Научная статья на тему 'Методический подход к развитию инновационного потенциала промышленных предприятий'

Методический подход к развитию инновационного потенциала промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / INNOVATION POTENTIAL / FINANCIAL POTENTIAL / SCIENTIFIC AND RESEARCH POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Усачева Ирина Владимировна

В данной статье рассмотрен методический подход к развитию инновационного потенциала промышленных предприятий, который включает такие этапы, как определение составных элементов инновационного потенциала; установление метода оценки инновационного потенциала; описание комплекса мероприятий по развитию инновационного потенциала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A METHODIC APPROACH TO INDUSTRIAL ENTERPRISES' INNOVATION POTENTIAL DEVELOPMENT

A methodic approach to industrial enterprises' innovation potential development is considered in the article. The approach includes several stages such as determining innovation potential key elements, choosing the procedure to evaluate innovation potential, defining a complex of activities to develop innovation potential

Текст научной работы на тему «Методический подход к развитию инновационного потенциала промышленных предприятий»

МЕТОДИЧЕСКИИ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И.В. Усачева, канд. экон. наук, ст. преподаватель

Воронежская государственная технологическая академия, г. Воронеж

В данной статье рассмотрен методический подход к развитию инновационного потенциала промышленных предприятий, который включает такие этапы, как определение составных элементов инновационного потенциала; установление метода оценки

инновационного потенциала; описание комплекса мероприятий п

Важность развития инновационного потенциала для эффективного управления промышленными предприятиями обусловила интерес к исследованию данной проблемы значительного количества отечественных и зарубежных ученых. В то же время отдельные аспекты выделенной проблемы остаются нерешенными. В частности, недостаточно раскрыт методический подход к развитию инновационного потенциала промышленных предприятий.

В современных условиях социальноэкономический и технико-технологический уровень развития национальных экономик развитых стран, их конкурентоспособность определяется, в первую очередь, уровнем развития различных отраслей. С этой точки зрения именно хозяйственная и инновационная деятельность отечественных промышленных предприятий представляет наибольший интерес для исследования.

На основе проведенного анализа производственно-хозяйственной и инновационной деятельности ряда химических предприятий

разработан методический подход к развитию

Показатели производственной и инновационной

развитию инновационного потенциала

инновационного потенциала промышленных предприятий, обоснованы объективные критерии его оценки, определены составляющие его элементы, отвечающие задачам инновационно-ориентированной экономики.

Инновационная активность отечественных химических предприятий и национальной экономики остается на относительно низком уровне. Одна из основных причин этого — отсутствие у отечественных предприятий стратегии

целенаправленного внедрения и использования инноваций не только в целях улучшения эффективности производства и качества продукции, но и для обеспечения технологической и экологической безопасности производственных процессов.

Изучение балансов и результатов финансовой деятельности группы химических предприятий Воронежской области показало отсутствие у них не только долгосрочных целей их экономического развития, но и развития инновационного потенциала предприятия (табл. 1) [3].

Таблица 1

деятельности химических предприятий Воронежской

Показатели 2003 г. 2005 г. 2009 г. 2010 г.

Индекс продукции, % 137,2 129,6 121,5 118,3

Затраты на инновационную деятельность, тыс. руб. 2154 932,4 1082,7 1254

Доля расходов на инновационную деятельность в общем объеме затрат, % 66,3 30 9,8 7,5

Количество предприятий, осуществлявших инновационную деятельность, ед. 1 3 2 1

Общий объем реализованной продукции, тыс. руб. 4188 5401 7533 8954

Объем реализованной инновационной продукции, тыс. руб. 106 510 542 495

Доля реализованной инновационной продукции в общем объеме реализации, % 2,5 3,4 2,2 3,5

Уровень рентабельности производства, % 1,4 2,0 1,7 1,3

Коэффициент обновления основных средств производства, % 2,5 2,9 2,7 -

Степень износа основных средств производства, % - 59,5 76,7 80,1

В результате реализации инновационной стратегии предприятие получает определенный инновационный эффект, который имеет более широкий диапазон, чем, например, экономический. Инновационный эффект может заключаться в росте производительности труда и инновационного потенциала, улучшении условий труда, использования производственных мощностей, качества управления и организации производства и

др. При этом величина прибыли предприятия может временно оставаться на прежнем уровне или даже уменьшиться. Соответственно возникает объективная необходимость в разработке методического подхода к развитию инновационного потенциала химических предприятий.

