Научная статья на тему 'Особенности формирования культурно-ландшафтной среды вблизи объектов природного наследия Москвы на примере долины реки Раменки'

Особенности формирования культурно-ландшафтной среды вблизи объектов природного наследия Москвы на примере долины реки Раменки Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурное наследие / культурный ландшафт / природное наследие / история формирования ландшафта / природа как наследие / культурно-ландшафтная среда Москвы / ассоциативный ландшафт / факторы изменения ландшафта / архитектурноландшафтные преобразования / визуальная среда / visual environment / factors of landscape change / architectural and landscape transformations / associative landscape / cultural and landscape environment of Moscow / nature as heritage / the history of the formation of landscape / natural heritage / cultural landscape / cultural heritage

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шульгина Ольга Владимировна, Шульгина Дарья Павловна

Статья посвящена исследованию формирования культурно-ландшафтной среды Москвы. Культурный ландшафт рассматривается как результат сотворчества природы и человека, которое особенно ярко проявляется в урбанизированном пространстве. Прослеживается это в историческом и культурологическом контекстах на примере территории, расположенной в долине реки Раменки. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью данной территории, вошедшей в состав Москвы лишь в средине ХХ в. и важностью научного осмысления современных архитектурно-ландшафтных преобразований. В основу работы положены литературные, архивные, картографические источники, данные собственных краеведческих наблюдений. В работе использованы исторические и картографические методы исследования, а также методы краеведческих наблюдений, системно-структурного анализа. Научная новизна исследования состоит в систематизации и обобщении множественной разносторонней информации, характеризующей историю формирования культурного ландшафта одного из районов Москвы; в выявлении факторов, определивших особенности становления и изменение во времени этих ландшафтов, в оценке влияния современных архитектурно-градостроительных подходов на экологическую ситуацию. Основные выводы проведенного исследования: несмотря на многовековые усилия людей по доминированию в системе «природа-общество-человек», с развитием экологической культуры усиливается приоритет природных ценностей в формировании городских ландшафтов; природное наследие Москвы является составным элементом ее культурного наследия; сооружение современных жилых комплексов вблизи объектов природного наследия, как ни парадоксально, способствует улучшению экологической ситуации, креативному улучшению визуальной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the formation of the cultural and landscape environment near the objects of Moscow's natural heritage on the example of the Ramenka River Valley

The article is devoted to the study of the formation of the cultural and landscape environment of Moscow. The cultural landscape is considered as a result of the co-creation of nature and man, which is especially pronounced in urbanized space. This can be traced in historical and cultural contexts on the example of the territory located in the valley of the Ramenka River. The relevance of the study is due to the insufficient study of this territory, which became part of Moscow only in the middle of the twentieth century and the importance of scientific understanding of modern architectural and landscape transformations. The work is based on literary, archival, cartographic sources, data from their own local history observations. The work uses historical and cartographic research methods, as well as methods of local history observations, system-structural analysis. The scientific novelty of the research consists in the systematization and generalization of multiple diverse information characterizing the history of the formation of the cultural landscape of one of the districts of Moscow; in identifying the factors that determined the peculiarities of the formation and change in time of these landscapes, in assessing the impact of modern architectural and urban planning approaches on the environmental situation. The main conclusions of the study: despite the centuries-old efforts of people to dominate the "nature-society-man" system, with the development of ecological culture, the priority of natural values in the formation of urban landscapes increases; the natural heritage of Moscow is an integral element of its cultural heritage; the construction of modern residential complexes near natural heritage sites, paradoxically, contributes to the improvement of environmental situation, creative improvement of the visual environment.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования культурно-ландшафтной среды вблизи объектов природного наследия Москвы на примере долины реки Раменки»

Человек и культура

Правильная ссылка на статью:

Шульгина О.В., Шульгина Д.П. — Особенности формирования культурно-ландшафтной среды вблизи объектов природного наследия Москвы на примере долины реки Раменки // Человек и культура. - 2023. - № 5. DOI: 10.25136/2409-8744.2023.5.43526 EDN: CFDGXN URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.ptp?id=43526

Особенности формирования культурно-ландшафтной среды вблизи объектов природного наследия Москвы на примере долины реки Раменки

Шульгина Ольга Владимировна

доктор исторических наук, кандидат географических наук

профессор, заведующий кафедрой географии и туризма Московского городского педагогического

университета

129226, Россия, г. Москва, пр-д 2-Й сельскохозяйственный, 4 И olga_shulgina@mail.ru

Шульгина Дарья Павловна

кандидат искусствоведения

доцент, кафедра всеобщей и российской истории, Московский городской педагогический университет 129226, Россия, Москва, г. Москва, пр-д 2-Й сельскохозяйственный, 4, каб. 3508

И fsvids@yandex.ru Статья из рубрики "Культурное наследие, традиции и инновации"

DOI:

10.25136/2409-8744.2023.5.43526

EDN:

CFDGXN

Дата направления статьи в редакцию:

