Научная статья на тему 'Методы управления инвестиционно-инновационной деятельностью в регионе'

Методы управления инвестиционно-инновационной деятельностью в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1168
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / РИСКИ / МЕХАНИЗМ / ОЦЕНКА / ПРОЕКТ / INVESTMENT / INNOVATION / RISKS / TECHNIQUE / ASSESSMENT / PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чудаев Д. А.

Рассматривается управление инвестиционно-инновационной деятельностью в промышленности региона на примере Красноярского края. Приводятся этапы формирования системы и классификация методов управления рисками. Предлагается методика определения величины риска проекта в зависимости от среднего класса инноваций для оценки крупных инвестиционных проектов региона. Разработаны меры региональной поддержки для формирования благоприятного инновационного климата и повышения доли инновационных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT METHODS OF INNOVATIVE AND INVESTMENT ACTIVITIES IN A REGION

In this article the management of investment and innovation in the industry of the region as an example of the Krasnoyarsk Territory are considered. Stages of system and classification of management methods of risks are presented. The technique of determining the magnitude of risk of the project depending on the middle-class innovations to assess the major investment projects in the region is proposed. Measures of regional support for the formation of a favorable innovation climate and increasing the share of innovative projects are developed.

Текст научной работы на тему «Методы управления инвестиционно-инновационной деятельностью в регионе»

Библиографические ссылки

1. Большаков О. А. Модели и алгоритмы конкурсного отбора инновационных проектов малых предприятий : дис. ... канд. экон. наук : 05.13.10. СПб., 2005.

2. ГОСКОМСТАТ России : сайт [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.gks.ru/wps/portal.

3. Инновации. Красноярский край [ Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.giop.ru/REOS/giep/giep_ тпоуайоп.ш£/ЙтЖКА8МОУАЯ8К.

4. Официальный сайт Красноярского края [ Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.krskstate.ru.

5. Инвестиции Красноярского края / Красинвест [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://krasinvest.ru.

6. Журнал «Инновации» : офиц. сайт [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.innovation.ru.

7. Гершман М. А. Инновационный менеджмент. М. : Маркет ДС, 2008.

D. A. Chudaev, G. Ya. Belyakova

FORMATION OF EVALUATION CRITERIA SYSTEM FOR INNOVATIVE INVESTMENT PROJECTS AND PROGRAMS

In this article the topical problems of investigation and realization of innovative projects are considered. On example of Krasnoyarsk region the largest investing projects are analyzed in terms of their innovativeness. It is concluded that foregoing problems have objective necessity of scientific investigation on the point of management of investment and innovation processes, primarily on purpose of establishment of obligatory innovative and technological examination of investment projects and programs.

Keywords: investment activity, innovations, examination, management, criteria, appraisal.

© Чудаев Д. А., Белякова Г. Я., 2010

УДК 336.02

Д. А. Чудаев

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РЕГИОНЕ

Рассматривается управление инвестиционно-инновационной деятельностью в промышленности региона на примере Красноярского края. Приводятся этапы формирования системы и классификация методов управления рисками. Предлагается методика определения величины риска проекта в зависимости от среднего класса инноваций для оценки крупных инвестиционных проектов региона. Разработаны меры региональной поддержки для формирования благоприятного инновационного климата и повышения доли инновационных проектов.

Ключевые слова: инвестиции, инновации, риски, механизм, оценка, проект.

Актуальность регионального аспекта управления инвестиционно-инновационными процессами возрастает в связи с экономической ситуацией, обусловленной дефицитом ряда ресурсов, углублением диспропорций в размещении трудовых ресурсов, основных производственных фондов, необходимостью реализации крупномасштабных программ технического перевооружения [1]. Потребность в региональном управлении инвестиционно-инновационным процессом вызвана также недостаточной эффективностью и конкурентоспособностью региональных научно-технических разработок [2].

