Научная статья на тему 'Особенности формирования мегаполиса в эпоху цифровизации'

Особенности формирования мегаполиса в эпоху цифровизации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
255
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
урбанизация / цифровизация / мегаполис / социальные практики / сциентизация / город / человек / информация / инфраструктура / самореализация / возможности / идентичность / индивидуальность / приватность / культура / общество / внутренний контроль / комфорт / безопасность / локация / urbanization / digitalization / metropolis / social practices / scientization / city / person / information / infrastructure / self-realization / opportunities / identity / individuality / privacy / culture / society / internal control / comfort / security / location

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лагутин Юрий Викторович

Процессы урбанизации и цифровизации выводят жизнь в мегаполисе на качественно новый уровень независимо от пола, возраста, интересов, финансового благосостояния человека, предлагая инструмент и пространство для самореализации и комфортной жизни. Облик города – процесс накопительный, складывающийся под влиянием целого ряда процессов, происходящих в нём. Такие изменения способствуют не только преображению городского пространства, но и затрудняют идентификацию города для человека, дезориентируя и усложняя его изначальное восприятие. Образ города в сознании человека необходимо поддерживать не только во благо его идентичности, но и для процесса интеграции этого города в рамках сообщества. Находясь в постоянном изменении под влиянием множества факторов, городу необходимо не только быть комфортным для населения, но и не потерять свою идентичность. В связи с этим важно выделить особенности формирования современного мегаполиса, учитывая как необходимые условия для его жителей, так и важность поддержания его культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF A MEGALOPOLIS IN THE ERA OF DIGITALIZATION

The processes of urbanization and digitalization take life in the metropolis to a new level, regardless of gender, age, interests, financial well-being of a person, offering a tool and space for self-realization and a comfortable life. The appearance of the city is a cumulative process, taking shape under the influence of a number of processes taking place in it. Such changes contribute not only to the transformation of urban space, but also make it difficult for a person to identify a city, disorienting and complicating their initial perception. The image of the city in the human mind must be maintained not only for the benefit of its identity, but also for the process of integration of this city within the community. Being in constant change under the influence of many factors, the city needs not only to be comfortable for the population, but also not to lose its identity. In this regard, it is important to highlight the features of the formation of a modern metropolis, taking into account both the necessary conditions for its residents and the importance of maintaining its cultural heritage.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования мегаполиса в эпоху цифровизации»

Особенности формирования мегаполиса в эпоху цифровизации

Лагутин Юрий Викторович,

аспирант кафедры социологии коммуникативных систем Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

E-mail: lagutinyury@gmail.com

Процессы урбанизации и цифровизации выводят жизнь в мегаполисе на качественно новый уровень независимо от пола, возраста, интересов, финансового благосостояния человека, предлагая инструмент и пространство для самореализации и комфортной жизни. Облик города - процесс накопительный, складывающийся под влиянием целого ряда процессов, происходящих в нём. Такие изменения способствуют не только преображению городского пространства, но и затрудняют идентификацию города для человека, дезориентируя и усложняя его изначальное восприятие. Образ города в сознании человека необходимо поддерживать не только во благо его идентичности, но и для процесса интеграции этого города в рамках сообщества. Находясь в постоянном изменении под влиянием множества факторов, городу необходимо не только быть комфортным для населения, но и не потерять свою идентичность. В связи с этим важно выделить особенности формирования современного мегаполиса, учитывая как необходимые условия для его жителей, так и важность поддержания его культурного наследия.

Ключевые слова: урбанизация, цифровизация, мегаполис, социальные практики, сциентизация, город, человек, информация, инфраструктура, самореализация, возможности, идентичность, индивидуальность, приватность, культура, общество, внутренний контроль, комфорт, безопасность, локация

в

CJ

Е

сэ см о см

XXI век представляет собой эпоху цифровизации и урбанизации общества. Эти процессы глубоко интегрировались в быт жителей отдельных регионов с кардинально отличающимся строем и уровнем развития на противоположных концах мира, и порой происходят незаметно и даже неосознанно для конечного потребителя. Современное общество, находясь в непрерывном процессе развития, отличается склонностью к выбору места своего проживания исходя из определённых критериев, к которым непременно относятся комфорт, безопасность, визуальная привлекательность города и его культурная значимость. Город давно стал отражением современных взглядов и потребностей человека, а повсеместное применение передовых технологий - средством и способом интеграции человека в ритм города, механизмом самовыражения и создания информационного пространства вокруг себя. Подобная, порой незаметная, интеграция оказывает непрерывное влияние на различных представителей современного общества, и зачастую - не только положительное.

