ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
Об особенностях формирования региональных прогнозов
Яндыбаева
Наталья Валентиновна
Кандидат технических наук, доцент кафедры информационного и документационного обеспечения управления Балаковского филиала РАНХиГС
Natalia V Yandybaeva
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor at the Department of Information and Documentation Management of Balakovo branch of RANEPA
e-mail: [email protected]
УДК 332.145
The features of regional forecasting
Проанализированы особенности формирования прогнозов социально-экономического развития региона. Описан алгоритм разработки региональных прогнозов. Проанализированы некоторые аспекты формирования прогноза социально-экономического развития Балаковского муниципального района. Выявлены проблемы, возникающие в процессе прогнозирования, и сформулированы рекомендации по повышению эффективности прогнозирования.
Ключевые слова и словосочетания: прогноз, региональные прогнозы, социально-экономическое развитие, прогнозирование.
The author of the paper analyzes features of forecasting social and economic development of the region, describes an algorithm for the development of regional forecasting, examines some aspects of forecasting the social and economic development of Balakovo municipal district, identifies the problems arising in the forecasting process, and makes recommendations on improving forecasting efficiency.
Keywords: forecast, regional forecasts, socio-economic development, forecasting.
Региональные прогнозы предоставляют государственным и региональным уровням власти ориентиры (индикаторы), позволяющие более объективно определять существующие тренды в формировании структуры макроэкономики, выявлять ориентировочные количественные характеристики социально-экономического развития конкретного региона, в частности, и страны в целом.
Вопросы прогнозирования социально-экономического развития региона исследовались учеными: А.Г. Гранбергом [1], Т.Д. Белкиным, A.M. Зубахиным, М.М. Албеговым, Л.Е. Басовским, А.Р. Белоусовым, Г. В. Гореловой [2], О. С. Пчелинцевой, Г.Г. Фетисовым и др.
Правовой основой региональных прогнозов являются: Федеральный закон РФ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», методические рекомендации (например, «Методические рекомендации по заполнению формы и к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (форма 2П)), сценарные условия развития России и других стран, данные о ценовых колебаниях на товары монополий и пр., которые рекомендуются к использованию Минэкономразвития РФ.
Прогнозы регионов формируются совместно с органами статистики, органами местного самоуправления, общественными объединениями и т. д. [3].
Схема формирования прогноза региона представлена на рис. 1.
Разрабатываемые прогнозы социально-экономического развития региона носят рекомендательный характер.
Однако при осуществлении прогноза на региональном уровне возникают определенные проблемы. Они обусловлены несогласованностью целей и задач на различных уровнях управления, что приводит к невыполнению плановых показателей. Зачастую это является следствием влияния некоторых внешних факторов (экономический кризис, нарушение объемов поставок зарубежного сырья).
Также к важным проблемам прогнозирования можно отнести невыполнимость показателей по причине их нереально завышенных значений - в планах может отсутствовать учет ограниченности снабжения региона определенными ресурсами. Можно отметить и не всегда объективную оценку сложившейся социально-экономической ситуации в регионе.
Неполная согласованность целей и задач на различных уровнях управления регионом свидетельствует о том, что прогнозирование и планирование должно являться единой системой, учитывающей возможности, потребности всех регионов страны [4].
Регионы страны дифференцируются по особенностям социально-экономического, производственного, экологического характера. Каждый из них обладает своими ресурсами полезных ископаемых, объемами основных производственных фондов и имеет свои цели и задачи. Для одних регионов приоритетным является увеличение промышленного производства, для других - развитие туризма, для третьих - решение экологических проблем. Для страны в целом все перечисленные проблемы являются актуальными, поэтому прогнозирование и планирование должно учитывать и интересы регионов, и интересы страны в целом.
Например, в последнее время в Саратовской области наблюдается рост промышленного производства, что стимулирует увеличение экспорта, роста ВРП. При этом возникает ряд проблем: экологических, демографических, медицинских. Поэтому важным обстоятельством является определение ситуации равновесия между значениями важнейших экономических и социальных показателей.
Принимаемые программы должны отражать те цели и задачи, которые являются приоритетными для данного этапа времени.
Актуальной при реализации муниципальных и региональных программ является проблема финансирования, которая решается путем поступления денежных средств из государственного бюджета, а также за счет местных бюджетов.
Например, в городе Балаково можно выделить ряд важнейших программ, связанных с социально-экономическим развитием муниципального образования: «Повышение инвестиционной привлекательности и развитие экономического потенциала Балаковского муниципального района», «Социальная поддержка отдельных категорий граждан на территории Балаковского муниципального района», реализуемых с 2017 по 2019 гг., и др.
