Научная статья на тему 'Особенности физиологии труда военнослужащих Сухопутных войск'

Особенности физиологии труда военнослужащих Сухопутных войск Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1177
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Островский М. И., Старченко А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности физиологии труда военнослужащих Сухопутных войск»

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИИ ТРУДА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

СУХОПУТНЫХ ВОЙСК

М.И. Островский, доцент, к.воен.н.,

А.И. Старченко, ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж

Сохранение жизни и здоровья личного состава Министерства обороны РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, Министерства ЧС России и других силовых министерств и ведомств России в условиях повседневной деятельности соединений и частей, выполнения ими поставленных задач в районах ведения боевых действий или чрезвычайных ситуаций, является одним из важных критериев деловой зрелости командиров и начальников, что требует от них кропотливых, компетентных и ответственных усилий в предупреждении заболевания, гибели и травматизма подчиненных.

XXI век и его научно-технический прогресс в развитии вооружения военной и специальной техники (ВВСТ), многообразие боевых и сложных специальных задач, решаемых личным составом подразделений различных родов войск и сил, способствовали существенному увеличению количества и интенсивности воздействия, неблагоприятных для здоровья факторов окружающей и рабочей среды. Изучение их влияния на трудоспособность, а следовательно, и на боеспособность личного состава, разработка мероприятий, устраняющих или ослабляющих их неблагоприятное воздействие являются важной задачей медицинского обеспечения применения войск в целом, и военной гигиены в частности [1].

Изучение основных закономерностей труда военнослужащих, трудового процесса сотрудников специальных войск, вредных факторов окружающей среды в условиях боевой обстановки или в районе чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являются общими для многих видов трудовой деятельности. Познание закономерностей влияния трудовой деятельности на жизнь и здоровье специалистов различных профессий позволяет системе медицинского обеспечения соединений и частей силовых министерств и ведомств России снизить влияние вредных факторов и разработать эффективные профилактические и лечебные мероприятия, направленные на восстановление здоровья, боеспособности (работоспособности) личного состава. Так, установлено, что в современных образцах вооружения, военной и специальной техники значительно повысилась интенсивность воздействия на человека факторов обитаемости. В связи с этим возникает необходимость изучения влияния этих факторов не только на военно-профессиональную работоспособность, но и на характер заболеваемости личного состава.

Например, у танкистов чаще встречаются простудные и кожные заболевания, травмы в виде ушибов и мелких царапин, главным образом - на

кистях рук. Так же влияние факторов обитаемости на заболеваемость особенно четко проявляется у испытателей новых образцов бронетанковой техники. У них чаще бывают не только указанные выше заболевания (простудные, кожные, травмы), но и неврозы, ЛОР-заболевания, аппендициты. Факторы обитаемости действуют на них более интенсивно и продолжительнее.

Рассмотрим особенности физиологии труда военнослужащих Сухопутных войск на примере изучения влияния условий труда на заболеваемость личного состава мотострелковых и танковых войск. Изучение заболеваемости является непременным условием физиолого-гигиенического нормирования условий военного труда и требует соответствующей подготовки войсковых врачей и командиров подразделений. С учетом специфики труда личного состава мотострелковых и танковых войск его военно-профессиональная работоспособность и сохранение здоровья обеспечиваются: созданием необходимой среды обитания в образцах ВВСТ; рациональной организацией режимов труда и отдыха; физической подготовленностью; профессиональным отбором и рациональным распределением личного состава по специальностям; коррекцией состояния организма [2].

Особенности условий труда личного состава мотострелковых и танковых войск стали четко проявляться в результате научно-технического прогресса в военном деле, приведшего к дальнейшему развитию и совершенствованию наземных подвижных образцов ВВСТ. При выполнении функциональных обязанностей непосредственно в образцах ВВСТ личный состав подвергается воздействию комплекса факторов, основными из которых являются неблагоприятный микроклимат, постоянный акустический шум, вибрация, ударные ускорения (тряска), вредные примеси к вдыхаемому воздуху, ограниченные размеры рабочих мест.

На формирование микроклимата в образцах ВВСТ оказывает влияние группа факторов: нарушенные метеоусловия, конструктивно-технические характеристики образцов, условия эксплуатации, скорость движения их и т.д.

