Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
88
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК / РЕЧЬ / ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ / КУЛЬТУРА РЕЧИ ЮРИСТОВ / РИТОРИКА / РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ / КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ / LANGUAGE / SPEECH / SPEECH TO THE REQUIREMENTS / CULTURE SPEECH OF LAWYERS / RHETORIC / SPEECH ETIQUETTE / COMMUNICATIVE-SPEECH SKILLS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шхапацева Мина Хаджебиевна, Айвазян Оксана Оганесовна

Статья посвящена рассмотрению особенностей коммуникативно-речевых навыков, речевой культуры и речевого этикета будущих юристов. Исследуются основные положения культуры и речевой культуры. Рассматривается сущность терминов «язык», «речь», и «коммуникация». Описываются виды речи и требования к речи. А также выявляются основные проблемы и пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION AND FUNCTIONING COMMUNICATIVELY-SPEECH SKILLS OF FUTURE LAWYERS IN MODERN MULTICULTURAL SPACE

The paper discusses the features communicative-speech skills, speech culture and speech etiquette future lawyers. We study the basic provisions of the culture and speech culture. The essence of the term "language", "speech" and "communication". It describes the types of speech and speech requirements. And to identify the main problems and solutions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Шхапацева Мина Хаджебиевна

доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания, Адыгейский государственный университет Айвазян Оксана Оганесовна кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры административного и финансового права,

Российский университет кооперации

Статья посвящена рассмотрению особенностей коммуникативно-речевых навыков, речевой культуры и речевого этикета будущих юристов. Исследуются основные положения культуры и речевой культуры. Рассматривается сущность терминов «язык», «речь», и «коммуникация». Описываются виды речи и требования к речи. А также выявляются основные проблемы и пути решения.

Ключевые слова: Язык, речь, требования к речи, культура речи юристов, риторика, речевой этикет, коммуникативно-речевые навыки.

FEATURES OF FORMATION AND FUNCTIONING COMMUNICATIVELY-SPEECH SKILLS OF FUTURE LAWYERS IN MODERN MULTICULTURAL SPACE

Shkhapatseva M.Kh.

doctor of pedagogy, professor, Adyghe State University Ayvazyan O.O.

candidate of pedagogic sciences, lecturer, department of administrative and financial law, Russian University of Cooperation

The paper discusses the features communicative-speech skills, speech culture and speech etiquette future lawyers. We study the basic provisions of the culture and speech culture. The essence of the term "language", "speech" and "communication". It describes the types of speech and speech requirements. And to identify the main problems and solutions.

Key words: Language, speech, speech to the requirements, culture speech of lawyers, rhetoric, speech etiquette, communicative-speech skills.

Постановка проблемы. С древнейшего периода изучением особенностей формирования и функционирования коммуникативно-речевых навыков занимались многие ученые. Поскольку без высокого уровня владения данными способностями невозможно эффективное взаимодействие представителей различных наций, культур и сфер деятельности. Помимо этого, низкая степень сформированности коммуникативно-речевых навыков не способствует мирному сосуществованию в обществе.

Анализ последних исследований и публикаций. Анализируя данную проблематику, сформулированную в различных источниках необходимо отметить то, что в научных трактатах в предшествующие периоды развития общественного устройства вопрос особенностей функционирования коммуникативно-речевых навыков не был предметом исследования, как самостоятельной отрасли научных знаний. Данные способности рассматривались в рамках ораторского искусства, а одной из основополагающих работ была «Риторика», созданная древнегреческим философом Аристотелем ок. 355 г. до н.э. В содержании данного научного труда было раскрыто понятие «Риторика», которое заключается в возможности находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета [2].

Также в данной работе рассматривались вопросы ораторского искусства судей и присяжных заседателей. При этом, в данном научном труде указывается на то, что законы, составленные с использованием верных языковых средств и правильной речи способствуют принятию судьями решения по каждому конкретному судебному разбирательству,

поскольку правильно составленный закон в своем содержании отражает верное истолкование того или иного деяния, за которое полагается юридическая ответственность. В связи с этим, законодатель должен обладать искусством изложения своих мыслей, как на письме, так и в устной форме, что включает способность издавать законы, и изрекать приговоры. При составлении законов длительное время анализируется его содержание, что позволяет верно изложить материал, а вынесение приговора характеризуется быстрым процессом его реализации, что не всегда является положительным моментом в данном процессе. Однако, необходимо отметить то, что каждый специалист должен обладать коммуникативно-речевыми навыками с целью нахождения взаимопонимания с иными лицами, а это обуславливает актуальность данной проблематики в социуме. Таким образом, верно утверждение Аристотеля «Слово - самое сильное оружие человека» [2].

