Научная статья на тему 'Особенности разработки прогноза социально-экономического развития регионана примере Саратовской области'

Особенности разработки прогноза социально-экономического развития регионана примере Саратовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1123
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / РЕГИОН / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилова Светлана Николаевна, Ешану Наталья Валерьевна

Представлены особенности разработки прогнозов социально-экономического развития в регионе на примере Саратовской области, определена специфика социально-экономического прогнозирования, проанализированы варианты развития региона в среднесрочной и долгосрочной перспективе, а также рассмотрены основные проблемы в области социальноэкономического прогнозирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Данилова Светлана Николаевна, Ешану Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASICS OF THE ELABORATION OF THE SOCIAL AND ECONOMIC PREDICTIONS IN THE REGION BY THE EXAMPLE OF SARATOV REGION

Considered are the peculiarities of the development forecasts of socio-economic development in the region by the example of Saratov region. Determined by the specificity of the socio-economic forecasting, analysis of options for the development of the region in the medium and long term, as well as the main problems in the field of socio-economic forecasting.

Текст научной работы на тему «Особенности разработки прогноза социально-экономического развития регионана примере Саратовской области»

Региональная экономика

УДК 332.01

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

© 2014 Данилова Светлана Николаевна

кандидат экономических наук, доцент

© 2014 Ешану Наталья Валерьевна

студент

Саратовский государственный социально-экономический университет Е-mail: [email protected]; [email protected]

Ключевые слова: прогноз, социально-экономическое прогнозирование, регион, устойчивое развитие региона.

Представлены особенности разработки прогнозов социально-экономического развития в регионе на примере Саратовской области, определена специфика социально-экономического прогнозирования, проанализированы варианты развития региона в среднесрочной и долгосрочной перспективе, а также рассмотрены основные проблемы в области социальноэкономического прогнозирования.

BASICS OF THE ELABORATION OF THE SOCIAL AND ECONOMIC PREDICTIONS IN THE REGION BY THE EXAMPLE OF SARATOV REGION

© 2014 Svetlana Nikolaevna Danilova

Candidate of Economics, associate professor

© 2014 Natalia Valeryevna Eshanu

Student

Saratov State Socio-Economic University Е-mail: [email protected]; [email protected]

Keywords: forecast, socio-economic forecasting, region, sustainable development.

Considered are the peculiarities of the development forecasts of socio-economic development in the region by the example of Saratov region. Determined by the specificity of the socio-economic forecasting, analysis of options for the development of the region in the medium and long term, as well as the main problems in the field of socio-economic forecasting.

Ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Прогнозирование позволяет раскрыть устойчивые тенденции и, наоборот, существенные изменения в социально-экономических процессах, оценить их вероятность для будущего планового периода, выявить возможные альтернативные варианты, накопить материал для обоснованного выбора той или иной

концепции развития или планового решения. Социально-экономическое прогнозирование можно назвать одним из решающих научных факторов формирования тактики и стратегии общественного развития. От того, насколько качественно будет построен тот или иной прогноз, от их научной обоснованности и от их правильного анализа и умелого применения во многом зависит качество жизни населения во всех сферах жизнедеятельности, а

9

Региональное развитие • № 1 • 2014______

также то, насколько рационально будут использованы имеющиеся ресурсы.

Региональное прогнозирование - одно из самых актуальных и в то же время одно из наиболее проблемных направлений отечественной прогнозной практики. Необходимость в разработке региональных прогнозов, в первую очередь, определяется федеративным устройством государства. Экономика каждого из 83 субъектов Российской Федерации является составной частью экономики всего хозяйственного комплекса России. Каждый регион характеризуется определенной специализацией, которая связана с наличием на их территории природных ресурсов и с особенностью климатических условий, с накопленным производственным, квалификационным и научным потенциалами, а также с другими региональными особенностями. Отсюда следует, что формирование взвешенной общегосударственной и региональной социально-экономической политики не имеет смысла без проведения широкого круга аналитических и методологических работ, одно из направлений которых - государственное прогнозирование. Региональный аспект прогнозирования в условиях России играет особую роль, так как без учета специфики развития регионов не может быть реализована ни одна долгосрочная общегосударственная программа, а также невозможно проведение никаких социальных и экономических реформ. Кроме того, именно прогнозы территориального развития позволяют определить вероятность возникновения кризисных ситуаций в различных субъектах Российской Федерации, а также оценить возможность реализации основных направлений государственной экономической политики в различных сферах и на разных уровнях.

