Научная статья на тему 'Особенности формирования и развития рынка газа в современной России'

Особенности формирования и развития рынка газа в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2408
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ГАЗА / ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коробцов Е.В.

Рассмотрен современный российский газовый рынок. Выделено шесть основных особенностей, влияющих на его формирование, определяющих дальнейшее развитие: исторические особенности; природно-экономические условия добычи и транспортировки газа; особенности государственного регулирования; обеспечение безопасности экономики государства и реализация национальных проектов; вертикальная интеграция и диверсификация производства; международные интеграционные процессы и глобализация мировой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и развития рынка газа в современной России»

14 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Выпуск 20/1

УДК 338(470.325)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА ГАЗА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ООО «Белрегионгаз», г. Белгород

e-mail:

korobcov@belregiongaz.ru

Е.В. КОРОБЦОВ

Рассмотрен современный российский газовый рынок. Выделено шесть основных особенностей, влияющих на его формирование, определяющих дальнейшее развитие: исторические особенности; природно-экономические условия добычи и транспортировки газа; особенности государственного регулирования; обеспечение безопасности экономики государства и реализация национальных проектов; вертикальная интеграция и диверсификация производства; международные интеграционные процессы и глобализация мировой экономики.

Ключевые слова: рынок газа, естественная монополия, государственное регулирование, энергетическая безопасность, диверсификация производства, интеграционные процессы.

Современный нефтегазовый комплекс России можно условно разделить на два больших рынка - нефтяной и газовый, которым присущи определенные особенности. Так, нефтяной рынок представлен большим количеством частных компаний, занимающихся добычей, транспортировкой и переработкой жидких углеводородов, со сложившейся гибкой системой ценообразования, быстро реагирующей на колебания конъюнктуры спроса и предложения в рамках мирового сообщества. В то же время газовый рынок России со стороны предложения представлен ограниченным количеством участников, доминирующее положение на котором занимает Группа «Газпром». Со стороны государства газовый рынок также подвержен жесткому тарифному регулированию. Необходимо заметить, что нефте- и газодобывающие предприятия тесно взаимосвязаны друг с другом и представляют собой вертикально и горизонтально интегрированные корпорации с высокой степенью кооперации и диверсификации производства.

Российский газовый рынок представляет собой систему производственных отношений, регулирующих процесс разведки, добычи, транспортировки, переработки и продажи углеводородов внутри страны и за ее пределами. Основными участниками современного российского газового рынка являются, с одной стороны, доминирующий участник - группа «Газпром», нефтяные компании, добывающие попутный газ и так называемые «независимые» поставщики газа; с другой стороны - все многообразие потребителей, начиная с гигантских металлургических, нефтехимических и энергетических холдингов страны и заканчивая обычными потребителями - физическими лицами, проживающими в городах и сельской местности.

Рассматривая современный газовый рынок России, можно выделить шесть основных особенностей, влияющих на его формирование и определяющих дальнейшее развитие, которые представлены на рис. 1.

Исторические особенности.

Говоря об эволюции газового рынка, нельзя не отметить специфическую форму, сложившуюся в СССР, - государственный монополизм. Нужно признать, что тип монополизации экономики, сформированный за годы социалистического хозяйствования и имеющий в своей основе несовершенные механизмы реализации общенародной собственности, явился предпосылкой развития современной газовой монополистической структуры.

Одной из специфических особенностей газовой промышленности, влияющих на развитие рынка газа, является, длительное доминирование вертикально интегрированной корпорации ОАО "Газпром". Его монополия сложилась исторически и обусловлена спецификой отрасли. Для промышленности Советского Союза была характерна централизация. В результате этой тенденции между предприятиями газового комплекса, орга-

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Выпуск 20/1

15

низациями по разведке, добыче, транспортировке, переработке газа сложились очень тесные отношения, которым не мешала даже территориальная удаленность объектов газового комплекса на территории СССР, а затем России. Особенно ярко это прослеживается на примере функционирования Единой системы газоснабжения (ЕСГ), которая объединила в одно целое предприятия по добыче, транспортировке, переработке и хранению газа в городах и селах самых отдаленных регионов нашей страны.

