Научная статья на тему 'Особенности физической готовности к школе маленьких жителей Ленинградской области'

Особенности физической готовности к школе маленьких жителей Ленинградской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
472
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Грядкина Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности физической готовности к школе маленьких жителей Ленинградской области»

листа бумаги в клетку), при помощи перегибания бумаги, при помощи веревки с завязанными на ней узлами, при помощи реек и т. д. Использование разных видов деятельности предполагает использование разной терминологии, разных способов и уровней обоснований, разных способов исследований найденных решений. Обсуждение возможностей использования таких задач в работе с младшими школьниками связано с формированием у студентов представлений о субъектном опыте детей и способах организации обучения, учитывающего этот опыт.

Нами разработаны несколько профессионально ориентированных курсов, апробированных в практике обучения специалистов и магистрантов в области начального образования. Апробация показала, что целенаправленная работа по преобразованию субъектного опыта студентов, осуществляемая при реализации этих курсов, способствует повышению качества профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов.

Т. С. Грядкина

Особенности физической готовности к школе маленьких жителей Ленинградской области

Физическая готовность к школе - один из важнейших показателей зрелости детского организма, способности переносить значительные психофизические нагрузки. Анализ реальной практики дошкольных учреждений показывает, что педагоги больше внимания уделяют психологической готовности - развитию самой обширной группы психических функций и механизмов, поскольку психологическая готовность включает интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую ее формы. Не менее серьезное внимание уделяется личностной готовности ребенка к школе, которая предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы в виде системы иерархически соподчиненных мотивов поведения, а также наличия умения произвольного управления своим поведением. Увлечение педагогами и родителями вышеперечисленными видами готовности детей к школе приводит к тому, что в последнее время недостаточно уделяется внимания вопросам физической готовности детей к школе. (Грядкина Т.С. 2003, 2008). Детям предстоит преодолевать длительные и систематические учебные занятия, снижение двигательной активности, значительную статическую нагрузку, новые обязанности и требования дисциплины. Чем больше готов организм ребенка преодолеть возникающие

172

трудности в связи с поступлением в школу, тем легче протекает у него процесс адаптации. В связи с этим проблема школьной зрелости, поиска рациональных форм, методов, режимов обеспечения физической готовности детей к школе, своевременной ее диагностики, выявления возможных отклонений от закономерностей роста, развития и состояния здоровья так волнует педагогов, психологов, педиатров (М.М. Безруких, 2007, 2010).

Целью исследования было изучение особенностей физической готовности детей к школе, посещающих подготовительные группы дошкольных учреждений Санкт-Петербурга.

В исследовании приняло участие 316 детей (158 мальчика и 158 девочки), посещающих подготовительные группы дошкольных учреждений Тихвинского, Волосовского, Бокситогорского, Всеволожского, Выборгского районов Ленинградской области. Все эти дети воспитываются по «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» в сходных условиях: типовых зданиях дошкольных учреждений, оснащенных необходимой развивающей средой, педагоги имеют специальную профессиональную подготовку.

Для изучения физической готовности детей к школе у детей седьмого года жизни была использована комплексная методика:

1. Соматическая зрелости выявлялась по соотношению показателей роста, веса, окружности грудной клетки, жизненной ёмкости лёгких, биологического возраста. 2. Наличие заболеваний устанавливалось методом сбора анамнестических данных (изучение медицинских карт, паспортов здоровья групп). 3. Уровень готовности детей к овладению графикой письма определялся по тесту «Речка» (С.О. Филиппова, О.А. Каминский). 4. Физическая подготовленность оценивалась по общепринятым тестам для оценки развития двигательных качеств. Для определения силы - бросок однокилограммового мяча из-за головы из положения сидя; ловкости - челночный бег на 30м; гибкости - наклон ниже уровня скамейки, быстроты - бег на 10м с хода, общей выносливости - бег на 150м).

5. Адаптационный ресурс организма устанавливался с помощью следующих методик: -степ-теста для определения физической работоспособности; -теппинг-теста для определения функциональной зрелости нервных процессов и степени утомляемости; функциональной пробы для определения реакции организма на физическую нагрузку; проб Штанге и Генчи для оценки жизненных сил и адаптационного ресурса, возбудимости дыхательного центра, насколько легко ребенок может перенести физические и информационные нагрузки в постоянно меняющихся условиях и приспособиться к ним.