В обитаемых отделениях образцов ВВСТ температура, как правило, бывает на 7-10 0С выше или ниже температуры наружного воздуха. Так, при температурах последнего 25-33 0С температура в танках, боевых машинах пехоты или бронетранспортерах колеблется в пределах от 32 до 43 0С. При этом наиболее нагреваются крыша корпуса (башни), а также моторная перегородка. Более того, в образцах ВВСТ, где нет индивидуальных вентиляторов для обдува личного состава, относительная влажность воздуха достигает 90 %. Столь неблагоприятные для отдачи тепла организмом условия могут привести к существенным функциональным сдвигам в нем и, как следствие - к снижению работоспособности.

Химический состав воздуха, содержание вредных примесей в нем во многом зависят от технического состояния машины. Воздух обитаемых отделений ВВСТ может загрязняться пороховыми газами при стрельбе из средств вооружения, отработавшими газами двигателя, парами топлив, аккумуляторными газами и т.д. Вдыхаемый воздух в образцах ВВСТ при

совершении маршей с закрытыми люками и работающими средствами вентиляции по количеству кислорода практически не отличается от атмосферного (19,26-20,60 %). Количество углекислоты в нем в большинстве случаев не превышает 0,5%.

Наиболее мощным источником загрязнения воздуха являются пороховые газы. Как уже отмечалось, основным токсическим компонентом их является оксид углерода (СО). Изменчивость его концентрации (может колебаться в

-5

пределах от 30 до 2700 мг/м ) по уровню длительности сохранения, и обусловлена периодичностью поступления пороховых газов в зоны дыхания экипажа. После выстрела всегда наступает кратковременный подъем концентрации, так называемый пик ее, после чего уровень ее снижается. При стрельбе периодическое чередование подъемов и снижений концентрации -характерное явление.

В обитаемом отделении ВВСТ могут быть выделяющиеся газы, при работе двигателя. Они проникают через неплотности выпускного тракта и моторной перегородки, при определенных условиях - и через входное окно нагнетателя - сепаратора в технике без фильтров и поглотителей, во время преодоления водных преград по дну. При подводном вождении вредные примеси проникают главным образом в обитаемое отделение технически неисправных машин.

Во время работы с аккумуляторными газами (снятие, перестановка, переноска, контроль уровня электролитов и т.д.) кожа и одежда могут подвергаться воздействию серной кислоты (в виде капель и паров).

Одним из компонентов, загрязняющих воздух обитаемых отделений военной техники, является неорганическая пыль. Концентрация ее зависит от скорости и количества движущихся машин, от структуры, состава и влажности почвы, от направления и скорости ветра и наличия или отсутствия в машине систем очистки воздуха. Количество пыли при движении в колонне с открытыми люками на дистанциях, предусмотренных уставами, обычно увеличивается, начиная с первой машины до пятой; в пятой и в последующих машинах запыленность воздуха остается примерно на одном уровне. Пыль, попадая в глаза, в верхние дыхательные пути, оказывает раздражающее действие (слезотечение, кашель), затрудняет осуществление ориентировки, наблюдения и других рабочих операций, может способствовать развитию ряда заболеваний (острый и хронический конъюнктивит, трахеит, бронхит и др.).

При ремонте и техническом обслуживании образцов ВВТ личный состав подвергается воздействию горюче-смазочных материалов (ГСМ). В результате систематического либо постоянного воздействия тяжелых фракций нефти (смазочных масел, дизельного топлива и др.) у человека могут возникнуть характерные поражения кожи в виде фолликулов или масляных угрей, обычно локализующихся на кистях и предплечьях, на передней поверхности бедер. Легкие фракции нефтепродуктов, в частности автомобильные бензины, приводят к обезжириванию кожи, ее сухости, появлению на ней мелких

трещин, которые могут инфицироваться, чему способствуют также мелкие травматические повреждения рук.