07-07-2023

Аннотация: Статья посвящена исследованию формирования культурно-ландшафтной среды Москвы. Культурный ландшафт рассматривается как результат сотворчества природы и человека, которое особенно ярко проявляется в урбанизированном пространстве. Прослеживается это в историческом и культурологическом контекстах на примере территории, расположенной в долине реки Раменки. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью данной территории, вошедшей в

состав Москвы лишь в средине ХХ в. и важностью научного осмысления современных архитектурно-ландшафтных преобразований. В основу работы положены литературные, архивные, картографические источники, данные собственных краеведческих наблюдений. В работе использованы исторические и картографические методы исследования, а также методы краеведческих наблюдений, системно-структурного анализа. Научная новизна исследования состоит в систематизации и обобщении множественной разносторонней информации, характеризующей историю формирования культурного ландшафта одного из районов Москвы; в выявлении факторов, определивших особенности становления и изменение во времени этих ландшафтов, в оценке влияния современных архитектурно-градостроительных подходов на экологическую ситуацию. Основные выводы проведенного исследования: несмотря на многовековые усилия людей по доминированию в системе «природа-общество-человек», с развитием экологической культуры усиливается приоритет природных ценностей в формировании городских ландшафтов; природное наследие Москвы является составным элементом ее культурного наследия; сооружение современных жилых комплексов вблизи объектов природного наследия, как ни парадоксально, способствует улучшению экологической ситуации, креативному улучшению визуальной среды.

Ключевые слова:

культурное наследие, культурный ландшафт, природное наследие, история формирования ландшафта, природа как наследие, культурно-ландшафтная среда Москвы, ассоциативный ландшафт, факторы изменения ландшафта, архитектурно-ландшафтные преобразования, визуальная среда

Введение

Объектом данного исследования являются особенности формирования культурно-ландшафтной среды Москвы. Культурный ландшафт рассматривается как результат сотворчества природы и человека, которое особенно ярко проявляется в урбанизированном пространстве, где обе стороны этого сотворчества очень тесно соприкасаются и находятся в постоянной динамике. Проследить эту динамику в историческом и культурологическом контекстах можно наиболее наглядно в местах, где природный компонент городской среды обладает определенной устойчивостью во времени, является объектом природного и культурного наследия. К числу таких компонентов относятся московские реки, культурный ландшафт долины одной из них -реки Раменки - стал предметом данного исследования.

Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью данной территории, вошедшей в состав Москвы лишь в средине ХХ в., а также важностью научного осмысления происходящих здесь современных архитектурно-ландшафтных преобразований. Долина реки Раменки, расположенная ныне в Западном административном округе Москвы и являющаяся одним из центров интенсивной жилой застройки, служит наглядным примером креативного подхода к формированию культурного ландшафта и бережного отношения к природной среде без нарушения принципов экологической сообразности. Здесь реализуются новые идеи создания визуальной среды большого города с нестандартными архтектурно-планировочными решениями и бережным отношением к природному наследию, с органичным включением участков ландшафтного дизайна, с созданием комфортных условий проживания и обеспечением возможностей для разнообразных видов рекреационной деятельности в

экологически благоприятном окружении. Это наглядно подтверждает, что в процессе формирования культурного ландшафта с включением или вблизи особо-охраняемых природных территорий, последним уделяется особое внимание, как доминанте развития, фактору притяжения, бренду района.

В основу работы положены литературные, архивные, картографические источники, данные собственных краеведческих наблюдений. В работе использованы исторические и картографические методы исследования, а также методы краеведческих наблюдений, системно-структурного анализа.

Научная новизна исследования состоит в систематизации и обобщении множественной разносторонней информации, характеризующей историю формирования культурного ландшафта одного из районов Москвы, в выявлении факторов, определивших особенности становления и изменение во времени этих ландшафтов, в оценке влияния современных архитектурно-градостроительных подходов на экологическую ситуацию и комфортность проживания населения.

Культурные ландшафты Москвы. Природа как культурное наследие

Феномен культурного ландшафта к настоящему времени довольно полно исследован

отечественными и зарубежными учеными I29!. В начале ХХ в. появились первые, ставшие

классическими, работы на эту тему Отто Шлюттера [32] и Карла Зауэра [28] за рубежом, и одновременно в России начали проводиться исследования на эту тему: Л.С. Берг, В.П.

Семенов-Тян-Шанский, Ю.Г. Саушкин, Д.Л. Арманд121 и др. Среди российских ученых рубежа ХХ-ХХ1 вв., посвятивших свои труды теоретическим и прикладным аспектам

изучения культурных ландшафтов, можно назвать Ю.А. Веденина В.Л. Каганского

В.Н. Калуцкого1111 , М.Е. Клешову Б.Б. Родомана [26], В.Н. Стрелецкого1281 и

др.

Понятие культурного ландшафта уточнялось во времени, конкретизировалось на примерах, но, по сути, не противоречило изначальной идее Отто Шлюттера, трактовавшего культурный ландшафт как материальное единство природных и культурных объектов, доступных восприятию человека. Например, Карл Зауэр дает определение культурному ландшафту как территории, которую в течение определенного исторического периода населяла группа людей - носителей специфических культурных ценностей, отличающихся характерной взаимосвязью природных и культурных форм.