Рис. 1. Особенности формирования и развития рынка газа в России

РАО «Газпром» было образовано в феврале 1993 г. в результате преобразования Государственного газового концерна; в 1999 г. в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах оно было преобразовано в ОАО «Газпром». Однако реформирование газовой промышленности началось еще до создания РАО «Газпром» в 1989 г. Этот факт объясняет наиболее успешное экономическое и финансовое развитие «Газпрома» среди всех естественных монополий - отрасль получила два дополнительных года для адаптации к рыночным условиям.

Природно-экономические условия добычи и транспортировки газа.

В России добываются все виды минерального топлива, из них основную массу составляют нефть (включая газовый конденсат) и природный газ, которые залегают в удаленных, труднодоступных регионах нашей страны, с суровыми климатическими условиями. Так, большая часть запасов нефти и газа находится в нефтегазоносных провинциях - Западно-Сибирской, содержащей наиболее крупные в стране запасы (более 70% нефти и 84% газа), и Тимано-Печорской: в Республике Коми и Ненецком автономном округе (7,2% нефти и 1,4% газа) [6]. Выявлены большие прогнозные запасы природного газа в западной части Республики Саха (Якутия), на севере Иркутской области, большие площади перспективны на нефть и газ в Эвенкийском, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономных округах, шельфовой зоне о. Сахалин и северных морей. Ямало-Ненецкий автономный округ Тюменской области является главной газодобывающей базой страны.

Главной мезоэкономической (отраслевой) проблемой российского газового комплекса является рост стоимости извлечения труднодоступного и удаленного газа и его транспортировка до традиционных рынков сбыта. По сложности освоения из общего объема разведанных запасов газа, только 28% высокоэффективны, 14% - глубокозалегающие, 36% - удалены более чем на 500 км от зон с развитой инфраструктурой, 9% -

16 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Выпуск 20/1

сероводородсодержащие («грязные») и 13% - низконапорный газ [8]. Главный принцип процесса транспортировки газа по магистральным газопроводам - чем сильнее сжат газ в магистральном газопроводе, тем эффективнее и дешевле его транспортировка к потребителю, реализуется за счет использования компрессорных станций с несколькими газоперекачивающими агрегатами. Зачастую процесс транспортировки газа происходит в неблагоприятных климатических условиях (транспортировка в условиях вечной мерзлоты и арктического шлейфа).

Все указанные сложные природно-экономические условия добычи влияют на себестоимость природного газа и приводят к высокой цене для конечных потребителей. Так же разработка новых месторождений требует больших затрат на развитие и поддержания в рабочем состоянии инфраструктуры ЕСГ.

Особенности государственного регулирования.

Выстроенная при социализме система управления, а также ценообразования (с практически исключительным правом государства на установление цен), позволяла решать вопросы регулирования и контроля потребления, а также исполнения бюджета. Начавшийся в соответствии с Указом Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. №297 «О мерах по либерализации цен» процесс реформирования экономики привел к разрушению старой системы управления и ценообразования, в то время как становление и формирование новой затянулось. Появление регулируемых и нерегулируемых секторов экономики обнажило серьезную проблему существования значительных пробелов в законодательном обеспечении проведения единой государственной ценовой политики и отсутствия адекватной законодательной базы.

В 1995 году в России появился закон «О естественных монополиях» №147-ФЗ, определяющий основы федеральной политики в отношении естественных монополий, сферы и методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Он фактически служит законодательной базой регулирования деятельности субъектов естественных монополий, в том числе и ОАО «Газпром». Указанный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в РФ и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

Особенностями государственного регулирования субъектов не только газового рынка, но и всех естественным монополий России, являются: слабая разработанность нормативно-правовой базы и использование малоэффективных, устаревших методов регулирования.

