УДК 332.14
особенности формирования инновационного потенциала региона
е. с. Макарова,
старший преподаватель кафедры экономики и управления на предприятии E-mail: Ruslow-a@yandex. ru Казанский кооперативный институт
В статье рассматриваются сущностные характеристики инновационного потенциала региона, дается анализ различных подходов к определению его структуры. Приводится оценка особенностей формирования инновационного потенциала и инновационной инфраструктуры Республики Татарстан. Рассматриваются перспективные направления расширения возможностей инновационного потенциала Татарстана.
Ключевые слова: инновационный потенциал региона, структура, формирование инновационного потенциала региона, инновационная инфраструктура.
В современных условиях в регионах все больше внимания уделяется инновационному развитию отдельных хозяйствующих субъектов. Радикальное повышение роли инноваций предопределяет активизацию инновационной деятельности предприятий на основе повышения эффективности производства, осуществления перспективных научно-исследовательских разработок и реализации инновационных программ. Ситуация, сложившаяся в мировой экономике, свидетельствует о том, что инновационная составляющая развития предприятий является основным источником роста и способствует повышению уровня конкурентоспособности региона.
Инновационная деятельность определяется составом ее элементов, их взаимосвязями и способностью работать как единая система реализации нововведений. Для повышения эффективности инновационной деятельности представляется возможным выявить особенности формирования
инновационного потенциала региона, его элементы, определить зависимости между ними.
В этой связи понятие «инновационный потенциал» становится все более распространенным, постоянно появляются новые результаты научных исследований, посвященные изучению его сущностных характеристик. Следует отметить, что в настоящее время отсутствует единое мнение о данной дефиниции. Выделяют четыре группы наиболее распространенных подходов к определению инновационного потенциала.
Первая группа является наиболее распространенной и часто трактуется с точки зрения ресурсного подхода. В рамках данного подхода инновационный потенциал рассматривается не как достигнутая перспективная возможность, а как реализованная и нереализованная в процессе удовлетворения общественных потребностей, и делается вывод, что наращивание потенциала лежит не в плоскости увеличения его объемных характеристик, а в глубоком структурно-компонентном анализе ресурсов [1].
Существует политэкономическая трактовка исследуемой категории, согласно которой инновационный потенциал представляет собой отношения между людьми, складывающиеся по поводу создания, разработки, апробации, внедрения, производства и потребления нового товара (новации) при использовании определенного набора экономических ресурсов.
Использование ресурсного подхода имеет ряд положительных моментов. Данный подход позволяет выделить сильные и слабые стороны происхо-
-41
дящего развития инновационных процессов. Кроме того, могут быть выявлены возможности реализации инновационных процессов в перспективе при выявлении связей между основными ресурсными составляющими инновационного потенциала с их характеристиками и целевыми ориентирами.
Использование такого подхода при изучении инновационного потенциала не является полным, так как ресурсы могут быть использованы по-разному при воздействии различных факторов. В конечном итоге используемые ресурсы не могут дать одинаковых экономических результатов, соответственно, не могут служить базовой характеристикой инновационного развития.
Вторая группа определений инновационного потенциала основана на способности системы к трансформации в новое состояние с целью удовлетворения потребностей различных субъектов.
Ряд авторов [2] представляют инновационный потенциал региона как «способность региональной инновационной системы на основе совокупности ресурсных компонентов трансформировать существующий продукт, работу, услугу, процесс их производства в новое состояние с целью перехода от скрытой возможности к явной реальности для удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей».
Третья группа представляет инновационный потенциал как структуру, объединяющую три подхода к его определению: ресурсный, внутренний и результативный. По мнению автора, данный подход является наиболее полным, так как позволяет более полно представить сущность и формирование структуры данной дефиниции. Данный подход позволяет под инновационным потенциалом региональной хозяйственной системы понимать экономическую категорию, характеризующую совокупность условий, ресурсов и факторов, отражающих меру способности, готовности и результативности региона к инновационной деятельности, направленной на эффективную реализацию инноваций на внутреннем и внешнем рынках.
