектов федерации) [15], а в рейтинге «Инновационное развитие регионов» - на 44 месте по данным 2016 г. и на 53 - в 2015 г. [16]. В рейтингах (2015 г.) «Научно-технический потенциал» - 59 место, «Кадры науки» - 83, «Результативность инновационной деятельности» - 65 [17, с. 124]. Вместе с тем, на взгляд автора, в рейтингах, отражающих формализованный подход, таких как: «Наличие стратегии

инновационного развития региона», «Наличие в схеме территориального планирования выделенных зон приоритетного развития инновационной деятельности», «Наличие специализированной программы или комплекса мер государственной поддержки развития инноваций» и «Наличие специализированных координационных органов по инновационной при высшем исполнительном органе государственной власти субъекта», Ленинградская область - всероссийский лидер [17, с. 125].

Расходы бюджета на 2018-

2020 гг. отражены в прогнозе с учетом периода действия распоряжений Губернатора Ленинградской области от 27.10.2014 г. и 09.06.2015 г. [18]. Однако, в тот период, не было ни областной «Стратегии -2030», ни указа Президента от 07.05.2018 г. № 204, согласно которому по распоряжению Министерства экономического развития [4] и вносились настоящие изменения в соответствии с базовым сценарием прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 г. [5]. Кроме того, в прогнозе, рассчитанном до 2024 г., изменение динамики общего объема расходов обусловлено сроками выполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606, то есть до 2020 г.

На наш взгляд, в силу того, что главная функция Северо-Западного федерального округа (СЗФО) -«обеспечение внешнеэкономических связей России с Европейским союзом и рядом других регионов мира» [19], развитие всего федерального округа в значительной степени будет зависеть от геоэкономических и геополитических факторов. В полной мере это относится и к Ленинградской области, в которой стоимость экспортных поставок в страны дальнего зарубежья в 13 раз превышает стоимость экспортных поставок в страны СНГ [7, с.16]*. Ленинградская область - участник программ приграничного сотрудничества Ассоциации европейских приграничных регионов, в частности, программы трансграничного сотрудничества «Интеррег. Регион Балтийского моря». Показательно, что около 77 % экспорта Ленинградской области приходится на нефтепродукты и продукцию химической промышленности (2017 г. [7, с. 16-17]). Однако, в Разделе 6. «Внешнеэкономическая деятельность» пояснительной записки нет никакой «обнадеживающей» прогнозной информации по модернизации далеко не передовой товарной структуры экспорта - приведены лишь статистические параметры прогноза, а упоминания о таких актуальных направлениях, как импортозамещение, локализация, диверсификация направлений экспортно-импортных потоков и вовсе отсутствуют. Указывается лишь на рост экспорта в связи с «реализуемым Правительством Российской Федерации комплексом мер по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204, направленных на расширение несырьевого неэнергетического

* По подсчетам автора, в целом по стране этот параметр составляет примерно 8:1

экспорта» [7, с. 18]; а также, по существу, повторяется: «в структуре экспорта сохранятся тенденции увеличения доли экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью» - без какой-либо конкретизации этих положений [7, с. 19]. Также как и по вопросу изменения географической структуры внешней торговли: «. ожидается продолжение тенденции ориентации географии экспорта Ленинградской области на страны Азиатско-Тихоокеанского региона» [7, с.19]. (Уместно напомнить, что в этом регионе размещаются активные участники санкционного давления на Россию: США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия). В разделе «Внешнеэкономическая деятельность» даже не обозначены вопросы взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза и приграничного сотрудничества. В качестве конкурентного преимущества, учитывая экономико-географическое (геоэкономическое) положение Ленинградской области, нельзя обойти тему разработки «совместных стратегий развития приграничных регионов для эффективного позиционирования себя на внешних рынках и снижения негативных последствий глобальной нестабильности» [12, с. 76].

Кроме того, на наш взгляд, в новый прогноз социально-экономического развития Ленинградской области (2019-2024 гг.) необходимо внести положения, касающиеся выявления потенциальных рисков как эндогенного, так и экзогенного генезиса и оперативного реагирования на их возникновение. По мнению автора, несколько искусственное конструирование Северо-Западного федерального округа как единого хозяйственного организма, находит свое отражение и в отсутствии прогноза межрегионального сотрудничества в рамках этого макрорегиона. Более того, прогноз не содержит абсолютно никакой информации по перспективам взаимодействия Ленинградской области с другими регионами Российской Федерации.

