ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХПРЕИМУЩЕСТВ УПРАВЛЕНИЯ НЕАВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ООО «АВИАКОМПАНИЯ «ПОБЕДА»
А.А. Янковая, магистрант
Д.В. Сливинский, канд. экон. наук, доцент
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-8-212-217
Аннотация. В статье рассмотрен ряд особенностей методов управления неавиационной деятельностью авиакомпании «Победа», позволяющих предприятию занимать лидирующие позиции на российскомрынке пассажирских авиаперевозок. Целью настоящего исследования является анализ проводимого комплекса мероприятий по развитию и совершенствованию неавиационной деятельности ООО «Авиакомпания «Победа». Обозначены направления для устойчивого развития и повышения доли доходов от неавиационной деятельности авиакомпании.
Ключевые слова: неавиационная деятельность, воздушный транспорт, методы управления, авиакомпания, гражданская авиация.
Авиакомпания «Победа» является бюджетной авиакомпанией, которая позиционирует себя в качестве «лоукостера» (от английского «low-cost» - низкие расходы), или «дискаунтера». Она занимает лидирующее место по темпам роста среди конкурентов, что свидетельствует о востребованности данной бизнес-модели. Политика предприятия сводится к тому, что билеты на перелеты являются доступными для населения, а авиакомпания одновременно с этим улучшает транспортную доступность, что непосредственно ведет к социально-экономическому развитию страны.
Низкая стоимость билетов напрямую зависит от интенсивности эксплуатации самолетов. Парк воздушных судов ООО «Авиакомпания «Победа» на период середины 2023 года состоит из 41 самолета типа Boeing 737-800 [1]. Для бюджетных авиаперевозок воздушные суда должны быть максимально молодыми, чтобы реже нуждаться в обслуживании и не простаивать. В собственности предприятия находятся одни из самых молодых самолетов среди авиаперевозчиков России. Их средний возраст - 5,8 лет, что вдвое меньше среднего возраста ВС крупнейших «лоуко-стеров» мира.
Необходимо отметить стратегическое преимущество авиакомпании - одна модель воздушных судов позволяет ей заменять детали самолетов, что актуально в России в условиях санкций, а также позволяет быстро производить техническое обслуживание и в целом упрощает процесс обслуживания самолетов и профессиональной подготовки членов экипажа для одного типа ВС. Таким образом, экономия на стоимости перелета не влияет на уровень комфорта и безопасности.
На уровень доходов от неавиационной деятельности авиакомпании влияют следующие факторы: показатели пассажиро-оборота и грузооборота, величина пассажиропотока и его структура (по направлению - внутренние / международные рейсы, по профилю пассажиров - бизнес / туризм), технологичность процессов обслуживания пассажиров и другие факторы [2].
Необходимо охарактеризовать некоторые производственные показатели авиакомпании «Победа», опубликованные Ро-савиацией, на основе которых функционирует неавиационная деятельность рассматриваемого предприятия [3].
■Пассажирооборот, тыс. пасс.
Рис. 1. Пассажирооборот авиакомпании «Победа», тыс. пасс. в 2018-2021 гг.
■Грузооборот,
Рис. 2. Грузооборот авиакомпании «Победа», тыс. ткм в 2018-2021 гг.
На рисунках 1 и 2 представлены показатели пассажирооборота и грузооборота авиакомпании с 2018 по 2021 годы. Эти результаты позволили занять авиакомпании лидирующее место на рынке авиаперевозок. С учетом полной приостановки производственной деятельности авиакомпании «Победа» в апреле-мае 2020 года, а также на фоне резкого ограничения регулярного международного авиасообщения данные показатели авиапредприятия стали феноменальными для организаций гражданской авиации России. Более того, это единственная авиакомпания в Европе, которая смогла нарастить пассажиропоток в июле 2020 года, в то время как остальные авиаперевозчики теряли своих клиентов и имели отрицательную выручку.
Даже на фоне тяжелейшего в истории мировой авиации кризиса в связи с панде-
мией СОУШ-19, авиакомпания «Победа» сумела добиться положительного финансового результата, заработав в 2020 году выручку в размере 36 980 457 тыс. руб., в 2021 году - 67 573 318 тыс. руб. Чистая прибыль предприятия в 2020 году составила 1,4 млрд руб. и 4,36 млрд руб. в 2021 году [4]. Авиапредприятие сохранило практически на докризисном уровне процент средней загрузки рейсов в 2020 году -91,6%, в 2021 году - 93,6%.
2022 год для большинства авиакомпаний России так же стал не менее трудным. Однако по итогам 2022 года выручка авиакомпания «Победа» составила 58,7 млрд руб., что на 13% меньше предыдущего года. Чистая прибыль перевозчика за это время выросла до 15 млрд руб., что в 3,4 раза больше относительно результата 2021 года.