В современном мире благодаря распространённости сети интернет, а также качеству и многообразию информации и услуг, интересы, биография, достижения, подробности личной жизни, упоминания на популярных интернет-порталах, отметки геолокации в социальных сетях многих пользователей открыты для среднестатистического пользователя, а ещё больше информации скрыто от посторонних глаз, но может быть доступно специалисту. Процессы цифровизации и урбанизации оказывают влияние на все социальные сферы, являясь важнейшим источником изменений в жизни населения. Эти изменения происходят как в духовной сфере, так и в географических пространствах. Новые технологические возможности позволяют людям иначе поддерживать общение со своим окружением, проводить досуг, пользоваться преимуществами глобальной сети с её информацией и непрерывно расширяющимся функционалом.

Впервые система принципов изучения города задаётся М. Вебером[5]. Начиная с определения пространственных характеристик города, социолог отмечает необходимость определения доминирующего типа хозяйственной деятельности, затем следует анализ взаимодействия между отдельными социальными группами и оценить степень развития новых идей под влиянием этого города и оценить эти изменения. Структура современного мегаполиса уже не разграничивает чётко понятия «Запада» и «Востока» и тесно связана с термином городской агломерации. Е.Г. Кри-

вых[13] называет мегаполис «лицом техногенной цивилизации, концентрированно выражая противоречия этого способа функционирования социума». Для мегаполиса характерно «срастание» отдельных субъектов, объединение их транспортных и производственных связей. Также нельзя не заметить, что, помимо указанных ранее процессов, мегаполис оказывает непосредственное влияние на распорядок и качество жизни, не только расширяя возможности, но и переосмысляя такие процессы как знакомство между людьми, поиск необходимого специалиста или единомышленника.

Благодаря вариативности сферы досуга и так называемых «кружков по интересам» городские жители имеют возможность обеспечить себе комфортные условия, соответствующие их личным стандартам, будь то отдых или рабочие процессы. Помимо очевидного преимущества, урбанизация и последующая технологизация общества имеет и обратные последствия. Так, А.К. Мамедов и П.О. Кокина [13] отмечают, что «в большом городе человек намного чаще чувствует себя одиноким: вокруг большое скопление людей, но при этом каждый чувствует себя ненужным другому, ищущему рядом». Действительно, в условиях плотности населения, высокой конкуренции степень безразличия и недоверия к окружающим людям, значительно выше, нежели в небольших поселениях. Открывшиеся возможности нередко сопровождаются возвышенными ожиданиями, в случае отсутствия реализации которых человек чувствует себя неуютно, скованно, что в дальнейшем может привести к боязни совершить решительные действия, которые могли по дать ему конкурентное преимущество.

По причине того, что мегаполису характерна высокая концентрация дифференцированных по критериям различных слоёв общества, требования к организации городского пространства также неоднозначны. Ценность городской среды заключается в её гармонии. Для каждого города характерны свои традиции. ценности, идеалы, обычаи и устои. Понимание этих составляющих способствует гармоничному развитию города без ущерба его образу и восприятию. Поддерживать же эту гармонию в условиях мегаполисов становится всё сложнее. По мере заселения, каждый отдельный слой общества желает сформировать городскую среду в соответствии со своими потребностями, интересами, взглядами. Необходимо отметить, что организация города может как способствовать комфортному проживанию, так и наоборот - быть источником чувства обособленности, отчуждённости, что в дальнейшем способно привести к социальным конфликтам и депрессивному настроению в отдельных районах. Облик города - процесс накопительный, складывающийся под влиянием целого ряда процессов, происходящих в нём. Такие изменения способствуют не только преображению городского пространства, но и затрудняют идентификацию города для человека, дезориентируя

и усложняя его изначальное восприятие. Образ города в сознании человека необходимо поддерживать не только во благо его идентичности, но и для процесса интеграции этого города в рамках сообщества.

Несмотря на подобные изменения в восприятии города, по мере развития информационной среды и интеграции процесса урбанизации, для регионов характерно расширение рекреационных пространств, позволяющих жителям взаимодействовать с технологическими новациями. Так, например, большинство парков отдыха в современном мегаполисе оснащено беспроводной сетью Wi-Fi, уличные электронные биллборды способны показывать попеременно информацию, тарге-тированную на различные возрастные категории и слои общества, а в вагонах и станциях метрополитена, в которых люди ранее сопровождали свою поездку чтением печатной книги или журнала, сегодня нередко можно встретить станцию с USB-разъёмами для подзарядки портативных электронных устройств, пользователями которых нередко оказываются люди совершенно различных возрастных категорий и социальных слоёв. Социолог О.А. Максимова [12], отмечает, что количество ежедневных пользователей сети интернет старше 50 лет за последние пять лет увеличилось в несколько раз. Среди ресурсов, наиболее часто используемых лицами пожилого возраста, отмечаются мессенджеры, а также сервисы госуслуг. Действительно, нельзя не отметить значительную роль интернета для данной категории граждан, ведь столь важные и необходимые действия, как поддерживание связи с близкими, оплата счетов, запись на приём к врачу и не только теперь выполнимы несколькими нажатиями на электронное устройство. Таким образом, благодаря процессу цифровизации, образ города наряду с уровнем жизни в нём для пожилых людей становится более благоприятным.

