УДК: 796.011
ОСОБЕННОСТИ
формирования готовности студентов вуза
к физическому самосовершенствованию
на основе транстеоретической модели изменения поведения
Д.А. Ходосова
Доктор биологических наук, профессор С.И. Логинов Сургутский государственный университет ХМАО-Югры, Сургут
THE PECULIARITIES OF FORMATION OF UNIVERSITY STUDENTS' READINESS FOR SELF-DEVELOPMENT BASED ON THE TRANSTHEORETICAL MODEL OF BEHAVIORAL CHANGE D.A. Khodosova S.I. Loginov, professor, Dr.BIol., Surgut State University KhMAR-Ugra, Surgut
Key words: sstudents, physical activity, physical exercises, psychological impact.
Physical activity, associated with human health, takes one of the leading places among the factors of healthy way of life. Sedentary lifestyle is a risk factor for many diseases, however, despite the wide range of information about the benefits of physically active lifestyle, the vast majority of the urban population is not engaged in physical exercises for health and remains largely "sedentary. Physical activity decreases throughout all age groups, but the sharpest drop is seen among teenagers (15-19 years) and young adults ( 21-25 years), i.e. young students. The purpose of the present study was to study the features of self-improvement and involvement of students in regular classes of physical culture based on the behavioral theory and increase the level of physical activity and fitness via the external psychological-pedagogical control effect.
The educational experiment was designed and conducted based on the transtheoretical model (TTM) of behavioral change. Methodical and practical lessons on physical education were the central element of the effect, 4 hours per week in a gym and 2 and more hours of self-studies. In addition, there were used the methods of reward, incentives and social support.
The studies have shown that educational control action caused the redistribution of students through the phases of behavior change, related with classes of physical exercises.
The transtheoretical model of behavioral change provides an opportunity to plan, analyze and predict the results of changing behavior, associated with classes of physical exercises, among students in terms of educational control actions.
Ключевые слова: студенты, физическая активность, физические упражнения, психологическое воздействие.
Введение. Среди факторов здорового образа жизни одно из ведущих мест занимает физическая активность, связанная со здоровьем человека. Малоподвижный образ жизни является фактором риска многих заболеваний, однако, несмотря на обширную информацию о пользе физически активного стиля жизни, подавляющее большинство городского населения не занимается физическими упражнениями для здоровья и остается в значительной степени «сидячей» [1, 3-5]. Физическая активность повсеместно снижается во всех возрастных группах, однако самое резкое ее падение отмечается у подростков (15-19 лет) и молодых взрослых (21-25 лет), т. е. студенческой молодежи [9, 6].
Цель работы состояла в том, чтобы на основе поведенческой теории изучить особенности самосовершенствования и приобщения студентов к регулярным занятиям физической культурой и повысить уровень физической активности и физической подготовленности с помощью внешнего психолого-педагогического управляющего воздействия.
Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент был спланирован и проведен на основе транстеоретической модели (ТТМ) изменения поведения [11]. Центральным элементом воздействия являлись методико-практические занятия по физической культуре, 4 ч в неделю в зале и 2 ч и более самостоятельных занятий. Кроме того, использовали методы подкрепления, стимулирования и социальной поддержки (автоматический зачет, льготные и бесплатные абонементы, информирование родителей об успехах, публикации в университетской газете о достижениях и т. д.). Участвовал 491 студент различных факультетов, (184 юноши и 307 девушек в возрасте 17-19 лет). Все участники на момент исследования
были относительно здоровы и добровольно согласились участвовать в эксперименте.
С помощью общепринятых методик до начала и через 32 недели занятий измеряли показатели здоровья. В качестве независимой переменной выступало управляющее воздействие, включавшее когнитивный и деятельностный компоненты формирования мотивации, а также комплекс оздоровительных занятий с использованием физических упражнений аэробной (ходьба и бег, силовые упражнения с собственным весом и при помощи специализированных силовых тренажеров) направленности. Указанные упражнения сочетали с дыхательными упражнениями и стретчингом. Занятия проводили 2 раза в неделю по 90 мин в рамках академической программы и 2 ч самостоятельно.
