Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
193
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Макаров А.А.

в данной работе приведено общее описание системы формирования единого информационного пространства региона в Российской Федерации. Сформулировано распределение информационного потенциала общества на территории Российской Федерации. Отмечены главные особенности единого информационного пространства, становящиеся актуальными по мере цифровой трансформации государства и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО

ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА Макаров А.А.

Макаров Арсений Андреевич - магистрант, Институт государственной службы и управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы, г. Москва

Аннотация: в данной работе приведено общее описание системы формирования единого информационного пространства региона в Российской Федерации. Сформулировано распределение информационного потенциала общества на территории Российской Федерации. Отмечены главные особенности единого информационного пространства, становящиеся актуальными по мере цифровой трансформации государства и общества.

Ключевые слова: единое информационное пространство, информационные ресурсы.

Одним из основополагающих аспектов существования человека в информационном пространстве является его правовое положение в этом пространстве. Государственное регулирование этого чрезвычайно важного аспекта производится Конституцией Российской Федерации, а также соответствующими подзаконными актами и нормативными документами. В частности, во исполнение Указа Президента Российской Федерации разработана "Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов".

В разработке Концепции приняли участие специалисты Комитета при Президенте Российской Федерации по политике информатизации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Госкомстата России, Госкомоборонпрома России, Госстандарта России, Минобороны России, других органов государственной власти, непосредственно связанных с важнейшими направлениями формирования и развития единого информационного пространства в России.

В Концепции отмечено, что информационные услуги, ресурсы и программные продукты (информационный потенциал общества) распространены по территории России крайне неравномерно, причем в основном ими обеспечены центральные области. Это распределение соответствует распределению основных производственных, научных и информационных центров России и не учитывает потребности населения и органов управления. Такой перекос крайне негативно сказывается на развитии страны. Именно поэтому требует скорейшего решения задача выравнивания информационного потенциала.

Указанные проблемы можно решить только одним путем - формированием единого информационного пространства и обеспечения функционирования в этом пространстве государственных и коммерческих структур, а также всех без исключения граждан.

Понятие и цели определения единого информационного пространства. Одним из наиболее значимых процессов в информационном обществе становится процесс формирования единого информационного пространства (ЕИП), обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах. Единое информационное пространство можно охарактеризовать как совокупность банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационно-телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан и удовлетворение их информационных потребностей.1

В структуре ЕИП выделяют два основных элемента:

1) информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

2) информационную инфраструктуру, в которую входят: - организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие ЕИП, в частности сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации; - средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно

1 Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов: одобр. решением Президента РФ от 23 нояб. 1995 г. № Пр-1694 [Электронный ресурс] // Региональное законодательство. URL: http://www.recoveryfiles.ra/laws.php?ds=2727 (дата обращения: 25.12.2021).

нормативные документы. Основными целями формирования и развития ЕИП в России являются: -обеспечение прав граждан на информацию, провозглашенных Конституцией Российской Федерации; -создание и поддержание необходимого для устойчивого развития общества уровня информационного потенциала; - повышение согласованности решений, принимаемых федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления; -повышение уровня правосознания граждан путем предоставления им свободного доступа к правовым и нормативным документам, определяющим их права, обязанности и возможности; - предоставление возможности контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления; - повышение деловой и общественной активности граждан путем предоставления им равной с государственными структурами возможности пользоваться открытой научно-технической, социально-экономической, общественно-политической информацией, а также информационными фондами сфер образования, культуры и т. д.; - интеграция ЕИП страны в мировое информационное пространство.2

Таким образом, формирование ЕИП позволяет осуществлять оперативный доступ к информационным ресурсам и эффективно использовать их, способствует повышению степени информационной открытости, транспарентности, органов управления и в целом содействует росту уровня правосознания граждан. Кроме того, формирование ЕИП страны, которое складывается в результате эффективной интеграции информационных пространств ее регионов, является обязательным признаком перехода к информационному обществу и необходимым условием вхождения в мировое информационное

3

пространство.

Информационные ресурсы как элемент единого информационного пространства. Формирование и использование информационных ресурсов - одна из ключевых проблем создания ЕИП. Информационные ресурсы, различные по объему и способу представления информации, формируются в процессе деятельности органов управления всех уровней, любых хозяйствующих субъектов, организаций, общественных объединений и отдельных граждан. Все вышеперечисленные субъекты участвуют в производстве и потреблении определенных информационных продуктов, трансформируя их тем самым в информационный ресурс своей деятельности. Ныне действующий Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не содержит определения термина «информационные ресурсы». Данный термин определяется в ранее действовавшем ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» «...информационные ресурсы (ИР) - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)». Некоторые исследователи считают, что сегодня, в связи с активным внедрением в нашу жизнь виртуальной реальности, глобальных сетей, а также в связи с изменением способов создания, накопления и тиражирования информации, представления о природе и характере ИР должны измениться. Традиционное понимание ИР, связывающее их прежде всего с информацией, зафиксированной на материальном носителе, отходит на второй план, приходит понимание того, что их реальное многообразие в современном информационном пространстве требует модернизации подходов к их определению и классификации. Тем не менее в целом можно сказать, что ИР включают информацию и знания, а также лингвистические средства, применяемые для описания конкретной предметной области и для доступа к информации и знаниям. В процессе формирования и использования ИР осуществляются разнообразные информационные процессы, перечень которых обширен: сбор, обработка, хранение, поиск и выдача информации в соответствии с запросами.

Основой для формирования государственных ИР могут служить информационно-управляющие системы органов государственной власти, которые располагают развитыми территориально распределенными инфраструктурами, ориентированными на сбор информации на всей территории России и ее обработку в интересах федеральных и региональных органов власти.

Список литературы

1. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право. Гл. 5. С. 181-198.

2. Егоров И.И. Региональные информационно-аналитические центры: структура и задачи / И.И. Егоров

// Информ. Общество, 1996. № 1. С. 54-59.

3. Зуев С.Э. Понятие информационной политики. [Электронный ресурс] / С.Э. Зуев // ИКТ в

образовании. Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и

2 Копылов В.А. Информационное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. 512 с.; Антопольский А.Б. Информационные ресурсы России : науч.-метод. пособие. М., 2004. 424 с.; Веревченко А.П., Горчаков А.В., Иванов И. В., Голодова О. В. Информационные ресурсы для принятия решений. М., 2002. 560 с.

3 Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право. Гл. 5. С. 181-198.

телекоммуникаций (ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»): офиц. сайт. Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/ ft/003571/Section5.pdf/ (дата обращения: 11.01.2022).

4. Конотопов П.Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно аналитической работы / П.Ю. Конотопов, Ю. В. Курносов. М., 2004.

5. Копылов В.А. Информационное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. 512 с.

6. Антопольский А.Б. Информационные ресурсы России: науч.-метод. пособие. М., 2004. 424 с.

7. Веревченко А.П., Горчаков А.В., Иванов И.В., Голодова О.В. Информационные ресурсы для принятия решений. М., 2002. 560 с.

8. Цыгичко В.Н. Информационно-аналитическая поддержка стратегических решений / В.Н. Цыгичко, Д.С. Черешкин // Информ. Общество, 2006. № 1. С. 61-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.