Четвертая группа определений связана с возможностью создания новшеств, осуществления инноваций, готовностью их принять для последующего эффективного использования на соответствующем мировом уровне.
Обобщив существующие подходы к определению понятия инновационного потенциала региона, предложена следующая трактовка данной катего-
рии как совокупность явных ресурсов и скрытых неиспользуемых возможностей, а также условия, влияющие на деятельность экономического субъекта и формирующие готовность, необходимость, возможность, способность субъекта к успешной инновационной деятельности.
Для более детального исследования особенностей формирования инновационного потенциала региона рассмотрим его структуру и составляющие.
Некоторые исследователи, считая инновационную деятельность как одну из функций региона, представляют структуру инновационного потенциала в виде единства трех составляющих его элементов: ресурсной, внутренней и результативной, которые сосуществуют одновременно, предполагают и обусловливают друг друга и проявляются при использовании как его триединая сущность [3].
Ресурсная составляющая состоит из материально-технических, информационных, финансовых, человеческих и других ресурсов.
Результативная составляющая инновационного потенциала является выражением конечного результата реализации имеющихся возможностей и способствует развитию ресурсной и внутренней составляющих.
Третьей составляющей инновационного потенциала является внутренняя составляющая, которая представляет собой «рычаг», обеспечивающий дееспособность и эффективность функционирования всех элементов инновационной деятельности и определяющий способность системы на принципах коммерческой результативности привлекать ресурсы для инициирования, создания и распространения различного рода новшеств [4].
Часто состав инновационного потенциала рассматривается как набор ресурсов с разной степенью их детализации. Так, например, в работах некоторых авторов [5] состав инновационного потенциала представлен как совокупность:
• части трудовых ресурсов, занятых инновационной деятельностью, в их количественно-качественной определенности;
• новых комбинаций природных ресурсов;
• современных производственных фондов и технологий предприятий;
• институциональной компоненты в виде норм и правил осуществления новаторской деятельности;
• форм предприятий, осуществляющих инновационные процессы;
• информации в форме знаний, навыков и умения индивида, а также полученных им сведений от природной и социальной среды.
Другая группа авторов предлагает в состав инновационного потенциала включить следующие ресурсы, которые необходимы для эффективного осуществления инновационной деятельности [6]:
• интеллектуальные (технологическая документация, изобретения, патенты, лицензии, полезные модели, промышленные образцы);
• материальные (опытно-приборная база; пилотные установки; исследовательское, экспериментальное и лабораторное оборудование);
• финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, бюджетные, грантовые);
• кадровые (лидер-новатор, заинтересованный в инновациях; персонал, имеющий специальное образование и опыт проведения НИР и ОКР; специалисты в сфере маркетинга, планирования и прогнозирования скрытых потребностей покупателей);
• инфраструктурные (собственные подразделения НИР и ОКР, конструкторский отдел, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, лаборатория контроля качества продукции, патентно-лицензионный отдел);
• дополнител ьн ые источники повышения результатов инновационной деятельности (партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами, в том числе зарубежными, ресурс площадей, информационный отдел, опыт управления проектами, стратегическое управление предприятием). Последняя трактовка составляющих инновационного потенциала схожа с предыдущей, однако ресурсы в ней представлены в более систематизированном и обобщенном виде.
Некоторые авторы дополняют ранее перечисленные составляющие инновационного потенциала региона, которые образуют ресурсный потенциал, информационными, организационными, управленческими составляющими, а также включают такие элементы, как инновационная культура, потребительский сегмент потенциала, бизнес-процессы региона, ценности и критерии, которыми руководствуется исполнительная власть при реализации инновационной деятельности.
Рассмотрев различные определения понятия инновационного потенциала региона в отношении его составляющих, предложена следующая его структура (рис. 1).
Источник: составлено автором.
