Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ CУДЕБНОЙ CИCТEМЫ ОЙРОТСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В 1920–1930‑е ГОДЫ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ CУДЕБНОЙ CИCТEМЫ ОЙРОТСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В 1920–1930‑е ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
судебная система / судебная реформа / судебные участки / прокуратура / верховный суд / областной суд / народный суд / judicial system / judicial reform / judicial precincts / prosecutor's office / supreme court / regional court / people's court

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — О. А. Гончарова, Т. В. Анкудинова

Статья посвящена исследованию вопроса становления судебной системы в Ойротской автономной области, которая в рассматриваемый период только формировалась. Специфика заключалась также в удаленности и национальной особенности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ CУДЕБНОЙ CИCТEМЫ ОЙРОТСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В 1920–1930‑е ГОДЫ

The article is devoted to the study of the formation of the judicial system in the Oirot Autonomous Region, which was just being formed during the period under review. The specifics also lay in the remoteness and national peculiarities of the region.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ CУДЕБНОЙ CИCТEМЫ ОЙРОТСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В 1920–1930‑е ГОДЫ»

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 341.492

ББК 67.71+67.3 (2Рос. Алт)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ CУДЕБНОЙ CИCТEМЫ ОЙРОТСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В 1920-1930-е ГОДЫ

О. А. Гончарова, Т. В. Анкудинова

Горно-Алтайский государственный университет (Горно-Алтайск, Россия)

Статья посвящена исследованию вопроса становления судебной системы в Ойротской автономной области, которая в рассматриваемый период только формировалась. Специфика заключалась также в удаленности и национальной особенности региона.

Ключевые слова: судебная система, судебная реформа, судебные участки, прокуратура, верховный суд, областной суд, народный суд.

FEATURES OF THE FORMATION OF THE JUDICIAL SYSTEM OF THE OIROT AUTONOMOUS REGION IN THE 1920S-1930S

О. A. Goncharova, T. V. Ankudinova

Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia)

The article is devoted to the study of the formation of the judicial system in the Oirot Autonomous Region, which was just being formed during the period under review. The specifics also lay in the remoteness and national peculiarities of the region.

Keywords: judicial system, judicial reform, judicial precincts, prosecutor's office, supreme court, regional court, people's court.

Doi: https://doi.org/10.14258/ralj(2023)4.3

Завершение основных боев Гражданской войны, укрепление власти на местах, формирование Союза Социалистических Республик — СССР позволили Coвeтской власти приступить к cya^-ной peфopме. Предпосылками cyдебной peфopмы 1922 г. выступил комплекс причин политического, правового, социального и экономического характера. Необходимость восстановления разрушенного хозяйства потребовала обращения к правовым методам управления экономикой. Институты, созданные новой экономической политикой, потребовали в том числе и cyдебной защиты. Начало cyдебной peфopме 1922 г. положило издание 26 мая Положения об адвокатуре и 28 мая 1922 г. Положения о прокуратуре [1, c. 16-18].

Основным звеном cyдебной cиcтeмы стал районный народный cyq, действовавший, как правило, в составе постоянного оудьи и двух народных заседателей. Областной (губернский) cyq стал первой инстанцией по наиболее важным уголовным и гражданским делам и второй (кассационной) инстан-

цией для районных народных судов. Верховный суд РСФСР стал первой инстанцией для дел особой государственной важности, кассационной инстанцией для областных (губернских) судов. Кроме того, Верховный суд РСФСР осуществлял судебный контроль над всеми судами республик. С этой целью он мог в порядке надзора рассматривать дела, решенные любым судом РСФСР, давать разъяснения нижестоящим судам по вопросам судебной практики [9, с. 135].

Вместе с тем «временно» допускалось наличие специальных судов, где должны были рассматриваться дела, требовавшие от судов специальных знаний и навыков или касавшиеся преступлений особой опасности, угрожавших оборонной мощи государства. К специальным судам Положение относило военные и военно-транспортные трибуналы, земельные и арбитражные комиссии, особые трудовые сессии народных судов [2, с. 110].

