Научная статья на тему 'Особенности формирования инновационного потенциала химической промышленности'

Особенности формирования инновационного потенциала химической промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
471
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГИГИЕНА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРУД / INNOVATION POTENTIAL / HYGIENE / MODERNIZATION / SAFETY / LABOUR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Усачева И. В.

В данной статье рассматриваются особенности формирования инновационного потенциала химической промышленности. Особенности формирования инновационного потенциала химической промышленности определяют направления и темпы развития химических предприятий, достижения необходимых конечных результатов инновационной деятельности и постоянного экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMATION OF INNOVATIVE POTENTIALOF CHEMICAL INDUSTRY

Distinctive features of forming of innovative potentialof chemical industry are discussed in the article. These features are determined by the direction and rate of chemical enterprises development, achieving essential final results of innovation activities and constant economic growth.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования инновационного потенциала химической промышленности»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА

ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

И. В. УСАЧЕВА

В данной статье рассматриваются особенности формирования инновационного потенциала химической промышленности. Особенности формирования инновационного потенциала химической промышленности определяют направления и темпы развития химических предприятий, достижения необходимых конечных результатов инновационной деятельности и постоянного экономического роста.

Ключевые слова: инновационный потенциал, гигиена, модернизация, безопасность, труд.

В современных условиях развитие субъектов хозяйствования становится более зависимым от эффективного использования нововведений. Именно успешное внедрение инноваций способствует экономическому росту и повышению конкурентоспособности предприятий. При этом, проблему активизации инновационной деятельности зачастую связывают с проблемой формирования и эффективного использования инновационного потенциала. Вопрос повышения инновационного потенциала является одним из самих важных в современных экономических отношениях.

Автор выделяет следующие элементы инновационного потенциала предприятия.

Рыночный потенциал. Отображает уровень соответствия возможностей предприятия внешним рыночным потребностям инноваций, которые генерируются рыночной средой.

Интеллектуальный потенциал. Определяет возможности генерации и восприятие идей и замыслов новаций и доведение их к уровню технологий, конструкций, организационных и управленческих решений. Это предопределяет наличие специалистов не только с высокой профессиональной подготовкой, а возможность ожидания новых ориентированных знаний и воплощение их в инновации, которые отвечают потребностям рынка.

Кадровый потенциал. Характеризует возможности персонала и рабочих предприятия применить новые знания и технологии, организационные и управленческие решения, выполнить разработку и изготовить новую инновационную продукцию. Кадровая составляющая обеспечивается профессиональной подготовкой персонала предприятия. Эта составляющая в значительной мере

определяет систему менеджмента, её гибкость, адаптивность.

Технико-технологический потенциал. Отображает способность оперативно переориентировать производственные мощности и наладить экономически эффективное производство новых продуктов, которые отвечают рыночным нуждам. Эта составляющая характеризует наличие резервов или возможности их быстрого получения, гибкость оборудования и технологий, оперативность работы конструкторских и технологических служб [2].

Информационный потенциал. Отображает информационную обеспеченность предприятия, степень полноты и точности информации, необходимой для принятия эффективных инновационных решений. Без наличия достоверной и релевантной информации становится невозможным применение стратегии постоянных нововведений. Наиболее необходимой в инновационной деятельности является информация о потребностях рынка, потребительские запросы, ситуация на рынке, уровень конкурентной борьбы, перспективные направления развития НТП, а также об оценках экономической, политической, правовой, социальной, технологической, экологической среды.

Финансовый потенциал. Отображает инвестиционную привлекательность, кредитоспособность и систему эффективного управления финансами предприятия.

Мотивационный потенциал. Характеризует возможность предприятия относительно привести в соответствие и согласовать разнонаправленные интересы субъектов инновационного процесса: разработчиков инноваций; производителей новых

товаров; инвесторов, поставщиков исходного сырья, материалов и комплектующих; торговых и сбытовых посредников; потребителей; общество в целом и т. п. Особенно важным является формирование надлежащей системы мотивации субъектов инновационного процесса, где значительную роль сыграет формирование побудительных мотивов потребления и производства новой продукции.

Коммуникационный потенциал. Характеризует наличие коммуникационных связей, которые отображают уровень определенности и эффективности взаимодействия предприятия с элементами внешней среды, которые оказывают содействие реализации цели инновационной деятельности, т. е. наличие надежных связей с партнерами, поставщиками ресурсов, каналами распространения и сбыта, потребителями инновационной продукции.

Научно-исследовательский потенциал. Отображает наличие результатов научно-исследовательских работ, способность проводить исследования [1].

Таким образом, можно считать, что инновационный потенциал составляет ядро общего экономического потенциала предприятия и определяет потенциальную возможность предприятия относительно осуществлять инновационное развитие.

Автор считает, что точное определение понятия «инновационный потенциал» заставит постоянно совершенствовать управление предприятием и выпуск продукции, а встраивание и увеличение составляющих структуры потенциала создаст целостное, системное определение.