При этом, основными качествами, которыми должен обладать искусный оратор являются речевая культура и речевой этикет.

На современном этапе исследованием вопросом формирования коммуникативно-речевых навыков и речевой культуры юристов занимались многие ученые, среди которых можно особо отметить: Т.М. Балыхину, В.О. Баскова, И.И. Батова, Г.С. Бояренцеву, Т.В. Губаеву, Я.С. Киселева, В.М. Савицкого, А.А. Ушакова, Г.И. Шаткова и др.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Посредством изучения, анализа и обобщения литературных источников по данной проблематике было выявлено то, что

© Шхапацева М. Х., Айвазян О. О., 2016

93

недостаточно освещены вопросы формирования и функционирования коммуникативно-речевых навыков и речевой культуры, что вызывает особую обеспокоенность. Также выявляется недостаточное количество исследовательских работ, освещающих данный вопрос.

Цель статьи. В соответствии с выявленным основной целью статьи является изучение особенностей формирования и функционирования коммуникативно-речевых навыков будущих юристов.

Изложение основного материала. Основополагающим компонентом коммуникативно-речевых навыков является культура речи.

Термин «культура речи» был введен в 20-е годы 20 века, а уже в 50-60-е годы и отделился от риторики, превратившись в самостоятельную науку.

В современном русском языке имеется множество разнообразных трактовок термина «культура речи» или «речевая культура». Но наиболее традиционной является определение, которое дал известный лингвист Е.Н. Ширяев, по его словам речевая культура - это выбор и организация средств языка с соблюдением основных норм общения в определенной ситуации, что обеспечивает наибольшую эффективность в процессе речевой деятельности [4, с. 16].

А термин «речевой этикет», по мнению многих исследователей, представляет собой соционормативные требования, предъявляемые к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний [10, с. 46].

Термины «речевая культура» и «речевой этикет» представляются дефинициями, которые необходимы успешного коммуникативно-речевого взаимодействия, как будущих юристов, так и иных специалистов.

Взаимообусловленность данных терминов заключается в том, что основным элементом речевой культуры является способность излагать свои мысли, представления и идеи посредством умелого соблюдения норм речевого этикета, а это основополагающий показатель, указывающий на степень сформированности коммуникативно-речевых навыков, а именно верное применение средств языка и речи.

Язык - явление общественное, социально-историческое, а речь - явление социальное, индивидуально-психологическое. Создателем и носителем языка является народ, а носителем и творцом речи - отдельный человек. Но речь - явление не только индивидуальное, но и социальное, так как индивид использует языковые средства для общения с другими людьми, в целях коммуникации. Язык существует и развивается по своим законам независимо от деятельности отдельного человека, а речь индивида находится в непосредственной зависимости от его языкового окружения [15, с. 5]. Следовательно, «язык одновременно и орудие и продукт речи» [12, с. 42].

В течение длительного периода исторического развития в обществе не присутствовало необходимости разграничивать эти два понятия «язык» и «речь», при этом, во многих языках они использовались под одним словом: «мова» (Украина), «ка1ва» (Литва)... Также не имелось четкого разграничения данных терминов в научных работах по языкознанию [1, с. 27].

Одним из первых, кто решил разграничить данные понятия, был швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр, который является основателем теории речи в мировой практике.

В российском государстве этой проблематикой занимались такие ученые, как: А.А. Потебня, И.А. Бодуэн де Куртенэ, Л.В. Щерба, психологи Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия, психолингвисты А.А. Леонтьев, В.Г. Степанов, за рубежом Дж. Миллер, Н. Хомски, Д. Слобин и др. [1, с. 27].

С течением времени ученые стали выделять общее и различное в данных феноменах - язык и речь. А основным сходством является то, что эти два понятия представляются компонентами целостного коммуникативно-речевого взаимодействия. При этом, посредством речи возможна реализация всех богатств и красок различных языков. Основной единицей речи является слово, изучающееся в различных разделах языкознания [14, с. 55].