В системе «человек - машина», большое внимание следует уделять рабочему месту. Под рабочим местом, понимаем место, оснащенное средствами отображения информации, системами управления и вспомогательным оборудованием, необходимым для осуществления трудовой деятельности человека-оператора (ГОСТ 26387-84) [3]. Рабочие места в танках, БМП, БТР, САУ и других военных машинах отличаются рядом особенностей, которые следует учитывать при оценке условий труда личного состава. К таким особенностям относятся:

1. Ограниченные размеры и малые объемы обитаемых отделений. В

-5

современных образцах ВВСТ на одного члена экипажа приходится 0,5-2м свободного объема. Теснота внутреннего помещения существенно ограничивает движения человека и в результате статические нагрузки преобладают над динамическими. Экипажи вынуждены длительное время сохранять однообразную рабочую позу, что приводит к перенапряжению определенных групп мышц. Кроме того, тряска при движении машины заставляет человека прилагать значительные усилия для поддержания положения равновесия и удержания тела в определенной рабочей позе, чтобы обеспечить выполнение функциональных обязанностей и избежать травм.

2. Выполнение защитных функций: сиденья, кресла подрессориваются с целью снижения неблагоприятного влияния тряски при движении по неровностям; исключается контакт жизненно важных областей тела (голова, грудь, живот) с ограждающими поверхностями для предупреждения повреждений, возможных при преодолении препятствий.

3. Обеспечение возможности отдыха и приема пищи личным составом при нахождении в образцах ВВСТ длительное время в режиме герметизации, а также взаимозаменяемости членов экипажа и т.д.

4. Оснащение большим количеством аппаратуры и приборов, что создает значительные информационные нагрузки на личный состав.

Таким образом, специфические условия военного труда личного состава мотострелковых и танковых войск приводят к тому, что экипажам боевых машин нередко приходится действовать в экстремальных условиях, в результате чего могут возникнуть стрессовые состояния. Причем, особое значение имеет преодоление водных преград по дну, поскольку оно связано с элементами опасности и риска для здоровья, а иногда и для жизни экипажа танка. Как следствие, в ходе занятий по тактической подготовке или в условиях выполнения боевых задач, у экипажей ВВСТ Сухопутных войск может возникнуть выраженная нервно-психическая и эмоциональная напряженность, особенно при первых преодолениях водных преград. Экстремальные условия возникают также при возгорании двигателя боевой машины и последующем его тушении - экипаж может получить ожоги, отравления парами огнегасящих смесей и продуктов их деструкции.

Список использованной литературы

1. Общая и военная гигиена / Под ред. Б.И. Жолуса - СПб: Изд. ВМА им. С.М. Кирова, 1997. - 360 с.

2. Рахманин Ю.А., Новиков С.М., Иванов С.И. Современные научные проблемы совершенствования методологии оценки риска здоровью населения // Гигиена и санитария. 2005. № 2. - С. 7-10.

3. Актуальные проблемы физиологии военного труда / Под ред. В.И. Шостака. - СПб: Изд. ВМА им. С.М. Кирова, 1992. - 264 с.

ПЕРСПЕКТИВЫ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВЕТОДИОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ В ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ

ТЕХНОЛОГИЯХ

С.А. Соколов, генеральный директор, ООО «ДИОДОСВЕТ» г. Воронеж, Ю.Н. Шалимов, главный технолог отдела, д.т.н., профессор,

ОАО «НКТБ «Феррит», г. Воронеж, М. Лутовац, академик, профессор, д-р, Университет «Унион Никола Тесла» г. Белград, Сербия, факультет менеджмента г. Херцег-Нови, Черногория, Г.А. Квашнина, заместитель декана факультета, к.т.н.,

Т.Н. Куликова, адъюнкт, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Одной из основных тенденций народного хозяйства в настоящее время является переход на энергосберегающие источники потребления электроэнергии, в частности на новые типы источников освещения. Общая энергоэффективность источников освещения является совокупностью нескольких параметров:

Во-первых, замена светильников, использующих лампы ДРЛ, ДРВ и им подобных на энергосберегающие, позволяет сократить потребление энергоресурсов в 2-10 раз.

Во-вторых, необходимо с максимальной эффективностью использовать возможность современных энергосберегающих светильников в регулировании освещенности без потери спектральных характеристик. Причем, в случае светодиодных светильников удельный выход света при снижении питающей силы тока увеличивается, впрочем, как и срок жизни светодиодов. Что касается ламп ДРЛ, Днат, ДРВ, то у них нет возможности регулировки яркости свечения.

В-третъих, при создании систем уличного освещения не стоит забывать и об использовании альтернативных источников энергии. Например, солнечной. Использование в качестве питания для уличных светильников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.