Учитывая, что коэффициент миграционного прироста оценочно составит в 2018 г. около 1,4-1,5 %, а коэффициент естественного прироста населения является отрицательным (около 0,63 %) [7, с. 28-29], автор полагает, что в областном прогнозе на 2019-2024 гг. недостаточное внимание уделено миграционным вопросам как с экономической стороны, так и с социальной. Тем более прогноз «предполагает», что в 2019 г.: «Интенсивность миграционного прироста сократится до 19,0 тыс. чел. на 10 000 населения», и далее: «Коэффициент миграционного прироста по прогнозу составит в 2024 г. 12,7 тыс. чел. на 10 000 населения» [7, с. 28-29]. Если верить такому прогнозу, то только в 2019 г. в Ленинградскую область переедут почти 3,5 млн мигрантов, а в 2024 г. - еще почти 2,3 млн. А есть еще «поступления» и в 2020 - 2023 гг. И это при современной численности населения региона в 1,8 млн человек. Налицо - явная небрежность оформления официального документа регионального уровня, являющегося элементом формирования федеральных прогнозов и программ.

Заметен излишний оптимизм в определении некоторых будущих параметров социально-экономического развития области, что в значительной степени определено стремлением следовать индикаторам, выставленным в документах федерального уровня. К сожалению, как показывает практика, существуют примеры «подгонки под желаемый ответ» содержания прогнозов и программ как регионального, так и федерального уровней без достаточно полного учета влияния потенциальных факторов влияния. По мнению автора, обновленные «в пожарном порядке», в соответствии с очередной директивой федерального уровня, прогнозы не могут носить абсолютно объективный характер, так как в значительной степени детерминированы давлением «со стороны власти, руководствующейся преимущественно соображениями политической целесообразности и исходящей из соображений "как хотелось бы", а не из реальных экономических условий» [20, с.13].

Но вместе с тем, аналитики отмечают, «что составители прогноза подошли к делу достаточно ответственно и заложили в него реальные ориентиры, не поддавшись популистским мотивам» [14]. И по сравнению с прогнозом, составленным в 2015 г. [21] на тот же период, настоящий прогноз оказался менее амбициозным и в большей степени отвечающим современным условиям, внутренним и внешним факторам развития. (Так, объем валового регионального продукта (ВРП) к 2018 г. за пять лет по базовому сценарию должен увеличиться на 11,9 % (15,2 %*), по целевому («оптимистичному») — на 16,8 % (23,3 %); прирост промышленного производства на 17 % (11,8 %) и 19,1 % (22,1 %) соответственно. Предположительно индекс производства в строительной сфере увеличится на 5,8 % (14,7 %) и на 9,1 % (25,9 %). Прогнозируется, что номинальная начисленная среднемесячная заработная плата вырастет до 62,26 - 64,3 тыс. руб. (80,93 - 85,87 тыс. руб.) [21].

Формирование прогноза развития Ленинградской области (как и любого региона) невозможно без детального анализа современного состояния объекта социально-экономического прогнозирования. Регион, находящийся в группе «Регионы - «полюсы роста», имеет достаточно надежный фундамент для формирования - на базе прогноза - стратегии устойчивого развития. При этом важен учет принадлежности Ленинградской области к когорте «доноров», поскольку это вносит существенные поправки в определение уровня социально-экономического развития территории. Что обусловлено детерминированностью состояния экономики почти исключительно внутренними особенностями региона, зависимостью уровня социального развития не только от экономических и социальных факторов регионального генезиса, но и от действий федеральной власти, направленных на поддержание

По предыдущему прогнозу: сентябрь 2015 г.

приемлемого уровня социальном защиты и не связанных с результативностью работы в регионах. И в процессе составления экспертного заключения по итогам SWOT-анализа необходимо учитывать: нельзя пытаться сугубо «математически» объединять в одних параметрах показатели социального и экономического развития региона. Экспертные оценки положения Ленинградской области на основе SWOT-матрицы, скоординированные с целями и задачами ранее разработанных программ развития, позволяют выявить возможности и пути преодоления или устранения слабых сторон для снижения угроз и рисков, а также определить потенциал расширения внутренних возможностей и снижения угроз на основе использования региональных преимуществ.

Сложнейшими задачами формирования и корректировки прогноза социально-экономического развития региона является синхронизация целевых блоков документов прогнозирования и стратегического планирования на федеральном уровне, уровне СЗФО, уровне Ленинградской области и перманентный мониторинг соответствия в меняющихся условиях, в том числе и в связи с появлением новых регламентов развития. Выявленные несоответствия и противоречия позволят осуществить своевременную координацию прогнозных показателей и программируемых действий в рамках общих временных горизонтов с учетом взаимодетерминированных связей объектов исследования и регламентации. Что, в свою очередь, сделает более реалистичными принимаемые планы социально-экономического развития.

Продолжительность периода, отведенного на обсуждение нового прогноза социально-экономического развития Ленинградской области, как и «нулевой» результат этого обсуждения, являются косвенным подтверждением того, что качество регионального социально-экономического прогнозирования не соответствует прагматическим интересам бизнеса, который готов принять активное участие в разработке, но только лишь на основе более совершенного методического инструментария. Принятый в срочном порядке «Прогноз социально-экономического развития Ленинградской области на 2019-2024 гг.», в обозримом будущем потребует внесения поправок даже при отсутствии поступления новых «вышестоящих» регламентов. Анализ среднесрочного «Прогноза социально-экономического развития Ленинградской области на 20192024 гг.» позволил установить необходимость внесения в документ коррективов как в содержание, так и в элементы методики формирования прогноза.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // СПС «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70684666/ (дата обращения: 10.10.2018).

