Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ РОССИИ И КИТАЯ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ РОССИИ И КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисенков Владимир Пантелеймонович, Мэй Юйхань

В условиях глобального экологического кризиса задача экологизации школьного образования актуальна для любой страны. Формирование экологического поведения является неотъемлемой частью экологической подготовки обучающихся, которая особенно эффективна в младшем школьном возрасте, когда ребенок в силу своих психоэмоциональных особенностей чрезвычайно восприимчив к психолого-педагогическому воздействию, податлив, склонен к подражанию и активно усваивает нормы поведения в природной среде в условиях разнообразных экологических практик. Цель статьи состоит в выявлении и сопоставлении специфики экологического образования в начальных школах России и Китая. Ответственное экологическое поведение - это один из ключевых компонентов экологической культуры населения, наряду с развитием экологического сознания, экологического мышления и экологической грамотности. Между тем, проблемы формирования экологического поведения в начальной школе исследователями как в России, так и за рубежом почти не затрагивались. Экологическое поведение, о котором заговорили лишь в начале -х гг., является объектом систематического изучения психологии, социологии и экономических наук, рассматривающих экологическое образование преимущественно как компонент глобальной концепции устойчивого развития. В западной психологии разработаны различные способы трактовки экологического поведения, а также диагностический инструментарий для выявления экологических установок личности, в том числе в подростковом возрасте. Педагогическая наука к настоящему времени накопила богатый эмпирический материал и практический опыт, достаточный для того, чтобы в перспективе анализировать модели формирования экологического поведения детей и подростков. Теоретическая значимость данной статьи заключается в выявлении возможности использовать известную триаду «ценности - убеждения - нормы» как методологическую основу для идентификации стереотипов экологического поведения младших школьников. Контент-анализ современных научно-педагогических источников на русском и китайском языках позволил выделить ключевые экологические установки, нравственные убеждения, нормы и средства формирования экологического поведения младшеклассников в школах России и Китая. В практическом плане публикация представляет интерес для учителей начальной школы, преподавателей экологии, педагогов-исследователей, а также студентов и аспирантов по педагогическим направлениям подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF ENVIRONMENTAL BEHAVIOR IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN RUSSIA AND CHINA

In the context of the global environmental crisis, the task of greening school education is relevant in any country. The formation of ecological behavior is an integral part of the ecological training of students, which is especially e ective at primary school age, when the child, due to his psycho- emotional characteristics, is extremely susceptible to psychological and pedagogical in uence, malleable, prone to imitate and actively learns the norms of behavior in the natural environment under conditions variety of environmental practices. The purpose of the article is to identify and compare the specifics of environmental education in primary schools in Russia and China. Responsible environmental behavior is one of the key components of the ecological culture of the population, along with the development of environmental consciousness, environmental thinking and environmental literacy. Meanwhile, the problems of the formation of ecological behavior in elementary school were almost not touched upon by researchers both in Russia and abroad. Environmental behavior, which was discussed only in the early s, is the object of a systematic study of psychology, sociology, and economic sciences, which consider environmental education mainly as a component of the global concept of sustainable development. Western psychology has developed various ways of interpreting environmental behavior, as well as diagnostic tools for identifying environmental attitudes of a person, including in adolescence. Pedagogical science has by now accumulated rich empirical material and practical experience su cient to analyze the models of formation of ecological behavior of children and adolescents in the future. The theoretical signi cance of this article lies in identifying the possibility of using the well-known theory of “values - beliefs - norms” as a methodological basis for identifying stereotypes of environmental behavior of younger students. Content analysis of modern scienti c and pedagogical sources in Russian and Chinese made it possible to identify key environmental attitudes, moral beliefs, norms and means of shaping the environmental behavior of primary school students in schools in Russia and China. In practical terms, the publication is of interest to primary school teachers, teachers of ecology, teachers- researchers, as well as students and graduate students in pedagogical areas of training.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ РОССИИ И КИТАЯ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2022. №1

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

В .П . Борисенков, Мэй ЮйХАНЬ (КНР)

особенности формирования экологического поведения учащихся в начальной школе россии и китАя

(факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: fpo.mgu@mail.ru)

В условиях глобального экологического кризиса задача экологизации школьного образования актуальна для любой страны. Формирование экологического поведения является неотъемлемой частью экологической подготовки обучающихся, которая особенно эффективна в младшем школьном возрасте, когда ребенок в силу своих психоэмоциональных особенностей чрезвычайно восприимчив к психолого-педагогическому воздействию, податлив, склонен к подражанию и активно усваивает нормы поведения в природной среде в условиях разнообразных экологических практик. Цель статьи состоит в выявлении и сопоставлении специфики экологического образования в начальных школах России и Китая. Ответственное экологическое поведение — это один из ключевых компонентов экологической культуры населения, наряду с развитием экологического сознания, экологического мышления и экологической грамотности. Между тем, проблемы формирования экологического поведения в начальной школе исследователями как в России, так и за рубежом почти не затрагивались. Экологическое поведение, о котором заговорили лишь в начале 2000-х гг., является объектом систематического изучения психологии, социологии и экономических наук, рассматривающих экологическое образование преимущественно как компонент глобальной концепции устойчивого развития. В западной психологии разработаны различные способы трактовки экологического поведения, а также диагностический инструментарий для выявления экологических установок личности, в том числе в подростковом возрасте. Педагогическая наука к настоящему времени накопила богатый эмпирический материал и практический опыт, достаточный для того, чтобы в перспективе анализировать модели формирования экологического поведения детей и подростков. Теоретическая значимость данной статьи заключается в выявлении возможности использовать известную триаду «ценности — убеждения — нормы» как методологическую основу для идентификации стереотипов экологического поведения младших школьников. Контент-анализ современных научно-педагогических источников на русском и китайском языках позволил выделить ключевые экологические установки, нравственные убеждения, нормы и средства формирования экологического поведения младшеклассников в школах России и Китая. В практическом плане публикация представляет интерес для учителей начальной школы, преподавателей экологии, педагогов-исследователей, а также студентов и аспирантов по педагогическим направлениям подготовки.