Рис. 1. Структура инновационного потенциала региона
Поскольку инновационный потенциал региона обладает эмерджентными свойствами, то его структуру можно представить как систему взаимопроникающих и взаимосвязанных потенциалов (составляющих). При этом различные составляющие инновационного потенциала можно разделить на факторы развития инновационного потенциала региона:
1) факторы, формирующие инновационный потенциал, — кадровая, производственно-технологическая, научно-техническая и финансовая составляющие. Данные виды потенциалов можно также отнести к ресурсному блоку;
2) факторы готовности использования инновационного потенциала — инфраструктурная, информационная и институциональная составляющие.
Научно-техническая составляющая инновационного потенциала региона является основой его формирования и развития и тесно связана с ресурсным блоком, так как создание новаций и различных инновационных проектов невозможно без взаимодействия квалифицированных кадров, финансовых ресурсов, оборудования и технологий. Связующим звеном в этой системе потенциалов является организационно-управленческий потенциал, поскольку от своевременных и правильных решений зависят более полное использование имеющихся ресурсов, выявление и раскрытие существующих возможностей для успешной инновационной деятельности в регионе.
Инновационная культура является важным структурным элементом формирования инновационного потенциала региона, влияющим на его внут-
ренние и внешние составляющие. Инновационная культура, сформированная в регионе, — сложившаяся, устойчивая система правил и норм, а также способов осуществления нововведений, мера готовности региона к нововведениям, существующий опыт внедрения новых проектов, а также политика руководства региона в области формирования и развития инновационной деятельности.
Инновационная составляющая экономики является одним из приоритетных направлений региональной политики. Стратегическое развитие регионов в долгосрочной перспективе определяется не только ростом валового регионального продукта, но и положительной динамикой выпуска инновационной продукции, уровнем кадрового и научного потенциалов региона, а также уровнем формирования инновационного потенциала.
Ранее были подробно описаны подходы к определению инновационного потенциала региона, дано авторское определение данной категории, описана структура и составляющие инновационного потенциала региона, в связи с чем возникла необходимость выявить особенности формирования инновационного потенциала и реализации инновационной деятельности на примере Республики Татарстан.
По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» [7], Республика Татарстан по уровню инновационного потенциала в 2009—2010 гг. занимала 8-е место среди субъектов РФ, уступая таким регионам, как Москва, Московская, Ростовская, Свердловская, Новосибирская и Челябинская области. Правительство Республики Татарстан прикладывает большие усилия для поддержки и развития региональной инновационной системы. Ее конечная цель — создать экономику, основанную на знаниях и адаптированную к стабильному и всестороннему долгосрочному росту.
Опыт инновационного развития Республики Татарстан позволяет охарактеризовать различные составляющие инновационного потенциала.
20,8 17,3
16,5 - 14,8 15
9,1 /
2004 2005 2006 2007 2008 2009
Рис. 2. Доля инновационной продукции в общем объеме отгрузки, %
44-
Доля инновационно активных предприятий в Татарстане составляет 12,5 % при среднероссийском показателе 9,0 %. Татарстан занимает по этому показателю четвертое место. В число инновационно активных предприятий входят 13 вузов, 72 НИИ и проектно-конструкторских института, крупные промышленные предприятия.
Объем отгруженных инновационных товаров в Татарстане за 2009 г. вырос на 5 % и достиг 138 млрд руб. (15 % от общего объема отгрузки) (рис. 2) [8].
В рамках республиканской программы комплексного развития наноиндустрии предусмотрено увеличение доли инновационной продукции свыше 30 % к 2015 г.
Республика Татарстан — крупнейший центр России в области фундаментальной науки и прикладных исследований. В инфраструктуру научно-технического потенциала входят Казанский федеральный университет, 2 национальных исследовательских университета, 5 институтов Казанского научного центра РАН, 37 исследовательских центров Академии наук Республики Татарстан, 22 государственных и 14 негосударственных вузов.