Особенности формирования инновационного потенциала химической промышленности России очень тесно связаны со спецификой самих химических предприятий. Химическая промышленность - отрасль с высокой материало- и энергоемкостью, опирается на мощную сырьевую и топливно-энергетическую базу. Все отрасли химической промышленности делят на две группы: группа «А» («тяжелая химия»), т. е. основные средства промышленного и сельскохозяйственного производства, и группа «Б» («легкая химия»), объединяющая резиновую, жировую, химикофармацевтическую, спичечную и другие отрасли промышленности.

Для нее характерны особенности, оказывающие существенное влияния на формирования инновационного потенциала.

1. Повышение гигиены труда.

1.1. Правильный выбор площадки для строительства (должная удаленность от населенных мест, линий ж. д. и пр.).

1.2. Целесообразное распределение отдельных производственных и вспомогательных зданий на территории предприятия (обеспечение невозможности заноса газообразных отходов из цеха в цех, должные разрывы между зданиями и пр.).

1.3. Улавливание отходящих газов, паров и пыли с последующим удалением в атмосферу остаточных газов на возможно большую высоту.

1.4. Целесообразная конструкция зданий, обеспечивающая возможность максимального естественного проветривания.

1.5. Правильный выбор строительного материала (огнестойкость, кислотоупорность и пр.).

1.6. Герметичность аппаратов и коммуникаций.

1.7. Механизация опасных операций (транспорт и перелив кислот и пр.).

1.8. Правильный выбор системы производственной вентиляции (в частности обеспечение притока незагрязненного воздуха, должное соотношение искусственной и естественной вентиляции и пр.).

1.9. Рациональные методы индивидуальной защиты.

1.10. Планово-предупредительный ремонт оборудования.

2. Ускоренная модернизация производимого продукта.

2.1. Определение и развитие отдельных свойств выпускаемых изделий, которые выгодно отличают их от продукции конкурентов.

2.2. Формулирование сравнительных преимуществ своей продукции в виде лозунгов, правил, которыми должны следовать все работники предприятия при производстве и сбыте изделий.

2.3. Снижение затрат на производство и сбыт продукции.

2.4. Повышение технических характеристик изделий, доведение их до мирового уровня.

2.5. Упрощение конструкции изделий и технологических процессов, уменьшение количества деталей, составных элементов и операций на основе функционально-стоимостного анализа и обеспечение на основе этого экономии средств на автоматизацию производства.

2.6. Повышение уровня дизайна.

2.7. Применение метода базовых моделей для ускоренного создания и освоения новых изделий по заказам потребителей.

2.8. Совершенствование системы обслуживания продукции у потребителя, улучшение сервиса, своевременное обеспечение потребителя запасными частями.

2.9. Установление цен в соответствии с конъюнктурой рынка.

3. Активный поиск рынков сбыта.

3.1. Организация службы маркетинга во главе с первым заместителем руководителя предприятия, обладающим широкими полномочиями.

3.2. Создание внешнеторговой фирмы-подразделения, обеспечивающей внешний маркетинг, и сети экономических связей в зарубежье.

3.3. Обеспечение взаимосвязи конструкторского и производственного подразделений со службой маркетинга, включение в функциональные обязанности их руководителей задач маркетинга.

3.4. Проведение маркетинговых исследований, изучение рыночных условий, покупателей, товаров, конкурентов.

3.5. Активный поиск своей «ниши» на отечественном и мировом рынке.

3.6. Разработка гибкой экономически обоснованной ценовой политики в соответствии с конъюнктурой рынка.

3.7. Формирование системы спроса и стимулирование сбыта продукции.

4. Четкий контроль безопасности продукции.

4.1. Осуществляемый контроль качества выпускаемой продукции.

4.2. Отвечать четко определенным потребностям, сфере применения или назначения.

4.3. Удовлетворение требованиям потребителя.

4.4. Соответствовать применяемым стандартам и техническим условиям.

4.5. Отвечать действующему законодательству и другим требованиям общества.

5. Высокий удельный вес ручного труда.

5.1. Сведение к минимуму физических и тяжелых, вредных работ.

5.2. Изменение режима работы.

5.3. Координация и поддержка работы по улучшению организации труда.

5.4. Улучшение использования предметов труда или их замена другими.

5.5. Изменение мотивации к труду.

Особенности формирования инновационного

потенциала химической промышленности определяют направления и темпы развития химических предприятий, достижения необходимых конечных результатов инновационной деятельности и постоянного экономического роста.

Литература

1. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития: монограф. / В.Г. Матвейкин [и др.]. М., 2007.

2. Лапин Е. В. Экономический потенциал предприятия: монограф. Сумы, 2002.

* * *

PECULIARITIES OF FORMATION OF INNOVATIVE POTENTIALOF CHEMICAL INDUSTRY

I. V. Usachyova

Distinctive features of forming of innovative potentialof chemical industry are discussed in the article. These features are determined by the direction and rate of chemical enterprises development, achieving essential final results of innovation activities and constant economic growth.

Key words: innovation potential, hygiene, modernization, safety, labour.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.