Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ Г. РЕУТОВМОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ Г. РЕУТОВМОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
299
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ 3-4 ЛЕТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Васильева Р.М., Сонькин В.Д.

В работе представлены данные по изучению антропометрических параметров физического развития мальчиков и девочек 3-4-летнего возраста. Полученные данные свидетельствуют о том, что значительная часть детей 3-4-летнего возраста по важнейшим показателям физического развития соответствует нормативам, указанным в центильных таблицах ВОЗ. Выявлено наличие небольшого числа значимых различий антропометрических показателей между полами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN 3-4 YEARS OLD IN REUTOV, MOSCOW REGION

The paper presents data on the study of anthropometric parameters of physical development of boys and girls of 3-4 years. The data obtained testify to the fact that a signi cant part of 3-4-year-old children correspond to the norms speci ed in the WHO centile tables according to the most important physical development indices. The presence of a small number of signi cant di erences in anthropometric indicators between the sexes was revealed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ Г. РЕУТОВМОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

УДК 612.6+572.087

DOI: 10.46742/2072-8840-2022-71-72-3-4-5-13

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ Г. РЕУТОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Орлова Н. И., Васильева Р. М., Сонькин В. Д.

ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», г. Москва, Россия;

Автор, ответственный за переписку: Орлова Нина Исаковна

ninalynx@list.ru

Аннотация. В работе представлены данные по изучению антропометрических параметров физического развития мальчиков и девочек 3-4-летнего возраста. Полученные данные свидетельствуют о том, что значительная часть детей 3-4-летнего возраста по важнейшим показателям физического развития соответствует нормативам, указанным в центильных таблицах ВОЗ. Выявлено наличие небольшого числа значимых различий антропометрических показателей между полами.

Ключевые слова: антропометрические показатели, физическое развитие, мальчики и девочки 3-4 лет.

FEATURES OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN 3-4 YEARS OLD IN REUTOV, MOSCOW REGION

OrlovaN. I., VasilevaR. M., Sonkin VD.

The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education», Moscow, Russia

Abstract. The paper presents data on the study of anthropometric parameters ofphysical development of boys and girls of 3-4 years. The data obtained testify to the fact that a significant part of 3-4-year-old children correspond to the norms specified in the WHO centile tables according to the most important physical development indices. The presence of a small number of significant differences in anthropometric indicators between the sexes was revealed.

Keywords: anthropometric indicators, physical development, 3-4 years old boys and girls.

ВВЕДЕНИЕ

Общеизвестно, что физическое развитие детей является одним из информативных показателей оценки здоровья населения. Уровень физического развития зависит от взаимодействия генетических и средовых факторов (экологические, климатогеографические, социально-экономические, санитарно-гигиенические, количество и качество питания и двигательная активность) [7]. Постоянный мониторинг физического развития позволяет определять особенности роста и развития детей, сформировавшиеся в условиях определенного образа жизни и среды обитания, и своевременно выявлять отклонения от нормального уровня [15, 19]. Антропометрия относится к основным методам исследования физического развития детей и подростков. Простота и доступность антропометрических измерений при работе с детским контингентом, информативность получаемых данных придают данному подходу наряду с другими (показатели заболеваемости, медико-демографические данные) значение объективного критерия состояния здоровья изучаемой популяции [8].

В связи с изменением параметров физического развития со временем его нормативы должны уточняться каждые 5-10 лет [7], так как имеющиеся данные об особенностях физического развития устаревают и требуют постоянного обновления. Ранее считалось, что для определения уровня физического развития следует применять региональные стандарты, учитывая тот факт, что вариабельность морфометрических показателей на территории России достаточно выражена [3,12]. В настоящее время для оценки физического развития чаще всего используют нормативы и референтные значения антропометрических показателей детей различных возрастных групп, разработанные Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Следует отметить, что стандарты ВОЗ не служат отражением

того, как развиваются дети в той или иной популяции, а являются эталонами того, как они должны развиваться в благоприятных условиях при адекватном питании и уходе [6, 24].