Предлагаемый методический подход включает несколько этапов.

1. Определение составных элементов

инновационного потенциала;

2. Установление метода оценки

инновационного потенциала;

3. Описание комплекса мероприятий по развитию инновационного потенциала.

Требуется рассмотреть эти этапы подробно.

1. Автор выделяет следующие элементы инновационного потенциала предприятия:

Рыночный потенциал. Отображает уровень соответствия возможностей предприятия внешним рыночным потребностям инноваций, которые

генерируются рыночной средой.

Интеллектуальный потенциал. Определяет

возможности генерации и восприятие идей и замыслов новаций и доведение их к уровню технологий, конструкций, организационных и

управленческих решений. Это предопределяет

наличие специалистов не только с высокой

профессиональной подготовкой, а возможность

ожидания новых ориентированных знаний и воплощение их в инновации, которые отвечают потребностям рынка.

Кадровый потенциал. Характеризует возможности персонала и рабочих предприятия применить новые знания и технологии, организационные и управленческие решения, выполнить разработку и изготовить новую инновационную продукцию. Кадровая составляющая обеспечивается профессиональной подготовкой

персонала предприятия. Эта составляющая в значительной мере определяет систему менеджмента, её гибкость, адаптивность.

Технико-технологический потенциал.

Отображает способность оперативно

переориентировать производственные мощности и наладить экономически эффективное производство новых продуктов, которые отвечают рыночным нуждам. Эта составляющая характеризует наличие резервов или возможности их быстрой получение, гибкость оборудования и технологий, оперативность работы конструкторских и технологических служб.

Информационный потенциал. Отображает

информационную обеспеченность, предприятия, степень полноты и точности информации,

необходимой для принятия эффективных инновационных решений. Без наличия достоверной и релевантной информации становится невозможным применение стратегии постоянных нововведений.

Наиболее необходимой в инновационной деятельности является информация о потребностях рынка, потребительские запросы, ситуация на рынке, уровень конкурентной борьбы, перспективные направления развития НТП, а также об оценках экономической, политической, правовой, социальной, технологической, экологической среды.

Финансовый потенциал. Отображает

инвестиционную привлекательность,

кредитоспособность и систему эффективного управления финансами предприятия.

Мотивационный потенциал. Характеризует возможность предприятия относительно привести в соответствие и согласовать разнонаправленные интересы субъектов инновационного процесса: разработчиков инноваций; производителей новых товаров; инвесторов, поставщиков исходного сырья, материалов и комплектующих; торговых и сбытовых посредников; потребителей; общество в целом и т.п. Особенно важным является формирование надлежащей системы мотивации субъектов инновационного процесса, где значительную роль сыграет формирование побудительных мотивов потребления и производства новой продукции.

Коммуникационный потенциал. Характеризует наличие коммуникационных связей, которые отображают уровень определенности и эффективности взаимодействия предприятия с элементами внешней среды, которые оказывают содействие реализации цели инновационной деятельности, т.е. наличие надежных связей с партнерами, поставщиками ресурсов, каналами распространения и сбыта, потребителями инновационной продукции.

Научно-исследовательский потенциал.

Отображает наличие результатов научноисследовательских работ, способность проводить исследования [2].

Рассмотренная совокупность составляющих инновационного потенциала дает возможность сделать такие выводы:

• составляющие инновационного потенциала характеризуют ресурсы и способность предприятия к реализации цели инновационной деятельности;

• анализ инновационного потенциала по составу предоставляет возможность разработки процедуры оценки его достаточности для разработки, производства и продвижения на рынок конкретных инноваций;

• результаты таких оценок должны стать основанием для разработки системы целенаправленного поиска, анализа, оценки и отбора инноваций, приемлемых для предприятия в определенных рыночных ситуациях.

