Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ МАГАДАНА'

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ МАГАДАНА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.Я. Соколов, Ю.Р. Шеверева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The age-related time course of changes in the anthropometric parameters was studied in children and adolescents aged 11-16 years who lived in Magadan. There were no great differences in the basic overall body measurements between the boys who were and not going in for sport. Among the adolescents, individuals who had a weak constitution were found to be predominant. Harmonic development was observed in 78.0-83.9% of the children and adolescents who were going in for sport and in 69.7-82.4% of those who were not. The proportion of boys who were dysharmonically developed was higher among those who were not going in for sport. Physical malfomations were mainly associated with body mass deficit.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ МАГАДАНА»

растно-половыми психофизиологическими и функциональными возможностями.

Л итсратура

1. Александрова И. Э. Гигиеническое обоснование организации учебного процесса гимназии: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Новгород, 1998.

2. Аринчин Н. Н., Кулаго Г. В. Гипертоническая болезнь как нарушение саморегуляции кровообращения. — Минск, 1969.

3. Воронина О. А. Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. — М., 1998.

4. Еремеев А. М. Динамика работоспособности учащихся при различной организации учебного процесса на уроке: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1982.

5. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. — СПб, 2000.

6. Ковалева М. К. // Здоровье, развитие, личность / Под ред. Г. Н. Сердюковской и др. — М., 1990. — С. 93-107.

7. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) // Дидакт учитель. - 2000. 1. - С. 3-14.

8. Куинджи Н. Н. // Гиг. и сан. - 1993. - № 10. -С. 46-48.

9. Сорокина Т. Н. Критерии функциональной готовности детей к обучению в школе: Автореф. дис.... канд. мед. наук. — М., 1975.

10. Сухарева Л. М., Куинджи Н. Н., Шубочкина Е. И. // Охрана репродуктивного здоровья населения: Материалы Второй Национальной ассамблеи, Москва, 18-20 февраля 1997. - С. 34-36.

11. Хризман Т. П. Ц Инновационная деятельность дошкольных образовательных учреждений / Под ред. Н. П. Метрошиной. - СПб, 2001. - С. 26-30.

Поступила 27.06.02

Summary. The paper comparatively analyzes the impact of teaching on the health and functional parameters of girls in the same sex classes. The hygienic and educational advantages of girls' separate schooling at primary and secondary stages are substantiated. The right to separate schooling of girls is recognized as one of its variations, which realizes a gender line in pedagogy and lowers the unfavourable impact of schooling on girls' health.

С А. Я. СОКОЛОВ. Ю. Р. ШЕВЕРЕВЛ. 2003 УДК 613.956:572.511-07

А. Я. Соколов, Ю. Р. Шеверева

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ МАГАДАНА

Международный научно-исследовательский центр "Арктика" Дальневосточное отделение РАН, Магадан

В настоящее время на северо-востоке России ощущается большой недостаток знаний об особенностях физического развития, функциональных и адаптивных возможностях организма детей и подростков, особенно в сенситивные периоды, которые благоприятны для целенаправленного профилактического воздействия и коррекции физиологических сдвигов в состоянии здоровья. Исследования о формировании растущего организма в экстремальных условиях Севера имеют важное значение для дальнейшей разработки теории адаптации с онтогенетических позиций, гак как каждому возрастному периоду свойственны свои особенности морфофункцио-нальной организации систем и их реактивность [2, 5]. Цель наших исследований заключалась в изучении физического развития детей и подростков Магадана.

Исследования проводили среди мальчиков в возрасте 11 —16 лет. Было сформировано две группы: в 1-ю вошли дети и подростки, постоянно занимающиеся в различных секциях детско-юношеской спортивной школы (группа спортсменов), во 2-ю — школьники, ведущие обычный образ жизни. Все испытуемые являлись уроженцами северо-востока России. У детей и подростков регистрировали основные тотальные промеры тела: длину (Ь, см) и массу тела (Р, кг), окружность грудной клетки (ОГК, см). На их основе рассчитывали весоростовой индекс (ВРИ, г/см), отношение массы тела к площади тела, кг/м2, индекс Эрисмана (ИЭ): ИЭ = ОГК - Ь/2, см, индекс Бругша (ИБ): ИБ = ОГК/Ь- 100%, площадь тела — по формуле Дюбуа [1,4]. Для подростков в возрасте 14—16 лет рассчитывали индекс Пинье (ИП), характеризующий крепость телосложения:

ИП = I - (Р + ОГК).

Для выявления степени гармоничности развития был использован центильный метод оценки индивидуального физического развития. Центильные закономерности соотношений между основными тотальными промерами тела применяются в качестве оценки гармоничности развития детей и подростков, позволяя выявлять среди них лиц с отклонениями в физическом развитии. При оценке

гармоничности развития выделяют гармоничное, дисгармоничное и резко дисгармоничное физическое развитие [4].

