Научная статья на тему 'Особенности формирования и развития сферы услуг на современном этапе'

Особенности формирования и развития сферы услуг на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1629
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Радина О. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и развития сферы услуг на современном этапе»

© 2004 г. О.И. Радина

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

На формирование и развитие сферы услуг в нашей стране большое влияние оказывают особенности производства и потребления непосредственно населением. Основные особенности развития этого процесса в России следующие:

- время и место производства и потребления большинства услуг совпадают (услуги парикмахерских, медицинские, фотовидео и т.п.);

- определенный вид услуг необходим всем (торговля, ЖКХ и др.), другими же (образование, спорт) пользуется лишь часть населения, имеющая в этих услугах потребности;

- потреблению некоторых видов услуг присущи значительные сезонные, месячные, недельные и даже суточные колебания, а также периодические территориальные сдвиги (в период отпусков часть обслуживания приходится на рекреационные зоны);

- частота потребления различных услуг неодинакова, по этому признаку они могут быть:

- ежедневного потребления (жилищно-коммунальные, средства связи и т.п.);

- периодического (посещение театров, спортивных комплексов, рекреационные услуги и др.);

- эпизодического (лечение в больницах, курсы по приобретению новых специальностей населением и т.п.).

Каждая особенность сферы услуг имеет свои аспекты. Если доступность и платных, и бесплатных услуг обусловливается временем, затрачиваемым населением на их получение и на дорогу до обслуживаемого центра и обратно, то доступность платных услуг предопределяется еще их стоимостью и размером доходов населения.

Необходимо учитывать, что на объем потребления определенное влияние оказывает предложение услуг и спрос на них. Эти два фактора тесно взаимосвязаны между собой. При появлении нового вида услуги спрос на нее чаще всего бывает слабым и предложение его превышает. Спрос увеличивается только тогда, когда население убеждается в пригодности и полезности услуги. Бывает и наоборот - при возникновении некоторых новых факторов даже очень необходимая услуга может терять свое бывшее значение, например, обеспечение горячей водой квартир ослабляет посещение городских бань.

Бытовые услуги удовлетворяют разносторонние потребности населения. Весьма значительная их часть направлена на создание материальных благ: пошив обуви, одежды, меховых и кожаных изделий, головных уборов, выпуск текстильной галантереи, трикотажных изделий, изготовление ковров и металлоизделий, мебели, бытовых предметов, фотографий. На первый взгляд внешняя потребительская стоимость этих товаров не отличается от аналогичной продукции промышленности. Но между ними существует принципиальное различие. Суть его в том, что быто-

вое обслуживание удовлетворяет исключительно индивидуальный спрос, в то время как промышленные предприятия - наиболее характерный, типичный спрос потребителя.

Наряду с производством новых потребительских стоимостей служба быта выполняет сервисные услуги, в том числе восстановление части утраченной потребительской стоимости товаров, продление срока их службы. К этой группе услуг относятся ремонтные работы. Определенная часть бытовых услуг носит нематериальный характер, их оказание связано с удовлетворением сугубо личных потребностей человека и не принимает вещественной формы. К ним относятся услуги бань, прокат, ритуальные и т.п.

Помимо функционального назначения, бытовые услуги характеризуются специфическими особенностями, присущими только им, и заключаются в следующем: бытовое обслуживание населения включает в себя предприятия, которые существенно различаются характером труда рабочих; локальный характер деятельности предприятий бытового обслуживания обусловливает необходимость их максимального приближения к потребителю и охват его всем ассортиментом услуг; практически все структурные группы и виды бытовых услуг подвержены действию сезонных колебаний спроса, причем этот процесс формируется под влиянием как природно-климатических, так и социальных, экономических и демографических факторов; услуги, как правило, оказываются определенному лицу, предъявляющему свои индивидуальные требования к выполняемому заказу, что, естественно, сказывается на увеличении затрат времени на их оказание по сравнению с массовым производством; предприятия, оказывающие бытовые услуги, реализуют их потребителю самостоятельно, без посредников; для целого ряда услуг процесс их оказания совпадает по времени с потреблением и реализацией.