Предлагаемый автором организационный механизм управления инвестиционно-инновационной деятельностью в регионе, реализация которого осуществляется через функционирование Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности

Красноярского края, на основе сотрудничества с Правительством Красноярского края, инвесторами и инноваторами, направлен на постепенное продвижение к проектам НИОКР компаний, находящихся на более ранних стадиях инновационного цикла и основанных на результатах фундаментальных исследований, а также на развитие взаимодействия с венчурными и другими структурами, участвующими в финансировании проектов по всему инновационному циклу.

При разработке системы управления необходимо придерживаться следующих положений [3]:

- управление инновациями неразрывно связано с управлением хозяйственным комплексом в целом;

- региональная система управления создается с целью дополнения отраслевой;

- система должна быть развивающейся, совершенствующейся;

- система управления должна охватывать основные направления НТП и ведущие отрасли хозяйства региона;

- система управления должна строиться на основе обеспечения в регионе сочетания всех видов научно-технической политики;

- при формировании системы необходимо создание в регионе органа управления инновациями, координирующего вопросы инвестиционно-инновационной и научно-технической деятельности.

Решение проблем регулирования инвестиционно-инновационной деятельности, а также комплексное научно-техническое развитие территории обеспечивает Красноярский краевой фонд поддержки научной и научнотехнической деятельности. Основной целью работы этого фонда является обеспечение комплексного научно-технического развития региона в органичном сочетании в решении приоритетных задач экономического и социального развития территории.

Исходя из вышеперечисленных положений, предлагается схема управления инвестиционно-инновационной деятельностью в регионе на основе взаимодействия органов государственной власти Красноярского края, государственных учреждений, образовательных учреждений, частных компаний (рис. 1).

Предлагаемый организационный механизм управления инвестиционно-нновационной деятельностью включает в себя совокупность следующих методов воздействия на инвестиционную деятельность.

1. Экономические методы:

- налоговые (предоставление льготного налогообложения субъектам инновационной деятельности, предоставление налоговых льгот; инвестиционный налоговый кредит);

- бюджетные (предоставление бюджетных субсидий на возмещение процентов по кредитам и затрат по лизингу; предоставление бюджетных кредитов; вклады в уставный капитал; выпуск ценных бумаг, гарантированных государством; предоставление льготных условий пользования государственным и муниципальным имуществом, землей и другими природными ресурсами);

- антимонопольные (развитие конкурентной среды за счет поддержки разных категорий инвесторов; предоставление информационных и консультационных услуг по организации бизнеса, инвестиционному бизнес-планированию);

- кредитно-денежные (выпуск корпоративных ценных бумаг; целевое кредитование за счет институциональных инвесторов (банка); осуществление операций с регио-

Правительство Красноярского края

Министерство экономики и регионального развития Красноярского края

Инвестиционные проекты

Инвестиционная и налоговая политика

Амортизационная политика

Политика ценообразования

Лицензирование и экспертиза

Спрос

инвестиций

Отдел инновационной экономики

Политика в области науки и техники региона

Формирование целей научно-технического развития региона

Разработка комплексных прогнозов развития приоритетных направлений региона

Разработка программ развития инновационного потенциала региона

Сопровождение инновационных проектов, программ региона

Инвесторы

ККФПН И НТД

Спрос инвестиций

ж

Инноваторы

Предложение инвестиций

Предложение инвестиций

Органы государственной власти, органы местного самоуправления

Г осударственные и муниципальные предприятия

Частные фирмы

Иностранные инвесторы

Учреждения и организации академической и отраслевой науки

Высшие учебные заведения

Коммерческие организации

Рис. 1. Схема управления инвестиционно-инновационной деятельностью в регионе

нальными и корпоративными ценными бумагами на фондовом рынке; осуществление дисконтной политики - регулирование ставок по кредитам.

2. Правовые методы - разработка и принятие закона об инновационной политике; определение организационно-правовых форм инвестиционных механизмов.

3. Административные методы - создание нового исполнительного органа управления инновационной деятельностью или передача данных функций уже существующему ведомству; расширение круга организаций, участвующих в финансировании инновационной деятельности.

