Научная статья на тему 'Оценка сложности выполнения муниципального заказа в сфере городского пассажирского транспорта'

Оценка сложности выполнения муниципального заказа в сфере городского пассажирского транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ НА ГОРОДСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА РЫНКА ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК / УЧАСТНИКИ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА / МАРШРУТНАЯ СЛОЖНОСТЬ / ФАКТОРЫ ОЦЕНКИ СЛОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лерман Евгения Борисовна

Предложен новый подход при формировании и распределении муниципального заказа на городские пассажирские перевозки. Представлена авторская трактовка понятия сложности муниципального заказа. Определены факторы, влияющие на сложность и качество выполнения транспортного обслуживания населения города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лерман Евгения Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка сложности выполнения муниципального заказа в сфере городского пассажирского транспорта»

«Планом мероприятий по реализации в 2008 - 2015 годах Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года»).

5. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации».

6. Стратегия инновационного развития ОАО «Российские железные дороги» на период до 2015 года (Белая книга ОАО «РЖД»). Электронный ресурс. Режим доступа: http://doc.rzd.ru/isvp/public/doc?STRUCTURE_ID=704 &layer_id=5104&refererLayerId=5103&id=4038

INNOVATION DEVELOPMENT OF RAILWAY COMPANIES IN STRATEGIC CHANGES CONTEXT

I.V. Katunina

In article present state and perspectives of innovation development of railway companies are analyzed, the synergy mechanism of innovation-investment activity in the context of strategic changes in transport system is given.

Катунина Ирина Владимировна, доктор экономических наук, доцент, доцент кафедры инновационного и проектного управления, Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Основное направление научных исследований: управление проектами и программами развития, методология управленческой деятельности. Общее количество публикаций: 74.

УДК 338.47

ОЦЕНКА СЛОЖНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА В СФЕРЕ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА

Е.Б. Лерман

Аннотация. Предложен новый подход при формировании и распределении муниципального заказа на городские пассажирские перевозки. Представлена авторская трактовка понятия сложности муниципального заказа. Определены факторы, влияющие на сложность и качество выполнения транспортного обслуживания населения города.

Ключевые слова: муниципальный заказ на городские транспортные услуги, конкурентная среда рынка пассажирских перевозок, участники транспортного процесса, маршрутная сложность, факторы оценки сложности.

Введение

На современном этапе развития хозяйственного комплекса региона система городского пассажирского транспорта играет важную роль, являясь значимой социально-экономической сферой деятельности в выполнении всех видов передвижений населения в городе. Для реализации цели, стоящей перед системой городского пассажирского транспорта - полного, своевременного и качественного транспортного обслуживания пассажиров, необходимо в настоящее время последовательное решение целого комплекса задач, которые возникают под влиянием продолжающихся рыночных реформ в сфере городского пассажирского транспорта [1].

Особенности развития рынка услуг городского пассажирского транспорта в регионе во многом объясняются присутствием на рынке предприятий, различных форм собственности, с различными механизмами хозяйствования. С одной стороны, это обстоятельство обусловило возникновение рыночных отношений и конкуренции среди участников выпол-

нения транспортного процесса в объеме муниципального заказа города. С другой стороны, обострились проблемы организации и безопасности перевозок пассажиров, что отразилось на уровне качества транспортного обслуживания населения [2].

Основная часть

В системе городских пассажирских перевозок появилась структура с новыми функциями организации, управления и регулирования транспортным процессом на федеральном и местном уровнях власти. Взаимодействие операторов рынка городских автобусных перевозок с обслуживающей инфраструктурой транспортного процесса позволяет определить особенность взаимоотношений между заказчиком и производителями транспортных услуг (рис. 1). Наличие конкуренции между муниципальными пассажирскими предприятиями и частными перевозчиками отражается на экономических показателях деятельности муниципальных предприятий. Изменение состава и структуры по видам перевозчиков на рынке городских транспортных услуг должно на-

ходить свое отражение при формировании муниципального заказа города с целью полного удовлетворения транспортных потребностей населения в перевозках.

Вместе с тем, продолжающееся развитие хозяйственных отношений в системе городского пассажирского транспорта дополнительно к ранее разработанным теоретическим и практическим рекомендациям требует создания, уточнения и внедрения новых решений в области формирования и распределения муниципального заказа с учетом сложности его выполнения.

Понятие «муниципальный заказ на городском пассажирском транспорте» можно рассматривать как заказ органов местного самоуправления на оказание транспортных услуг для удовлетворения потребностей населения с использованием бюджетных средств. Органы местного самоуправления организуют транспортное обслуживание населения на маршрутной сети города, выступают в качестве заказчика услуг по перевозке пассажиров муниципальными предприятиями, и предприятиями других форм собственности, а также осуществляют финансовую поддержку в работе на городских маршрутах. Муниципальный заказ распространяется на единую маршрутную сеть города, с распределением объема работ по перевозке пассажиров между участниками выполнения муниципального заказа с установлением уровня технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава.

Проведенные исследования маршрутной схемы города показали, что городские автобусные маршруты отличаются между собой по сложности условий работы подвижного состава. Полученные результаты сложности городских автобусных маршрутов должны найти свое отражение при формировании и распределении муниципального заказа на городские автобусные перевозки. Под сложностью выполнения муниципального заказа пассажирскими муниципальными предприятиями будем понимать обобщенную оценку сложности выполнения перевозочного процесса на маршрутах, закрепленных за предприятиями, которые работают в различных по составу ситуациях, формирующих особые условия выполнения объема муниципального заказа.