Ю.А. Веденин трактует культурный ландшафт, как сложную территориальную систему, в формировании и развитии которой определяющую роль играет культура, понимаемая в широком контексте как совокупность традиционного хозяйствования, социальная и духовная деятельность. При этом такой ландшафт нуждается в постоянном поддержании

и регулировании Именно эта трактовка с акцетным культурологическим подтекстом взята за основу в данном исследовании, как и предложенный Ю.А. Ведениным культурно-ландшафтный подход к изучению исторических городов, в том числе и культурно-ландшафтного пространства Москвы [6, 7].

Урбанизированное пространство московского мегаполиса развивается как единая система, включающая творения человеческой деятельности и природные компоненты. История становления всех городов связана с неизбежным наступлением на природу, постепенным отвоевыванием, полным или частичным преобразованием первозданных природных территорий. Однако этот процесс, к счастью, не является абсолютно

доминирующим, приводящим к тотальному истреблению живой природы. С ростом экологического сознания, а вместе с ним с предъявлением все более высоких требований человека к оздоровлению окружающей среды, сохранность природных компонентов урбанизированного пространства становится все более насущной потребностью как в здоровьесберегающем, так и в эстетическом аспектах.

Пожалуй, эстетический аспект в формировании городской застройки приобрел значимую ценность в сознании людей гораздо раньше экологического. Являясь частью природы, живя изначально в окружении природы, человек на ранних стадиях развития цивилизации и основания городов относился к ней во многом потребительски. Однако, вначале подсознательно, потом намеренно, сооружая свои строения, человек неизбежно учитывал особенности природной среды: рельеф местности, речную сеть, особенности растительности, климатические условия и другие ее элементы. Природа во многом определяла характер застройки и воспринималась как фон, выгодно оттеняющие и подчеркивающий достоинства человеческих творений. Кроме того, помимо эстетического фактора большое значение изначально имел и фактор стратегический, обеспечивающий безопасность и возможность обороны в случае нападения неприятеля.

Период активного промышленного развития, осуществлявшегося прежде всего в городах, характеризовался агрессивным наступлением на природу. Это сопровождалось негативным влиянием на экологическую ситуацию: загрязнение атмосферного воздуха, почв, водоемов. Кроме того, происходило уменьшением площади естественной растительности, изменение видового состава растений и животных. Участков пе рв оз да нно й приро ды в г о ро да х с та но в ило с ь в с е ме ньше .

До сравнительно недавнего времени преобладала тенденция безжалостного изъятия природных участков городского пространства под промышленную и жилую застройку, транспортные коммуникации; сброс сточных вод в городские водотоки. Но цивилизационное развитие предопределило безусловный приоритет природных ценностей как непременное условие устойчивого развития.

Все это очень наглядно можно представить на примере Москвы, вспомнив историю ее возникновения, территориального расширения, индустриального развития,

формирования планировочных решений Надо признать, что в ходе прошедших

столетий Москва, с одной стороны, утратила значительную часть первозданной природной среды, с другой, является во много примером эколого-ориентированного зеленого города, удобного для проживания людей и гостеприимного для приезжих ^^И.

Историко-культурная среда Москвы всегда была неотделима от природной составляющей города, чему есть множество подтверждений в прошлом и что остается актуальным в настоящем I25!.

Планировочные особенности территории Москвы исторически сложились под влиянием природной среды. Своеобразный рельеф места, особенно знакомый всем Боровицкий холм в самом центре столицы у слияния рек Москвы и Неглинной, неповторимый изгиб Москва-реки - создают безошибочно узнаваемый образ города. А его радиально-кольцевая структура во многом обусловлена природными элементами, которые, несмотря на значительные преобразования, остаются неотъемлемой частью городского ландшафта. Москве, как столичному городу, даже несмотря на двухсотлетнюю утрату этого статуса в годы возвышения Санкт-Петербурга, очень повезло, поскольку здесь творили и до XVIII в., и позже - талантливые архитекторы и ландшафтные дизайнеры, чье наследие мы ощущаем до сих пор.

Среди 147 особо охраняемых природных территорий современной Москвы 1231 знаковое место занимают природно-исторические парки, одно упоминание которых переносит наше воображение в уникальные места города, сохранившие, пусть даже частично, идеи гармоничного сочетания архитектуры, природы, культуры и искусства: Кусково, Останкино, Измайлово, Царицыно, Покровское-Стрешнево, Сокольники и др. Каждый из них неповторим и своеобразен. Благородную утонченность стиля барокко можно ощутить в бывшей летней резиденции графа Шереметьева усадьбе Кусково; Версалем на Яузе называли некогда современники дворцовые парки Лефортова - прародителя петербургских парков; атмосфера и архитектура пушкинской эпохи воплощена в образе Останкинского парка; Измайловский - пожалуй, самый знаменитый старинный парк Москвы с его царским Серебряным островом, на реках и каналах которого Петр I начал свою военно-морскую деятельность... Это лишь небольшая часть примеров культурных ландшафтов Москвы, в которых сотворчество человека и природы достигло впечатляющих высот, восхищавших некогда наших предков, и ныне не оставляющих равнодушными наших современников своей спокойной, возвышенной атмосферой, располагающей к отдыху, вдохновению, приобщению к культурному наследию.

