УДК: 87.3. Х-87
Хошимов С. С. преподаватель кафедра «Общественные науки и спорт» Ферганский политехнический институт Республика Узбекистан, г. Фергана
Эргашев У.А. преподаватель кафедра «Общественные науки и спорт» Ферганский политехнический институт Республика Узбекистан, г. Фергана
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ К ПРИРОДЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
В данной статье научно анализированы нравственно-этические аспекты глобализации экологических отношений.
Ключевые слова: Этические нормы, глобальная экологическая стабильность, национальные и универсальные нормы этики,ценность,экологическая культура,экологическое образование.
Xoshimov S.S. lecturer
department of social sciences and sports Fergana Polytechnic Institute Republic of Uzbekistan, Fergana Ergashev U.A. lecturer
department of social sciences and sports Fergana Polytechnic Institute Republic of Uzbekistan, Fergana
CHARACTERISTICS OF THE FORMATION OF THE PERSONAL AESTHETIC ATTITUDE TO NATURE AND ECOLOGICAL ETHICAL
CULTURE
In this article contains a scientific analysis of the moral and ethical aspects of the globalization of environmental relations.
Key words: Ethical norm, global environmental stability, national and universal norm of ethics, value, ecological culture, ecological education.
Эстетические отношения индивидов и социальных единиц к природе признаются особыми духовно-культурными формами общественной деятельности. Эстетическое отношение к природе является одним из древнейших общественных отношений и считается структурным элементом экологической деятельности. Потому что уже в первобытном обществе отношения человека с природой: независимо от его инстинктивно-рефлекторного или первобытного сознания, проявляли известную экологическую активность. Иными словами, в первобытном обществе как экологические потребности человека, так и простые способы их выражения в художественных образах должны оцениваться в форме эстетического отношения к природе, типичного для его исторического периода. Ведь в любой исторический период экологическая эстетика выполняла свои задачи в системе общественного сознания, лежащей в основе отношения человека к природе: нормативно-оценочной, форм и методов практического управления и контроля.
На ранних исторических этапах, когда появились зачатки эстетических отношений человека к природе: во-первых, развитие предмета труда бессознательно непосредственно связано с производством; во-вторых, сложность структуры отношений «природа-общество-человек»; в-третьих, развитие экологической материальной и духовной культуры; в-четвертых, художественная деятельность человека со способами выражения своего отношения к природе через формы искусства развила экологическое сознание и стала активно влиять на труд и другие сферы общественной жизни. Следует особо подчеркнуть, что эстетическое отношение человека к природе не возникает стихийно, механистически, а, наоборот, возникает из объективных законов, реализуемых исторической необходимостью. Соответственно, мысли о независимости эстетических ценностей от социального и экологического бытия, регулирующие природоохранную деятельность человека, приводят к абсурдным выводам. Потому что экологические эстетические ценности не могут существовать вне природного пространства, даже если природоохранная деятельность личности является субъективным фактором. Самое главное, что природа является основой существования человечества, а ее охрана формирует содержание отношений между людьми и социальными единицами: образ жизни в экономическом, политическом, духовном и других направлениях прямо или косвенно связан с историей человечества. эстетические отношения с природой.
В условиях глобализации и обострения экологических проблем в связи с усилением антропотехногенного воздействия человечества на природу заметны две взаимосвязанные черты эстетического отношения человека к природе на основе экологического сознания и культуры. Во -первых, человек проявляет свою социально-духовную природу, сознательно изменяя и осваивая природу в соответствии со своими
конкретными экологическими интересами и потребностями. Во-вторых, «социализация» отношения человека к природе в соответствии с его эстетическими потребностями представляет собой целесообразность, основанную на экологических принципах и требованиях. То есть материальный интерес человека к экологическому отношению к природе и чувство эстетического удовлетворения не состоят в удовлетворении своих сиюминутных материальных потребностей и выражении своих чувств. Наоборот, экологическая активность человека развивается в соответствии с уровнями социально-экономического, политико-духовного развития, что определяет направления эстетического отношения персонажа к природе и обеспечивает его эффективность, и приобретает различные формы. Экологическое сознание и культура личности не есть самостоятельная, отвлеченная от природы сущность, а связано с эстетической деятельностью человека по охране природы и соответствует формам ее исторического развития. Однако, вне зависимости от экологического сознания и культурных ценностей общества, охрана природы на индивидуальном уровне не может жестко, конкретно определять практические направления поведения и перспективы их развития:
Во-первых, сформированные социальные экологические нормы общества реализуют функцию эстетических ценностей по охране природы на индивидуальном уровне;
Во-вторых, социальные и экологические ценности не могут быть единственным фактором, самостоятельно регулирующим направления эстетической деятельности человека в сфере охраны природы;
В-третьих, для любого общества сознательное отношение людей к природе немаловажно в силу его эстетического характера;
В-четвертых, экологическое сознание и эстетические ценности, «не подчиняющиеся» правовым нормам культуры, обеспечивают комплексность и эффективность природоохранных мероприятий за счет использования конкретных методов ограничения, запрета или поощрения антиэкологического поведения. Понятно, что перечисленные выше факторы важны для природы, общества и человечества.