Целью нашего исследования явилось изучение особенностей физического развития детей 3-4-летнего возраста проживающих в г Реутов, Московской области.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Были обследованы 35 девочек и 33 мальчика МАДОУ № 5 и МАДОУ № 17 г Реутов Московской области. Исследования проводили непосредственно в детских садах с разрешения педагогического коллектива и на основании информированного согласия родителей. Все измерения проведены в первой половине дня, не ранее чем через 2 часа после завтрака. Для проведения антропометрических измерений использовали: медицинские весы, ростомер, калипер, сантиметровую ленту.

Для характеристики физического развития мы использовали следующие антропометрические измерения [1, 14]: рост стоя (см), рост сидя (см), длина ног (см), вес (кг), жировая складка (мм), поперечная окружность головы (ОГ лоб см), продольная окружность головы (ОГ темя см), окружность грудной клетки (ОГК см), экскурсия грудной клетки (см), окружность талии (ОТ см), окружность бедер (ОБ см), обхват бедра (Об. б-ра см), окружность плеча (ОП см), длина руки (см), длина кисти (см). Также были рассчитаны следующие показатели: индекс массы тела—ИМТ кг/м2 (индекс Кетле), площадь поверхности тела—ППТ (м2) по формуле Мостеллера (1987) [22]. Содержание подкожного жира (кг) рассчитывалось по следующей формуле: 0,5 х (среднее из суммы трех жировых складок) х площадь поверхности тела х 10000 = содержание подкожного жира в граммах, процент жировой массы тела, ОГ/рост, ОГК/рост, ОТ/рост, ОБ/рост, ОП/рост. Также для выявления возможных случаев акселерации (достижение полуростового скачка) проводили филиппинский тест. По медицинским картам устанавливали группу здоровья тестируемых детей. Для оценки уровня антропометрических показателей физического развития проводилось их сравнение со средневозрастными параметрами, указанными в центильных таблицах ВОЗ [23,24].

При анализе полученных данных нами был использован параметрический t-критерий Стьюден-та ввиду нормального распределения данных в выборках. Статистические результаты получены с использованием программы Statistica version 13.3 (TIBICO). Достоверными считались различия с уровнем значимости p<0,05.

По одному из имеющихся в литературе определений, физическое развитие — это комплекс мор-фофункциональных признаков, которые указывают на возрастной уровень биологического развития ребенка [15, 18].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Рост в медицине считается самым стабильным показателем, отражающим гармоничность и правильность развития ребёнка относительно его возраста [10]. Увеличение абсолютной длины тела предусматривает, соответственно, рост всех его органов и развитие всех его систем, а также формирование функций в соответствии с течением того или иного временного отрезка. Распределение мальчиков и девочек 3-4 лет на основании центильных таблиц ВОЗ [23,24] следующее: низкий рост выявлен только у 3,0% мальчиков; рост ниже среднего — у 9,4% мальчиков и 5,7% девочек, средний рост— у 62,5% мальчиков и у 51,4% девочек, рост выше среднего — у 15,6% мальчиков и 22,9% девочек, высокий рост — у 6,3% мальчиков и 17,1% девочек. Очень низкий рост обнаружен только у одного мальчика (3,0%), а очень высокий рост — у одной девочки (2,9%). Следовательно, в обследованной выборке, как среди мальчиков, так и среди девочек половина детей имеют средние значения роста. Обращает внимание тот факт, что процент мальчиков с высоким ростом примерно в 2,7 раза меньше, чем девочек. Интервал колебания данного показателя существенно не различается и составляет у мальчиков 90,0-110,0см, а у девочек — 93,0-110,0см.

Масса тела является наиболее лабильным морфометрическим показателем физического развития. У детей часто наблюдаются как низкие, так и высокие ее градации, что соответствует представлениям об усилении полиморфизма популяции под действием экзогенных факторов [3, 16].

Распределение по массе тела на основании центильных таблиц ВОЗ [23, 24] следующее: очень низкий вес выявлен только у двух мальчиков и одной девочки (6,3% и 2,9%), соответственно, низкий — только среди мальчиков — 6,3%; ниже среднего — у 6,3% мальчиков и 8,6% девочек, сред-

ний — 62,5% мальчиков и 48,6% девочек, выше среднего — 9,4% у мальчиков и 25,7% у девочек, высокий — 3,1% у мальчиков и 5,7% у девочек и очень высокий -6,3% у мальчиков и 8,6% среди девочек.

