Научная статья на тему 'Особенности формирования инновационного потенциала региона'

Особенности формирования инновационного потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
590
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / СТРУКТУРА / ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макарова Е. С.

В статье рассматриваются сущностные характеристики инновационного потенциала региона, дается анализ различных подходов к определению его структуры. Приводится оценка особенностей формирования инновационного потенциала и инновационной инфраструктуры Республики Татарстан. Рассматриваются перспективные направления расширения возможностей инновационного потенциала Татарстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования инновационного потенциала региона»

УДК 332.14

особенности формирования инновационного потенциала региона

е. с. Макарова,

старший преподаватель кафедры экономики и управления на предприятии E-mail: Ruslow-a@yandex. ru Казанский кооперативный институт

В статье рассматриваются сущностные характеристики инновационного потенциала региона, дается анализ различных подходов к определению его структуры. Приводится оценка особенностей формирования инновационного потенциала и инновационной инфраструктуры Республики Татарстан. Рассматриваются перспективные направления расширения возможностей инновационного потенциала Татарстана.

Ключевые слова: инновационный потенциал региона, структура, формирование инновационного потенциала региона, инновационная инфраструктура.

В современных условиях в регионах все больше внимания уделяется инновационному развитию отдельных хозяйствующих субъектов. Радикальное повышение роли инноваций предопределяет активизацию инновационной деятельности предприятий на основе повышения эффективности производства, осуществления перспективных научно-исследовательских разработок и реализации инновационных программ. Ситуация, сложившаяся в мировой экономике, свидетельствует о том, что инновационная составляющая развития предприятий является основным источником роста и способствует повышению уровня конкурентоспособности региона.

Инновационная деятельность определяется составом ее элементов, их взаимосвязями и способностью работать как единая система реализации нововведений. Для повышения эффективности инновационной деятельности представляется возможным выявить особенности формирования

инновационного потенциала региона, его элементы, определить зависимости между ними.

В этой связи понятие «инновационный потенциал» становится все более распространенным, постоянно появляются новые результаты научных исследований, посвященные изучению его сущностных характеристик. Следует отметить, что в настоящее время отсутствует единое мнение о данной дефиниции. Выделяют четыре группы наиболее распространенных подходов к определению инновационного потенциала.

Первая группа является наиболее распространенной и часто трактуется с точки зрения ресурсного подхода. В рамках данного подхода инновационный потенциал рассматривается не как достигнутая перспективная возможность, а как реализованная и нереализованная в процессе удовлетворения общественных потребностей, и делается вывод, что наращивание потенциала лежит не в плоскости увеличения его объемных характеристик, а в глубоком структурно-компонентном анализе ресурсов [1].

Существует политэкономическая трактовка исследуемой категории, согласно которой инновационный потенциал представляет собой отношения между людьми, складывающиеся по поводу создания, разработки, апробации, внедрения, производства и потребления нового товара (новации) при использовании определенного набора экономических ресурсов.

Использование ресурсного подхода имеет ряд положительных моментов. Данный подход позволяет выделить сильные и слабые стороны происхо-

-41

дящего развития инновационных процессов. Кроме того, могут быть выявлены возможности реализации инновационных процессов в перспективе при выявлении связей между основными ресурсными составляющими инновационного потенциала с их характеристиками и целевыми ориентирами.

Использование такого подхода при изучении инновационного потенциала не является полным, так как ресурсы могут быть использованы по-разному при воздействии различных факторов. В конечном итоге используемые ресурсы не могут дать одинаковых экономических результатов, соответственно, не могут служить базовой характеристикой инновационного развития.

Вторая группа определений инновационного потенциала основана на способности системы к трансформации в новое состояние с целью удовлетворения потребностей различных субъектов.

Ряд авторов [2] представляют инновационный потенциал региона как «способность региональной инновационной системы на основе совокупности ресурсных компонентов трансформировать существующий продукт, работу, услугу, процесс их производства в новое состояние с целью перехода от скрытой возможности к явной реальности для удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей».

