Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПОЛИТИКА С ПОМОЩЬЮ ПЕЧАТНЫХ СМИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПОЛИТИКА С ПОМОЩЬЮ ПЕЧАТНЫХ СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
128
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / имидж политика / пресса / политическая реклама / общественное мнение / политический образ / информационный рынок / mass media / image of politician / press / political advertising / public opinion / political image / information market

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Глебова О.Е.

Статья посвящена выявлению особенностей формирования политического имиджа лидера с помощью традиционных средств массовой информации, установлению роли прессы в формировании образа политика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF IMAGE OF A POLITICIAN USING PRINT MEDIA

The article is devoted to the identification of the features of the formation of the political image of the leader with the help of traditional media, the study of the role of the press in the formation of the image of the politician.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПОЛИТИКА С ПОМОЩЬЮ ПЕЧАТНЫХ СМИ»

УДК 323.2

Глебова О.Е. студентка

2 курс, факультет «Исторический» ОмГУ имени Ф.М. Достоевского

Россия, г. Омск

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПОЛИТИКА С ПОМОЩЬЮ ПЕЧАТНЫХ СМИ

Аннотация: статья посвящена выявлению особенностей формирования политического имиджа лидера с помощью традиционных средств массовой информации, установлению роли прессы в формировании образа политика.

Ключевые слова: СМИ, имидж политика, пресса, политическая реклама, общественное мнение, политический образ, информационный рынок.

Glebova O. E. student

2 course, faculty of "Historical" Omsk state University named After F. M.

Dostoevsky

Russia, Omsk

FEATURES OF FORMATION OF IMAGE OF A POLITICIAN

USING PRINT MEDIA

Abstract: the article is devoted to the identification of the features of the formation of the political image of the leader with the help of traditional media, the study of the role of the press in the formation of the image of the politician.

Key words: mass media, image of politician, press, political advertising, public opinion, political image, information market.

Современное информационное пространство характеризуется множеством пересекающихся информационных контактов, разнообразием информационных интересов и целевых задач участников информационного рынка. В этом информационном пространстве функционируют, взаимодействуют и оказывают влияние друг на друга различные формы коммуникации, включая традиционные СМИ, Интернет, рекламные и ПР-коммуникации. [3, с. 5].

Деятельность СМИ заключается в систематическом распространении политической информации среди различной по численности, рассредоточенной аудитории с целью утверждения духовных ценностей данного общества или его правящих групп, оказания идеологического, культурного и политического воздействия на получателей информации. Нельзя не отметить, что вследствие научно-технической революции СМИ буквально вошли в каждый дом, оказывая постоянное воздействие на членов любого сообщества [6, с. 70]. Телевидение, пресса и радио являются основополагающими факторами в формировании представлений граждан о стране, в которой они живут. Объективность такой картины зависит в первую очередь от разнообразия СМИ. Поэтому мы можем утверждать, что развитие

глобальных сетей цифровых телекоммуникаций значительно усилило влияние средств массовой коммуникации на формирование мировоззренческих установок, ценностной ориентации российских граждан

[4, с.1].

В политической среде средства массовой информации стали основным каналом трансляции информации и изменения общественного мнения. Благодаря информации, полученной из печатных документов, рекламных плакатов, телевизионных передач, общественность формирует свое мнение как о политических лидерах, так и о происходящей обстановке в стране. Если говорить конкретно об образах политиков, то можно проследить такую тенденцию, что самым активным временем, когда они формируется, и когда СМИ оказывает большое внимание политическим деятелям, являются политические выборы. Именно в этот период политику нужно себя хорошо зарекомендовать и более внимательно отнестись к своему внешнему облику, уделить больше времени работе над публичной речью, стараться вести себя более естественно, легко и не зажато, а также со всей ответственностью подойти к важным предстоящим перед ним задачам.

