UDK: 37.01:574
Усмонова М.А. старший преподаватель кафедра «Общественные науки и спорт» Ферганский политехнический институт Республика Узбекистан, г. Фергана
Эргашев У.А.
преподаватель кафедра «Общественные науки и спорт» Ферганский политехнический институт Республика Узбекистан, г. Фергана.
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ
Аннотация: В статье мы стремимся описать некоторые общие черты развития экологии и экологической культуры, учитывая основную сущность и направления формирования экологических нравственных норм у учащихся, в первую очередь, необходимость обратить внимание на проблему философско-экологического мировоззрения и единства мысли, их теоретико-методологические аспекты.
При проведении исследования использовались методы сравнительно-критического изучения и анализа политической, социологической, педагогической литературы по проблеме.
Результаты исследования дали нашим студентам предложения по охране природы, цивилизованному отношению к экологии, созданию зеленых насаждений.
Ключевые слова: Общество, природа, бытие, человек, техногенные факторы, понятие культуры.
Usmonova M.A. senior teacher department of social sciences and sports Fergana Polytechnic Institute Republic of Uzbekistan, Fergana Ergashev U.A. lecturer
department of social sciences and sports Fergana Polytechnic Institute Republic of Uzbekistan, Fergana
THE ROLE OF SOCIAL PSYCHOLOGY IN THE DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL CULTURE IN STUDENTS
Annotation:In the article, we aim to describe some common features of the development of ecology and ecological culture, taking into account the main essence and directions of the formation of ecological moral norms among students, first of all, the need to pay attention to the issue of philosophical ecological worldview and unity of thought, their theoretical and methodological aspects.
The methods of comparative and critical study and analysis of political, sociological, pedagogical literature on the problem were used in conducting the research.
The results of the study gave suggestions to our students about nature conservation, civilized attitude towards ecology, creation of green spaces.
Key words: Society, nature, existence, man, man-made factors, concept of culture.
Необходимо обратить внимание на основную сущность и направления формирования экологических нравственных норм у студентов, прежде всего, на проблему философско -экологического мировоззрения и единства мысли, их теоретико-методологические аспекты. Имея это в виду, мы попытаемся описать некоторые общие черты философии и экологии.
Первым важным философским вопросом является вопрос об экологическом единстве Вселенной. Представление о том, что вселенная есть целое, появилось сразу же, как только зародилась философия. Вопрос существования - главный вопрос всех философских учений, согласно которым вселенная есть единое целое и мир един. С этой точки зрения философия экологии включает проблемы равновесия биосферы, а также морально-этические аспекты решения проблем взаимоотношений атмосферы, космоса, ноосферы и Солнечной системы.
Во-вторых, одним из других важных фундаментальных вопросов познания мироздания является вопрос о взаимоотношениях мироздания и человека, то есть вопрос совместимости с человеческим существованием, его потребностями, нормами, запросами и идеалами. Мир понимается как природное и социальное пространство, в котором реализуются природа, жилище, физические и духовные (интеллектуальные, эстетические, нравственные) возможности, прежде всего условие существования человека.
Таким образом, образовательный процесс в высших учебных заведениях должен быть ориентирован на экологические проблемы, подготовку к мировоззрению, целостному и системному формированию предмета экологии, определяющего стиль мышления, мировоззрение и на этой основе специальную экологическую подготовку, связанную с профессии, которые приобретут студенты, должны быть направлены на обеспечение. В современных условиях для формирования и развития
экологической этики и культуры молодежи в высших учебных заведениях, на наш взгляд, помимо всего системного процесса экологического образования и воспитания, допустимо преподавание отдельной науки на общетеоретический уровень.
В решении задачи формирования системного видения экологических проблем нам было бы целесообразно взять на себя ответственность уже существующих членов семьи. Причина в том, что семья является самым влиятельным фактором для человека. Одной из обязанностей отца и матери является формирование нравственных норм относительно природы, экологии, существования в воспитании ребенка. Если исходить из того, что образование является первичным стимулом в нашей ментальности, то для понимания человеком понятий экологического сознания и экологической культуры он должен иметь знания об экологии. Мы знаем, что механизм приобретения знаний по каждому предмету создается в семье. Поэтому формирование положительного отношения к природе начинается с семьи.
В этом месте школа считается местом, дающим общее представление о явлениях природы, а школа отвечает за преподавание других предметов, а также формирование экологической культуры и нравственного отношения к природе. Образовательные учреждения имеют большие возможности для формирования экологического мировоззрения, особенно для выявления органического взаимодействия всех природных и социальных явлений в формировании нравственных норм. При изучении объекта наук с учетом процесса их духовно-этической интеграции и дифференциации, поэтому свое значение показывает экологизация наук, их гуманизация. При этом учащийся может выполнить задачу по формированию в сознании учащихся экологического научного ландшафта мира. Однако формирование экологического мировоззрения нельзя решить, дав определенный набор знаний об охране природы. Мировоззрение формируется в процессе непосредственного духовно-практического освоения человеком окружающего мира. Поэтому формирование экологических морально-этических норм зависит от содержания специальной литературы, создаваемой для студентов высших учебных заведений.