173

Дополнительно изучались уровень развития общего, невербального интеллекта у детей с помощью прогрессивных цветных матриц Дж. Равена, а также состояние работы в группе по обеспечению физической готовности детей к школе посредством педагогического наблюдения и анализа документации.

В ходе математической и статистической обработки исходных данных производился расчет параметров вариации признаков (среднее арифметическое значение - х, стандартное отклонение -Sх) ; проводилась оценка значимости различий показателей в анализируемых выборках при помощи t-критерия Стьюдента (при р<0,01). Для выявления корреляционной зависимости между показателями физической готовности использовался коэффициент корреляции Пирсона.

В ходе эксперимента выявлены следующие особенности физической готовности детей к школе:

1. Биологический возраст по зубной формуле соответствует паспортному у подавляющего большинства детей.

2. Установлены специфические особенности адаптационного ресурса. У большинства детей обоего пола физическая работоспособность находится на низком уровне (у 72,7 % мальчиков и 78,5 % девочек). У подавляющего большинства испытуемых обоего пола реакция восстановления организма после физической нагрузки ниже возрастной нормы (у 75,9 % мальчиков и 77,2 % девочек). Большинство детей характеризуется низким адаптационным ресурсом, низкой способностью выдерживать нагрузку, переносить стрессовые состояния.

3. Большинство детей имеют низкий уровень развития двигательных качеств: силы (58,8 % мальчиков и 63,3 0% девочек), ловкости (51,2 % мальчиков и 53,6 % девочек), быстроты (44,4 % мальчиков и 50,0 % девочек), общей выносливости (60,7 % мальчиков и 67,0 % девочек ) и гибкости (70,2 % мальчиков и 61,4 % девочек ).

4. Чуть менее половины от общего числа дошкольников характеризуется неготовностью к овладению навыками письма и находится на низком уровне развития мелкой моторики (42,4 % мальчиков и 46,8% девочек).

Анализ результатов эксперимента показал, что большинство детей не посещают дополнительные занятия в спортивных секциях. В то же время нередки случаи, когда родители выбирают для детей «модные» спортивные секции, содержание физических нагрузок в которых не соответствует реальным психофизическим возможностям организма конкретного ребенка.

174

В ходе эксперимента было установлено, что у большинства детей подготовительных групп средний уровень развития общего невербального интеллекта. Установлен также статистически значимый уровень взаимосвязи между общим, невербальным интеллектом и уровнем развития ловкости. Это даёт основание для предположения о том, что специальное педагогическое воздействие, направленное на развитие ловкости, может способствовать одновременному развитию не только этого физического качества, но и общего невербального интеллекта. Выявленное отсутствие статистически значимого уровня взаимосвязи между показателями развития мелкой моторики, двигательных качеств и компонентами адаптационного ресурса даёт основание для предположения о том, что в этом возрасте идёт неравномерное становление показателей физической готовности, и каждый из них нуждается в специальном педагогическом воздействии.

Эксперимент позволил выявить ряд особенностей состояния работы в подготовительных группах по обеспечению физической готовности детей к школе. Педагоги и родители затрудняются в выделении показателей физической готовности детей к школе. Чаще всего среди показателей называют рост, вес и совершенно не учитываются двигательные качества, уровень развития мелкой моторики, состояние отдельных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной), биологический возраст, показатели адаптационного ресурса. Педагоги затрудняются также в выделении показателей эффективности своей работы с детьми по обеспечению их физической готовности к школе. Проводящаяся в подготовительных группах диагностика физической готовности к школе она используется в основном только как форма отчёта, а не как условие, способствующее построению наиболее эффективного варианта работы с детьми.

Подробный медицинский осмотр детей врачами организуется только в марте-апреле. В связи с этим для педагогов, а также для отдельных родителей становится открытием наличие заболевания у ребёнка, которое они не учитывали.

Все вышесказанное свидетельствует о наличии существенных проблем при обеспечении физической готовности маленьких петербуржцев к школе и необходимости внедрения современных инновационных подходов для их решения. Такие подходы должны обеспечить комплексное использование средств физического воспитания, направленных не только на повышение уровня показателей физической подготовленности (развитие физических качеств, формирование жизненно важных навыков), но и развитие ориентировки в пространстве, внимания, толерантности, коммуникативных навыков и опыта чередования режимов интеллектуальных и физических нагрузок.

175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.