Научная статья на тему 'Особенности формирования экологически приемлемого управления предприятием'

Особенности формирования экологически приемлемого управления предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бородин А. И.

Рассматривается одна из основных проблем разработки и проведения программ экологического менеджмента на российских предприятиях с использованием международных стандартов среды (ISO 14000) и (ISO 9000).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования экологически приемлемого управления предприятием»

ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ, СЕРТИФИКАЦИИ И МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

УДК 658.5: 502.33

А. И. Бородин

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ПРИЕМЛЕМОГО

УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Рассматривается одна из основных проблем разработки и проведения программ экологического менеджмента на российских предприятиях с использованием международных стандартов среды (180 14000) и (180 9000).

Переход российской экономики на рыночные принципы заставляет сегодня отечественные предприятия менять саму систему управления производством, находя более гибкие, отвечающие современным требованиям механизмы и инструменты менеджмента. Необходимость более эффективной системы природоохраны на микроуровне, а также давление конкурентов диктуют потребность в новом подходе отечественных предприятий к вопросу их взаимодействия с внешней средой.

Основные требования, предъявляемые сегодня к системе менеджмента предприятия, можно сформулировать следующим образом:

1. Постепенный отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, согласно которому успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства, снижением издержек, развитием специализации, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. Выдвижение на первый план проблем гибкости и адаптируемости к постоянным изменениям внешней среды. Значение этих факторов внешней среды резко повышается с усложнением всей системы общественных отношений (экологических, политических, социальных, экологических), составляющих среду менеджмента организации. Целесообразна разумная интеграция методов «жесткого» и «мягкого» типов управления в единую, адекватную условиям среды систему управления.

2. Рассмотрение предприятия как целостной системы, позволяющей проводить исследование организации в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешней средой (причем границы предприятия с внешней средой являются проницаемыми). Предприятие как система не самообеспечивается, а зависит в своей деятельности от энергии, информации и других ресурсов, поступающих извне.

3. Применение к управлению ситуационного подхода, согласно которому вся организация внутри предприятия есть реакция на различные воздействия извне. Главное - это ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу предприятия в данный период времени

4. Признание необходимости разработки и реализации системы стратегического управления предприятием. Суть системы состоит в том, что на предприятии, с одной стороны, должно существовать четко выделенное и организованное так называемое стратегическое планирование. С другой стороны, система управления предприятием, системы и механизмы взаимодействия ее отдельных звеньев должны быть построены так, чтобы

обеспечить выработку и гибкую организацию долгосрочной стратегии для успеха в конкуренции при изменяющихся условиях внешней среды и создать управляющий инструментарий для превращения этой стратегии в текущие производственно-хозяйственные планы.

5. Поворот бизнеса к управлению «организационной культурой» как системы ценностей, разделяемых персоналом фирмы и связанных с конечными целями организации. «Организационная культура» предприятия предполагает и установление высоких стандартов деятельности (начиная с каждого работника предприятия), и обеспечение гибкого лидерства с акцентом на личные контакты, и создание атмосферы всеобщей вовлеченности в дела фирмы, и др. Ценятся способность и готовность делегировать полномочия подчиненным ступеням структуры управления и исполнителям, продуктивное взаимодействие руководителей и подчиненных, заинтересованный подход к стратегии управления, использование современных информационных технологий.

6. Признание для будущих организаций определяющего значения формирования инновационного менеджмента, обеспечивающего восприимчивость предприятия ко всему новому, к достижениям научно-технической мысли. Экологический менеджмент не может быть инновационным, ибо он отражает принципиально новые подходы к управлению и решению проблем нетрадиционного характера.

7. Осознание ведущей роли лидера в организации как носителя нового хозяйственного мышления, ориентированного на нововведения и интеграцию усилий работников, на рациональный, оправданный риск, на использование культурно-этических инструментов руководства

8. Признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации.

Практическое воплощение этих принципов управления сложно и требует коренного пересмотра всей философии бизнеса, изменения психологии работающих, повышения квалификации. Несмотря на это, все большее число предприятий пытается отойти от прежних командно-иерархических отношений и усилить позиции лучшим использованием сильных сторон персонала. Одновременно меняются подходы к формированию стратегии развития предприятия и его целей, к построению структуры организации и менеджмента, к процессу разработки и принятия управленческих решений, к работе с персоналом и оценке эффективности работы организации, ее подразделений и работающих.

Принципиальное значение с точки зрения учета экологического фактора в предпринимательстве в настоящее время приобретает процедура оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологический аудит и менеджмент.

