ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 15 - 16 ЛЕТНЕГО
ВОЗРАСТА Дадабоева О.А.1, Оманова С.Г.2
1Дадабоева Одинахон Арабджановна - преподаватель, кафедра «Спортивного менеджмента», Узбекский национальный университет им. Мирзо Улугбека, г. Ташкент; 2Оманова Севара Гайратовна - преподаватель кафедра «Физической культуры», Ташкентский экономико-педагогический институт, г. Чирчик;
Республика Узбекистан
Аннотация: подростковый период в возрасте 15-16 лет является важнейшим этапом развития молодого человека, в котором закладываются основы для его дальнейшего совершенствования. При правильной методике спортивные занятия в подростковом возрасте оказывают положительное влияние на формирование организма занимающихся.
Ключевые слова: подростковый период, 15-16 лет, физическое развитие, развитие силовых качеств.
FEATURES OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AGED 15 - 16 YEARS
OF AGE Dadaboeva O.A.1, Omanova S.G.2
1Dadaboeva Odinahon Arabdzhanovna - teacher, DEPARTMENT OF SPORTS MANAGEMENT, UZBEK NATIONAL UNIVERSITY NAMED AFTER. MIRZO ULUGBEK, TASHKENT;
2Omanova Sevara Gayratovna - teacher, DEPARTMENT OF PHYSICAL CULTURE, TASHKENT ECONOMICS AND PEDAGOGICAL INSTITUTE, CHIRCHIK;
REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: adolescence at the age of 15-16 years is the most important stage in the development of a young person, in which the foundations for his further improvement are laid. With the correct methodology, sports activities in adolescence have a positive effect on the formation of the body of those involved. Keywords: adolescence, 15-16 years, physical development, development of strength qualities.
Рациональное планирование уроков физической культуры и правильное использование средств и методов развития физических качеств через тренировку возможно только при наличии знаний анатомии и физиологии органов растущего ребенка.
В возрасте 15 лет физический рост резко ускоряется, появляются неритмичность движений, быстрая утомляемость, дисбаланс и новая личность. Длина тела увеличивается на 5-6 см в год, но у некоторых людей она замедляется (у других полностью прекращается) и явно преобладает рост в ширину. Чем выше уровень физического развития и чем больше степень полового созревания в этом возрасте, тем выше артериальное давление. Нередко систолическое артериальное давление превышает 140 мм рт. ст. - Это называется ювенильной гипертензией. В большинстве случаев она носит преходящий характер.
В этот период происходит активный рост костной ткани.
В возрасте 14-15 лет микроструктура основных элементов опорной системы кости еще не стабильна, так как процесс окостенения и анатомической перестройки костной ткани еще продолжается [1, с. 14].
Мышцы и мышечные группы развиваются по-своему. Наибольший темп роста имеют мышцы ног, наименьший - мышцы рук. Скорость роста мышц-разгибателей превышает скорость роста мышц-сгибателей.
Гибкость достигает максимума к 13-15 годам. Функциональное созревание мышц завершается, и начинается быстрое развитие мышечной силы.
В возрасте 14-15 лет создаются благоприятные условия для использования специальных средств увеличения мышечной силы.
Индивидуальная мышечная сила в наибольшей степени возрастает между 14 и 17 годами; в 15 лет средняя мышечная сила в положении стоя составляет 90-100 кг. [1, с. 15].
Возраст 15-16 лет характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Быстро растут длинные кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост позвонков.
Подростковый позвоночник очень подвижен. Чрезмерный мышечный тонус может ускорить процесс окостенения и замедлить рост длины трубчатых костей.
В подростковом возрасте на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечнососудистой системы и продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно незавершенное формирование механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов.
Наиболее быстро в подростковом возрасте развивается дыхательная система. Дыхание детей среднего школьного возраста менее эффективно, чем у взрослых. За один цикл дыхания подростки потребляют 14 мл кислорода, в то время как взрослые - 20 мл.
Подростки в меньшей степени, чем взрослые, способны останавливать дыхание и работать в условиях кислородного голодания. Насыщение крови кислородом падает быстрее, чем у взрослых.
Как отмечает Е.А. Бондаревский, подростковый возраст является периодом непрерывного совершенствования двигательных качеств и представляет собой большую возможность в развитии двигательных качеств.
У детей 15-16 лет достаточно высокими темпами совершенствуются координационные способности (метание на точность и дальность, двигательные движения в спорте и играх), сила мышц, быстрота и мышечная сила, умеренными - скоростные способности и выносливость. Гибкость развивается низкими темпами [2, с. 53].
Возраст 15-16 лет является наиболее благоприятным периодом для развития силовых качеств человека. Наиболее высоки показатели силы крупных мышц, туловища, бедер, голеней и стоп. Относительные показатели в этот период улучшаются примерно на 200 % у мужчин и только на 150 % у женщин.
Исходя из материала, представленного в таблице 1., можно сформулировать основные задачи по развитию силовых качеств у подростков 15-16 лет.
В рамках базового физического воспитания необходимо обеспечить гармоничное развитие всех групп органов опорно-двигательного аппарата. Эта задача решается путем избирательного воздействия на мышечные упражнения. Здесь важны количество и содержание мышечных упражнений. Развитие различных групп мышц должно быть пропорциональным. Внешне это выражается в соответствующей форме телосложения и осанки. Внутренний эффект мышечных упражнений заключается в поддержании высокого уровня жизнеобеспечивающих функций организма и двигательной активности. Скелетные мышцы - это не только опорно-двигательные органы, но и своего рода периферическое сердце, активно помогающее кровообращению, особенно венозному. Особое внимание следует уделять наиболее важным группам мышц, таким как мышцы живота, туловища, нижней части спины, шеи, плечевого пояса, ног и рук.
Таблица 1. Нагрузки по типам мышечных качеств у юношей 15-16 лет.
Объем Число повторений Интенсивность Отдых
Силовые (подтягивания, отжимания, наклоны, приседания) Малый 2-3, 4-7, 8-12 Максимальная
Малый 4-7, 8-12 Субмаксимальная Полный, 2-5 минут
Скоростно-силовые Малый 8-15 Максимальная
Создать условия и возможности (базу) для дальнейшего развития мышечных качеств в рамках конкретного вида спорта или в рамках специализированной прикладной физической подготовки. Решение этой задачи учитывает спортивный талант, спортивную и выбранную профессию, а также удовлетворяет личный интерес к развитию мускулатуры.
В возрасте 15-16 лет происходит активное развитие органов подростка, что выражается в интенсивном росте и увеличении размеров тела, а также в развитии мышечной и дыхательной систем. В этот период у ребенка совершенствуются двигательные и мышечные способности, развиваются двигательные качества. Воспитание силы может осуществляться в процессе общей физической подготовки (укрепление и сохранение здоровья, повышение телосложения, развитие силы во всех группах мышц человека) и специальной физической подготовки (воспитание различных силовых качеств групп мышц, имеющих большое значение для выполнения основных соревновательных упражнений). Каждое из этих направлений имеет свою специфическую установку на развитие мышечной силы и задачи, решаемые на основе этой установки. Исходя из этого, подбираются определенные средства и методы развития мышечной силы.
Список литературы /References
1. Безруких Н.А. Возрастная физиология / Н.А. Безруких, В.Д. Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 1994. - 128 с.
2. Бондаревский Е.А. Физическая подготовка подростков / Е.А. Бондаревский. - Минск, 2006. - 172 с.