Научная статья на тему 'Особенности формирования бухгалтерской отчетности в субъектах малого предпринимательства'

Особенности формирования бухгалтерской отчетности в субъектах малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
427
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ОТЧЕТНОСТЬ / АУДИТ / ИЗМЕНЕНИЯ / НУЛЕВОЙ БАЛАНС / КРИТЕРИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудрявец Анастасия Сергеевна

В статье анализируется законодательное изменение в области бухгалтерского учета, затрагивающее субъекты малого предпринимательства, и особенности формирования данной отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования бухгалтерской отчетности в субъектах малого предпринимательства»

Поскольку адаптация персонала - явление объективное, поэтому целесообразна разработка индивидуальных программ подготовки и адаптации, учитывающих специфику рабочего места и тот функционал, который ему соответствует.

При этом обеспечить высокую эффективность адаптации персонала возможно в том случае, если будут выполнены следующие условия:

- каждому рабочему месту в компании, каждой специальности должны быть обеспечены престиж и привлекательность;

- при организации труда должны быть реализованы все возможные мотивационные установки с учетом индивидуальных потребностей сотрудников;

- система обучения персонала должна обладать достаточной гибкостью, а программы развития составляются с учетом индивидуальных компетенций работников;

- оценку персонала в компании необходимо производить по для всех понятным и объективным критериям;

- желательно уделять должное внимание развитию корпоративной культуры и хорошей социально-психологической обстановке в коллективе [5, с. 72].

Таким образом, руководству следует воспринимать затраты на внедрение программ адаптации в качестве долгосрочных инвестиций в трудовой потенциал работников и оправданное использование денежных средств организации. Ведь от того, насколько эффективным был процесс адаптации, зависят дальнейшие успехи работника, его профессиональный и карьерный рост. Совершенствование адаптации в управленческой и производственной сфере деятельности благоприятно отразятся на показателях производительности труда и не заставят ждать положительных изменений в финансовых результатах организации.

Таким образом, эффективная программа адаптации наряду с развитием корпоративной культуры, материальным и нематериальным стимулированием, развитием профессионализма работников на основе компетентностного подхода могут послужить инвестициями в трудовой потенциал организации, что является важным конкурентным преимуществом современных предприятий.

Список литературы

1. Патрахина Т.Н. К вопросу об адаптации персонала: теоретический аспект // Молодой ученый, 2015. № 7. С. 464-466.

2. Управление персоналом организации Учебник / под ред. А.Я. Кибанова. 3-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2015. 638 с.

3. Целютина Т.В., Муравлева Е.Ю. Методы управления адаптацией персонала в условиях преодоления последствий кризиса // Проблемы современной науки и образования, 2015. № 5. С. 25-28.

4. Nekoranec J., Nagyova L. Adaptation of employees in the organization and its importance in terms of human resource management // Retrieved from Management and Economics, 2014. P. 114-120.

5. Wilton N. An introduction to human resource management. London, Great Britain: Ashford Colour Press Ltd., 2013. 210 p.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В СУБЪЕКТАХ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Кудрявец А.С.

Кудрявец Анастасия Сергеевна - студент, экономический факультет, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в статье анализируется законодательное изменение в области бухгалтерского учета, затрагивающее субъекты малого предпринимательства, и особенности формирования данной отчетности.

Ключевые слова: малый бизнес, отчетность, аудит, изменения, нулевой баланс, критерии малого предпринимательства.

Развитие малого бизнеса создает факторы ускорения экономического роста, благоприятствует насыщению местных рынков, также позволяя компенсировать издержки рыночной экономики, таких как безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления. Помимо этого он выполняет структурообразующую и институциональную роль в национальной экономике [1].

В связи с возросшей ролью малого предпринимательства, повышенное внимание обращено на его реализацию и ведение бухгалтерской отчетности для создания прозрачной бизнес среды. До 2013 года бухгалтерский учет на территории Российской Федерации обязаны были вести все субъекты предпринимательской деятельности, кроме малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения. С 1 января 2013 года вступил в силу новый закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ, который предполагает ведение обязательного бухгалтерского учета для всех организаций, в том числе являющимися субъектами малого и среднего бизнеса [2].

Теперь исключением являются только индивидуальные предприниматели, которые ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ, а именно - Книги учета доходов и расходов (для лиц, применяющих УСН), и учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога (для тех, кто уплачивает ЕНВД). Если до 2013 года бухгалтерский учет не велся, то необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств компании (таблица 1).

