Научная статья на тему 'ЖАНРОВЫЕ МОДИФИКАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА В ДИСКУРСЕ СОВРЕМЕННЫХ СМИ'

ЖАНРОВЫЕ МОДИФИКАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА В ДИСКУРСЕ СОВРЕМЕННЫХ СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
69
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / ЖАНРОВЫЕ МОДИФИКАЦИИ / ДИСКУРС / РЕЧЕВОЙ ЖАНР / ГАЗЕТНО-ЖУРНАЛЬНЫЙ ЖАНР / СИНКРЕТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Керимова Ксения Расимовна

В данной статье рассматриваются некоторые из ключевых особенностей жанровых модификаций портретов российских политических деятелей в дискурсе современных средств массовой информации. В статье выделяется три важные группы модификаций на основе жанров текста, которые используются представителями современных СМИ в работе с описанием политических портретов. В тексте статьи описываются наиболее часто используемые в печатных изданиях стратегии жанровых модификаций, а также особенности работы телевизионных средств массовой информации. Также рассматривается термин «синкретичность» и описывается его связь с дискурсом телевизионных СМИ. Каждая группа модификаций подробно описана с указанием особенностей и примерами. В конце данной статьи представлен вывод о важности рассматриваемых жанровых модификаций при работе с политическими портретами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENRE MODIFICATIONS OF THE POLITICAL PORTRAIT IN THE MODERN MEDIA DISCOURSE

This article discusses some important features of genre modifications of Russian politicians’ portraits in the discourse of modern media. The article highlights three important groups of modifications based on the genres of the text, which are used by representatives of modern media in their work with the description of political portraits. The text of the article describes the strategies of genre modifications most commonly used in print media, as well as the features of the work of television media. The article also considers the term “syncretism” and describes its connection with the discourse of television media. Each group of modifications is described in detail with indication of features and examples. At the end of this article there is a conclusion, which shows the importance of the considered genre modifications, especially in connection with political portraits.

Текст научной работы на тему «ЖАНРОВЫЕ МОДИФИКАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА В ДИСКУРСЕ СОВРЕМЕННЫХ СМИ»

Жанровые модификации политического портрета в дискурсе современных СМИ

Керимова Ксения Расимовна,

аспирант, кафедра лингвистики и переводоведения, Сургутский государственный университет E-mail: KerimovaKsenia@yandex.ru

В данной статье рассматриваются некоторые из ключевых особенностей жанровых модификаций портретов российских политических деятелей в дискурсе современных средств массовой информации. В статье выделяется три важные группы модификаций на основе жанров текста, которые используются представителями современных СМИ в работе с описанием политических портретов. В тексте статьи описываются наиболее часто используемые в печатных изданиях стратегии жанровых модификаций, а также особенности работы телевизионных средств массовой информации. Также рассматривается термин «синкретичность» и описывается его связь с дискурсом телевизионных СМИ. Каждая группа модификаций подробно описана с указанием особенностей и примерами. В конце данной статьи представлен вывод о важности рассматриваемых жанровых модификаций при работе с политическими портретами.

Ключевые слова: политический портрет, жанровые модификации, дискурс, речевой жанр, газетно-журнальный жанр, синкретичность.

о с

CJ

см см о см

03

В настоящее время все больше внимания лингвисты и языковеды уделяют речевому портрету политических деятелей как одному из возможностей изучить отношение СМИ к той или иной политической фигуре. Представители средств массовой информации динамично создают определенный имидж представителям верховной власти. Политический портрет как жанр возможно изучать на нескольких уровнях. Это зависит от языкового материала и типа дискурса.

Российский лингвист М.А. Кормилицина в своем труде «Формирование имиджа политика средствами СМИ» 2004 года пишет, что жанр политического портрета постепенно уходит из прессы и заменяется интервью с этими лицами, так как это позволяет журналистам снизить уровень ответственности за оценочные суждения. Однако в настоящий момент можно говорить о видимых изменениях в жанре политического портрета [3].

Одним из наиболее значимых свойств такого вида текста, как политический портрет, является полижанровость. Это подразумевает дифференциацию жанровой модификации по основанию интенции. Деятельность политиков еще десять лет назад в большей мере оценивалась нейтрально или положительно. На сегодняшний день изменилась содержательная сторона оценивания решений политических деятелей.

В данной статье мы рассмотрим наиболее красочные жанровые модификации политического портрета в современных иностранных СМИ. Изучив 98 единиц текстового материала, мы выделили несколько наиболее красочных жанровых модификаций политического портрета. Учитывая необходимость соблюдения объема публикации, опишем несколько из них, предварительно разделив на следующие группы:

- модификации в речевом жанре

- модификации в газетно-журнальном жанре

- модификации в синкретичных портретах политиков [3]

Безусловно, как и с любым набором модификаций, такое разделение можно назвать условным. Разделение модификаций политических портретов в дискурсе современных СМИ обусловлено спецификой жанра политического портрета. В большинстве изученных статей портрет политического лидера можно легко соотнести с портретом политической партии в целом и избирателей. Журналисты также делают акцент на гендерной репрезентации политического деятеля. При изучении тактики речевого поведения политических деятелей и их политических портретов необходи-

мо использовать материал средств массовой информации. Такая особенность обуславливается важностью экстралингвистической составляющей в дискурсе СМИ. Политический портрет можно отнести к тем видам текста, уровень которых во многом зависит от оказываемого воздействия на реципиента. В широком понимании - это разделение оценочных суждений на положительные и отрицательные.