Третья группа представляет инновационный потенциал как структуру, объединяющую три подхода к его определению: ресурсный, внутренний и результативный. По мнению автора, данный подход является наиболее полным, так как позволяет более полно представить сущность и формирование структуры данной дефиниции. Данный подход позволяет под инновационным потенциалом региональной хозяйственной системы понимать экономическую категорию, характеризующую совокупность условий, ресурсов и факторов, отражающих меру способности, готовности и результативности региона к инновационной деятельности, направленной на эффективную реализацию инноваций на внутреннем и внешнем рынках.

Четвертая группа определений связана с возможностью создания новшеств, осуществления инноваций, готовностью их принять для последующего эффективного использования на соответствующем мировом уровне.

Обобщив существующие подходы к определению понятия инновационного потенциала региона, предложена следующая трактовка данной катего-

рии как совокупность явных ресурсов и скрытых неиспользуемых возможностей, а также условия, влияющие на деятельность экономического субъекта и формирующие готовность, необходимость, возможность, способность субъекта к успешной инновационной деятельности.

Для более детального исследования особенностей формирования инновационного потенциала региона рассмотрим его структуру и составляющие.

Некоторые исследователи, считая инновационную деятельность как одну из функций региона, представляют структуру инновационного потенциала в виде единства трех составляющих его элементов: ресурсной, внутренней и результативной, которые сосуществуют одновременно, предполагают и обусловливают друг друга и проявляются при использовании как его триединая сущность [3].

Ресурсная составляющая состоит из материально-технических, информационных, финансовых, человеческих и других ресурсов.

Результативная составляющая инновационного потенциала является выражением конечного результата реализации имеющихся возможностей и способствует развитию ресурсной и внутренней составляющих.

Третьей составляющей инновационного потенциала является внутренняя составляющая, которая представляет собой «рычаг», обеспечивающий дееспособность и эффективность функционирования всех элементов инновационной деятельности и определяющий способность системы на принципах коммерческой результативности привлекать ресурсы для инициирования, создания и распространения различного рода новшеств [4].

Часто состав инновационного потенциала рассматривается как набор ресурсов с разной степенью их детализации. Так, например, в работах некоторых авторов [5] состав инновационного потенциала представлен как совокупность:

• части трудовых ресурсов, занятых инновационной деятельностью, в их количественно-качественной определенности;

• новых комбинаций природных ресурсов;

• современных производственных фондов и технологий предприятий;

• институциональной компоненты в виде норм и правил осуществления новаторской деятельности;

• форм предприятий, осуществляющих инновационные процессы;

• информации в форме знаний, навыков и умения индивида, а также полученных им сведений от природной и социальной среды.

Другая группа авторов предлагает в состав инновационного потенциала включить следующие ресурсы, которые необходимы для эффективного осуществления инновационной деятельности [6]:

• интеллектуальные (технологическая документация, изобретения, патенты, лицензии, полезные модели, промышленные образцы);

• материальные (опытно-приборная база; пилотные установки; исследовательское, экспериментальное и лабораторное оборудование);

• финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, бюджетные, грантовые);

• кадровые (лидер-новатор, заинтересованный в инновациях; персонал, имеющий специальное образование и опыт проведения НИР и ОКР; специалисты в сфере маркетинга, планирования и прогнозирования скрытых потребностей покупателей);

• инфраструктурные (собственные подразделения НИР и ОКР, конструкторский отдел, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, лаборатория контроля качества продукции, патентно-лицензионный отдел);

• дополнител ьн ые источники повышения результатов инновационной деятельности (партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами, в том числе зарубежными, ресурс площадей, информационный отдел, опыт управления проектами, стратегическое управление предприятием). Последняя трактовка составляющих инновационного потенциала схожа с предыдущей, однако ресурсы в ней представлены в более систематизированном и обобщенном виде.

Некоторые авторы дополняют ранее перечисленные составляющие инновационного потенциала региона, которые образуют ресурсный потенциал, информационными, организационными, управленческими составляющими, а также включают такие элементы, как инновационная культура, потребительский сегмент потенциала, бизнес-процессы региона, ценности и критерии, которыми руководствуется исполнительная власть при реализации инновационной деятельности.