В настоящее время в Российской Федерации прогнозирование социально-экономического развития осуществляется на основе Федерального закона № 115-ФЗ1. Указанный закон определяет ведущие цели и содержание системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития

10

Российской Федерации, а также общий порядок их разработки и утверждения. В соответствии с ним Правительство РФ обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Прогнозирование социально-экономи-

ческого развития - это очень трудоемкий и длительный процесс как на федеральном, так и на региональном уровне. От качества проделанной работы зависят рациональность и эффективность принимаемых решений, а серьезные ошибки прогнозистов могут привести к большим потерям ресурсов и даже к спаду экономики в целом. Поэтому для исследователя обоснование и выбор инструментария проведения прогнозных расчетов представляют очень ответственный момент. Учитывая дифференциацию регионов России нельзя строить прогнозную деятельность "под копирку". Необходимо тщательно анализировать достигнутый уровень развития прогнозируемого объекта, а также возможность влияния на него разнообразных внешних и внутренних факторов, которые для каждого региона будут индивидуальны. При разработке прогнозов развития социальноэкономических процессов, которые характеризуются наличием сложных взаимосвязей, появляется объективная необходимость в комбинировании различных прогнозных методов.

В Саратовской области прогнозирование социально-экономического развития регулируется законом Саратовской области от 30 июля 2001 г. № 36-ЗСО2. По своей сути, он дублирует Федеральный закон № 115-ФЗ, и в соответствии с ним на территории региона также разрабатываются прогнозы социально-экономического развития на краткосрочную, среднесрочную и дальнесрочную перспективы. Кроме того, при построении прогнозов широко применяются методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов.

Региональная экономика

В соответствии с постановлением правительства Саратовской области № 29-П "Об утверждении Положения о порядке разработки прогноза социально-экономического развития Саратовской области" от 5 февраля 2008 г. разработка прогноза социальноэкономического развития данного региона осуществляется в три этапа.

1. Разрабатывается предварительный вариант основных показателей прогноза социально-экономического развития области.

2. Формируется прогноз показателей социально-экономического развития области в разрезе муниципальных районов и городских округов.

3. Разрабатываются уточненные показатели прогноза социально-экономического развития области.

Согласно методическим рекомендациям к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации , прогноз социальноэкономического развития Саратовской области позволяет определить тенденции и количественные параметры их социальноэкономического развития, динамику развития региональных товарных рынков, а также оценить бюджетно-финансовое состояние региона в предстоящем периоде.

С точки зрения динамики социальноэкономического развития Саратовской области, может быть сформулировано несколько содержательных прогнозных сценариев.

Первый сценарий - инерционного развития - исходит из предположения, что по динамике развития экономики Саратовская область в целом будет соответствовать темпам развития экономики Российской Федерации. С большой степенью уверенности можно утверждать, что такой сценарий не только не позволяет сохранить текущий уровень потребления, но и ведет к дальнейшей деградации производственной и социальной базы области, так как опережающий рост в соседних областях может способствовать отвлечению ресурсов (кадровых, финансовых, производственных) в регионы с более благополучным финансово-экономическим климатом.

Таким образом, инерционный сценарий должен рассматриваться в качестве нижней границы возможного развития, но при этом необходимо понимать, что развитие по такому сценарию неприемлемо. Иными словами, для Саратовской области совершенно недостаточен экономический рост с темпами, которые приемлемы для российской экономики в целом, области необходимо обеспечить опережающие темпы. Только в этом случае существует возможность устранения ключевых ограничений экономического развития в долгосрочной перспективе.

Второй сценарий - ресурсно-инвестиционного развития - предполагает наиболее полное вовлечение в хозяйственный оборот и рациональное использование имеющихся ресурсов, смену технологической платформы и расширение уже действующих производств. Непривлекательность этого сценария развития заключается в позиционировании области как старопромышленного региона с уровнем макроэкономических показателей ниже, чем у других регионов, в отставании от уровня социально-экономического развития регионов-лидеров Приволжского федерального округа и среднероссийского уровня.

Третий сценарий - инновационного развития - предполагает опережающие темпы экономического роста в Саратовской области по сравнению с темпами роста экономики РФ и Приволжского федерального округа. Инновационный сценарий развития должен базироваться на следующих предположениях о характере экономического роста области в долгосрочной перспективе:

- отставание Саратовской области по уровню экономического развития может быть преодолено при темпах прироста ВРП, которые в течение ближайших 10-15 лет на 2-3 % будут опережать темпы прироста ВВП России;

- достижение высоких темпов роста ВРП возможно только при условии опережающего роста инвестиционного и потребительского спроса (ключевой момент - рост инвестиций в основной капитал, без которого невозмож-

11

Региональное развитие • № 1 • 2014

но повышение эффективности производства и инновационного развития области). Необходим существенный рост нормы накопления основного капитала (до уровня не менее 35 % от ВРП за период 2015-2020 гг.). Необходимо также эшелонирование инвестиций по времени и отраслевой структуре экономики. При этом завершение отдельных крупных инвестиционных проектов не должно приводить к торможению экономического роста в области и к "инвестиционной паузе";

