Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
человеческий капитал / образование / здоровье / социальная среда / регион / экономика / трудоустройство / инновационное развитие / human capital / education / health / social environment / region / economy / employment / innovative development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хаджалова Хадижат Магомедовна, Абдулманапов Тагир Салихбекович

Проанализированы теоретические основы формирования человеческого капитала, обозначена роль государства в формировании и реализации человеческого капитала страны и региона, а также определены основные факторы, влияющие на количественные и качественные характеристики человеческого капитала региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION AND IMPLEMENTATION OF HUMAN POTENTIAL IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The theoretical foundations of the formation of human capital are analyzed, the role of the state in the formation and implementation of the human capital of the country and the region is outlined, and the main factors influencing the quantitative and qualitative characteristics of the human capital of the region are identified.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН»

УДК s? ББК 74.4

DOI 10.24412/2412-2025-2023-1-18-30

Хаджалова Хадижат Магомедовна - доктор экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Абдулманапов Тагир Салихбекович - магистр кафедры менеджмента, Дагестанский государственный университет

Khadzhalova Khadizhat Magomedovna - Doctor of Economics, Associate Professor, Leading Researcher at the Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy

Abdulmanapov Tagir Salikhbekovich - Master of the Department of Management of the Federal State Educational Institution, Dagestan State University

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

FEATURES OF THE FORMATION AND IMPLEMENTATION OF HUMAN POTENTIAL IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Проанализированы теоретические основы формирования человеческого капитала, обозначена роль государства в формировании и реализации человеческого капитала страны и региона, а также определены основные факторы, влияющие на количественные и качественные характеристики человеческого капитала региона.

Ключевые слова: человеческий капитал, образование, здоровье, социальная среда, регион, экономика, трудоустройство, инновационное развитие.

The theoretical foundations of the formation of human capital are analyzed, the role of the state in the formation and implementation of the human capital of the country and the region is outlined, and the main factors influencing the quantitative and qualitative characteristics of the human capital of the region are identified.

Key words: human capital, education, health, social environment, region, economy, employment, innovative development.

Многообразие этнокультур создает уникальную платформу для формирования и реализации человеческого потенциала в Республике Дагестан. При этом социально-экономические проблемы, этнические и конфессиональные противоречия накладывают свой отпечаток на процесс развития человеческого потенциала в Республике Дагестан. Значительное разнообразие этнических групп, каждая из которых имеет свое уникальное культурное наследие и способы самореализации, в процессе формирования человеческого капитала характеризует необходимость

создания условий для сохранения и развития культурного многообразия народов.

Однако существует несколько препятствий, которые затрудняют эффективную реализацию человеческого потенциала в регионе. Во-первых, это экономические проблемы, такие как высокая безработица, низкий уровень жизни и значительная структурная деформация экономики, которые ограничивают возможности людей для образования, поддержания здоровья и профессионального роста. Во-вторых, этнические и религиозные противоречия создают напряженную атмосферу в обществе и преграды для развития потенциала всех групп населения.

Тем не менее, существуют подходы и стратегии, которые могут помочь преодолеть эти трудности и способствовать формированию и реализации человеческого капитала в Республике Дагестан. Одним из таких подходов является разработка программ создания новых рабочих мест и поддержка предпринимательства, что может стимулировать экономическое развитие региона.

В целом, формирование и реализация человеческого капитала базируется на ряде теоретических основ. Значительный вклад в развитие теории человеческого капитала внесли Л. Вальрас [!], Дж. М. Кларк [2], Ф. Лист [3], Дж. Мак-Куллоха [4], А. Маршалл [5], И. Фишер [6] и т.д. К одной из которых теоретических моделей, раскрывающих принципы формирования и реализация человеческого капитала, является концепция человеческого капитала, основоположниками которой выступают лауреаты Нобелевской премии 1979 и 1992 гг. соответственно Т. Шульц и Г. Беккер.