Одной из основных проблем на сегодня в нашей стране является мотивация разработки и Проведения программ экологического менеджмента. В то же время объективное, с учетом мнений всех заинтересованных сторон исследование комплексного влияния предприятий, использующих инструменты экологического менеджмента, на состояние окружающей среды поможет избежать дальнейшего углубления эколого-экономического кризиса и определиться в методах учета экологического фактора при разработке стратегий и тактики хозяйственной деятельности. А это, в свою очередь, будет способствовать повышению производственной безопасности предприятия, а следовательно, его инвестиционной привлекательности.

Система экологического менеджмента в России находится в стадии становления. В этой связи актуальным становится критическое изучение зарубежного опыта в области экоменеджмента и адаптации его к российским условиям, разработка и опытная проверка различ-

ных схем и технологий проведения экоаудита, совершенствование и усиление роли экономических методов и инструментов регулирования качества окружающей природной среды.

Развитие рыночных отношений в России ставит перед предпринимательством ряд новых проблем в сфере природопользования. Прежде всего, экономика базируется на положительной связи между эффективностью, доходами и защитой окружающей среды. Для российского предпринимательства, пока далекого в своей массе от рыночных механизмов вышедшего из стадии первоначального накопления капитала, в целом характерна ориентация на извлечение прибыли без учета экологических требований. Однако в этой ситуации действует ряд факторов, обеспечивающих экологизацию производства: во-первых, мировая тенденция учета экологических факторов и ограничений в процессе инвестирования, проектирования, строительства, эксплуатации и ликвидации производств; во-вторых, наличие государственно-административного регулирования отношений предприятия с окружающей средой; в-третьих, давление потребителей, предпочитающих экологически чистую продукцию. Существует и ряд других факторов, например деятельность «зеленых», но на данном этапе развития нашей страны их влияние незначительно.

В условиях интеграции России в мировой рынок возрастает интерес субъектов хозяйственной деятельности к созданию отлаженной системы контроля за соблюдением экологических требований, поскольку повышение законов и правил в области экологии может стать причиной значительных издержек. Руководство предприятий начинает сотрудничать с соответствующими органами, принимая участие в разработке предсказуемой, понятной, рыночно ориентированной и строго контролируемой системы экологических требований и правил, способной стать основой рационального отношения к окружающей среде. К этому подталкивают и мировые тенденции роста цен на потребляемые природные ресурсы, и увеличение штрафов за загрязнение природы и сброс отходов.

Из существующих инструментов экологического менеджмента в России в настоящее время наибольшее применение получил экологический аудит. По определению Международной организации по стандартизации, экологический аудит - это систематически проводимый и документированный процесс проверки, заключающийся в объективном получении и оценке информации с целью определения соответствия конкретных экологических мероприятий, условий, систем управления или информации о них критериям аудита, а также передачи результатов этого процесса заказчику.

Обычно экоаудит на отечественных предприятиях проводится исходя из потребностей предприятий и с учетом стандартов серии К0 14000, инструкций Мирового банка, схемы экологического управления и аудита Европейского Союза (EMAS) и практики проведения аудита в других странах. Но с точки зрения законодательских стандартов и международных стандартов ISO то, что в России называют экологическим аудитом, более или менее соответствует тому, что на Западе понимают под профилактическими экологическими инспекциями.

Экологический аудит в нашей стране проводится, как правило, в следующих случаях: предоставление займов, создание совместных предприятий; покупка пакета акций предприятий; аренда зданий и сооружений; покупка или аренда земельного участка; передача прав собственности на объект; выработка корпоративной экологической стратегии.

Особенностью реализации программ экоаудита в России является и то, что значительная часть природоохранной отчетности, предоставляемая экономическими субъектами (в отличие от финансовой отчетности), недостаточна или недостоверна. В любых официально предоставляемых предприятиями сведениях наблюдается занижение величин фактического воздействия выбросов и сбросов на окружающую среду. В практике работы рос-

сийских предприятий сложилась, к сожалению, тенденция сокрытия экологической информации. В такой ситуации при экологическом аудировании на первое место, на наш взгляд, должна выходить не столько оценка соответствия деятельности экологического субъекте природоохранному законодательству, сколько разнообразные дополнительные консультационные аудиторские услуги.

В настоящее время многие иностранные инвестиции в экономику России требуют проведения обязательных программ экологического аудита, предполагающего наличие на предприятии, по крайней мере, определенных структур экологического менеджмента, отвечающих международным стандартам. В первую очередь это требование относится к инвестициям, осуществляемым через Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Аудит в этом случае проводится по методикам банков специализированными, в основном западными фирмами, действующими на российском рынке экологических услуг. Как показывает практика, данная процедура, кроме того что является очень дорогостоящей, требует от экономического субъекта, собирающегося получить западные инвестиции, значительной предварительной подготовки. Важную роль может сыграть разработка и проведение программ добровольного экоаудита с целью подготовки и осуществления инвестиционных проектов, которые могли бы проводить российские аудиторские фирмы.