На прокуратуру были возложены следующие задачи: 1) осуществление надзора за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций, а также граждан путем возбуждения уголовного преследования и опротестования нарушающих закон постановлений; 2) надзор за производством дознания и предварительного следствия, а также за деятельностью органов ГПУ; 3) поддержание обвинения в суде; 4) надзор за правильностью содержания заключенных под стражей. Органы прокуратуры строились строго централизованно, по территориальному принципу, во главе с Прокурором Республики, которым по должности являлся Нарком юстиции. При прокуроре области находились его помощники, руководившие отдельными отраслями деятельности прокуратуры. В непосредственном подчинении у прокурора состояли прокуроры областные (губернские), также имевшие своих помощников [2, с. 123].

Согласно Положению об адвокатуре, коллегии защитников должны были создаваться при областных (губернских) отделах юстиции на добровольных началах. Оплата труда защитников производилась клиентами. В октябре 1922 г. ВЦИК утвердил положение о судоустройстве РСФСР, согласно которому вместо действовавших общих судов и революционных трибуналов учреждалась единая трехзвенная система, состоявшая из районного, областного (губернского) и Верховного суда РСФСР [3, с. 230].

В декабре 1923 г. на заседании президиума Ойротского областного комитета РКП(б) был заслушан вопрос об образовании областного суда. По решению обкома в руководящий состав облсуда входило 5 человек. Председателем был назначен Данилов, заместителями Троицкий, Бекин, членами суда — Мальцев, Светоносов.

Из архивных источников: «Состав первого суда Ойротской автономной области: Председатель — т. Данилов, Члены — Бекин А. С., Троицкий П. С., Прокурор — Садховский, Бухгалтер — Ратанов А. Е., Зав. инструкторско-ревизионным отделом — Борщев М. А.» [4, л. 12-13].

На заседании президиума Ойротского областного исполнительного комитета от 16 ноября 1923 г. под областной суд и облпрокуратуру был выделен бывший дом Щетинина, а в 1926 г. за Областным судом было окончательно закреплено муниципализированное помещение на ул. Советской № 5 и флигель во дворе (ныне это двухэтажное деревянное здание на ул. Набережной № 3).

С момента образования Ойротского областного суда и до 1 ноября 1924 г., т. е. почти за год было проведено 17 заседаний пленума. Основные вопросы, обсуждаемые пленумом суда: организационные — 6; о созыве съезда — 1; заслушаны два доклада народных судов; о ревизии — 7; о назначении и увольнении — 17; о командировках — 3; о сметах — 3; дисциплинарных — 23; об отводе — 3; об упорядочении работы — 6; выездных сессиях — 3; о циркулярах — 3; о сессиях народных судов; доклад областного суда; и о нотариальной конторе. Об объемах работы можно судить по некоторым данным статистики. Так, с 15 июля 1921 г. по 1 апреля 1925 г. поступило на рассмотрение 113 дел с числом правонарушителей — 157 чел. (из них 143 — мужского пола и 14 женщин, русских — 94 чел., алтайцев — 63 чел.). По своей классификации все дела можно было условно разделить следующим образом: контрреволюционные, направленные против порядка, должностные, нарушение прав об отделении от церкви, хозяйственных, против жизни, здоровья, имущественных, воинских и др. [5, л. 14-15].

Архивы сохранили документ, описывающий структуру суда: «Структура суда и штаты: Пленум облсуда состоял из 1 председателя, его двух заместителей и одного члена облсуда. Президиум облсуда состоит из 1 председателя и 1 зам. председателя. Он же зав. этим отделом, 1 секретаря, 1 машинистки, 1 старшего следователя. Уголовный отдел состоял из судебно-уголовного отдела, который включал 1 заместителя председателя, он же заведовал этим отделом, 1 секретарь, 1 машинистка, 1 старший следователь.

Кассационно-гражданское отделение состояло из 1 председателя, 2 постоянных членов и 1 секретаря.

Гражданский отдел включал судебно-уголовный отдел, состоящий из 1 зам. председателя, он же зав. этим отделом, 1 секретаря, 1 машинистки, 1 старшего следователя, кассационно-гражданское отделение состояло из 1 председателя, 2 постоянных членов и 1 секретаря.

Следующий — инструкторско-ревизионный отдел, состоящий из одного заведующего этим отделом. Административно-хозяйственная часть состояла из 1 председателя облсуда, 1 старшего секретаря, он же секретарь Пленума, Президиума и дисциплинарной коллегии, 2 делопроизводителей, 1 коменданта, 1 курьера, 1 сторожа. Далее дисциплинарная коллегия, включающая одного председателя областного суда и его членов.