Таким образом, общим для всех предприятий, оказывающих услуги, являются индивидуальность заказов, локальный характер, изменение спроса на услуги, его непрерывность, наличие различного ассортимента услуг по изготовлению и ремонту, непроизводственный характер услуг, высокие требования населения к их качеству, наличие процессов обслуживания населения, различные его формы, не транспортабельность и невзаимозаменяемость услуг.

На территории определенного региона, представленной группой городов и административных районов, происходит пространственное сочетание различных видов деятельности субъектов, занимающихся оказанием бытовых услуг населению. При этом каждый из субъектов выполняет свои строго определенные функции. Субъекты взаимосвязаны между собой, объединены общностью цели удовлетворения потребностей населения в бытовых услугах и выпол-

нения их с наименьшими затратами труда и средств. К определению совокупности таких субъектов авторы, занимающиеся данной проблематикой, подходят по-разному. Так, некоторые из них определяют ее как «территориальный комплекс бытового обслуживания населения», понимая под ним «комплекс предприятий, обеспечивающий наиболее полное удовлетворение потребности в услугах населения группы административных районов области, характеризующихся сходной направленностью экономического развития, тяготеющих к одному из городов или крупному поселку городского типа и связанных с ним транспортными путями» [1, с. 19]. На наш взгляд, слабым местом этого определения является попытка разделить территорию области на зоны, автономно обеспечивающие себя бытовыми услугами. Из практики видно, что при том многообразии связей между отдельными предприятиями бытового обслуживания, которое обусловлено наличием и широким развитием специализации, такое разделение невозможно. Ярким примером может служить территориальная организация службы быта Ростовской области. Обслуживанием населения 42 административных районов, помимо местных малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, занимаются специализированные акционерные общества, расположенные в отдельных городах. Но необходимо учитывать, что в настоящее время в регионе нет единого органа планирования и управления бытовыми услугами в рамках отдельного региона. По нашему мнению, следует уточнить данное выше определение и изложить его в следующей трактовке: «Под региональными системами бытового обслуживания понимается совокупность самостоятельных экономических и юридических предприятий различных форм собственности на территории конкретного региона или административного района».

Таким образом, при изучении экономики сферы услуг в качестве исследования выступают отрасли сферы услуг. Она включает в себя такие комплексы производственной и непроизводственной сферы, которые ориентированы на непосредственное удовлетворение индивидуальных потребностей населения в услугах.

На современном этапе развития экономики России необходимо четкое и глубокое понимание всего комплекса рыночных отношений, современных тенденций их становления и соответственно выработки практических навыков предпринимательской деятельности в сфере услуг.

Современный рыночный механизм - это система отношений между производителем и потребителем в общественном производстве, обмене и потреблении. В современной экономике существуют две основные формы связей производителей и потребителей - административно-командная и рыночная.

В отличие от командной экономики механизм рынка делает всех участников конкурентного процесса материально заинтересованными в удовлетворении тех потребностей, которые выражаются через спрос. Механизм рынка освобождает общественное производство от дефи-

цита товаров и услуг, который невозможен хотя бы из-за того, что это противоречит экономическим интересам товаропроизводителей-участников конкуренции. Производитель заинтересован в том, чтобы его предложение поскорее встретилось со спросом, идущим от покупателя. Таким образом, связывающий производителя и потребителя обмен выступает механизмом ликвидации дефицита.

Период реформирования российской экономики имеет ряд специфических черт, обусловленных общими закономерностями развития рыночных отношений, к числу которых относится широкое развитие различных форм собственности и организационноправовых форм деятельности, социальное расслоение населения на богатых и бедных, нестабильность политической, экономической ситуации, чрезмерное насыщение внутреннего рынка товарами импортного производства. В настоящее время можно утверждать, что в общественном сознании населения произошел перелом в сторону понимания необходимости активного перехода к рынку и развития предпринимательства в сфере услуг.