Рассмотрев различные определения понятия инновационного потенциала региона в отношении его составляющих, предложена следующая его структура (рис. 1).

Источник: составлено автором.

Рис. 1. Структура инновационного потенциала региона

Поскольку инновационный потенциал региона обладает эмерджентными свойствами, то его структуру можно представить как систему взаимопроникающих и взаимосвязанных потенциалов (составляющих). При этом различные составляющие инновационного потенциала можно разделить на факторы развития инновационного потенциала региона:

1) факторы, формирующие инновационный потенциал, — кадровая, производственно-технологическая, научно-техническая и финансовая составляющие. Данные виды потенциалов можно также отнести к ресурсному блоку;

2) факторы готовности использования инновационного потенциала — инфраструктурная, информационная и институциональная составляющие.

Научно-техническая составляющая инновационного потенциала региона является основой его формирования и развития и тесно связана с ресурсным блоком, так как создание новаций и различных инновационных проектов невозможно без взаимодействия квалифицированных кадров, финансовых ресурсов, оборудования и технологий. Связующим звеном в этой системе потенциалов является организационно-управленческий потенциал, поскольку от своевременных и правильных решений зависят более полное использование имеющихся ресурсов, выявление и раскрытие существующих возможностей для успешной инновационной деятельности в регионе.

Инновационная культура является важным структурным элементом формирования инновационного потенциала региона, влияющим на его внут-

ренние и внешние составляющие. Инновационная культура, сформированная в регионе, — сложившаяся, устойчивая система правил и норм, а также способов осуществления нововведений, мера готовности региона к нововведениям, существующий опыт внедрения новых проектов, а также политика руководства региона в области формирования и развития инновационной деятельности.

Инновационная составляющая экономики является одним из приоритетных направлений региональной политики. Стратегическое развитие регионов в долгосрочной перспективе определяется не только ростом валового регионального продукта, но и положительной динамикой выпуска инновационной продукции, уровнем кадрового и научного потенциалов региона, а также уровнем формирования инновационного потенциала.

Ранее были подробно описаны подходы к определению инновационного потенциала региона, дано авторское определение данной категории, описана структура и составляющие инновационного потенциала региона, в связи с чем возникла необходимость выявить особенности формирования инновационного потенциала и реализации инновационной деятельности на примере Республики Татарстан.

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» [7], Республика Татарстан по уровню инновационного потенциала в 2009—2010 гг. занимала 8-е место среди субъектов РФ, уступая таким регионам, как Москва, Московская, Ростовская, Свердловская, Новосибирская и Челябинская области. Правительство Республики Татарстан прикладывает большие усилия для поддержки и развития региональной инновационной системы. Ее конечная цель — создать экономику, основанную на знаниях и адаптированную к стабильному и всестороннему долгосрочному росту.

Опыт инновационного развития Республики Татарстан позволяет охарактеризовать различные составляющие инновационного потенциала.

20,8 17,3

16,5 - 14,8 15

9,1 /

2004 2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 2. Доля инновационной продукции в общем объеме отгрузки, %

44-

Доля инновационно активных предприятий в Татарстане составляет 12,5 % при среднероссийском показателе 9,0 %. Татарстан занимает по этому показателю четвертое место. В число инновационно активных предприятий входят 13 вузов, 72 НИИ и проектно-конструкторских института, крупные промышленные предприятия.

Объем отгруженных инновационных товаров в Татарстане за 2009 г. вырос на 5 % и достиг 138 млрд руб. (15 % от общего объема отгрузки) (рис. 2) [8].

В рамках республиканской программы комплексного развития наноиндустрии предусмотрено увеличение доли инновационной продукции свыше 30 % к 2015 г.

Республика Татарстан — крупнейший центр России в области фундаментальной науки и прикладных исследований. В инфраструктуру научно-технического потенциала входят Казанский федеральный университет, 2 национальных исследовательских университета, 5 институтов Казанского научного центра РАН, 37 исследовательских центров Академии наук Республики Татарстан, 22 государственных и 14 негосударственных вузов.

