ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЕВРОПЕ (НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ)
© Тамразян Д.А.*, Ядоян В.О.*
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
г. Москва
Наилучший опыт реализации региональной политики зарубежных стран должен браться во внимание для решения соответствующих проблем в России. В статье выделены особенности региональной политики и инструменты ее реализации двух европейских стран. Рассмотрена программа обмена опытом для российских представителей. Отражены основные недостатки, связанные с вневедомственными общественными органами - агентствами регионального развития.
Ключевые слова региональная политика, административное деление, зарубежный опыт, Германия, Великобритания.
На современном этапе развития рыночной экономики, сформировавшейся после преобразования командно-административной системы, в России необходима разработка эффективной региональной политики, которая будет учитывать не только специфику регионов в общероссийской структуре, но и способствовать развитию местного самоуправления, предпринимательства, решению социальных проблем внутри регионов. Ввиду того что в нашей стране еще не накоплено достаточного опыта управления в рыночных условиях, при выработке региональной политики государственным органам не стоит отказываться от наилучшего опыта зарубежных коллег. Наиболее приемлемым для российских реалий представляется европейский опыт реализации региональной политики. Рассмотрим практику такого сильного государства, как Германия.
Активная разработка региональной политики в Германии стала острой необходимостью в послевоенное время, когда региональные диспропорции достигли существенных величин. Более того, стабильное состояние национальной экономики, позволившее правительству выделять крупные ассигнования, также вызвало внимание руководства на решение региональных проблем. Сегодня Германия является общепризнанным лидером среди членов Евросоюза по общему объему затрат на регионально ориентированную помощь. Как известно, на долю ФРГ и, имеющей схожие проблемы, Италии приходится более 2/3 суммарного объема затрат ЕС на осуществление региональной политики, причем практика предоставления помощи через фе-
* Студент факультета «Государственное и муниципальное управление».
* Студент факультета «Государственное и муниципальное управление».
деральную систему в Германии считается наиболее успешной в ЕС [1]. Успех достигается благодаря тому, что, во-первых, динамика затрат на развитие регионов не имеет ярко выраженных конъюнктурных «подъемов» и «спадов», как в других странах Европы, а во-вторых, сами эти затраты имеют тенденцию стабильного роста.
Региональная политика Германии - неотъемлемая часть национальной экономической политики, целью которой является обеспечение равной степени участия слабых регионов в экономическом развитии страны. В 1969 году был сформирован национальный инструмент - Совместная Задача - с целью совершенствования региональных экономических структур (Gemeinschaftsaufgabe (GA) «Verbesserung der regionalen Wirtschaftsstruktur») [2]. Совместная Задача, которая является результатом согласования между федеральным правительством и землями, нацелена на обеспечение институциональной базы для общей и скоординированной политики развития регионов в Германии. GA предоставляет землям полную ответственность в осуществлении региональной политики, ограниченную лишь общенациональными правилами. Помощь, которая предоставляется GA, направлена только на определенные территории, предварительно выделенные для поддержки. Карта подобных территорий согласовывается Плановым комитетом GA и утверждается Европейской комиссией. Плановый комитет, в свою очередь, предоставляет подробный годовой Рамочный План, в котором указываются: территории, отмеченные на карте помощи, меры помощи, условия предоставления помощи и приоритеты регионального развития.
За последнее десятилетие в Германии было предпринято достаточное количество мер в целях стимулирования выдвижения инициативы «снизу», от земель. Такие достижения произошли благодаря разработке концепций интегрированного регионального развития, которая предполагает участие всех соответствующих органов власти региона. Суть заключается в том, что земли сами должны выбирать те виды деятельности, которые больше всего нуждаются в финансировании. Концепции интегрированного регионального развития являются гибкими инструментами, способствующими региональному развитию и более эффективному установлению приоритетов целей. Программы включают в себя выделение субсидий как из федерального, так и из земельных бюджетов на развитие промышленности и инфраструктуры, что, в свою очередь, создает предпосылки для широкого развертывания инвестиционного процесса.
Что касается Федерального Правительства, оно предлагает дополнительную помощь слабым регионам; обеспечивает единую схему для развития земель; создает системы оказания помощи, которые исключают конкуренцию между землями.
