ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИИ ТРУДА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
СУХОПУТНЫХ ВОЙСК
М.И. Островский, доцент, к.воен.н.,
А.И. Старченко, ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж
Сохранение жизни и здоровья личного состава Министерства обороны РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, Министерства ЧС России и других силовых министерств и ведомств России в условиях повседневной деятельности соединений и частей, выполнения ими поставленных задач в районах ведения боевых действий или чрезвычайных ситуаций, является одним из важных критериев деловой зрелости командиров и начальников, что требует от них кропотливых, компетентных и ответственных усилий в предупреждении заболевания, гибели и травматизма подчиненных.
XXI век и его научно-технический прогресс в развитии вооружения военной и специальной техники (ВВСТ), многообразие боевых и сложных специальных задач, решаемых личным составом подразделений различных родов войск и сил, способствовали существенному увеличению количества и интенсивности воздействия, неблагоприятных для здоровья факторов окружающей и рабочей среды. Изучение их влияния на трудоспособность, а следовательно, и на боеспособность личного состава, разработка мероприятий, устраняющих или ослабляющих их неблагоприятное воздействие являются важной задачей медицинского обеспечения применения войск в целом, и военной гигиены в частности [1].
Изучение основных закономерностей труда военнослужащих, трудового процесса сотрудников специальных войск, вредных факторов окружающей среды в условиях боевой обстановки или в районе чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являются общими для многих видов трудовой деятельности. Познание закономерностей влияния трудовой деятельности на жизнь и здоровье специалистов различных профессий позволяет системе медицинского обеспечения соединений и частей силовых министерств и ведомств России снизить влияние вредных факторов и разработать эффективные профилактические и лечебные мероприятия, направленные на восстановление здоровья, боеспособности (работоспособности) личного состава. Так, установлено, что в современных образцах вооружения, военной и специальной техники значительно повысилась интенсивность воздействия на человека факторов обитаемости. В связи с этим возникает необходимость изучения влияния этих факторов не только на военно-профессиональную работоспособность, но и на характер заболеваемости личного состава.
Например, у танкистов чаще встречаются простудные и кожные заболевания, травмы в виде ушибов и мелких царапин, главным образом - на
кистях рук. Так же влияние факторов обитаемости на заболеваемость особенно четко проявляется у испытателей новых образцов бронетанковой техники. У них чаще бывают не только указанные выше заболевания (простудные, кожные, травмы), но и неврозы, ЛОР-заболевания, аппендициты. Факторы обитаемости действуют на них более интенсивно и продолжительнее.
Рассмотрим особенности физиологии труда военнослужащих Сухопутных войск на примере изучения влияния условий труда на заболеваемость личного состава мотострелковых и танковых войск. Изучение заболеваемости является непременным условием физиолого-гигиенического нормирования условий военного труда и требует соответствующей подготовки войсковых врачей и командиров подразделений. С учетом специфики труда личного состава мотострелковых и танковых войск его военно-профессиональная работоспособность и сохранение здоровья обеспечиваются: созданием необходимой среды обитания в образцах ВВСТ; рациональной организацией режимов труда и отдыха; физической подготовленностью; профессиональным отбором и рациональным распределением личного состава по специальностям; коррекцией состояния организма [2].
Особенности условий труда личного состава мотострелковых и танковых войск стали четко проявляться в результате научно-технического прогресса в военном деле, приведшего к дальнейшему развитию и совершенствованию наземных подвижных образцов ВВСТ. При выполнении функциональных обязанностей непосредственно в образцах ВВСТ личный состав подвергается воздействию комплекса факторов, основными из которых являются неблагоприятный микроклимат, постоянный акустический шум, вибрация, ударные ускорения (тряска), вредные примеси к вдыхаемому воздуху, ограниченные размеры рабочих мест.
На формирование микроклимата в образцах ВВСТ оказывает влияние группа факторов: нарушенные метеоусловия, конструктивно-технические характеристики образцов, условия эксплуатации, скорость движения их и т.д.