До воздействия 184 юноши и 307 девушек и после воздействия 175 юношей и 286 девушек ответили на анкету относительно своей физической активности [13, 14], модифицированную нами для русскоязычных студентов. Анкета состояла из 4 субтестов, оценивавших основные конструкты ТТМ: стадии изменения поведения, баланс принятия решения, процесс изменения и самоэффективность. Подробно характеристика субтестов дана в монографии и статьях С. И. Логинова [3, 4]. В качестве контроля выступала группа студентов (100 человек, в том числе 45 девушек), которым педагогическое управляющее воздействие (ПУВ) не проводили. До и после ПУВ измеряли частоту занятий физическими упражнениями (раз/нед) и продолжительность занятия (мин/занятие), количество студентов на каждой стадии изменения поведения ( %), баланс принятия решения, процесс изменения поведения и самоэффективность (Т-баллы). Обработку данных показателей описательной статистики, нормализацию первичных экспериментальных данных, а также дисперсионный анализ проводили с помощью пакета программ Statistica 10.0 (StatSoft, США).
Результаты исследования и их обсуждение. Проведенные исследования показали, что ПУВ вызвало перераспределение студентов по стадиям изменения поведения, связанного с занятиями физическими упражнениями. До ПУВ 14,1 % всех студентов не занимались физическими упражнениями и не собирались заниматься ими в ближайшие полгода (стадия 1, неосознание); 16,9 % студентов не выполняли физических упражнений, но собирались выполнять их в ближайшие полгода (стадия 2, осознание); 24,6 % студентов занимались физическими упражнениями нерегулярно, от случая к случаю (стадия 3, подготовка); 21,8 % студентов занимались физической культурой в свободное время регулярно, но менее чем полгода (стадия 4, действие) и только 22,6 % первокурсников занимались физическими упражнениями регулярно более чем полгода (стадия 5, поддержание) (рис. 1).
После ПУВ количество студентов, не занимавшихся физическими упражнениями и не собиравшихся заниматься ими в ближайшие полгода, составляло 10,8 % (стадия 1), 19,6 % размышляли о том, что неплохо бы заняться физкультурой в следующем месяце (стадия 2), 21,0 % тренировались от случая к случаю
(стадия 3), 19,8 % занимались регулярно, но меньше чем полгода (стадия 4) и 28,8 % тренировались более полугода (стадия 5). В целом до ПУВ физически низкоактивный образ жизни вели 55,5 % студентов выборочной совокупности, находившихся на первых трех стадиях изменения поведения.
Изменение баланса принятия решения в зависимости от стадий изменения поведения, связанного с занятиями физическими упражнениями и полом первокурсников, под влиянием ПУВ показало, что среди юношей до ПУВ количество всех аргументов «за» согласно тесту Tukey's HSD достоверно увеличивалось (p<0,0003) от стадии к стадии (1<2<3<5), тогда как все аргументы «против» не менялись (p<0,27). После ПУВ все аргументы «за» менялись достоверно только на первых двух стадиях изменения поведения (p<0,05), а все аргументы «против» недостоверно возрастали (p<0,26). Многофакторный дисперсионный анализ (MANOVA) показал, что баланс принятия решения существенно зависел от стадии изменения поведения (коэффициент Rao R (8,190) = 3,54; p<0,0006).
У девушек до ПУВ все аргументы «за» увеличивались от стадии к стадии (p<0,05), Rao R (8, 290) = 3,62; p<0,0004, кроме стадии подготовки (1<2<4<5), тогда как все аргументы «против» изменялись недостоверно (p<0,14). После ПУВ количество аргументов «за» достоверно увеличивалось от стадии к стадии (p<0,05): 1<2<3<4<5; 2<3<4; 3<4=5; 5<4. Число аргументов «против» существенно уменьшалось (p<0,05): 4<3<2; 5<3<2, т. е. баланс принятия решения менялся в сторону преобладания положительных аргументов, вследствие чего можно было ожидать изменения поведения и закрепления желания заниматься физической культурой для здоровья (Rao R (8,286) = 5,22; p<0,0001). В контроле у юношей сумма всех аргументов «за» также достоверно (p<0,0003) увеличивалась от стадии к стадии, количество аргументов «против» не снижалось. Процесс также зависел от стадии изменения [Rao R (8,190) = 3,27; p<0,0015]. Сходная
^ 30 П
20 -
" 10 -
"Д° 28,8
□ После 24,6 п
icq 19,6 —21 19<8 —
Ir ill níl
^10,8
Стадии мотивационной готовности
Распределение студентов до начала педагогического управляющего воздействия (до) и после педагогического управляющего воздействия (после) в зависимости от стадий мотивационной готовности к изменению физически низкоактивного поведения.
