Научная статья на тему 'Особенности формирования комплекса маркетинговых коммуникаций'

Особенности формирования комплекса маркетинговых коммуникаций Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
295
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования комплекса маркетинговых коммуникаций»

Особенности

формирования

комплекса

маркетинговых

коммуникаций

Н.В. Гольцова,

к. филол. н., доцент кафедры издательского дела и редактирования

В условиях серьезной конкурентной борьбы на книжном рынке перед издательствами встает острая необходимость поиска и применения все более новых и эффективных средств продвижения изданий. Главную роль здесь играют коммуникационные технологии, наиболее распространенными из которых являются PR-технологии [1]. Среди задач, решению которых способствуют современные средства продвижения книжных серий в издательстве «Новое литературное обозрение», главным образом выделяются следующие: внедрение нового издательского продукта (как правило, серии), представление информации, формирование и поддержание интереса к серии и отдельным ее выпускам.

В состав комплекса продвижения (коммуникационного комплекса) обычно включают рекламу (в СМИ, на местах продаж), стимулирование продаж, персональную продажу, связи с общественностью, спонсоринг, брэндинг и прямой маркетинг [4].

Среди основных целей маркетинговой коммуникации выделяются такие, как выявление целевой аудитории (профиль, качественные характеристики), определение ответной реакции, обеспечение осведомленности потенциальной аудитории о книге, побуждение к покупке. Условием же достижения этих целей является разработка стратегии, включающей формирование концепции серии и каждого выпуска; исследование потребностей, возможностей и ожиданий потенциальной аудитории (сегментация, описание); налаживание обратной связи с читателями; разработка рекламной кампании; поддержание имиджа издания и другие составляющие. Важными инструментами организации продвижения изданий являются СМК (периодические издания, телеви-

дение, Интернет), а также event-marketing (мероприятия событийного характера) - презентации, встречи с читателями, участие в выставках, ярмарках, конкурсах и т. п. [3, 7].

Формирование стратегии и выбор инструментов и средств продвижения серии зависит, в первую очередь, от ее типологических особенностей. Поэтому в качестве объектов рассмотрения мы выбрали различные с точки зрения типологических черт серии издательства «Новое литературное обозрение» - «Современное европейское письмо» и «Культура повседневности».

Серия «Современное европейское письмо» представляет художественные произведения восточноевропейских авторов, главным образом, польских (Анджей Стасюк, Ольга Токарчук, Павел Хюлле, Ежи Пильх и др.), а также венгерских (Петер Эстерхази, Петер Зилахи) [5]. Это издание было задумано как событие большого просветительского значения и имело цель дать адекватное представление о развитии литературного процесса в Польше, Венгрии и Чехии после распада Восточного блока. На сегодняшний день вышло уже около тридцати книг. Однако самым представительным остается польское направление серии. «Новое европейское письмо» было задумано в 2002 г. переводчиком и редактором Татьяной Изотовой, которую в 2005 г. сменила известный переводчик, и в то время заместитель главного редактора журнала «Иностранная литература» Ксения Старосельская. Первой книгой серии стал роман Адама Ведеманна «Где собака зарыта», вышедший в 2003 г. Концепция, разработанная Т. Изотовой, заключалась в том, чтобы обозначить самые известные имена и выделить наиболее заметные книги, проиллюстрировать наметившиеся новые тенденции - жанры, темы, стилистические средства, и, кроме прочего, показать и саму страну -панораму современной жизни, национальные и социальные черты, историю. Формируя серию, Т. Изотова провела опрос среди литературных критиков, литературоведов, представителей интеллигенции, были проанализированы публикации в прессе. Все это было необходимо для того, чтобы обеспечить объективность при отборе произведений. Кроме того, нужно было продемонстрировать ценностные ориентиры литературного и окололитературного сообщества в Европе (Польше, Венгрии, Чехии) на стыке XX и XXI вв. Предполагалось, что в рамках серии можно будет проводить различные исследования - культурологические, социологические, литературоведческие и т. п.

Сам комплекс элементов издательского оформления серии (предисловия, комментарии и т. п.) свидетельствует о том, что читатель должен хорошо ориентироваться в современной литературной и социальной жизни страны, которую представляет автор - скажем, Польши, Венгрии. Предисловия, например, которыми оснащен каждый том (что само по себе является несомненным достоинством издания), не слиш-

ком адаптированы к нуждам российского читателя - излишне изощренны и малоинформативны. Дело в том, что писались они для польских изданий, поэтому русскому читателю довольно сложно ориентироваться в именах и реалиях, которыми вовсю оперируют авторы предисловий (почти всегда известные в своей стране литераторы, публицисты). Но сведений о них авторы проекта не дают, поэтому звучат эти имена для непосвященного читателя практически анонимно.

