ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДОМАХ РЕБЕНКА
Долотова Н.В., Филькина О.М., Витрук Е.Л., Журавлева Е.А., Пыхтина Л.А.
ФГУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Городкова Росмедтехнологий»
Состояние здоровья и развития детей-сирот вызывает тревогу, поскольку у большинства из них диагностируются те или иные отклонения. Количество детей с отклонениями в физическом развитии по данным разных авторов колеблется от 52% до 72%, преимущественно за счет отставания в развитии - низкой длины и дефицита массы тела. В работах одних авторов показано, что количество воспитанников со средними показателями массы и длины тела к концу пребывания в доме ребенка увеличивается и составляет более 50%. Другие указывают на то, что на протяжении первого года пребывания в доме ребенка физическое развитие его воспитанников, как правило, ухудшается. В большей степени уменьшается количество детей с нормальным ростом, отмечается отрицательная динамика показателей массы тела, хотя и в меньшей степени, в результате чего нормализации физического развития к концу пребывания в доме ребенка у большинства воспитанников не наблюдается или отмечается даже его ухудшение. В связи с этим, целью нашего исследования было выявление особенностей физического развития и его динамики у детей, воспитывающихся в домах ребенка, в сравнении с детьми того же возраста, воспитывающихся в семье. Было обследовано 106 воспитанников домов ребенка и 106 детей, воспитывающихся в семье. Физическое развитие оценивалось по данным антропометрических измерений, по унифицированной методике (Ставицкая А. Б., Арон Д. И.; 1959). Для оценки физического развития использовали местные возрастно-половые нормативы, изложенные в методических указаниях «Физическое развитие детей и подростков Ивановской области» (1982). В ходе исследования было выявлено, что нормальное физическое развитие диагностируется лишь у 10,6% воспитанников домов ребенка, тогда как в группе сверстников из семьи таких детей было 67,9%, что в 6,4 раза чаще. Отклонения в физическом развитии у 41,6% воспитанников домов ребенка проявлялись сочетанием дефицита массы тела с низким ростом. У остальных детей с одинаковой частотой диагностировался либо низкий рост, либо дефицит массы тела (по 23,9%). В группе сверстников из семьи отклонения в физическом развитии были обусловлены преимущественно дефицитом массы тела (15,6%). У 11,1% детей, воспитывающихся в семье, диагностировался избыток массы тела. У остальных детей выявлялись отклонения в виде высокого роста (1,8%), сочетания высокого роста и избытка массы тела (1,8%), высокого роста и дефицита массы тела (0,9%), низкого роста и дефицита массы тела (0,9%). Анализ возрастной динамики показал, что на первом году жизни у детей, воспитывающихся в домах ребенка, диагностировалась высокая частота, как дефицита массы тела, так и низкого роста и их сочетания. На втором году чаще диагностировался дефицит массы тела. А на третьем году чаще выявлялись дети с низким ростом. Такая динамика показателей физического развития свидетельствует о том, что дети первого года жизни наиболее чувствительны к неблагоприятным факторам, в связи с быстрыми темпами роста и развития. Поэтому влияние неблагоприятных факторов проявляется в этом возрасте в большей степени. На втором году жизни, если действие факторов сохраняется, в большей степени страдают процессы нарастания массы тела, что приводит к увеличению детей с дефицитом массы. А при более продолжительном действии неблагоприятных факторов к трем годам у воспитанников домов ребенка отмечается снижение темпов роста. При этом массо-ростовые показатели приходят в соответствие, о чем свидетельствует увеличение детей с низким ростом на фоне уменьшения детей с дефицитом массы тела и их сочетания. Таким образом, структура физического развития и его отклонений у воспитанников домов ребенка во все возрастные периоды отличалась от таковой у детей, воспитывающихся в семье, что свидетельствует о явном влиянии условий воспитания в домах ребенка, в первую очередь на массу тела (особенно выраженное на втором году жизни), а затем и на ростовые процессы (на третьем году жизни).
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
МатериалыIIX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва