Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКЦИИ МОДЕЛЕЙ ВИНТОВЫХ КОРАБЛЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА НА БАЗЕ ВОССОЗДАННОГО МОРСКОГО МУЗЕЯПРИ УЧАСТИИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ГЕНЕРАЛ-АДМИРАЛА КОНСТАНТИНА НИКОЛАЕВИЧА РОМАНОВА'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКЦИИ МОДЕЛЕЙ ВИНТОВЫХ КОРАБЛЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА НА БАЗЕ ВОССОЗДАННОГО МОРСКОГО МУЗЕЯПРИ УЧАСТИИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ГЕНЕРАЛ-АДМИРАЛА КОНСТАНТИНА НИКОЛАЕВИЧА РОМАНОВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
30
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКОЙ МУЗЕЙ / КНЯЗЬ К. Н. РОМАНОВ / МОДЕЛЬ-КАМЕРА / ВЫСТАВКА / УЧЕТНЫЙ НОМЕР / УНИКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ МОДЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / МАСТЕР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Филатов Олег Васильевич

В данной статье автор рассматривает вопрос, связанный с восстановлением коллекции моделей кораблей Морского музея. Он понимал, что в рамках данной статьи невозможно отобразить все процессы воссоздания коллекции моделей кораблей второй половины XIX в., и не ставил перед собой задачу описать работу руководителей флота и судомоделистов. Он поставил перед собой более скромную задачу: описать особенности формирования коллекции. Автор подчеркивает, что модели, включенные в коллекцию, были изготовлены в то время в Модельной палате в Санкт-Петербурге и Модельной мастерской Санкт-Петербургского порта. Он указывает на то, что при их изготовлении использовались как ценные, так и простые породы древесины и металл. Автор подчеркивает, что активное участие в продвижении музейных выставок на мировой уровень принимал великий князь генерал-адмирал Константин Николаевич. Анализируя содержание документов, автор делает вывод о том, что утерянную коллекцию моделей необходимо было восполнить и таким образом восстановить недостающий событийный ряд в истории российского военно-морского флота, а также о том, что во время воссоздания Морского музея была проведена атрибуция предметов, полученных из разных учреждений флота. В статье также объясняются особенности формирования коллекции вновь воссозданного Морского музея и тот факт, что модели, выполненные мастерами второй половины XIX в., сегодня уникальны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF A COLLECTION OF MODELS OF THE SCREW SHIPS OF THE SECOND HALF OF THE 19TH CENTURY ON THE BASIS OF THE RECREATED MARITIME MUSEUM WITHTHE PARTICIPATION OF GRAND DUKE ADMIRAL GENERAL KONSTANTIN NIKOLAEVICH ROMANOV

In this article, the author considers the issue related to the restoration of the collection of ship models of the Maritime Museum. He understood that within the framework of this article it is impossible to display all the processes of recreating the collection of models of ships of the second half of the 19th century, and did not set himself the task of describing the work of fleet managers and ship modelers. He set himself a more modest task: to describe the features of the formation of the collection. The author emphasizes that the models included in the collection were made at that time in the Model Chamber in St Petersburg and the Model Workshop of the St Petersburg port. Indicates that both precious wood species and simple and metal were used in their manufacture. The author emphasizes that the Grand Duke Admiral General Konstantin Nikolayevich took an active part in promoting museum exhibitions to the world level. Analyzing the content of the documents, the author concludes that the lost collection of models had to be replenished, and thus restore the missing event series in the history of the Russian Navy. And also that during the reconstruction of the Maritime Museum, objects which were received from different places, were attributed. The article also explains the peculiarities of the formation of the collection of the newly recreated Maritime Museum and the fact that the models made by the masters of the second half of the 19th century are unique today. The author recalls that the reopening of the newly recreated Maritime Museum took place on August 27, 1867, and Lieutenant Nikolai Mikhailovich Baranov was appointed its director on December 31, 1866.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКЦИИ МОДЕЛЕЙ ВИНТОВЫХ КОРАБЛЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА НА БАЗЕ ВОССОЗДАННОГО МОРСКОГО МУЗЕЯПРИ УЧАСТИИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ГЕНЕРАЛ-АДМИРАЛА КОНСТАНТИНА НИКОЛАЕВИЧА РОМАНОВА»

