Научная статья на тему 'Особенности формирования и функционирования инновационно-инвестиционной структуры региональной экономики'

Особенности формирования и функционирования инновационно-инвестиционной структуры региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
360
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / РЕГИОН / МОДЕЛЬ / ПАРАМЕТРЫ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Доничев О.А., Никонорова С.А.

В статье анализируются основные направления и особенности формирования и функционирования инновационно-инвестиционной модели региональной экономики. Сформулировано понятие категории инновационно-инвестиционная экономика, рассмотрены признаки и характеристики основных параметров, способствующих созданию и успешному развитию инновационно-инвестиционного типа регионального хозяйственного устройства. Выделены важнейшие особенности управления инновационно-инвестиционным развитием территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и функционирования инновационно-инвестиционной структуры региональной экономики»

15 (108) - 2009

Инновации и инвестиции

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

о. а. доничев,

доктор экономических наук, профессор владимирский государственный гуманитарный университет

с. а. никонорова

владимирский государственный университет

Меры инновационного плана, призванные и способные обеспечить перевод экономики государства с ресурсно-сырьевого экстенсивного характера развития на интенсивный научно-технологический путь и последующий рост эффективности всех видов отраслей и производств, усиление конкурентоспособности экономики, в целом, в мировом глобализирующемся пространстве для достижения ею высокой социальной отдачи и обеспечения нового качества жизни населения страны приобретают в условиях экономического кризиса императив первостепенной задачи.

В этих условиях важнейшей предпосылкой достижения поставленных целей становится резкий прирост инвестиций в инновационное развитие хозяйства с целью формирования подлинной экономики инноваций, способной обеспечить эффективный экономический рост и качественно иной уровень технического оснащения производства, способный производить продукт принципиально иного, более совершенного поколения.

При этом следует отметить, что экономике инноваций присуща собственная структура богатства и особые критерии оценки эффективности накопления. То, что считалось ростом в системе индустриального общества, не является таковым в современных условиях, поскольку не любой экономический рост приводит к инновационному развитию, как и не любой рост основан на инновациях.

Кроме того, эта экономика рискованна и невозможна без «длинных денег» (инвестиций), которые не появятся без соблюдения как минимум двух исходных условий: доверия инвесторов к государству и четко сформулированной инновационной политики [1].

Из этого следует, что не любая инвестиционная деятельность может считаться инновационной. Это свойство присуще лишь инновационно-инвестиционной экономике, где инвестиционные вложения направляются на создание и внедрение технологических процессов, машин, механизмов и оборудования нового качества, разработку прорывных наукоемких идей, организационно-управленческих систем, методов и приемов ведения бизнеса, продвижение инновационного продукта на новые рынки с целью повышения эффективности собственного функционирования и социальной отдачи. Системный подход к анализу становления и развития процессов инновационно-инвестиционной экономики позволяет нам представить ее в качестве сложной системы, элементы которой объединены единой целью получения нового знания, формирования на его основе инновационной идеи, ее разработки, внедрения и реализации. Кроме того, инновация — это результат инвестирования в разработку получения нового знания, инновационной идеи по обновлению сфер жизни людей [2].

Анализируя представленную формулировку экономической категории инноваций, мы прихо-

дим к очень важному наблюдению и значимому выводу о том, что инновация не может быть материализована и доставлена до потребителя, если она не прошла стадию инвестирования. Другими словами, можно с полной ответственностью заявить о единстве процессов инноваций и инвестиций, а по существу, об инновационно-инвестиционном процессе, который и порождает инновационно-инвестиционную экономику. При этом он сам является процессом создания, распространения и потребления субъектами экономики научно-технических, организационных, управленческих и других новшеств, становится основным содержанием инновационной трансформации экономики [3].

Таким образом, инновационно-инвестиционный процесс реализуется в виде следующих циклов: инвестиции — разработка инноваций — внедрение — получение качественного улучшения.

Далее, рассматривая особенности формирования и функционирования инновационно-инвестиционной экономики, мы должны отметить, что она относится к постиндустриальному типу хозяйствования и соответствующим ему постиндустриальным типам организации общества и публичной власти. Основополагающим для нее является использование новых и высоких технологий, а главное, — решающая роль стратегий для практического успеха субъекта экономической деятельности. Поэтому наличие таких, в первую очередь инновационно-инвестиционных стратегий, определяет конкурентоспособность и реальный рейтинг как страны в целом на мировом рынке, так и ее отдельных регионов в условиях глобализации.

