Научная статья на тему 'Формирование эксплуатационных затрат при выполнении муниципального заказа в системе городского общественного транспорта'

Формирование эксплуатационных затрат при выполнении муниципального заказа в системе городского общественного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ЗАТРАТЫ / ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ / РЫНОК ПАССАЖИРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ / ПОКАЗАТЕЛИ ТРАНСПОРТНОЙ РАБОТЫ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лерман Евгения Борисовна

Показаны особенности функционирования системы городского общественного транспорта в современных условиях. Представлены основные участники рынка пассажирских перевозок и их взаимодействие, Предложен подход к формированию эксплуатационных затрат муниципальных пассажирских предприятий с учетом сложности выполнения муниципального заказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of the operating costs of the municipal order in the system of urban public transport

Defined goal and a task in the effective operation of urban public transport as the main infrastructure of the city. The main participants of the market of passenger traffic and their interaction are presented, operating main indicators of volume of transport services are analyzed. New approach of formation of operational expenses of the municipal passenger enterprises taking into account complexity of implementation of the municipal order is offered.

Текст научной работы на тему «Формирование эксплуатационных затрат при выполнении муниципального заказа в системе городского общественного транспорта»

Библиографический список

1. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. Д. Камаева. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 592 с: ил.

2. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд. — М.: ИНФРА-М, 1999. -974 с.

3. Центральный Банк Российской федерации. Спрос предприятий нефинансового сектора экономики на банковские услуги. Омская область. Хозяйство всего. IV квартал 2010 г., 2010 — Омск, 15 с.

4. Центральный Банк Российской федерации. Спрос предприятий нефинансового сектора экономики на банковские услуги. Омская область. Хозяйство всего. IV квартал 2011 г., 2011 — Омск, 15 с.

5. Центральный Банк Российской федерации. Спрос предприятий нефинансового сектора экономики на банковские услуги. Омская область. Хозяйство всего. IV квартал 2012 г., 2012 — Омск, 15 с.

EFFECT OF NON-PRICE FACTORS ON PRIVATE NONFINANCIAL CORPORATIONS DEMAND FOR BANKING SERVICES

V. V. Karpov, M. A. Babichev

In the article provides an analysis of the influence of non-price factors on the demand of private nonfi-nancial corporations for banking services. Factors divided into four criteria. The analysis was made in dynamics of from 2010 to 2012 based on of data published by the Central Bank of Russia. Determined recommendations to eliminate causes of falling demand of private nonfinancial corporations for banking

services and to increase the loyalty of organizations to the banking environment.

Keywords: Non-price factors, nonfinancial corporations.

banking, private

Bibliographic list

1. Economic Theory: Studies. for stud. high school / ed. V. D. Kamaeva. - 10th ed., Rev. and add. - M.: humanity. ed. Center VLADOS, 2003. - 592 p: ill.

2. McConnell, C. R., Brue, S. L. Economics: Principles, Problems and Policies: Trans. with the 13th Eng. ed. - Moscow: INFRA-M, 1999. -974 With.

3. The Central Bank of the Russian Federation. Demand for non-financial sector for banking services. Omsk region. The farm total. IV quarter 2010, 2010 -Omsk, 15.

4. The Central Bank of the Russian Federation. Demand for non-financial sector for banking services. Omsk region. The farm total. IV quarter 2011, 2011 -Omsk, 15.

5. The Central Bank of the Russian Federation. Demand for non-financial sector for banking services. Omsk region. The farm total. IV quarter 2012, 2012 -Omsk, 15.

Карпов Валерий Васильевич - доктор экономических наук, профессор, директор Омского филиала ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ». Общее количество опубликованных работ: 130. e-mail: [email protected]

Бабичев Михаил Александрович - аспирант Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ). e-mail: mixa 156@mail. ru

УДК 656.072; 338.47

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ЗАТРАТ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА В СИСТЕМЕ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА

Е. Б. Лерман

Аннотация. Показаны особенности функционирования системы городского общественного транспорта в современных условиях. Представлены основные участники рынка пассажирских перевозок и их взаимодействие, Предложен подход к формированию эксплуатационных затрат муниципальных пассажирских предприятий с учетом сложности выполнения муниципального заказа.