В Татарстане создан «законодательный каркас» инновационной деятельности: в 2010 г. принят Закон Республики Татарстан от 02.08.2010 № бЗ-ЗРТ «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан», в 2011 г. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.01.2011 № 38 утвержден Инновационный меморандум Республики Татарстан на 2011—2013 годы, Указом Президента Республики Татарстан от 17.06.2008 № УП-293 утверждена Стратегия развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 г.
Производственно-технологический потенциал Республики Татарстан формируется в рамках кластерного подхода, основными «точками роста» являются нефтегазохимический, энергетический, автомобильный, авиационный и ГГ-кластеры. При этом индекс промышленного производства в 2010 г. достиг 108,7 % при среднероссийском показателе 108,2 %.
Кадровая составляющая инновационного потенциала республики реализуется в сфере подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных производств. В настоящее время в Республике Татарстан действуют 27 государственных, 26 негосударственных вузов, 45 НИИ. Созданы образовательные кластеры при вузах различной отраслевой направленности, подготовка инженерных кадров осуществляется посредством целевой конт-
15
Таблица 1
Показатели, характеризующие инновационную активность организаций в Республике Татарстан в 2000—2009 гг.
Показатель Год
2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, ед. 105 101 98 88 83 81 86 80 80
Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе организаций, %) 13,4 12,6 12,7 15,9 12,7 12,8 14,1 14,3 14,5
рактной подготовки, а также успешно реализуется программа «Алгарыш» по обучению специалистов в ведущих отечественных и зарубежных образовательных центрах.
Для описания инновационного потенциала региона используются характеристики отдельных составляющих: организации, занимающиеся исследованиями и разработками, и показатели финансирования науки (табл. 1).
Согласно статистическим данным, научными исследованиями и разработками в Республике Татарстан в 2008—2009 гг. занимались 80 организаций, наибольший показатель в динамике приходился на 2000 г., что составляло 105 организаций. При этом с 2000 г. происходит постоянное уменьшение числа данных организаций, за исключением 2007 г.
Эти данные говорят о постоянно меняющейся ситуации в сфере инновационной деятельности в Республике Татарстан, поэтому и происходит изменение количества организаций и предприятий, занимающихся научными исследованиями и разработками.
Появление нововведений невозможно без существенных расходов. Так, в большинстве развитых стран доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП уже приблизилась или вплотную приближается к 2—3 %. Инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) важны для формирования и реализации инновационного потенциала региона. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы — это основной источник инноваций, поскольку они при-
Внутренние затраты на исследован
водят к созданию новых или усовершенствованных продуктов, но они также имеют ключевое значение для развития способностей поглощать технологии. В табл. 2 представлены данные о динамике внутренних затрат на научные исследования и разработки.
Объем государственного финансирования инновационной деятельности в Республике Татарстан имеет определенную тенденцию к росту, в то же время за последние несколько лет доля расходов на инновационную деятельность, отнесенная к объему валового регионального продукта, практически не меняется и составляет 0,62 % от ВРП. Расходы на НИ-ОКР в Татарстане существенно возросли с уровня, едва превышавшего 1 млрд руб. в 2000 г., до 5,4 млрд руб. в 2009 г. Однако данное увеличение отражает только общий рост региональной экономики.
Финансирование расходов осуществляется в большей части за счет средств бюджетов всех уровней (31,4 % в 2009 г.) [9], доля средств предпринимательского сектора — 22,6 % (рис. 3).
Распределение источников финансирования в структуре расходов на НИОКР Татарстана является обоснованным. Тем не менее, учитывая, что лучшие показатели по пропорции расходов «частные/государственные» достигают уровня 70/30, и специфику российской экономической системы, когда эта пропорция представлена сочетанием 50/50, то необходимо стремиться к ее трансформации в 60/40.