Интересен тот факт, что в 2012 году в Германии при поддержке российского посольства начала работу долгосрочная программа обмена опытом
Евразийское мировоззрение и потенциал российских регионов в XXI веке
67
для представителей российского местного самоуправления и ЖКХ [3]. Власти стремятся через уровень местного самоуправления проложить дорогу для будущих экономических контактов различных регионов России и Германии. Хотя сегодня основной объем инвестиций сосредоточен в Москве и Петербурге, немецкие предприятия хотели бы получить широкий доступ в регионы России. Но как показывает опыт, когда представители городов непосредственно завязывают контакты с немецкими средними и малыми предпринимателями, то у последних снижается «барьер недоверчивости». А это благоприятно для общего потока немецких инвестиций в российскую экономику.
В Великобритании вопросами региональной политики занимаются Министр по торговле и промышленности и Министр по делам Шотландии и Уэльса. Проблемы формирования региональной политики возложены на Министерство торговли и промышленности и на региональные правительственные ведомства. Первая организация занимается оценкой большинства проектов в Англии, которые не относятся к компетенции правительственных ведомств. Правительственные же ведомства принимают решения, касающиеся оказания помощи регионам. Но данные решения должны быть утверждены Казначейством.
Агентства регионального развития (АРР) - это вневедомственные общественные органы, созданные в основном для экономического развития определенных регионов страны. Более того, АРР осуществляют международную интеграционную функцию. Они перекладывают на себя ответственность правительственных структур по администрированию фондами регионального развития Евросоюза. На каждый из девяти регионов Великобритании приходится по одному АРР.
Исследование, проведенное в 2009 году компанией «PriceWaterhouse-Соореге», показало, что британские АРР зарабатывали 4,5 фунта стерлингов для местной экономики с каждого фунта государственных расходов. Эта цифра увеличивается до 6,4 фунтов стерлингов при включении в расчеты будущих доходов [4]. Это самый высокий уровень отдачи от инвестиций общественного сектора экономики.
Деятельность АРР осуществляется в трех направлениях. Первое направление предполагает достижение поставленных целей через прямое финансирование с помощью АРР или через косвенное финансирование с помощью других организаций, которые выступают как финансовые фонды. Второе направление предполагает влияние на других агентов. Делается это для того, чтобы вовлечь их в свою деятельность и за счет этого осуществить свои планы. Третье направление связано с влиянием на центральное правительство, в котором представители АРР могут отстаивать интересы своего региона. Кроме того, между разными АРР в ряде случаев имеет место трансграничное сотрудничеств. Под ним понимается объединение нескольких АРР для решения каких-либо задач. Причем объединенные агентства финанси-
руют центральный секретариат, отвечающий за координацию совместной деятельности.
Наряду с многочисленными преимуществами у АРР существуют также недостатки. Во-первых, многие критики агентств считают их ненужными дубликатами уже существующих администраций. Конкретнее АРР и региональные ассамблеи (законодательные собрания) дублируют функции, которые выполняют окружные советы [5]. Защитники АРР говорят, что решаемые ими общественные и экономические вопросы масштабны для того, чтобы их передать на уровень округа.
Во-вторых, существуют более настораживающие факторы некачественной работы АРР. Исследование YouGov по АРР показало, что 54 % предприятий полагают, что их следует ликвидировать [4]. При этом более трети бизнес-респондентов не знали о существовании в их регионе АРР. То же самое складывается и среди общественности. Опрос показал, что 57 % населения не было известно о существовании АРР в их области. Среди тех, кто знал о их существовании, 37 % думают, что они должны быть отменены, а 35 % полагают, что их нужно сохранить.
В-третьих, имеются в деятельности АРР и явные злоупотребления. Например, East Midlands Development Agency выплатило более 300 тыс. фунтов стерлингов только на офисы в Северной Америке. Другое АРР - One North East - потратило очень много средств на офисы в Китае, Японии, Кореи и Австралии, а председатель South East England Development Agency только на такси и автомобили представительского класса за год потратил 51 тыс. фунтов. Все эти факты связаны с отсутствием надлежащего контроля, поэтому правительство страны пришло к следующему: ведущую роль в местном экономическом развитии будут играть мэрии - в тесном сотрудничестве с частным сектором. Считается даже, что такой принцип является образцом здравого смысла.
Список литературы:
1. Опыт регионального управления в Германии [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.economy-web.org/?p=446.
2. Региональная политика в Германии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ifurags.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=176 &Itemid=66.
3. Немецкий с погружением [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.rg.ru/2012/06/26/chinovniki. html.
4. Исследование АРР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ka-pital-rus.ru/articles/article/204710.
5. Regional development agencies [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.politics.co.uk/briefings-guides/issue-briefs/communities-and-local-government/regional-development-agencies-$366565.htm.