Слабая разработанность нормативно-правовой базы приводит к различного рода конфликтам монополиста - «Газпрома» с независимыми газодобытчиками. Так, «Газпром» неоднократно ограничивал доступ своего конкурента - «Нортгаза» к трубе, и разрешить конфликт удалось только после вмешательства Федеральной антимонопольной службы. Постоянная дискриминация вынудила менеджмент «Нортгаза» рассмотреть вариант с передачей «Газпрому» контрольного пакета акций.

В настоящее время позиция органа государственного регулирования - Федеральной службы по тарифам - сводится к тому, что Закон №147-ФЗ устарел ввиду значительных изменений условий его применения, кроме того не получило в России достаточного развития государственное частное партнерство: нет ни контрактного права, ни концессионных соглашений, ни специальной законодательной базы, не существует «прозрачного» механизма изъятия и перераспределения монопольной ренты.

Другой особенностью государственного регулирования является использование малоэффективных, устаревших методов регулирования. Одним из примеров, которых является применяемый до настоящего времени в России и отражающий сложившуюся за долгие годы систему хозяйствования метод ценообразования на продукцию естественных монополий - «издержки плюс прибыль».

В рамках государственного регулирования естественных монополий существует конфликт: их менеджмент заинтересован в либерализации тарифов, а государство в це-

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Выпуск 20/1

17

лях сдерживания инфляции и социальной защиты населения проводит жесткую тарифную политику с элементами «перекрестного субсидирования».

Потенциал, накопленный в мире по идентификации естественной монополии и по оптимизации стратегии ее реформирования, в нашей стране при проведении реформ используется явно недостаточно. Пока большинство задач, к сожалению, решается «точечно», по мере возникновения конкретных проблем, конфликтов интересов и социального напряжения.

Обеспечение безопасности экономики государства и реализация национальных проектов.

Экономика России все еще продолжает оставаться ориентированной на экспорт природных ресурсов, в связи с этим роль такой госкорпорации, как ОАО "Газпром", отнюдь не ограничивается производством и продажей энергоресурсов, она выступает одним из гарантов безопасности национальной экономики в целом и, прежде всего, важнейшим элементом энергетической безопасность страны.

Энергетическая безопасность - это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению [9]. Эти угрозы определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием энергетического сектора страны. Для обеспечения энергетической безопасности недостаточно просто обладать значительными топливными ресурсами - принципиально важно их рациональное и эффективное использование. При этом главную роль здесь играет бесперебойное снабжение энергоресурсами внутреннего рынка - промышленности, транспорта и населения. Поэтому с начала развития газовой промышленности в России газификация регионов стала неотъемлемой частью энергетической стратегии страны.

Так, в 2005-2007 гг. в соответствии с поручением Президента РФ ОАО «Газпром» проводило широкомасштабную программу газификации регионов, которая неформально получила статус пятого национального проекта. За 3 года программы инвестиции в ее проекты составили более 43 млрд. руб., благодаря этому к ЕСГ России было подключено около 1200 населенных пунктов, 4,4 млн. квартир и домовладений [3]. Программой за три года охвачено около 13 млн. россиян в 58 регионах страны. Все это позволило повысить уровень газификации природным газом России до 62% (67% в городах и 44% в сельской местности).

Кроме того, ОАО «Газпром» выступает и в качестве квазифискального института, оно предоставляет значительные субсидии предприятиям, домашним хозяйствам и регионам в различных формах и одновременно заключает индивидуальные налоговые соглашения с федеральным Правительством и руководством регионов. ОАО «Газпром» по итогам работы за 2010 год заплатило государству в различные бюджетные и внебюджетные фонды более 1 206,0 млрд. руб., а при формировании такого макроэкономического показателя как ВВП России доля компании составила более 10% [7]. Крупные поступления ОАО «Газпром» от экспорта газа в Европу служат важным источником финансирования различных субсидий, часть которых поступает также в энергетический сектор страны в виде дешевого газа для производства электроэнергии.

Вертикальная интеграция и диверсификация производства.