Архивная часть состояла из одного архивариуса, а всего штат облсуда составлял 20 чел. Штат находился на госбюджете и утвержден НКЮ» [6, л. 12-15].

Кроме того, в это же время, 1 сентября 1923 г., была образована нотариальная контора и до 8 октября 1924 г. (до момента организации областного суда) находилась в ведомстве Алтайского губернского суда. Штат ограничивался ставкой нотариуса, которая оплачивалась по 17 разряду [7, л. 5].

8 октября 1924 г. постановлением облисполкома Ойротской автономной области нотариальная контора была закрыта, а нотариальные функции переданы народным судам. За время своего существования нотариальная контора совершила нотариальных актов — 195 на сумму 17 862 руб. 18 коп.

Все основные организационные вопросы по формированию судебной системы проходили через партийные органы. Сохранившиеся протоколы позволяют воссоздать процесс формирования и изменения в общей организации судопроизводства.

Одновременно с образованием области 25 августа 1922 г. на заседании президиума Ойротского областного комитета РКП(б) был поставлен вопрос «Об организации аппарата юстиции Ойротской области и распределении области на судебные участки». Была предложена схема деления т. Матвиев-ским. Видимо, автор исходил из особенностей территории, учел труднодоступность и разбросанность населенных пунктов. Соответственно предполагался и расширенный штат работников. Обком отверг это предложение из-за невозможности решить кадровый вопрос. В области не было не только достаточного количества специалистов, а и просто грамотных людей, на которых можно было возложить обязанности по организации судебных участков. Бюро обкома решило создать комиссию «для составления общего плана» в составе Матвиевского, Зяблицкого, Мезенцева, Алдер, Малкова. Материалов этой комиссии не сохранилось. Однако уже через два дня по представлению комиссии принимается решение о делении области на судебные участки.

Участки во многом повторяли прежнюю структуру. Первоначально были созданы участки в с. Улала, Успенский, Шебалинский, Усть-Канский, Кош-Агачский. В процессе административного переустройства территории под влиянием политических и экономических преобразований границы участков изменялись, формировались новые.

На 1 октября 1925 г. Ойротскую автономную область обслуживали штаты трех следственных участков: судебно-следственный участок в г. Улале — обслуживало 38 353 чел. (г. Улала, Маймин-ская, Успенская, Чемальская и Лебедская волости). Другой судебно-следственный участок в Усть-Ка-не обслуживал 23 276 чел. населения (Шебалинская, Уймонская, Усть-Канская волости). И судебно-следственный участок в Онгудае — 20 208 чел. населения (Шебалинский, Онгудайский, Улаганский и Кош-Агачский). Величина участка составляла в среднем 121 версту в радиусе.

Партийные документы сохранили сведения о трудностях, проблемах и недостатках работы в те годы. Часто озвучиваемыми были недостаточность сети судебных и следственных учреждений по области, так как в следственных учреждениях обслуживали не менее 3 укрупненных аймаков в радиусе 121 версты, отсюда загруженность делами, оторванность уезда от широких масс населения. Большинство отчетов о работе отмечали скудное ассигнование на путевое довольствие народным судьям и народным заседателям, что препятствовало расширению сессий для выездов на места к производству разбора дел, недостаток заработной платы и средств на хозяйственные нужды. Разобщенность и удаленность населенных пунктов друг от друга приводила к медленной переработке и доставке почты, сбоям в работе аймаков и сельсоветов при вручении повестки, отчего зачастую срывались слушания и назначались вторичные. Некоторое представление об обозначенных проблемах дает таблица.

Схема распределения Ойротской автономной области на судебно-следственные участки [8, л. 25-30]

Количество населения Расстояние до Улалы Наименование сельсоветов, входящих Расстояние до во- Расстояние Рас. до ден. уч.