Ключевые слова: экологизация; экологическое поведение; экологическое сознание; экологическая культура; начальная школа.

Введение

Экологизация содержания образования — актуальная тенденция образовательной политики всех передовых стран . Не являются исключением и образовательные системы России и КНР как объекты реформаторской экологически-ориентированной деятельности двух крупных промышленных держав, предпринимающих немалые усилия для охраны окружающей среды и рационального природопользования . При этом в обеих странах экологическая подготовка на всех ступенях непрерывного образования является залогом воспитания экогражданства, развития экологического сознания и экологического мышления, и, в конечном счете, фундаментом для становления экологической культуры населения в интересах устойчивого развития .

Как в России, так и в Китае, внедрение экологического компонента в содержание школьного образования началось ещё в начале 1970-х гг . , когда во всем мире заговорили о признаках глобального экологического кризиса, в частности, после проведения Всемирной экологической конференции ООН в Стокгольме (1972 г .), положившей начало международным усилиям в области защиты окружающей среды .

В 1979 г . , после того как в КНР был принят Закон об охране окружающей среды, Государственным Советом была выдвинута инициатива о внедрении образовательных программ экологической направленности в начальной и средней школе, реализованная первоначально на экспериментальной, а впоследствии на факультативной основе . Экологическое просвещение школьников младших классов в России стало планомерно проводиться также с конца 1970-х гг . на базе предмета «Природоведение» . Несколько позже, после принятия в 1992 г . Закона РФ «Об образовании» и утверждения в 2002 г . Федерального Закона «О защите окружающей среды» (2002 г . , № 7-ФЗ), в начальной школе был введен интегрированный курс «Окружающий мир», направленный на формирование у обучающихся основ целостной естественнонаучной картины мира .

Цель данной публикации — выявить и сопоставить методы и технологии экологического воспитания в начальной школе России и Китая на примере формирования одной из главных составляющих экологического образования, а именно экологического поведения . Поведение — это определенный стереотипный способ (либо способы) индивида взаимодействовать с окружающей средой, в том числе со своим ближайшим окружением . Экологическое поведение — это способ целенаправленного взаимодействия человека и природы . Социальные нормы поведения закладываются в детском возрасте, именно поэтому навыки экологического поведения целесообразно формировать с ранних лет, а младший школьный возраст особенно благоприятствует экологическому воспитанию в силу специфических особенностей психики и восприятия ребенка, его высокого эмоционального отклика на

происходящие события, непосредственности, готовности к переживаниям, отзывчивости, способности к подражанию . Выявлению особенностей, форм и методов формирования навыков экологического поведения в начальной школе с позиций сравнительно-педагогического исследования и посвящена данная статья .

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Смысловое поле педагогического взаимодействия в рамках экологического дискурса определяется посредством большого количества слов и словосочетаний, таких как: экологизация образования, экологическое образование, экологическое воспитание, экологическое просвещение, экологические знания, экологические умения, экологические навыки, экологические компетенции, экологическая грамотность, экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая культура, экологическая безопасность, экологическая цивилизация, экологический проект, экологические привычки, экологические установки, экологические ценности, экокультурные ценности, экологическая мотивация, экологические стереотипы, экологическая ответственность, экологическое действие, экологическое поведение и т. д . В рамках настоящей статьи мы поговорим о том, что собой представляет и как формируется экологическое поведение школьников младшего возраста в странах с различными культурными традициями, рассматривая экологическое поведение с позиций педагогической науки и практики .

Экологическое поведение индивида — это сложное понятие, включающее многие компоненты: физиологические, психологические, социальные, идеологические, этические, ментальные и др . [1]. Экологическое поведение ребенка складывается из его действий, поступков в жизненных ситуациях, усвоенных природоохранных умений и навыков . В свою очередь, экологические поступки диктуются сложившимися ментальными установками, национальными и семейными традициями, а также багажом имеющихся экологических знаний, и всё это в совокупности закладывает фундамент для формирования экологической культуры личности .

В последней трети ХХ в . возникли различные концепции экологического (либо «проэкологического») поведения (от англ . pro-environmental behaviour), которое стало объектом психологических исследований как в России, так и за рубежом [2]. В психологии выделилась отдельная междисциплинарная ветвь — экологическая психология . Считается, что основоположником этой отрасли психологического знания был американский психолог Р . Баркет, опубликовавший в 1968 г . фундаментальный научный труд под названием «Экологическая психология» [3]. В рамках психологической теории Р . Баркета исследовалась, например, среда, окружающая ребенка в разных типах школ (укомплектованных, переукомплектованных и малокомплектных), и то влияние, которое данная среда

оказывала на поведение школьника . В сфере социально-экологического знания существуют и другие теории экологического поведения, например, «теория запланированного действия», «теория активации нормы», «теория самовосприятия» и др . [4].

В настоящее время экологическое поведение изучается с позиций целого ряда социально-гуманитарных дисциплин: экологии, социологии, психологии, культурологии, философии, этики, политологии, педагогики . Под экологическим поведением в психологии понимают такое поведение человека, которое либо оказывает благоприятное влияние на окружающую среду, либо направлено на снижение негативного воздействия человеческой деятельности на объекты окружающей среды [5]. При этом склонность к экологическому поведению индивида определяется уровнем развития его экологического сознания и выраженностью экологических установок и ценностей [6]. Американский психолог Р . Стерн разработал универсальную модель экологического поведения, которая складывается из множества внутренних (личностных) и внешних (ситуативных) факторов [7].

В социологии «экологическое поведение» рассматривается как деятельность граждан либо их объединений, направленная на то, чтобы оказывать влияние на государственную экологическую политику, способствуя решению экологических проблем, а также выяснению воздействия социальных субъектов на различные экосистемы [8]. Описаны типы экологического поведения разных групп населения [9]. В экономических науках изучаются стратегии экологической политики отдельных государств, например, Китая [10].