В постоянно изменяющейся бизнес-среде меняются корпоративные структуры и конкурентные стратегии компаний. На протяжении почти всей истории развития мировой системы нефтегазообеспечения считалось, что главной стратегией повышения эффективности является вертикальная интеграция. Это доказал еще в конце XIX века Джон Рокфеллер, создавший на территории США первую в мире вертикально интегрированную нефтяную корпорацию Standard Oil (1870 год), занявшую доминирующие позиции не только на американском, но и на международном топливном рынке.

Интеграция в общем случае означает «объединение в целое каких-либо частей, элементов», а в экономическом смысле является одной из стратегий функционирования фирмы в бизнес-пространстве. Причем практические механизмы реализации данной стратегии (слияния, поглощения, выкупы с долговым финансированием) непосредст-

18 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Выпуск 20/1

венно связаны с характерным для корпоративного сектора распределением прав собственности, типом контроля и экономической властью внутри фирмы.

Под вертикальной интеграцией корпорации понимают финансово-экономическое объединение различных технологически взаимосвязанных производств [5]. Необходимо отметить, что уже в начале 90-х годов XX века российский естественные монополии (в первую очередь РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром») начали проводить масштабные структурные преобразования - обходя запрет на участие в приватизации (напрямую или через аффилированные компании), они стремились проникать в смежные отрасли. Речь идет о создании вертикально-интегрированных компаний, охватывающих всю технологическую цепочку («от скважины до прилавка»).

Одной из особенностей развития не только газового, но и всего топливоэнергетического рынка России, является крупномасштабные диверсификационные процессы, происходящие с его участниками. Когда речь идет о направлении активов инвестирующей компании (естественной монополии) в развитие предприятий отрасли, никак не связанной с основной деятельностью, имеет место стратегия диверсификации. Объединение в одну структуру нескольких предприятий отрасли - горизонтальная интеграция; расширение корпорации за счет приобретения предприятий более высокого или низкого этапа технологической цепочки - вертикальная интеграция. Принцип корпоративного построения, когда участники корпорации связаны между собой отношениями вертикальной, горизонтальной интеграции и диверсификации деятельности можно условно назвать межотраслевым [2].

Целесообразность интеграции хозяйствующих субъектов в одну корпоративную структуру может быть обоснована с позиции разных экономических концепций. Один из наиболее распространенных катализаторов интеграции, упоминаемый как учеными, так и финансовыми менеджерами, - эффект синергии. С позиции институциональной экономики, интеграция тем более целесообразна, чем выше риски и издержки контрактов и прав собственности и чем менее развита конкуренция на рынках ресурсов для производства финального продукта предприятия.

Для естественной монополии выгода от интеграции состоит:

в повышении эффективности основной деятельности через налаживание тесных связей с другими участниками структуры;

в возможности реализации задачи недросбережения путем установки на предприятиях - участниках ресурсосберегающего оборудования и контроля за рационализацией энергозатрат;

в росте рыночной стоимости участников интегрированной структуры в случае успешного ее функционирования.

Участие Группы «Газпром» в новом секторе - электроэнергетике - приводит к увеличению рентабельности на вложенный капитал в условиях реформирования этого сектора экономики, диверсификации рисков тарифного регулирования, оптимизации доли природного газа в топливном балансе России, достижению синергетического эффекта с прочими видами деятельности.

В целом, как показывает мировая практика, вертикальная интеграция нефтегазовых компаний имеет существенные конкурентные преимущества перед фирмами специализированного типа. Однако основные предпосылки интеграционного процесса нельзя считать факторами "абсолютного действия". Планомерность, концентрация производства и капитала, установление контроля над рынками сырья и продукции в сочетании с монополизмом отнюдь не исключают конкуренции. Стремление компаний к контролю и участию во всех стадиях газового бизнеса приводит к не всегда оправданному дублированию производственных и сбытовых структур. Кроме того, в случае развития нефтегазовой компании по пути полной интеграции и комбинирования, масштабы производственной и сбытовой деятельности изначально обусловливают исключительную важность проблемы финансирования.

