Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА МАГИСТРАТУРЫ ВОЕННОГО ВУЗА В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СВЯЗИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 3++'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА МАГИСТРАТУРЫ ВОЕННОГО ВУЗА В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СВЯЗИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 3++ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИК МАГИСТРАТУРЫ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Образцов П.И., Шумилин В.С.

Статья посвящена особенностям формирования компетентностной модели выпускника магистратуры военного вуза в области управления материально-техническим обеспечением подразделений связи в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3++.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Образцов П.И., Шумилин В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF THE COMPETENCY MODEL OF A GRADUATE OF A MILITARY UNIVERSITY IN THE FIELD OF LOGISTICS MANAGEMENT OF COMMUNICATION UNITS IN ACCORDANCE WITH THE REQUIREMENTS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD FOR HIGHER EDUCATION 3++

The article is devoted to the features of the formation of the competency model of a graduate of a military university in the field of logistics management of communication units in accordance with the requirements of the Federal state educational standard for higher education 3 ++.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА МАГИСТРАТУРЫ ВОЕННОГО ВУЗА В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СВЯЗИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 3++»

УДК 378 ОБРАЗЦОВ П.И.

доктор педагогических наук, профессор, кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: kind@orel.ru ШУМИЛИН В.С. Академия ФСО России E-mail: v-shumilin@mail.ru

UDC37В

OBRAZTSOV P.I.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Technologies of Psychological, Pedagogical and Special

Education, Orel State University E-mail: kind@orel.ru SHUMILIN V.S. Federal Guard Service Academy E-mail: v-shumilin@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА МАГИСТРАТУРЫ ВОЕННОГО ВУЗА В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СВЯЗИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 3++

FEATURES OF THE FORMATION OF THE COMPETENCY MODEL OF A GRADUATE OF A MILITARY UNIVERSITY

IN THE FIELD OF LOGISTICS MANAGEMENT OF COMMUNICATION UNITS IN ACCORDANCE WITH THE REQUIREMENTS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD FOR HIGHER EDUCATION 3++

Статья посвящена особенностям формирования компетентностной модели выпускника магистратуры военного вуза в области управления материально-техническим обеспечением подразделений связи в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 5++.

Ключевые слова: выпускник магистратуры, материально-техническое обеспечение, компетентностная модель выпускника, организационно-управленческая деятельность.

The article is devoted to the features of the formation of the competency model of a graduate of a military university in the field of logistics management of communication units in accordance with the requirements of the Federal state educational standard for higher education 3 ++.

Keywords: graduate of a magistracy, material and technical support, competency model of a graduate, organizational and managerial activity.

В настоящее время в условиях интенсивного строительства и развития Вооруженных сил Российской Федерации, особое внимание уделяется вопросам укрепления их экономической составляющей, основу которой составляет система материально-технического обеспечения (МТО).

На данном этапе система МТО является одной из основных подсистем системы военного и государственного управления и предназначена для решения различного рода задач в рамках обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации с целью поддержания их в постоянной готовности к выполнению задач по предназначению в различных условиях обстановки. В состав системы МТО входит большое количество структурных элементов, основными из которых являются: органы военного управления, специализированные соединения, части и подразделения МТО, а также военные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов МТО, в том числе и в интересах подразделений связи.

Эффективное решение стоящих перед системой МТО задач во многом будет зависеть от профессионализма и непосредственной подготовки специалистов МТО, в большинстве своем относящихся к руководящему звену (должностных лиц органов управления) и способных «осознанно применять полученные знания при решении новых нестандартных проблем, обладать способностями к решению задач с неполной или ограниченной информацией, коммуникативными и организационно-управленческими навыками, быть готовым к систематическому самостоятельному повышению своего уровня образования» [5].

В рамках реализации данных задач по подготовке специалистов МТО, обладающих определенным уровнем про-

фессиональной компетентности, с учетом перехода на многоуровневую систему обучения, ведущая роль отводится магистерской подготовке, целью которой, прежде всего, является формирование определенного набора профессиональных компетенций, в рамках подготовки к решению задач профессиональной деятельности организационно-управленческого типа, позволяющих осуществлять военно-управленческую деятельность [3].

Перечень профессиональных компетенций, в отличие от универсальных и общепрофессиональных компетенций, не определен в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) поколения 3++. Поэтому задачей военного вуза, осуществляющего подготовку магистров, является формулирование и формирование этих компетенций исходя из квалификационных требований (КТ) к военно-профессиональной и специальной профессиональной подготовке выпускников.