Следовательно, ярко выраженный избыток и дефицит массы тела наблюдается в малом числе случаев, как у мальчиков, так и у девочек, а количество девочек с массой тела выше среднего в 2,7 раза выше, чем мальчиков. Границы интервалов колебания массы тела составляют 11,9-21,4 кг у мальчиков и 12,5-22,1 кг у девочек.

ИМТ позволяет выявить и, соответственно, предупредить на ранних этапах онтогенеза ребенка дефицит массы, избыточную массу и ожирение. По стандартам ВОЗ, если ИМТ у взрослых больше или равен 25, то это означает наличие избытка массы тела, а ИМТ>30 свидетельствует об ожирении. В норме ИМТ у детей меньше, чем у взрослых от 13 до 21 кг/м2 в зависимости от возраста, поскольку у детей и взрослых разные пропорции тела и, соответственно, соотношение роста и веса.Исходя из центильных таблиц, приводятся следующие сведения о величине ИМТ для детей 3-4 лет: центильный интервал, соответствующий средним значениям, для мальчиков 4-х лет равен 14,72-16,21 кг/м2 и 14,33-15,86 кг/м2 для девочек того же возраста. В нашем случае средние по выборке детей 3-4-летнего возраста значимо не различаются и составляют 15,8±0,19кг/м2 у мальчиков и 15,71±0,27кг/м2 у девочек (табл. 1). Диапазон колебания данного показателя у детей обоего пола составляет 14,0-18,3 кг/м2 у мальчиков и 10,94-18,69 кг/м2 у девочек.

Для определения количества подкожного жира в организме ребенка необходимо вычислить среднее из трех величин жировых складок в разных местах тела. Измерение жировых складок проводится в 8 строго определенных участках тела. Мы выбрали три из них: заднюю жировую складку плеча, жировую складку спины и жировую складку живота. Также вычислялось содержание подкожного жира в организме ребенка, и высчитывался процент жировой массы (содержание висцерального жира при этом не учитывалось).

Средние по выборке значения величины жировой складки у мальчиков и девочек существенно не различаются (табл. 1). Диапазон колебаний данного показателя составляет 4,3-8,67 мм у мальчиков и 5,0-10,67 мм у девочек.

Поскольку в доступной нам литературе имеются сведения только о проценте общего содержания жира в организме детей 3-4-летнего возраста, с ними можно провести только приблизительное сопоставление. Судя по работе авторов [11], нормальное (здоровое) содержание жира в организме детей 3-4 лет находится в интервале 13,5-15,4% у мальчиков и 16,4-18,5% у девочек. По нашим данным средняя величина по проценту жировой массы в выборке мальчиков составляет 13,3±0,46%, а в выборке девочек 14,98±0,37% (табл. 1). Интервал колебания данного показателя весьма широк и составляет — 7-19,3% у мальчиков, а у девочек — 12,2-22,2%.

Необходимо отметить, что доля жира в организме характеризует метаболическое состояние, то есть соотношение процессов анаболизма и катаболизма в организме ребенка, а также энергетику, поскольку повышенное жироотложение свидетельствует о невысокой активности окислительных процессов, связанных с двигательной активностью, а также о нарушении принципов здорового питания [18, 20].

Площадь поверхности тела, являющаяся одним из показателей физического развития, не только отражает уровень метаболизма в организме, но и широко используется в медицинской практике. В нашем случае средние по выборкам значения ППТ у мальчиков и девочек мало различаются (табл. 1) и вписываются в средний интервал (25-75 процентилей). — 0,61-0,7м2, приводимый в работе [9]. Наряду с ростом, весом и ИМТ площадь поверхности тела также отражает уровень метаболизма в организме. По данным [13] с 2-х до 9-10 лет ППТ в среднем увеличивается в 2 раза с 0,5 до 1,05-1,14м2. По сведениям [17] проводивших сравнение ППТ с весом тестируемых, у детей с весом 15-20кг, площадь поверхности тела составляет 0,65-0,8м2, а для детей с весом 25кг — 0,95м2.