В то же время именно через речь обогащается язык, в него входят новые слова, обороты речи, новые оттенки уже известных слов, их значений... В речевой стихии возникает все новое и новое в языке, переосмысливается старое, формируется «языковой вкус эпохи» [6, с. 159].

Различия же заключаются в том, что язык представляется потенциальной системой знаков, он хранится в памяти каждой личности, и является нейтральным по отношению к происходящей вокруг жизни. Речь же представляет собой действие, деятельность людей, она всегда мотивирована -вызвана обстоятельствами, ситуацией, всегда имеет определенную цель, всегда направлена на решение каких-либо задач, социальных и личных [7, с. 232].

В речевом потоке отображается индивидуальные качества каждой личности, данное высказывание подкрепляется точкой зрения крупнейшего в мировом научном сообществе лингвиста-теоретика Вильгельма фон Гумбольдта, который писал: «Только в речи индивида язык достигает своей окончательной определенности» [9, с. 84].

Речь представляется основополагающим средством коммуникации (общения), поскольку посредством речевой деятельности основной целью, которой является передача информации наименьший урон оказывается содержанию и сущности высказывания [8, с. 127].

Коммуникация представляет собой передачу информации посредством языковых средств, а эффективная коммуникация способствует достижению взаимопонимания между собеседниками, что является неотъемлемым элементом взаимодействия субъектов, осуществляющих правотворческую и правоохранительную деятельность [3, с. 201].

При этом, можно утверждать, что коммуникативно-речевая деятельность является основой жизнедеятельности каждого члена общества. И без владения навыками свободной коммуникации невозможно эффективное социально-правовое, психологическое и интеллектуальное формирование личности будущего юриста. Будущий специалист в правовой сфере должен владеть навыками правильного и ясного изложения своих мыслей, чувств и идей с учетом, предъявляемых норм и правил к речи, то есть владеть коммуникативной компетентностью.

Под коммуникативной компетентностью следует понимать навыки постановки и решения определенных типов коммуникативных задач, а именно:

1) определение целей и задач коммуникативной деятельности;

2) оценивание ситуаций, в рамках которых происходит коммуникативно-речевой процесс;

3) учет намерений и способов коммуникации оппонента;

4) выбор адекватных стратегий при коммуникативно-речевом взаимодействии;

5) способность быстро реагировать на изменяющиеся условия и ситуации коммуникативно-речевого взаимодействия.

Помимо этого, коммуникативная компетентность юриста предполагает наличие навыков установления и поддержания необходимых контактов с оппонентами, способность применять в речевой деятельности нормы и правила общения и поведения, а это основывается на знаниях этно- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения.

В коммуникативно-речевой деятельности проявляются все функции языка и речи. Вопрос, относящийся к разграничению функций понятий «язык» и «речь» является трудным в освоении, поскольку все языковые высказывания представляют собой речевой поток, как в устной форме, так и в письменной.

В связи с этим, имеется возможность выделить основополагающие функции языка, к которым относятся: коммуникативная и когнитивная, имеющие разновидности, т.е. функции более частного характера [1, с. 34].

Целью коммуникативной функции является передача информации от одной личности другой, что, безусловно, указывает на важность языка как основного средства человеческого коммуникативно-речевого взаимодействия, для достижения взаимопонимания.

Хотя и коммуникативная функция является основной, она дополняется когнитивной функцией, предполагающей то, что язык - важнейшее средство получения новых знаний об окружающей нас реальности. Без чего невозможно, как целостное формирование личности, так и коммуникативно-речевых навыков будущих специалистов в различных областях наук, а применительно к нашей работе - будущих юристов.

Помимо, всего указанного необходимым компонентом, указывающим на уровень сформированности коммуникативно-речевых навыков, является степень владения способностью к речемыслительной деятельности, как в устной, так и в письменной форме.

Устная речь представляет собой важнейшую форму реализации языка, осуществляемую посредством «говорения», то есть устные высказывания, например, в правовой сфере подобный вид речи реализуется адвокатами, прокурорами, судьями, присяжными заседателями и другими лицами в процессе судебного разбирательства. Также данная форма реализации речи может быть отражена в докладах политиков, лекторов и иных лиц, выступающих перед аудиторией.