Вместе с тем, анализ деятельности выпускников военных вузов и показатели современной войсковой практики свидетельствуют о том, что принятые меры не смогли обеспечить требуемый уровень их готовности и способности к действиям в различных условиях обстановки, и, особенно, в сложных условиях. Таким образом, на первый план выступает задача поиска, совершенствования и внедрения таких обучающих технологий, которые позволили бы обеспечить формирование мотивационной готовности военных специалистов к действиям в различных условиях обстановки. Необходимость изучения теории и практики процесса формирования профессиональной компетентности у выпускников магистратуры военного вуза и методик их оценивания определяется следую-

© Образцов П.И., Шумилин В.С. © Obraztsov P.I., Shumilin V.S.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

щими обстоятельствами [9].

Во-первых, анализ деятельности выпускников в практических подразделениях показал определенное несоответствие между требуемым и наличествующим уровнями готовности к решению задач организационно-управленческого типа.

Во-вторых, в настоящее время при подготовке магистров в военных вузах зачастую предпочтение отдается традиционным методам подготовки к действиям в простых, повседневных условиях, не учитывающим мотивационную готовность их действий в сложных условиях.

В-третьих, в современной системе высшего образования, вопросам формирования адекватной компетентностной модели выпускника магистратуры военного вуза и разработке методик адекватной оценки результатов освоения основной профессиональной образовательной программы уделяется недостаточное внимание.

В этой связи важнейшим является поиск активных методов формирования профессиональной компетентности магистров военного вуза в области управления МТО подразделений связи.

Исследованиям профессиональной компетентности магистров посвящено достаточно большое количество работ. Особенностям подготовки магистров в российских вузах посвящены исследования А.С Акоповой, В.В. Балашова, Т.В. Есенской, Д.К. Захарова, H.H. Комисаровой, Г.В. Лагунова, В.П. Попова, А.С Проворова, Ж.С. Сафроновой, В.С. Сенашенковой, И.В. Сибикиной, И.Д. Столбовой, и др.

Отдельные ученые обращались к проблемам формирования профессиональных компетенций у магистров. Значимы исследования М.В. Рыбакова, Ф.А. Саглам, в которых фрагментарно представлены отдельные вопросы формирования практической готовности магистранта к преподавательской деятельности.

Специфика подготовки магистров в рамках материально-технического обеспечения в военном вузе с учетом использования современных и перспективных технологий обучения рассматривались в научных исследованиях С.П. Потанина, Ю.Н. Букреева, А.И. Милованова, А.Ф. Савченко, А.А. Сафронова, В.И. Михайличенко, Б.В. Березина и др.

Обобщение результатов анализа научно-педагогической литературы по проблемам технологизации образования, формированию профессиональной компетентности в различных видах предполагаемой профессиональной деятельности в общем и организационно-управленческой деятельности в частности, а также практики преподавания специальных дисциплин в военном вузе позволило выделить следующие противоречия между [1, 4, 7, 8, 10]:

- потребностью формирования и оценки профессиональной компетентности магистров военного вуза, с учетом их мотивационной готовности к действиям в различных условиях обстановки и низким уровнем научно-методического обеспечения данного процесса, обусловленного в первую очередь опорой на традиционные модели обучения;

- объективной необходимостью создания и обеспечения определенных педагогических условий процесса формирования и оценки профессиональной компетентности магистров военного вуза и их недостаточной разработанностью и научной обоснованностью;

- потенциальными возможностями применения в образовательном процессе современных (перспективных) технологий (методик), позволяющих учитывать мотивационно-ценностную сферу личности и недостаточной научной обоснованностью методик их применения.

Кроме этого, подготовка магистров военного вуза, осуществляемая в формате компетентностного подхода к результатам образования в рамках ФГОС ВО 3++ сопряжена с рядом проблем [2, 5, 6, 9].

Первая проблема, выявленная в результате анализа, может быть сформулирована как проблема ревизии перечня и содержания компетенций компетентностной модели выпуск-

ника магистратуры военного вуза.

Компетентностная модель выпускника представляет собой систему всех компетенций ФГОС ВО и КТ, которые должны быть освоены выпускником магистратуры по конкретному направлению подготовки. Ныне действующие компетентно ст-ные модели выпускников военных вузов (ФГОС ВО 3+, ФГОС ВО 3++) значительно отличаются в лучшую сторону от требований первых образцов образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС ВПО 3).

В их состав наконец-то включены компетенции профессиональных действий в условиях неопределенности. Такие целевые ориентиры крайне важны для подготовки выпускников к решению задач профессиональной деятельности организационно-управленческого типа.

Однако первая обозначенная выше проблема все еще далека от своего решения. Дело в том, что до настоящего времени содержание не всех компетенций формализовано, унифицировано так, чтобы его можно было измерить, диагностировать, оценить в условиях образовательной организации.