В последние годы термин «экологическое поведение» стал использоваться также и в педагогических исследованиях, где он принял несколько иные оттенки смысла, а также обрел синонимичные формы выражения, такие как «экологически-ответственное поведение», «экологически-сообразное поведение», «экологически-ориентированное поведение» [11]. Экологическое поведение школьника, согласно С . В . Машковой, представляет собой сложный комплекс экологически значимых мотивов деятельности, включающих осознание самоценности мира природы, правила безопасных взаимоотношений человека с окружающей средой, совершение экологически сообразных поступков при взаимодействии с природными объектами и явлениями [12].

В российской и зарубежной психолого-педагогической литературе исследования экологического поведения охватывают преимущественно категорию студенчества, например, в публикации Р . Ван, Т . Цзя и соавторов [13], в которой экспериментальным путем оценивается экологическое поведение студентов из 152 университетов Китая в процессе преподавания двух циклов дисциплин — естественнонаучного и политологического, с тем чтобы выявить влияние традиционных

дидактических методик, использующихся преподавателями естественных наук, и инновационных методов внедрения экологического знания в условиях реализации политически-ориентированных образовательных программ . Имеются и другие исследования экологического поведения студентов высшей школы в КНР, например, анализирующие влияние уровня сформированности экологической грамотности на поведение в кампусе [14]. Однако в современной научно-педагогической литературе обнаруживаются лишь единичные источники, посвященные изучению экологического поведения школьников . В частности, следует упомянуть исследование Фанли Цзя и Хуэй Юй [15], которые анализируют опыты воздействия совместной деятельности детей и их родителей на экологическое поведение школьников начальных классов, а также кандидатское исследование О .М . Чернявской [16], посвященное изучению экологической ответственности как компонента экологического поведения школьников . Ванлу Лю и Джин Чен описывают влияние зелёных зон, создаваемых в китайских школах, на становление экологического поведения обучающихся в возрасте 9-12 лет [18]. Оценка навыков экологического поведения производилась авторами в ходе опытно-экспериментальной работы на основе критериальной шкалы экологических ценностей, в рамках которой оценивались такие параметры, как «отношение школьников к зеленым зонам внутри школы», «природоохранная деятельность в школьном сообществе» и «экологически-ориентированная деятельность за пределами школы» . На диссертационном уровне методы диагностики экологической грамотности и навыков экологического поведения в начальных школах Китая в городской местности представлены в исследовании Ву Линкионг [19]. Экологическое поведение учащихся средней школы в Гонконге рассматривается в контексте теории устойчивого развития с учетом таких значимых факторов, как возрастные и гендерные особенности, национальность, тип школы [17]. В КНР большой акцент делается на коллективные аспекты формирования экологического поведения школьников в контексте государственной политики построения экологической цивилизации [20]. Трудов российских исследователей, специально посвященных изучению экологического поведения обучающихся в начальной и средней школе, значительно меньше, хотя и имеются отдельные исследования, в которых проблема формирования экологического поведения затрагивается опосредованно [21]

Методологическая база исследования

Материалом для исследования послужили свыше 50 публикаций российских и китайских педагогов-исследователей по теме экологического образования и воспитания в начальной и средней школе, а также теоретические источники по проблеме становления экологического поведения

в социологических, психологических и педагогических (в основном, англоязычных) реферируемых журналах . Применялись следующие методы исследования:

- теоретические: анализ научно-педагогических и дидактических источников по рассматриваемой проблематике; контент-анализ целевой выборки русскоязычных, англоязычных и китайско-язычных текстовых материалов; сравнительно-сопоставительный метод;

- эмпирические: беседа, наблюдение .

Теоретическую основу исследования составили концептуальные идеи экологической психологии, зарубежные теории экологического поведения, исследования в области теории и методики экологического образования и просвещения, компетентностный подход в школьном образовании, методологические принципы сравнительной педагогики, ключевые принципы возрастной и педагогической психологии . Несмотря на то, что проблемы становления экологического поведения младших школьников пока только начинают привлекать внимание исследователей разных стран, нам представляется актуальным сопоставить подходы, методы и технологии формирования экологического поведения обучающихся начальной школы с позиций сравнительной педагогики . Как в России, так и в Китае довольно большое количество исследований отражают вопросы экологического образования в общеобразовательной школе и интересно проследить, каковы специфические особенности формирования экологического поведения в каждой стране

Для того, чтобы сопоставить специфику формирования экологического поведения российских и китайских школьников, мы отобрали определенные критерии для сравнения . За основу мы взяли социологическую теорию оценки проэкологического поведения под названием «ценности — убеждения — нормы» (the value-belief-norm (VBN) theory), разработанную американским социологом, психологом и специалистом в области экологии П . Стерном [22], адаптировав ключевые критерии концептуальной модели применительно к начальной ступени общего образования с учетом возрастных и психологических возможностей обучающихся . Данная теория может быть адаптирована к различным сферам деятельности, в особенности в её более позднем расширенном варианте [23]. Модель экологического поведения, согласно теории П . Стерна, достаточно сложна и включает несколько взаимообусловленных компонентов, последовательно формирующихся в следующем порядке: 1) ценности (values), которые делятся на биосферные, альтруистические и эгоистические; 2) убеждения (beliefs) как осознанные мотивы, предшествующие эколого-ориентированным поступкам, и 3) нормы (norms), или внутренние моральные правила, регламентирующие поведение индивида (например, личная ответственность), которые претворяются в различные модели экологического поведения и характеризуются большей или

меньшей степенью активности индивида в процессе реализации экологических практик

Практически все модели экологического поведения оперируют такими понятиями, как ценности, установки, убеждения, нормы поведения, но все ли из указанных параметров могут быть сформированы в младших классах общеобразовательной школы? Прежде всего, необходимо пояснить, что ступени начального образования в России и Китае отличаются в структурном отношении . В российской системе начального образования дети обучаются в течение 4 лет (с 1 по 4 класс), таким образом, система рассчитана на обучающихся в возрасте 6-10 лет. В КНР школьники учатся в начальной школе в течение 6 лет (с 1 по 6 класс), а именно, с 6-ти до 12 лет.