2022

ВОПРОСЫ МУЗЕОЛОГИИ

Т. 13. Вып. 2

МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ

УДК 001.81; 069.1

Особенности формирования коллекции моделей винтовых кораблей второй половины XIX века на базе воссозданного Морского музея при участии великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича Романова

О. В. Филатов

Центральный военно-морской музей им. императора Петра Великого, Российская Федерация, 190000, Санкт-Петербург, Большая Морская ул., 69А

Для цитирования: Филатов О. В. 2022. Особенности формирования коллекции моделей винтовых кораблей второй половины XIX века на базе воссозданного Морского музея при участии великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича Романова. Вопросы музеологии 13 (2): 231-240. https://doi.org/10.21638/spbu27.2022.206

В данной статье автор рассматривает вопрос, связанный с восстановлением коллекции моделей кораблей Морского музея. Он понимал, что в рамках данной статьи невозможно отобразить все процессы воссоздания коллекции моделей кораблей второй половины XIX в., и не ставил перед собой задачу описать работу руководителей флота и судомоделистов. Он поставил перед собой более скромную задачу: описать особенности формирования коллекции. Автор подчеркивает, что модели, включенные в коллекцию, были изготовлены в то время в Модельной палате в Санкт-Петербурге и Модельной мастерской Санкт-Петербургского порта. Он указывает на то, что при их изготовлении использовались как ценные, так и простые породы древесины и металл. Автор подчеркивает, что активное участие в продвижении музейных выставок на мировой уровень принимал великий князь генерал-адмирал Константин Николаевич. Анализируя содержание документов, автор делает вывод о том, что утерянную коллекцию моделей необходимо было восполнить и таким образом восстановить недостающий событийный ряд в истории российского военно-морского флота, а также о том, что во время воссоздания Морского музея была проведена атрибуция предметов, полученных из разных учреждений флота. В статье также объясняются особенности формирования коллекции вновь воссозданного Морского музея и тот факт, что модели, выполненные мастерами второй половины XIX в., сегодня уникальны. Автор

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2023

напоминает, что открытие практически вновь созданного Морского музея состоялось 27 августа 1867 г., а его директором 31 декабря 1866 г. был назначен лейтенант Николай Михайлович Баранов.

Ключевые слова: Морской музей, князь К. Н. Романов, Модель-камера, выставка, учетный номер, уникальное произведение модельного искусства, мастер.

Воссоздание Морского музея и формирование его коллекции в период после известных событий в декабре 1825 г. на Сенатской площади Санкт-Петербурга тесно связано с именем великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича Романова. Константин Николаевич (1827-1892) — великий князь, второй сын императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, генерал-адмирал, морской министр (1853-1881), выдающийся деятель эпохи Великих реформ императора Александра II. В 1853 г. великий князь принял управление Морским министерством и приступил к подготовке назревших, по его мнению, преобразований. Усилия были направлены на техническое переоснащение отечественного флота. С этой целью он много путешествовал по Европе и изучал передовой опыт кораблестроения1. Вскоре после подписания Парижского мира в 1856 г. и по мере накопления финансовых ресурсов началась модернизация российского флота2. В период Крымской войны великий князь генерал-адмирал Константин Николаевич принимал активное участие в обороне столицы Российской империи — Санкт-Петербурга. 23 февраля 1855 г. по повелению императора во главе Морского ведомства в качестве главного начальника флота, управляющего Морским министерством на правах министра, стал генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич3. В 1855 г. он отдал распоряжение заведующему Модель-камерой при Главном Адмиралтействе о том, чтобы «устроить таковую в Кронштадте, и наблюдать за ней» и там «выставить, т. е. модели и морские предметы, которые могут, по своей новизне и текущему употреблению их в действительной службе, приносить пользу морским офицерам при вооружении судов»4. Следовательно, генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич держал на контроле не только строительство судов для ВМФ России по принятой на тот момент программе, но вместе с тем ставил перед специалистами задачи по созданию моделей этих кораблей5 и передаче их в коллекцию Морского музея как образцов кораблей ВМФ, которые на тот момент отражали научно-технический прогресс в судостроении6.