Факторами, определяющими критерии выбора сценария, являются целевые ориентиры Саратовской области
Государственное и региональное управление
до 2030 года, утверждённые постановлением Правительства Саратовской области от 30 июня 2016 г. № 321-П, крупных промышленных концернов и корпораций, филиалы которых расположены на территории Балаковского муниципального района.
Согласно данной Стратегии имеются 3 возможных сценария долгосрочного социально-экономического развития района:
- консервативный сценарий предполагает инерционное развитии экономики и сохранение сложившихся подходов к ее управлению. В случае реализации данного сценария район будет развиваться, главным образом, за счет экстенсивного расширения экономики. Темпы экономического роста будут падать, что будет способствовать дальнейшему сокращению численности населения;
- умеренно оптимистичный сценарий основан на увеличении эффективности использования всех видов ресурсов с улучшением делового климата, созданием наиболее благоприятных условий для осуществления хозяйственной деятельности;
- инновационный сценарий основан на максимальном раскрытии потенциала стратегического развития, эффективном использовании человеческого капитала. Он предполагает гармоничное развитие территорий, реализацию инновационных методов управления регионом. Сценарий способствует значительному притоку капитала, существенному развитию социальной сферы. Также реализация данного сценария характеризуется более эффективным использованием ресурсов, увеличением человеческого капитала и повышением роли инноваций.
В качестве основного сценария развития Балаковского муниципального района предлагается инновационный сценарий, основанный на внедрении инноваций в производстве, сельском хозяйстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, социальной сфере, управлении и т.д.
Рассмотрение данного варианта прогноза позволяет очертить наиболее вероятные границы развития экономики Балаковского муниципального района в 2017-2030 годах. Финансовое обеспечение Стратегии планируется за счет бюджетных и внебюджетных средств (средства предприятий, инвесторов и др.). Привлечение средств федерального и областного бюджета осуществляется в рамках государственных программ РФ и государственных программ Саратовской области, федеральной адресной инвестиционной программы [5].
Таким образом, для повышения эффективности прогнозирования на региональном уровне необходимо:
- усовершенствование нормативно-правовой базы прогнозирования;
- определение ключевых направлений и формулирование ряда наиболее приоритетных задач регионального управления;
- обеспечение баланса целей, задач и результатов различных прогнозов и программ;
- организация контроля за выполнением прогнозов, программ и за использованием ресурсов для этих целей;
- создание дополнительного источника доходов для местного бюджета с целью самостоятельного финансирования важнейших для региона программ социально-экономического развития.
Решение вышеуказанных задач будет способствовать повышению эффективности государственного регулирования экономики как на региональном, так и на федеральном уровне [6].
Библиографический список
1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики / Гос. Ун-т Высшая школа экономики. — 5-е изд. стер. - М. Изд.дом ГУ ВШЭ, 2006. - 495 с.
2. Горелова Г.В., Масленникова А.В. Композиция когнитивного моделирования и системной динамики для решения задач управления развитием региональных систем // 6-я Всероссийская мультиконференция по проблемам управления МКПУ-2013, УИнтЭрг0С-2013: сб. трудов в 4-х т. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ. 2013. Т. 3. С. 94-97.
3. Яндыбаева Н. В. Модели и методы прогнозирования социально-экономического развития региона / / Проблемы развития устойчивых отношений между государством, гражданским обществом и бизнесом: вызовы времени. Сборник статей по материалам конференции, посвящённой Дню российской науки. Балаковский филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС. Саратов, 2016 с. 165-173.
4. Нестерова Н.Н., Осипова И.В. Особенности планирования и прогнозирования социально-экономического
развития регионов в условиях глобальных изменений // Современные проблемы науки и образования. -2014. - № 4. URL: https://www.stience-education.ru/ru/artide/view?Id=13428 (дата обращения: 25.01.2018).
5. Решение Собрания Балаковского муниципального района от 01.08.2017 № 3/12-176 «О внесении изменений в решение Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 28.12.2011 № 189 «О стратегии социально-экономического развития Балаковского муниципального района до 2025 года»/ /Вестник Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области. № 12(80), 04.08.2017.
6. Яндыбаева Н. В., Кушников В. А. Математическая модель для прогнозирования изменений показателей национальной безопасности России// Научное обозрение. 2015.№10-1. С. 115-121.