Именно на этих примерах ощущается органичное единство культуры и природы, чрезвычайно уязвимой в урбанизированной среде и полностью зависимой от человека

[12]. Природа как наследие наиболее ярко проявляется в условиях мегаполиса. Помимо приведенных примеров, в этом контексте можно упомянуть старейший парк Москвы -Аптекарский огород, который был разбит в начале XVIII в. для выращивания растений, обладающих лечебными свойствами. Здесь сохранился пруд, созданный в тот период; бережно сохраняются три первых дерева, посаженные по преданию Петом I - пихта, ель, лиственница, а также характерные для тех времен грядки с табличками с подписями рядов лечебных растений.

Эти примеры дают наглядное представление о единстве культурного и природного наследия Москвы, которое мы наблюдаем в современной реальности. О том, как это выглядело в исторической ретроспективе, можно судить по изображением различных уголков города на художественных полотнах (И.К. Айвазовского, В.Д. Поленова, Н.П.

Крымова, В.И. Сурикова и др.), видовых открытках XIX - начала XX в181, в описаниях московской повседневности известных писателей (А.Н. Островского - Замоскворечье, М.А. Булгакова - Патриаршие пруды). Кроме того, археологические исследования исчезнувших ныне водотоков позволяют понять, сколь разнообразной была природная среда московского городского пространства ¿З01.

И здесь следует обратиться к такому явлению в древнем городе с богатой историей как

ассоциативные ландшафты -131, то есть ландшафты, «всплывающие» в воображении человека, ступающего по историческим местам. Такие ландшафты могут быть навеяны воспоминаниями о прочитанном в литературных произведениях, увиденном когда-то на художественных выставках или в художественных альбомах, в старых кинофильмах и других источниках, заставляющих обратиться к прошлому. Очень часто стимулом для этого могут служить названия улиц, переулков, площадей, имеющих природное

происхождение 1191 и отсылающих таким образом к некогда шумевшим лесным массивам (Боровицкая площадь), полноводным рекам (Неглинная), оврагам (Сивцев вражек) и т.п. Напоминаниями о первозданных ландшафтах городских пространств являются и названия станций московского метрополитена (Раменки, Озерная, Нагатинский затон и т.п.).

Из всех объектов природного наследия Москвы, пожалуй, более всего сохранились водоемы, несмотря на то, что и они, безусловно, подверглись определенным экологическим изменениям, а некоторые были спрятаны в коллекторы. Например, реки Неглинная, Пресня, Филька - полностью; Лихоборка, Нищенка - на большей части протяжения, Городня, Смородинка, Раменка - фрагментарно. В настоящее время в Москве протекает более 150 рек и ручьев, некогда повлиявших на характер застройки города, а ныне давших названия многим городским объектам: улицам, переулкам, станциям метро, районам.

Особенности формирования культурного ландшафта в долине реки Раменки

Один из районов Москвы, получивших свое название по имени реки, является район Раменки, расположенный в юго-западной части города. Река эта в свою очередь обрела это имя по названию местности: «раменье» - дремучий, темный, хвойный лес. К сожалению, от этого леса, который при Петре I использовался для строительства кораблей, ничего не осталось. Итак, от слова «раменье» назвали речку, которая дала название деревне, а в ХХ веке на карте города появилась улица Раменки, так же стал называться и весь район.

Эффектным напоминанием о существовавших здесь в древности густых лесах является также декор недавно построенной здесь станции метро «Раменки». Приглушенно-зеленый цвет колонн в ее интерьере со стилизованным изображением деревьев, как будто растворяющихся к верху в тумане, отсылает нас к некогда шумевшим здесь лесным массивам. Все это создает умиротворенное настроение и погружает в когда-то характерный для этого места, а ныне - лишь ассоциативный ландшафт. Немного воображения, и можно представить, как несколько столетий назад на холмистых берегах извилистого русла реки Раменки, благодаря холмистому рельефу, располагались ветряные мельницы, которыми славилась тогда деревня Раменки. К сожалению, тот

безусловно живописный пейзаж известен лишь по упоминаниям -t9^ и мы не имеем возможности его увидеть на живописном изображении.

Рассмотрим историю заселения и освоения долины Раменки, повлиявшую на пространственно-временную трансформацию культурного ландшафта этой территории. До вхождения этой местности в состав территории Москвы, что произошло лишь в середине ХХ в., ландшафт ее менялся под влиянием особенностей экономической деятельности, связанной с вырубкой лесов, рекреацией, сельскохозяйственным освоением. Промышленных предприятий на этой территории не было, и это создало ей имидж экологически чистого пространства, привлекательного для застройщиков элитного жилья в начале ХХ1 в.