В настоящее время в экспозиции зала № 1 «Славы русского флота ХУ1-Х1Х вв.» Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого в разделе «Российский императорский флот» представлена коллекция моделей кораблей вто-

1 Черкасов, 2013.

2 Константин Николаевич. 1903. Русский биографический словарь. Т. 9. СПб.; Антонова, 2007. С. 904.

3 Огородников С. Ф. 1902. Исторический обзор развития и деятельности Морского министерства за столетие его существования (1802-1902 гг.). СПб.: Тип. Морского министерства. С. 130.; Общий морской список. Ч. IX. СПб., 1897. С. 1.

4 Российский государственный архив Военно-Морского Флота (далее — РГАВМФ). Ф. 578. Оп. 1. Д. 23. Л. 26.

5 Мироненко (ред.), 2019. С. 75-79.

6 Бунич, 1995. С. 120-127.

рой половины XIX в., которая позволяет изучать историю ее создания и существования непосредственно на практике.

Здесь следует сказать, что модели, входящие в коллекцию, были изготовлены в то время, когда директорами Модель-камеры в Санкт-Петербурге и Модельной мастерской Санкт-Петербургского порта были лейтенант Гвардейского экипажа Александр Николаевич Ладыгин с 11 января 1856 г. по 17 июня 1858 г.7, а с 17 июня 1858 г. Михаил Михайлович Шишмарев8.

В экспозиции 1-го зала на 1-м уровне представлены 8 моделей в масштабе 1:12:

1. 20-пушечного брига «Улисс». Эта модель была первой в масштабе 1:12 из названного списка. (В 1858 г., согласно отчету, в Модельной мастерской Санкт-Петербургского порта закладываются 4 модели в масштабе 1:129.) Ее начали делать в 1856 г. в Модельной мастерской Санкт-Петербургского порта, закончили в декабре 1858 г. Дерево, медь красная, по ватерлинию с рангоутом, учебная. В Морской музей она поступила в начале 1900-х гг.10 Из коллекции великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича. Бриг был построен в 1842-1843 гг. В 1854 г. им командовал великий князь Константин Николаевич.

2. Винтового корвета «Рысь» (Балтийский флот). Дерево грушевое, дерево кленовое, дерево березовое. Изготовлена в Модельной мастерской Санкт-Петербургского порта в 1856 г. В документах архива ВМФ РФ в «Черновых месячных отчетах работы Модельной мастерской за 1858 год» указывается, что 4 модели в масштабе 1:12 выполнялись «по предписанию Его Высочества Генерал-Адмирала». Это касалось изготовления моделей трехпушечной винтовой канонерской лодки «Туча», построенной в Санкт-Петербурге в 1855 г., 11-пушечного колесного парохода-фрегата «Владимир», строившегося в Великобритании в период с 1847 по 1848 г., и строившегося в 1855-1856 гг. корвета «Рысь».

3. Парохода-фрегата «Владимир», по ватерлинию с рангоутом, учебная. Изготовлена в Модельной мастерской Санкт-Петербургского военного порта. 1853. Дерево, металл.

4. 84-пушечного винтового корабля «Ретвизан». Изготовлена в Модельной мастерской Санкт-Петербургского военного порта в 1857 г., по ватерлинию с рангоутом, учебная. Дерево грушевое, дерево кленовое, дерево березовое. Здесь следует отметить, что в 1857 г. начали изготовлять сразу две модели: 48-пушечного фрегата «Аскольд», построенного в Новом Адмиралтействе в 1852-1854 гг., и строившегося на той же верфи в 1854-1855 гг. 84-пушечного корабля «Ретвизан»11. Изготовление модели «Ретвизана» закончилось в 1859 г.12

7 РГАВМФ. Ф. 578. Оп. 1. Д. 17. Александр Николаевич Ладыгин 11 января 1856 г. был назначен начальником Модель-камеры в Санкт-Петербурге и Модельной мастерской Санкт-Петербургского порта (Общий морской список. Ч. X. СПб., 1898. С. 524-525).