- цели развития области потребуют максимального задействования потенциала близлежащих регионов (с точки зрения использования их как рынков сбыта для продукции, произведенной на территории Саратовской области; в первую очередь, речь идет об электроэнергии, газе, продукции нефтепереработки, цементе, стекле);

- также необходимо использование в области потенциала спроса посредством расширения доли собственной продукции на внутреннем областном рынке (прежде всего за счет продукции таких отраслей, как сельское хозяйство, пищевая промышленность, производство строительных материалов и др.);

- должен быть расширен доступ области к финансовым ресурсам за счет роста налогооблагаемой базы и формирования условий для перевода центров прибыли некоторых крупных корпораций на территорию региона;

- должны быть приняты меры по максимальному использованию потенциала федеральных программ в сфере развития отдельных видов экономической деятельности (включая такие, как развитие компонентной базы в автомобильной промышленности, машиностроении и фармацевтике; развитие транспортной инфраструктуры и т.д.);

- необходимо значительно увеличить участие властей в создании промышленных площадок на территории области (включая софинансирование на принципах государственно-частного партнерства), а также в строительстве инфраструктуры промышленных зон. Создание инфраструктуры для развития промышленной деятельности, частич-

12

но профинансированное за счет бюджета, способно существенно повысить инвестиционную привлекательность области;

- должна быть усилена программа жилищного строительства с тем, чтобы объемы вводов жилья к 2025 г. достигли уровня не менее 1 м2 на человека в год.

Таким образом, для формирования базы устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе области требуется разработка стратегии постепенного вовлечения в инвестиционное развитие большинства значимых секторов экономики области, в том числе за счет запуска дополнительных инвестиционных проектов. Только в этом случае у области появляется возможность сокращения отставания в уровне экономического развития.

При реализации других сценариев темпы роста экономики области будут существенно ниже показателей России, что будет означать консервацию сложившихся пропорций развития областной экономики, ее относительно невысокую привлекательность как для проживания, так и для развития бизнеса.

Если проанализировать перспективы развития Саратовской области на среднесрочную перспективу, то предполагается увеличение ее ВРП на более высоком, чем по России, уровне - на 106,4 % в 2013 г., на 106,5 % в 2014 г. и на 106,7 % в 2015 г. Для сравнения, в 2012 г. темп роста по данному показателю составил 106,1 %. Рост объемов продукции сельского хозяйства ожидается на уровне 103-104 %. Рост производства в большей степени будет определяться за счет увеличения объема привлеченных инвестиций на реализацию крупных проектов в молочном скотоводстве, свиноводстве, птицеводстве и других. Так, прогнозируется, что с 2013 г. объем инвестиций в экономику области будет увеличиваться и к 2015 г. составит 165 млрд руб. Показатель инфляции в плановый период будет характеризоваться относительной стабильностью и не должен превышать 6 % в год, а фонд оплаты труда в целом по региону вырастет со 166 млрд руб. в 2012 г. до 230 млрд руб. в 2015 г.

Региональная экономика

Но о результативности, точности нового прогноза говорить пока рано. Однако сравнение фактических и прогнозных данных по ряду показателей наглядно свидетельствует, что в целом итоговые значения социальноэкономического развития Саратовской области на 2012 г. близки к прогнозным. Это говорит о высокой эффективности работы органов, отвечающих за составление и утверждение социально-экономических прогнозов.

Если анализировать проблемы в области социально-экономического прогнозирования, то относительно Саратовской области нельзя выделить нечто уникальное. Как правило, трудности регионального прогнозирования схожи во многих субъектах. На протяжении всей истории прогнозирования региональные специалисты данной сферы испытывают острый недостаток полной, оперативной и достоверной статистической информации о социально-экономическом состоянии объекта прогнозирования. Из этого следует, что недостаточность количественной информации за длительные периоды влечет за собой невозможность широкого применения методов математического моделирования. Также следует учитывать тот факт, что в прогнозировании всегда существует факт неопределенности. Прогнозисты довольно часто не могут учесть все взаимодействия, связи, которые

определяют тенденции, закономерности развития региона. Существенным недостатком, на наш взгляд, является отсутствие методики оценки качества подготовленных прогнозов социально-экономического развития региона. На данный момент отсутствуют общепринятые методические рекомендации по оценке их качества, а это существенно сокращает возможности целенаправленно вести работу по совершенствованию регионального прогнозирования, а также по повышению эффективности всей системы регионального управления в целом.

Подводя итог, можно сказать, что качественное прогнозирование на всех уровнях экономики - залог успешного развития государства! 1 2 3

1 О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: федер. закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. - № 30. -Ст. 2871.

2 О прогнозировании и программах социально-экономического развития в Саратовской области: закон Саратовской области от 30 июля 2001 г. № 36-ЗСО // сб. законодательства Саратовской области. - 2001. - № 7.

3 Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации / М-во экон. развития и торговли РФ. - М., 2009.

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.