Таблица 1. Законодательное изменение в ведении бухгалтерской отчетности

Закон Ведение бухучета Бухучет основных средств и нематериальных активов (Упрощенная система)

Закон от 21 ноября 1996 года N° 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» Все субъекты предпринимательской деятельности Малые предприятия

Закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Все организаций, в том числе субъекты малого и среднего бизнеса Индивидуальны предприниматели

Источник: Гарант.

Несмотря на вступление в силу нового закона, на субъекты малого бизнеса распространяются некоторые особенности создания и предоставления отчетов. В связи с этим, важно выделить признаки и границы малых предприятий и микропредприятий (таблица 2) [3].

Таблица 2. Критерии малого предпринимательства

Показатель Малые предприятия, в том числе микропредприятия

Субъекты • потребительские кооперативы • коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий) • индивидуальные предприниматели, • фермерские хозяйства

Участие нерезидентов в УК (в %) • организации РФ, субъектов РФ, МО, общественных и религиозных объединений, благотворительных фондов не больше 25%; • иностранных организаций не превышает 49%; • несколько организаций(не малое предпринимательство) до 49%

Средняя численность сотрудников(верхний порог) • за предыдущий календарный год сто человек для малых предприятий • пятнадцать человек для микропредприятий

Размер выручки от реализации (без учета НДС) за предыдущий календарный год не более 800 миллионов рублей

Источник: Федеральный закон от 24.07.2007 г. N° 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Финансовые отчеты составляются на основе базы данных регистров бухгалтерского учета. Федеральный Закон № 402-ФЗ вступил в силу с 1 января 2013 г. и при составлении ежегодных бухгалтерских отчетов важно учитывать, что годовая финансовая отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложения.

77

В приложениях отражается движение наличности денег и изменения капитала, помимо этого находят отражение другие пояснения, составленные в форме пояснительной записки.

Упрощенная отчетность о финансовых результатах для индивидуальных предпринимателей содержит всего семь строк, Среди которых отсутствуют, например, такие, как «Валовая прибыль (убыток)», «Прибыль (убыток) до налогообложения», «Доходы от участия в других организациях» [4].

Бухгалтерские отчеты в формах баланса и отчета о финансовых результатах для малых организаций подлежат сдаче лишь по итогам года. Индивидуальные предприниматели имеют право выбирать между упрощенными бланками или традиционным балансом и отчетом о финансовых результатах. Аудиторская проверка обязательна, когда доход превышает 50 млн. руб. в календарном году или балансовый актив свыше 20 млн. руб. Законодательно такая организация подлежит обязательной проверке, заключение по которой необходимо предоставлять в налоговый орган совместно с комплектом бухгалтерской отчётности.

В случае, если заработная плата не начислялась, не было движения по расчетным счетам, движения по кассе предприятия и ИП, то следует предоставлять нулевую отчетность.

Нулевой баланс это комплекс бухгалтерской, статистической и налоговой отчётности, которые представляются налогоплательщиком, временно не реализующим финансово-хозяйственную деятельность, в контролирующие органы (ИФНС, Статистика, ПФР, ФСС) в соответствии с законодательными требованиями РФ.

С 1 января 2013 г. бухгалтерскую отчетность подписывает исключительно руководство предприятия. В соответствии с законом руководитель экономического субъекта (исключение представляют кредитные организации) обязан возложить ведение бухгалтерского учета, а также составление финансовой отчетности на главного или заключить договор об оказании услуг по ведению учета. В кредитных предприятиях финансовый учет ведет главный бухгалтер. И только руководство малых и средних организаций имеют право заниматься учетом самостоятельно. Бухгалтерская отчетность, которая сдается впервые обязана включать сопоставимые данные за предыдущие два года.

Таким образом, можно отметить, что вступившие в силу изменения ведения бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства на порядок усложнили данную процедуру, так как те фирмы, которые вели частичный бухучет до 2013 года должны, с 2013 года вести его в полном объеме, с восстановлением показателей, не участвовавших ранее в учете.

Своеобразное стимулирование деятельности, созданное путем ведения упрощенной отчетности, сохранилось лишь для индивидуальных предпринимателей. Статьи бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах представляются без детализации, что в свою очередь сокращает и упрощает работу бухгалтера. Индивидуальному предпринимателю не нужно нанимать целую бухгалтерскую службу, с данным объемом может справиться один бухгалтер, что сокращает расходы предприятия.

Список литературы

1. Кудрявец А.С. Соотношение форм бизнеса в условиях глобализации экономики //. Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации», 2017. № 4». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/81144/ (дата обращения: 05.05.2017).

2. Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

3. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

4. Зобова Е.П. Бухгалтерская отчетность для малых предприятий: особенности и представления. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://alt-x-narod.ru/3usn/0313bu.htm/ (дата обращения: 23.05.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.