8 М. М. Шишмарев 17 июня 1858 г. назначен на должность начальника Модель-камеры и Модельной мастерской Санкт-Петербургского порта (Общий морской список. Ч. XII. СПб., 1900. С. 347-348).

9 РГАВМФ. Ф. 578. Оп. 1. Д. 17. Л. 12-91.

10 Отдел учета ЦВММ. Инвентарная книга № 2. 1909-1916 гг. Бриг «Улисс». Инв. № 838 (инв. № 35/1938 г.).

11 РГАВМФ. Ф. 578. Оп. 1. Д. 17. Л. 3-91.

12 Там же. Л. 5-92.

5. 48-пушечного парусно-винтового фрегата «Аскольд» (Балтийский флот). Изготовлена в Модельной мастерской Санкт-Петербургского порта в 1857 г., по ватерлинию с рангоутом, учебная. Дерево грушевое, дерево кленовое, дерево березовое. Модели «Аскольда» и «Ретвизана» сразу же из Модельной мастерской отправили в Кронштадт, а в 1887 г. после ликвидации Кронштадтского отделения музея их перевезли в Морской музей13.

6. 111-пушечного винтового линейного корабля «Император Николай I». Изготовлена в Модельной мастерской Санкт-Петербургского военного порта в 1858 г., по ватерлинию с рангоутом, учебная. Дерево грушевое, дерево кленовое, дерево березовое. В мае 1858 г. для изготовления корпуса модели 111-пушеч-ного винтового корабля «Император Николай I»14 выпилили лекала. Она была закончена в начале 1863 г. и тут же поступила в Модель-камеру при Главном Адмиралтействе15.

7. Канонерской лодки «Опыт». Санкт-Петербург. Изготовлена в 18621863 гг. Сама лодка была заложена в мае 1861 г. на заводе Карра и Макферсона (Балтийском) и вступила в строй в 1862 г.16

В экспозиции 1-го зала на 2-м уровне демонстрируется модель монитора «Стрелец» (тогда эта модель носила наименование «Латник». В начале XX в. была переименована в «Стрелец».) Выполнена в Модельной мастерской с 1858 по 1863 г.

В то же время для музея выполнялись и модели кораблей в масштабе 1:48. Они представлены на 2-м уровне «Зала славы русского флота»:

1. 53-пушечного винтового фрегата «Громобой». Строился с 1855 г. по 1857 г. в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки). В 1858 г. вступил в строй. Модель была изготовлена в Мачтовой мастерской г. Кронштадта в 1857 г. Мастер — подполковник Петров. Масштаб 1:48. Из коллекции великого князя, генерал-адмирала Константина Николаевича Романова. Модель плавающая, самоходная. Она снабжена пружинным механизмом для вращения двухлопастного гребного винта. На этой модели в бассейне детям императора демонстрировали, как корабль ходит по воде. Здесь надо сказать, что корпус модели был выдолблен из ствола дерева. Цвет корпуса корабля передает его реальный цвет в первые годы плавания: в то время надводную часть корпуса корабля покрывали черной краской с белой портовой полосой, а подводную часть — коричневой. Сама модель установлена на стапельные салазки и закреплена на подмо-дельной доске. Она поступила в музей в 1912 г. из Мраморного дворца.

2. 40-пушечного винтового фрегата «Светлана», с рангоутом. Масштаб 1:48. Изготовлена школой мастеров мачтового мастерства. Мастер — подполковник Петров. Санкт-Петербург, Кронштадт. Из коллекции великого князя генерал-адмирала Алексея Александровича. Корабль построен в 1858 г. в Бордо на фирме B. C. Collas / L. Arman, Франция. Вступил в строй 2 октября 1858 г. Корпус корабля выполнен из дуба, тика, красного дерева и сосны по системе инженера Армана с большим количеством железных конструкций, то есть являлся композитным. Модель закреплена на подмодельной доске.

13 РГАВМФ. Ф. 578. Оп. 1. Д. 73. Л. 38.