Первое определение человеческого капитала принадлежит Т. Шульцу. Его известность связана с публикацией в открытой печати двух авторских работ в 1960 и 1961 гг.: «Формирование капитала образования» [7] и «Инвестиции в человеческий капитал» [8]. В работе «Инвестиции в человеческий капитал» Т. Шульц писал: «Концепция капитала исходит из наличия нечто реально существующего, что обладает экономическим свойством оказывать будущие услуги, имеющие некоторую стоимость. Понимание капитала, как нечто такого, что оказывает будущие услуги, позволяет приступить к последующему делению целого на две части: на человеческий и нечеловеческий капитал» [ ].

Г. Беккер развил теорию человеческого капитала. Он внес самый большой вклад в данное научное направление и поэтому считается об-

1 Marie-Ésprit-Léon Walras Études d'économie politique appliquée (Этюды прикладной политической экономии), Losanne, 1898

2 Clark J.M. Economic Institutions and Human Welfare. - New York: Alfred A. Knopf, 1957

3 Национальная система политической экономии, Фридрих Лист, 1841, перевод Сэмпсона С. Ллойда М.П., издание 1885 года

4 Маккуллох Дж. Р. О начале, успехах, особенных предметах и важности политехнической экономии. - М., 1834. - 121 с.; Маккуллох Дж. Р. «The principles of political economy» (7-е изд. Л., 1885)

5 Alfred Marshall Principles of Economics (Marshall book (Принципы экономической науки), 1890).

6 Irving Fisher The Nature of Capital and Income (Природа капитала и дохода), 1906; Irving Fisher Elementary Principles of Economics (Элементарные принципы экономической науки), 1912

7 Schulz T. Capital Formation bi Edukathion // Journal of Politikal Economu. - 1960

8 Schulz T. Investment in Human Capital // American Economic Revien. 1961, March - №1

9 Schulz T. Investment in Human Capital // American Economic Revien. 1961, March - №1.

щепризнанным создателем научной школы в рамках концепции человеческого капитала. В книге «Инвестиции в человеческий капитал», изданной в 1962 году, Гарри Беккер писал, что «человеческий капитал формируется за счет инвестиций в человека. К основным направлениям инвестирования он считал обучение, подготовку на производстве, расходы на здравоохранение, миграцию, поиски информации о ценах и доходах» [10].

Исходя из разных теоретических подходов можно сделать вывод, что человеческий капитал представляет собой совокупность знаний, навыков, компетенций и способностей индивида, которые позволяют ему достигать высоких результатов в различных сферах деятельности. Формирование человеческого капитала начинается с момента рождения человека и продолжается на протяжении всей его жизни.

Важным аспектом формирования человеческого капитала является образование. В Республике Дагестан созданы условия для получения высшего, среднего специального и профессионального образования. Значительное внимание уделяется развитию системы дошкольного образования, что позволяет детям уже на ранних стадиях своего развития получать необходимые знания и навыки.

«В Республике Дагестан функционируют 1119 образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, из которых 68 частных, 31 государственных и 1020 муниципальных. На 1 января 2021 года численность детей в возрасте от 0 до 8 лет, зарегистрированных на территории Республики Дагестан, составила 405549 человек, из них обучающихся по программам дошкольного образования -106425 человек, в том числе в возрасте от 0 до 3 лет - 10481 человек, в возрасте от 3 до 8 лет - 95944 человека. Посещают муниципальные и государственные образовательные организации - 97182 человека, частные ДОО в режиме полного дня охвачены 9243 человека, в группах кратковременного пребывания - 3115 человек» [11]. Динамика доступности дошкольного образования и экстраполяционный прогноз на период до 2024 года представлен на рисунке 1.