Иным видом речи является письменная, которой свойственны более строгие требования к построению предложений, к выбору слов, к логике, к полноте раскрытия, последовательности изложения, к правильности языка и т.д.

Письменная форма речевой деятельности представляет собой подготовленное, поддающееся исправлению и корректировке высказывание. Это обуславливает важность овладения данной формой реализации речи, что также является неотъемлемым элементом формирования высокого уровня речевой культуры будущих юристов, поскольку посредством письменности возможно правильное составление законов, которые в дальнейшем, верно, интерпретиру-

ются, верное написание различных актов, а также решений и т.п.

К тому же письменная форма речи оказывает значительное воздействие на устную речь. При этом, существуют отличия письменной речи от устной, заключающиеся в том, что в самой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения, и это прослеживается в отборе речевых средств, посредством которых создается тот или иной текст как воплощение типических особенностей, свойственных тому или иному функциональному типу литературной речи [5, с. 103].

В связи со всем вышеизложенным можно утверждать, что речь является важнейшим показателем уровня речевой культуры и речевого этикета каждой личности, ее мышления и интеллекта.

Также необходимо подчеркнуть то, что в аспекте, изучаемой проблематики важным является соблюдение основополагающих требований, предъявляемых к речи, как будущих юристов, так и иных лиц, которые находят свое отражение в речевом потоке. И к основным требованиям относятся:

1) правильность речи, заключающаяся в верном выборе средств языка, их правильном расположении в речевом потоке, а также правильная взаимосвязь основных элементов языка. Одним из основных механизмов достижения правильности является повторение, что взаимосвязано с другим требованием к речи - точность;

2) точность речи связанна с экстралингвистическими и лингвистическими факторами. Основными компонентами точности являются содержательность и ясность, без которых невозможно достижение взаимопонимания;

3) чистота речи предполагает отсутствие таких элементов, которые чужды литературному языку, а именно: диалектизмов, просторечий и канцеляризмов.

4) доступность речи предполагает правильность и точность высказываний, что приводит к ее действенности. При этом, если уровень точности и доступности речи высок, то ее можно назвать уместной и действенной.

Соблюдение указанных требований, представляющих собой основу речевой культуры, оказывает положительное воздействие на процесс коммуникативно-речевого взаимодействия, и способствует достижению взаимопонимания, как в правовой сфере, так и в иных областях жизнедеятельности.

Итак, на основании изложенного материала, безусловно, следует вывод о том, что будущий специалист юридического профиля должен обладать основополагающими нормами и правилами речевого этикета и речевой культура, предполагающих наличие высокого уровня владения коммуникативно-речевыми навыками. Ибо в своей профессиональной деятельности правоведы встречаются с лицами, принадлежащими к иной культуре и сфере деятельности, что обуславливает необходимость формирования высокой степени коммуникативно-речевых навыков, без которых невозможно эффективное взаимодействие. На основе этого имеется возможность утверждать то, что будущий специалист правовой сферы должен владеть, способностью избирать верный тон, интонацию общения, а также аргументировано и грамотно высказываться, в целях расположения к себе собеседника.

Помимо этого, важно отметить то, что будущий юрист, овладевая навыками речевой культуры, проявляет уважительное отношение к языку и речи, что представляется важ-

PEDAGOGIKA

95

ным элементом, указывающим на уважение к законодательству, как своей страны, так и к законам иных государств.

И для того, чтобы выявить отношение к проблемам формирования коммуникативно-речевых навыков нами был проведен опрос среди молодого поколения, которые предполагают в дальнейшем специализироваться в юридической сфере. По результатам опроса было выявлено то, что подавляющее большинство респондентов при ответе на вопрос: «Каково ваше мнение, по поводу важности владения речевыми навыками?», считают необходимым владение речевыми навыками и культурой, как компонентов будущей профессиональной деятельности юриста, однако же, указывают на несформированность данных знаний и умений и нуждаются в выработке четкого и верного произношения языковых единиц. Что позволяет сделать вывод о том, что уровень речевой культуры определяется как недопустимо низкий и не соответствующий основным требованиям к речи, а это указывает на недостаточность занятий по развитию речи. На следующий вопрос: «Что такое язык и речь?», большинство опрашиваемых затруднялись ответить. На основе этого, имеется возможность констатировать тот факт, что выявляется низкая степень развития коммуникативно-речевых навыков. В дальнейшем был задан вопрос: «Какие требования, предъявляются к речи?», ответы распределились в равной степени, а это указывает на невысокий уровень знаний. Следующий вопрос: «Что представляет собой речевая культура и речевой этикет?», результаты распределились таким образом, что большинство не имеют представления о сущности данных феноменов, хотя были и такие, которые все же имеют понятие об этих явлениях. Также был задан один из основных вопросов: «Имеется ли место в профессиональной речи юристов, заимствованным словам?», большинство опрашиваемых ответили положительно.