Таким образом, можно считать, что инновационный потенциал составляет ядро общего экономического потенциала предприятия и определяет потенциальную возможность предприятия относительно осуществлять инновационное развитие.

2. Установление метода оценки инновационного потенциала. В формализованном виде оценку инновационного потенциала на основе оценки девяти его структурных компонентов предлагается рассчитывать по формуле [1]:

ИП = РПх ml+ИнтПх m2+КПх m3+ТТПх m4+ИнфПх m5+ФПх m6 + МПх m7+КомПх m8+НИПх п9 (1)

где ИП - оценка уровня инновационного потенциала предприятия; т - коэффициент значимости (весомости), или весовой коэффициент і -го элемента; РП - оценка уровня рыночного потенциала; ИнтП - оценка уровня интеллектуального потенциала; КП - оценка уровня кадрового потенциала; ТТП - оценка уровня техникотехнологического потенциала; ИнфП - оценка уровня информационного потенциала; ФП - оценка уровня финансового потенциала; МП - оценка уровня мотивационного потенциала; КомП - оценка уровня коммуникационного потенциала; НИП - оценка уровня научно-исследовательского потенциала.

В свою очередь, каждый из составных элементов инновационного потенциала рассчитывается как интегральный показатель по формуле:

П = ±М,к, (2)

І = 1

где П - оценка уровня составного элемента инновационного потенциала предприятия; № -значение i -го показателя, представляющего данный элемент инновационного потенциала; к i -весовой коэффициент i -го показателя, представляющего данный элемент инновационного потенциала; п -количество показателей, представляющих данный элемент инновационного потенциала, при этом

п

должно обеспечиваться условие I К = 1

i= 1

В таблице 2 представлены показатели, на основе которых следует рассчитывать каждый составной элемент инновационного потенциала.

Некоторые из показателей, входящих в расчёт интегрального показателя инновационного потенциала, рассчитываются на основе формул; некоторые показатели оцениваются посредством экспертного метода в баллах.

Таблица 2

Показатели для оценки инновационного потенциала предприятия

Элементы инновационного потенциала Показатели, характеризующие элементы инновационного потенциала

Рыночный Конкурентоспособность инновационной продукции Удельный вес инновационной продукции в общем ассортименте Объём спроса на инновационную продукцию Уровень удовлетворённости потребителей инновационной продукции

Интеллектуальный Удельный вес инновационной продукции в общем объёме производимой продукции Количество патентов, лицензий, ноу-хау, которыми владеет предприятие Уровень обеспеченности предприятия патентами, лицензиями, ноу-хау

Кадровый Коэффициент обеспеченности кадрами высшей квалификации Коэффициент повышения квалификации персонала Удельный вес затрат на повышение квалификации кадров в общем объёме затрат на НИОКР Удельный вес работников, занятых исследованиями и разработками в общем количестве работающих

Технико- технологический Коэффициент износа основных средств Доля активной части основных средств Коэффициент выбытия основных средств Коэффициент обновления основных средств Фондоёмкость и фондоотдача продукции

Информационный Обеспеченность предприятия информационными ресурсами

Финансовый Группа показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия Группа показателей, характеризующих эффективность инновационных проектов Группа показателей, оценивающих стоимость предприятия Группа показателей, характеризующих риск инновационной деятельности

Мотивационный Характеристика системы планирования и контроля с точки зрения содействия производству инновационной продукции на предприятии Характеристика системы стимулов и поощрений с точки зрения содействия производству инновационной продукции на предприятии Степень восприимчивости руководства предприятия к инновациям

Коммуникационный Обеспеченность предприятия коммуникациями, в том числе - транспортными

Научно- исследовательский Удельный вес затрат предприятия на НИОКР в общих затратах на производство продукции Наукоёмкость производимой продукции Стоимость производимой инновационной продукции

Для развития инновационного руководство инновационного потенциала промышленного предприятия должно повысить вышеперечисленные предприятия. В целях рационализации и повышения

показатели, характеризующие элементы эффективности использования инновационного

потенциала необходимо проводить организационные Расчет уровня инновационного потенциала

мероприятия и обеспечивать их выполнение во всех химических предприятий Воронежской области и подразделениях предприятия. ранжирование предприятий приведен в таблице 3.