На территории Республики Дагестан функционирует 1412 общеобразовательных организаций с контингентом обучающихся 453015 учеников. В городах функционирует 231 общеобразовательная организация с контингентом 223531 учеников, в сельской местности - 1181 школа с контингентом 229484 ученика. Из общего числа школ: государственные - 93 школы с контингентом 19071 учеников, муниципальные - 1303 школы с контингентом 428448 учеников, частные - 16 школ с контингентом 5496 ученика. Динамика контингента учащихся общеобразовательных организаций Республики Дагестан и экстраполяционный прогноз до 2030 года представлен на рисунке 2.

10 Becker G. S. Investment in Human Capital: A. Theoretical Analysis // Journal of Politikal Economy. Supplement. Oct., 1962

11 См.: «Концепция развития образования в Республике Дагестан на период до 2030 года», с.16. - Утверждена постановлением Правительства Республики Дагестан от 26 мая 2022 г. №146

120 000

120

100

80

- 60 0

- 40

20 0

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024

Контингент детей, охваченных дошкольным образованием, чел.

^^^ Доступность дошкольного образования, в %

Рис 1. Динамика доступности дошкольного образования и экстраполяци-онный прогноз на период до 2024 года [12]

В настоящее время подчас приходится слышать мнение о снижение качества образования. «Качество образования и его развития в современном мире очень важно. От накопленного образования зависит будущее поколений. Образование - это не только «рынок образовательных услуг», это еще и важнейший социальный институт, с помощью которого передается запас знаний, накопленный человеческой цивилизацией» [13].

В результате реформы системы образования изменилась его привычная классификация, прежде всего, профессионального образования. В высшей школе появились две новые ступени: бакалавриат и магистратура. Реформированию подверглись также начальное и среднее профессиональное образование, их объединили в среднее профессиональное, и его учреждения стали готовить как специалистов среднего звена, так и квалифицированных рабочих (служащих).

Анализ распределения населения СКФО в возрасте 15 лет и старше показал, что с 2010 года значительно увеличилась доля лиц с высшим образованием - с 20,3% до 27,5%, но при этом отмечается стабильное сокращение числа кадров высшей квалификации с 0,7% до 0,4%, что может быть критичным для системы высшего образования региона.

12 Там же, стр. 17

13Вольчик, В.В., Маслюкова, Е.В. (2019). Реформы, неявное знание и институциональные ловушки в сфере образования и науки // ТеггаЕсопотюш, 2019, 17(2), 146-162. DOI: 10.23683/2073-6606-2019-17-2-146-162.

500 000

490 000

480 000

470 000

460 000

450 000

440 000

430 000

410 000

491 98" 489 536 490 441

487 695

482 659

470 136

453 015

420 000 417 972

405 745

400 000

485 150

480 784

472 271

^ Л? ^ ^ ¿Р ^ ^

# # # у # / / / / ^

Рис. 2. Динамика контингента учащихся общеобразовательных организаций Республики Дагестан и экстраполяционный прогноз до 2030 года [14] В целом анализ распределения населения по уровню образования в регионах СКФО отражает общероссийскую тенденцию. По стране в целом структура уровня образования населения на 1 января 2023 года выглядит следующим образом: высшее образование имеют 23,1% (33720294 человека), неполное высшее - 2,5% (3649383 человека), среднее профессиональное - 36,1% (52697083 человека), 11 классов - 16,1% (23502023 человека), 9 классов - 9,1% (13283752 человека), 5 классов -7,8% (11386073 человека), не имеют образования - 0,8% (1167802 человека), неграмотные - 0,2% (291951 человек).

14 См.: «Концепция развития образования в Республике Дагестан на период до 2030 года», с.20. - Утверждена постановлением Правительства Республики Дагестан от 26 мая 2022 г. №146

12345678

1 - Кадры высшей квалификации (послевузовское);

2 - Высшее профессиональное (высшее);

3 - Неполное высшее профессиональное (незаконченное высшее); 4- Среднее профессиональное по программам подготовки специалистов среднего звена (среднее специальное);

5 - Среднее профессиональное по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (начальное профессиональное);

6 - Среднее общее (полное);

7 - Основное общее (неполное среднее);

8 - Начальное общее (начальное)

Рис. 3. Динамика уровня образования населения СКФО в возрасте 15 лет

и старше (в %)

Проведенный анализ уровня образовательной составляющей в формировании человеческого капитала характеризует:

- чем ниже образовательный статус группы, тем ниже и доля населения с послевузовским, высшим, с неполным высшим и средним профессиональным образованием и ниже городского населения в группе.