На основании проведенного опроса можно сделать вывод о том, что современное молодое поколение, которое предполагает в дальнейшем заниматься профессиональной юридической деятельностью, осознает важность владения коммуникативно-речевыми навыками, что включает речевую культуру и этикет, но все же выявляется низкая степень сформированности данных знаний и навыков.

Выводы и предложения. Поскольку в современный период становления общественного устройства присутствует такая проблематика, как низкая сформированность коммуникативно-речевых навыков и речевой культуры появляется необходимость совершенствовать данной системы.

При этом, имеется возможность выделить основные практические рекомендации, позволяющие усовершенствовать данную систему. Среди них можно выделить то, что необходимо:

1) при построении системы развития коммуникативно-речевых навыков опираться на основные принципы обучения: научность, сознательность, системность и последовательность, сочетание теории и практики;

2) проводить словарную работу, включающую обогащение, уточнение, активизация словаря, устранение нелитературных слов;

3) формировать навыки построения речи с учетом основных требований к речи, а именно: правильность, точность, ясность, доступность, уместность, действенность и выразительность;

4) развивать способности применять при речевой деятельности основополагающие нормы речевой культуры и этикета.

Все вышесказанное подчеркивает актуальность и социальную значимость обращения к данной теме. Поскольку речь представляет собой средство познания чего-то нового, а также механизм психологического влияния на личность. Помимо этого, посредством речи возможно поднятие духа и повышение работоспособности. Также речь способна предотвратить различные действия и поступки. Речь представляется основным рычагом человеческой мыслительной деятельности. Без способности организовать мысль посредством слова человек не мог бы рассуждать и развиваться в организованное социальное существо [11, с. 20].

При этом, речь важный элемент, определяющий характер личности. Без владения речевых навыков невозможно мирное сотрудничество разных культур и народов. При помощи слова в современном мировом пространстве возможно достижение победы, в том случае, если оно восторжествует. Подобное высказывание подтверждается словами известного поэта В.С. Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...» [13]. Единственное условие, при этом, хорошее владение словом. Учеными повсеместно придавалось важное значение данному навыку, так как это предполагает соблюдение требований к речи, языковой вежливости и речевой культуры.

Не вызывает сомнения, значимость развитой речи в современном социуме, так как способность высказываться правильно и точно оказывает значительное воздействие на нравственное здоровье общества, на духовный климат, в котором живут и работают люди. И в этой связи, появляется необходимость совершенствования коммуникативно-речевых навыков, речевой культуры и этикета, как будущих специалистов юридической сферы, так и иных лиц.

Итак, на основе всего вышеизложенного можно констатировать тот факт, что основным элементом коммуникативно-речевого взаимодействия специалистов в юридической сфере является способность верного применения средств языка и речи с учетом всех требований, предъявляемых речи.

Таким образом, на основании изученного и приведенного в работе материала можно прийти к выводу, что проблематика в данной области является наиболее приоритетной для каждой страны, и каждый должен стремиться изучить и разрешить вопросы, относящиеся к этой сфере. Ведь если оставить данную проблему без рассмотрения, то не может быть и речи о развитии страны и всего общества в целом.

Список литературы:

1. Айвазян О.О. Развитие письменной русской речи учащихся начальной школы в процессе работы над изложением: дис. ... канд. пед. наук / О.О. Айвазян. - Майкоп, 2013. - 203 с.

2. Аристотель. Риторика. 2-е. изд. / пер. О. П. Цыбенко. - М.: Лабиринт, 2007. - 256 с.

3. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1969. - 607

4. Ашинова З.Ш., Айвазян О.О. Культура речи и ее влияние на этику общения в современных социально-экономических условиях развития общества / З.Ш. Ашинова, О.О. Айвазян // Материалы всероссийской научно-практическая конференция «социально-экономические аспекты развития современного общества в постолимпийский период», 28 февраля - 1 марта 2015 г., Краснодар. - С. 15-19.