Реализация перечисленных методов повысит привлекательность предлагаемых условий для инвесторов и, следовательно, формирование дополнительного дохода в экономике, а также позволит снизить величину риска, который является одной из причин низкой инвестиционной активности и малой доли инновационных проектов в регионе.

Риск в инновационной деятельности рассматривается чаще всего как возможность возникновения неблагоприятных условий, отражающихся, в конечном итоге, на результатах инноваций, в силу существования неопределенности внешних условий и внутренней реализации процессов деятельности организаций [1].

Под управлением рисками инновационной деятельности понимается совокупность практических мер, формируемых на основе принципов, методов и инструментария принятия управленческих решений с учетом сформулированных критериев эффективности, что позволяет снизить неопределенность результатов инновационной деятельности, повысить эффективность реализации инновационных проектов, уменьшить цену достижения целей инновационного развития.

По аналогии с общим циклом управления в менеджменте (планирование, организация, регулирование и контроль) можно выделить основные общие функции уп-

равления рисками (вне зависимости от их конкретного содержания, причины возникновения и последствий):

а) идентификация и классификация рисков;

б) анализ и количественная оценка рисков;

в) разработка мер по управлению рисками;

г) мониторинг процесса реализации принятых решений или проектов и реализации тактических решений по управлению рисками.

При формировании методики управления рисками инновационной деятельности можно выделить следующие укрупненные этапы:

1. Разработка общих принципов и методов, направленных на идентификацию объекта управления, а также целей управления рисками инновационной деятельности.

2. Разработка подходов к прогнозированию рисков инновационной деятельности - создание основы для выявления и характеристики рисков, связанных с инновациями.

3. Развитие методов анализа рисков инновационной деятельности - обеспечение адекватного применения существующих методов и развитие новых подходов к проведению анализа рисков.

4. Повышение эффективности управления рисками инновационной деятельности за счет принятия рациональных решений в данной сфере, а также формирование системы управления рисками инновационной деятельности и ее интеграция в систему управления предприятием.

Организация управления рисками инновационной деятельности включает информационное и методическое обеспечение, систему распределения прав, обязанностей, полномочий и ответственности для обеспечения эффективного управления рисками, что образует систему управления рисками инновационной деятельности (рис. 2).

Непосредственные причины возникновения риска, вызванные неопределенностью, образуют факторы риска, которые должны выступать в качестве основных объек-

1. Формирование подходов к управлению рисками инновационнои деятельности Критерии, принципы и методы идентификации рисков. Принципы и методы классификации рисков. Модели рисковых ситуаций Методы оценки рисков. Состав показателей, характеризующих риски. Методы определения критических значений показателей риска

2. Прогнозирование рисков инновационной деятельности Методы выделения факторов рисков. Моделирование влияния факторов рисков. Методы разработки сценариев развития рисковых ситуаций Методы прогнозной оценки количественных параметров рисков и их последствий. Принятие стратегических решений по управлению рисками на основе прогнозных оценок. Оценка эффективности мер по управлению рисками

3. Анализ рисков инновационного развития Классификация рисков. Методы анализа рисков. Обоснование выбора методов анализа рисков. Моделирование влияния рисков на результаты инновационной деятельности Методы количественной оценки параметров рисков. Методы качественной оценки рисков. Соотнесение количественных и качественных оценок риска. Методы формирования обобщенной оценки рисков. Методы обоснования решений с учетом рисков. Мониторинг рисков

Рис. 2. Этапы формирования системы управления рисками 176

тов анализа и управления рисками инновационной деятельности.

Основные базовые методы управления рисками инновационной деятельности можно классифицировать по времени применения, по цели воздействии, по характеру воздействия (рис. 3) [1].

Управлять рисками, связанными с внедрением и продвижением инноваций на рынок, достаточно сложно, особенно принимая во внимание очень высокую долю неопределенности. Тем не менее, анализ инновационных рисков и их систематизация уже могут стать инструментом управления рисками. Инвестиции в инновации обеспечивают высокие темпы экономического роста и повышения качества жизни населения.