Вне зависимости от того, какой бы смысл ни вкладывался в понятие стратегии, в любом случае предстоит сделать ряд шагов, уже ставших универсальными. Прежде всего, необходимо проанализировать и спрогнозировать будущее состояние внешней среды, идентифицировать текущий и желаемый уровень целостности субъекта и объекта стратегического управления, равно как и текущее, а также прогнозируемое их внутреннее состояние и желательную динамику трансформации всей системы. Это создает стратегические предпосылки для самоопределения субъекта и объекта во внешней и внутренней сфере, формирования целевой функции и соответствующей архитектуры и динамики субъектов макро-, мезоо- и микроуровней в глобальном экономическом пространстве [4].

Из этого следует тот основополагающий факт, что всесторонне проанализированный и объективно обозначенный подход к формированию и

реализации инновационной стратегии развития России в условиях глобализации позволит ей стать составной частью программных императивов поступательного продвижения страны на мировые рынки, которая создаст новые качественные характеристики социально-экономического прогресса государства, сформулирует необходимый механизм их достижения. При этом нужно заметить, что основой перспективной инновационной стратегии и важнейшим инструментом реализации долгосрочных программ развития является инвестиционная политика. Данное обстоятельство и представляет необходимость поиска новых направлений в формировании инвестиционной политики, позволяющей обеспечить стратегически обозначенный инновационный путь развития страны.

В этой связи необходимо добавить, что инновационная политика должна быть сопряжена с промышленной, внешнеэкономической, научной и общей экономической стратегиями страны. И это сопряжение проходит по одной из самых важных компонент — инвестиционной политике. А реализация — через важнейший механизм и определенную совокупность инструментов, которые должны обеспечить поворот к новому качеству экономического роста и к новой структуре национального богатства. В совокупности данный инструментарий и характеризуется национальной инновационной системой [5].

Но сопряжение инновационной и промышленной политики должно учитывать и еще одну важнейшую особенность, заключающуюся в том, что производственно-технологическое лидерство той или иной страны в современной экономике основывается на инновационном «машиностроительном ядре саморазвития» — комплексе машиностроительных и строительных отраслей, обладающих способностями, с одной стороны, к расширенному воспроизводству, а с другой — к созданию новейших средств труда для других отраслей машиностроения, включая ВПК, а также для перерабатывающих и ресурсодобывающих направлений экономики. Опыт индустриально развитых стран показывает, что они выводят в страны второго и даже третьего эшелонов лишь некоторые наименее инновационные из отраслей машиностроения, сохраняя независимость по «машиностроительному ядру саморазвития» [6].

Вместе с тем для разработки и составления перспективных инновационно-инвестиционных программ развития и выработки соответствующих стратегий необходимо не только выявить степень влияния того или иного фактора на общую конъ-

юнктуру развития реального сектора экономики, но и определить количественные зависимости между важными для этого процесса показателями. Научно обоснованные прогнозы позволяют органам управления формулировать сценарии развития отраслей, инновационных процессов, размещения производительных сил, народонаселения, совершенствования инфраструктуры, повышения уровня жизни народа. При этом, обращаясь к задаче разработки инновационно-инвестиционных стратегий развития экономики как государства в целом, так и региона в частности, целесообразно обобщенно придерживаться следующего порядка:

• определить набор стратегических зон инновационного развития общефедерального и регионального значения, которые расцениваются в качестве предпочтительных объектов базовых зон экономики;

• выявить потенциальные конкурентоспособные базовые отрасли, а также области производственной, инновационной и социальной инфраструктуры для их дальнейшего развития;

• определить зоны всех видов стратегических ресурсов для обеспечения эффективного функционирования потенциально конкурентоспособных базовых отраслей и отраслей инфраструктуры;

• в случае необходимости определить внешние экономические источники стратегических ресурсов, установить внешнеэкономические или межрегиональные связи с ними, принимая во внимание фактор экономической безопасности;

• сформировать индикативные стратегические планы инновационного развития базовых и инфраструктурных отраслей, предусмотрев меры по обеспечению инновационных потребностей кадровыми, информационными, энер-го-сырьевыми и финансовыми ресурсами. Кроме этого, необходимо продумать и разработать

меры экономической, политической, финансовой поддержки властными структурами процесса достижения плановых инновационных ориентиров экономического развития. При разработке индикативных инновационных программ необходимо учитывать возможные воздействия на экономическую политику групп стратегического влияния международного, федерального и регионального значения [7].