Каковы физиологические, психические и психологические возможности формирования ценностей, убеждений и ментальных установок в младшем школьном возрасте? Известны различные варианты периодизации психологического развития ребенка . В рамках настоящего исследования мы приняли за основу возрастную периодизацию Л .И . Божович, согласно которой младший школьный возраст включает детей 7-12 лет [24]. В начальный период школьного детства происходит становление функций высшей нервной деятельности, формируется эмоционально-волевая и мотивационная сфера ребенка, закладываются операционные механизмы способностей и типов ментальной деятельности . У младших школьников, согласно психолого-педагогическим исследованиям, успешно формируются ценностные ориентации и идеалы [25], основы убеждений [26], нормы поведения [27]. Следовательно, теория триады «ценности — убеждения — нормы» вполне применима к возрастной категории учащихся младших классов в обеих странах . Разработаны также психологические опросники для определения экологических ценностей и убеждений школьников, однако они, в целом, рассчитаны на обучающихся более старшего, подросткового возраста [28], хотя иногда подобные диагностические инструменты используются и применительно к ученикам начальной школы, но не ранее 9-летнего возраста [29], поскольку при ответе на вопросы экологической направленности обучающиеся должны опираться на навыки самооценки, которые в силу возрастных особенностей когнитивной сферы ребенка 6-9 лет ещё недостаточно сформированы . Китайские исследователи описывают опыт применения «Шкалы новой экологической парадигмы для детей» (New Ecological Paradigm Scale for Children — NEP-C) для диагностики экологического поведения детей 10-12 лет [30].

Результаты исследования

На основе метаанализа публикаций российских и китайских педагогов, освещающих вопросы экологического воспитания младших

школьников, были выделены ценностные установки, нравственные убеждения и нормативные модели экологического поведения обучающихся, характерные для системы начального образования сравниваемых стран . Результаты проведенной аналитической работы нашли отражение в Табл . 1 .

Таблица 1. Преобладающие ценности, убеждения и нормы

экологического поведения младших школьников в России и КНР

Оцениваемые параметры Россия Китай

Ценности Ценностное отношение к природе . Гуманистическое отношение к окружающему миру . Осознание красоты природы, эстетическое восприятие природы . Бережное отношение к окружающей среде Гармония человека и природной среды . Идея устойчивого развития. Идея экологической безопасности . Идея построения экологической цивилизации Идея китайской мечты

Убеждения Моральная ответственность . Отзывчивость . Доброта . Сострадание ко всему живому, вера в необходимость сопереживать Убежденность в необходимости охраны природы Понимание причин изменений в природе . Стремление к преумножению красоты . Чувство гражданского долга . Разумное отношение к потреблению природных ресурсов Понимание важности экологической пропаганды Уверенность в важности обеспечения культуры жизни и быта . Убежденность в необходимости дисциплины, ответственности по отношению к природе Понимание единства человека и природы в планетарном масштабе . Убежденность в необходимости ответственного поведения в быту, в семье (раздельный сбор мусора, ограничение использования токсичных объектов, экономия электроэнергии и пр ) Гражданское самосознание

Нормы и модели экологического поведения Экологически осознанное поведение в ситуациях нравственного выбора Готовность к природоохранной деятельности Соблюдение нравственных норм и правил поведения в природе Умение прогнозировать результаты своих поступков . Укрепление воли, самостоятельности, приобретение практических навыков, жизненного опыта Активное или пассивное участие в борьбе за сохранение природной среды, пропаганда охраны природы, создание волонтерских объединений школьников Личная и коллективная ответственность за состояние природной среды Эстетическое восприятие природы, поведенческое выражение эмоциональных связей с природой . Активное участие в коллективных эколого-ориентированных проектах с привлечением неправительственных образовательных организаций Осознанное экологическое поведение в школе и вне школы, дома, в быту

Способность выстраивать адекватное (нормативное) экологическое поведение формируется у младших школьников под действием экологических установок, сложившихся в детском коллективе, семье, ближайшем школьном и социальном окружении, которые впоследствии воплощаются в экологические убеждения на уровне личностных мотивов

и потребностей и реализуются в активном либо пассивном типе экологического поведения ребенка

Из данных Табл . 1 следует, что экологические ценности, убеждения и нормы экологического поведения младших школьников в России и Китае во многом близки, однако преобладающие модели экологического поведения различаются в силу стереотипов этно-национальной культуры, возрастных и гендерных различий, а также отличий в формах организации, образовательных технологиях и способах интеграции экологического компонента в систему начального образования .

В Табл . 2 сравниваются типичные формы, методы и приемы экологических практик в начальной школе России и КНР, сопоставляются ведущие методологические принципы и педагогические подходы к организации экологического просвещения и экологического воспитания

в системе общего образования . Таблица 2. Формы, цели и методы реализации экологических практик в начальной школе России и КНР

Оцениваемые параметры Россия (1-4 классы) Китай (1-6 классы)

Формы и виды экологических практик Работа на школьном учебно-опытном участке . Краеведческая работа . Общественная и патриотическая деятельность по сбережению природных ценностей . Групповая исследовательская деятельность . Деятельность по оздоровлению окружающей среды . Летние экологические лагеря. Экскурсии . Наблюдения за объектами природы в живых уголках и в условиях дикой природы . Трудовая экологическая деятельность, субботники, уборка территории, сбор лекарственных растений . Экологические поделки, выставки, творческие конкурсы, экологические игры Групповые экологические проекты («мастерская эколога», «экологическая тропа» и т .п.). Коллективные природоохранные акции и мероприятия. Волонтерские природоохранные организации школьников, клубы, кружки, школьные лесничества и т п Всероссийские экологические олимпиады, конкурсы, экологический марафон и пр . Учебно-практические экологические экспедиции . Создание в школах зеленых зон Обучение практикам самостоятельного определения состояния воздуха, качества воды, почвы, состояния пастбищ, изменения климата в районе проживания . Поддержание чистоты пришкольной территории Создание «зеленого кампуса», обустройство школьных водоемов, зоо-уголков с уходом за животными Уроки на природе Работа на школьных опытных участках Насаждение школьных лесов, садов, отдельных деревьев . Уход за растениями и животными . Знакомство с природным ландшафтом Экскурсии Участие в волонтерской деятельности, в международных «зеленых» проектах, экологических лагерях Углубленная экологическая подготовка школьников на базе «Зеленых школ» Природоохранные акции детей совместно с родителями Участие в традиционных национальных и народных праздниках (День Земли, День посадки деревьев 12 марта, Праздник труда, День лесопосадок, День защиты матери-реки и др . ).