Задача ученых-естествознания по воспитанию мировоззрения у населения, а также у студентов и молодежи является важной и ответственной. Естественные науки, несмотря на свой особый объект исследования и изучения, активно участвуют в формировании мировоззрения. То есть мы сможем увидеть развитие и изменение норм поведения у младших школьников. Экологизация естественнонаучного мышления - это не следующая составляющая, а необходимость, возникшая в связи с потребностью выживания человечества. Натуралисты должны чувствовать это больше, чем кто-либо другой.
Известно, что все экологические проблемы, возникающие сегодня, обусловлены антропогенными факторами. В то же время есть и другие факторы, влияющие на экологическую среду: например, полиэтиленовые пакеты, одноразовая посуда, детские подгузники. Не будет преувеличением сказать, что упомянутые выше являются наиболее разрушительными. Для того, чтобы правильно пользоваться этими вещами, актуален вопрос развития знаний об экологической культуре у всех людей. Поэтому самостоятельная научная работа студентов оказывает большее влияние на их будущую профессиональную направленность. Включение экологических проблем в тему научно -исследовательской работы студентов чрезвычайно важно в формировании экологической культуры будущего специалиста. Творческие научные работы студентов по исследованию взаимодействия проблем экологии и профессиональных наук станут теоретической основой их профессиональной деятельности в соответствии с требованиями экологии.
Выпускник высшего учебного заведения будут иметь прочный фундамент общих и частных экологических знаний, усвоят основные принципы мировоззрения, связанные с экологией, приобретет навыки самостоятельной работы в этом направлении. Экологический состав духовности и культуры человека развивается и совершенствуется на протяжении всей жизни человека.
На основании изложенного в статье можно сделать следующие выводы:
*Педагогико-дидактические основы формирования экологических морально-этических норм в сознании и образе жизни молодежи неразрывно связаны с существующей системой образования и социокультурными структурами в обществе, и в современный период необходимо организовать эти процессы в соответствии с требованиями времени и исследования вопросов управления с научно-философской точки зрения является одной из важных задач.
*Формировать личную экологическую этику можно путем воспитания молодежи в семье, дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах в духе бережного отношения к природе и окружающей среде.
*Высшие учебные заведения являются завершающим этапом подготовки высококвалифицированных специалистов, они готовят высокообразованного специалиста и транслируют в массы общую культуру общества, в том числе экологические нравственные ценности.
При формировании экологогической и этической культуры у студенческой молодежи особое внимание следует уделять глубинным философским аспектам вопроса, научно-методическим основаниям. Экологическая этика и культура, проникнутые философским мышлением,
станут идейно-нравственной основой для того, чтобы молодежь заняла прочную жизненную позицию.
Использованные источники:
1. Mirziyoyev Sh. Yangi O'zbekiston taraqqiyot strategiyasi. T., "O'zbekiston". 2022
2. Усмонова Мухтасар Акбаровна, Расулова Шоира Азизовна Влияние темперамента на деятельность и поведение человека // Вестник науки и образования. 2019. №19-3 (73).
3. Usmonova M. A. ABOUT SOME ASPECTS OF FAMILY EDUCATION //Экономика и социум. - 2021. - №. 3-1. - С. 341-343.
4. Усмонов Н. Глобализация сквозь призму морали// Экономика и социум. - 2021.- №.11(90). - С.538-541.
5. Усмонов Н, Усмонова М Узбекистан на пути демократических преобразований // Экономика и социум. - 2021. - №. 11 (90). - С. 530-533
6. Усмонов Н., Усмонова М. У^НТИШНИНГ МОДУЛ ТЕХНОЛОГИЯСИ //Yosh Tadqiqotchi Jurnali. - 2022. - Т. 1. - №. 3. - С. 226-232.
7. Эргашев У. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО СЛОЯ СОБСТВЕННИКОВ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА //Збiрник наукових праць АОШ£. - 2021.
8. Ergashev U. A. Relationship with religion in Uzbekistan //Экономика и социум. - 2020. - №. 5-1. - С. 37-39.
9. Ulug'bek E. MILLIY QADRIYATLAR TIZIMI VA ULARNING JAMIYAT HAYOTIDA NAMOYON BO 'LISH XUSUSIYATLARI //Yosh Tadqiqotchi Jurnali. - 2022. - Т. 1. - №. 4. - С. 883-889.
10. Эргашев У. А. Ёшлар маънавий иммунитетини ривожлантириш жамият тараккиётининг асоси //Scientific progress. - 2021. - Т. 2. - №. 1. - С. 17651768.
11. Ergashev U. A., Umurzakov A. M. Problems of the impact of environmental problems on human life //Экономика и социум. - 2020. - №. 8. - С. 22-25.
12. Хошимов С. С. ВАН ЯН МИН ФАЛСАФИЙ ТАЪЛИМОТИНИНГ МАЪНАВИЙ-АХЛОКИЙ ВА ГНОСЕОЛОГИК КДРРАЛАРИ //Academic research in educational sciences. - 2020. - №. 3. - С. 771-776.
13. Умурзаков А. М. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВЕРЫ //Экономика и социум. - 2021. - №. 4-2. - С. 507-510.
14. Khoshimov S. S. THOUGHTS ABOUT HUMAN NATURE IN CHINESE PHILOSOPHICAL THINKING AND THEIR INTERPRETATION IN THE IDEAS OF WANG YAN MIN //Scientific Bulletin of Namangan State University. - 2020. - Т. 2. - №. 1. - С. 173-177.