Ключевые слова: эксплуатационные затраты, переменные затраты, рынок пассажирских транспортных муниципальный заказ.

услуг, показатели транспортной работы,

Введение

Дальнейшее развитие рынка

пассажирских транспортных услуг в городе Омске определяется организационными изменениями в системе управления городским пассажирским транспортом [1] . Проводимая в городе муниципальная политика в области реформирования основных принципов

организации транспортного обслуживания населения, целью которой является обеспечение устойчивого, надежного, безопасного функционирования городского общественного транспорта опирается на Ведомственную целевую программу, разработанную департаментом транспорта Администрации города Омска на 2013 — 2015

годы. Программа предусматривает объем и состав и бюджетных ассигнований, выделяемых из бюджета города на реализацию поставленных задач с указанием финансового обеспечения обязательств в разрезе разработанных мероприятий.

Основная часть

Основным заказчиком на рынке пассажирских транспортных услуг выступает администрация города Омска. Департамент транспорта обеспечивает условия для функционирования всей системы городского пассажирского транспорта, регулирует объем и распределение муниципального заказа, формирует исполнителей транспортного процесса, в соответствии с разработанными маршрутами по установленному расписанию и графикам движения. Взаимодействие между исполнителями транспортного процесса и заказчиком строятся на основе договора, определяющего организационную и экономическую сторону их сотрудничества в области выполнения (реализации) муниципального заказа.

Департамент транспорта при

формировании объема муниципального заказа города утверждает плановые технико-производственные и экономические показатели деятельности пассажирским предприятиям и контролирует их выполнение. Проведенный анализ формирования муниципального заказа на пассажирские перевозки по отдельным регионам Российской Федерации показал отсутствие единого подхода при планировании показателей, позволяющих учитывать реальный объем оказанных транспортных услуг. Изучение применяемых на практике измерителей объема выполненных пассажирских транспортных услуг, позволил сделать вывод о том, что действующие объемные показатели не всегда отвечают предъявляемым к ним требованиям.

Основными объемными измерителями транспортных услуг муниципального заказа в городе являются отработанные машино-часы

в наряде и объем перевезенных пассажиров. Применяемые количественные показатели могут использоваться в основном для сравнения плановых и отчетных данных, позволяют проследить динамику

показателей, однако их использование на стадии планирования муниципального заказа стимулирует рост транспортных издержек и не учитывает сложившейся особой специфики и социально-экономической значимости городского пассажирского транспорта. Кроме того рост отдельно действующих плановых показателей муниципального заказа не всегда может характеризовать увеличение объемов и улучшение качества предоставляемых транспортных услуг. При увеличении количества отработанных машино-часов и, следовательно, увеличения общего пробега, без проведения дополнительного анализа предоставленных услуг с учетом провозных возможностей подвижного состава, происходит рост затрат на выполнение транспортного процесса.

Отсутствие показателей, объективно учитывающих фактический объем выполненной транспортной работы с учетом фактически предоставленных провозных возможностей предприятий в рамках муниципального заказа и выполненный анализ взаимосвязи показателя «машино-часы» с затратами предприятий показал, что отсутствует взаимосвязь между объемом оказанных транспортных услуг и расходов предприятий, что приводит к несоответствию темпов роста эксплуатационных затрат с объемом и качеством оказанных транспортных услуг. Эта противоречивость позволяет сделать вывод о том, что показатель «машино-часы» не может быть использован в качестве объемного показателя по которому в дальнейшем проводится расчет эксплуатационных затрат, а также компенсация дотационных средств на покрытие убытков предприятий (табл. 1).

Показатель 2010 год 2011год Изменение, 2011/2010, % 2012 год Изменение 2012/2010, %

1. Среднесписочное количество автобусов, ед. 188 171 91,0 162 86,1

2. Машино-часы в наряде, тыс. час 482,27 475,7 98,6 470,5 97,6

Таблица 1 — Показатели выполнения муниципального заказа пассажирского предприятия в городе Омске

Продолжение Таблицы 1

3. Объем перевезенных пассажиров, тыс. пасс 29312,2 25947,1 88,5 26195,3 89,3

3. Расходы, тыс. руб. 266729,5 358267,5 1,34 377895,7 141,7

4. Доходы, тыс. руб. 156921, 4 195157,1 124,4 208551,3 132,9

5. Убытки, тыс. руб. 109808,1 163110,4 1,49 169344,4 154,2

В качестве основного измерителя потенциала транспортных услуг в системе планирования муниципального заказа в городе рекомендуется использовать показатель - «местокилометры».