- преобладание городского населения в группе увеличивает ее образовательный статус и, наоборот, преобладание сельского населения в группе, снижает общую образовательную составляющую.

В целом уровень образования населения Северо-Кавказского федерального округа характеризуется стабильностью. Но сложности, имеющие место в образовании молодого населения, могут активно заявить о себе. Низкие показатели образованности сельской молодежи - это результат сокращения малокомплектных, перевода средних школ в райцентры, миграции в города жителей.

Наряду с образованием, важным фактором формирования человеческого капитала является здоровье населения. В Республике Дагестан разработаны и внедряются программы по улучшению медицинской помощи, профилактике заболеваний и физическому развитию жителей региона.

Основным индикатором, отражающим состояние здоровья населения, является ожидаемая продолжительность жизни при рождении (ОПЖ). В конце прошлого века экспертами ВОЗ для оценки состояния здоровья населения был предложен показатель ожидаемой продолжительности здоровой жизни, который в России официальной статистикой не рассчитывается. В этом исследовании оценка здоровья населения

строится на базе трёх показателей - ОПЖ (лет), инвалидности населения (число инвалидов на 1000 человек населения) и общей первичной заболеваемости (число зарегистрированных заболеваний у пациентов с диагнозом, установленным впервые, на 1000 человек населения).

В СКФО среднее значение ОЖП в 2022 г. составило 76,7 лет. За последние два десятилетия значение ОПЖ в Северо-Кавказских республиках увеличилось на 7,1 лет (в 2000 г. среднее значение по СКФО - 69,6 лет). Лидерами являются Республика Ингушетия, которая в общероссийском рейтинге занимает 1 место, и Республика Дагестан - 3 место в рейтинге.

Если в связи с монетизацией льгот инвалидов в период 2005-2010 гг. наблюдалось увеличение численности инвалидов в среднем по РФ, то с 2010 года отмечается в целом по стране снижение этого показателя.

В 2022 г. в 41 регионах России показатель численности инвалидов превысил средний российский показатель. В число этих регионов вошли и почти все субъекты СКФО (исключение - Кабардино-Балкарская Республика и Ставропольский край. В большинстве республик Северного Кавказа наблюдается рост численности инвалидов (в Республике Дагестан - на 25%, Ингушетии - на 34%, а в Чечне - более чем в 2 раза).

Общая заболеваемость населения в статистике представлена числом зарегистрированных заболеваний у пациентов с диагнозом, установленном впервые, на 1000 чел. населения. Динамика этого удельного показателя в среднем по стране в последние годы не имеет однозначной тенденции - см. таблицу 1.

Таблица 1

Число зарегистрированных заболеваний у пациентов с диагнозом, уста-

новленным впервые в жизни, на 1000 чел. населения, чел.15

2005 2010 2015 2019 2020 2021

Российская Федерация 743,7 780 778,2 780,2 759,9 857,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Северо-Кавказский федеральный округ 701,7 609,4 655,3 641,6 617,4 688,9

Республика Дагестан 844,4 786,9 788,8 776,6 705,3 729,7

Республика Ингушетия 553 827,9 751,7 548,6 549,2 557,1

Кабардино-Балкарская Республика 387,7 399,8 466,2 433,3 455,8 459,5

Карачаево-Черкесская Республика 465,4 449,4 690,3 781,3 803,3 873,7

Республика Северная Осетия -Алания 598,8 646,5 707,3 629,5 636,6 606,3

Чеченская Республика 493,1 604,7 395,7 309 506,3

Ставропольский край 495,2 527,9 560,2 682 710,3 827,6

В 2010 г. регионы СКФО (за исключением Республики Дагестан и Республики Ингушетии) входили в группу 10 регионов-лидеров (с удельным количеством заболеваний до 650). В Дагестане и Ингушетии в 2010 г. отмечается также превышение среднероссийского значения заболеваемости. Наилучший показатель заболеваемости отмечен в Кабардино-Балкарской Республике (399,8 заболеваний), Карачаево-Черкесской Республике (449,4) и Чеченской Республике (493,1).