Условные обозначения: 1 - стадия неосознания, 2 - стадия осознания, 3 - стадия подготовки, 4 - стадия действия, 5 - стадия поддержания, или регулярной тренировки
картина отмечалась и у девушек [Rao R (8,188) = 2,74; p<0,007].
Таким образом, приведенные данные свидетельствуют, что как у юношей, так и у девушек под влиянием ПУВ достоверно повышается сумма аргументов «за», убеждающая в необходимости заниматься физическими упражнениями, поскольку их польза очевидна. В то же время сумма аргументов «против» меняется в меньшей степени и свидетельствует о том, что значительные усилия в учебном процессе следует сосредоточить на создании условий, которые приводили бы к уменьшению предубеждений против занятий физическими упражнениями и закреплению новых представлений.
Самоэффективность первокурсников увеличивалась от стадии к стадии как до, так и после ПУВ. Однако в сравнении с КГ после ПУВ, несмотря на тенденцию к увеличению, показатели самоэффективности студентов статистически достоверно не менялись. Средние значения показателей познавательной и поведенческой стратегий и их среднеквадратические отклонения до и после ПУВ представлены в таблице.
Все десять переменных, характеризующих процесс изменения поведения, достоверно возрастали от стадии к стадии до и после ПУВ как в ЭГ, так и в КГ. ЭППВ не оказало существенного влияния на степень осознания необходимости изменения поведения. Уровень социального освобождения повышался на стадии поддержания. Переоценка окружающей среды положительно отличалась на стадии неосознанности и была существенно меньше на стадии поддержания. После ПУВ в процессе изменения поведения на стадии осознания студенты чаще пользовались помощью других людей, однако взаимопомощь на последующих стадиях снижалась. Новые условные рефлек-
сы вырабатывались недостаточно, их подкрепление, а также контроль стимулов были слабыми на стадиях неосознанности и действия, величина самоосвобождения была наиболее низкой на стадии осознания. Другие изменения были малосущественны.
Результаты однофакторного дисперсионного анализа и сравнительного теста Tukey's HSD, а также качественных показателей эффекта ПУВ в сравнении с КГ представлены в таблице.
На основании коэффициента F определяли степень влияния ПУВ, где F от 1 до 5 - малый эффект, 5,1-10 - средний эффект, выше 10 - большой эффект. Незначительный эффект ПУВ наблюдался для социального освобождения, устранения неприятных ощущений при выполнении физических упражнений (облегчение), для показателя «все аргументы против», а также взаимопомощи. Был обнаружен средний эффект самоэффективности, осознания необходимости изменения поведения, переоценки окружения, выработки условных рефлексов и контроля отвлекающих влияний. Большое влияние ПУВ оказало на показатель «все аргументы за», самопереоценку и самоосвобождение.
Полученные результаты подтвердили целесообразность применения ТТМ для исследования поведения, связанного с регулярными занятиями физической культурой в вузе. Все конструктивные элементы этой теории хорошо дифференцировались в зависимости от стадии изменения поведения.
Наши данные относительно числа физически низкоактивных студентов в целом совпадают с литературными. Так, обнаружено [12], что из 608 студентов колледжа университета Брауна (Providence, Rhode Island, USA) 59 % вели малоподвижный образ жизни. В другом исследовании, по данным телефонного опроса,
Влияние управляющего педагогического воздействия на показатели ТТМ студентов СурГУ по данным однофакторного дисперсионного анализа и сравнительного теста Tukey's_HSD
Элементы ТТМ До ПУВ После ПУВ Контроль
F (4,397) Tukey's (p<0,05) F (4,261) Tukey's (p<0,05) F (4,206) Tukey's (p<0,05)
Самоэффективность 14,13 2<4<5 8,16С 1<3,4,5 3<4,5 13,87 1<2,3,4,5 2<4,5
Все аргументы «за» 8,21 1<2,3,4,5 10.12Б 1<4 8,12 1<2,3,4,5
Все аргументы «против» 2.79 НД 4,44м 1<4,5 4,34 1<3,4
Степень осознания 10,32 1<2,3,4,5 9,71С 1<3,4,5 8,14 1<4,5
Соцосвобождение 4,12 1<3,4,5 4<5 4,36м 1<4 5,19 1<2,3,4,5
Облегчение 3,72 1<4,5 2,21м НД 5,07 1<2,3,4,5
Переоценка окружения 7,99 1<2,3,4,5 5,72м 1<5 6,07 1<2,3,4,5
Самопереоценка 15,5 1<2,3,4,5 14,78Б 1<3,4,5 12,84 1<2,3,4,5,
Взаимопомощь 6,51 1<3,4,5 1< 5 422М НД 5,15 1<4,5
Условные рефлексы 14,8 1<3,4,5 3<4,5 9,55С 1<5 12,26 1<4,5
Самоосвобождение 15,0 1<2,3,4 4< 5 15,1Б 1<3,4,5 12,67 1<3,4
Контроль стимулов 9,25 1<4,5 4<5 8,89С 1<5 11,26 1<2,3,4
Подкрепление 8,78 1<2,3,4,5 6 ,49С 1<3,4,5 9,01 1<2,3,4,5
Условные обозначения: ТТМ - транстеоретическая модель, стадии 1 - неосознанность, 2 - осознание, 3 - подготовка, 4 - действие, 5 - поддержание. Эффекты ПУВ: М - малый, С - средний, Б - большой. НД - недостоверно.
