Научная статья на тему 'Особенности физической подготовки курсантов первого курса военно-морского вуза'

Особенности физической подготовки курсантов первого курса военно-морского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КУРСАНТЫ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / EDUCATIONAL PROCESS / CADETS / PHYSICAL ACTIVITY / MOTIVATION TO OCCUPATIONS / PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левченко Виктор Иванович, Блинов Максим Александрович, Панасенко Евгений Михайлович, Козиков Ярослав Сергеевич, Тихончук Аркадий Андреевич

В статье раскрыты особенности организации и проведения физической подготовки с курсантами первого курса военно-морского вуза, показаны проблемы, которые не позволяют в полной мере реализовывать некоторые положения государственных образовательных стандартов в этом направлении подготовки. Также предложены пути повышения интереса курсантов военно-морского вуза к занятиям физической подготовкой, развития у них умений, навыков и личностных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левченко Виктор Иванович, Блинов Максим Александрович, Панасенко Евгений Михайлович, Козиков Ярослав Сергеевич, Тихончук Аркадий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of physical training of cadets of the first course of naval higher education institution

In the article, the features of the organization and carrying out physical training with cadets of the first course of naval higher education institution are unveiled; problems, which do not allow realizing to the full some provisions of the state educational standards in this direction of preparation, are shown. Ways of increase of interest of the cadets of naval higher education institution to occupations by physical training, development at them of abilities, skills and personal qualities are also offered.

Текст научной работы на тему «Особенности физической подготовки курсантов первого курса военно-морского вуза»

Контактная информация: an_na.f@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.04.2019

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ВОЕННО-МОРСКОГО ВУЗА

Виктор Иванович Левченко, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Максим Александрович Блинов, кандидат военных наук, доцент, Евгений Михайлович

Панасенко, преподаватель, Филиал ВУНЦВМФ «Военно-морская академия» г.

Калининград; Ярослав Сергеевич Козиков, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск; Аркадий

Андреевич Тихончук, кандидат педагогических наук, доцент, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье раскрыты особенности организации и проведения физической подготовки с курсантами первого курса военно-морского вуза, показаны проблемы, которые не позволяют в полной мере реализовывать некоторые положения государственных образовательных стандартов в этом направлении подготовки. Также предложены пути повышения интереса курсантов военно-морского вуза к занятиям физической подготовкой, развития у них умений, навыков и личностных качеств.

Ключевые слова: образовательный процесс, курсанты, двигательная активность, мотивация к занятиям, физическая культура, физическая подготовка.

FEATURES OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF THE FIRST COURSE OF NAVAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Victor Ivanovich Levchenko, the candidate ofpedagogical sciences, Head of department, Maxim Aleksandrovich Blinov, the candidate of military sciences, senior lecturer, Evgeny Mi-khaylovich Panasenko, the teacher, Military Educational Scientific Center of Navy branch Naval Academy, Kaliningrad; Yaroslav Sergeevich Kozikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian State University of Communication, Novosibirsk; Arkady An-dreevich Tikhonchuk, the candidate of pedagogical sciences, the teacher, Military Institute of

Physical Culture, St. Petersburg

Annotation

In the article, the features of the organization and carrying out physical training with cadets of the first course of naval higher education institution are unveiled; problems, which do not allow realizing to the full some provisions of the state educational standards in this direction of preparation, are shown. Ways of increase of interest of the cadets of naval higher education institution to occupations by physical training, development at them of abilities, skills and personal qualities are also offered.

Keywords: educational process, cadets, physical activity, motivation to occupations, physical culture, physical training.

ВВЕДЕНИЕ

Действующая система развития третьего уровня образования характеризуется значительными количественными и качественными изменениями, произошедшими в этой сфере и ставшими результатом модернизации и реформирования всей сферы высшего образования [1].

Исходя из этого, нами в период с 2016 по 2019 гг. был организован и проведен педагогический констатирующий эксперимент, направленный на выявление особенностей процесса обучения курсантов первых курсов военно-морского вуза в условиях активного

внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В ходе организованного и проведенного педагогического констатирующего эксперимента рабочей группой из числа специалистов физической подготовки были установлены особенности процесса обучения курсантов первых курсов военно-морского вуза. Анализ и обсуждение рабочей группой полученных экспериментальных данных позволил выделить отдельные блоки и рассмотреть их.