Эффективность использования инновационного потенциала региона можно охарактеризовать показателями результативности научной и
Таблица 2
I и разработки в Республике Татарстан
Показатель Год
1995 2000 2005 2009
Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки, млн руб. (в 1995 г. — млрд руб.) 198,4 1 103,9 2 979,1 5 470,6
Внутренние затраты на научные исследования и разработки, % к ВВП 0,57 0,59 0,61 0,62
Рис. 3. Структура источников финансирования внутренних затрат на исследования и разработки в 2009 г.: 1 — собственные средства; 2 — средства бюджетов всех уровней; 3 — средства внебюджетных фондов; 4 — средства организаций государственного сектора; 5 — средства предпринимательского сектора
научно-технической деятельности. Наибольшее распространение получили следующие показатели: число патентных заявок, число выданных патентов, доходы от экспорта отечественных технологий, количество научных статей, их цитируемость в ведущих журналах мира. Данные по Республике Татарстан представлены в табл. 3.
Из числа субъектов Российской Федерации, входящих в пятерку регионов по уровню инновационного потенциала, Татарстан занимает 3-е место по количеству поданных патентных заявок, а также по количеству выданных патентов. При этом динамика поданных патентных заявок является отрицательной, в 2009 г. было подано на 78 патентных заявок меньше, чем в 2005 г., тогда как динамика выданных патентов является положительной — в 2009 г. выдано 1 025 патентов, что на 21,5 % больше по сравнению с 2005 г.
Одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности в Татарстане является развитие инновационной инфраструктуры, основной задачей которой яв-
ляется содействие решению различных проблем, встающих перед инновационными предприятиями. В настоящее время в Татарстане имеется довольно разветвленная сеть организаций, способствующих развитию инновационной деятельности (рис. 4).
Основными субъектами инновационной инфраструктуры являются центры инновационной деятельности. В Татарстане созданы 22 инновационно-промышленные площадки, целью которых является быстрый старт деятельности новых инновационных предприятий различной отраслевой направленности — технопарки «Идея», «Восток», «Форсайт» (для малых и средних инновационных предприятий), технополис «Химград» (для развития малого и среднего бизнеса в сфере нефтехимии), индустриальные парки «КИП-Мас-тер», «Камские Поляны», особая экономическая зона «Алабуга» (развитие предприятий в области автомобиле- и машиностроения), ГТ-парк (для начинающих и развивающихся ГГ-компаний), научно-технологические парки при Казанском (При-
Таблица 3
Поступление патентных заявок и выдача патентов в субъектах РФ, занимающих ведущие места по уровню инновационного потенциала в 2005—2009 гг.
Субъект РФ 2005 2008 2009
Подано патентных заявок Выдано патентов Подано патентных заявок Выдано патентов Подано патентных заявок Выдано патентов
Москва 8 377 6 835 11 237 8 714 11 180 11 671
Московская область 2 072 2 053 2 385 1 814 2 053 2 175
Республика Татарстан 1 108 845 1 053 591 1 030 1 025
Свердловская область 996 705 1 085 831 875 970
Ростовская область 759 597 930 710 982 824
у'"'^ Центры Инновационной деятельност! ( (технопарки, технополисы. V промышленные ^^округа и другие)
Рис. 4. Инфраструктура инновационной деятельности Республики Татарстан
волжском) федеральном университете и Казанском национальном исследовательском техническом университете имени А. Н. Туполева и др.
Инновационная инфраструктура предполагает кроме наличия специфических рыночных субъектов хозяйствования (технопарки, технополисы, инновационно-технологические центры), также наличие и эффективное функционирование финансовых институтов развития: инновационных и венчурных предприятий. В Татарстане созданы и развиваются государственные некоммерческие организации «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан», «Залогово-страховой фонд Республики Татарстан», некоммерческая организация «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан», ООО «Лизинговая компания малого бизнеса Татарстана», Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан и др.
Перспективными направлениями расширения возможностей инновационного потенциала Татарстана являются следующие.
1. Развитие технико-технологической базы инновационных процессов в приоритетных отраслях экономики республики: в нефтяном и нефтехимическом комплексах; автомобиле- и авиастроении; оборонно-промышленном комплексе; в медицинской промышленности и др.