В Татарстане создан «законодательный каркас» инновационной деятельности: в 2010 г. принят Закон Республики Татарстан от 02.08.2010 № бЗ-ЗРТ «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан», в 2011 г. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.01.2011 № 38 утвержден Инновационный меморандум Республики Татарстан на 2011—2013 годы, Указом Президента Республики Татарстан от 17.06.2008 № УП-293 утверждена Стратегия развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 г.

Производственно-технологический потенциал Республики Татарстан формируется в рамках кластерного подхода, основными «точками роста» являются нефтегазохимический, энергетический, автомобильный, авиационный и ГГ-кластеры. При этом индекс промышленного производства в 2010 г. достиг 108,7 % при среднероссийском показателе 108,2 %.

Кадровая составляющая инновационного потенциала республики реализуется в сфере подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных производств. В настоящее время в Республике Татарстан действуют 27 государственных, 26 негосударственных вузов, 45 НИИ. Созданы образовательные кластеры при вузах различной отраслевой направленности, подготовка инженерных кадров осуществляется посредством целевой конт-

15

Таблица 1

Показатели, характеризующие инновационную активность организаций в Республике Татарстан в 2000—2009 гг.

Показатель Год

2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, ед. 105 101 98 88 83 81 86 80 80

Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе организаций, %) 13,4 12,6 12,7 15,9 12,7 12,8 14,1 14,3 14,5

рактной подготовки, а также успешно реализуется программа «Алгарыш» по обучению специалистов в ведущих отечественных и зарубежных образовательных центрах.

Для описания инновационного потенциала региона используются характеристики отдельных составляющих: организации, занимающиеся исследованиями и разработками, и показатели финансирования науки (табл. 1).

Согласно статистическим данным, научными исследованиями и разработками в Республике Татарстан в 2008—2009 гг. занимались 80 организаций, наибольший показатель в динамике приходился на 2000 г., что составляло 105 организаций. При этом с 2000 г. происходит постоянное уменьшение числа данных организаций, за исключением 2007 г.

Эти данные говорят о постоянно меняющейся ситуации в сфере инновационной деятельности в Республике Татарстан, поэтому и происходит изменение количества организаций и предприятий, занимающихся научными исследованиями и разработками.

Появление нововведений невозможно без существенных расходов. Так, в большинстве развитых стран доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП уже приблизилась или вплотную приближается к 2—3 %. Инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) важны для формирования и реализации инновационного потенциала региона. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы — это основной источник инноваций, поскольку они при-

Внутренние затраты на исследован

водят к созданию новых или усовершенствованных продуктов, но они также имеют ключевое значение для развития способностей поглощать технологии. В табл. 2 представлены данные о динамике внутренних затрат на научные исследования и разработки.

Объем государственного финансирования инновационной деятельности в Республике Татарстан имеет определенную тенденцию к росту, в то же время за последние несколько лет доля расходов на инновационную деятельность, отнесенная к объему валового регионального продукта, практически не меняется и составляет 0,62 % от ВРП. Расходы на НИ-ОКР в Татарстане существенно возросли с уровня, едва превышавшего 1 млрд руб. в 2000 г., до 5,4 млрд руб. в 2009 г. Однако данное увеличение отражает только общий рост региональной экономики.

Финансирование расходов осуществляется в большей части за счет средств бюджетов всех уровней (31,4 % в 2009 г.) [9], доля средств предпринимательского сектора — 22,6 % (рис. 3).

Распределение источников финансирования в структуре расходов на НИОКР Татарстана является обоснованным. Тем не менее, учитывая, что лучшие показатели по пропорции расходов «частные/государственные» достигают уровня 70/30, и специфику российской экономической системы, когда эта пропорция представлена сочетанием 50/50, то необходимо стремиться к ее трансформации в 60/40.