5. Васильева, А.Н. Основы культуры речи / А.Н. Васильева. - М: Рус. яз., 1990. - 247 с.

6. Верещагин, Е.М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М., 1983. - 269 с.

7. Вырыпаева, Л.С. Формирование навыка продуцирования собственного текста: дис. ... канд. пед. наук / Л.С. Варапа-ева. - Рязань, 2007. - 232 с.

8. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация: учеб. для вузов / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - М.: Инфра-М., 2001. - 272 с.

9. Гумбольдт В. фон Избранные труды по языкознанию: Пер. с нем. / Общ. ред. Г.В. Рамишвили; Послесл. А.В. Гулы-гин, В.А. Звегинцева. - М.: ОАО ИГ «Прогресс», 2000. - 400 с.

10. Гусейнов, А.А. Этика: учебник для бакалавров / Под общ. ред. А.А. Гусейнова. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 570

с.

11. Сопер, П.Л. Основы искусства речи. - М.: Яхтсмен, 1995. - 448 с.

12. Соссюр, Ф. де Курс общей лингвистики: монография / Ф. де Соссюр. - М.: УРСС Эдиториал, 2007. - 257 с.

13. Шефнер, В.С. Слово. Советская поэзия. В 2-х томах. Библиотека всемирной литературы. Серия третья / В.С. Шефнер // А. Краковская, Ю. Розенблюм. - М.: Художественная литература, 1977.

14. Шхапацева, М.Х. Современный русский язык: учебник для педагогических факультетов высших учебных заведений (уровень подготовки - бакалавр) / М.Х. Шхапацева. - Майкоп, редакционно-издательский огтдел ФГБОУ ВПО «АГУ», 2013. - 475 с.

15. Шхапацева, М.Х. Развитие связной русской речи учащихся: пособие для учителей общеобразовательных школ РА / М.Х. Шхапацева. - Майкоп, 1995.- 134 с.

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ПРИНЦИПОВ ПЕДАГОГИКИ

Редькина Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доктор педагогических наук, профессор, Заведующий кафедрой педагогики и управления учебными заведениями «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» Вишневский В. А.

Кандидат педагогических наук, доцент, Доцент кафедры педагогики и управления учебными заведениями «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

В статье представлен ретроспективный анализ развития основных педагогических принципов. Особое внимание обращается на влияние исторических эпох на развитие педагогической мысли. Совершенствование педагогических принципов рассматривается с опорой на труды отечественных и зарубежных педагогов. Доказано, что реализация педагогических принципов в образовании - ключевой компонент его развития. Обновление социально-культурных реалий способствует обновлению содержания педагогических принципов.

Ключевые слова: педагогические принципы, развитие, исторические особенности, социально-культурные реалии.

THE HISTORICAL ASPECT OF THE DEVELOPMENT OF THE PEDAGOGICAL

PRINCIPLES

Redkina L. I.

Doctor of Pedagogic Sciences, professor, Head of the Department of Pedagogy and educational management

«V.I. Vernadsky Crimean Federal University» Vishnevskij V. A.

Candidate of Pedagogic Sciences, docent, Associate Professor at the Department of Pedagogy and educational management

«V.I. Vernadsky Crimean Federal University»

The article presents the retrospective analysis of the development of the basic pedagogical principles. Special attention is paid to the influence of historical periods on the development of pedagogical thought. The improvement of pedagogical principles is considered to base on the works of Russian and foreign teachers. It is proved that the implementation of pedagogical principles in education is a key component of its development. Updating the socio-cultural realities contributes to the renewal of the content of pedagogical principles.

Key words: pedagogical principles, development, historic features, socio-cultural realities.

Постановка проблемы. Принципы обучения - это общие руководящие идеи, исходные нормативные требования к организации учебного процесса, которые учитываются во всех его компонентах. Они возникают на основе исторического опыта и формулируются в результате научного исследования учебного процесса в его многообразных проявле-

ниях.

Конечно, эти доминанты учебного процесса не являются догмами. Они обусловлены целями обучения, которые, в свою очередь, зависят от потребностей людей, общества и государства. Поэтому принципы обучения имеют конкретно-исторический характер, т.е. могут изменяться под влия-

© Редькина Л. И., Вишневский В. А., 2016

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.