15Регионы России. Социально-экономические показатели - 2022 // Сайт Федеральной службы государственной статистики. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204

В 2021 году при общероссийской тенденции роста уровня заболеваемости по СКФО отмечается незначительное снижение по Республике Дагестан, Республике Северная Осетия - Алания, и значительное снижение по Республике Ингушетия.

Динамика изменения численности населения является как количественной оценкой человеческого капитала, так и качественной, отражающей способность населения к воспроизводству, зависящей от величины естественного и миграционного прироста.

Естественный прирост населения зависит от соотношения рождаемости и смертности. За последние семь лет в России наблюдается снижение темпов роста рождаемости. Это во многом объясняется тем, что выплата материнского капитала стимулировала рождение запланированных детей. Если потребность удовлетворена, то рождаемость не увеличивается, и естественная динамика демографических процессов возобновляется. Кроме того, заметно сокращающаяся доля женщин репродуктивного возраста (15-49 лет) с 49,3% в 2010 г. до 45,3% в 2015 г. и 39,8% - на начало 2020 г.

Таблица 2

Динамика показателей естественного прироста населения [16]

Коэффициент рождаемости, %0 Коэффициент смертности, %% Коэффициент естественного прироста

2010 2015 2019 2020 2021 2010 2015 2019 2020 2021 2010 2015 2019 2020 2021

© еь 12,5 13,3 10,1 ж, чо 14,2 О 12,3 14,6 16,7 7, ■ ® 2, 1 ж, ■ 1, ■

СКФО 17,3 16,6 13,7 13,7 1, 1 чо оо а\ 00 00 00 чо 1, 1

Рч 00 го оо" 00 9, ст4 «■5 00, тг СП, ю сч"4 9, сч"4 о 00, ОО" Ю, оо" -

к Рч 27,1 5, оо" ^ 3, ю Т сп СТ4 СП 00, СТ4 22^ 2, ^ ст4 5, сч"4 2, <0 -

КБР 5, сч"4 сч"4 оС 00 ОО" СП, ОО" <о 00, <0 "/"Г 00, ич" СТ4 <М Г^Т -

КЧР сч"4 го 00, <о - Ю оС о Ю оС оС 00, <о сч"4 сч"4 с--, сч"4 с--, <о 2, -

РСО-А Т 3, сч"4 00, 9, <о 7, <о 3, <о 3, сч"4 СТ4 СТ4 <м 5, <о - 2, сч"4 -

29,9 23,1 20,3 о <М оС СП, СП, ю 00, "/"Г 2",3 2, ОО" 7, сп" СП -

О СП о 00, сТ Ю оС сч"4 3, СТ4 "/"Г 5, <0 - 3, - 3, СТ4 - 7, <о -

В регионах Северного Кавказа хоть показатели рождаемости превышают средний по стране показатель, но в тоже время прослеживается общероссийская тенденция снижения рождаемости населения с 17,3 %о в

16 Регионы России. Социально-экономические показатели - 2017 // Сайт Федеральной службы государственной статистики. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204

2010 г. до 13,1 %о в 2021 г. Коэффициент смертности растет - с 8,6 %о в 2010 г. до 9,8 в 2021 г.

Во всех регионов СКФО отмечается положительный естественный прирост населения, хотя за последний год анализируемого периода во всех регионах СКФО наблюдается снижение коэффициента естественного прироста населения. Регионы СКФО отличаются высокой рождаемостью и относительно низкой смертностью населения, что позволяло им поддерживать долгое время положительное значение естественного прироста населения.