Как известно, существуют аудиовизуальные коммуникации и печатные формы рекламы (данные исследования, показывают, что наибольшее влияние на избирателей оказывает телевидение и непосредственные встречи с кандидатами). Рекламная информация в прессе не кажется столь навязчивой, как, например, телевизионная. Это можно объяснить тем, что читатель обладает некой "свободой" выбора, так как прочитывание текста и восприятие самого печатного материала происходит в соответствии с желанием человека. Еще одним преимуществом является - рекламная публикация, которая может вновь привлечь внимание читателя при его повторном ознакомлении с газетой. Образ политического лидера, преподносимый со страниц периодической печати, контролировать и удерживать в заданных рамках намного легче, чем, например, телевизионный имидж: печатный материал скрывает за аккуратными рядами строк колебания души, неудачную реакцию на неожиданный вопрос, неровную речь, словом, все то, что так беспощадно могут обнажить телевидение, радио и выступления на митингах [7, с.72].

Газетная страница одно из лучших мест для обнародования политических программ, фрагментов публичных выступлений, публикации обращений политиков, высказывания ими своей позиции по тому или иному вопросу. Конечно, форма организации материала может быть различной - нам встречаются как листовочные варианты программ, так и традиционные газетные тексты.

Особенно эффективным воздействием обладает речевая коммуникация -не случайно именно устное слово с древнейших времен служит основным инструментом политики. Письменный вариант обращения кандидата, его выступление на газетной полосе рассматривается как самостоятельный жанр политической рекламы в периодической печати. Политик может выделиться среди остальных политиков, с помощью тонкого и умелого использования

юмора, все это способно придумать неповторимую индивидуальность любой речи и значительно ее обогатить. С точки зрения эффективности коммуникации, юмор и сатира открывают самую короткую дорогу к умам и сердцам избирателей. Чего стоит одна только фраза В. Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось - как всегда". Эта фраза мгновенно полюбилась и закрепилась в обществе, став любимым афоризмом россиян [2].

Авторитет печатных средств массовой информации может оказывать существенное воздействие на доверие к той или иной информации. По этой причине, все политики, которые хотят повысить свой политический авторитет и завоевать электорат, стремятся расположить к себе данные источники информации. Когда политическая позиция кандидата не совпадает с позицией, которую пропагандируют некоторые СМИ, с ними возникают определенные сложности. И, в том случае, если политику не хватает уже существующего авторитета на политической арене, чтобы организовывать диалог с указанными средствами массовой информации и повлиять на них, ему приходится обращать внимание на другие печатные издательства, с помощью которых политик может сформировать положительный политический имидж [5, с.719]

С одной стороны, печатные СМИ отражают образ политика, а с другой -могут его конструировать. Этот образ, может быть, насыщен яркими красками и отображать только преимущества и достоинства политика, а может и наоборот представить читателю другую картину. Газетные вырезки остро покажут все промахи в имидже и в деятельности политика, тем самым вызовут у читателя отрицательные эмоции, а у него посредством этих чувств сформируется неблагоприятное впечатление о политическом лице.

Политический процесс приобретает все большую публичность. От современного политика требуется не только принять какое-либо решение, но и донести свои идеи до избирателя [1, с. 25]. Сам избиратель в первую очередь реагирует на образ человека, поэтому политику необходимо посредством печатных СМИ произвести приятное впечатление, чтобы зарекомендовать себя в обществе и продолжительное время оставаться у власти.

Использованные источники:

1.Артюхина Е. В. Информационные технологии конструирования имиджа и их влияние на региональную политическую сферу// Вестник ВолГУ. - 2007. -№ 6. - С.22 -25.

2. Первая часть этой фразы «Хотели как лучше...» стала названием книги о Черномырдине и об эпохе Ельцина. Гамов А. П. Хотели как лучше. Девятнадцать вечеров с Виктором Черномырдиным, или Как рождались крылатые слова эпохи. — М.: Международные отношения; ЧеРо, 2008. — 239 с.

3. Политические технологии: ПР и реклама: Учеб. пособие для студентов вузов / Т. Э. Гринберг. — М.: Аспект Пресс, 2005.- 317 с.

4. Зимин В. А. Роль СМИ в формировании политической культуры и развитии институтов гражданского общества в России // Известия Саратовского университета. - 2012. - №1. - С. 1 - 4.

5. Красноруцкая А.С. Влияние СМИ на формирование имиджа политика//Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. - 2015. - № 3- 4. - С. 715-719.

6. Кузьмина С. В. Роль СМИ в формировании имиджа политического деятеля // Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. -2012. - № 2. - С. 69-72.

7. Лисовский С.Ф. Политическая реклама. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. С. 156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.