В литературе понятие нравственной культуры включает нормы добра, зла, справедливости, несправедливости и т. д. Эти идеи и стандарты определяют и контролируют поведение людей и описывают социальные события. По мере того, как человек усваивает моральные взгляды и правила, он трансформирует их в моральные добродетели и убеждения.
На самом деле, насколько люди следуют моральным нормам в своих взаимодействиях, необходимо иметь такое же моральное отношение к природе. Этическое отношение к природе и окружающей среде должно быть главным принципом и определяющим правилом общественной жизни и деятельности каждого человека. Нравственная культура формируется в процессе воспитания, повседневной жизни, образа жизни, взаимодействия.
Также нравственность экологической просвещенности человека отчетливо просматривается в его отношении к природе, ставя в серьезную проблему долг и ответственность перед природой и обществом. Это важный нравственный фактор правильного природопользования, важное условие формирования экологического сознания, нравственности и культуры каждого человека, а также творческой активности.
Экологическая, духовно-нравственная ответственность человека основывается на том, насколько нравственно он действует в окружающей природной среде и на каком характере основывается, понимает ли он, что природа есть национальное общественное достояние, управляет ли своим отношением к природе на основе принципы человеколюбия мы приходим к вопросу о том, получит ли он это.
Решение вышеперечисленных задач является критерием формирования экологической нравственной культуры человека. Нравственное отношение человека к природе определяется в его повседневной деятельности. В настоящий момент этико-экологическая деятельность каждого человека определяется посредством целей и задач общества. Отсюда возникает необходимость выработки научно -методического консенсуса норм экологической этики и использования его на практике. Поэтому нормы экологической этики должны основываться на определенной научно-методической системе, служащей формированию ценностного отношения к природе и установлению социально-этических норм. В классической литературе по науке об этике подразумеваются модели поведения, возникающие в человеческих отношениях. Если мы внимательнее присмотримся к этому кратко изложенному понятию, то увидим, что отношение и поведение человека к природе напрямую связано с нравственностью и этической экологической культурой. Формирование человеческих качеств всегда должно учитываться при реализации этической экологической культуры. Человеку необходимо не прятать свои человеческие качества в свою оболочку, не отделяться от общества, наоборот, быть мобилизованным для общественно-творческой, нравственно-экологической деятельности, то есть воплощаться как социальная личность. Как было сказано выше, человек по своей природе социален. Поэтому понятие человека характеризуется социальными условиями, социальным содержанием, социальной активностью, оценивается его социальным положением и целевым назначением. Человеку всегда присущ высокий уровень активности и творчества. Соответственно, сущность его человечности становится невидимой, а его способности и таланты выходят на поверхность.
Использованные источники: 1. Chоriyev.S. Ekologik siyosаt va shаxs barkamoШgi. //Ekоlоgichеskiy уеБШИк. — 1999. — № 1-2. - Б. 9.
2. Убайдуллаев Г. Будущее не мыслимо без образования. //Экономика и статистика. — 1998. -№4. — С. 72—73.
3. Эргашев У. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО СЛОЯ СОБСТВЕННИКОВ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА /Жрник наукових праць Л'ОГОЕ. - 2021.
4. Ergashev U. A. Relationship with religion in Uzbekistan //Экономика и социум. - 2020. - №. 5-1. - С. 37-39.
5. Ulug'bek E. MILLIY QADRIYATLAR TIZIMI VA ULARNING JAMIYAT HAYOTIDA NAMOYON BO 'LISH XUSUSIYATLARI //Yosh Tadqiqotchi Jurnali. - 2022. - Т. 1. - №. 4. - С. 883-889.
6.Эргашев У. А. Ёшлар маънавий иммунитетини ривожлантириш жамият тараккиётининг асоси //Scientific progress. - 2021. - Т. 2. - №. 1. - С. 17651768.
7. Тухтаров И., Эргашев У., Умурзаков А. МАФКУРАВИЙ ОМИЛЛАР ВА ЁШЛАР ТАФАККУРИ //Yosh Tadqiqotchi Jurnali. - 2022. - Т. 1. - №. 4. -С. 94-100.
8. Ergashev U. A., Umurzakov A. M. Problems of the impact of environmental problems on human life //Экономика и социум. - 2020. - №. 8. - С. 22-25.
9. Хошимов С. С. ВАН ЯН МИН ФАЛСАФИЙ ТАЪЛИМОТИНИНГ МАЪНАВИЙ-АХЛОКИЙ ВА ГНОСЕОЛОГИК КДРРАЛАРИ //Academic research in educational sciences. - 2020. - №. 3. - С. 771-776.
10. Умурзаков А. М. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВЕРЫ //Экономика и социум. - 2021. - №. 4-2. - С. 507-510.
11. Usmonova M. A. ABOUT SOME ASPECTS OF FAMILY EDUCATION //Экономика и социум. - 2021. - №. 3-1. - С. 341-343.
12. Khoshimov S. S. THOUGHTS ABOUT HUMAN NATURE IN CHINESE PHILOSOPHICAL THINKING AND THEIR INTERPRETATION IN THE IDEAS OF WANG YAN MIN //Scientific Bulletin of Namangan State University. - 2020. - Т. 2. - №. 1. - С. 173-177.