Рассчитывается показатель на основе имеющейся информации о наличии, выпуске, структуре и пробеге парка подвижного состава, не позволяет завышать объемы услуг за счет искусственного превышения номинальной вместимости транспортных средств. Использование в качестве измерителя транспортных услуг показателя «местокилометры» в планировании объема муниципального заказа свидетельствовало о том, что он обладает рядом преимуществ.

Переход на этот измеритель позволяет более точно и обоснованно рассчитывать и оценивать уровень транспортного обслуживания пассажиров, так как он более тесно связан с планово-учетной единицей провозных возможностей транспортных средств предприятий, легко поддается контролю и учету во времени, а также позволяет планировать объемы

деятельности городского пассажирского транспорта исходя из установленных социальных нормативов по предельному и среднему наполнению подвижного состава на маршрутах в характерные периоды суток. С его введением исчезает основа для искажения фактических объемов

предоставленных услуг, формируется более тесная связь с эксплуатационными затратами на выполнение муниципального заказа и вытекающего из этого перерасхода финансовых и материальных ресурсов [2].

По действующей в настоящее время методике планирования затрат

муниципального заказа, проводится расчет себестоимости единичной транспортной услуги на основе действующих норм и нормативов и при этом не учитывается такой важный фактор, как маршрутная сложность, определяющая городские условия движения

автобусов. Возникающая при этом ситуация ставит в более трудное экономическое положение те пассажирские предприятия, которые имеют высокий показатель маршрутной сложности. Объясняется это тем, что при выполнении плановых показателей муниципального заказа, переменные затраты на выполнение транспортного процесса у этих предприятий оказываются выше.

Для исполнителей муниципального заказа, оказавшихся в такой ситуации, возникает необходимость дополнительного подтверждения объективности расходов перед финансовыми органами местного самоуправления. Ограниченность бюджетных средств, выделяемых на финансирование системы городского пассажирского транспорта, часто приводит к необходимости постоянного «давления» со стороны заказчика и недофинансированию текущих затрат муниципальных предприятий.

Оценка формирования эксплуатационных затрат при выполнении муниципального заказа должна носить комплексный характер, с одной стороны, необходимо учитывать объем фактически выполненной транспортной услуги по перевозке пассажиров, а с другой стороны, важно учитывать и разные условия работы подвижного состава на городских маршрутах. Проведенные исследования подтверждают, что пренебрежение факторами условий работы подвижного состава на городских маршрутах, т.е. маршрутной сложностью отрицательно сказывается на объективности оценки суммы эксплуатационных затрат, связанных с выполнением муниципального заказа.

Выполненные расчеты изменения соотношений между уровнем фактических затрат на исполнение муниципального заказа, провозными возможностями подвижного состава пассажирских предприятий, действующим и предлагаемым объемными показателями объема заказа, представлены на рисунке (рис. 1.).

Транспортная работа в мкм

Транспортная работа в м-час

Провозные возможности, пасс.

-Эксплуатационн ые затраты, руб.

ПП № 1 ПП № 4 ПП № 7 ПП № 8 ОАО "ПАТП-

2"

Рис. 1. Удельный вес показателей работы подвижного состава пассажирских предприятий

Ранее проведенными исследованиями [3, 4, 5, 6] установлено, что условия эксплуатации городских автобусов существенно влияют на нормы расхода, прежде всего топлива, смазочных и эксплуатационных материалов, износ и ремонт шин. При расчете общей суммы эксплуатационных затрат отдельно

рассматриваются группы постоянных затрат и фонд водителей. Выполненные результаты показали, что

переменных, оплаты труда расчеты и на уровень

переменных затрат, оказывают значительное влияние условия работы подвижного состава на маршруте т. е., показатель маршрутной сложности, (рис. 2.).