в

2. Государственная автоматизированная информационная система «Управление». 2017. URL: http://gasu. gov.ru/strategy-2035/ (дата обращения: 10.09.2018)

3. Стратегии развития страны 2018-2024. Центр стратегических разработок URL: http://2035. media/2018/05/07/strategy2024/ (дата обращения: 23.09.2018).

4. Письмо Министерства экономического развития РФ Д14и-1426 «О разработке прогноза социально-экономического развития на период до 2024 года» / МЭР_1 этап. URL: http://eco.lenobl.ru/deiatelnost/prognoz-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiia/ (дата обращения: 12.09.2018).

5. Краткое описание базового сценария прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года / МЭР_1 этап. URL:

6. http://eco.lenobl.ru/deiatelnost/prognoz-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiia/ (дата обращения: 08.09.2018).

7. Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СПС «Гарант». URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71837200/ (дата обращения: 08.09.2018).

8. Пояснительная записка по основным параметрам прогноза социально-экономического развития Ленинградской области на 2019-2024 годы / ПЗ_ Л0_2019-2024. URL: http://eco.lenobl.ru/deiatelnost/ prognoz-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiia/ (дата обращения: 22.09.2018).

9. Постановление Правительства Ленинградской области «О порядке разработки и корректировки прогнозов социально-экономического развития Ленинградской области» от 07.12.2015 № 461. URL: http:// docs.cntd.ru/document/537985082 (дата обращения: 14.09.2018)

10. Распоряжение Правительства Ленинградской области от 17.10.2017 № 531-р «Об одобрении прогноза социально-экономического развития Ленинградской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=SPB&n=191525 (дата обращения: 15.09.2018).

11. Стратегическое планирование в Российской Федерации: состояние методического обеспечения. Аналитический доклад (по результатам мониторинга реализации Федерального закона от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации») / А.В. Клименко, В.А. Королев, Д.Ю. Двинских, Н.А. Рычкова, И.Ю. Сластихина. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2016. С.100. URL: https://www.hse.ru/ data/2016/10/19/1107999410/WP8_2016_02.pdf (дата обращения: 14.09.2018).

12. Закон Ленинградской области от 08.08.2016 № 76-оз. «О Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года и признании утратившим силу областного закона «О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года» (с изменениями на 20 июня 2018 года) URL: http://docs.cntd.ru/ document/456011417 (дата обращения: 14.09.2018)

13. Стратегическое планирование в регионах и городах России: инструменты и ресурсы реализации. Материалы XVI Общероссийского форума лидеров стратегического планирования. Санкт-Петербург, 23-24 октября 2017 г. / Под ред. Б.С. Жи-харевича. СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр». 2018. 104 с. URL: http://www.stratplan.ru/UserFiles/ Image/materials/files/block_24.pdf (дата обращения: 11.09.2018)

14. Основные показатели социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период. Ленинградская область / Форма 2П_ЛО_2019-2024. URL: http://eco.lenobl. ru/deiatelnost/prognoz-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiia/ (дата обращения: 17.09.2018).

15. Кантемирова О. Областные чиновники умерили амбиции // Коммерсантъ. Санкт-Петербург. 2018. № 142. С. 12. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3708794 (дата обращения: 20.09.2018)

16. Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2017 г. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/ b17_14p/Main.htm (дата обращения: 28.09.2018).

17. Показатели развития региона. Мониторинг основных показателей социально-экономического развития Ленинградской области. 2018. URL: http://monitoring. lenreg.ru/pokazateli-razvitiya-regiona/ (дата обращения: 01.10.2018)

18. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 5. / под ред. Л.М. Гох-берга. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». М. 2017. С. 66-67. URL: https://www.hse.ru/primarydata/rir2017 (дата обращения: 01.10.2018).

19. Распоряжение Губернатора Ленинградской области от 09.06.2015 г. № 332-рг «Об утверждении Плана мероприятий органов исполнительной власти Ленинградской области, направленных на достижение целевых показателей, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-601, 606». // Консорциум «Кодекс». URL: http:// docs.cntd.ru/document/537975584 (дата обращения: 14.09.2018).

20. Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2011 № 2074-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года» (с изменениями на 26 декабря 2014 года). URL: http://docs.cntd.ru/ document/902317621 (дата обращения: 10.10.2018).

21. Швецов А.Н. Прогнозирование в системе инструментов территориального развития. Инструменты системного регулирования территориального развития. Труды ИСА РАН, 2009. Т. 43. С. 5-24. URL: http://www. isa.ru/proceedings/images/documents/2009-43/5-24. pdf (дата обращения: 10.08.2018).

22. Постановление Правительства Ленинградской области от 18.09.2015 г. № 360 «Об утверждении Прогноза социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2030 года». URL: http:// docs.cntd.ru/document/537980310 (дата обращения: 14.09.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.