Научная статья на тему 'Особенности формирования и распределения муниципального заказа на пассажирские перевозки'

Особенности формирования и распределения муниципального заказа на пассажирские перевозки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
882
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ НА ГОРОДСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА РЫНКА ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК / ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА / ПОКАЗАТЕЛИ И СЛОЖНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА / БЮДЖЕТНЫЕ ДОТАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА / THE MUNICIPAL ORDER FOR THE CITY TRANSPORT SERVICES / THE COMPETITIVE ENVIRONMENT OF THE MARKET OF PASSENGER TRANSPORTATIONS / FORMATION AND DISTRIBUTION OF THE MUNICIPAL ORDER / INDICATORS AND COMPLEXITY OF THE MUNICIPAL ORDER / BUDGETARY SUBSIDY FUNDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лерман Евгения Борисовна

Исследовано состояние рынка пассажирских транспортных услуг. Предоставлена оценка влияния конкуренции на экономическое состояние предприятий муниципального транспорта. Проанализированы показатели муниципального заказа транспортных услуг. Предложен новый подход к формированию и распределению муниципального заказа на городские пассажирские перевозки. Определена необходимость распределения дотационных бюджетных средств с учетом объема и качества выполнения муниципального заказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION AND DISTRIBUTION OF THE MUNICIPAL ORDER FOR PASSENGER TRANSPORTATIONS

The article investigates the condition of the passenger transport market. The author gives the estimation of competition influence on an economic condition of the public transport enterprises. Indicators of the municipal order of transport services are analyzed. The new approach to formation and distribution of the municipal order to city passenger transportations is offered. Necessity of distribution subsidy budgetary funds taking into account volume and quality of performance of the municipal order is defined.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и распределения муниципального заказа на пассажирские перевозки»

УДК 338.47

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА НА ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ

FEATURES OF FORMATION AND DISTRIBUTION OF THE MUNICIPAL ORDER FOR PASSENGER TRANSPORTATIONS

Е.Б. Лерман E.B. Lerman

Сибирская автомобильно-дорожная академия, Омск

Исследовано состояние рынка пассажирских транспортных услуг. Предоставлена оценка влияния конкуренции на экономическое состояние предприятий муниципального транспорта. Проанализированы показатели муниципального заказа транспортных услуг. Предложен новый подход к формированию и распределению муниципального заказа на городские пассажирские перевозки. Определена необходимость распределения дотационных бюджетных средств с учетом объема и качества выполнения муниципального заказа.

The article investigates the condition of the passenger transport market. The author gives the estimation of competition influence on an economic condition of the public transport enterprises. Indicators of the municipal order of transport services are analyzed. The new approach to formation and distribution of the municipal order to city passenger transportations is offered. Necessity of distribution subsidy budgetary funds taking into account volume and quality of performance of the municipal order is defined.

Ключевые слова: муниципальный заказ на городские транспортные услуги, конкурентная среда рынка пассажирских перевозок, формирование и распределение муниципального заказа, показатели и сложность муниципального заказа, бюджетные дотационные средства.

Key words: the municipal order for the city transport services, the competitive environment of the market of passenger transportations, formation and distribution of the municipal order, indicators and complexity of the municipal order, budgetary subsidy funds.

Развитие хозяйственного комплекса региона во многом определяется состоянием и эффективностью функционирования системы городского пассажирского транспорта, основной задачей которого является полное, своевременное и качественное транспортное обслуживание населения города. Являясь социально-экономически значимой сферой деятельности инфраструктуры города, городской пассажирский транспорт выполняет все виды передвижений, включая трудовые и культурнобытовые поездки населения [1].

Рост численности населения города, расположение мест приложения труда, образовательных и культурно-бытовых объектов формируют объемы, направления движения пассажиропотоков, в конечном счете, определяют общую нагрузку на городской пассажирский транспорт [2].

Организация городского пассажирского транспорта представляет собой сложную систему, которая включает в себя ряд подсистем: маршрутную сеть, подвижной состав, ремонтную базу, систему управления и контроля за

движением подвижного состава на маршрутах города.