Важным условием исследования факторов, формирующих сложность выполнения муниципального заказа предприятиями на городских автобусных маршрутах, является системный подход к разработке и комплексному изучению групп факторов, определяющих особенность их взаимодействия и влияния на показатели выполнения муниципального заказа.

При изучении оценки сложности выполнения муниципального заказа пассажирскими автобусными предприятиями исследовались группы факторов, систематизированные по результатам проведенного экспертного опроса. В разработанные группы включены факторы уточняющие сложность и особенность выполнения показателей на маршрутах, закрепленных за предприятиями.

Сгруппированные факторы сложности муниципального заказа изучались на двух уровнях. Первый

уровень предполагает исследование основных причин, осложняющих выполнение плановых показателей муниципального заказа города. К первому уровню были отнесены следующие группы.

1.Присутствие на рынке транспортных услуг перевозчиков разных форм собственности. Эта группа формирует конкурентную среду рынка, дает возможность определить объем услуг по видам перевозчиков и позволяет сформировать доходную часть предприятий.

2.Организация транспортного процесса перевозок пассажиров в городе, предусматривает построение схемы движения городского транспорта на основе сформировавшегося пассажиропотока и пас-сажирооборота с необходимостью дифференциации всех городских автобусных маршрутов по группам сложности.

3.Производственные возможности предприятий рассматриваются в первую очередь с позиции технического состояния подвижного состава и производственно-технической базы предприятии.

4.Кадровый потенциал предприятия характеризуется показателями профессиональной пригодности, укомплектованности и текучести персонала.

Сформированный первый уровень показателей позволил определить направления дальнейшего изучения факторов, определяющих сложность выполнения муниципального заказа по перевозке пассажиров в городе.

На втором уровне исследования причин сложности выполнения муниципального заказа, была разработана полная классификация факторов уточняющих его выполнение в условиях интенсивного городского движения с учетом характерных особенностей технического состояния подвижного состава и уровня эксплуатационных показателей работы на городских маршрутах. Это позволило получить обобщенную оценку сложности выполняемого транспортного процесса в рамках муниципального заказа.

При анализе сложности выполнения муниципального заказа, с позиции выявления характерных особенностей выполнения перевозочного процесса, используется метод формализованного описания оценки сложности городских автобусных маршрутов. Предварительно изученные и систематизированные факторы, оказывающие влияние на оценку сложности плановых заданий по выполнению муниципального заказа, являлись исходными данными для дальнейших аналитических исследований.

Оценка сложности выполнения муниципального заказа носит комплексный характер изучения транспортного процесса. С одной стороны, необходимо оценить объем реально выполненной транспортной работы по перевозке пассажиров, а с другой стороны, необходимо учитывать оценку разной сложности условий работы подвижного состава на маршрутах, закрепленных за предприятием в объеме муниципального заказа. Расчет сложности городских автобусных маршрутов проводился в соответствии с алгоритмом (рис.2)

Администрация города Омска

Департамент транспорта

Муниципальное предприятие города Омска «Пассажирсервис»

Автономное учремедение города Омска «Центртранс»

с Муниципальн ые предприятия города Омска

^ J i

1 ПП-1 | ПП-1 nnii. ПП-7 | | ПП-В I

Рыночн |й сектор транспортных услуг

1

Открытое акционерное общество ПАТП-2 Индивидуальные предприниматели Малые предприятия

Рис. 1. Взаимодействие операторов рынка городских автобусных перевозок

Проведенные расчеты сложности городских автобусных маршрутов показали существенные отличия в условиях работы подвижного состава. В связи этим возникла необходимость дифференциации городских автобусных маршрутов по группам сложности (табл.1).

Заключение

Полученные результаты исследований рекомендуется использовать в практической деятельности при закреплении маршрутов за пассажир-

Рис. 2. Алгоритм расчета сложности городских автобусных маршрутов

скими предприятиями в рамках исполнения муниципального заказа. Применение данных исследования позволит оптимизировать распределение маршрутов между муниципальными пассажирскими предприятиями с учетом их общей маршрутной сложности и реально выполненных объемов транспортной работы. Реализация предлагаемого механизма формирования и распределения муниципального заказа отразится на экономических интересах хозяйствующих субъектов рынка городских пассажирских транспортных услуг.

Таблица 1 - Распределение автобусных маршрутов г. Омска по группам сложности

Группа сложности 1 2 3 4 5 6 7

Номер маршрута 30 66 74 65 72 18 64

Библиографический список

1. Улицкая, Н.М. Методические основы выбора механизмов хозяйственного использования объектов имущественного комплекса маршрутов городского общественного транспорта. [Текст] / Н.М. Улицкая // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). - 2009. - № 3. - С. 71-79.

2. Архипова, В.П. Предпосылки для маркетингового анализа при выборе технологии автоматизированных систем контроля проезда (АСКП) для развития городского пассажирского транспорта. [Текст] / В.П. Архипова // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). - 2007. - № 2. - С. 51-54.

ESTIMATION OF COMPLEXITY OF PERFORMANCE OF THE MUNICIPAL ORDER IN SPHERE OF CITY PASSENGER TRANSPORT

E.B. Lerman

The new approach is offered at formation and distribution of the municipal order to city passenger transportations. The author's interpretation of concept of complexity of the municipal order is presented. The factors influencing complexity and quality of performance of transport service of the population of a city are defined.

Лерман Евгения Борисовна - аспирантка Си-бАДИ. Основное направление научных исследований - изучение и пути решения основных проблем функционирования системы муниципальных пассажирских предприятий в регионе. Общее количество публикаций - 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.