Первый блок характеризует особенности допризывной подготовки молодых людей в период школьного образования. В данном блоке установлено, что на современном этапе существует проблема, заключающаяся в несоответствии государственных образовательных стандартов, где уровень физической подготовленности выпускника школы, выполнившего нормативы выпускного класса на оценку «отлично», не соответствует требованиям, предъявляемым к абитуриенту, поступающему в военно-морской вуз. Это проявляется, прежде всего, в том, что суммарного количества балов не хватает для прохождения так называемого «порогового минимума» в выполнении физических упражнений.

Кроме этого, проблемой также является то, что в школьном курсе физической культуры, по итогам прохождения дисциплины, физическое качество выносливость проверяется в выполнении упражнения - бег на 1 км, а при поступлении в военно-морской вуз абитуриенты выполняют упражнение - бег на 3 км.

Важно обратить внимание, что в ходе анализа результатов анонимного анкетирования абитуриентов 2016-2018 гг. поступающих в военно-морской вуз 92% опрошенных респондентов отметили, что в школьном курсе упражнение - плавание вольным стилем на 100 м не изучалось, однако является обязательным физическим упражнением для сдачи при поступлении в военный вуз.

Второй блок характеризуется особенностями активной физической подготовки молодого пополнения вуза в период «курса молодого бойца». Целью этого является получение базовой физической нагрузки курсантами первого курса на фоне всестороннего изменения привычного образа жизни и психологического состояния, связанного с особенностями армейской среды. Как известно резкая смена привычных условий деятельности, в какой-либо социальной сфере жизни человека, оказывает отрицательное воздействие на его психологическое и физическое состояние. Исходя из этого, перед специалистами физической подготовки стоит задача в ускорении процесса адаптации курсантов к обучению в вузе, за счет средств и методов физической подготовки. Специалистам физической подготовки необходимо в процесс физического совершенствования курсантов включать физические упражнения, выполняемые в составе коллектива (подразделения), при этом осуществлять постоянный контроль. Такая методика позволяет курсантам с меньшим уровнем развития физических качеств тянуться за подготовленными курсантами, что приводит к развитию физических качеств, улучшению морально-психологического состояния, сплочению воинского коллектива и формирования готовности к освоению программы обучения.

Третий блок включает в себя особенности физической подготовки курсантов при проведении занятий в рамках программы обучения, то есть продолжения активной фазы физического совершенствования для ее освоения. Решая эту проблему, специалистам физической подготовки необходимо на каждом занятии уделять внимание общей физической подготовленности курсантов для развития физических качеств, повышать уровень физической подготовленности до требуемого. Такой подход положительно отразится на качестве образовательного процесса и позволит в последующем развивать специальные качества, необходимые будущим офицерам Военно-морского флота (далее - ВМФ) в процессе военно-профессиональной деятельности.

В четвертом блоке необходимо учитывать профессионально-прикладную направленность физической подготовки курсантов - будущих офицеров ВМФ, в основе, которой лежит принцип переноса подготовленности, когда выполнение одного вида деятельности (в данном случае физкультурно-спортивной) влияет на выполнение другого (выполнение военно-профессиональной деятельности). В основе принципа переноса лежит свойство комплексности, которое проявляется в том, что эффект воздействия физической подготовки на военно-профессиональную деятельность военнослужащих определяется не одним каким-либо признаком, а совокупностью всех показателей их подготовленности [2].

К пятому блоку нами отнесены особенности привития интереса курсантам первого курса к системным занятиям физической подготовкой, а также формирования устойчивой привычки ведения здорового образа жизни. Из результатов педагогического эксперимента установлено, что уровень физической подготовленности курсантов первых курсантов военно-морского вуза не однороден. Анализируя первые результаты контрольных занятий, анкетирования курсантов можно разделить на 3 группы: не активные, малоактивные и активные. Эти группы формируются еще на первых этапах формирования воинского коллектива.