Выпуск экогазеты, листовок, буклетов, постеров экологического содержания Сетевые экологические проекты и видео-уроки для школьников и др Участие школ в реализации национальной инициативы «Один пояс — один путь» . Участие в школьных экопро-ектах, направленных на «сохранение» либо «утилизацию» ресурсов и т . д .

Цели экологической подготовки Приобретение основ экологических знаний, интеллектуальных умений, практических навыков и опыта экологической деятельности Развитие экологического мышления, экологического сознания, экологической грамотности . Формирование элементов экологической культуры Становление основ научного мировоззрения Воспитание экогражданства Становление экологического сознания Формирование экологической грамотности, экологической культуры на цивилизационном уровне . Убежденность в необходимости создания в стране экологического общества (социума) с перспективой построения «прекрасного Китая» и достижения китайской мечты о процветающей нации

Методологические подходы и принципы Принципы образования в интересах устойчивого развития Аксиологический подход Метапредмет-ный подход, представленный во ФГОС начального общего образования . Системно-деятельностный подход Личностно-ориентированный подход Этно-педагогический подход Экосистемный подход Принцип экологизации общественного сознания Этико-цивилизационный подход Принципы образования в интересах устойчивого развития Междисциплинарный подход Идеи гармонии с природой в контексте традиционной китайской философии (даосизм, конфуцианство). Принципы коллективного трудового воспитания Этно-педагогический подход Экосистемный подход

Очевидно, что возможности организации экологического образования и воспитания в обеих странах широки и разнообразны . Однако, несмотря на сходство целей и общность в содержании экологического образования в начальной школе России и Китая, как теоретические, так и практические подходы к организации экологического компонента образовательной деятельности во многом различны и определяются преимущественно ключевыми направлениями государственной образовательной политики . В Китае экологическое образование всех слоев населения является частью государственной программы построения экологической цивилизации и во многом идеологизировано, отвечая принципам построения социализма с китайской спецификой и политики экологических реформ . В России стратегии экологической подготовки школьников определяются требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и строятся на традиционных и инновационных образовательных подходах и технологиях, принятых в качестве методологии современной педагогической наукой и другими науками об образовании . При этом экологическая подготовка российских школьников осуществляется как в условиях школьного образования, так и в системе дополнительного образования детей . В Китае

обязательная либо факультативная экологическая подготовка в условиях начальной школы осуществляется в тесной связи с реализацией принципов концепции образования в интересах устойчивого развития, идей, выдвигаемых международными волонтерскими движениями экологической направленности, а также деятельностью неправительственных образовательных организаций [31] и поликультурными тенденциями в образовании [32].

Очевидно, что в образовательных системах обеих стран существует большой потенциал форм, методов, педагогических подходов и технологий, направленных на формирование норм и культуры экологического поведения школьников .

Заключение

Несмотря на то, что в области психологии личности достаточно давно (не менее 10 лет) изучается экологическое поведение студентов высшей школы, экологическое поведение школьников на ступени начального и среднего образования лишь только начинает исследоваться . Между тем, проведенный нами анализ педагогической литературы показывает, что научно-педагогическим сообществом накоплено достаточно большое количество теоретического и эмпирического материала по проблемам экологического воспитания, образования и просвещения, позволяющим исследовать закономерности экологического поведения обучающихся общеобразовательной школы с позиций педагогической науки . В первую очередь, перспективным представляется анализ влияния различных форм, технологий и моделей реализации экологического компонента в содержании образования на формирование экологического поведения учащихся . Не менее важна опытно-экспериментальная оценка экологических ценностей и установок школьников, способствующих воспитанию экологически ответственного, сознательного человека и гражданина, в том числе в специфических, во многом уникальных условиях национальных систем образования . Полагаем, что данные перспективные направления научно-исследовательской деятельности, особенно актуальные в эпоху глобальных рисков и экологической неопределенности, в ближайшее время найдут заинтересованных исследователей .

Литература

1. Лазаревич Н.А. Факторы формирования экологического поведения // Труды Белорусского государственного технического университета. 2018. Серия 6. № 1. С. 121-124.

2. Морозова С.В., Козлов В. В. Экологическое поведение как проблема исследования в отечественной и зарубежной психологии // Психология . Психофизиология . 2020. Т . 13, № 1 . С . 14-22 . DOI: 10.14529/jpps200102

3 . BarkerR.G. Ecological psychology: concepts and methods for studying the environment of human behavior . Stanford, CA: Stanford University Press, 1968. 242 p .

4. Ермолаева П.О., Ермолаева Ю. В. Критический анализ зарубежных теорий экологического поведения / Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019 . № 4. С. 323-346. https://doi . org/10 . 14515/monitoring . 2019. 4.16.

5 . Иванова А.А., Агисова Ф. Б., Сауткина Е. В. Проэкологическое поведе-

ние в России: адаптация шкалы Кэмерона Брика и связь с экологической обеспокоенностью // Психологические исследования . 2020. Т . 13 . № 70. С. 1-19. URL: https://publications. hse. ru/articles/368071788 (Дата обращения: 07.04.2022)

6 . Деменьшин В.Н. Обзор зарубежных исследований экологического со-

знания // Интернет-журнал «Мир науки». 2017, Том 5. № 5 . URL: https://mir-nauki. com/PDF/18PSMN517.pdf (Дата обращения: 07.04.2022)

7. Stern P.C. Toward a Coherent Theory of Environmentally Significant Behavior Выпуск экогазеты, листовок, буклетов, постеров экологического содержания .