Другим аспектом формирования человеческого капитала является социальная среда, в которой живет и работает индивид. Система социальной поддержки, созданная в Республике Дагестан, способствует повышению уровня благосостояния населения и обеспечению равных возможностей для всех слоев общества. В настоящее время Республика Дагестан по уровню обеспеченности объектами социальной инфраструктуры находится на одном из последних мест среди субъектов Российской Федерации.

По отчетным официальным данным Правительства Республики Дагестан [17], на 1 января 2022 года уровень обеспеченности населения муниципальных образований объектами социальной инфраструктуры составил в разрезе отраслей: общего образования - 67,2 %; охват детей дошкольными образовательными организациями от общей численности детей соответствующего возраста - 24,8 %; обеспеченность больничными учреждениями

- 59 коек на 10 тыс. населения; амбулаторно-поликлиническими учреждениями - 101,3 посещений в смену на 10 тыс. человек; спортивными залами

- 29,9 %; клубными учреждениями - 56,4 %.

Количество больничных учреждений по республике составляет 208 единиц, в том числе по районам - 165 единиц, по городам - 43 единицы. Обеспеченность населения больничными учреждениями в среднем по республике составляет 59,0 коек на 10 тыс. человек населения при нормативе 134,7 койки; в том числе по районам - 35,5 койки, по городам- 88,8 койки. Таким образом, показатель по районам в 3,8 раза, а по городам - в 1,5 раза ниже нормативного. При этом по городам этот показатель в 2,5 раза выше, чем по районам.

Количество амбулаторно-поликлинических учреждений по республике составляет 104 единицы, в том числе по районам - 45 единиц, по городам - 59 единиц. Обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями составляет в среднем по республике

101.3 посещения в смену на 10 тыс. человек населения, что в 1,8 раза ниже нормативного показателя в 181,5 посещений в смену; в том числе по районам - 84,8 посещений (в среднем в 2,1 раза ниже норматива), по городам -

121.4 посещения (в среднем в 1,5 раз ниже норматива).

Количество общеобразовательных учреждений по республике составляет 1412 единиц, из них 1319 - государственные и 93 - частные (все в городах), в том числе по районам - 1200 единиц (государственные), по городам - 212 единиц. Обеспеченность населения общеобразовательными организациями в среднем по республике составляет 67,2% учащихся, посещающих общеобразовательные организации в первую смену при норма-

17 http://e-dag.ru/novosti/novosti-pravitelstva.html

тивной потребности - 90 %, в том числе в районах - 74,2 %, а в городах -59,6 %. При этом 148 тыс. учеников занимаются во вторую и третью смены (46 школ - в трехсменном режиме). По районам наименее низкий показатель обеспеченности (от 53,8 до 58,5 %), что в среднем в 1,2 раза ниже нормативного, сложился в 2 муниципальных образованиях:

Количество дошкольных образовательных учреждений по республике составляет 1131 единицу, в том числе по районам - 828 и по городам - 303. Обеспеченность населения дошкольными образовательными организациями в среднем по республике составляет 24,8 %, что в 4 раза меньше 100 % нормативной потребности, в том числе по муниципальным районам данный показатель составляет 21 %, что в 4,8 раза ниже норматива, в городских округах - 40,3 %, что в 2,5 раза ниже норматива.

Количество спортивных залов по республике составляет 1453 единицы. Средний уровень обеспеченности населения спортивными залами в среднем по республике составляет 29,9 % (нормативная потребность - 3,5 тыс. кв. метров спортивных залов на 10 тыс. человек), в том числе: в районах - 30,9% и в городах - 28,8 %. Низкий уровень - от 8,1 до 19,7 % обеспеченности населения спортивными залами сложился в муниципальных образованиях районов:

Количество сооружений культуры в республике составляет 2089 единиц (информация по театрам отсутствует), в том числе: клубные учреждения 958 единиц; библиотеки - 1045 единиц; учреждения дополнительного образования (детские школы искусств) - 86 единиц. Обеспеченность населения клубными учреждениями в среднем по республике составляет 56,4 % (при нормативной потребности в 150-200 мест для населенных пунктов с числом жителей 500 - 1000 человек), в том числе: в муниципальных районах - 61,1 %, в городах - 17 %.