Как показали исследования, разные компетенции имеют разный объем и сложность. Некоторые из них представляют собой сложное умение, другие - несколько сложных умений, третьи - простые навыки, четвертые - сложную систему сложных навыков. Естественно, что при таком подходе формировать и оценивать такие разные компоненты компетентностной модели выпускника надо по-разному, что на настоящий момент в вузах не делается.

Отсюда вытекают еще две проблемы компетентностной подготовки магистров военных вузов.

Вторая проблема подготовки выпускника магистратуры к выполнению поставленных задач связана с технологиями формирования мотивационной готовности и способности действовать в любых условиях обстановки.

Традиционные образовательные программы военного вуза разработаны в основном для подготовки военнослужащих к действиям в простых, повседневных условиях и используют традиционные дидактические технологии. Отдельные единичные учебные занятия по отработке учебно-профессиональных действий в условиях экстремума, риска только подчеркивают тот факт, что образовательная среда современного военного вуза представляет собой, за редким исключением, систему класс-урочных занятий, на которых типичные учебные задания с полным набором данных отрабатываются в «атмосфере мирной жизни», т.е. покоя, психологической безопасности, обеспеченности кафедральными штампами и стереотипами решения одних и тех же учебных задач.

Третья проблема подготовки выпускника магистратуры к выполнению поставленных задач может быть сформулирована как проблема объективной оценки компетенций.

Результатами традиционного военного образования выступают знания, умения и навыки, оцененные по конкретным учебным дисциплинам. Итоговыми результатами военного образования в настоящее время являются, образовательные результаты освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования (ОПОП ВО) по конкретному направлению подготовки - универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции (обязательные, рекомендуемые) ФГОС ВО и КТ, наполняющие компетентностную модель выпускника.

Результаты освоения магистрами основной профессиональной образовательной программы высшего образования должны быть подвержены в вузе обязательной процедуре объективной оценки. Причем оцениваться должны не знания, умения и навыки, получаемые в ходе изучения дисциплин и входящие в состав компетенций, а вся компетенция в целом, вернее - уровни освоения магистрами каждой компетенции ФГОС ВО и КТ.

Комплексная оценка целостной компетенции должна предусматривать оценку не столько знаниевого (теоретического), сколько деятельностного (практического) содержания

компетенции.

Ведь компетенция определена в первой редакции Федеральных образовательных стандартов третьего поколения как способность за счет знаний, умений, навыков и личностных качеств успешно действовать в определенной профессиональной области.

Некоторые универсальные компетенции представляют собой проявления личностных качеств. Но методики оценки личностных качеств выпускников военных вузов в высшем военно-профессиональном образовании в массовом порядке ранее не применялись и все еще находятся в стадии разработки.

Однако, в настоящее время общепринятые методики объективной комплексной оценки отдельной компетенции в военном образовании отсутствуют. Отсюда оценка компетенций имеет проблемный характер.

Анализ особенностей формирования компетентностной модели выпускника магистратуры военного вуза в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++ позволяет сделать следующие выводы:

1. Планируемые результаты освоения ОПОП ВО, составляющие компетентностную модель выпускника, должны быть скорректированы по содержанию и формализованы для их диагностики и оценки. Пока же компетентностная модель выпускника магистратуры несовершенна, а значит - проблемная с точки зрения её формирования и оценки.

2. Почти все общепрофессиональные и профессиональные компетенции не имеют адекватных оценочных процедур. Оценка компетенций осуществляется в основном традиционно - по знаниям, умениям и навыкам, подтверждающим овладение отдельными частями компетенции, а не целостной компетенцией. Разработка процедур объективной оценки целостных компетенций составляет проблему внедрения компе-

тентностного подхода в высшую военную школу.

3. Главная стратегическая образовательная цель подготовки военного магистра на современном этапе может быть сформулирована следующим образом: выпускник магистратуры должен обладать таким уровнем компетентности и мо-тивационной готовности, чтобы он был способен выполнять поставленные задачи по занимаемой должности и на ступень выше в любых условиях обстановки, а также обеспечивал такое выполнение задач подчиненным ему личным составом.

4. Компетенции магистратуры (особенно компетенции КТ) нуждаются в переработке (сокращении количества и исключении дублирования), корректуре содержания и его формализации.

5. Отдельные профессиональные компетенции не могут быть сформированы традиционными технологиями обучения. Они требуют разработки дополнительных образовательно-технологических решений в области формирования компетенций военного управления и оценки результатов такого управления.

Таким образом, проблема формирования компетентност-ной модели выпускника магистратуры военного вуза в области управления материально-техническим обеспечением подразделений связи с учетом мотивационной готовности к действиям в различных условиях обстановки остается недостаточно исследованной и требующей конкретизации, оставаясь, таким образом, актуальной и по сей день.