Сетевые экологические проекты и видео-уроки для школьников и др .// Journal

of Social Issues. 2000. Iss. 56(3). Pp . 407-424. https://doi . org/10.1111/0022-

4537.00175

8 . Сосунова И.А., Мамонова О. Н. Экологическое поведение граждан и ка-

чество жизни в условиях глобализации // Философия и социальные науки . 2011 . № 3-4. С . 62-65.

9 . Титаренко Л.Г. Типы экологического поведения: Homo ecologus vs . Homo

Выпуск экогазеты, листовок, буклетов, постеров экологического содержания .

Сетевые экологические проекты и видео-уроки для школьников и др . // Социологических альманах. 2015. Вып . 6. С. 105-115 .

10. Yu Yang, Shizhi Huang, Xingting Huang. An Empirical Comparison of Environmental Behaviors in China's Public and Private Sectors // Problems of sustainable development . 2019. Vol. 14. No . 2. Pp. 101-110.

11. Зорич Т.А. Формирование экологически-ориентированного поведения в современном образовательном пространстве // Преподаватель года 2021: сб . статей II Международного профессионально-исследовательского конкурса . Петрозаводск . 14 декабря 2021 г . Петрозаводск: Межд . центр научного партнерства «Новая Наука», 2021. С. 211-215.

12. Машкова С.В. Формирование опыта экологически сообразного поведения у младших школьников: автореф . дисс .... канд . пед . наук: 13 . 00 . 01 . Волгоград, 2006. 28 с.

13 . Wang R.;Jia T.; Qi R.; Cheng J.; Zhang K.; Wang E.; Wang X. Differentiated Impact of Politics and Science-Oriented Education on Pro-Environmental Behavior: A Case Study of Chinese University Students // Sustainability. 2021. Vol . 13, 616 . URL: https://doi . org/10.3390/su13020616

14. Liping Fu, Ye Zhang, XiongXiong, Yin Bai. Pro-Environmental Awareness and Behaviors on Campus: Evidence from Tianjin, China // EURASIA Journal

of Mathematics, Science and Technology Education . 2018 . Vol . 14 (1). Pp . 427-445. DOI: 10.12973/ejmste/77953

15 . Fanli Jia, Hui Yu . Brief data report on parent-child pro-environmental engagement across five cities in China // Data in Brief. 2021. N 36. 106970. DOI 10 . 1016/j.jenvp.2021.101575 16. Чернявская О.М. Формирование экологической ответственности школьников средствами эколого-ориентированной образовательной среды: автореф. дисс .... канд. пед. наук: 13. 00. 01. Екатеринбург, 2006. 24 с.

17 . Pang M., Dingle C., Caen S., Bonebrake T. Environmental attitudes and

behaviors among secondary students in Hong Kong // International Journal of Comparative Education and Development . May 2016 . Vol . 18 . No . 2 . Pp . 70-80. DOI: 10.1108/IJCED-10-2015-0004

18 . Liu W. & Chen J. Green spaces in Chinese schools enhance children's

environmental attitudes and pro-environmental behavior // Children, Youth and Environments. 2021. Iss. 31(1). Pp . 55-87.

19 . Wu Lingqiong. Measuring primary school students' environmental literacy in

urban China: environmental attitudes and behavior of Grade 6 students in Green Schools in Schenzhen // Thesis submitted for the degree of Doctor of Philosophy. City University of Hong Kong . 2013. 260 p . https://scholars . cityu. edu . hk/en/theses/measuring-primary-school-students-environmental-Hteracy-in-urban-china(d1d016d3-d310-48d6-a1f0-ed119edaed48). html (Дата обращения: 07.04.2022)

20 . Fang Xiangzi, Nilova O. V. Formation peculiarities of environmental awareness

in the Peoples' Republic of China // Экологическое образование и устойчивое развитие . Состояние, цели, проблемы и перспективы: мат-лы межд. научно-методической конференции, 24-25 февраля 2022 г . , Минск, Республика Беларусь . Минск: МГЭИ им . А. Д . Сахарова БГУ, 2022. С . 99 .

21 . Ульянова Н.В. Формирование экологической культуры школьников на

основе интеграции предметных знаний // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 9. С. 265-271.

22. Stern P. C. New environmental theories: toward a coherent theory of environmentally significant behavior // Journal of social issues . 2000. Vol . 56 Iss 3 Pp 407-424 https://doi org/10 1111/0022-4537 00175

23 . Choi H., Jang J., Kandampully J. Application of the extended VBN theory to

understand consumers' decisions about green hotels // International Journal of Hospitality Management . 2015 . Vol . 51 . Pp . 87-95.

24 . Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте . СПб:

Питер, 2008. 400 с.

25 . Даргужиева С.М., Абдираимова Э. К. Формирование ценностных ориен-

таций в младшем школьном возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 50. С. 77-83. URL: http://e-koncept. ru/2016/76659. htm (Дата обращения: 07.04.2022)

26. Гулмадов Файз. Теоретические основы формирования духовно-нравственных убеждений учащихся начальных классов: дисс .... докт . пед. наук: 13.00. 01. Душанбе, 2016. 342 с.

27. Пащенко А.К. Нормативное поведение младших школьников // Вестник РГГУ. Серия «Психология . Педагогика. Образование» . 2010. № 17 (60). С. 103-115.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Bogner F.X., Wiseman M. Adolescents' attitudes towards nature and environment: Quantifying the 2MEV model // The Environmentalist . 2006. Iss . 26 . Pp . 247-254. DOI 10,1007/s10669-006-8660-9

29 . Liu W, Chen J. Modified Two Major Environmental Values scale for measuring

Chinese children's environmental attitudes // Environmental Education Research. 2020. Iss. 26(1). Pp . 130-147. http://dx. doi . org/10.1080/135046 22 2019 1697431

30 . Lingqiong Wu. Exploring the New Ecological Paradigm Scale for Gauging

Children's Environmental Attitudes in China // The journal of environmental education. 2012. Iss. 43 (2). Pp . 107-120.