Выделим ряд признаков, имеющих определяющее значение для развития рыночных форм деятельности сферы услуг:

- необходимо массовое число товаропроизводи-телей-участников свободной конкуренции с неограниченным доступом на рынок. Его основу должны составлять многообразные формы собственности, и каждый предприниматель может выбирать любую. При этом свободная конкуренция исключает дискриминацию потребителей;

- рынок характеризует мобильность всех видов товарных ресурсов: материальных, финансовых, товарных, трудовых. Каждый участник рыночных отношений волен вкладывать свои капиталы в целях получения прибыли;

- рынок не мыслим без полной информативности каждого участника конкурентной борьбы о предложении и спросе, ценах, нормах прибыли. Без всесторонней информации предприниматель не в состоянии сделать правильный, наилучший выбор в рыночной конъюнктуре;

- ни один участник свободной конкуренции, в том числе и в сфере малого бизнеса, не в состоянии оказывать влияние на решения, принимаемые другими участниками. Учитывая, что рынок связывает массовое число предпринимателей малого, среднего и крупного бизнеса, их вклад в общий объем производства проявляется через механизм цен, формируемый не по команде, а с помощью рынка.

Таким образом, рыночная экономика объективно требует свободы действия всех членов общественного производства, она жестко регламентируется не через команды из центра, а с помощью закона стоимости.

Комплексное решение проблем социального развития может быть достигнуто лишь на основе коренной перестройки всей экономической системы отдельного региона. Она предполагает изменения системы планирования, существенное укрепление в нем территориальных начал. Однако эффективность во

многом будет зависеть от научной проработки общей концепции решения социальных проблем на региональном уровне.

В сфере услуг производственная монополия характеризуется определенной концентрацией производства, когда остаются немногочисленные, а порой единственные участники этого сектора. Хотя в данных отраслях и закончился процесс разгосударствления предприятий, инвестиции в них еще не выгодны, а соответственно и нет расширения производства, условий для соперничества за потребителя для конкуренции не создано, монополизм продолжает процветать.

Мировая же практика доказала, что только через рынок устанавливается необходимое равновесие между монопольно-регулирующими и конкурентными силами, которые взаимно дополняют друг друга.

В качестве антимонопольных мер могут использоваться методы прямого разделения организационных монополий. В практической реализации обеспечение оптимального сочетания отраслевого и регионального управления не обходится без искажений. Одним из основных стало развитие регионального или территориального монополизма. Это касается в первую очередь отраслей сферы услуг: бытового обслуживания, здравоохранения, культуры и искусства, физкультуры и спорта.

Основная цель антимонопольной политики заключается в обеспечении благоприятных условий, стимулировании развития конкуренции в народном хозяйстве, ее активизации, т. е. создания равных экономических возможностей для производителей и потребителей, для учета и удовлетворения интересов хозяйствующих субъектов при одновременном противодействии монопольным проявлениям.

Что касается конкретно сферы бытовых услуг, то проведение активной антимонопольной политики может проявиться в следующих направлениях:

- необходимо определить четкую антимонопольную направленность по каждой отраслевой группе бытового обслуживания региона. Для этого нужно проанализировать управленческие звенья, которые способствуют сохранению и воспроизводству монополистических отношений или недостаточно последовательно противодействуют монополизму. Субъект хозяйствования, каким бы он важным не был, не должен занимать доминирующее положение на рынке;

- создание таких производственных структур, которые могут оказать сильное противодействие формированию монопольных образований, которые при выходе на рынок способны занять единоличное господство. Дальнейшее функционирование службы быта должно сопровождаться совокупностью мер, которые стимулировали бы образование технически и экономически оптимальной структуры производства, обеспечивающей базу для развития конкуренции;

- формирование экономических и правовых механизмов, открывающих широкие возможности для инициативы и предприимчивости, способствующие защите, поддержанию и развитию конкуренции;

- усилению процессов демонополизации и развитию конкуренции будет способствовать создание независимой информационной сети в области спроса и предложения на средства производства и предметы потребления.