14 Там же. Д. 17. Л. 34-92.

15 Там же. Л. 349-1; Неофициальный отдел. Морской сборник. 1864. № 11. Отдел «Современное обозрение». С. 2; Инвентарь Морского музея 1867—1869 гг. № 327.

16 Морской сборник. 1866. № 12. С. 8. (Отдел хроники.)

Кроме вышеназванных моделей в масштабе 1:12 и 1:48 в коллекции имеются модели, созданные в указанных мастерских в то же время, но в другом масштабе. Их можно увидеть в экспозиции 1-го зала как на 1-м, так и на 2-м уровне. Это модели:

1. 52-пушечного фрегата, 44-пушечного ранга, «Паллада», полнокорпусная с парусами, самоходная. Из коллекции великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича. Дерево, металл, ткань. Масштаб 1:24. Модель изготовлена в Морском Гвардейском экипаже под руководством лейтенанта А. Н. Ладыгина в 1854 г.

2. Броненосного корабля «Петр Великий». 1872 г. Первый крупный мореходный броненосец. Масштаб 1:72.

Надо отметить, что изготовление данных моделей длилось семь лет и более, начиная с модели брига «Улисс».

В эти же годы происходило и продвижение выставок музея на всемирный уровень. Еще до открытия воссозданного Морского музея в 1867 г., в 1862 г. состоялась Лондонская всемирная выставка. На ней в Русском отделе как «Экспонент № 335» выступали Модель-камера и Модельная мастерская Морского ведомства17. Это был первый опыт их участия в международной зарубежной выставке. На выставке демонстрировались полумодели заложенных на Галерном островке в декабре 1860 г. 7-пушечных винтовых клиперов «Жемчуг» и «Алмаз»; заложенного в Кронштадте 16 марта 1851 г. винтового броненосного фрегата «Севастополь»; а также полная модель заложенного в Новом Адмиралтействе 9 сентября 1861 г. 59-пушечного винтового броненосного фрегата «Петропавловск», с рангоутом18. Модели были награждены почетным дипломом выставки. Также на ней демонстрировалась выполненная из ценных пород дерева и слоновой кости модель винтового 111-пу-шечного корабля «Император Николай I», стоящего на стапеле, работы известного русского судомоделиста Ивана Егоровича Егорова, награжденная комитетом выставки дипломом Honoris causa.

В эти годы продолжалась работа по восстановлению как самого Морского музея, так и его коллекций. 9 ноября 1865 г. приказом генерал-адмирала № 136 был окончательно утвержден в должностях начальника Модель-камеры и Модельной мастерской Санкт-Петербургского порта лейтенант Николай Михайлович Баранов. Теперь она стала именоваться Санкт-Петербургской Модель-камерой. А с 31 декабря 1866 г. она была преобразована в Морской музей, директором которого в этот же день был назначен Николай Михайлович Баранов19.

Сам же музей с обновленной экспозицией был открыт 27 августа 1867 г. в присутствии генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича20. В то же время в начале 1867 г. при очередной реформе Морского ведомства были упразднены Кораблестроительный и Комиссариатский департаменты, Архангельское и Строительное управления, а вместо них было создано одно высшее техниче-

17 Морской сборник. 1852. № 7-8. С. 12.

18 Каталог закладных и памятных досок кораблей и сооружений отечественного флота, хранящихся в Центральном военно-морском музее. Л., 1974. № 130, 131, 201, 202; Краткий каталог Морского музея. СПб., 1887. № 205, 588, 605 (полумодели «Алмаза» в каталоге нет).

19 Огородников С. Ф. 1909. Модель-камера, впоследствии Морской музей имени императора Петра Великого. Исторический очерк. (1709—1909). СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг. С. 43.

20 План морского музея. Краткий каталог Морского музея. СПб., 1887 [4]. С. 57.