31 . Борисенков В.П., Лю Цяофан. Развитие негосударственного высшего об-

разования в Китае: научно-педагогический и нормативно-правовой аспекты // Непрерывное образование: XXI век. 2021. Вып . 4 (36). DOI: 10 15393/j5 art 2021 7169

32. Гукаленко О.В., Согачёва А. С. Подготовка поликультурно-ориентированного педагога: сравнительный опыт России и Китая // Педагогическое образование в культурно-образовательном пространстве современного университета . Российская академия образования, Московский государственный университет имени М .В . Ломоносова . Москва, 2021. С. 243-255.

Сведения об авторах

Борисенков Владимир Пантелеймонович — доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой истории и философии образования факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: vlad boris39@mail.ru

Мэй Юйхань (КНР) — аспирантка факультета педагогического образования Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. E-mail: fpo.mgu@mail.ru

Features of the development of environmental behavior in primary school students in Russia and China

V.P . Borisenkov, Mei Yuhan (China)

In the context of the global environmental crisis, the task of greening school education is relevant in any country. The formation of ecological behavior is an integral part of the ecological training of students, which is especially effective at primary school age, when the child, due to his psycho-emotional characteristics, is extremely susceptible to psychological and pedagogical

influence, malleable, prone to imitate and actively learns the norms of behavior in the natural environment under conditions variety of environmental practices. The purpose of the article is to identify and compare the specifics of environmental education in primary schools in Russia and China. Responsible environmental behavior is one of the key components of the ecological culture of the population, along with the development of environmental consciousness, environmental thinking and environmental literacy. Meanwhile, the problems of the formation of ecological behavior in elementary school were almost not touched upon by researchers both in Russia and abroad. Environmental behavior, which was discussed only in the early 2000s, is the object of a systematic study of psychology, sociology, and economic sciences, which consider environmental education mainly as a component of the global concept of sustainable development. Western psychology has developed various ways of interpreting environmental behavior, as well as diagnostic tools for identifying environmental attitudes of a person, including in adolescence. Pedagogical science has by now accumulated rich empirical material and practical experience sufficient to analyze the models of formation of ecological behavior of children and adolescents in the future. The theoretical significance of this article lies in identifying the possibility of using the well-known theory of "values — beliefs — norms" as a methodological basis for identifying stereotypes of environmental behavior of younger students. Content analysis of modern scientific and pedagogical sources in Russian and Chinese made it possible to identify key environmental attitudes, moral beliefs, norms and means of shaping the environmental behavior of primary school students in schools in Russia and China. In practical terms, the publication is of interest to primary school teachers, teachers of ecology, teachers-researchers, as well as students and graduate students in pedagogical areas of training.

Key words: ecologization; ecological behavior; ecological consciousness; ecological culture; primary school.

References

1. Lazarevich N .A. Faktory formirovaniya ehkologicheskogo povedeniya . Trudy Belorusskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta . 2018 . Seriya 6 . № 1 . pp . 121-124.

2. Morozova S. V. , Kozlov V. V. Ehkologicheskoe povedenie kak problema issledovaniya v otechestvennoj i zarubezhnoj psikhologii . Psikhologiya . Psikhofiziologiya. 2020. T. 13, № 1. pp . 14-22. DOI: 10.14529/jpps200102

3 . Barker R.G. Ecological psychology: concepts and methods for studying the environment of human behavior . Stanford, CA: Stanford University Press, 1968. 242 p .

4. Ermolaeva P . O . , Ermolaeva Yu. V. Kriticheskij analiz zarubezhnykh teorij ehkologicheskogo povedeniya . Monitoring obshchestvennogo mneniya: ehkonomicheskie i social'nye peremeny. 2019. № 4 . pp . 323-346. https://doi.

org/10 14515/monitoring 2019 4 16

5 . Ivanova A. A . , Agisova F . B . , Sautkina E. V . Proehkologicheskoe povedenie v Rossii: adaptaciya shkaly Kehmerona Brika i svyaz' s ehkologicheskoj

obespokoennost'yu . Psikhologicheskie issledovaniya . 2020. T . 13 . № 70. pp . 1-19 . URL: https://publications. hse . ru/articles/368071788

6 . Demenshin V . N . Obzor zarubezhnykh issledovanij ehkologicheskogo soznaniya. Internet-zhurnal «Mir nauki». 2017, Tom 5. № 5. URL: https://mir-nauki . com/PDF/18PSMN517. pdf 7. Stern P .C. Toward a Coherent Theory of Environmentally Significant Behavior. Journal of Social Issues. 2000. Iss . 56(3). Pp. 407-424. https://doi. org/10.1111/0022-4537.00175

8 . Sosunova I. A . , Mamonova O. N. Ehkologicheskoe povedenie grazhdan

i kachestvo zhizni v usloviyakh globalizacii . Filosofiya i social'nye nauki . 2011. № 3-4. pp . 62-65.

9 . Titarenko L .G. Tipy ehkologicheskogo povedeniya: Homo ecologus vs. Homo .

Sociologicheskij al'manakh. 2015 . Vyp. 6. pp . 105-115.

10. Yu Yang, Shizhi Huang, Xingting Huang . An Empirical Comparison of Environmental Behaviors in China's Public and Private Sectors . Problems of sustainable development 2019 Vol 14 No 2 Pp 101-110

11. Zorich T . A . Formirovanie ehkologicheski-orientirovannogo povedeniya v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve . Prepodavatel' goda 2021: sb . statej II Mezhdunarodnogo professional'no-issledovatel'skogo konkursa. Petrozavodsk. 14 dekabrya 2021 goda . Petrozavodsk: Mezhd. centr nauchnogo partnerstva «Novaya NaukA», 2021. pp. 211-215 .