Река Раменка является крупнейшим притоком реки Сетунь. Ее длина составляет почти 9 километров, и большая часть протекает в открытом русле. Раменка начинает свое течение в Воронцовском парке, берет свое начало из каскада Воронцовских прудов. В XIV в. владельцем этой земли был боярин Фёдор Воронец (Воронцов). Среди последующих владельцев - великие князья Иван III и Василий III, князья Репнины и Волконские. В 1812 г. усадьбу Воронцово сожгли французы, и главный дом так и не был в ос с та но в ле н.

Река Раменка, только начав свое течение, коллекторе течет вдоль улиц Академика проспекты Ленинский и Вернадского. Она Октября, пересекает Мичуринский проспе

сразу прячется в трубу и уже в подземном Пилюгина и Кравченко и так пересекает выходит на поверхность в парке 50-летия кт, далее протекает параллельно полотну

Московской железной дороги и впадает в Сетунь вблизи Рублевского моста.

Основные притоки Раменки справа: река Рогачевка и река в Онучином овраге, слева -Очаковка [21, 221. Правые притоки стекают с Воробьевых гор и загрязнены городскими стоками. Левый приток - река Очаковка - мощнее и длиннее Раменки и потому в прошлом считалась ее истоком. А Раменка именовалась Дашиным оврагом (ниже устья Рогачёвки) и Тарасовским оврагом (выше её устья). Ошибка впервые появилась на плане Москвы в середине ХХ в., а потом была повторена в десятках аналогичных

изданий. Теперь возврат к прежним названиям только увеличит путаницу I221.

Ландшафт долины реки Раменки прошел в своем формировании несколько этапов, в ходе которых менялось природное окружение реки, характер использования прибрежной территории, качество воды в реке, характер заселенности и уровень благоустройства окружающей среды.

Об истории этого места можно составить представление по некоторым публикациям, архивным источникам; информации, выложенной на официальном сайте района Раменки, по старинным картам, любительским фотографиям.

Деревня Раменки считается самой старой из существовавших здесь в прошлом населенных пунктов, к числу которых относятся Воробьево, Троицкое-Голенищево, слобода Потылиха, Каменная плотина, деревня Матвеевское и Гладышево. На берегу Раменки археологи обнаружили две группы курганов В погребальном инвентаре запечатлен очень интересный (и непростой) процесс приобщения славянского племени

вятичей к христианству [171. Археологические исследования в долине реки Раменки проводились, начиная с 1924 г. Данные исследования позволили выявить целый ряд археологических памятников, таких как курганные группы и селища. На сегодняшний день ни одна из курганных групп, открытых в долине реки Раменки, не сохранилась. Ряд

курганных групп был исследован в 1953-1954 гг. Г.П. Латышевой [17, 181. Остальные курганные группы, по всей видимости, разрушены в результате хозяйственной деятельности человека -Ц-31.

Земли долины реки Раменки в XIV в. принадлежали московским митрополитам. Начиная с XVII в. эти земли выбирались московскими чиновниками для строительства загородных домов - дач.

В XIX в. это место не было популярным дачным местом, также здесь не было промышленности, так как построенные железные дороги прошли в стороне. После отмены крепостного права в 1861 г. основным занятием населения были отхожие промыслы. Крестьяне были небогатые, земля плохая, в основном сажали огороды на продажу в Москву. После октябрьской революции на этой территории были созданы колхозы.

Затем рассматриваемая территория входила в Кунцевский район Московской области, а с 1958 г. была присоединена к Москве. С этого времени на данной территории начался переход от сельского образа жизни к урбанизированному развитию. От Мичуринского проспекта до своего устья река Раменка протекала по огромной незастроенной территории, где ещё сохранялись поля, рассекаемые закустаренными балками. Долина реки была здесь глубока, широка и живописна.

Шел процесс сноса одноэтажных деревянных строений и возведения стандартных многоэтажных домов, прокладки наземных и подземных коммуникаций, что

сопровождалось не только нарушением естественного, традиционного для этих мест ландшафта, но и загрязнением реки Раменки в результате сброса в нее разного рода отходов. Раменка тогда была сильно загрязнена нефтепродуктами и хлоридами. По воспоминаниям очевидцев, в том числе, и авторов данной статьи, эта река как правило не замерзала в результате теплового загрязнения, вода в ней приобрела мутный оттенок и временами издавала неприятный запах, что и без специальных замеров свидетельствовало о неблагоприятной здесь экологической ситуации.