При анализе политического портрета важно понимать основное намерение автора. Одним из главных намерений авторов современных политических портретов можно назвать трансляцию определенной точки зрения об отдельно взятом политическом лидере. Представитель современных СМИ ставит перед собой задачу дать оценку деятельности политика, портрет которого он составляет. Поэтому так важно изучить основные жанровые модификации политических портретов в дискурсе современных средств массовой информации.

Далее рассмотрим каждую из выделенных групп жанровых модификаций политического портрета подробней.

Речевой жанр

Схема анализа модификации речевого жанра обычно включает в себя описание его словарного определения и внешних условий, влияющих на реализацию дискурса. Помимо этих основных частей сюда может входить описание ведущей и дополнительных дискурсивных стратегий, а также дополнительных характеристик модификаций речевого жанра. Ключевым намерением речевого жанра является интенция информирования. В этой группе можно отнести публичные выступления, пресс-релизы и круглые столы. При писании речевого жанра следует учитывать как дискурсивный, так и экстрадискурсивный контекст, а также весь возможный корпус материала с использованием вариантных и инвариантных черт группы высказываний. Важную роль в слоганах-характеристиках играет оценочное суждение. Оценка может быть двоякой, позитивной и негативной. Речевой жанр часто апеллирует к этическим представлениям адресата, как будто призывая сделать выбор «за» или же «против».

В качестве примера использования речевого жанра в дискурсе описания политических портретов рассмотрим один из политических слоганов-характеристик:

«Урал - опорный край державы! Промышленность - опора Урала! Будущее Урала - промышленность. Будущее промышленности - на Урале» [1].

На данном примере отлично просматривается влияние на речевые слоганы-характеристики нескольких основных факторов: экономическое состояние местности, к которой обращен слоган, уровень благосостояния предполагаемых избирателей, наиболее развитая производственная сфера и другое. Обращаясь к оценочному суждению, можно сделать вывод, что данный речевой

элемент несет позитивную оценку, призывая признать и увеличить могущество края. Использование прямой характеристики делает речевое высказывание максимально простым для восприятия, а повторение акцентных слов - легко запоминающимся.

Как и в большинстве подобных текстах-слоганах, здесь хорошо просматривается побуждение к действию и принятию решения. Одной из главных стратегий политического дискурса в целом является стратегия убеждающего типа, что отлично просматривается на рассматриваемом примере. Политик использует утвердительные и побудительные предложения, увлекая слушателя за собой и не оставляя сомнений в своей правоте. Короткие предложения с одной основой увеличивают уровень лояльности к говорящему. Такие предложения легко воспринимаются слушателем и не оставляют чувства недосказанности.

Газетно-журнальный жанр

Газетно-журнальный жанр в средствах массовой информации является первой по времени возникновения среди современных разновидностей журналистики. Также иногда можно встретить альтернативные названия, такие как бумажная и печатная журналистка. Газетно-журнальная журналистика условно подразделяется на три основных жанра: информационный, аналитический и художественно-публицистический. В рамках статьи о жанровых модификациях политического портрета разберем первый из них. Портрет политического лидера соотносится с документальной разновидностью очерка, который может воспроизводить «характерные факты или явления в том виде, в каком они существуют в самой действительности» [1].

При рассмотрении газетно-журнального жанра следует учитывать, что политический портрет всегда посвящен фактам, событиям или явлениям из жизни рассматриваемого человека. Таким образом, у повествования должна наблюдаться общая тема, единый образ, предлагаемый автором статьи. При работе в данном жанре обязательно использование и анализ биографических данных политического деятеля, например, возраст, образование, религиозные взгляды.

Например, в одном из многочисленных политических портретов Б.Н. Ельцина можно найти следующий фрагмент:

Деятельность Бориса Николаевича Ельцина -яркая страница в истории России. Им было сделано много положительного по пути реформирования страны, построения демократического общества. Конституция РФ, принятая в 1993 году, закрепила демократические преобразования в стране [3].

На данном примере отчетливо видна позиция автора статьи по отношению к описываемому политику, при этом сохраняется оценочное суждение, и приводятся четкие факты. У повествования наблюдается тема, а в качестве подтвержде-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ния описываемой позиции приводятся конкретные исторические факты.

Газетно-журнальный жанр на первый взгляд часто кажется слишком простым для современных СМИ, однако он имеет свои особенности и характерные черты. Так, в тексте должна прослеживаться четкая хронология, а информация должна быть максимально деловой, с минимальной частью фактов личного характера.

Синкретичные портреты политиков

Последняя выбранная нами группа заметно отличается от предыдущих, так как является не жанром модификаций политического портрета, а скорее особенностью.