Измерение окружности грудной клетки позволяет не только определить уровень физического развития и индивидуальные особенности ребенка, но и оценить темпы и особенности развития функций внешнего дыхания, в том числе, возможности произвольного дыхания, и, даже, некоторые болезни, связанные с системой дыхания. На основании центильных таблиц ВОЗ [23, 24] выявлено следующее распределение мальчиков и девочек по группам: очень низкие значения ОГК обнаружены у 3,1% мальчиков и 8,6% девочек; низкие только — у 3,1% мальчиков, ниже среднего — у 9,4% мальчиков

и 11,4% девочек. Средние значения наблюдаются у 59,4% мальчиков и 48,6% девочек, выше среднего у 18,8% мальчиков и 11,4% девочек, высокие—у 6,3% мальчиков и 11,4% девочек и очень высокие— у 3,1% мальчиков и 8,6% девочек. Диапазон колебания ОГК довольно широк и составляет 49,5-60,0 см у мальчиков и 47,0-59,5 см у девочек.

Разница величины окружностей грудной клетки на величине глубокого вдоха и глубокого выдоха отражает подвижность грудной клетки (экскурсию). Применимо к детям нашего возраста данных об экскурсии грудной клетки найдено не было. Считается, что большая экскурсия является свидетельством большего объема легких и пропорционального телосложения. Для старших школьников приводят следующие нормативы: < 4 см—низкий, 5-9см—средний и >10—высокий уровень экскурсии [18]. Средние величины по данному показателю, полученные нами для детей 3-4 лет, приведены в таблице 1 и составляют около 3 см у детей обоего пола. Диапазон колебания данного показателя у мальчиков и девочек одинаков — 1,5-4 см.

Одним из способов определения степени развития грудной клетки является вычисление ПРГК-по-казателя развития грудной клетки, который равен ОГК/рост. Уровень развития грудной клетки определяется путем сравнения ПРГК со шкалой пределов: а) ПРГК <0,5 — слабое развитие ГК; б) ПРГК = 0,5-0,55 — среднее развитие ГК; в) ПРГК >0,55 — отличное развитие грудной клетки. Среди протестированных детей слабое развитие грудной клетки выявлено только среди девочек 22,9% (8 человек), среднее у 27 мальчиков (84,4%) и 26 девочек (61,8%). Высокий уровень развития отмечен у 5 мальчиков (18,2%) и одной (2,9%) девочки.

Таблица. Антропометрические данные детей 3-4 лет г. РеутовМ. О.

Показатели Рост стоя (см) Рост сидя (см) Длина ног (см) Вес (кг) ИМТ (кг/м2) ППТ (м2)

Мальчики, N=32

Среднее 102,34 95,45 46,9 16,0 15,8 0,69

Ст.откл. 5,0 3,53 2,96 2,14 1,1 0,059

Ош.сред. 0,88 0,62 0,52 0,38 0,19 0,01

Девочки, N=35

Среднее 104,01 95,75 48,25 16,96 15,71 0,699

Ст.откл. 3,76 2,96 3,74 2,08 1,58 0,05

Ош.сред. 0,64 0,5 0,63 0,35 0,27 0,009

Т -1,32 -0,27 -1,47 0,14 0,91 -0,21

Р 0,19 0,79 0,15 0,89 0,37 0,83

Таблица. Продолжение. Антропометрические данные детей 3-4 лет г. РеутовМ. О.

Показатели Жировая складка (мм) Содержание п/к жира (кг) % жировой массы Окружность головы- лоб (ОГл) Окружность головы -темя (ОГт) Окружность грудной клет-ки(ОГК) Экскурсия грудной клетки

Мальчики, N=32

Среднее 6,43 2,23 13,25 50,5 57,19 54,28 2,66

Ст.откл. 1,42 0,62 2,62 1,46 1,47 2,49 0,73

Ош.сред. 0,25 0,11 0,46 0,26 0,26 0,44 0,13

Девочки, N=35

Среднее 7,26 2,58 14,98 50,75 56,94 53,77 2,97

Ст.откл. 1,2 0,6 2,19 1,54 1,53 3,08 0,78

Ош.сред. 0,2 0,1 0,37 0,26 0,26 0,52 0,13

Т -0,88 -0,5 -1,6 -0,56 1,03 1,23 -1,46

Р 0,38 0,62 0,11 0,58 0,31 0,22 0,15

мальчики I девочки

Величина коэффициента окружность грудной клетки/рост у мальчиков и девочек 3-4 лет

В обследованной выборке детей 3-4-летнего возраста существенные различия между мальчиками и девочками выявлены только по коэффициенту ПРГК (ОГК/рост), который у мальчиков достоверно выше (р<0,01), чем у девочек (табл. 1, рисунок 1). Интервал колебания этого показателя составил для мальчиков — 0,5-0,58, а для девочек — 0,43-0,56.