Отдельно следует рассмотреть ситуацию по обеспеченности населенных пунктов республики объектами инженерной (коммунальной) инфраструктуры. Сегодня состояние жилищно-коммунального хозяйства республики характеризуется высоким уровнем износа основных фондов. Средний уровень физического износа объектов водоснабжения, водоот-ведения и теплоснабжения по республике составляет 69 %.

Доля водопроводных сетей, нуждающихся в замене, составляет 5036 км (36,1 % от их общей протяженности), канализационных - 756 км (38,3 %), тепловых сетей - 201 км (33,7 %), доля утечек воды - 22 % от общего объема поданной в сеть воды. Очистные сооружения водоснабжения отсутствуют в городах Избербаше, Хасавюрте, Буйнакске, Дербенте, Кизляре, Дагестанские Огни, Южно-Сухокумске. Дефицит этих мощностей во всех городах составляет около 340 тыс. куб. м в сутки. Очистные сооружения канализации отсутствуют в городах Буйнакске, Хасавюрте, Кизляре, Дагестанские Огни, Южно-Сухокумске. Дефицит этих мощностей во всех городах составляет около 460 тыс. куб. м в сутки. В городах Дагестанские Огни, Кизилюрте, Хасавюрте, Каспийске и Южно-Сухокумске износ котельного оборудования и тепловых сетей составляет 75-100 %.

Развитию транспортного потенциала Республики Дагестан способствует наличие на территории республики развернутой сети автомобильных дорог федерального, регионального и местного значения. Протяженность автомобильных дорог общего пользования в Республике Дагестан

составляет 30,2 тыс. км тыс. км, в том числе федеральные - 644 км, республиканские и межмуниципальные - 7,5 тыс. км и местные дороги с улично-дорожной сетью - 22,0 тыс. км. По состоянию на 1 января 2022 года протяженность автомобильных дорог республиканского, межмуниципального и местного значения соответствующих нормативным требованиям составляет 68,2%.

Формирование человеческого капитала также неразрывно связано с инновационным развитием экономики региона. Создание новых рабочих мест, привлечение инвестиций и развитие предпринимательства позволяют людям получать более высокую заработную плату и повышать свой уровень жизни. Развитие предпринимательства и создание благоприятного инвестиционного климата способствуют росту занятости и доходов населения, что отражается на уровне человеческого потенциала. Поддержка малого и среднего бизнеса, развитие инновационных технологий и привлечение инвестиций помогают создать условия для формирования и реализации потенциала граждан.

Роль государства в формировании человеческого капитала является одним из ключевых аспектов развития любой страны и региона. Оно является основным исполнителем политики развития образования, здравоохранения и социальной защиты населения. С учетом результата анализа социально-экономических процессов в Республике Дагестан по основным структурным компонентам человеческого капитала в регионе существует необходимость активного участия государства в процессе формирования человеческого капитала. Первоначально, государство должно создать условия для образования и развития человеческого потенциала. Это означает обеспечение доступности высшего образования, среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования для всех слоев населения. Кроме того, государство призвано создавать благоприятные условия для работы и развития высококвалифицированных специалистов. Это может быть достигнуто через поддержку инновационных предприятий, развитие научной базы и привлечение инвестиций в создание новых рабочих мест в регионе. При этом, государство не ограничивается только созданием условий для образования и работы, а ориентируется на социальную поддержку молодых специалистов и предоставления возможностей для их саморазвития.