В газовом бизнесе во многом вследствие процессов вертикальной интеграции имеет место чрезвычайно сложное переплетение экономических и политических интересов. Сама вертикальная интеграция, в том числе опирающаяся на систему финансового

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Выпуск 20/1

19

участия и совместного владения, приобрела многоступенчатый характер, адекватный условиям современной рыночной экономики.

Международные интеграционные процессы и глобализация мировой экономики.

На формирование и развитие рынка газа России влияют процессы, связанные с глобализацией и укрупнением корпораций, работающих на мировых энергетических рынках.

Мировая энергетика вступила в фазу ускоренной глобализации. Нефтяная промышленность уже была в высокой степени интегрирована в мировой рынок, но теперь это движение расширяется и охватывает газовою отрасль и электроэнергетику. Это, прежде всего, стремительное укрупнение и диверсификация бизнеса: компании наращивают свои активы, причем увеличение их «веса» происходит не только за счет укрепления позиций в традиционных отраслях, но и путем выхода в смежные сектора экономики. Большинство крупнейших западных компаний, таких, как Exxon, RoyalDutch Shel, BP, Chevron Texaco - диверсифицированные энергетические суперхолдинги, включающие добычу, транспортировку и переработку нефти и газа, производство электроэнергии и дистрибуцию конечной продукции на потребительских рынках. Именно выход на конечных потребителей в разы увеличивает оборот транснациональных энергетических компаний и делает их бизнес независящим от ценовой конъюнктуры. В то же время быстрыми темпами идет интернационализация корпораций, которые, используя различные формы интеграции, ведут интенсивную географическую экспансию, распространяя свое влияние на рынки все большего количества стран мира.

Наравне с частными международными концернами участие в этих процессах принимают национальные корпорации, в том числе со значительной долей государства в акционерном капитале. Сегодня государственные компании обладают весьма впечатляющими собственными запасами углеводородов, финансовыми средствами для их производства и развития сбытовой инфраструктур, а также необходимыми технологиями. Именно они начинают играть все большую роль на глобальном энергетическом рынке, постепенно превращаясь из локальных компаний, действующих практически только на территориях «материнских» стран, в полноценные транснациональные структуры.

Сегодня лидеры нефтегазового сектора четко делятся на две группы. Одну составляют транснациональные нефтяные компании с центром базирования в развитых странах (США, Великобритания, Франция и др.), каждая из которых ведет разведку и добычу в десятках стран мира. Доля зарубежных активов в их добыче углеводородов составляет около двух третей. Вторая группа - национальные компании нефтегазодобывающих стран (Россия, страны бывшего СССР, Венесуэла, страны Персидского залива и др.), которые в настоящее время также тяготеют к географической диверсификации. Но, всем этим компаниям присущи глобальные интеграционные процессы.

Развитие интеграционного процесса в газовой промышленности при наличии необходимой мощной финансовой базы происходило и происходит в различных формах [4]:

- прямых инвестиций с созданием новых объектов в сферах производства и сбыта; приобретения материальных и финансовых активов существующих компаний (слияние, поглощение и т.д.);

- реализации совместных проектов и образования совместных компаний. Так возникли многие ныне национализированные нефтегазовые компании в странах Ближнего и Среднего Востока.

В результате этого процесса сложились интегрированные компании принципиально различных типов. К первому относятся компании, интегрированные по финансовому признаку, - холдинги. Классическим примером такого рода была Standard Oil of New Jersey, ныне Exxon, не занимающаяся производственными операциями, но осуществляющая контроль над более чем 300 компаниями и филиалами, многие из которых -Esso, Imperial Oil, Aramco и другие - сами были крупнейшими компаниями.

Интегрированные компании второго типа являются производственными - осуществляющими разведку, добычу, транспортировку и переработку углеводородов, а также

20 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Выпуск 20/1

сбыт готовой продукции через свои филиалы и специализированные подразделения. Таких компаний в современном нефтегазовом бизнесе подавляющее большинство. Однако, при этом, чисто производственных компаний в настоящее время практически не существует, поскольку все они в той или иной степени являются финансовыми компаниями.