Те же признаки проявляются и в примечаниях. Для читателя, не слишком искушенного в национальных особенностях Польши, Венгрии, следовало бы предоставить в помощь более развернутые постраничные примечания и в большем количестве. Так, например, для читателя, не знакомого с географией Варшавы, трудно воспринять название «Прага» как район столицы Польши, или вспомнить и правильно идентифицировать имена венгерских или польских диссидентов, политических деятелей, журналистов [2, 6]. Все это является свидетельством того, что «Новое европейское письмо» ориентировано на эксклюзивную аудиторию - подготовленную и хорошо ориентирующуюся в реалиях и современной жизни Восточной Европы. С этим напрямую связан и характер продвижения серии.

Презентация серии прошла в Варшаве на Международной книжной ярмарке, где Россия была почетным гостем. Начало кампании по продвижению серии пришлось на середину нулевых годов. Среди основных мероприятий по продвижению были мероприятия событийного характера - презентации отдельных книг на книжных ярмарках и встречи с писателями. Вообще, одним из самых популярных и эффективных способов продвижения современной интеллектуальной литературы является участие в книжных ярмарках. В случае с «Современным европейским письмом» презентации на ярмарках были организованы как самим издательством «НЛО», так и Институтом Книги и Польским культурным центром при Посольстве Республики Польша в России (поскольку большая часть книг в серии представлена именно польскими авторами). Так, уже в 2002 г. на ММКВЯ гостями вместе с Иоанной Хме-левской (публиковавшейся в другом издательстве) была и автор «серьезной» литературы - Магдалена Тулли (впоследствии - одна из авторов «Современного европейского письма», в котором вышел ее роман-антиутопия «Сны и камни»). А весь 2004 г. был посвящен встречам с авторами уже активно выпускавшейся серии. Из десяти включенных в программу «Современного европейского письма» авторов в течение года Москву посетили пятеро - Стефан Хвин, Павел Хюлле, Антоний Либера, Збигнев Крушинский и Адам Ведеманн (автор первой книги серии). Приезд этих авторов мог стать значительным событием и толчком для продвижения серии, но поскольку писатели приезжали по-отдельности, встречи эти были узконаправленными (для исследовате-

лей-полонистов, друзей Польши и т. п.), организованые Институтом Книги, а не издательством «НЛО» и не были заявлены как презентации в рамках серии.

В 2005 г. Польша была почетным гостем на ММКВЯ и на ярмарке Non/fiction. Однако встречи с писателями опять были организованы Институтом Книги и Польским культурным центром в Москве и проходили на польском стенде, а не на стенде «НЛО». Тогда прошли встречи с Войцехом Кучоком (автором романа «Дрянье»), Михалом Витковским (автором романа «Любиево»), Ольгой Токарчук (автором романов «Правек и другие времена», «Последние истории», сборника рассказов «Игра на разных барабанах»). Все эти произведения были опубликованы в «Современном европейском письме».

В рамках ярмарки Non/fiction в 2008 г. состоялись встречи с польскими авторами, организованные Институтом Книги уже совместно с издательством «НЛО». Они проходили в Центральном доме художника, в клубе «Проект ОГИ», в Музее литературы и в кафе «Gurke» на Винзаводе. Но опять-таки эти встречи, несмотря на то, что были «открытым мероприятием», проходили в камерной обстановке, в узком кругу «избранных».

Вместе с тем, благодаря издательству «НЛО», современная интеллектуальная литература стала представляться и в регионах. Так, при участии главного редактора «Современного европейского письма» Ксении Старосельской была организована презентация книг серии на Красноярской ярмарке книжной культуры в ноябре 2008 г.

Среди PR-технологий можно отметить упоминание этой серии в некоторых теле- и радиопередачах с участием переводчиков и издателей, посвященных различным аспектам литературной жизни, издательского бизнеса, культуры, образования. Так, главный редактор «НЛО» Ирина Прохорова довольно частый гость различных интеллектуальных ток-шоу на телеканале «Культура» - «Апокрифа» В. Ерофеева, «Культурной революции» М. Швыдкого, «Тем временем» А. Архангельского, «Пресс-Клуба XXI» И. Засурского. Она неоднократно приходила на интервью к Н. Александрову в «Разночтения», пока эта программа выходила (до июня 2010 г.). Главный редактор серии Ксения Старосельская достаточно регулярно участвует в программах радиостанции «Эхо Москвы», рассказывая о современном литературном процессе Польши, издательских тенденциях. Естественно, что упоминается и серия «Современное европейское письмо», но эти упоминания, особенно на телевидении, звучат вскользь, носят случайный характер и являются малозаметным и малозначимым средством продвижения серии.