В обитаемых отделениях образцов ВВСТ температура, как правило, бывает на 7-10 0С выше или ниже температуры наружного воздуха. Так, при температурах последнего 25-33 0С температура в танках, боевых машинах пехоты или бронетранспортерах колеблется в пределах от 32 до 43 0С. При этом наиболее нагреваются крыша корпуса (башни), а также моторная перегородка. Более того, в образцах ВВСТ, где нет индивидуальных вентиляторов для обдува личного состава, относительная влажность воздуха достигает 90 %. Столь неблагоприятные для отдачи тепла организмом условия могут привести к существенным функциональным сдвигам в нем и, как следствие - к снижению работоспособности.
Химический состав воздуха, содержание вредных примесей в нем во многом зависят от технического состояния машины. Воздух обитаемых отделений ВВСТ может загрязняться пороховыми газами при стрельбе из средств вооружения, отработавшими газами двигателя, парами топлив, аккумуляторными газами и т.д. Вдыхаемый воздух в образцах ВВСТ при
совершении маршей с закрытыми люками и работающими средствами вентиляции по количеству кислорода практически не отличается от атмосферного (19,26-20,60 %). Количество углекислоты в нем в большинстве случаев не превышает 0,5%.
Наиболее мощным источником загрязнения воздуха являются пороховые газы. Как уже отмечалось, основным токсическим компонентом их является оксид углерода (СО). Изменчивость его концентрации (может колебаться в
-5
пределах от 30 до 2700 мг/м ) по уровню длительности сохранения, и обусловлена периодичностью поступления пороховых газов в зоны дыхания экипажа. После выстрела всегда наступает кратковременный подъем концентрации, так называемый пик ее, после чего уровень ее снижается. При стрельбе периодическое чередование подъемов и снижений концентрации -характерное явление.
В обитаемом отделении ВВСТ могут быть выделяющиеся газы, при работе двигателя. Они проникают через неплотности выпускного тракта и моторной перегородки, при определенных условиях - и через входное окно нагнетателя - сепаратора в технике без фильтров и поглотителей, во время преодоления водных преград по дну. При подводном вождении вредные примеси проникают главным образом в обитаемое отделение технически неисправных машин.
Во время работы с аккумуляторными газами (снятие, перестановка, переноска, контроль уровня электролитов и т.д.) кожа и одежда могут подвергаться воздействию серной кислоты (в виде капель и паров).
Одним из компонентов, загрязняющих воздух обитаемых отделений военной техники, является неорганическая пыль. Концентрация ее зависит от скорости и количества движущихся машин, от структуры, состава и влажности почвы, от направления и скорости ветра и наличия или отсутствия в машине систем очистки воздуха. Количество пыли при движении в колонне с открытыми люками на дистанциях, предусмотренных уставами, обычно увеличивается, начиная с первой машины до пятой; в пятой и в последующих машинах запыленность воздуха остается примерно на одном уровне. Пыль, попадая в глаза, в верхние дыхательные пути, оказывает раздражающее действие (слезотечение, кашель), затрудняет осуществление ориентировки, наблюдения и других рабочих операций, может способствовать развитию ряда заболеваний (острый и хронический конъюнктивит, трахеит, бронхит и др.).
При ремонте и техническом обслуживании образцов ВВТ личный состав подвергается воздействию горюче-смазочных материалов (ГСМ). В результате систематического либо постоянного воздействия тяжелых фракций нефти (смазочных масел, дизельного топлива и др.) у человека могут возникнуть характерные поражения кожи в виде фолликулов или масляных угрей, обычно локализующихся на кистях и предплечьях, на передней поверхности бедер. Легкие фракции нефтепродуктов, в частности автомобильные бензины, приводят к обезжириванию кожи, ее сухости, появлению на ней мелких
трещин, которые могут инфицироваться, чему способствуют также мелкие травматические повреждения рук.