В настоящее время в Красноярском крае идет подготовка к запуску и реализация ряда крупнейших инвестиционных проектов [4]:

1) строительство железнодорожной линии Кызыл-Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва;

2) развитие Красноярского международного авиатранспортного узла (ХАБа);

3) комплексное развитие Нижнего Приангарья;

4) газификация и газопереработка в Красноярском крае - создание Красноярского центра газодобычи;

5) строительство Железногорской ТЭЦ;

6) проект освоения Ванкорского нефтегазового месторождения;

7) комплекс производств по выпуску солнечных батарей «Солнечный кластер».

В практике известен ряд формализованных методов финансового анализа инвестиционных проектов, расчеты, которые могут служить основой для принятия решений в области инвестиционной политики. Универсального метода не существует, но развитие этих методов идет в сторону универсализма, направленную на более объективную оценку эффективности проектов, которая рассчитывается в соответствии с классификацией инновации [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При принятии решений о финансировании того или иного инновационного проекта инвестор учитывает целый комплекс факторов, среди которых ведущая роль отводится ожидаемому уровню доходности на вложенный капитал. Ожидаемый уровень доходности складывается из трех основных компонентов: цены капитала (соответствует уровню чистой доходности альтернативных проектов вложения финансовых средств), уровня величины риска и ожидаемого уровня инфляции. Предлагается методика определения величины риска, основанная на анализе так называемого «среднего класса» инновации (табл. 1).

Средний класс инновации рассчитывается как среднее арифметическое классов по группам риска. Величина риска устанавливается исходя из соотношения среднего класса инновации и средней величины риска, устанавливаемой для инновации данного класса (табл. 2).

По методике определения величины риска была проведена оценка инвестиционных проектов Красноярского края (табл. 3).

Оценка инвестиционных проектов (табл. 3) показала, что наименьшей величиной риска обладают проекты по строительству железнодорожной линии Кызыл-Кураги-но и Железногорской ТЭЦ, относящиеся ко 2-му классу инновации с величиной риска 0,5 %.

К среднему классу инноваций (3) можно отнести инвестиционные проекты по комплексному развитию Нижнего Приангарья, созданию Красноярского центра газодобычи и освоению Ванкорского нефтегазового месторождения, обладающие величиной риска 1 %.

Развитие Красноярского международного авиатранспортного узла (ХАБа) по состоянию на 01.10.2009 г. находится в стадии согласования. Проект можно отнести к 4-му классу инноваций, величина риска составляет 2 %.

Как видно из проведенного анализа на данный момент единственным инновационным проектом среди вышеперечисленных является создание комплекса инновационных наукоемких производств по выпуску солнеч-

Методы управления рисками инновационной деятельности

По характеру воздействия

Экономические

Организационно-

технические

По времени применения

Стратегические

Тактические

Социально-

психологические

Уменьшение

тяжести

последствий

рисковых

ситуаций

£

Ї

По цели применения

Исключение возможности возникновения рисковых ситуаций

X

Снижение возможности возникновения рисковых ситуаций

X

р

ртС

ер на ад ре Н а е

к

и

к

и

ц

и

ф

о

р

рП

Рис. 3. Классификация методов управления рисками инновационной деятельности

ных батарей «Солнечный кластер», который относится к 6-му классу инноваций с величиной риска в размере 10 % (рис. 4).

Рис. 4. График зависимости величины риска от среднего класса инновации

Создание высокотехнологичных производств в Красноярском крае осуществляется в рамках инновационной деятельности, в которой происходит превращение научно-технического продукта, базирующегося на результатах фундаментальных и прикладных исследований, в рыночный товар с высокими потребительскими свойствами. Важнейшая стратегическая задача - связать единой цепочкой научные организации, разрабатывающие нововведения, учреждения, занимающиеся доведением научной идеи до конкретной технологии, материала или конструкции, и предприятия, которые берут на себя ответственность за их внедрение и тиражирование [6].

Годы реформ показали, что Красноярский край обладает не только сырьевыми ресурсами, но и интеллектуальным и предпринимательским потенциалом. Задача состоит в том, чтобы включить все эти ресурсы в экономическое и технологическое возрождение края путем создания высокотехнологичных производств.