При оценке «экологической состоятельности» при инвестировании на первый план выходят показатели эффективности экологического менеджмента, уровень экологической культуры предприятия. Поэтому при формировании системы экологического менеджмента для российских предприятий важное место сегодня занимает:

- постановка и обоснование реально достижимых экологических целей и принципов их достижения, формирование экологической политики;

- принятие широкого спектра добровольных экономических обязательств перед персоналом, инвесторами, органами местного самоуправления, общественностью, населением и отражение этих обязательств в стратегических планах предприятий по охране окружающей среды;

- расширение сферы экологической активности с включением в нее различных направлений и аспектов деятельности, непосредственно не связанных с требованиями экологического законодательства;

- разработка и распространение экологической программы;

- объединение задач управления качеством продукции и услуг с задачами экоменеджмента;

- экологическое обучение и вовлечение каждого работника фирмы в природоохранную деятельность;

- использование экологического аудирования результатов деятельности и постоянная корректировка на основании данной оценки первоначальных целей и задач этой деятельности;

- экологическая «прозрачность» информации, включающая доступность соответствующей экологической информации о деятельности предприятия для всех заинтересованных лиц;

- формирование и распространение «зеленой отчетности»;

- добровольное экологическое лидерство как в отдельных направлениях и аспектах экологической деятельности, так и в области экологического менеджменте в целом;

- расширение системы правил и мотивации персонала в вопросах охраны окружающей среды;

Для успешной реализации на отечественных предприятиях перечисленных пунктов как элементов экологического менеджмента становится очевидной необходимость ориентации систем экоменеджмента на международные стандарты в сфере защиты окружающей среды (ISO 14000) и систему управлений качеством (ISO 9000). Как было отмечено, Россия ввела в действие стандарты серии ISO 14000. Согласно этим стандартам создание системы экоменеджмента проходит поэтапно. На первом этапе оценивается ситуация на данный момент. На основании этой оценки разрабатываются экологическая политика компании, ставятся цели и определяются средства их достижения. После описание этих средств в программах обучения, развития, инвестирования и других проводится мониторинг ситуаций с помощью текущего аудита, который дает информацию для регулирования управленческой системы

и, следовательно, для дальнейшего ее совершенствования.

Данная структура могла бы послужить необходимым базисом для формирования экоменеджмента на предприятиях России. Стандарт ISO 14000 может быть использован предприятиями любой величины. Отталкиваясь от реальных на сегодняшний день задач и ответственности, эта система позволяет постепенно усложнять весь комплекс мероприятий по охране окружающей среды, проводимых на предприятии. Начиная с составления несложных экологических балансов и формирования корпуса уполномоченных по делам экологии (особенно это касается малых и средних фирм), набирая опыт управления природоохраны от простого к сложному, вполне возможно в течение непродолжительного срока достичь существенных успехов в деле организации эффективно функционирующего экоменеджмента

Важнейшим инструментом экоменеджмента, условия для которого уже имеются в России, мог бы стать экологический баланс, контролирующий потребление сырья и энергии и не требующий крупных финансовых вложений. Данный инструмент, представляющий собой упрощенную форму экоконтроллинга, позволяет одновременно с учетом использованных материалов обнаруживать «слабые» места предприятия и выявлять потенциал экономии используемого сырья и энергии.

Большое значение в деле формирования экологического менеджмента принадлежит обучению персонала предприятия формированию необходимой системы ценностей по отношению к окружающей среде. Эта работа должна проводиться по крайней мере одним уполномоченным по охране окружающей среды, информирующим работников о важности и необходимости активного содействия охране природы. Уполномоченный должен располагать определенными правами и иметь возможность участвовать в принятии хозяйственных решений (как оперативных, так и стратегических) на высшем уровне управления предприятием.

Разработка экологической политики, целей и задач в области охраны окружающей среды может быть рекомендована как первый шаг к созданию системы экоменеджмента. Последующие шаги - разработка программы и последовательности действий, обучение персонала.

В заключение хотелось бы отметить, что для организации эффективного экологического менеджмента, функционирующего на предприятиях России, необходимы адекватные рамочные условия хозяйствования. Именно они, как показывает опыт развитых стран, во многом являются первоначальным стимулом для формирования структур экоменеджмента и экоаудита.

В целом экологический менеджмент в нашей стране должен быть направлен на разрешение эколого-экономических противоречий и обеспечение в будущем гарантий экономической устойчивости предприятий на путях экомодернизации и сокращения риска от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.