Эти обстоятельства означают, что разработка и реализация стратегий инновационно-инвестиционного развития является важнейшей концептуальной основой становления подобного рода экономики. Но для получения реального результата необходим и другой конкретный системно-организационный

комплекс мер, направленный на достижение реальных результатов в инвестиционно-инновационном развитии, который реализуется через инновационно-инвестиционную политику. Например, основными элементами подобной политики в регионе могут стать: принятие собственного законодательства, регулирующего инновационно-инвестиционный процесс; предоставление в пределах имеющихся полномочий региональных инвестиционных льгот; стимулирование инновационно-инвестиционной деятельности мерами финансового и нефинансового характера; создание организационных структур по содействию и стимулированию инновационного инвестирования; разработка и экспертиза инновационно-инвестиционных проектов за счет государственных источников финансирования; оказание содействия инвесторам в получении таможенных льгот при закупке импортного оборудования и технологических процессов инновационного характера, а также предоставление гарантий и поручительства банками под выделенные ими средства для реализации отобранных на основе конкурса инновационно-инвестиционных проектов, аккумулирование средств населения путем выпуска региональных займов [8].

Если же более подробно говорить об источниках финансирования инновационно-инвестиционных проектов, то, обобщая имеющиеся научные источники, кроме уже упомянутых нами займов можно выделить такие как:

• государственные бюджетные и внебюджетные фонды, а также прочие заимствования, например, кредиты, взятые региональными администрациями на поддержку инновационных проектов;

• собственные финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, включая прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения и др.;

• кредитные ресурсы банков, взятые на реализацию проектов;

• средства общественных организаций;

• средства физических лиц, направляемые на финансирование венчурных и других инновационных проектов;

• иностранные инвестиции, привлеченные с помощью региональных администраций;

• средства и гранты различного типа фондов — благотворительных, бюджетных, венчурных, страховых, научно-технических, инвестиционных;

• финансовые институты, такие как фондовый рынок, особенно в части высокотехнологичных компаний;

• средства, мобилизуемые на реализацию инновационно-инвестиционных проектов в результате государственно-частного партнерства;

• региональные контрольные пакеты акций, используемые в качестве залога для получения кредитов;

• инвестиционные налоговые кредиты;

• льготные ставки по ссудам;

• кредитные меры стимулирования экспорта;

• субсидирование затрат предприятий на патентование изобретений за рубежом.

В то же время стало уже аксиомой, что конкурентоспособность как отдельного предприятия, так и региона, да и страны в целом в условиях рынка невозможна без инвестиций, обеспечивающих внедрение новых технологий, которые становятся основой эффективности производства, улучшения качества товаров и услуг, а следовательно, и ключевым условием повышения качества жизни людей. При этом можно выделить следующие общие признаки и систему факторов становления наукоемких производств и формирования наукоемкого сектора рынка:

• формирование научных школ, обеспечивающих главные направления фундаментальных и прикладных исследований;

• подготовка высококвалифицированных кадров с учетом традиций и авторитета технической культуры;

• создание эффективной системы защиты прав интеллектуальной собственности и нововведений;

• государственная поддержка прикладной науки для укрепления обороноспособности и технологической независимости страны;

• выделение финансовых средств и материальных ресурсов на финансирование инновационных разработок;

• оперативное внедрение в промышленность научно-технических достижений, обеспечивающих технологическое лидерство и повышенную конкурентоспособность;

• развитие информационных и цифровых технологий и современных коммуникационных систем [9].

В условиях России к этому следовало бы добавить государственный контроль за обеспечением эффективного освоения средств, выделяемых на инновации, а они могут быть эффективными только в случае обеспечения конкретного интереса субъекта экономики, т. е. решать конкретную экономическую задачу и уже обозначенное — последовательную государственную инновационную политику.

В то же время важно не только обеспечить инновационные разработки инвестиционными источниками, среди концептуальных положений формирования инновационно-инвестиционной политики важное место занимает методология оценки эффективности предстоящих инвестиционных вложений. Можно сказать, что подобные методы оценки качественно сформированы в инвестиционном процессе. Обобщенно их можно выделить в следующем виде.

Прежде всего, это инвестиционная привлекательность проекта, которая определяется не только высокими финансово-экономическими показателями практической реализации, но и многими внеэкономическими факторами.

При этом критерием инвестиционной привлекательности служит дивидендная политика инноватора, определяемая соотношением цены собственного и привлеченного капитала, что в конечном итоге влияет на его структуру, а также макроэкономическая ситуация, определяемая уровнем инфляции, государственной инвестиционной политикой, ставками рефинансирования.

Следующим показателем оценки эффективности вложений служит норма прибыли от реализации проекта. Инвесторы и инноваторы, принимая решение о реализации какого-либо нововведения, руководствуются нижней границей доходности инвестиций, определяемой нормой прибыли. При определении внутренней нормы прибыли учитывают среднеотраслевую доходность проекта, регулируемую масштабом производства.

Кроме того, большое значение имеет обоснование экономической эффективности проекта. Основным критерием которого является его доходность, определяемая путем сравнения произведенных затрат и получаемых результатов. По результатам таких расчетов определяется чистый дисконтированный доход (ЧДД), принимаемый за базу для всех последующих обоснований экономической эффективности конкретного инновационного проекта.