Таблица 1

Классификация нововведений и инновационных процессов по группам риска (в скобках указан класс по признаку)

Признак разделения на группы /значения признаков, позволяющие определить группу риска нововведения и инновационного процесса

1. Содержание (вид) нововведения Новая идея (8) Новый продукт (7) Новая технология (6) Новая услуга (5) Новое решение (4) Новый регламент, структура (3) 6. Территориальный масштаб проекта Интернационализация (7) РФ, страны СНГ и Балтии (6) Область, край (5) Район, город (4)

7. Масштаб распространения проекта Широкая реализация (7) Ограниченная реализация (диффузия) (6) Единичная реализация (5)

2. Тип новатора (сфера создания новшества) Производственные фирмы и отделения (6) Научно-технические организации и отделения (5) Маркетинговые подразделения и фирмы (4) Управление и организации (3) Организации ресурсно-сырьевой направленности (2)

8. По степени новизны Радикальные (пионерные, базовые) (8) Ординарные (изобретения, новые разработки) (5) Усовершенствующие (модернизация) (2)

3. Область знаний и функций Техника и технология (8) Ноу-хау (8) Естествознание (8) Производство (7) Финансы и экономика (6) Социальные и общественные звенья (5) Организация и управление (4) Юриспруденция (3) Консультанты (2)

9. По глубине реализации проекта Системные (7) Комплексные (5) Элементарные, локальные (2)

10. Причина появления нового (инициатива) Развитие науки и техники (7) Потребности производства (5) Потребности рынка (3)

4. Тип инноватора (сфера нововведения: фирмы, службы) Научно-технические звенья (7) Промышленные звенья (6) Финансовые, маркетинговые и коммерческие звенья (5) Эксплуатационные и обслуживающие звенья (4) 11. Уровень изменчивости технологии «Изменчивая» технология (8) «Плодотворная» технология (5) Стабильная технология (2)

12. Срок реализации Долгосрочные (более 3 лет) (8) Среднесрочные (2-3 года) (6) Краткосрочные (до 1 года) (4) Оперативные (до 0,5 года) (2)

5. Уровень проекта Фирма (8) Подразделения фирмы (7) Концерн, корпорация (6) Отрасль, группа отраслей (5) Государство (4)

Таблица 2

Соотношение среднего класса инновации и средней величины риска, устанавливаемой для инновации данного класса

Средний класс инновации 1 2 3 4 5 6 7 8

Величина риска, % 0,0 0,5 1,0 2,0 5,0 10,0 20,0 30,0

Перечисленные ниже меры позволят, устранив существующие негативные факторы, обеспечить оптимальное развитие региональной инвестиционно-инновационной деятельности.

Региональную инновационную политику следует реализовывать в виде мер региональной поддержки (рис. 5), формирования благоприятного инновационного климата, повышения инновационной активности и инновационной восприимчивости регионов. В современных условиях задачей первостепенной важности является сохранение и последующее усиление инновационно-промышленного потенциала региона, повышение степени его воздействия на экономическую эффективность производства. Без этого недостижимо обеспечение устойчивости регионального развития.

Предложенные методы управления инвестиционноинновационной деятельностью в регионе могут способствовать повышению доли инновационных проектов, устранению существующих негативных факторов, обеспечить оптимальное развитие региональной инвестиционно-инновационной деятельности.

Библиографические ссылки

1. Новицкий Н. А., Семикова О. Р. Проблемы развития инновационно-инвестиционного комплекса России // Инновационная экономика России: проблемы развития инновационно-инвестиционного потенциала / под ред.

С. Н. Сильвестрова, Н. А. Новицкого. М. : ИЭ РАН, 2006.

2. Экономика России: итоги и перспективы роста / Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. М., 2007.

3. Зубарев А. С. Приоритетные направления политики регионального развития в условиях глобализации экономики // Научные ведомости БелГУ 2007. Вып. 2, № 3 (34). С. 149-153.