Эффективность использования инновационного потенциала региона можно охарактеризовать показателями результативности научной и

Таблица 2

I и разработки в Республике Татарстан

Показатель Год

1995 2000 2005 2009

Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки, млн руб. (в 1995 г. — млрд руб.) 198,4 1 103,9 2 979,1 5 470,6

Внутренние затраты на научные исследования и разработки, % к ВВП 0,57 0,59 0,61 0,62

Рис. 3. Структура источников финансирования внутренних затрат на исследования и разработки в 2009 г.: 1 — собственные средства; 2 — средства бюджетов всех уровней; 3 — средства внебюджетных фондов; 4 — средства организаций государственного сектора; 5 — средства предпринимательского сектора

научно-технической деятельности. Наибольшее распространение получили следующие показатели: число патентных заявок, число выданных патентов, доходы от экспорта отечественных технологий, количество научных статей, их цитируемость в ведущих журналах мира. Данные по Республике Татарстан представлены в табл. 3.

Из числа субъектов Российской Федерации, входящих в пятерку регионов по уровню инновационного потенциала, Татарстан занимает 3-е место по количеству поданных патентных заявок, а также по количеству выданных патентов. При этом динамика поданных патентных заявок является отрицательной, в 2009 г. было подано на 78 патентных заявок меньше, чем в 2005 г., тогда как динамика выданных патентов является положительной — в 2009 г. выдано 1 025 патентов, что на 21,5 % больше по сравнению с 2005 г.

Одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности в Татарстане является развитие инновационной инфраструктуры, основной задачей которой яв-

ляется содействие решению различных проблем, встающих перед инновационными предприятиями. В настоящее время в Татарстане имеется довольно разветвленная сеть организаций, способствующих развитию инновационной деятельности (рис. 4).

Основными субъектами инновационной инфраструктуры являются центры инновационной деятельности. В Татарстане созданы 22 инновационно-промышленные площадки, целью которых является быстрый старт деятельности новых инновационных предприятий различной отраслевой направленности — технопарки «Идея», «Восток», «Форсайт» (для малых и средних инновационных предприятий), технополис «Химград» (для развития малого и среднего бизнеса в сфере нефтехимии), индустриальные парки «КИП-Мас-тер», «Камские Поляны», особая экономическая зона «Алабуга» (развитие предприятий в области автомобиле- и машиностроения), ГТ-парк (для начинающих и развивающихся ГГ-компаний), научно-технологические парки при Казанском (При-

Таблица 3

Поступление патентных заявок и выдача патентов в субъектах РФ, занимающих ведущие места по уровню инновационного потенциала в 2005—2009 гг.

Субъект РФ 2005 2008 2009

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подано патентных заявок Выдано патентов Подано патентных заявок Выдано патентов Подано патентных заявок Выдано патентов

Москва 8 377 6 835 11 237 8 714 11 180 11 671

Московская область 2 072 2 053 2 385 1 814 2 053 2 175

Республика Татарстан 1 108 845 1 053 591 1 030 1 025

Свердловская область 996 705 1 085 831 875 970

Ростовская область 759 597 930 710 982 824

у'"'^ Центры Инновационной деятельност! ( (технопарки, технополисы. V промышленные ^^округа и другие)

Рис. 4. Инфраструктура инновационной деятельности Республики Татарстан

волжском) федеральном университете и Казанском национальном исследовательском техническом университете имени А. Н. Туполева и др.

Инновационная инфраструктура предполагает кроме наличия специфических рыночных субъектов хозяйствования (технопарки, технополисы, инновационно-технологические центры), также наличие и эффективное функционирование финансовых институтов развития: инновационных и венчурных предприятий. В Татарстане созданы и развиваются государственные некоммерческие организации «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан», «Залогово-страховой фонд Республики Татарстан», некоммерческая организация «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан», ООО «Лизинговая компания малого бизнеса Татарстана», Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан и др.

Перспективными направлениями расширения возможностей инновационного потенциала Татарстана являются следующие.

1. Развитие технико-технологической базы инновационных процессов в приоритетных отраслях экономики республики: в нефтяном и нефтехимическом комплексах; автомобиле- и авиастроении; оборонно-промышленном комплексе; в медицинской промышленности и др.