Проводя политику демонополизации в бытовом обслуживании, необходимо учитывать, что предприятия остаются низкорентабельными и убыточными. Поэтому местные власти должны помочь в поддержании существования предприятий в условиях конкурентной борьбы, т.е. способствовать в управлении процессами повышения уровня обслуживания населения, развивать необходимые виды услуг.

Необходимо учесть, что из-за ограниченного предложения на рынке бытовых услуг конкуренция практически отсутствует в малых городах и сельской местности. Например, такой вид услуг, как химическая чистка и крашение одежды, услуги бань, держат естественную монополию в каждом административном районе. Конкуренция же существует в более крупных городах и районных центрах, где каждый вид бытовой услуги представлен несколькими отдельными предприятиями.

Подавляющее большинство вновь созданных предприятий бытового обслуживания не пережили до конца период становления, который принято определять по западным стандартам в 3-5 лет, и прекратили свое существование ввиду тяжелого финансового положения. Практически повсеместно происходит сокращение ассортимента бытовых услуг. Особенно ярко эти негативные тенденции проявляются в сельской местности. Реформирование и реорганизация службы быта в сельских районах привели к тому, что предназначенные для качественного и своевременного удовлетворения потребностей населения многие комплексные приемные пункты (КПП), дома бытовых услуг по причине своей убыточности либо низкой рентабельности ликвидированы или перепрофилированы. На действующих предприятиях происходит разукомплектование рабочих мест. Так, например, в Ростовской области на половине специализированных предприятий остались оборудованные места парикмахеров, услуги по ремонту телеаппаратуры и бытовой техники. Да и они оказывают только треть этих услуг, а по фотоуслугам - 7 %, ремонту обуви - 10 % по сравнению с общим количеством заказов по уровню 2000 г. Практически свернуто выездное обслуживание селам, а там, где еще сохранилось, оно переживает большие трудности и стало нерегулярным из-за высокой стоимости горюче-смазочных материалов, отсутствия транспортных средств. Вследствие этого сельские жители лишены самого необходимого минимума бытовых услуг и за их получением вынуждены выезжать за пределы постоянного места жительства, что часто приводит к дополнительным затратам времени и денежных средств населения. Исчезли услуги по ремонту и пошиву детской одежды, ремонту и изготовлению мебели, услуги проката, в ряде сельских районов жители лишены быстро развивающихся и пользующихся спросом услуг по ремонту бытовой техники, химчистки, прачечных, бань и других услуг первой жизненной необходимости.

Основными причинами и составляющими спада в бытовом обслуживании явились сокращение платежеспособного спроса населения, неадекватное поведение некоторых руководителей в рыночной ситуации, отсутствие механизма, стимулирующего развитие конкуренции на рынке услуг.

Причина создавшегося положения кроется в том, что структурная перестройка ускорила разрыв экономических и производственных отношений между предприятиями, осложнила организацию материально-технического снабжения. Не хватает квалифицированных специалистов, обладающих знаниями в области менеджмента, маркетинга. Вновь созданные и приватизированные предприятия поставлены в сложные материальные, финансовые и экономические условия и не могут эффективно обслуживать население. В связи с этим конкуренция как таковая, за исключением парикмахерских и фотоуслуг, практически отсутствует. К сожалению, по-прежнему царит диктат производителя, результатом которого являются высокие цены. Между тем научно-техническое развитие общества зависит от интеллектуализации деятельности и наукоемкости производства, обусловливая возрастание роли человеческого фактора. Успешное развитие сферы услуг во многом определяет повышение жизненного уровня народа, улучшение окружающей среды, а также способствует повышению образования, квалификации, культуры, физического здоровья и психологической устойчивости работника.