12 . Mashkova S .V. Formirovanie opyta ehkologicheski soobraznogo povedeniya u mladshikh shkol'nikov: avtoref. diss .... kand. ped. nauk: 13. 00 . 01. Volgograd, 2006 28 p

13. Wang R. ; Jia T. ; Qi R. ; Cheng J . ; Zhang K. ; Wang E. ; Wang X. Differentiated Impact of Politics and Science-Oriented Education on Pro-Environmental Behavior: A Case Study of Chinese University Students . Sustainability. 2021. Vol . 13, 616 . URL: https://doi. org/10.3390/su13020616

14. Liping Fu, Ye Zhang, Xiong Xiong, Yin Bai. Pro-Environmental Awareness and Behaviors on Campus: Evidence from Tianjin, China . EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education . 2018 . Vol . 14 (1). Pp . 427-445 DOI: 10 12973/ejmste/77953

15 . Fanli Jia, Hui Yu . Brief data report on parent-child pro-environmental engagement across five cities in China . Data in Brief. 2021. N 36.106970. DOI 10 1016/j jenvp 2021 101575

16. Chernyavskaya O. M. Formirovanie ehkologicheskoj otvetstvennosti shkol'nikov sredstvami ehkologo-orientirovannoj obrazovatel'noj sredy: avtoref. diss .... kand. ped . nauk: 13 . 00 . 01 . Ekaterinburg, 2006. 24 p.

17. Pang M . , Dingle C . , Caen S. , Bonebrake T . Environmental attitudes and behaviors among secondary students in Hong Kong . International Journal of Comparative Education and Development . May 2016 . Vol . 18 . No . 2 . Pp . 70-80. DOI: 10.1108/IJCED-10-2015-0004

18 . Liu W . & Chen J . Green spaces in Chinese schools enhance children's

environmental attitudes and pro-environmental behavior . Children, Youth and Environments. 2021. Iss. 31(1). Pp . 55-87.

19 . Wu Lingqiong . Measuring primary school students' environmental literacy

in urban China: environmental attitudes and behavior of Grade 6 students in Green Schools in Schenzhen . Thesis submitted for the degree of Doctor of Philosophy. City University of Hong Kong . 2013. 260 p . https://scholars . cityu. edu . hk/en/theses/measuring-primary-school-students-environmental-literacy-in-urban-china(d1d016d3-d310-48d6-a1f0-ed119edaed48). html

20 . Fang Xiangzi, Nilova O . V. Formation peculiarities of environmental awareness

in the Peoples' Republic of China . Ehkologicheskoe obrazovanie i ustojchivoe razvitie . Sostoyanie, celi, problemy i perspektivy: mat-ly mezhd. nauchno-metodicheskoj konferencii, 24-25 fevralya 2022 g . , Minsk, Respublika Belarus' . Minsk: MGEHI im . A.D. Sakharova BGU, 2022. P . 99 .

21 . Ul'yanova N . V. Formirovanie ehkologicheskoj kul'tury shkol'nikov na osnove

integracii predmetnykh znanij. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal . 2007. № 9 . pp . 265-271.

22 . Stern P. C . New environmental theories: toward a coherent theory of

environmentally significant behavior. Journal of social issues . 2000. Vol . 56. Iss . 3 . Pp . 407-424. https://doi. org/10.1111/0022-4537.00175.

23 . Choi H . ; Jang J . ; Kandampully J . Application of the extended VBN theory to

understand consumers' decisions about green hotels . International Journal of Hospitality Management . 2015 . Vol . 51 . Pp . 87-95.

24 . Bozhovich L.I . Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste . SPb: Piter,

2008 400 p

25 . Darguzhieva S . M . , Abdiraimova EH . K Formirovanie cennostnykh orientacij

v mladshem shkol'nom vozraste . Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «KoncepT». 2016 . T . 50. pp . 77-83. URL: http://e-koncept . ru/2016/76659. htm

26. Gulmadov Fajz. Teoreticheskie osnovy formirovaniya dukhovno-nravstvennykh ubezhdenij uchashchikhsya nachal'nykh klassov: diss . ... dokt . ped. nauk: 13 . 00 . 01 . Dushanbe, 2016. 342 p.

27 . Pashchenko A . K . Normativnoe povedenie mladshikh shkol'nikov. Vestnik

RGGU. Seriya «Psikhologiya. Pedagogika. ObrazovaniE» . 2010. № 17 (60). pp 103-115

28 . Bogner F . X . , Wiseman M . Adolescents' attitudes towards nature and

environment: Quantifying the 2MEV model . The Environmentalist . 2006. Iss 26 Pp 247-254 DOI 10 1007/s10669-006-8660-9

29 . Liu W. , Chen J . Modified Two Major Environmental Values scale for measuring

Chinese children's environmental attitudes . Environmental Education Research. 2020. Iss. 26(1). Pp. 130-147. http://dx . doi. org/10.1080/135046 22 2019 1697431

30 . Lingqiong Wu. Exploring the New Ecological Paradigm Scale for Gauging Children's Environmental Attitudes in China . The journal of environmental education. 2012. Iss. 43 (2). Pp. 107-120. 31. Borisenkov V. P . , Lyu Cyaofan . Razvitie negosudarstvennogo vysshego obrazovaniya v Kitae: nauchno-pedagogicheskij i normativno-pravovoj aspekty. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2021. Vyp . 4 (36). DOI: 10.15393/ j5 . art .2021.7169.

32 . Gukalenko O . V. , Sogachyova A. S . Podgotovka polikul'turno-orientirovannogo pedagoga: sravnitel'nyj opyt Rossii i Kitaya . Pedagogicheskoe obrazovanie v kul'turno-obrazovatel'nom prostranstve sovremennogo universiteta . Rossijskaya akademiya obrazovaniya, Moskovskij gosudarstvennyj universitet imeni M . V. Lomonosova. Moskva, 2021. pp. 243-255.

About the Authors

Borisenkov Vladimir P. — Doctor of Pedagogical Sc., Professor, Academician of Russian Academy of Education, Professor of the Faculty of Pedagogical Education Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia. E-mail: vlad boris39@mail.ru

Mei Yuhan (China) — Postgraduate student of the Faculty of Pedagogical Education Lomonosov Moscow State University. E-mail: fpo.mgu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.