ское учреждение — Морской технический комитет (МТК). Ему-то и стал подчиняться Морской музей и его Модельная мастерская21. Великий князь генерал-адмирал Константин Николаевич явился прямым продолжателем установленного еще императором Петром I в 1722 г. «Регламента об управлении Адмиралтейства и верфи»22, где предписывалось каждому корабельных дел мастеру после спуска корабля на воду сдать модель вместе с чертежами в Адмиралтейскую коллегию. Об этом свидетельствуют, например, списки моделей, утвержденные генерал-адмиралом Константином Николаевичем 23 апреля 1867 г.23

21 апреля 1867 г. Кронштадтская Модель-камера стала филиалом только что созданного Морского музея24. В июле 1867 г. генерал-адмирал сообщил Н. М. Баранову перечень моделей, которые, по его мнению, должны быть перевезены из Кронштадтской Модель-камеры в Морской музей.

В список были включены следующие половинчатые модели, полумодели и модели:

1) половинчатая модель корвета «Рысь»;

2) полумодель корвета «Богатырь»;

3) полумодель брига «Улисс»;

4) 3 половинчатые модели винтовых канонерских лодок;

5) полумодель яхты «Америка»;

6) 5 половинчатых моделей судов, привезенных Его Императорским Высочеством генерал-адмиралом из-за границы в 1857 г.;

7) полумодель корабля «Ретвизан»;

8) полумодель корабля «Цесаревич»;

9) полумодель фрегата «Громобой»;

10) полумодель фрегата «Светлана»;

11) модель фрегата «Аскольд»;

12) модель винтовой лодки «Туча»;

13) модель парохода «Владимир»;

14) модель понтона;

15) модель баркаса;

16) модель чугунной 24-футовой пушки;

17) модель трехмачтового судна25.

По этим документам мы можем судить о ходе выполнения программы постройки винтовых судов и о формировании коллекции из этих моделей, а также о том, что она вошла в общую коллекцию корабельного фонда и стала частью вновь созданного Морского музея России при прямом участии великого князя генерал-адмирала К. Н. Романова в 1867 г.26 Это произошло спустя 40 лет со дня раскасси-рования коллекции прежнего музея.

21 Огородников С. Ф. 1902. Исторический обзор... С. 206.

22 Огородников С. Ф. 1909. Модель-камера... С. 16.

23 РГАВМФ. Ф. 578. Оп. 1. Д. 23. Л. 4.

24 Там же. Л. 11.

25 Там же. Л. 28.

26 Мазур, 2005. С. 71.

Примечательно, что для производства моделей использовали как драгоценные, так и простое породы дерева и металл. Например, драгоценные породы — это грушевое и кленовое дерево, а простые — береза.

Обращает на себя внимание и тот факт, что некоторые из моделей были выполнены для обучения личного состава и поэтому назывались учебными. Это модели: 20-пушечного брига «Улисс», 84-пушечного винтового корабля «Ретвизан», 48-пушечного парусно-винтового фрегата «Аскольд» и 111-пушечного винтового линейного корабля «Император Николай I». На примере моделей этих кораблей курсанты военно-морских училищ изучали устройство корабля, его вооружение, тренировались в постановке и спуске парусов, обучались, как их собирать, и т. д.

Здесь необходимо подчеркнуть и роль в воссоздании коллекций морского музея управляющего Морским министерством Н. К. Краббе. В свое время он с разрешения августейшего генерал-адмирала поручил начальнику своей канцелярии К. А. Манну «составить соображения о мерах для собрания предметов, имеющих историческое значение для морского дела, рассеянных теперь в различных местах, чтобы положить, таким образом, в Санкт-Петербурге начатки Морскому Музеуму, где эти предметы лучше бы сохранялись, будучи соединены вместе и расположены в системе»27.

С. Ф. Огородников в своей книге «Модель-камера, впоследствии Морской музей имени императора Петра Великого» в 1909 г., ссылаясь на эти документы, недвусмысленно дает понять, что утерянную коллекцию моделей необходимо было восполнить и таким образом восстановить недостающий событийный ряд в истории ВМФ России.

Совершенно ясно, что для вновь создаваемого музея их собирали со всех возможных подразделений, куда они попали после известных событий 1825 г. Нет сомнений в том, что при воссоздании Морского музея проводилась переатрибуция предметов, поступавших из разных подразделений министерства, и их переучет, а вновь изготовленные получали новые номера. Нет модели — нет и учетного номера. Совершенно очевидно, что разница в учетных номерах указывает на количество утраченных предметов. В этом нет противоречия.