Значение сферы услуг для населения велико и выражается в следующем:

- обеспечении необходимого уровня воспроизводства рабочей силы населения, во взаимосвязи с общими проблемами развития материального производства;

- создании условий для всестороннего развития личности на основе определенной структуры потребительских ценностей;

- содействии выравниванию социально-демографических групп населения в рамках и пределах, целесообразных для данного экономического региона;

- сглаживании территориальных и других различий потребления населения и обеспечения равнодоступности пользования услугами социальной инфраструктуры на всей территории.

Социальная программа развития страны предусматривает увеличение доходов, повышение уровня обеспеченности и улучшение структуры потребления населения, расширение жилищного строительства и повышение его качества, увеличение объемов услуг и расширение их структуры, совершенствование системы школьного, высшего и среднего социального образования, улучшение медицинского обслуживания, сближение благосостояния различных социальных групп, всемерное развитие культуры.

Степень развития сферы услуг оказывает большое влияние на жизненный уровень населения, так как это способствует сокращению затрат времени на домашний труд, увеличению свободного времени для духовного и физического развития человека, высвобож-

дению трудовых ресурсов из сферы малопроизводительного труда, более полному удовлетворению разнообразных потребностей и созданию хорошего настроения у людей.

Трудно не отметить социально-экономическое значение сферы услуг. Прежде всего она содействует повышению производительности труда занятых в материальном производстве, увеличивая тем самым национальный доход. Одно только снижение заболеваемости в результате улучшения медицинского обслуживания, физкультуры и спорта значительно сокращает потери рабочего времени. Высвобождение части рабочего времени у женщин из домашнего хозяйства при хорошей организации детских дошкольных учреждений, бытовых услуг, общественного питания также дает значительный социально-экономический эффект.

По мере улучшения благосостояния народа увеличиваются требования к сфере услуг, что в свою очередь повышает ее нужды в отношении новейшего технологического оборудования, транспортных средств, капитального строительства.

Социальное значение сферы услуг состоит также в том, что фактически она увеличивает свободное время работающих, улучшает условия жизни населения, способствует интеллектуальному развитию человека. Сфера услуг является необходимой для общественного воспроизводства, она обеспечивает условия для повышения воспитания населения, его образования, развития навыков к труду, т. е. расширенного воспроизводства производительной силы общества. Сфера услуг через медицину, санаторно-курортное обслуживание, физическую культуру продлевает жизнь и трудоспособность человека, обеспечивает развитие его физических способностей. Сферы образования и культуры обеспечивают интеллектуальное развитие людей, постоянный рост квалификации работников и другое.

На современном этапе развития сфера услуг имеет определяющее значение в решении проблем увеличения полезного использования свободного времени населения. Ведь нерабочее еще не является свободным временем, которое население может использовать на воспитание детей, свое культурное и физическое развитие. Значительная часть его тратится на домашнюю работу, поездки. Сокращение этих затрат времени в решающей мере зависит от развития и качества предоставляемых услуг.

Необходимо упомянуть и о признании общественной значимости конкретного труда, выраженной в оказании конкретной услуги, а также в обеспечении пропорциональности между производством услуг и их потреблением. Само существование рынка бытовых услуг было обусловлено объективной необходимостью их производства. Но до недавнего времени такие важные его элементы, как цена, предложение, подвергались жесткой регламентации без учета конъюнктуры, что, естественно, не способствовало полному удовлетворению спроса на бытовые услуги. Предприятия, их оказывающие, в своей работе всегда учитывают требования потребительского рынка, ориентируясь прежде всего на заказчиков.

Из всего сказанного видно, что в современном обществе сфера услуг является общественно необходимым трудом. Она оказывает большое влияние на материальное производство через производительность и качество труда.

Литература

1. Уколов В.Ф., Белевцев Ю.А. Сущность и рынок бытовых услуг. М., 1989.

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса 16 марта 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.