Очень важными показателями развития являются величина и форма головы, за которыми внимательно следят с момента рождения ребенка. Наиболее подробно эти параметры изучены у детей

от рождения до 2-х лет.

В соответствии с центильными таблицами ВОЗ [23,24] в обследованной выборке 40,7% среди мальчиков и 54,3% среди девочек имеют среднее значение поперечного размера головы, а выше среднего — 3,1% у мальчиков и 14,3% у девочек. Около трети мальчиков (31,3%) мальчиков и 11,4% девочек имеют поперечную окружность головы ниже среднего, а у 12,5% мальчиков и 5,7% девочек обнаружены низкие значения этого показателя. Очень низкие значения данного показателя встречаются у трех мальчиков (9,1%) и одной (2,9%) девочки. Высокие и очень высокие значения этого показателя наблюдаются в группе мальчиков у одного человека в каждом случае (3,1%), а в группе девочек встречаются у двух человек в каждом случае (5,7%). Интервал колебания величины поперечной окружности головы у мальчиков и девочек одинаков — 48,0-54,0 см. Нами также проводилось продольное измерение окружности головы детей 3-4 лет. Средние значения по группам мальчиков и девочек представлены в таблице 1. Диапазон колебания данного параметра у мальчиков — 54,0-61,0 см, а у девочек — 53,0-60,0 см.

Окружность талии и бедер является одним из основополагающих антропометрических параметров. Их используют для расчета таких показателей как ОТ/рост, ОБ/рост, ОТ/ОБ. Так, оценка величины окружности талии у взрослых позволяет оценить фактор риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, диабета и других патологий. По литературным данным [5, 21] существуют критические величины окружности талии, за которыми нарастает риск развития осложнений. В отдельных литературных источниках [15] приводятся следующие средние величины ОТ детей 4 лет — 52,0-54,0см (объединенная группа мальчиков и девочек).

В обследованной нами выборке детей 3-4-летнего возраста средние значения показателя ОТ у мальчиков и девочек также практически не различаются и составляют 50,66±0,46 см у мальчиков и 50,59±0,51см у девочек (табл.). Диапазон колебания данного показателя весьма велик и составляет 44,0-57,0 см для мальчиков и 42,0-57,5см для девочек.

Средние величины ОБ, приводимые в литературе [15, 17], детей 4-летнего возраста составляют 58,0-60,0 см (объединенная группа мальчиков и девочек). В обследованной нами выборке диапазон колебания данного показателя у мальчиков составляет 48,0-62,0 см, а у девочек 50,0-65,0 см. Средние по половым группам величины окружности бедер существенно не различаются (табл.) и составляют: 55,88±0,57 см у мальчиков и 56,59±0,6 см у девочек.

По данным авторов [2], изучавших обхватный размер бедра у детей 4-7 лет, данный показатель в 4-летнем возрасте в среднем составляет у мальчиков 30,38±0,01 см (от 25,4 до 35,6 см в зависимости от соматотипа). У девочек того же возраста величина обхвата бедра в среднем равна 29,1±5,01 см (от 24,0 до 35,7 см в зависимости от соматотипа). В нашем случае средние величины составляют по группе мальчиков 31,23±0,36 см (от 26,5 до 37,0 см), по группе девочек — 32,56±0,44 см (от 29,5 до 39,5 см).