Сегодня эти предметы, т. е. модели в масштабе 1:12, исполненные для музея во второй половине XIX в., имеют следующие учетные музейные номера:

1) двузначные номера (всего 6 единиц):

а) модель 20-пушечного брига «Улисс». Учетный музейный № ЦВММ КП — 35;

б) модель 11-пушечного парохода-фрегата «Владимир». Учетный музейный № ЦВММ КП — 46;

в) модель 48-пушечного парусно-винтового фрегата «Аскольд». Учетный музейный № ЦВММ КП — 48;

г) модель 84-пушечного винтового корабля «Ретвизан». Учетный музейный № ЦВММ КП — 50;

д) модель 111-пушечного винтового линейного корабля «Император Николай I». Учетный музейный № ЦММ КП — 51;

27 Морской музей России. Центральный военно-морской музей. К 300-летию Санкт-Петербурга. Сост.: К. П. Губер и др.; науч. ред. С. Д. Климовский. СПб.: АРТ-Палас, 2000. С. 52.

е) модель монитора «Стрелец». Учетный музейный № ЦВММ КП — 58;

2) трехзначный номер — 1 модель: канонерской лодки «Опыт». Санкт-Петербург. Учетный музейный № ЦВММ КП — 466;

3) пятизначный номер — 1 модель: винтового корвета «Рысь» (Балтийский флот). Учетный музейный № ЦВММ КП — 30509.

Модели кораблей в масштабе 1:48 имеют следующие номера:

— двузначный номер — 1 модель: 40-пушечного винтового фрегата «Светлана». Учетный музейный № ЦВММ КП — 57;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— трехзначный номер — 1 модель: 53-пушечного винтового фрегата «Громо-бой». Учетный музейный № ЦВММ КП — 314.

Кроме вышеназванных моделей в масштабе 1:12 и 1:48 в коллекции имеются модели, созданные в вышеназванных мастерских во второй половине XIX века и в другом масштабе. Они имеют следующие номера:

— трехзначный номер — 1 модель: броненосного корабля «Петр Великий». 1872 г. Масштаб 1:72. № ЦВММ КП — 445;

— четырехзначный номер — 1 модель: 52-пушечного фрегата, 44-пушечного ранга, «Паллада». Масштаб 1:24. № ЦВММ КП — 1173.

И здесь надо особо подчеркнуть, что учетные номера — это маркеры предметов, их неотъемлемая часть. Они существуют вместе с ними многие годы. И именно учетные номера дают нам четкое понимание об объеме коллекции до 1825 г., об утратах после ее раскассирования и о приобретениях. В этом и состояла одна из особенностей формирования коллекции воссоздаваемого Морского музея.

Существует и другая особенность музейной коллекции — это то влияние, которое она оказывает на человека своим содержанием.

Как известно, посетитель музея, осматривая экспозицию, впервые в своей жизни видит перед собой модель такого корабля, как 111-пушечный винтовой линейный корабль «Император Николай I», последнего самого большого деревянного корабля-парохода ВМФ, и, конечно, и это не удивительно, представляет себе, как он выглядел на самом деле. В этот момент и начинается его, пусть и иллюзорное, посредством музейного предмета, общение с прошедшей эпохой. И в данном случае оно помогает посетителю музея проникнуть сквозь толщу времени и понять, пусть и не до конца и не с первого раза, всю степень сложности проходивших тогда процессов, как в развитии научно-технической мысли, так и в самом обществе.

Сам же предмет является уникальным произведением модельного искусства мастеров того времени.

В конечном итоге посетитель осознает и то, какую роль в создании данной музейной коллекции сыграл великий князь генерал-адмирал К. Н. Романов как руководитель и организатор строительства современного флота в переходный период от производства парусных к винтовым, а затем и к броненосным кораблям. Эта роль еще недостаточно оценена.