В настоящее время в нашей стране действует единственная в полном смысле транснациональная компания, обладающая неоспоримым весом на европейском континенте - ОАО «Газпром», которую можно отнести к интегрированной компании второго типа. Российская газовая компания осуществляет стремительную международную интеграцию через приобретение газотранспортных активов в Европе, получение лицензий на добычу углеводородов, строительство прямых газотранспортных потоков по дну морей, что позволяет ей выйти на конечные рынки потребителей, снизить риски и значительно увеличить свою капитализацию. Для выполнения международных обязательств ОАО «Газпром» стремится использовать систему долгосрочных контрактов, которая, в отличие от других форм торговли, является единственной гарантией финансирования капиталоемких проектов в области добычи и транспортировки газа, что обеспечивает бесперебойность поставок и предсказуемость цен. Для снижения транзитных рисков и обеспечения высокой надежности поставок природного газа ОАО «Газпром» пытается также осуществлять диверсификацию маршрутов транспортировки. В связи с этим в 2003 г. было завершено строительство и введен в эксплуатацию 1200 километровый газопровод «Голубой поток», по которому осуществляется прямая поставка газа в Турцию по дну Черного моря в обход территории Украины [1]. В 2005 г. ОАО «Газпром» приступило к реализации проекта - строительство двухниточного газопровода «Северный поток» по дну Балтийского моря от Выборга до побережья Германии общей протяженностью около 1200 км.

Таким образом, в ходе исследования формирования и развития рынка газа в современной России отмечено, что экономическая деятельность его участников и, прежде всего, естественной монополии ОАО «Газпром» должна рассматриваться в контексте глобализации мировой экономики и ужесточения международной конкуренции транснациональных корпораций. Нельзя отрицать того факта, что именно транснациональные корпорации выступают основными субъектами глобальной экономики, аккумулирующими большую часть образующихся в ней доходов. Создание и успешное развитие этих компаний требует огромных усилий, времени, поддержки на государственном уровне. Национальная экономика без таких компаний обречена на пассивную роль в общемировых экономических отношениях.

Литература

1. Годовые отчеты ОАО «Газпром» за 2005-2010 года.

2. Клепиков Ю.Н. Как использовать экономический потенциал естественных монополий / Ю.Н. Клепиков: Монография. - СПб.: Химиздат, 2002 г. - 186 с.

3. Кириллов, Д. Газификация / Д. Кириллов // Газпром. - 2008. - №3. - С. 6-9.

4. Митроват, Т.А. Развитие «Газпрома»: требуются неординарные действия / Т.А. Митроват, Я.Ш. Паппэ // Тарифное регулирование и экспертиза. - 2007. - №1. - С. 15-20.

5. Никитенко, А.И. Управление интегрированной корпорацией / А.И. Никитенко: Монография. - СПб.: Химиздат, 2002. - 178 с.

6. Федеральный справочник. Вып. 8. - М., 2001. С. 240-244.

7. Финансовый отчет ОАО «Газпром» за 2010 г.

8. Фролов, А. Газ - не топливо? Сырьевой и несырьевой экспортный потенциал российского газового комплекса / А. Фролов // Нефтегазовая вертикаль. - 2004. - №10. - С. 48-49.

9. Янкилевский, А.Р. Возрастающая роль государства в регулировании топливноэнергетического комплекса России / А.Р. Янкилевский // Вестник ФЭК России. - 2004. - №1. -

С. 57-69.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Выпуск 20/1

21

THE FEATURES OF FORMATION AND DEVELOPMENT GAS MARKET

IN MODERN RUSSIA

E.V. KOROBTSOV

“Belregiongaz” Ltd Belgorod

e-mail:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

korobcov@belregiongaz.ru

The article deals with the modern Russia gas market. The author defined 6 main features which have influence on its formation and determine future development. These features are historical features, natural-economic conditions of the gas recovery and transport; features of the government regulation; protection of state economy and realization of the national projects; vertical integration and production diversification; international integration processes and world economy globalization.

Key words: gas market, natural monopoly, state regulation, energetic safety, production diversification, integration processes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.