Показателем, по которому судят о степени развития мускулатуры (или упитанности), является окружность плеча. Значительная часть протестированных детей (46,9% мальчиков и 74,3% девочек) имеют средние значения данного показателя. Остальные дошкольники распределились по следующим группам: 18,8% мальчиков и 14,3% девочек имеют значения ОП выше среднего, а у трех человек в каждой половой группе (9,1 и 8,6%) обнаружены высокие значения этого параметра. Только у одного мальчика из всей выборки обнаружены очень низкие значения ОП (3,1%). Значения ОП ниже среднего выявлены у 7 мальчиков (21,8%) и одной девочки (2,9%). Границы интервала колебания этого параметра у мальчиков и девочек совпадают и составляют 14,5-20,0 см.

Средние по выборкам мальчиков и девочек величины показателя ОП/рост мало различаются (табл. 1). Границы диапазона колебания этого параметра практически одинаковы и составляют 0,14-0,19 у мальчиков и 0,14-0,18 у девочек.

Известно, что у детей от 3-х до 6-ти лет руки и ноги растут значительно быстрее, чем туловище. К 6-7 годам длина тела ребенка увеличивается примерно в 2 раза, длина рук — в 2,5 раза, а длина ног—в 3 раза. Изменяются пропорции тела, центр тяжести смещается немного вниз, благодаря чему ребенок двигается намного увереннее и быстрее, чем раньше.

Полученные нами данные показали, что у обследованных нами детей средние по половым группам величины длины рук и длины ног существенно не отличаются (табл.). Диапазон колебания длины рук у девочек составляет 36,0-47,0 см, у мальчиков — 35,3-48,3 см. Границы интервала колебания

длины ног составляют: у девочек 41,0-57,5 см, а у мальчиков — 40,0-52,0 см.

Все дети 3-4 лет показали отрицательный результат на филиппинский тест.

По группам здоровья на основании сведений, полученных из медицинских карт, дети распределились следующим образом: среди мальчиков 11 человек (33,3%) имеют 1 группу, а 22 ребенка (66,7%)—2 группу. Среди девочек 20 человек (57,1%) имеют первую группу и 15 (42,9%)—вторую группу.

Итак, определение антропометрических параметров физического развития дошкольников 3-4-летнего возраста показало, что значительная часть обследованной выборки мальчиков и девочек по таким показателям, как рост, вес, окружность головы, окружность грудной клетки, окружность плеча соответствует нормативам, установленным ВОЗ. Статистически достоверные половые различия выявлены только по одному показателю ОГК/рост.

ВЫВОДЫ

1. В результате исследования особенностей развития представительной выборки детей 3-4 лет г. Реутов Московской области показано, что значительная часть обследованных детей по ряду антропометрических показателей физического развития соответствует нормативам, указанным в цен-тильных таблицах ВОЗ.

2. У мальчиков и девочек 3-4 лет имеются статистически достоверные половые различия по коэффициенту окружность грудной клетки/рост.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бунак В.В. Антропометрия. — М.: Учпедгиз, 1941. — 367 с.

2.Жаныбек Кызы К. Ж., Клочкова С. В., Сакибаев К. Ш. Обхватный размер бедра у детей разных со-матотипов в первом детском возрасте // Современные проблемы науки и образования. — 2022. — № 2,

URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31667 (дата обращения: 23.11.2022 г.).

3.Кириллова И.А. Оценка физического развития как популяционной характеристики детского населения Иркутской области: автореф. дисс. ... канд. биол. наук. — Иркутск, 2017. — 24 с.

4.Кирпиченкова Т.А., Копченов С. И. Антропометрические показатели и физическое развитие дошкольников 5-6 лет с логопедическими нарушениями в образовательных учреждениях мегаполиса. // Здравоохранение, образование и безопасность. Из-во: УГУФК (Челябинск), 2017. — № 19. — С. 77-82.

5.Клинические рекомендации «Ожирение у детей» https://www.endocrincentr.ru/sites/default/files/ specialists/science/clinic-recomendations/kr_ozhirenie_deti.pdf (дата обращения: 26.11.2022.г.)

6.Козлов А.И., Вершубская Г. Г. Перспективы унификации оценок физического развития детей дошкольного возраста по антропометрическим показателям // Новые исследования. — 2019. — Т. 58. — № 1. — С. 76-85.

7.Кучма В.Р. Основы формирования здоровья детей. — Ростов-на-Дону, 2016. — 319 с.