Таблица 3

Расчет уровня инновационного потенциала химических предприятий Воронежской области

Год РП ИнтП КП ТТП ИнфП ФП МП КомП НИП ИП

ОАО «Воронежсинтезкаучук»

2008 0,03 0,337 0,86 0,014 0,12 0,96 0,25 0,36 0,69 0,08

2009 0,028 0,21 0,328 0,014 0,12 0,97 0,23 0,37 0,7 0,078

2010 0,03 1,03 3,08 0,014 0,12 0,98 0,24 0,36 0,71 0,122

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воронежский шинный завод «Амтел-Черноземье»

2008 0,0144 0,394 1,374 0,0097 0,08 0,84 0,12 0,63 0,63 0,066

2009 0,033 0,1334 1,5326 0,0097 0,08 0,85 0,13 0,64 0,62 0,05

2010 0,03485 0,1212 1,9302 0,0097 0,08 0,84 0,15 0,5 0,61 0,046

ООО «Технопроект Синтез»

2008 0,0397 0,20 0,278 0,0158 0,01 0,86 0,17 0,5 0,56 0,033

2009 0,046 0,02 0,24 0,0158 0,01 0,87 0,18 0,56 0,54 0,032

2010 0,046 0,021 0,272 0,0158 0,01 0,85 0,16 0,58 0,59 0,034

ЗАО «Воронеж-ПЛАСТ»

2008 0,032 0,049 0,369 0,01 0,09 0,78 0,16 0,42 0,38 0,029

2009 0,042 0,048 0,45 0,01 0,09 0,79 0,16 0,45 0,32 0,024

2010 0,022 0,06 0,348 0,01 0,09 0,78 0,14 0,53 0,32 0,024

У рассматриваемых химических предприятий уровень инновационного потенциала разный. Самое большое значение прослеживается у ОАО «Воронежсинтезкаучук», самое маленькое у ЗАО «Воронеж-ПЛАСТ», надо отметить, что ОАО «Воронежсинтезкаучук» является крупным предприятием, а остальные анализируемы предприятия, относятся к малым предприятиям, поэтому и уровень инновационного потенциала существенно отличается.

3. Описание комплекса мероприятий по развитию инновационного потенциала. Мероприятия включают несколько этапов:

1. Определение основных мер и задач, необходимых для достижения целей предприятия.

2. Установление взаимосвязей между элементами инновационного потенциала;

3. Уточнение ролей и взаимоотношений в процессе работы предприятия; делегирование соответствующих полномочий для выполнения отдельных работ;

4. Определение необходимого количества ресурсов;

5. Проверка сроков и коррекция планов действий.

Результатами развития инновационного

потенциала являются повышения следующих показателей:

• достижение целей по максимизации прибыли за счет внедрения инноваций;

• повышение качества инновационного

потенциала за счет скоординированной работы подсистем: маркетинговой, инновационной,

производственной, финансовой, управление

персоналом;

• формирование рациональной инновационной программы.

Применение данного методического подхода актуально, поскольку он позволит развить инновационный потенциал. Рекомендованный методический подход раскрывает возможность последовательного формирования инновационного потенциала с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды, особенностей реализации инновационных процессов на исследуемых предприятиях.

Литература

1. Лисин Б. Инновационный потенциал как фактор развития / Б. Лисин, В. Фридлянов // Инновации. — 2009. — № 7. — С. 25 — 27.

2. Инновационный потенциал: современное

состояние и перспективы развития: монография / В.Г. Матвейкин, С.И. Дворецкий, Л.В. Минько, В.П. Таров, Л.Н. Чайников, О.И. Летунова. — М.: «Издательство Машиностроение -1», 2007.— 284с.

3. Кочетков С. В. Оценка инновационного потенциала промышленных предприятий / С. В. Кочетков // Экономист. — 20010. — № 5. — С. 34 — 38.

Э 89036545170

Ключевые слова: инновационный потенциал, финансовый потенциал, научно-исследовательский потенциал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.