Важно отметить, что с каждым годом в структуре доходов авиакомпании растет доля неавиационных доходов. Несмотря на то, что в целом доля неавиационных доходов авиакомпаний России еще далека от европейских показателей, также наблюдается ее ежегодный устойчивый рост. При этом темп роста таких доходов рассматри-
Анализ представленных в таблице данные, наглядно демонстрирует увеличение доли доходов авиакомпании от неавиационной деятельности в 2020 и в 2022 годах. В 2022 году рост прочих доходов был обусловлен доходами от госсубсидирования в размере 15,1 млрд рублей, возмещения средств на авиационное топливо, а также списания обязательств по лизингу трех воздушных судов авиакомпании [5].
Неавиационная деятельность авиакомпании «Победа» включает в себя:
- провоз багажа;
- питание на борту;
- предоставление VIP-обслуживания в аэропорту и в полете;
- услугу по сопровождению детей в возрасте от 5 до 12 лет. За 4500 рублей ребенок может совершить самостоятельный перелет на борту самолета под чутким контролем сопровождающего от авиакомпании лица;
- выбор места. Дифференциация по выбору мест от 149 до 999 руб.;
- грамотно выстроенную тарифную политику с небольшим шагом, увеличивающим стоимость тарифа за счет включения в него дополнительныхуслуг;
- продажу сувениров, алкоголя, парфюмерии на борту ВС;
- платные услуги наземных перевозок;
- соглашения с партнерами по посуточной аренде авто, продаже билетов на Аэроэкспресс, предоставление трансфера;
ваемой авиакомпании выше среднего по стране. Неавиационные доходы могут составлять практически большую часть всех доходов авиакомпании. Именно поэтому в современном мире представители авиакомпаний уделяют пристальное внимание развитию неавиационной деятельности.
- бронирование экскурсий по различным регионам России и странам ближнего зарубежья;
- бронирование гостиниц, отелей, хо-стелов и апартаментов и размещение в них;
- платные звонки на горячую линию -60 рублей за минуту.
Проанализировав неавиационную деятельность авиакомпании «Победа», можно сделать следующие выводы о стратегических достоинствах перевозчика в контексте увеличения доходов от неавиационной деятельности и повышения привлекательности пассажиров.
1. Маркетинговая стратегия авиакомпании построена на принципах предоставления максимального комфорта пассажирам при самой низкой цене на маршруте. Удобные салоны «Sky Interior», приветливость персонала на борту ВС, личное звуковое приветствие генерального директора авиакомпании и подобные приятные мелочи перелета не требуют особых вложений, а обратный эффект от подобных затрат будет заметен пассажирами;
2. Авиакомпания «Победа» в 2022 году уменьшила норму провоза ручной клади, в соответствии с положениями Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Минтранса России №82 и международных стандартов, сократив ее с габаритов 40 х 30 х 20 см до 36 x 30 x 27 см, однако, вес и количество ручной клади авиакомпанией не ограничен. Это вынуждает пассажиров приобретать дополнительный
Таблица. Показатели доходов от неавиационной деятельности авиакомпании «Победа»
2018 2019 2020 2021 2022
Прочие доходы 2 810 526 3 895 799 4 847 552 6 212 502 46 953 616
Выручка 33 834 331 52 384 926 36 980 457 67 573 318 58 673 160
Доля доходов отнеавиационнойдеятель-ности 8,3 % 7,4 % 13,1 % 9,2 % 80 %
багаж или еще одно место для ручной клади у авиаперевозчика, что увеличивает долю доходов от неавиационной деятельности;
3. Запрос авиакомпании на снижение аэропортовых сборов и снижение тарифов на услуги в следствии этого;
4. В 2022 году «Победа» ввела дифференциацию платы за выбор места на борту, в зависимости от расположения пассажира в салоне воздушного судна;
5. Авиакомпанией установлена стратегия «психологических цен», которая не предполагает округление цены за перевозку. Например, себестоимость рейса из Петербурга в Калининград составляет 5 900 рублей, а авиакомпания «Победа» предлагает приобрести билет за 5 899 рублей, тем самым психологически привлекая потенциальных пассажиров к более экономичному выбору;
6. Положительно настроенная к покупке формулировка тарифов.
Рассмотрев состояние тарифной политики авиакомпании «Победа» можно сделать следующие выводы. Пассажирам предоставляется на выбор три вида тарифов с заранее положительно настроенной к покупке формулировкой: «Базовый» (низкий по стоимости), «Выгодный» (очень экономный) и «Максимальный» (все включено в тариф), что подсознательно привлекает пассажиров. Данные формулировки тарифов сменили прежние: «Лайт», «Плюс» и «Бизнес», не соответствующих традиционным для «ло-укостера» формулировкам тарифов, поскольку термин «бизнес» не соотносится с предлагаемыми перевозчиком - «дискаун-тером» услугами;
7. Оформление багажа в самом аэропорту стоит дороже, чем онлайн;
8. Авиакомпания выгодно продает своим пассажирам страховку при покупке билетов. Порой при бронировании билетов от неё бывает трудно отказаться;
9. Регулярно представители авиакомпании проводят различного рода мероприятия, акции на билеты и распродажи. Спрос в период их проведения в разы возрастает, а количество «счастливчиков» не велико;
10. Соглашения с партнерами. Например, пассажир, приобретая билетна «Аэроэкспресс» вместе с оформлением билета на воздушную перевозку, выигрывает в цене по сравнению с билетом на трансфер, купленным отдельно.