8.Леонов А.В., Матвеева Н. А., Кузмичев Ю. Г. и др. Физическое развитие школьников Нижнего Новгорода // Российский педиатрический журнал. — 2004. — № 3. — С. 10-13.

9.Морфология человека /Под ред. Б.А. Никитюка, В.П. Чтецова (2-е изд., перераб. и доп.). — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 342 с.

Ю.Орлов К.В. Длина и масса тела детей 5-11 лет в г. Москве //Новые исследования. — 2012. — Т. 31. — № 2. — С. 84-99.

11.Перевалов А.Я., Лир Д. Н. Биоимпедансометрия как метод оценки состава тела у детей дошкольного возраста г. Перми // Вестник КазНМУ — 2014. — № 2. — С. 104-105.

12.Петросян Г.Г. Физическое развитие и мониторинг состояния здоровья сельских дошкольников ставропольского края: автореф. дисс. ... канд. биол. наук. — Ставрополь, 2009. — 24 с.

13.Потекаев Н. Н., Жукова О. В., Поршина О. В., Часова Г. К.. Роль современных перевязочных материалов в комплексной терапии пациентов с врожденным буллезным эпидермолизом // Клиническая дерматология и венерология. — 2018. — № 17(3). — С. 85-91.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14.Скоблина Н.А., Милушкина О. Ю., Сетко Н.П и др. Физическое развитие детей: фундаменталь-

ные и прикладные аспекты. — М.: Союз гигиенистов, 2018. — 179 с.

15.Трушкина Л.Ю., Трушкин А. Г., Демьянова Л. М. Гигиена и экология человека. — М.: Проспект Т. К. Велби, 2006. — 526 с.

16.Федотова Т.К. Об адаптивных преимуществах лептосомного телосложения у современных детей. / /Вопросы современной педиатрии, 2006. — Т. 5. — № 2. - С. 600-612.

17.Физиологические константы у детей: учебно-методическое пособие / под общ. ред. Э.В. Дуд-никовой. — Ростов н/Д, 2016: Изд-во Рост ГМУ. — 46 с.

18.Филатова О.В. Физиологическая антропология: учебное пособие /АлтГУ, Биол. фак. — Барнаул: АлтГУ, 2015. — 144 с. Электронный ресурс. http://elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/2176/read. 7book?sequence=1&isAllowed=y

19.Ямпольская Ю.А., Мустафина И. З., Жигарева Н. С. Физическое развитие учащихся начальной школы в гендерном аспекте //Педиатрия, 2009. — Т. 88. — № 6. — с. 61-64.

20.Berk L. Development through the lifespan (6th ed.). — Boston, MA: Pearson Higher Education, 2013. — 864 p.

21.Katzmarzyk P.T.; Srinivasan S. R., Wei Chen,; Malina R. M., Bouchard C.; Berenson G. S. Body Mass Index, Waist Circumference, and Clustering of Cardiovascular Disease Risk Factors in a Biracial Sample of Children and Adolescents // Pediatrics. — 2004. — Vol. 114. — No. 2. — P. 198-205.

22.Mosteller R.D. Simplified calculation of body surface area. N Engl J Med 1987; 317:1098. DOI: 10.1056/NEJM198710223171717

23.World Health Organization Expert Committee. Physical Status, the Use and Interpretation of Antropometry. Geneva, Switzerland: World Health Organization. — 1995. — P. 263-311.

24.WHO Multicentre Growth Reference Study Group. WHO Child Growth Standards: Length/height-for-age, weight-for-age, weight-for-length, weight-for-height and body mass index-for-age: Methods and development. — Geneva: World Health Organization, 2006. — 312 p.

REFERENCES

1. Bunak V. B. Antropometriya. — M.: Uchpedgiz, 1941. — 367 s.

2. Zhany'bek Ky'zy' K. Zh., Klochkova S. V., Sakibaev K. Sh. Obxvatny'j razmer bedra u detej razny'x somatotipov v pervom detskom vozraste // Sovremenny'e problemy' nauki i obrazovaniya. — 2022. — № 2, URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31667 (Data obrasheniya: 23. 11. 2022 g.).