1408 студентов (43,1 %) в возрасте 18-20 лет из 23 колледжей штата Техас были отнесены к первой (неосознанность) и второй (осознание) стадиям изменения поведения. В то же время 53 % студентов сообщили, что участвовали в высокоинтенсивной физической деятельности (аэробные упражнения) три и более дней за последнюю неделю, а 58 % занимались физическими упражнениями умеренной интенсивности (ходьба, велосипед) [13]. По другим данным, физически низкоактивными были 33 % студентов-старшекурскников и выпускников [7], 46 % первокурсников и аспирантов [10] и 52 % студентов-первокурсников [14], 24 % украинских студентов не выполняли упражнений вообще и 51 % занимались ими от случая к случаю [2].
Наиболее близкими к нашим данным оказались результаты психолого-педагогического воздействия на поведение, связанное с занятиями физической культурой, проведенного с позиций ТТМ в университете штата Орегон при участии 540 студентов [8]. Изучали влияние аналогичного нашему 30-часового курса «Физкультура для жизни и здоровья» (Lifetime fitness for 1гваК1"|), преподававшегося в течение 10 недель. В качестве зависимых переменных выступали количество занятий физическими упражнениями (раз/нед) и величина энергозатрат (МЕТ/нед). Проведенные исследования показали, что под влиянием вмешательства студенты переместились на более высокие стадии мотивационной готовности изменения поведения, связанного с занятиями физической культурой. В то же время существенных изменений самоэффективности, а также показателей познавательной и поведенческой стратегий изменения поведения не произошло, величина энергозатрат, связанных с физическими упражнениями, возросла недостоверно.
Таким образом, транстеоретическая модель предоставляет возможность для планирования, анализа и прогноза результатов изменения поведения, связанного с занятиями физическими упражнениями студентов в условиях ППВ.
Под влиянием ППВ доля студентов, ведущих физически низкоактивный образ жизни, уменьшилась с 60 до 40 %.
После проведения ППВ у юношей и девушек количество аргументов в пользу регулярных занятий физическими упражнениями превысило сумму аргументов против занятий ими (переход в полном согласии с положениями ТТМ осуществился на стадии деятельности, стадия 4). Самоэффективность повышалась от стадии к стадии, количество занятий в неделю и их продолжительность достоверно увеличились по сравнению с КГ.
Наиболее сильные эффекты ППВ были выявлены в отношении положительной аргументации за то, чтобы заниматься физической культурой больше, а также самопереоценки и самоосвобождения. Не удалось снизить зависимость от социальных влияний, мешающих занятиям физической культурой, уменьшить затруднения, связанные с приобщением студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями, и усилить взаимопомощь.
Наши и литературные данные свидетельствуют, что приобщение студентов к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой - процесс сложный и многоплановый. Его целесообразно проводить с учетом мотивационной готовности, поскольку на разных ее стадиях методические подходы различны. На стадии предразмышления и размышления нужно воспитать потребность и заинтересованность, на стадиях подготовки и деятельности - сосредоточиться на организационных вопросах, создании условий для регулярной тренировки, в то время как на стадии поддержания, скорее всего, требуется квалифицированный тренер (консультант) и профессионально составленная индивидуальная программа оздоровительной тренировки. Совершенно очевидно, что необходимы дальнейшие исследования в этом направлении.