Для достижения качества формирования профессиональной компетентности выпускника магистры, с учетом вышеперечисленных особенностей необходимым, на наш взгляд, является использование перспективных образовательных технологий, которые учитывали бы как мотивационный, так и технологический аспекты.

Библиографический список

1. Козачок А.И. Формирование профессиональной компетентности субъектов образовательного процесса в военном вузе : монография. Орёл : Академия ФСО России, 2010. 136 с.

2. Мишин И.Н. Критическая оценка формирования перечня компетенций во ФГОС 3++ // Высшее образование в России. 2018. № 4. С. 66-75. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32834838.

3. Мухаметзянова Ф.Г., Панченко О.Л., Хайрутдинов Р.Р. Магистратура как методологический феномен: вызовы современности // Человек и образование. 2017. № 3 (52). С. 9-14. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30782381.

4. Пестерева Н.М., Цветлюк Л. С., Надеина О.С. Формирование профессиональных компетенций государственных служащих: монография / Пестерева Н.М., Цветлюк Л.С., Надеина. Москва : Изд-во Московского гуманитарного университета, 2014. 139 с.

5. Потанин С.П. Модели оценки компетенций выпускников военного вуза. // Сб. статей межвузовской НМК «Приоритетные направления повышения эффективности и качества системы подготовки военных специалистов в рамках интеграции образования и науки в условиях внедрения инновационных технологий обучения». СПб.: ВАМТО, 2017. С.255-261.

6. Работинский В.О. Личностные качества военного специалиста, необходимые для выполнения служебно-боевых задач. - URL: http:// elibrary.ru/item.asp?id=23297729

7. Сербиновская Н.В. Подготовка магистров: модель и технология формирования компетенций (Части:1, 2) / Н.В. Сербиновская, Б.Ю. Сербиновский, А.А. Сербиновская // Вестник науки и образования Северо-Запада России, 2016. Т.2. №2. - URL: http://vestnik-nauki.ru/

8. Строева О.А. Формирование модели оценки качества подготовки магистров в контексте институциональных трансформаций высшего образования / О.А. Строева, Н.В. Мироненко, Т.Н. Иващенко // Среднерусский вестник общественных наук, 2015. Т. 10. №5. С 214-226.

9. ШпакВ.А, МиленинаИ.П., Милованов А.И., Потанин С. П. Оценка компетенций выпускников военных вузов: монография. СПб.: НИЦ АРТ, 2018. 203 с.

10. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2010. 456 с.

References

1. Kozachok A.I. Formation of professional competence of the subjects of the educational process in a military high school: monograph / A.I. Kozachok. Orel: Academy of the FSS of Russia, 2010. - 136 p.

2. MishinI.N. A critical assessment ofthe formation of the list of competencies in FSES 3 ++ // Higher education in Russia. 2018. No. 4. Pp. 66-75. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32834838.

3. Mukhametzyanova F.G., Panchenko O.L., Khayrutdinov R.R. Master as a methodological phenomenon: challenges of modernity // Man and education. 2017. No. 3 (52). Pp. 9-14.

4. PesterevaN.M., TsvetlyukL.S., Nadeina O.S. Formation of professional competencies of civil servants: monograph / Pestereva NM, Tsvetlyuk LS, Nadeina. Moscow: Publishing House of the Moscow Humanitarian University, 2014. 139 p.

5. Potanin S.P. Models for assessing the competencies of graduates of a military university. // Sat articles of the inter-university SMC "Priority areas for improving the efficiency and quality of the system of training military specialists in the framework of the integration of education and science in the context of the introduction of innovative training technologies". SPb .: MAMTS, 2017. Pp. 255-261.

6. Rabotinsky V.O. The personal qualities of a military specialist, necessary for performing combat missions. - URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=23297729

7. SerbinovskayaN.V. Masters training: model and technology for the formation of competencies (Parts: 1, 2) / N.V. Serbinovskaya, B.Y. Serbinovsky, A.A. Serbinovskaya // Bulletin of science and education of the North-West of Russia, 2016. V.2. No. 2. - URL: http://vestnik-nauki.ru/

8. Stroeva O.A. Formation of a model for assessing the quality of master's training in the context of institutional transformations of higher education / O.A. Stroeva, N.V. Mironenko, T.N. Ivashchenko // Central Russian Bulletin of Social Sciences, 2015. V. 10. No. 5. Pp. 214-226.

9. Shpak V.A., Milenina I.P., MilovanovA.I., Potanin S.P. Assessment of competencies of graduates of military universities: monograph. SPb .: SRC ART, 2018. 203 p.

10. Professional pedagogy: A textbook for students studying in pedagogical specialtie. S.Ya. Batysheva, A.M. Novikov. Third edition, revised. М .: Publishing House of EGVES, 2010. 456 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.