Важным в формировании и реализации человеческого капитала является учет специфики и внутреннего потенциала региона при формировании человеческого потенциала. В частности, случае Республики Дагестан это может быть связано с сохранением национальных традиций и культуры на всех уровнях образовательной системе, а также с поддержкой развития научных направлений, связанных с уникальными природными или культурными особенностями региона.

В ходе исследования особенностей формирования и реализации человеческого потенциала в Республике Дагестан было выявлено несколько ключевых аспектов:

- в регионе существует огромный потенциал развития человеческих ресурсов: регион богат культурными и этническими традициями, которые способствуют формированию уникального менталитета населения, что может быть использовано как преимущество для развития экономики, образования, науки и культуры;

- наличие некоторых препятствий на пути к эффективной и полной реализации человеческого капитала региона. Одной из основных проблем является недостаточное финансирование образования, здравоохранения и науки, а также проблема доступности образования для жителей отдаленных районов республики. Другой проблемой является низкий уровень занятости и профессиональной подготовки молодежи. В Республике Дагестан отсутствует достаточное количество хорошо оплачиваемых рабочих мест, а также нехватка специалистов в определенных областях, что требует разработки эффективных программ по трудоустройству и повышению квалификации населения;

- значительное влияние социально-экономических проблем на формирование и реализацию человеческого капитала. То есть, неравномерность развития региона, высокий уровень безработицы и низкий уровень жизни оказывают отрицательное воздействие на возможности роста и саморазвития индивидуума.

Список литературы:

1. Alfred Marshall Principles of Economics (Marshall book (Принципы экономической науки), 1890).

2. Becker G. S. Investment in Human Capital: A. Theoretical Analysis // Journal of Politikal Economy. Supplement. Oct., 1962

3. Clark J.M. Economic Institutions and Human Welfare. - New York: Alfred A. Knopf, 1957

4. http://e-dag.ru/novosti/novosti-pravitelstva.html

5. https://nlr.ru/news/20170427/haikin.pdf

6. Irving Fisher The Nature of Capital and Income (Природа капитала и дохода), 1906; Irving Fisher Elementary Principles of Economics (Элементарные принципы экономической науки), 1912

7. Marie-Ésprit-Léon Walras Études d'économie politique appliquée (Этюды прикладной политической экономии), Losanne, 1898

8. Schulz T. Capital Formation bi Edukathion // Journal of Politikal Econo-mu. - 1960

9. Schulz T. Investment in Human Capital // American Economic Revien. 1961, March - №1

10. Абдулманапов, С.Г., Хаджалова, Х.М. Реализация региональных проектов в рамках национальных проектов в социальной сфере Республики Дагестан // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. -2021. - №4. - С. 13-21

11. Вольчик, В.В., Маслюкова, Е.В. (2019). Реформы, неявное знание и институциональные ловушки в сфере образования и науки // TerraEconomicus. - 2019. - 17(2), 146-162. - DOI: 10.23683/2073-66062019-17-2-146-162.

12. Концепция развития образования в Республике Дагестан на период до 2030 года. - Утверждена постановлением Правительства Республики Дагестан от 26 мая 2022 г. №146.

13. Маккуллох, Дж. Р. «The principles of political economy» (7-е изд. Л., 1885)

14. Маккуллох, Дж. Р. О начале, успехах, особенных предметах и важности политехнической экономии. - М., 1834. - 121 с.

15. Национальная система политической экономии, Фридрих Лист, 1841, перевод Сэмпсона С. Ллойда М.П., издание 1885 года

16. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2022 // Сайт Федеральной службы государственной статистики. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204

17. Хаджалова, Х.М. Кадровые перспективы: проблемы высшей школы в формировании человеческого капитала // Экономика и предпринимательство. - 2021. - №5 (130). - С. 1387-1391

18. Хаджалова, Х.М. Образовательный потенциал: понятие, содержание, методика оценки // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. - 2021. - №4. - С. 69-73

19. Хаджалова, Х.М. Человеческий потенциал в системе инновационного развития // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. -2021. - №3. - С. 31-36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.