Вывод. Транстеоретическая модель изменения поведения предоставляет возможность планировать, анализировать и прогнозировать результаты изменения поведения, связанного с занятиями физическими упражнениями, студентов в условиях ПУВ.
Литература
1. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. - М.: Советский спорт, 2009. - С. 57-63.
2. Леонова В.А. Социально-психологический портрет учащейся молодежи Украины и ее здоровье. Здоровье и физические упражнения / В.А. Леонова, А.С. Куц, А.И. Драчук / Сб. статей. - Тюмень: изд-во ТюмГУ, 2000. - С. 108-112.
3. Логинов С.И. Зависимость физически низкоактивного поведения студентов от их психофизиологического статуса / С.И. Логинов, В.Ю. Шнейдер, И.Э. Юденко и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 1. - С. 54-58.
4. Логинов С.И. Физическая активность: методы оценки и коррекции / С.И. Логинов; Сургут. гос. ун-т. - Сургут, 2005. - 344 с.
5. Логинов С.И. Характеристика факторов риска неинфекционных заболеваний среди населения города Сургута / С.И. Логинов, А.С. Третяк, Д.А. Ходосова и др. // Экология человека. - 2013. - № 11. - С. 13-18.
References
1. Balsevich, V.K. Essays on developmental kinesiology / V.K. Balsevich. - Moscow: Sovetsky sport, 2009. - P. 57-63. (In Russian)
2. Leonova, V.A. Social and psychological image of Ukrainian students and their health. Health and physical exercises / V.A. Leonova, A.S. Kutz, A.I. Drachuk / Collected researches. -Tyumen: publ. h-se of TyumSU, 2000. - P. 108-112. (In Russian)
3. Loginov, S.I. Dependence of students' physically low active behavior on their psychophysiological status / S.I. Loginov, V.Yu Schneider, I.E. Yudenko et al. // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie obrazovanie, trenirovka. - 2008. - № 1. - P. 54-58. (In Russian)
4. Loginov, S.I. Physical activity: methods of estimation and correction / S.I. Loginov; Surgut. state un-ty. - Surgut, 2005. - 344 P. (In Russian)
5. Loginov, S.I. Characteristics of risk factors for noncommunicable diseases among the population of the city of Surgut / S.I. Loginov, A.S. Tretyak, D.A. Khodosova et al. // Ekologiya cheloveka. -2013. - № 11. - P. 13-18. (In Russian)
6. Buckworth J., Dishman R, O'Connor P., Tomporowski Ph. -Exercise Psychology - Human Kinetics, 2013. - 544 P.
7. Calfas, K.J., Sallis, J.R., Lovato et el. (1994). Physical activity and its determinants before and after college graduation. Medicine, Exercise, Nutrition, and Health. - N 3. - P. 323-334.
8. Cardinal B.J., Jacques K.M., Levy S.S. Evaluation of a university course aimed at promoting exercise behavior //J. Sports Med. Phys. Fitness. - 2002. - V. 42, № 1. - P. 113-119.
9. Dishman R.K., Washburn R.A., G. Heath. - Physical Activity Epidemiology Human Kinetics, 2004. - 467 p.
10. Pinto B.M., Marcus B.H. A stages of change approach to understanding college students physical activity //J. Am. College Health. - 1995. - V. 44. - P. 27-31.
11. Prochaska J.O., Velicer W.F. The transtheoretical model of health behavior change. // Am. J. Health Promot. - 1997. - V. 12. - P. 38-48.
12. Sullum, J., Clark, M.M., King, T.K. Predictors of exercise relapse in a college population // J. Am. College Health. - 2000. - V. 48. - P. 175 -180.
13. Wallace L.S., Buckworth J. Application of the Transtheoretical Model to Exercise Behavior among Nontraditional College Students //Am. J. Health Educattion. - 2001. - V. 32, N 1. - P. 39-47.
из ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
14. Wallace L.S., Buckworth J., Kirby T.E., Sherman W.M. Characteristics of exercise behavior among college students: Application of social cognitive theory to predicting stage of change. // Preventive Medicine. - 2000. - V. 31. - P. 494505.
Информация для связи с автором:
Поступила в редакцию 25.01.2014 г.
УДК: 613.2
ГУМАНИТАРНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ЦЕННОСТНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Доктор педагогических наук, профессор В.Д. Повзун Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин Кандидат биологических наук, доцент А.А. Повзун Сургутский государственный университет ХМАО-Югры, Сургут
Ключевые слова: поле, гуманитарное образование, ценности,
вуз.