4. Официальный сайт Красноярского края [ Электронный ресурс]. URL: http://www.krskstate.ru.

5. Журнал «Инновации» : офиц. сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.innovation.ru.

6. Инновации. Красноярский край [ Электронный ресурс]. URL: http://www.giop.ru/REOS/giep/giep_ innovation.nsf/html/KRASNOYARSK.

Таблица 3

Оценка инвестиционных проектов Красноярского края с точки зрения инновационности

Признак разделения на группы Значения признаков, позволяющие определить группу риска нововведения и инновационного процесса инвестпроектов

Комплексное развитие Нижнего Приангарья Международный авиатранспортный узел (ХАБ) Железногорская ТЭЦ «Солнечный кластер»

1. По содержанию (виду) нововведения - Новое решение (4) - Новая технология (6)

2. Тип новатора (сфера создания новшества) - Управление и организации (3) - Производственные фирмы и отделения (6)

3. Область знаний и функций - Социальные и общественные звенья (5) - Техника и технология (8)

4. Тип инноватора (сфера нововведения: фирмы, службы) - Эксплуатационные и обслуживающие звенья (4) - Производственные звенья (6)

5. Уровень проекта Отрасль, группа отраслей (5) Государство (4) Государство (4) Отрасль, группа отраслей (5)

6. Территориальный масштаб проекта Область, край (5) Интернационализация (7) Район, город (4) Область, край (5)

7. Масштаб распространения проекта Единичная реализация (5) Широкая реализация (7) Единичная реализация (5) Ограниченная реализация (6)

8. По степени новизны - У совершенствующие (2) - Радикальные (8)

9. По глубине реализации проекта Комплексные (5) Элементарные, локальные (2) Элементарные, локальные (2) Системные (7)

10. Причина появления нового (инициатива) - Потребности рынка (3) - Развитие науки и техники (7)

11. Уровень изменчивости технологии Стабильная технология(2) Стабильная технология (2) Стабильная технология (2) «Плодотворная» технология (5)

12. Срок реализации Долгосрочные (более 3 лет) (8) Долгосрочные (более 3 лет)(8) Долгосрочные (более 3 лет) (8) Долгосрочные (более 3 лет)(8)

Средний класс инновации 3 4 2 6

Величина риска, % 1 2 0,5 10

Система мер по увеличению доли инновационных проектов в Красноярском крае

1. Создание условий для развития инновационной деятельности

Содействие техническому перевооружению производства и внедрению инновационных технологий

Предоставление субсидий организациям для возмещения части затрат

Разработка механизма формирования трансферта инновационных технологий

Содействие кадровому обеспечению высокотехнологичных отраслей промышленности

Создание условий для реализации инновационных проектов и повышения эффективности производства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Переподготовка кадров, проведение конкурсов с целью выявления лучших специалистов в высокотехнологичных отраслях

Предоставление субсидий организациям на повышение квалификации кадров

Обеспечение ежегодной корректировки перечня специальностей профессионального образования в соответствии с потребностями промышленности

Реализация инновационных проектов для нужд муниципальных образований Красноярского края, внедрение инновационно-технологической экспертизы

Формирование благоприятного климата для развития субъектов инновационной

деятельности

Разработка нормативно-правовых актов региональных органов власти

Снижение рисков инновационных проектов

Упрощение системы кредитования субъектов малого предпринимательства

2. Ресурсное обеспечение инновационно-технологического развития

Развитие территорий производственных зон

Инженерное, энергетическое и транспортное обеспечение субъектов инновационной деятельности

Инвентаризация объектов, размещаемых в производственных зонах, в целях выявления свободных земельных участков

Разработка предложений по инженерной подготовке территорий производственных зон, перспективных для освоения

Установление льготных инвестиционных условий для инвесторов, которым предоставляются земельные участки для перебазирования пром. организаций

3. Содействие продвижению высокотехнологичной продукции

Предоставление на конкурсной основе производителям товаров, работ, услуг субсидий на возмещение затрат, связанных с участием в российских и международных выставках, форумах и конференциях Размещение государственного заказа и организация проведения межотраслевых промышленных выставок, форумов