В заключение производится экономическая экспертиза коммерческого предложения или проекта в целом, которая не ограничивается только расчетами чистого дисконтированного дохода. Она включает в себя еще и определение чистой текущей стоимости проекта, индекса доходности, среднегодовой рентабельности проекта, срока окупаемости затрат и внутренней нормы доходности проекта.

Завершается экономическая экспертиза расчетами точки безубыточности работы организа-ции-инноватора, определяемой таким объемом

реализации новой продукции, при котором она покрывает все издержки производства.

Следующим концептуальным положением, влияющим на становление инновационно-инвестиционной экономики, является процесс управления инновационно-инвестиционной деятельностью, который может быть представлен как единая комплексная система, обеспечивающая выработку целей инновационно-инвестиционного развития и обеспечения их достижения на макро-, мезо-, и микроуровнях.

Модель управления процессами инновационного развития при всех вариантах представляет собой вертикально интегрированную систему. В ней должны быть представлены органы управления инновационной деятельностью (инновационные системы) на всех уровнях управления (в первую очередь, на макро- и мезоуровнях и частично, в отдельных случаях, на микроуровне), функционирование которых обеспечено отлаженными взаимосвязями организационного и экономического характера. Данная модель должна также включать описание организационной структуры и взаимодействий организационно-экономического характера между управляющей подсистемой, в качестве которой рассматривается национальная инновационная система, и управляемой подсистемой, выступающей как совокупность взаимосвязанных центральных и обеспечивающих процессов.

Центральным (основным) является фактор обеспечения инновационно-инвестиционной деятельности в форме совокупности взаимосвязанных инновационных и инвестиционных процессов, а обеспечивающими (поддерживающими) — процессы предоставления ресурсов для такой деятельности в соответствии с разработанными планами и программами, позволяющими достичь ожидаемого результата [10].

Резюмируя проведенное исследование, можно сделать следующие выводы.

Инновационно-инвестиционная экономика может быть представлена как системный комплекс, в составе которого осуществляется инновационно-инвестиционный процесс, способствующий ориентации инвестиционных вложений на создание и внедрение нового качества технологических приемов, получение инновационного продукта с целью повышения эффективности экономического функционирования и социальной отдачи.

К числу концептуальных основ становления эффективной инновационно-инвестиционной экономики следует отнести правильно и объектив-

но сформулированную стратегию инновационно-инвестиционного развития, которая реализуется в виде соответствующей инновационно-инвестиционной политики, основой успешного формирования и воплощения которой является инновационно-инвестиционный процесс.

Он создает предпосылки и условия для деятельности наукоемких производств и наукоемкого сектора рынка, но особо важным в инновационно-инвестиционном процессе является инвестиционная привлекательность, инвестиционная эффективность и окупаемость будущего инновационного проекта. При этом важное значение приобретает процесс управления инновационно-инвестиционной деятельностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Валентей С. Д. Проблемы формирования национальной инновационной системы России. Монография : Инновационный путь развития для новой России. Под ред. Горегляда В. П. — М.: Наука. 2005. С. 15

2. Википедия — свободная энциклопедия. Интернет-ресурс: http://ruwikipedia. org/ wiki/ %DO %98/11.2008

3. Дежина И., Салтыков Б. и др. Роль научных и инновационных фондов в развитии национальных инновационных систем. Фонд «Бюро экономического анализа». Информбюллетень № 64, сентябрь 2004 г. Интернет-ресурс:Ы!р:/Мга. teg. ru/lenta/ innovation/1939.

4. Сенюк Н. Ю. Инновационно-инвестиционное сотрудничество России и Китая в эпоху глобализации: стратегические предпосылки, возможности и механизмы. //Мировое и национальное хозяйство. 2008. № 2.

5. Сильвестров С. Н. Национальные инновационные системы в зарубежных странах и России. //Вестник МГУ. 2008. № 3. С. 114

6. Гринберг Р. С., Сорокин Д. Е. О промышленном развитии Российской Федерации. //Экономика и управление. 2008. № 5. С. 2

7. Дархано ва А. М. Индикативный подход к оценке инвестиционного потенциала региона. //Экономика и управление. 2008. № 5. С. 58

8. Литвиненко В. А. Приоритетные направления государственной инвестиционной политики в регионах. //Труд и социальные отношения. 2008. № 9. С. 60

9. Ложко В. В. Основные направления инновационной экономики страны и ее регионов. //Экономика и управление. 2008. № 4. С. 61

10. Замирович Е. Н., Кулагина Л. А. Организационно-кадровое обеспечение инновационных процессов в России. //Труд и социальные отношения. 2008. № 9. С. 90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.