Во многом оказывая положительное влияние на благополучие лиц пожилого возраста, нельзя обойти стороной влияние чрезмерного использования современных технологий подростками. Виртуальный мир, открытый для неподготовленной психики молодого поколения, может привести к ряду негативных последствий. Профессор Джин М. Твендж [14] отмечает, что подростки, проводящие в интернете более трёх часов в день, больше подвержены риску самоубийства, а также развитию депрессии. Ведь в этом возрасте, в процессе становления личности, как нельзя необходимо личное общение и избирательность потребляемой информации.

Таким образом, анализируя особенности формирования современного мегаполиса, необходимо учитывать процессы урбанизации и цифро-визации параллельно, как тесно взаимосвязанные и оказывающие непосредственное влияние на становление и развитие образа городского пространства, а также уровня жизни и способа взаимодействия его жителей.

сз о

о Л о

о сз о в

в u

Литература

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - сокр. пер. с англ. В.Н. Самохина, общ. ред. и вст. ст. В.П. Шестакова. - М.: Прогресс,1974. - 392 с.

2. Бабосова Е.С., Коркия Э.Д., Мамедов А.К. Город как коммуникативное пространство: социокультурный анализ; Российско-Белорусский научный журнал Союзного государства «Белая Вежа» // N0 4(19), 2015, с. 108-115

3. Браун О. Влияние городской культуры на картину мира горожан [Электронный ресурс] / О. Браун //Флогистон. - 2000. Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/social/braun

4. Вахштайн В. Идентичность москвичей [Электронный ресурс] / В. Вахштайн // Постнаука. - 2013. Режим доступа: http://postnauka.ru/ faq/9646

5. Вебер М. Город / М. Вебер. Избранное. Образ общества. М. 1994. С. 50-78.

6. Дягилева Н.С., Журавлева Л.А. Городская идентичность: понятие, структура, основы / Н.С. Дягилева, Л.А. Журавлева // Социология города. - М., 2012. - №1. - С. 58.

7. Заборова Е.Н. Ценностное отношение к городской среде [Электронный ресурс] / Е.Н. Заборова. - Режим доступа: http://strategy.burg.ru/ resl5p2.htm

8. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь / Г. Зиммель // Логос: журнал по философии и прагматике культуры. 2002. - No 3-4. - С. 2334

9. Иванов П. Урабнистика в России: насущная потребность или сиюминутное увлечение? [Электронный ресурс] // Интернет журнал и^пи^п. - 2012. - Июль. - Режим доступа: http://urbanurban.ru/2013/05/13/urbanplanning-in-russia.

10. Коркия Э.Д., Мамедов А.К. Городское коммуникативное пространство (фено-менология и тренды) // Международный Академический Вестник. 2014. No3.С. 30-38.

11. Кривых Е.Г. Философско-методологические проблемы мегаполиса [Электронный ресурс] // Вестник Российского философского общества. 2011. No 4. URL: http://www.intelros. ru/readroom/vestnik-rossijskogo- filosofskogo-obshhestva/vestnik-4-60-2011/13182-filosofsko-metodologicheskie-problemy-megapolisa.html

12. Максимова О.А. «Услышав «гулять не пойдем, дождь», ребенок говорит: «Хочу удалить дождь!» [Электронный ресурс] // Реальное время. 2020. 2 февраля. URL: https://bit.ly/2TDlh5f

13. Мамедов А.К., Кокина П.О. Феномен социального одиночества в городской толпе // Теория и практика общественного развития (электронный журнал), № 11, с. 42-48.

14. Миклашевская А. Быть или не быть цифровому детству [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2018. 5 мая. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/3622112

15. Нещадин А., Горин Н. Феномен города: социально-экономический анализ / А. Неща-дин, Н. Горин. - М.: Изограф, 2001. - 239 с

16. Пономарёв Е.В. Социальная значимость зон социальной активности в жилых районах // Научные проблемы архитектуры и дизайна. 2008, Вып 1(9)

17. Россман В. Мистерия центра: Идентичность и организация социального пространства в современных и традиционных обществах // Вопросы философии. -2008. -Ко 2. -С. 42-57.