4. Взаимодействие исполнительных органов государственной власти с организациями при формировании инновационной и промышленной политики

Организационное обеспечение и координация деятельности региональных органов власти Заключение соглашений с федеральными органами исполнительной власти о сотрудничестве Совместная работа с некоммерческими организациями предпринимателей и работодателей

5. Информационная поддержка инновационно-технологического развития

Размещение государственного заказа на подготовку информационных и аналитических материалов о текущем положении и перспективных вопросах, а также о работе исполнительных органов государственной власти в области инновационной и

промышленной политики

Рис. 5. Система мер по увеличению доли инновационных проектов в регионе

D. A. Chudaev

MANAGEMENT METHODS OF INNOVATIVE AND INVESTMENT ACTIVITIES IN A REGION

In this article the management of investment and innovation in the industry of the region as an example of the Krasnoyarsk Territory are considered. Stages of system and classification of management methods of risks are presented. The technique of determining the magnitude of risk of the project depending on the middle-class innovations to assess the major investment projects in the region is proposed. Measures of regional support for the formation of a favorable innovation climate and increasing the share of innovative projects are developed.

Keywords: investment, innovation, risks, technique, assessment, project.

© Vydaee ff. A., 2010

УДК 65.29

А. А. Бойко, Н. В. Бахмарева

ЦЕПОЧКА СОЗДАНИЯ ЦЕННОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВОМ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ ПРЕДПРИЯТИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Рассматривается процесс разработки цепочки создания ценности (ЦСЦ) воспроизводства основных фондов на предприятиях ракетно-космической промышленности.

Ключевые слова: цепочка создания ценности, жизненный цикл, воспроизводство.

Эффективность работы любой организации в значительной степени определяется эффективностью управления, его соответствием внутренним и внешним условиям деятельности предприятия. Изменение этих условий вызывает изменения подходов к управлению. Необходимость совершенствования управления воспроизводством основных производственных фондов (ОПФ) предприятий ракетно-космической промышленности (РКП) обосновывается количественными и качественными изменениями в технической базе производства и возросшими задачами по ее использованию, что оказывает прямое влияние на конечный результат финансово-хозяйственной деятельности данных предприятий. Пристального внимания к пути решения проблем управления и реализации современных требований, к управлению воспроизводством ОПФ заслуживает процессный подход к управлению.

В настоящее время процессный подход завоевывает все более новых приверженцев, и предприятий занимающихся внедрением данного метода управления становиться все больше. Однако российские и зарубежные ученые сходятся во мнении, что для реализации успешного перехода на процессно-ориентированное управление еще не сформирована достаточная и эффективная теоретикопрактическая база, а также не решено большое количество проблем методического характера. Прежде всего это относится к отсутствию типовых инструментов процессно-ориентированного управления воспроизводством

ОПФ, подходящих для любого предприятия, способных осуществить не только переход к управлению на основе процессного подхода, а сделать это комплексно, с максимальной эффективностью и с закреплением полученного результата. Следовательно, необходимость решения задач, направленных на формирование интегрированного управления воспроизводством ОПФ по стадиям жизненного цикла и формам воспроизводства, обеспечения эффективного взаимодействия между различными подразделениями, участвующими в процессе управления, создание единой системы показателей, ориентированной на выполнение стратегии предприятия и обеспечивающей эффективное операционное управление материально-технической базой инновационного производства предприятий РКП, определяет актуальность разработки инструментария процессного подхода.

До недавнего времени внедрение процессного подхода к управлению организацией начиналось с построения системы бизнес-процессов организационной деятельности, которая показывала набор основных, вспомогательных и управленческих бизнес-процессов, а также отражала горизонтальные и вертикальные связи между ними. Далее на основе системы бизнес-процессов разрабатывалась система показателей, определяющая эффективность выполнения процессов, производства продукта и уровень удовлетворенности потребителя. После чего составлялись положения о подразделениях, выполняющих выделенные бизнес-процессы, а также регламен-

І8І

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.