Всего обследовано 1059 мальчиков-спортсменов; из них в возрасте 11 лет — 136, 12 лет — 162, 13 лет — 203, 14 лет — 205, 15 лет — 203 и 16 лет — 150 и 611 школьников, из них в возрасте 11 лет — 107, 12 лет — 113, 13 лет - 102, 14 лет — 102, 15 лет - 95 и 16 лет - 92.

В результате проведенных исследований установлено, что длина тела у детей, занимающихся спортом, в возрасте 11 лет составляет 145,3 ± 0,57 см, 12 лет — 150,1 ±0,61 см, у подростков в возрасте 13 лет — 156,5 ± 0,65 см, 14 лет - 162,5 ± 0,71 см, 15 лет -169,0 ± 0,60 см, 16 лет - 173,8 ± 0,59 см, масса тела — соответственно 35,4 ± 0,44, 39,4 ± 0,59, 45,1 ± 0,70,

50.1 ± 0,68, 56,5 ±0,71, 62,4 ±0,74 кг, ОГК -68,3 ±0,31, 70,6 ± 0,39, 74,1 ± 0,44, 77,8 ± 0,42, 81,3 ± 0,44 и 85,7 ± 0,45 см. Наибольший прирост длины тела отмечается у детей в возрасте 13 лет (4,2%), затем темпы увеличения длины тела несколько замедляются и в возрасте 16 лет составляют 2,8%. Отмеченный нами пубертатный скачок роста соответствует таковому у детей и подростков средней полосы России [3]. Аналогично изменению длины тела при увеличении возраста детей и подростков происходит возрастание массы тела и увеличение ОГК. Максимум увеличения массы тела отмечается у детей в возрасте 11 — 12 лет (14,5%), минимум — в возрасте 15—16 лет (10,4%). ОГК наибольший прирост имеет у детей в возрасте 13—14 лет (5%) и 16 лет (5,4%).

ВРИ по мере увеличения возраста испытуемых закономерно повышается. У детей в возрасте 11 лет он составляет 243,6 ± 2,33 г/см, 12 лет — 262,5 ± 2,68 г/см, 13 лет - 288,3 ± 3,21 г/см, 14 лет - 308,3 ± 3,26 г/см, 15 лет - 334,3 ± 3,26 г/см, 16 лет - 359,0 ± 3,81 г/см. Также возрастает и отношение массы тела к площади тела с увеличением возраста детей и подростков: в 11 лет —

29.2 ±0,15 кг/м2, в 12 лет - 30,2 ±0,19 кг/м2, в 13 лет

- 31,7 ± 0,20 кг/м2, в 14лет- 32,8 ± 0,19 кг/м2, в 15лет

- 34,1 ± 0,20 кг/м2, в 16 лет - 35,5 ± 0,20 кг/м2.

ИЭ, определяющий в известной мере пропорциональность развития грудной клетки, с увеличением возраста детей повышается. Так, у детей в возрасте 11 лет он составляет -4,4 ± 0,26 см, а у детей в возрасте 16 лет -1,2 ± 0,36 см. И Б колеблется незначительно и у детей в возрасте II лет составляет 47,0 ±0,17%, 16 лет — 49,4 ± 0,21%. Величины ИЭи И Б свидетельствуют о слабом развитии грудной клетки, в особенности — у детей в возрасте 11 — 12 лет.

Оценка крепости телосложения по ИП показала, что крепкое телосложение свойственно незначительному количеству подростков. Наиболее характерен для занимающихся спортом подростков слабый и очень слабый тип телосложения. Так, установлено, что крепкое и хорошее телосложение в возрасте 14 лет имели 8,8% подростков, а в возрасте 16 лет — 20,6%, в то же время слабое и очень слабое телосложение имели 81 и 60,6% подростков соответственно.

Длина тела у мальчиков, не занимающихся спортом, в возрасте 11 лет составляет 145,3 ± 0,73 см, 12 лет 151,0 ± 1,03 см, 13 лет -158,4 1 0,79 см, 14 лет -165,3 ± 1.12 см, 15 лет - 169.9 ± 0,96 см, 16 лет -174,7 ± 0,98 см, масса тела соответственно 35,3 ± 0,64,

40.3 ±0,71, 45,7 ± 0,79, 52,4 ± 0,97, 56,1 ± 1,15,

62.4 ±0,93 кг, ОГК - 69,1 ± 0,48, 73,1 ±0,55, 74,9 ± 0,57, 80,0 ± 0,65, 82,4 ± 0,71, 86,7 ± 0,60 см. Наибольший прирост длины тела у школьников отмечается в возрасте 13 и 14 лет — соответственно 4,9 и 4,35% за год. Большой прирост массы тела отмечен у детей в возрасте 12—14 лет — 13,4—14,7%, в возрасте 15 лет он составил всего 7,1%, 16 лет — 11,2%. ОГК наибольший прирост имеет у детей в возрасте 12, 14 и 16 лет — соответственно 5,8, 6,8 и 5,2%. В целом, в пубертатный период (13—14 лет) у школьников по сравнению со спортсменами наблюдается более значительное увеличение длины тела.