Одним из перспективных направлений для республики является использование современных инструментов повышения эффективности производства и снижения производственных затрат, в рамках которого реализуется проект «Бережливое производство» в Республике Татарстан на

2011—2013 годы». Значительная работа проведена по внедрению в республике принципов «Бережливого производства», основанных на неуклонном стремлении к устранению всех видов потерь и предполагающих вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя [10]. Целевая программа внедрена на таких предприятиях, как КАМАЗ, КМПО, ПОЗИС, ЕлАЗ, они добились значительного экономического эффекта при минимальных затратах.

Важным элементом являются разработка и применение наноматериалов в авиационном, судо- и машиностроительных комплексах, развиваемые по Комплексной программе проектного развития наноиндустрии Республики Татарстан на период до 2015 г. По программе планируется реализовать более 230 проектов с объемом финансирования 217,7 млрд руб.

Также приняты и реализуются отраслевые программы «Развитие машиностроительного комплекса Республики Татарстан до 2013 года» и «Развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Республике Татарстан на 2011—2013 годы».

2. Информационное обеспечение инновационного процесса. Целью данного блока является минимизация трансакционных издержек на получение и передачу информации.

В развитии инновационной деятельности важную роль играют информационная открытость и постоянный диалог между теорией и практикой. В этих целях создан Центр производственной субконтрактации Республики Татарстан, основной задачей которого является создание и развитие инфраструктуры производственной кооперации на основе современных информационных технологий. В базе данных этого центра размещена информация о 1 000 производственных заказах, 250 технических проблемах и 77 предложений по их решению. Еще одним источником информации для реального сектора экономики республики является Татарстанский центр научно-технической информации (ЦНТИ). Его работа строится в новом формате, направленном в первую очередь на своевременное, достоверное

и полное информирование предприятий о лучшем опыте и разработках.

3. Создание многоуровневой системы кадрового обеспечения инновационной деятельности. В рамках системы осуществляются: введение госзаказа на высшее образование; целевая подготовка специалистов под конкретные инновационные проекты и др. В Татарстане формируются инновационные пояса и эндогенные цепочки коммерциализации инноваций с целью полноценной интеграции вузов в инновационную систему региона. Инновационный пояс образуют малые и средние инновационные предприятия, созданные при вузах и позволяющие эффективно проводить коммерциализацию научно-технических разработок и осуществлять трансфер технологий. Таким образом, формируется рыночная ориентация вузовских научно-исследовательских разработок, а также происходит вовлечение в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности вузов.

Список литературы

1. Миско К. М. Ресурсный потенциал региона (теоретические и методологические аспекты исследования). М.: Наука, 1992. С. 42.

2. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития: монография / В. Г. Матвейкин, С. И. Дворецкий, Л. В. Минько, В. П. Таров, Л. Н. Чайникова, О. И. Летунова. М.: «Издательство Машиностроение-1». 2007. С. 9.

3 . Васюхин О. В., Павлова Е. А. Развитие инновационного потенциала промышленного предприятия. М.: Академия Естествознания, 2010. [Электронный ресурс]. URL: URL: http://www. rae. ru/monographs/89.

4 . Митякова О. И. Оценка инновационного потенциала промышленного предприятия // Финансы и кредит. 2004. № 13. С. 16.

5 . Колосова Т. В. Системный подход к развитию инфраструктурных элементов инновационной деятельности предприятия // Транспортное дело России. 2009. № 1. [Электронный ресурс]. URL: www. morvesti. ru.

6 . Коробейников О. П., Трифилова А. А., Коршунов И. А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 3. С. 15.

7. Данные рейтингового агентства «Эксперт РА». URL: http://www. raexpert. ru/rankingtable/ ?table_folder=/region_climat/2010/tab3.

8. Данные Росстата. URL: http://www. gks. ru.

9. Государственный доклад «Об итогах инновационной деятельности в Республике Татарстан в 2009 году». URL: http://mert. tatarstan. ru/file/1004_ MINECO_innovac_04.pdf.

10 . Вумек Дж., Джонс Д. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания Вашей компании. М.: Альпина Паблишер, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.