В системе «человек - машина», большое внимание следует уделять рабочему месту. Под рабочим местом, понимаем место, оснащенное средствами отображения информации, системами управления и вспомогательным оборудованием, необходимым для осуществления трудовой деятельности человека-оператора (ГОСТ 26387-84) [3]. Рабочие места в танках, БМП, БТР, САУ и других военных машинах отличаются рядом особенностей, которые следует учитывать при оценке условий труда личного состава. К таким особенностям относятся:
1. Ограниченные размеры и малые объемы обитаемых отделений. В
-5
современных образцах ВВСТ на одного члена экипажа приходится 0,5-2м свободного объема. Теснота внутреннего помещения существенно ограничивает движения человека и в результате статические нагрузки преобладают над динамическими. Экипажи вынуждены длительное время сохранять однообразную рабочую позу, что приводит к перенапряжению определенных групп мышц. Кроме того, тряска при движении машины заставляет человека прилагать значительные усилия для поддержания положения равновесия и удержания тела в определенной рабочей позе, чтобы обеспечить выполнение функциональных обязанностей и избежать травм.
2. Выполнение защитных функций: сиденья, кресла подрессориваются с целью снижения неблагоприятного влияния тряски при движении по неровностям; исключается контакт жизненно важных областей тела (голова, грудь, живот) с ограждающими поверхностями для предупреждения повреждений, возможных при преодолении препятствий.
3. Обеспечение возможности отдыха и приема пищи личным составом при нахождении в образцах ВВСТ длительное время в режиме герметизации, а также взаимозаменяемости членов экипажа и т.д.
4. Оснащение большим количеством аппаратуры и приборов, что создает значительные информационные нагрузки на личный состав.
Таким образом, специфические условия военного труда личного состава мотострелковых и танковых войск приводят к тому, что экипажам боевых машин нередко приходится действовать в экстремальных условиях, в результате чего могут возникнуть стрессовые состояния. Причем, особое значение имеет преодоление водных преград по дну, поскольку оно связано с элементами опасности и риска для здоровья, а иногда и для жизни экипажа танка. Как следствие, в ходе занятий по тактической подготовке или в условиях выполнения боевых задач, у экипажей ВВСТ Сухопутных войск может возникнуть выраженная нервно-психическая и эмоциональная напряженность, особенно при первых преодолениях водных преград. Экстремальные условия возникают также при возгорании двигателя боевой машины и последующем его тушении - экипаж может получить ожоги, отравления парами огнегасящих смесей и продуктов их деструкции.
Список использованной литературы
1. Общая и военная гигиена / Под ред. Б.И. Жолуса - СПб: Изд. ВМА им. С.М. Кирова, 1997. - 360 с.
2. Рахманин Ю.А., Новиков С.М., Иванов С.И. Современные научные проблемы совершенствования методологии оценки риска здоровью населения // Гигиена и санитария. 2005. № 2. - С. 7-10.
3. Актуальные проблемы физиологии военного труда / Под ред. В.И. Шостака. - СПб: Изд. ВМА им. С.М. Кирова, 1992. - 264 с.
ПЕРСПЕКТИВЫ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВЕТОДИОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ В ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ
ТЕХНОЛОГИЯХ
С.А. Соколов, генеральный директор, ООО «ДИОДОСВЕТ» г. Воронеж, Ю.Н. Шалимов, главный технолог отдела, д.т.н., профессор,
ОАО «НКТБ «Феррит», г. Воронеж, М. Лутовац, академик, профессор, д-р, Университет «Унион Никола Тесла» г. Белград, Сербия, факультет менеджмента г. Херцег-Нови, Черногория, Г.А. Квашнина, заместитель декана факультета, к.т.н.,
Т.Н. Куликова, адъюнкт, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Одной из основных тенденций народного хозяйства в настоящее время является переход на энергосберегающие источники потребления электроэнергии, в частности на новые типы источников освещения. Общая энергоэффективность источников освещения является совокупностью нескольких параметров:
Во-первых, замена светильников, использующих лампы ДРЛ, ДРВ и им подобных на энергосберегающие, позволяет сократить потребление энергоресурсов в 2-10 раз.
Во-вторых, необходимо с максимальной эффективностью использовать возможность современных энергосберегающих светильников в регулировании освещенности без потери спектральных характеристик. Причем, в случае светодиодных светильников удельный выход света при снижении питающей силы тока увеличивается, впрочем, как и срок жизни светодиодов. Что касается ламп ДРЛ, Днат, ДРВ, то у них нет возможности регулировки яркости свечения.
В-третъих, при создании систем уличного освещения не стоит забывать и об использовании альтернативных источников энергии. Например, солнечной. Использование в качестве питания для уличных светильников