ВРИ и отношение массы тела к площади тела у школьников имели практически такие же величины, как и у спортсменов. Самые низкие значения ИЭ (-4,4 ± 0,49 см) были у подростков в возрасте 13 лет, что объясняется отставанием увеличения ОГК от темпов увеличения длины тела. Самые высокие показатели этого индекса отмечены у подростков в возрасте 16 лет -1,7 ± 1,18 см, что ниже физиологической нормы [1]. ИБ в зависимости от возраста мальчиков колебался от 47,2 ± 0,31% (13 лет) до 49,8 ± 0,47% (16 лет). В целом, этот индекс достигает нижних границ нормы только у 16-летних подростков. Это свидетельствует о том, что у школьников, не занимающихся спортом, также отмечается слабое развитие грудной клетки.

Было выявлено, что только 11% школьников, не занимающихся спортом, в возрасте 14 лет имели крепкое и хорошее, а 77% слабое и очень слабое телосложение. В возрасте 16 лет это соотношение составило 17 и 51% соответственно. В исследованиях С. Г. Кривощекова и Н. Н. Гребневой [2] также было установлено, что крепкое телосложение свойственно небольшому числу подростков г. Радужного Ханты-Мансийского автономного округа. Наиболее характерным для них является слабый и очень слабый тип телосложения.

Используя центильный метод оценки гармоничности развития детей и подростков было установлено, что в группе спортсменов 78,0—83,9% испытуемых имели гармоничный уровень развития (см. таблицу). Наибольшее количество мальчиков этой группы с дисгармоничным и резко дисгармоничным развитием обнаружено в возрасте 12 и 16 лет.

Среди школьников, не занимающихся спортом, гармоничное развитие было у 69,6—82,4% испытуемых. Наибольшее количество мальчиков, имеющих дисгармоничное и резко дисгармоничное развитие, было в возрасте 11 — 13 и 16 лет. Так, в возрасте 16 лет у 21,7% было дисгармоничное и у 8,7% резко дисгармоничное развитие. Среди детей и подростков, занимающихся спортом, по сравнению с не занимающимися, наблюдалось боль-

Распределеиис детей и подростков по урошию физического ри-итм (■ %)

Развитие

BoipacT, годы гармоничное дисгармоничное резко дисгармоничное

спортсмены школьники спортсмены школьники спортсмены школьники

11 12

13

14

15

16

81,6 79,6

83.2 83,9

80.3 78,0

71.1 70,8

74.0 82,4

82.1 69,7

13.2 17,9

14.3 11,2 13,8 17,3

22,4 18,6 20,3 14,7 13,7 21.7

5.2 2.5 2.5 4.9 5.9 4.7

6.5 10.6 5,7 2,9 4,2 8,7

ше испытуемых с гармоничным уровнем физического развития и меньше с дисгармоничным и резко дисгармоничным.

Большинство детей и подростков с дисгармоничным и резко дисгармоничным развитием имели недостаток массы тела и слабое развитие грудной клетки. Среди них дефицит массы тела обнаружен у 79%, а превышение — у 21%. Такие мальчики относятся к группе лиц с отклонениями в физическом развитии. Они создают группу риска по здоровью и требуют активного дополнительного углубленного медицинского обследования [2, 4].

Выводы. 1. В условиях северо-востока России у мальчиков происходит формирование астенического типа телосложения, характеризующегося достаточно высоким ростом и сухощавостью.

2. Не выявлено существенных различий по основным тотальным промерам тела между детьми и подростками, занимающимися и не занимающимися спортом.

3. Среди подростков в возрасте 14—16 лет преобладают лица, имеющие слабое и очень слабое телосложение. Среди мальчиков, занимающихся спортом, по сравнению с не занимающимися больше лиц с гармоничным уровнем развития. Среди детей и подростков с дисгармоничным и резко дисгармоничным физическим развитием 79% имеют дефицит массы тела.

J1 итература

1. Колышкин В. В. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний человека. — Новосибирск, 1995. — 4.1.

2. Кривощеков С. Г., Гребнева H. Н. // Физиол. человека. - 2000. - Т. 26, № 2. - С. 93-98.

3. Обреимова И. И., Петрухин А. С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. — М., 2000.

4. Физическое развитие детей и подростков. / Про-копьев Н. Я., Орлов С. А., Койносов П. Г. и др. — Тюмень, 2000.

5. Соколов А. Я., Шеверева Ю. Р. // Материалы науч.-практ. конф., посвящ. 40-летию СМУ. — Магадан, 2002. - С. 192-194.

Поступила I9.0S.02

Summary. The age-related time course of changes in the anthropometric parameters was studied in children and adolescents aged 11-16 years who lived in Magadan. There were no great differences in the basic overall body measurements between the boys who were and not going in for sport. Among the adolescents, individuals who had a weak constitution were found to be predominant. Harmonic development was observed in 78.0-83.9% of the children and adolescents who were going in for sport and in 69.7-82.4% of those who were not. The proportion of boys who were dysharmonically developed was higher among those who were not going in for sport. Physical malformations were mainly associated with body mass deficit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.