18. Шипилов А.В. Смысл города и город-смысл / А.В. Шипилов // Человек. 2006. - No 1.1. С. 5-18.

FEATURES OF THE FORMATION OF A MEGALOPOLIS IN THE ERA OF DIGITALIZATION

Lagutin Yu.V.

Lomonosov Moscow State University

The processes of urbanization and digitalization take life in the metropolis to a new level, regardless of gender, age, interests, financial well-being of a person, offering a tool and space for self-realization and a comfortable life. The appearance of the city is a cumulative process, taking shape under the influence of a number of processes taking place in it. Such changes contribute not only to the transformation of urban space, but also make it difficult for a person to identify a city, disorienting and complicating their initial perception. The image of the city in the human mind must be maintained not only for the benefit of its identity, but also for the process of integration of this city within the community. Being in constant change under the influence of many factors, the city needs not only to be comfortable for the population, but also not to lose its identity. In this regard, it is important to highlight the features of the formation of a modern metropolis, taking into account both the necessary conditions for its residents and the importance of maintaining its cultural heritage.

Keywords: urbanization, digitalization, metropolis, social practices, scientization, city, person, information, infrastructure, self-realization, opportunities, identity, individuality, privacy, culture, society, internal control, comfort, security, location

References

1. Arnheim R. Art and visual perception / R. Arnheim. - abbr. trans. from English V.N. Samokhina, total. ed. and stand up Art. V.P. Shestakova. - M .: Progress, 1974. - 392 p.

2. Babosova E.S., Korkiya E.D., Mamedov A.K. The city as a communicative space: sociocultural analysis; Russian-Belarussian Scientific Journal of the Union State Belaya Vezha // No 4 (19), 2015/ P. 108-115

3. Brown O. The influence of urban culture on the worldview of the townspeople [Electronic resource] / O. Brown // Flogiston. -2000. Access mode: http://flogiston.ru/articles/social/braun

4. Vakhstein V. Identity of Muscovites [Electronic resource] / V. Vakhstein // Post-science. - 2013. Access mode: http://post-nauka.ru/faq/9646

5. Weber M. City / M. Weber. Favorites. The image of society. M. 1994. P. 50-78.

6. Diaghileva N.S., Zhuravleva L.A. Urban identity: concept, structure, fundamentals / N.S. Diaghilev, L.A. Zhuravleva // Sociology of the city. - M., 2012. - No1. - P. 58.

7. Zaborova E.N. Value attitude to the urban environment

1. [Electronic resource] / E.N. Zaborova. - Access mode: http:// strategy.burg.ru/resl5p2.htm

8. Simmel G. Big Cities and Spiritual Life / G. Simmel // Logos: Journal of Philosophy and Pragmatics of Culture. 2002. - No 3-4. - P. 23-34.

9. Ivanov P. Urabnistika in Russia: urgent need or momentary hobby? [Electronic resource] // Internet magazine UrbanUrban. -2012. - July. - Access mode: http://urbanurban.ru/2013/05/13/ urbanplanning-in-russia.

10. Corkia E.D., Mamedov A.K. Urban communicative space (phenomenology and trends) // International Academic Bulletin. 2014. No3. P. 30-38.

11. Krivykh EG Philosophical and methodological problems of the megalopolis [Electronic resource] // Bulletin of the Russian Philosophical Society. 2011. No 4. URL: http://www.intelros. ru/readroom/vestnik-rossijskogo- filosofskogo-obshhestva / vestnik-4-60-2011 / 13182-filosofsko-metodologicheskie-problemy-megapolisa.html

12. Maksimova O.A. "Hearing" let's not go for a walk, rain ", the child says:" I want to remove the rain! " [Electronic resource] // Real time. 2020.2 February. URL: https://bit.ly/2TDlh5f

13. Mamedov A.K., Kokina P.O. The phenomenon of social loneliness in the urban crowd // Theory and practice of social development (electronic journal), No. 11. P. 42-48.

14. Miklashevskaya A. To be or not to be a digital childhood [Electronic resource] // Kommersant. 2018.5 May. URL: https://www. kommersant.ru/doc/3622112

15. Neshchadin A., Gorin N. The phenomenon of the city: socioeconomic analysis / A. Neshchadin, N. Gorin. - M .: Izograf, 2001. - 239 p.

16. Ponomarev E.V. The social significance of zones of social activity in residential areas // Scientific problems of architecture and design. 2008, Issue 1 (9).

17. Rossman V. The Mystery of the Center: Identity and Organization of Social Space in Modern and Traditional Societies // Questions of Philosophy. 2008. -Co 2. P. 42-57.

18. Shipilov A.V. The meaning of the city and the city-meaning / A.V. Shipilov // Man. 2006. - No 1.1. P. 5-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.