Изучение явлений синкретизма чрезвычайно важно для разрешения вопросов исторического развития. В широком смысле синкретизм часто так или иначе связан с искусством. Само понятие «синкретизм» в словарях описывается следующим образом: «слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое». В данной статье мы рассматриваем модификации портретов политических деятелей с точки зрения телевизионного синкретизма. Синкретизм все чаще стал фигурировать в языкознании благодаря своей многослойности. О способности телевидения создавать многомерный, синкретический образ реальности написано множество статей.

Многоступенчатость в описании политических портретов создается с помощью ряда приемов и техник, разительно отличающихся от тех, что используются при жанровых модификациях в речевом и газетно-журнальном жанрах. Основным отличием от других описанных в статье жанров является то, что синкретизм распространяется непосредственно на весь текст. По этой же причине невозможно привести отрывок синкретичного портрета политического деятеля для иллюстрирования данного типа модификации. Современное эфирное телевидение можно сравнить с такой древней формой синкретической коммуникации, как карнавал. Все построение телевещания выглядит сегодня как строго регламентированный ритуал [4].

Изучая факт синкретичных портретов политических деятелей, можно заметить, что при всей первоначальной поверхностности выдаваемого материала телевизионная реальность являет собой многосложную и незамкнутую деятельность, которая требует системности в своем изучении. Телевизионные СМИ все чаще стремятся к изображению политического деятеля во всем человеческом многообразии, включая положительные и отрицательные стороны. Так, политический портрет со-о временного деятеля может отображать не только £ описание его деловых качеств, но и включать в сей бя некоторые более личные факты. В следствие £ этого политический портрет может быть более ^ сложно организован.

На основе изученного материала можно сделать вывод о том, что жанр политического портрета еще долго не потеряет своей актуальности, не смотря на ряд изменений, которые он претерпел за последние десятилетия. Жанр портрета политических деятелей как одна из разновидностей политического дискурса не так давно занимает видное место в современных средствах массовой информации. Современные источники все чаще стараются показать фигуру политического лидера с разных сторон. Это может просматриваться, например, в параллельном отражении деловых и личных качеств. Одну из важнейших ролей при изучении политического портрета играет тип дискурса, которые определяет основные модификации. Наиболее распространены модификации политического портрета в речевом и газетно-журнальном жанрах, все больше внимания уделяется понятию «синкретизм».

Литература

1. Бакумова Е.В. Ролевая структура политического дискурса: дисс. Д-ра пед.наук Кузбасский государственный технический университет, 2002. 200с.

2. Вагенляйтнер Н.В. Разновидности жанра политического портрета (на материале предвыборных публикаций) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2008. № 2. C. 13-15.

3. Кормилицина М.А Формирование имиджа политика средствами СМИ // Проблемы речевой коммуникации. Вып. 4: Власть и речь. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2004. С. 65-70.

4. Мясникова М.А. Телевизионный синкретизм как научная и педагогическая проблема / М.А. Мясникова // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2011. - N2 (89). - С. 69-76.

5. Чеботарева Е.А Региональная элита: история становления и политический портрет // Науковедение. 2010. № 4. С. 1-8.

6. Чудинов А.П., Никифорова М.В. Индивидуальный стиль политика сквозь призму комического // Филологический класс. 2019. № 2 (56). С.40-49.

GENRE MODIFICATIONS OF THE POLITICAL PORTRAIT IN THE MODERN MEDIA DISCOURSE

Kerimova K.R.

Surgut State University

This article discusses some important features of genre modifications of Russian politicians' portraits in the discourse of modern media. The article highlights three important groups of modifications based on the genres of the text, which are used by representatives of modern media in their work with the description of political portraits. The text of the article describes the strategies of genre modifications most commonly used in print media, as well as the features of the work of television media. The article also considers the term "syncretism" and describes its connection with the discourse of television media. Each group of modifications is described in detail with indication of features and examples. At the end of this article there is

a conclusion, which shows the importance of the considered genre modifications, especially in connection with political portraits.

Keywords: political portrait, genre modifications, discourse, speech genre, newspaper genre, syncretism

References

1. Bakumova E.V. Role structure of political discourse: diss. Doctor of Pedagogical Sciences Kuzbass State Technical University, 2002. 200p.

2. Wagenleitner N.V. Varieties of the genre of political portrait (based on pre-election publications) // Philological Sciences. Questions of theory and practice. 2008. No. 2. p. 13-15.

3. Kormilitsina M.A. Formation of the image of a politician by means of the media // Problems of speech communication. Issue. 4: Power and speech. Saratov: Saratov Publishing House. un-ta, 2004. p. 65-70.

4. Myasnikova M.A. Television syncretism as a scientific and pedagogical problem / M.A. Myasnikova // Proceedings of the Ural State University. Ser. 1, Problems of education, science and culture. - 2011. - № 2 (89). - p. 69-76.

5. Chebotareva E.A. Regional elite: history of formation and political portrait // Naukovedenie. 2010. № 4. p. 1-8.

6. Chudinov A.P., Nikiforova M.V. Individual style of a politician through the prism of the comic // Philological class. 2019. No. 2 (56). pp. 40-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.