Тем не менее, река и тогда придавала своеобразие архитектурно-ландшафтному облику этой части города и имела определенное рекреационное значение. Пересеченный рельеф (высокий правый берег со спусками к реке разной крутизны, более пологий левый берег), участки естественной растительности, примыкающие к городским строениям, создавали природный колорит урбанизированному пространству. Добавились к этому и искусственно созданные три декоративных пруда в период строительства новой олимпийской деревни. Весной недалеко от домов можно было слышать пение соловьев, зимой наслаждаться катанием по заснеженным склонам вниз к реке. Но все-таки оставалось впечатление о негативном влиянии города на природу этих мест: пустыри, заросшие сорной растительностью, местами стихийные нагромождения гаражных и иных строений, замусоренность... За годы хозяйственного освоения и заселения этих мест от первозданных природных ландшафтов мало что осталось. Изменился видовой состав растительности: вместо густого хвойного леса здесь распространились лиственные деревья кустарники. И хотя долина реки Раменки в 1991 г. была объявлена памятником природы, это существенно не сказалось на ее экологическом состоянии.

Данная территория не так известна и раскручена, как широко известные природные территории Москвы. Однако в подтверждение ее ценности стало присвоение этой территории в 2018 г. статуса ландшафтного заказника «Долина реки Раменки» как одной

из особо охраняемых природных территорий Москвы расположенной в южной части района Раменки, исторически носившей это название (современный район Раменки образован в 1997 году в результате объединения районов Раменки и Мосфильмовский).

Создание ландшафтного заказника способствовало некоторому улучшению экологической ситуации на части долины этой реки, включенной в территорию заказника: появились в некоторых местах благоустроенные спуски к реке, площадки для пикников с беседками и скамейками, расчищены тропинки вдоль реки. Но это не способствовало кардинальному улучшению здесь ландшафтной среды, хотя и создало более благоприятные условия для отдыха населения, изучения природы и ее охраны, позволило жителям района наблюдать культурно-ландшафтные преобразования.

Вблизи ландшафтного заказника началось новое строительство современных жилых комплексов комфорт, бизнес и премиум классов. О влиянии современной застройки долины реки Раменки на экологию были разные мнения, преобладающее из которых -

это однозначно плохо [27]. Есть свидетельства, сколь недружелюбно встречало местное население проекты нового строительства. Были опасение, что интенсивная застройка изменит к худшему экологическую ситуацию и условия проживания местных жителей. Однако худшие опасения не подтвердились. Здесь уместно сравнение прошлых периодов заселения этой территории, наложивших свой отпечаток на культурный ландшафт.

С древних времен, когда в долине реки Раменки появлялись первые села и вплоть до XVII в. безжалостно вырубались леса, расчищались пространства для сельских строений, огородов и других сооружений. Дачное и сельскохозяйственное использование этих мест до присоединения к Москве также сопровождалось

трансформацией культурного ландшафта. Наконец, к настоящему времени наступление на природу достигло критических значений, когда стала понятной необратимость и катастрофичность ее утрат. Вместе с тем начала очень высоко цениться экологическая комфортность среды, когда покупатели жилья стали обращать внимание не только на стены, но и на окрестности, придавая доминирующее значение природному окружению, «зеленой эстетике». Престижность зеленых районов неимоверно возросла, район Раменки в Москве стал одним из привлекательных для желающих совместить современное уютное жилье и близость к природе.

Что прежде всего изменилось - визуальная среда, невиданная для этого района в условиях формирования нового урбанизированного пространства с несколькими оригинальными по архитектуре жилыми комплексами, размещенными по обе стороны ландшафтного заказник «Долина реки Раменки». Здесь появился своего рода оазис, естественной осью которого является река - объект природного наследия, в охране которого заинтересованы не только московские экологические службы, но прежде всего люди, заселившиеся в возведенные жилые комплексы. Немаловажно добавить, что в эти комплексы переселились с целью улучшения качества жизни и некоторые жители окрестных панельных девятиэтажек.

Экологическая ситуация на этой территории стала меняться к лучшему. И это произошло во многом благодаря тому, что наряду с ростом общей экологической культуры, со стремлением к здоровому образу жизни, здесь совпали интересы природоохранных структур города, сферы бизнеса и проживающего населения. В формировании культурного ландшафта этих мест приняли участие креативные архитекторы и ландшафтные дизайнеры. В долине реки Раменки, очищенной от выбросов, наряду с уже существовавшими парками: Воронцовским, парком 50-летия октября, парком «Олимпийской деревни», Очаковским - создан в 2022 г. современный парк «Событие». Этот парк включает несколько прогулочных зон: главный бульвар и природный парк с променадом вдоль реки Раменки. Здесь же сооружены концертная площадка, оборудованы мест для отдыха и игр, предполагается создание пруда, сада, крытого парклета. Для активных посетителей создаются — воркаут- и скейт-парк, спортивные площадки и беговые треки.

Выводы: несмотря на многовековые усилия людей по доминированию в системе «природа-общество-человек», с развитием экологической культуры усиливается приоритет природных ценностей в формировании городских культурных ландшафтов; природное наследие Москвы является составным элементом ее культурного наследия; сооружение современных жилых комплексов в близи объектов природного наследия, как ни парадоксально, способствует улучшению экологической ситуации, креативному улучшению визуальной среды.

Библиография

1. Акт государственной историко-культурной экспертизы земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных работ по объекту: "Жилой комплекс по адресу: г. Москва, пересечение Аминьевского шоссе с Киевским направлением МЖД, район Очаково-Матвеевское, ЗАО. - URL:

https ://www.mos.ru/upload/documents/files/62/aktGIKEOchakovo-Matveevskoe-Berkovich.pdf (дата обращения 2.07.2023 г.)