Литература

Антонова Т. В. 2007. Константин Николаевич Романов: «Обратиться к России, чтобы она сама собою

правила...». Российский либерализм: идеи и люди. М.: Новое издательство. Бунич И. Л. 1995. Великий реформатор Российского флота. Гангут 8: 120-127.

Мазур Т. П. 2005. Роль Морского министерства в государственных реформах 2-й половины XIX века. Пятые Константиновские чтения: материалы науч. конф. (г. Кронштадт, 23-26 октября 2005 г.): 71.

Мироненко С. В. (ред.). 2019. Дневники великого князя Константина Николаевича. 1858-1864. М.: РОССПЭН.

Черкасов П. П. 2013. Династическая дипломатия в российско-французских отношениях 18561870 годов. Новая и новейшая история 1: 176-197.

Статья поступила в редакцию 20 февраля 2022 г.; рекомендована к печати 15 октября 2022 г.

Контактная информация:

Филатов Олег Васильевич — ст. науч. сотр.; 3038513@mail.ru

Features of the formation of a collection of models of the screw ships of the second half

of the 19th century on the basis of the recreated Maritime Museum with

the participation of Grand Duke Admiral General Konstantin Nikolaevich Romanov

O. V. Filatov

Emperor Peter the Great Central Naval Museum,

69A, ul. Bolshaya Morskaya, St Petersburg, 190000, Russian Federation

For citation: Filatov O. V. 2022. Features of the formation of a collection of models of the screw ships of the second half of the 19th century on the basis of the recreated Maritime Museum with the participation of Grand Duke Admiral General Konstantin Nikolaevich Romanov. The Issues of Museology 13 (2): 231-240. https://doi.org/10.21638/spbu27.2022.206 (In Russian)

In this article, the author considers the issue related to the restoration of the collection of ship models of the Maritime Museum. He understood that within the framework of this article it is impossible to display all the processes of recreating the collection of models of ships of the second half of the 19th century, and did not set himself the task of describing the work of fleet managers and ship modelers. He set himself a more modest task: to describe the features of the formation of the collection. The author emphasizes that the models included in the collection were made at that time in the Model Chamber in St Petersburg and the Model Workshop of the St Petersburg port. Indicates that both precious wood species and simple and metal were used in their manufacture. The author emphasizes that the Grand Duke Admiral General Konstantin Nikolayevich took an active part in promoting museum exhibitions to the world level. Analyzing the content of the documents, the author concludes that the lost collection of models had to be replenished, and thus restore the missing event series in the history of the Russian Navy. And also that during the reconstruction of the Maritime Museum, objects which were received from different places, were attributed. The article also explains the peculiarities of the formation of the collection of the newly recreated Maritime Museum and the fact that the models made by the masters of the second half of the 19th century are unique today. The author recalls that the reopening of the newly recreated Maritime Museum took place on August 27, 1867, and Lieutenant Nikolai Mikhailovich Baranov was appointed its director on December 31, 1866.

Keywords: Maritime Museum, ship, model, Model chamber, Grand Duke, Admiral General, precious wood, exhibition, registration number, masterpiece of art, master.

References

Antonova T. V 2007. Konstantin Nikolaevich Romanov: "To turn to Russia so that it rules by itself..." Rossii-skii liberalizm: idei i liudi. Moscow: Novoe izdatel'stvo Publ. (In Russian)

Bunich I. L. 1995. The Great reformer of the Russian Navy. Gangut 8: 120-127. (In Russian)

Cherkasov P. P. 2013. Dynastic diplomacy in Russian-French relations in 1856-1870. Novaia i noveishaia

istoriia 1: 176-197. (In Russian) Mazur T. P. 2005. The role of the Maritime Ministry in the state reforms of the 2nd half of the 19th century.

Piatye Konstantinovskie chteniia: materialy nauch. konf. (Kronshtadt, 23-26 oct. 2005): 71. (In Russian) Mironenko S. V. (ed.). 2019. Diaries of Grand Duke Konstantin Nikolayevich. 1858-1864. Moscow: ROSSPEN Publ. (In Russian)

Received: February 20, 2022 Accepted: October 15, 2022

Author's information:

Oleg V. Filatov — Senior Researcher; 3038513@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.