Выше перечислены не все преимущества управления неавиационной деятельностью авиакомпании «Победа», их количество в разы больше. Однако есть некоторые аспекты, которые авиакомпания может внедрить для привлечения новых источников дохода:
1. Использование совместных программ накопления миль для часто летающих пассажиров с авиакомпаниями, например, с «материнской» авиакомпанией «Аэрофлот»;
2. Предоставление скидок для студентов и учащихся, пенсионеров (основных клиентов авиакомпании), в день рождения пассажира с предоставлением паспорта, что повлечет больший спрос на покупку билетов. Например, скидка 10% (или меньше) на перелет каждого из членов семьи до 3-х человек (по примеру РЖД);
3. У авиаперевозчика на данный момент существует бесплатное информационное обслуживание людей в аэропортах и на борту. Авиакомпания может предоставлять информационные услуги на платной основе.
4. Авиакомпания «Победа» не является типичной моделью «лоукостера», как принято ее понимать в европейских странах и Америке. Например, на таких услугах как регистрация пассажиров в аэропорту многие европейские низкобюджетные авиаперевозчики зарабатывают, в то время как у авиакомпании «Победа», наоборот, эта услуга является бесплатной, что не отвечает стандарту типичного «лоукостера». Данную услугу возможно предоставлять на коммерческой основе.
5. При оплате авиабилета банковской картой на сайте с пассажира могут списать комиссию. Это может быть определенный процент от итоговой суммы, или же фиксированная величина. «Победа» может взимать комиссию в размере 1 -2% от цены билета при оплате банковской карте на сайте. При этом, в кассе аэропорта вылета
вместо комиссии может взиматься агентский сбор, он обычно ещё выше. При оплате наличными могут взимать 3% от цены билеты.
6. Сотрудничество авиакомпании с аэропортами по открытию собственных бизнес-залов ожидания авиапредприятия и расширению услуг по обслуживанию пассажиров «бизнес-класса» в «стерильной» зоне аэропорта;
7. Сотрудничество с банками, бренди-рование банковских карт;
8. Авиакомпании по желанию пассажиров могут предоставлять информацию о статусе рейса через SMS. Но не все делают это бесплатно. Пассажирам «Победы» SMS - уведомления могут обойтись в 100 рублей.
Анализ неавиационной деятельности ООО «Авиакомпания «Победа», позволя-
ет сделать вывод о стратегических преимуществах перевозчика в контексте увеличения доходов от неавиационной деятельности и повышения привлекательности пассажиров на фоне экономического, политического иотраслевого кризиса на рынке авиауслуг.
На сегодняшний день авиакомпания является ценовым лидером среди конкурентов в России. Для дальнейшего планомерного развития авиапредприятия и открытия новых источников дохода от неавиационной деятельности представляется возможным реализовать предложенную в настоящей статье концепцию модернизации неавиационной деятельности «лоуко-стера» в сложившихся условиях на российском рынке воздушных перевозок полностью или в части, стремясь к показателям мировых лидеров.
Библиографический список
1. Профиль авиакомпании «Победа» / «Centre for Aviation». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://centreforaviation.com/data/profiles/airlines/pobeda-dp.
2. Маслаков В.П., Лебедева М.Ю., Калинин И.А., Воронцова А.М., Брагин В.А., Пари-стова Л.П., Жуков В.Е., Корень А.В. Хозяйственный механизм авиатранспортных предприятий: Учебное пособие Часть 1. Авиакомпании. Под общей редакцией Маслакова В.П. - СПб.: Питер, 2015. - 368 с.
3. Статистические данные воздушных перевозок // Росавиация. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://favt.gov.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-stat-pokazately/.
4. Финансовая (бухгалтерская) отчетность организации ООО «Авиакомпания «Победа» // Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности -ФНС. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bo.nalog.ru/organizations-card/8849004.
5. «Победа» получила рекордную с момента основания прибыль на фоне санкций Ло-укостеру помогли бюджетные субсидии и списание обязательств по лизингу самолетов // РБК. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/16/02/2023/63ece0b99a794788f55ae3f0?ysclid=ll9x1hltoe6506302 56.
FEATURES OF THE FORMATION OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF NON-AVIATION MANAGEMENT THE ACTIVITIES OF POBEDA AIRLINES
LLC
A.A. Yankova, Graduate Student
D.V. Slivinsky, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
St. Petersburg State University of Civil Aviation named after Chief Marshal of Aviation
A.A. Novikov
(Russia, St. Petersburg)
Abstract. The article considers a number offeatures of management methods of non-aviation activities of Pobeda Airlines, which let the company occupy a leading position on the Russian passenger air transportation market. The purpose of this research is to analyze the ongoing set of measures for the development and improvement of non-aviation activities of Pobeda Airlines LLC. The directions for the sustainable development and non-aviation activities income increase are outlined.
Keywords: non-aviation activity, air transport, management methods, airline, civil aviation.