Различная степень двигательной активности курсантов вызывает необходимость в дифференцированных подходах к их физическому воспитанию с учетом особенностей мотивации, интересов и отношения к дисциплине «Физическая подготовка». Одним из важных условий повышения активности курсантов является наличие учебно-тренировочной базы, при этом необходимо учитывать потребности в конкретном спортивном инвентаре, тренажерах, оборудовании и необходимых бытовых условиях [3]. Одной из целевых установок у профессорско-преподавательского состава кафедры физической подготовки и спорта является подготовка курсантов на начальном этапе обучения с высокой степенью психологической устойчивости, знающих теорию физической подготовки, проявляющих высокую жизненную активность и уверенность в собственных силах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, по итогам педагогического констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что основными педагогическими условиями, необходимыми для повышения качества образовательного процесса по физической подготовке в военно-морском вузе на современном этапе являются:

- различия уровня двигательной активности курсантов необходимо учитывать в организации занятий и при планировании их содержания;

- для курсантов с низким уровнем двигательной активности рекомендуется включать в занятия физические упражнения с высокой эмоциональной составляющей (спортивные и подвижные игры, эстафеты, парные упражнения, упражнения с предметами и т.д.);

- учебно-тренировочная база вуза должна соответствовать потребностям курсантов в обеспечении их физкультурно-спортивной деятельности;

- для широкого привлечения курсантов к регулярным занятиям физической культурой и спортом кафедре физической подготовке вуза необходимо чаще проводить массовые физкультурные и спортивные мероприятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Плотников, Н.В. Обеспечение экономической безопасности высшего образования: теоретические и методологические аспекты : дис. ... д-ра пед. наук / Плотников Николай Владимирович. - СПб., 2016. - 297 с.

2. Бережнова, Л.Н. Научная организация управления качеством подготовки военного специалиста / Л.Н. Бережнова, А.В. Фетисов // Военная радиоэлектроника: опыт использования и проблемы, подготовка специалистов : материалы межвуз. науч.-техн. конф. 6-7 апреля 2010 г. -Петродворец, 2010. - С. 35.

3. О необходимости формирования мотивации у курсантов вузов силовых структур к спортивно-массовой работе / А.А. Харин, Я.С. Козиков, А.А. Тихончук, Д.М. Табареков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 7 (153). - С. 284-287.

REFERENCES

4. Plotnikov, N.V. (2016), Ensuring of economic security of the higher education: theoretical and methodological aspects, dissertation, St. Petersburg.

5. Berezhnova, L.N. and Fetisov, A.V. (2010), "Scientific organization of quality management of training of the military expert", Military radio electronics: experience of use and problem, training of specialists: materials conference, on April 6-7, 2010, Petrodvorets, pp. 35.

6. Kharin, A.A., Kozikov, Ya.S., Tikhonchuk, A.A. and Tabarekov, D.M., (2017) "About need of formation of motivation at cadets of higher education institutions of law enforcement agencies to sports and mass work", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 153, No. 7, pp. 284-287.

Контактная информация: vaiyvrn@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.05.2019

УДК 796.011.3

ДИДАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ТРЕНИРОВОЧНОЙ МОДЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Юрий Яковлевич Лобанов, доктор педагогических наук, профессор,

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена,

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматривается дидактико-тренировочная модель физического воспитания студентов, включающая в себя ряд взаимосвязанных структурных компонентов. Среди функционально-структурных элементов модели были выделены: целеполагающий, содержательный, организационный, функциональный, результативный блоки компонентов. Сформулированы организационно-педагогические условия, обеспечившие целостность физкультурно-образовательной среды вуза. Разработана направленность реализуемых микроциклов занятий. Представлены результаты исследования, отражающие эффективность дидактико-тренировочной модели физического воспитания студентов

Ключевые слова: дидактико-тренировочная модель занятия, физическое воспитание студентов, виды занятий по физической культуре, моторная плотность занятия.

DIDACTICAL DIRECTION OF TRAINING MODEL OF PHYSICAL EDUCATION

OF STUDENTS

Yuri Yakovlevich Lobanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Herzen State Pedagogical University of the Russian, St. Petersburg

Annotation

The article discusses the didactic-training model of physical education of students, which includes a number of interrelated structural components. Among the functional and structural elements of the model there were identified: the goal-setting, informative, organizational, functional, effective blocks of components. The organizational and pedagogical conditions that ensure the integrity of the sports and educational environment of the university are formulated. The orientation of the implemented microcycles lessons has been developed. The results of the research are presented, reflecting the effectiveness of the didactic-training model of the students' physical education.

Keywords: didactic-training model of classes, physical education of students, types of classes in physical culture, motor density classes.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из перспективных направлений совершенствования физического воспитания в высшей школе является конверсия технологий спортивной тренировки для целей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.