2. Арманд Д.Л. Наука о ландшафте (Основы теории и логико-математические методы) - М.: Мысль, 1975. - 287 с.

3. Веденин Ю.А. Ассоциативные ландшафты России // Лесной вестник. - 2000. - № 5.

- С. 35-40.

4. Веденин Ю.А. Культурно-ландшафтный подход к сохранению наследия // Обсерватория культуры. - 2013. - № 1. - С. 66-73.

5. Веденин Ю.А., Кулешова М.Е. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия // Известия РАН. Сер. Геогр. - 2001. - № 1. - С. 7-14.

6. Веденин, Ю. А. Культурно-ландшафтное пространство Москвы: проблемы охраны и развития // Наследие и современность. - 2018. - Т. 1. № 4. - С. 44-58.

7. Веденин, Ю. А. Культурно-ландшафтный подход к изучению, сохранению и развитию исторических городов // Известия Российской академии наук. Серия географическая. - 2021. - Т. 85. № 6. - С. 952-960.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Исаев, И. А. Изучение городских культурных ландшафтов средствами фотографии и живописи (на примере старой Москвы) / И. А. Исаев, О. И. Маркова // Ландшафтоведение и ландшафтная экология: коадаптация ландшафта и хозяйственной деятельности : Материалы международной научно-практической конференции, Симферополь, 20-25 сентября 2020 года / Ред. Е.А. Позаченюк [и др.]. - Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2020. - С. 400-405.

9. История района Раменки. - URL: https://ramenki.mos.ru/regioninfo/history/ (дата обращений 3.07.2023 г.)

10. Каганский В.Л., Культурный ландшафт: основные концепции в российской географии // Обсерватория культуры. - 2009. - № 1. - С. 62-70.

11. Калуцков В.Н. Ландшафт в культурной географии. - М.: Новый хронограф, 2008. -320 с.

12. Климанова О. А., Колбовский Е.Ю. Охраняемые природные территории в системе территориального планирования и функционального зонирования города Москвы // Проблемы региональной экологии. - 2013. - № 2. - С. 177-180.

13. Кренке Н.А. Отчет о разведках на территории г. Москвы в 2000 г. (с приложением данных, собранных в 1996-1999 гг.). Архив ИА РАН. Р-1, № 23875.

14. Кулешова М.Е. Культурные ландшафты в списке объектов всемирного наследия // Известия РАН. С6ер. Геогр. - 2007.-№ 3. - С. 7-17.

15. Культурный ландшафт как объект наследия / Под ред. Ю.А. Веденина, М.Е. Кулешовой. - М.: Институт наследия; СПб: Дмитрий Буланин, 2004. - 620 с.

16. Латышева Г. П. Раскопки курганов у ст. Матвеевская в 1953 году // Археологические памятники Москвы и Подмосковья: Сб. статей. М., 1954. С. 41-56.

- Архив ИА РАН. Р-1, № 960.

17. Латышева Г.П. Отчет о раскопках курганов у ст. Матвеевская Киевской железной дороги в 1953 году. Архив ИА РАН. Р-1, № 800.

18. Латышева Г.П. Отчет о раскопках курганов у ст. Матвеевская Киевской железной дороги в 1954 г. Архив ИА РАН. Р-1, № 960.

19. Миллер П.Н., Сытин П.В. Происхождение названий улиц, переулков, площадей Москвы. М.: Московский рабочий, 1938. - 105 с.

20. Москва: Энциклопедия / Гл. ред. С.О. Шмидт. - М.: БРЭ, 1997. - 976 с.

21. Насимович Ю.А. Аннотированный список названий рек, ручьёв и оврагов Москвы. -М.: ВНИИ охраны природы Минприроды РФ, 1996. - 114 с.

22. Насимович Ю.А. Раменки без рамени. Разд. 2.4 / Юрий Насимович. Реки, озера и пруды Москвы. - URL: http://temnyjles.ru/reki/reki2-04.shtml (дата обращения 2.07.2023 г.).

23. ООПТ Москвы. Список / Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. - URL: https://www.mos.ru/eco/function/departament/oopt-moskvy/ (дата обращения 27 мая 2023 г.).

24. Постановление 17 декабря 2018 г. N 1570-ПП Об образовании особо охраняемой природной территории регионального значения "Ландшафтный заказник "Долина реки Раменки". - URL: https://www.mos.ru/upload/documents/docs/1570-PP.pdf (дата обращения 2.07.2023 г.).

25. Природное наследие и разнообразие Москвы как часть историко-культурного и урбанистического потенциала мегаполиса: Сборник статей по материалам открытой городской научно-практической конференции, Москва, 01-02 декабря 2022 года. -Москва: Московский городской педагогический университет, 2023. - 214 с.