3. Kirillova I.A. Ocenka fizicheskogo razvitiya kak populyacionnoj harakteristiki detskogo naseleniya Irkutskoj oblasti: avtoref. diss. ... kand. biol. nauk. — Irkutsk, 2017. — 24 s.

4. Kirpichenkova T.A., Kopchenov S. I. Antropometricheskie pokazateli i fizicheskoe razvitie doshkol'nikov 5-6 let s logopedicheskimi narusheniyami v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah megapolisa // Zdravoohranenie, obrazovanie i bezopasnost'. Iz-vo: UGUFK (Chelyabinsk), 2017. — № 19. — S. 77-82.

5. Klinicheskie rekomendacii «Ozhirenie u detej» https://www.endocrincentr.ru/sites/default/files/ specialists/science/clinic-recomendations/kr_ozhirenie_deti.pdf (data obrasheniya 26.11.2022 g.).

6. Kozlov A.I., Vershubskaya G. G. Perspektivy unifikacii ocenok fizicheskogo razvitiya detej doshkol'nogo vozrasta po antropometricheskim pokazatelyam//Novye issledovaniya. — 2019. — Т. 58. — № 1. — S. 76-85.

7. Kuchma V.R. Osnovy formirovaniya zdorov'ya detej. — Rostov-na-Donu, 2016. — 319 s.

8. Leonov A.V., Matveeva N. A., Kuzmichev Yu.G. i dr. Fizicheskoe razvitie shkol'nikov Nizhnego Novgoroda // Rossijskij pediatricheskij zhurnal. — 2004. — № 3. — S. 10-13.

9. Morfologiya cheloveka /Pod red. B.A. Nikityuka, V.P. Chtecova (2-e izd., pererab. i dop.). — M.: Izd-vo MGU, 1990. — 342 s.

10. Orlov K.V. Dlina i massa tela detej 5-11 let v g. Moskve //Novye issledovaniya. — 2012. — Т. 31. — № 2. — P. 84-99.

11. Perevalov A. Ya., Lir D. N. Bioimpedansometriya kak metod ocenki sostava tela u detej doshkol'nogo vozrasta g. Permi. Vestnik KazNMU. — 2014. — № 2. — S. 104-105.

12. Petrosyan G.G. Fizicheskoe razvitie i monitoring sostoyaniya zdorov'ya sel'skih doshkol'nikov stavropol'skogo kraya: avtoref. diss. ... kand. biol. nauk. — Stavropol', 2009. — 24 s.

13. Potekaev N. N., Zhukova O. V., Porshina O. V., Chasova G. K.. Rol' sovremennyh perevyazochnyh

materialov v kompleksnoj terapii pacientov s vrozhdennym bulleznym epideimolizom // Klinicheskaya dermatologiya i venerologiya. — 2018. — № 17(3). — S. 85-91.

14. Skoblina N.A., Milushkina O. Yu., Setko N.P i dr. Fizicheskoe razvitie detej: fundamental'ny'e i prikladny'e aspekty'. — M.: Soyuz gigienistov, 2018. — 179 s.

15. Trushkina L. Yu., Trushkin A. G., Dem'yanova L.M. Gigiena i ekologiya cheloveka. — M.: Prospekt T. K. Velbi, 2006. — 526 p.

16. Fedotova T.K. Ob adaptivnyh preimushchestvah leptosomnogo teloslozheniya u sovremennyh detej. //Voprosy sovremennoj pediatrii. — 2006. — T. 5. — № 2. — S. 600-612.

17. Fiziologicheskie konstanty u detej: uchebno-metodicheskoe posobie /pod obshch. red. E.V. Dudnikovoj. — Rostov n/D, 2016: Izd-vo Rost GMU. — 46 s.

18. Filatova, O.V. Fiziologicheskaya antropologiya: uchebnoe posobie /AltGU, Biol. fak. — Barnaul: AltGU, 2015. — 144 s. Elektronnyj resurs. http://elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/2176/read.7bo ok?sequence=1&isAllowed=y.

19. Yampol'skaya Yu.A., Mustafina I. Z., Zhigareva N. S. Fizicheskoe razvitie uchashchihsya nachal'noj shkoly v gendernom aspekte // Pediatriya, 2009. — T. 88. — № 6. — S. 61-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.