Одной из основных задач в организации работы пассажирского транспорта является изучение потребностей населения в передвижениях и формирование на этой основе транспортной маршрутной сети. Развитие маршрутной сети оказывает влияние на снижение времени, затрачиваемого на все виды передвижений пассажирами. Обеспечивая своевременную и качественную работу, пассажирский транспорт осуществляет доставку работающих к местам приложения труда, городской транспорт влияет на эффективное функционирование отраслей хозяйственного комплекса региона. При этом социальный эффект от развития системы городского пассажирского транспорта проявляется в улучшении доступности учреждений образования, медицины, культуры, торговли, что способствует полному удовлетворению спроса населения на различные виды услуг. В связи с этим экономический потенциал города и развитие системы пассажирского транспорта взаимообусловлены [3].

© Е.Б. Лерман, 2012

Рынок городских пассажирских перевозок обладает своей особенностью. Присутствие на рынке операторов разных форм собственности сформировало два основных сектора с различными экономическими механизмами хозяйствования, при этом основной объем перевозок пассажиров в Омске остается за муниципальными предприятиями (рис. 1, 2).

Рис. 1. Распределение объемов перевозок пассажиров автомобильным транспортом по формам собственности в Омске

2008

2009

2010

Год

■ муниципальный транспорт ■ транспорт физических лиц

Рис. 2. Перевозки пассажиров автобусами общего пользования в Омске

Рост конкуренции на рынке пассажирских транспортных услуг обострил проблемы в работе городского транспорта, привел к снижению эффективности деятельности муниципальных предприятий, что повлекло за собой увеличение социальной напряженности в вопросах безопасности и качества транспортного, обслуживании населения города (см. таблицу).

Финансовые результаты деятельности муниципального транспорта

Показатель Год

2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Доходы от перевозки пассажиров, млн руб. 364,4 1282,8 2006,3 1449,3 1492,8 1421,5 1514,1

Расходы от перевозок пассажиров, млн руб. 507,7 1327,4 2302,8 2585.3 2980,8 2854,7 2958,9

Прибыль/убыток от перевозки пассажиров, млн руб. -143,2 -44,6 -296,5 -1136,0 -1488,0 -1433,2 -1444,8

Уровень рентабельности перевозки пассажиров, % -28,2 -3,4 -12,9 -43,9 -49,9 -50,2 -48,8

Средняя себестоимость перевозки пассажиров, руб./10 пасс.-км 3,3 8,8 12,0 12,7 15,0 17,1 21,0

Средняя доходная ставка от перевозки пассажиров, руб./10 пасс.-км 2,4 8,5 10,4 7,1 7,5 8,5 10,74

Доля расходов по содержанию автобусов общего пользования, компенсируемых платой за проезд, % - 43 54 64 51 45 49

Составлено автором по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области (ЬИр://^'^^. omsk.gks.ru).

Решение основной социально-экономической задачи, стоящей перед городским пассажирским транспортом, зависит от уровня качества организации и управления работой всех участников транспортного процесса, задействованных в выполнении объема муниципального заказа города. Органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством о муниципальных образованиях получили право на организацию транспортного обслужи-

вания населения на маршрутной сети города. Департамент транспорта создает условия, регулирует объем муниципального заказа, формирует исполнителей транспортного процесса на рынке городских пассажирских перевозок. Большое значение для улучшения качества транспортного обслуживания пассажиров имеет наличие конкурентной среды, в том числе проводимый конкурсный отбор исполнителей муниципального заказа. Доступ к маршрутной

сети осуществляется на основе открытых конкурсных процедур, проводимых структурным подразделением администрации Омска. В дальнейшем орган местного самоуправления выступает в качестве заказчика транспортных услуг по перевозке пассажиров по маршрутной схеме города в соответствии с разработанными маршрутами, по установленному расписанию и графикам движения [4].

Взаимоотношения между исполнителями транспортного процесса и заказчиком в лице администрации города, строятся на основе договора. Заключенный контракт определяет организационную и экономическую сторону их дальнейшего взаимодействия на рынке городских пассажирских перевозок. Муниципальный заказ распространяется на единую маршрутную сеть города, с распределением объема работ по перевозке пассажиров между участниками выполнения муниципального заказа, с установлением уровня технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава.

Проведенные исследования маршрутной схемы Омска выявили разницу по сложности условий работы подвижного состава между городскими автобусными маршрутами. Полученные результаты сложности городских автобусных маршрутов должны найти свое отражение при формировании и распределении муниципального заказа на городские автобусные перевозки. Под сложностью выполнения муниципального заказа пассажирскими муниципальными предприятиями будем понимать обобщенную оценку сложности выполнения перевозочного процесса на маршрутах, закрепленных за предприятиями, которые работают в различных по составу ситуациях, формирующих особые условия выполнения объема муниципального заказа.