Одной из важнейших стратегических линий обновления всей системы высшего образования сегодня является его гуманизация, что требует, в свою очередь, решения ряда стратегических задач, и одна из главных - создание гуманитарной среды как условия эффективного функционирования учебного заведения. Только человек, имеющий возможность максимально реализовать в различных пространствах деятельности свой творческий потенциал, способен не только к адекватной самооценке, но и к эффективной самореализации в будущем [2, 3]. Такая среда должна представлять собой духовно насыщенную атмосферу, обуславливающую кругозор, стиль мышления и поведения включенных в нее субъектов, стимулирующую в них потребность в приобщении к общенациональным и общечеловеческим духовным ценностям. И именно её уровень, полноценность и широта гуманитарного образования будут первоначальной основой влияния на личность, обеспечивающей понимание студентом смысла духовности, гуманизма, свободы, восприятие им себя как самоценности.
Цель исследования - выявить особенности гуманитарной среды вуза как условие ценностного самоопределения студентов.
Результаты исследования и их обсуждение. В каждом университете складывается своя особенная образовательная среда, в которой происходит взаимодействие культуры всего человечества, национальной и региональной культур, отраженная и обобщенная в содержании программ и учебников, культуры преподавателя и культуры студента. Спецификой университетского образования определяется особая роль преподавателя, который не только несет студентам систему знаний, но и передает им и свое мотивационно-ценностное отношение к этим знаниям. Это является важнейшим условием формирования убеждений будущего специалиста, его ценностных ориентаций как структурного «ядра» личности.
Ценностные ориентации - важнейший компонент структуры личности, аккумулирующий в итоге весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. Он представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы, чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы. Они определяют отношение человека к окружающему миру. Ценностно-смысловое самоопределение выступает основой самоопределения личности, т. е. определения себя относительно общекультурных человеческих ценностей с целью выделения и обоснования собственной жизненной позиции, концепции. Это особенно важно для студентов, которые связывают свое будущее с профессией педагога, коим, несомненно, является тренер.
Сущность процесса самоопределения личности в полной мере рассматривается сегодня на основе закона возвышения по-
требностей, восхождения от потребностей к ценностям, который предполагает наличие трех взаимосвязанных фаз, обеспечивающих развитие: фазы присвоения личностью ценностей общества; фазы преобразования и фазы прогноза [1].
Следовательно, под ценностным самоопределением студента следует понимать сформировавшуюся иерархию ценностных ориентаций, в которой можно условно выделить три поля поиска, три диапазона выбора - когнитивное, эмотивное и самопроективное. Они соответствуют трем фазам теории ориентации личности в мире ценностей, когда она восходит от низших ценностей к ценностям высшим в условиях балансирования на «социальных качелях» ценностного развития [1].
Когнитивное поле - это область педагогических знаний, выбора и присвоения педагогических ценностей и инноваций на основе аксиологически акцентированных историко-педагогических идей и новых ценностей образования.
Эмотивное поле - это сфера аксиологических ориентаций студентов, самоактуализации, самообразования и саморазвития личности будущего педагога, преобразования личной невежественности в эрудированность.
Самопроективное поле - это широкий диапазон выбора педагогических ориентиров в будущей профессии, развития прогностических способностей, определения идеала учителя и модели будущей педагогической деятельности.
Вывод. Аксиологическая ориентация студента, создание собственной иерархии ценностей станут возможными только тогда, когда ценности образования пронизывают содержание всех базовых и специализированных курсов, когда цели образования и подходы к обучению реализуются в деятельности всех преподавателей, когда в высшем учебном заведении складывается гуманитарная среда. Идеи гуманизации обязательно должны найти свое претворение в образовательной концепции вуза. Концепция должна отражать специфические особенности региональной образовательной политики и подтверждать статус университета как центра науки, образования и культуры.
Литература
1. Кирьякова А.В. Взаимосвязь аксиологии и инноватики в университетском образовании / А.В. Кирьякова // Высшее образование в России. -2007 - № 12. - С. 59-63.
2. Повзун В.Д. Возможности образовательной среды университета в развитии творческого потенциала студентов спортивного факультета / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин // Теория и практика физ. культуры. -2013. - № 1. - С. 94-95.
3. Повзун В.Д. Сравнительный анализ и пути развития творческого потенциала студентов спортивного факультета в условиях образовательной среды университета / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 7. - С. 85-88.
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 18.02.2014 г.