26. Родоман Б. Б. Традиционный культурный ландшафт: основные проблемы типологии, районирования и воображения // Международный журнал исследований культуры. -2011. - №4 (5). - С. 47-52.

27. Смирнов И. Раменский водораздел. - URL: https://www.apn.ru/index.php? newsid = 35944 (дата обращения 2.07.2023 г.).

28. Стрелецкий В. Н. Культурно-ландшафтные исследования за рубежом: национальные традиции и научные школы в мировой культурной географии // Псковский регионологический журнал. - 2020. - Выпуск 3 (43) С. 73-91.

29. Стрелецкий В.Н. Концепт культурного ландшафта в мировой культурной географии: научные истоки и современные интерпретации // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. - 2019. - №1 (36). - С. 48-78.

30. Чернов С.З., Бойцов И.А. Археологические источники визуальной реконструкции исторического ландшафта восточной части Белого города Москвы (XIV-XVI вв.). Ивановская горка. // Историческая информатика. - 2020. - № 2. - С. 117 - 159.

31. Шульгина, О. В. Природное наследие в историко-культурном пространстве Москвы: роль в восприятии образа мегаполиса // Природное наследие и разнообразие Москвы как часть историко-культурного и урбанистического потенциала мегаполиса: Сборник статей по материалам открытой городской научно-практической конференции, Москва, 01-02 декабря 2022 года. - М.: МГПУ, 2023. - С. 205-209.

32. Schlüter O. Die Erdkunde in ihrem Verhältnis zu den Natur-und Geisteswissenschaften // Geographische Anzeiger. 1920. Bd. 21. S. 145-152, 213-218.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь. О тз ыв

На статью «Особенности формирования культурно-ландшафтной среды вблизи объектов природного наследия Москвы на примере долины реки Раменки» Предмет исследования обозначен в названии статьи и разъяснен в тексте. Методология исследования. Работа базируется на принципах научной объективности. Автор статьи отмечает, что в «работе использованы исторические и картографические методы исследования, а также методы краеведческих наблюдений, системно-структурного анализа.

Актуальность. В настоящее время рост городов, процессы урбанизации и необходимость поиска путей сохранения окружающей природы являются чрезвычайно важными.

Актуальность этого вопроса привело к тому, что с 12995 г. в нашей стране еще в 1995 г. была принята Концепция перехода России на модель устойчивового развития. Модель устойчивого развития ставит вопрос сохраненения культурного ландшафта. Автор статьи рассматривает культурный ландшафт, «как результат сотворчества природы и человека, которое особенно ярко проявляется в урбанизированном пространстве, где обе стороны этого сотворчества очень тесно соприкасаются и находятся в постоянной динамике». В рецензируемой статье рассматриваются особенности формирования культурно-ландшафтной среды вблизи объектов природного наследия Москвы на примере долины реки Раменки. Долина реки Раменки вошла в состав Москвы чуть более полвека назад. Этот регион в настоящее время характеризуется тем, что здесь идет массовое жилищное строительство. В связи с этим важно с научной точки зрения проследить и проанализировать «происходящие здесь современные архитектурно-ландшафтные преобразования». Актуальность темы статьи не вызывает сомнения.

Научная новизна определяется тем, что в статьи сделана попытка систематизации и обобщения множественной разносторонней информации, характеризующей историю формирования культурного ландшафта одного из районов Москвы». Новизна определяется также тем, что в данной статье выявляются факторы, которые определяют» особенности становления и изменения во времени этих ландшафтов, в оценке влияния современных архитектурно-градостроительных подходов на экологическую ситуацию и комфортность проживания населения».

Стиль статьи научный, вместе с тем есть элементы описательности, что делают статью легко воспринимаемой для широкого круга читателей. Структура работы логична и направлена на достижение цели и задач исследования. Структура состоит из следующих разделов: Введения, в котором разъяснена актуальность, цель, задачи исследования и методы исследования: двух разделов: Культурные ландшафты Москвы. Природа как культурное наследие; Особенности формирования культурного ландшафта в долине реки Раменки и заключают статью Выводы. Содержание статьи изложено логично и изобилует интересными деталями по теме исследования. Выводы автора объективны и вытекают из проделанной работы. Автор (авторы) статьи подчеркивают, что « несмотря на многовековые усилия людей по доминированию в системе «природа-общество-человек», с развитием экологической культуры усиливается приоритет природных ценностей в формировании городских культурных ландшафтов; природное наследие Москвы является составным элементом ее культурного наследия; сооружение современных жилых комплексов в близи объектов природного наследия, как ни парадоксально, способствует улучшению экологической ситуации, креативному улучшению визуальной среды». Библиография работы состоит из 32 источников (это статьи, различные документы, монографии и т.д. по теме исследования). Библиография, как и текст статьи показывают, что автор знает тему глубоко и всесторонне.

Апелляция к оппонентам представлена на уровне собранной в ходе работы над статье информации и в библиографии. Библиографии составлена по требованиям журнала и грамотно оформлена.

Статья написана на актуальную тему, имеет признаки новизны и будет интересна не только специалистам, но и широкому кругу читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.