Группа сложности маршрута

л ЛиАЗ 526540 ИНЕФАЗ 5299 ПАЗ 3204022

Рис. 2. Динамика удельных переменных затрат по маркам подвижного состава с учетом групп сложности

Предлагаемая методика расчета объёма муниципального заказа позволяет адекватно определить величину эксплуатационных затрат, необходимых для его выполнения. Предлагается использовать новый подход, учитывающий особенности формирования статей затрат себестоимости исходя из

влияния на них специфики выполнения перевозочного процесса. Расчет суммы эксплуатационных затрат при выполнении муниципального заказа (Сэкс) определяется по формуле:

Сэкс = с „ос М+2 спер ! мкм * Р_ 1 й- Кс , + ЗПТ (0*.к , * К + зпн (г),

feL

где Спос - сумма постоянных затрат

предприятия, руб.;

Сгпер ! мкм - удельные переменные затраты

для подвижного состава г - модели, работающего на маршруте первой группы сложности, руб. / мкм;

Ргмкм 1 (}) - объем транспортной работы для подвижного состава г- модели, работающего на I - маршруте, мкм;

К

с 1

- коэффициент маршрутной

сложности для I - го маршрута;

ЗПтт () - тарифная часть заработной

платы водителей, работающих на маршруте первой группы сложности, на подвижном составе г - модели, руб.;

kn - поправочный коэффициент к

тарифной части заработной платы водителей;

ЗЩ () - надтарифная часть заработной

платы водителей, работающих на подвижном составе г - модели, руб.

Заключение

Формирование эксплуатационных затрат на оказание транспортных услуг населению города Омска с использованием измерителя транспортной работы пассажиро-место-километр, позволяет получить фактическую оценку объема предоставленных услуг пассажирскими предприятиями.

Одновременно учет совокупности факторов, влияющих на сложность выполнения муниципального заказа и определяющих специфику городских пассажирских автобусных перевозок, повысит

достоверность величины эксплуатационных затрат для предприятий, имеющих высокий показатель оценки маршрутной сложности.

Разработанная методика формирования эксплуатационных затрат при выполнении муниципального заказа на оказание транспортных услуг населению города с учетом маршрутной сложности, в отличие от действующей методики планирования затрат будет способствовать обоснованному решению проблемы возникающих разногласий между исполнителями и заказчиком по вопросу финансирования муниципального заказа.

Библиографический список

1. Бирюков В. В., Лерман Е. Б. Развитие городского пассажирского транспорта в условиях модернизации российской экономики // Вестник СибАДИ. - 2011 г -№3(21). - С.- 55-60.

2. Улицкая, Н. М. Управление имущественным комплексом городского общественного транспорта в условиях рыночного хозяйства: автореф. дисс. на соискание ученой степени д.э.н.: 08.00.05 /Н.М. Улицкая; М., 2012. - 48 с., ил.

3. Колов, Д. А. Разработка информационной ресурсосберегающей технологии управления расходом топлива для автобусов городских маршрутов: дисс. на соискание ученой степени к.т.н.: 05.22.10 / Д. А. Колов; Владимир, 2005. - 200 с. ил. [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://diss.rsl.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Конин, И. В. Разработка метода оценки сложности автобусных маршрутов: автореферат

дисс. на соискание ученой степени к.т.н.: 05.22.10 / И.В. Конин; М., 1994. - 24 с. ил. [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://diss.rsl.ru

5. Максимов, В. А. Научные основы повышения эффективности использования городских автобусов средствами инженерно-технической службы: дисс. на соискание ученой степени д.т.н.: 05.22.10 / В. А. Максимов, М., 2000. - 442 с. ил. [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://diss.rsl.ru

6. Чистяков, А. Н. Влияние неравномерности движения автомобилей на расход топлива: дисс. на соискание ученой степени к.т.н.: 05.22.10 / А. Н. Чистяков; Тюмень, 2006. - 155с. ил [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://diss.rsl.ru

7. Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru

THE FORMATION OF THE OPERATING COSTS OF THE MUNICIPAL ORDER IN THE SYSTEM OF URBAN PUBLIC TRANSPORT

E. B. Lerman

Defined goal and a task in the effective operation of urban public transport as the main infrastructure of the city. The main participants of the market of passenger traffic and their interaction are presented, operating main indicators of volume of transport services are analyzed. New approach of formation of operational expenses of the municipal passenger enterprises taking into account complexity of implementation of the municipal order is offered.