в него лости до Улалы

Уч. нар. суда г. Улала 13142 - - - - -

7 Улалинский Верх-Карагужский Карасукский Александровский Ново-Улалинский Бирюлинский Арлу-Аспакский Кергочакский Манжерокский Сиультинский Соузгинский Сайдыский 12 20 25 7 18 32 9 35 15 15 30 12 20 25 7 18 32 9 35 15 15 30 12 20 25 7 18 32 9 35 15 15 30

Чемальская волость 4962 64 Узнезинский Бешпельтарский Куюмский Чепошский Чемальский Эликманарский Аносинский Аюлинский Ингурекский Эдиганский 12 24 35 25 Волость 5 10 38 65 50 62 42 40 65 66 60 55 62 48 116 52 42 40 65 66 60 55 62 48 116

Успенская волость 11623 58 Ыныргинский Тушкенекский Акпанакский Челушкаринский Девинский Н-Пьянковский /рез. вол./ 35 29 43 46 10 Чоя 93 87 101 104 48 58 93 87 101 104 48 58

В-Пьянковский Кыокинский Лопатинский Средне-Тыргинский Паспаульский Сугульский Кочкинский Н-Учекский Салгандинский 30 8 8 8 18 25 15 28 30 88 66 66 66 40 32 43 86 36 88 66 66 66 40 32 43 86 36

Лебедская волость 10127 126 Гурьяновский Тондошенский Турочакский Кебезенский Сюринский Артыбашский Озеро-Куреевский Дмитриевский Удаловский Кебезенский 25 20 Волость 50 54 71 50 35 25 53 151 106 126 118 125 139 176 161 151 180 151 106 126 118 125 139 176 161 151 180

2-й участок

Шебалинская волость 113 Верх-Чергинский Мало-Чергинский Улус-Чергинский Бешпельтирский Ильинский Барагагинский 15 9 35 48 50 55 30 110 118 73 -100 115 123

Окончание таблицы

Количество населения Расстояние до Улалы Наименование сельсоветов, входящих в него Расстояние до волости Расстояние до Улалы Рас. до ден. уч.

Уймонская волость 10606 313 Абайский Красноярский Паспаульский В-Уймонский Тюнгурский Куруздинский Торахтинский Горбуновский Н-Уймонский Кайтанакский Саксабайский Огневский Тюгурюкский Усть-Коксинский 52 37 46 25 68 13 20 16 18 18 12 5 15 274 299 358 331 331 326 333 329 335 331 325 318 298 313

Усть-Канская волость 8033 193 Суганский Чечуликинский Талицкий Тюдралинский Усть-Канский Кырлыкский Ябоганский Чакырский Яконурский Соузерский 48 40 32 20 -30 35 25 15 63 241 240 230 205 193 213 200 168 228 256

3-й участок, с. Онгудай

Шебалинская волость Актеольский Шебалинский Актинский Топучинский Каспинский Чергинский Мыютинский Русско-Камлакский Верх-Камлакский 35 15 20 35 35 15 65 45 93 113 128 133 88 98 80 68

Онгудайская волость 7365 206 Онгудайский Туатинский Урсуло-Кенгинский Хабаровский Купчегенский Ининский Каракол-Куратинский Ороктойский 17 35 15 39 60 15 45 208 191 173 223 241 268 193 127 17 35 15 39 60 15 45

Улаганская волость 2838 433 Улаганский Чулышманский Кутумрыкский Паспартинский - - 263 323 303

Кош-Агачская волость 4790 450 Киргизский Ялоганский Кокоринский Курайский 25 18 60 475 450 468 390 301 276 294 158

Таким образом, разбросанность населения, особые географические условия, горная местность и отсутствие хороших путей сообщения, в большинстве существовали только верховые дороги, затрудняли связь с местами. Судебные и исполнительные участки находились от центра Ойро-тии на 200-300 км. Все это в целом негативно отражалось на работе не только судебных органов, но и на всей системе управления области.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бойко А. Д. Судебно-правовая реформа и адвокатура // Социалистическая законность. 1989. № 1. С. 16-18.

2. Болдырев В. А. Советский суд. М., 1966. С. 129 с.

3. Стецовский Ю. И. Судебная власть. М., 2000. 399 с.

4. Росархив РА. Ф. 194. Оп. 1. Д. 33. Л. 12-13.

5. Росархив РА. Ф. 194. Оп. 1. Д. 37. Л. 14-15.

6. Росархив РА. Ф. 194. Оп. 1. Д. 37. Л. 12-15.

7. Росархив РА. Ф. 194. Оп. 1. Д. 76. Л. 5.

8. Росархив РА. Ф. 194. Оп. 1. Д. 76. Л. 25-30.

9. Вышинский А. Я. Судопроизводство в СССР. М., 1935. 243 с.

10. История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры 1917-1954 гг. Сб. документов. М., 1955. 635 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.