С точки зрения стимулирования продаж, также не все возможности задействованы. Так, например, нет специальных акций, делающих покупку книг этих серий более привлекательной (конкурсы и

викторины для интеллектуалов; подарки, сопровождающие покупку и т. п.). Кроме того, не используются возможности мерчандайзинга для стимулирования сбыта в местах продаж, очень незначительно представлена прямая реклама, почти не задействованы интернет-технологии (реклама и баннеры на литературных сайтах). Все это свидетельствует о том, что поддерживается связь в основном с базовой аудиторией, а связь с потенциальной аудиторией довольно слабая.

Серия «Культура повседневности» представляет собой книги-исследования культурных и исторических явлений, определяющих образ жизни человека (быт, мода, ритуалы, кухня, развлечения), авторами которых являются историки и культурологи. Эти исследования высвечивают то, что скрывается за обыденной жизнью человека - рутинные ритуалы, привычные действия, обряды. Книги серии представляют собой работы известных российских и зарубежных историков, культурологов, литераторов (Ольга Вайнштейн «Денди: Мода. Литература. Стиль жизни», Мишель Пастурро «Дьявольская материя. История полосок и полосатых тканей», Крейк Д. «Краткая история униформы», Линор Горалик «Полая женщина. Мир Барби изнутри и снаружи», Лилия Зауали «Исламская кухня», И. Богданов «Лекарство от скуки, или история мороженого», Маурицио Феррарис «Ты где? Онтология мобильного телефона», Фил Бэйкер «Абсент» и др.) [5]. С момента основания серии в 2001 г. и до сегодняшнего дня в серии вышло уже более двадцати книг. Очевидное многообразие тем и объектов исследования, с одной стороны, является сильной стороной проекта, а с другой - усложняет продвижение серии, поскольку не позволяет разработать единый концептуальный план событийных мероприятий, сформировать устойчивый имидж серии в сознании аудитории. Одна из главных сложностей состоит в том, что существует необходимость разрабатывать сценарий презентации, интернет-акции (в последнее время), мероприятия на книжных выставках к выходу каждого тома. Такие разрозненные акции способствуют продвижению каждого отдельного тома, но серия в целом остается без должного внимания аудитории.

Основным средством продвижения серии «Культура повседневности» являются презентации, организованные издательством самостоятельно или при поддержке культурных центров, галерей, участии деятелей искусства, науки, политики, бизнеса. Вообще, в «НЛО» презентации проводят как для продвижения отдельных книг, так и серий (а их в репертуаре издательства около 30), а также для новых выпусков журналов «Теория моды» и «Неприкосновенный запас». Среди приглашенных и тех, кто самостоятельно проявляет интерес к презентациям «НЛО» - литераторы, блоггеры, артисты, представители интеллектуальной среды. Среди посетителей достаточно много молодых людей, которые особенно интересуются модой, современным искусством, ин-

дустрией развлечений. Эту категорию посетителей привлекает в большей степени само мероприятие, чем представляемая на нем книга.

Стоит заметить, что «НЛО» традиционно проводит презентации совершенно разные, конрастные по содержанию, стилистике, духу. Одна из особенностей маркетингового направления деятельности «НЛО» -это «закрытые» презентации, проводимые, как правило, в форме роскошных светских раутов, в которые издательство традиционно вкладывает большое количество финансовых средств, привлекая к подготовке известных декораторов, художников, артистов. Приглашенные принадлежат к избранному кругу - бизнесмены, влиятельные журналисты, представители шоу-бизнеса.

Первым таким примером еще в начале «нулевых» стала презентация книги Ф. Бэйкера «Абсент» в одном из московских клубов, и затем - книги Ж.-Н. Робера «Рождение роскоши. Древний Рим в погоне за модой», задуманной как костюмированный светский прием. Позднее в этой традиции и с таким же размахом представлялись многие книги «Культуры повседневности». Например, на презентации книги «Исламская кухня», вышедшей в 2008 г., которая проходила в ресторане «Цифры», шеф-повар ресторана приготовил блюда по нескольким рецептам средневековой исламской кухни, из тех многих десятков, которые автор книги, Лилия Зауали, сумела найти и восстановить. Так, гости смогли попробовать блюда, которыми угощали во время пиршеств на Востоке и на юге Испании в Средние века, послушать живую музыку в исполнении этнического ансамбля, посмотреть танцевальное шоу в восточном стиле, а также побеседовать с приглашенными экспертами в области кулинарного искусства из Индии, Йемена, Узбекистана. Книгу представляли автор Л. Зауали и главный редактор «НЛО» И. Прохорова.