Keywords: operating costs, variable costs, market of passenger transport services, indicators of transport work, municipal order

Bibliographic list

1. Birjukov V. V., Lerman E. B. Development of city passenger transport in the conditions of modernization of the Russian economy // Vestnik SibADI -2011.- №3(21).- P.-55-60

2. Ulitskaja N. M., Property management of urban public transport in a market economy: author. diss. for the degree of doctor of economic sciences: 08.00.05 M., 2012, 48 p.

3. Stakes D. A., The development of information resource-saving technology of management by fuel consumption for buses of city routes: diss. for the degree of candidate of technical sciences: 05.22.10, Vladimir, 2005. - 200 p., [electronic resource]. - Access mode: http://diss.rsl.ru

4. Konin I. V., The development of a method of an assessment of complexity of bus routes: author diss. for the degree of candidate of technical sciences: 05.22.10, M, 1994, 24 p., [electronic resource], Access mode: http://diss.rsl.ru

5. Maksimov V. A., Scientific bases of increase of efficiency of use of city buses means of technical service: diss. for the degree of Doctor of technical sciences: 05.22.10, M., 2000, 442 p., [electronic resource], Access mode: http://diss.rsl.ru

государственной автомобильно-дорожной

академии (СибАДИ). Основные направления научной деятельности - изучение и пути решения основных проблем функционирования городского пассажирского транспорта. Общее количество опубликованных работ: 26. E-mail: gsv- 73@yan dex. ru

6. Chistyakov A. N., The influence of uneven-ness of movement of cars on fuel consumption: diss. for the degree of candidate of technical sciences: 05.22.10, Tyumen, 2006, 155 p., [electronic resource], Access mode: http://diss.rsl.ru

Лерман Евгения Борисовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление предприятиями» Сибирской

УДК 658.075

ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗМЕНЕНИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. Е. Миллер, В. Н. Крючков

Аннотация. В статье исследованы особенности формирования предпосылок изменений производственно-предпринимательской деятельности. Обоснованы организационные, экономические и социальные предпосылки изменения производственно-предпринимательской деятельности. Предложена система критериев оценки и показателей планирования изменений производственно-предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: производственно-предпринимательская деятельность, предпринимательские структуры, показатели и критерии изменений, прибыль.

Введение

В современных условиях на предпринимательскую структуру воздействует огромное количество факторов разного содержания и направленности. Для предпринимательской структуры, осуществляющей производственную деятельность, определяющим ее функционирование и назначение в экономике государства, является производственный процесс. В этой связи наибольший интерес вызывают те социально-экономические факторы, воздействие которых способно нарушить основные производственные элементы и связи между ними. Руководствуясь данной логикой, необходимо выявить ключевые предпосылки, являющиеся исходными условиями изменений в производственно-

предпринимательской деятельности.

Основная часть

Применительно к системе организации производства можно выделить организационные, экономические и социальные предпосылки изменения производственно-предпринимательской деятельности.

Организационные предпосылки можно группировать по двум основным блокам изменений:

1. Изменения, связанные с необходимостью совершенствования в функционировании и взаимодействии элементов производственного процесса: организации труда участников производственного процесса; организации использования орудий труда; организации движения предметов труда в произ-

водстве; организации информационных потоков в производстве.

2. Изменения, связанные с необходимостью совершенствования производственной структуры предпринимательской структуры и ее структурных подразделений: организации производственных процессов по выпуску основной продукции; организации комплексной подготовки производства и освоения новой продукции; организации планирования производства и качества продукции; организации производственной инфраструктуры предпринимательской структуры.

Основу экономических предпосылок изменений производственно-предпринимательской деятельности составляют процессы, связанные с организацией внутрифирменных экономических отношений; организацией материально-технического обеспечения процессов производства, сбыта и реализацией продукции.

К социальным предпосылкам следует отнести изменения в организации и управлении персоналом; организации социальных процессов на производстве.

Каждая из представленных групп решает определенные задачи, содержание которых является основанием для определения соответствующих изменений в производственно-предпринимательской деятельности.

Производственный процесс, являясь основой функционирования производственно-предпринимательской структуры, также является источником основных изменений производственно-предпринимательской деятель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.