Одним из перспективных направлений для республики является использование современных инструментов повышения эффективности производства и снижения производственных затрат, в рамках которого реализуется проект «Бережливое производство» в Республике Татарстан на
2011—2013 годы». Значительная работа проведена по внедрению в республике принципов «Бережливого производства», основанных на неуклонном стремлении к устранению всех видов потерь и предполагающих вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя [10]. Целевая программа внедрена на таких предприятиях, как КАМАЗ, КМПО, ПОЗИС, ЕлАЗ, они добились значительного экономического эффекта при минимальных затратах.
Важным элементом являются разработка и применение наноматериалов в авиационном, судо- и машиностроительных комплексах, развиваемые по Комплексной программе проектного развития наноиндустрии Республики Татарстан на период до 2015 г. По программе планируется реализовать более 230 проектов с объемом финансирования 217,7 млрд руб.
Также приняты и реализуются отраслевые программы «Развитие машиностроительного комплекса Республики Татарстан до 2013 года» и «Развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Республике Татарстан на 2011—2013 годы».
2. Информационное обеспечение инновационного процесса. Целью данного блока является минимизация трансакционных издержек на получение и передачу информации.
В развитии инновационной деятельности важную роль играют информационная открытость и постоянный диалог между теорией и практикой. В этих целях создан Центр производственной субконтрактации Республики Татарстан, основной задачей которого является создание и развитие инфраструктуры производственной кооперации на основе современных информационных технологий. В базе данных этого центра размещена информация о 1 000 производственных заказах, 250 технических проблемах и 77 предложений по их решению. Еще одним источником информации для реального сектора экономики республики является Татарстанский центр научно-технической информации (ЦНТИ). Его работа строится в новом формате, направленном в первую очередь на своевременное, достоверное
и полное информирование предприятий о лучшем опыте и разработках.
3. Создание многоуровневой системы кадрового обеспечения инновационной деятельности. В рамках системы осуществляются: введение госзаказа на высшее образование; целевая подготовка специалистов под конкретные инновационные проекты и др. В Татарстане формируются инновационные пояса и эндогенные цепочки коммерциализации инноваций с целью полноценной интеграции вузов в инновационную систему региона. Инновационный пояс образуют малые и средние инновационные предприятия, созданные при вузах и позволяющие эффективно проводить коммерциализацию научно-технических разработок и осуществлять трансфер технологий. Таким образом, формируется рыночная ориентация вузовских научно-исследовательских разработок, а также происходит вовлечение в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности вузов.
Список литературы
1. Миско К. М. Ресурсный потенциал региона (теоретические и методологические аспекты исследования). М.: Наука, 1992. С. 42.
2. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития: монография / В. Г. Матвейкин, С. И. Дворецкий, Л. В. Минько, В. П. Таров, Л. Н. Чайникова, О. И. Летунова. М.: «Издательство Машиностроение-1». 2007. С. 9.
3 . Васюхин О. В., Павлова Е. А. Развитие инновационного потенциала промышленного предприятия. М.: Академия Естествознания, 2010. [Электронный ресурс]. URL: URL: http://www. rae. ru/monographs/89.
4 . Митякова О. И. Оценка инновационного потенциала промышленного предприятия // Финансы и кредит. 2004. № 13. С. 16.
5 . Колосова Т. В. Системный подход к развитию инфраструктурных элементов инновационной деятельности предприятия // Транспортное дело России. 2009. № 1. [Электронный ресурс]. URL: www. morvesti. ru.
6 . Коробейников О. П., Трифилова А. А., Коршунов И. А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 3. С. 15.
7. Данные рейтингового агентства «Эксперт РА». URL: http://www. raexpert. ru/rankingtable/ ?table_folder=/region_climat/2010/tab3.
8. Данные Росстата. URL: http://www. gks. ru.
9. Государственный доклад «Об итогах инновационной деятельности в Республике Татарстан в 2009 году». URL: http://mert. tatarstan. ru/file/1004_ MINECO_innovac_04.pdf.
10 . Вумек Дж., Джонс Д. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания Вашей компании. М.: Альпина Паблишер, 2010.