Некоторые презентации организуются в сотрудничестве с культурными центрами, галереями и становятся отдельными проектами, включающими помимо презентации книги серии еще и фотовыставку, концерт, показ моделей одежды или предметов искусства, связанных с книгой тематически. Один из примеров - презентация книги Л. Горалик «Полая женщина: мир Барби изнутри и снаружи», которая проводилась вместе с выставкой «Барбизона: внутренний и внешний мир Барби» в галерее РуАртс. Там были представлены творения известных художников Сергея Шутова, Дмитрия Цветкова, Юрия Аввакумова -коллекция одежды и аксессуаров из мира куклы Барби. Во время презентации проходил показ моделей.

Вместе с тем презентационные мероприятия, проводимые на книжных ярмарках (Московской, Красноярской, Московском книжном фестивале) проходят в обстановке более демократичной и на них приглашаются все, кто интересуется книгой. Оживить их стараются конкурсами и викторинами. Так, например, на Красноярской ярмарке книж-

ной культуры-2009 была представлена книга, вышедшая в серии «Культура повседневности», «История велосипеда» Дэвида Херлихи. Всем присутствовавшим было предложено ответить на ряд непростых вопросов, касающихся велосипеда - истории его изобретения, моделей и т. п. И те, кто давал правильные, а также оригинальные ответы, получали в подарок экземпляр книги, а самым эрудированным участникам были подарены еще и новые велосипеды (таких отказалось двое). Сам прием этот достаточно спорный, поскольку приводит к определенному смещению акцентов. Очевидно, что для многих пришедших на презентацию представлялось очень заманчивым выиграть именно велосипед, книге же отводилась роль утешительного приза, что не вполне правильно в данной ситуации.

В последнее время появились единичные попытки использовать Интернет как средство продвижения серии «Культура повседневности». Так, в 2010 г. на сайте была организована дискуссия и викторина по поводу выхода книги Ж.-К. Болоня «История безбрачия и холостяков». На сайте можно было почитать отрывки из книги и принять участие в обсуждении различных аспектов холостяцкой жизни. Самые активные были вознаграждены - получили в подарок по экземпляру книги.

Но вообще представляется очевидным, что издательство делает основной акцент на PR-технологии, не используя другие средства продвижения. Слабо представлена реклама серии, многие презентационные мероприятия обращены к кругу избранных, практически не используется выход на интернет-комьюнити, отсутствуют попытки установить обратную связь после выхода книги. Все это, возможно, является причиной довольно невысоких темпов продаж.

Обобщая изложенное, можно отметить, что, несмотря на различные стратегии, подходы в продвижении этих серий, комплекс мероприятий и используемые инструменты маркетинга недостаточны для представления, поддержания интереса и стимулирования продаж. А ведь главным является то, что на первом плане стоит не коммерческая выгода, а культурологическая ценность книг как одной, так и другой серии. Поэтому правильно разработанная методика совмещения прямого маркетинга и маркетинговых исследований позволит сделать продвижение этих серий более эффективным и, что еще более важно, позволит книгам с уникальным содержанием, подготовленным на высоком уровне, дойти до читателя.

Библиографический список

1. Борисов Б.Л. Технология рекламы и PR / Б.Л. Борисов. - М. : Фаир-Пресс, 2009. - 624 с.

2. Гловацкий Я. Из головы / Я. Гловацкий; предисл. Генрика Даско. - М. : Новое литературное обозрение, 2008.

3. Гордон Г Книжный бизнес. Практика книгоиздания и книжной торговли: пер. с англ./ Г. Гордон - М. : РосКонсульт, 2007. - 288 с.

4. Коханова Ю.Е. Промоушн печатного издания на информационном рынке/ Ю.Е. Коханова // Вестник МГУП. - 2000. - № 6. -С. 53-65.

5. Новое литературное обозрение [Электронный ресурс] : официальный сайт издательского дома «Новое литературное обозрение». - Режим доступа: http://www.nlobooks.ru// - Загл. с экрана.

6. Токарчук О. Игра на разных барабанах : рассказы / О. То-карчук; предисл. Михала Витковского. - М. : Новое литературное обозрение, 2007. - 96 с.

7. Форсайт П. Маркетинг в книгоиздании/ П.Форсайт; науч. ред. пер. Е.В. Соловьева. - М. : Издательский дом «Университетская книга», 2008. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.