При анализе сложности выполнения муниципального заказа, с позиции выявления характерных особенностей выполнения перевозочного процесса, используется метод формализованного описания оценки сложности городских автобусных маршрутов. Предварительно изученные и систематизированные факторы, оказывающие влияние на оценку сложности плановых заданий по выполнению муниципального заказа, являлись исходными данными для дальнейших аналитических исследований.

Оценка сложности выполнения муниципального заказа носит комплексный характер изучения транспортного процесса. С одной стороны, необходимо оценить объем реально выполненной транспортной работы по перевозке пассажиров, а с другой стороны, необходимо

учитывать оценку разной сложности условий работы подвижного состава на маршрутах, закрепленных за предприятием в объеме муниципального заказа. Проведенные расчеты сложности городских автобусных маршрутов показали существенные отличия в условиях работы подвижного состава. В связи с этим возникла необходимость дифференциации городских автобусных маршрутов по группам сложности.

Полученные результаты исследований рекомендуется использовать в практической деятельности при закреплении маршрутов за пассажирскими предприятиями в рамках исполнения муниципального заказа. Применение данных исследования позволит оптимизировать распределение маршрутов между муниципальными пассажирскими предприятиями с учетом их общей маршрутной сложности и реально выполненных объемов транспортной работы.

Анализ принципов формирования муниципального заказа позволил сделать вывод о том, что действующие объемные показатели не всегда отвечают требованиям, предъявляемым к измерителям транспортных услуг. Действующие показатели могут использоваться в основном для сравнения и сопоставления плановых и отчетных данных, позволяют оценить объем выполненной транспортной работы, проследить динамику показателей, их абсолютные и относительные изменения. Использование отдельных измерителей транспортной работы на стадии планирования в системе городского транспорта стимулирует рост транспортных издержек и не всегда при этом может характеризовать улучшение качества предоставляемых транспортных услуг. Рост цен на потребляемые ресурсы приводит к увеличению расходов пассажирских предприятий, одновременно с этим проводимая тарифная политика направлена на сдерживание роста тарифов на услуги городского муниципального пассажирского транспорта. Такое соотношение в ценовой политике отражается на формировании конечного результата деятельности предприятий, приводит к отставанию темпов роста доходов от темпов роста затрат, а следовательно, к росту убыточности муниципальных предприятий.

Таким образом, решение задачи, стоящей перед городским пассажирским транспортом, не согласуется с экономическим механизмом стимулирования предприятий в повышении качества транспортного обслуживания пассажиров. Проводимая политика дотационных средств, выделяемых из бюджета на покрытие убытков от текущей деятельности муниципальных предприятий при выполнении плановых

заданий, не заинтересовывает предприятия к снижению издержек. Это обстоятельство делает актуальным проведение дальнейших исследований по вопросу совершенствования показателей оценивающих реальные объемы и качество выполненных транспортных услуг в объеме муниципального задания.

Проведенные исследования в области формирования муниципального заказа показали, что при расчете объема заказа и его размещения между участниками транспортного процесса необходимо учитывать особенности условий выполнения перевозочного процесса. Это диктует необходимость разработки нового механизма возмещения затрат муниципальным предприятиям, позволяющего увязать размер дотационных средств с объемом, сложностью и качеством выполнения муниципального заказа исполнителями. Реализация предлагаемого механизма формирования и распределения муниципального заказа отразится на экономических интересах хозяйствующих субъектов на рынке городских пассажирских услуг.

дачах на перспективу // Автомобильный транспорт. - 2011. - № 5. - С. 6-10.

2. Супрунова Е. А., Бирюков В. В. Организационно-экономические факторы и механизмы развития транспорта в регионе : монография. - Омск, 2009. - 338 с.

3. Улицкая Н. М. Методические основы выбора механизмов хозяйственного использования объектов имущественного комплекса маршрутов городского общественного транспорта // Вестник Московского автомобильнодорожного государственного технического университета (МАДИ). - 2009. - № 3. - С. 71-79.

4. Решение Омского городского Совета от 24 ноября 2010 г. № 369 «О порядке допуска перевозчиков к осуществлению перевозок пассажиров транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок маршрутной сети городского сообщения на территории города Омска» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

1. Кузьмина А. Об основных итогах развития транспортного комплекса в 2010 г. и за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.