Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 15 16 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 15 16 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подростковый период / 15-16 лет / физическое развитие / развитие силовых качеств. / adolescence / 15-16 years / physical development / development of strength qualities.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дадабоева Одинахон Арабджановна, Оманова Севара Гайратовна

подростковый период в возрасте 15–16 лет является важнейшим этапом развития молодого человека, в котором закладываются основы для его дальнейшего совершенствования. При правильной методике спортивные занятия в подростковом возрасте оказывают положительное влияние на формирование организма занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дадабоева Одинахон Арабджановна, Оманова Севара Гайратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AGED 15 16 YEARS OF AGE

adolescence at the age of 15–16 years is the most important stage in the development of a young person, in which the foundations for his further improvement are laid. With the correct methodology, sports activities in adolescence have a positive effect on the formation of the body of those involved.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 15 16 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА»

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 15 - 16 ЛЕТНЕГО

ВОЗРАСТА Дадабоева О.А.1, Оманова С.Г.2

1Дадабоева Одинахон Арабджановна - преподаватель, кафедра «Спортивного менеджмента», Узбекский национальный университет им. Мирзо Улугбека, г. Ташкент; 2Оманова Севара Гайратовна - преподаватель кафедра «Физической культуры», Ташкентский экономико-педагогический институт, г. Чирчик;

Республика Узбекистан

Аннотация: подростковый период в возрасте 15-16 лет является важнейшим этапом развития молодого человека, в котором закладываются основы для его дальнейшего совершенствования. При правильной методике спортивные занятия в подростковом возрасте оказывают положительное влияние на формирование организма занимающихся.

Ключевые слова: подростковый период, 15-16 лет, физическое развитие, развитие силовых качеств.

FEATURES OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AGED 15 - 16 YEARS

OF AGE Dadaboeva O.A.1, Omanova S.G.2

1Dadaboeva Odinahon Arabdzhanovna - teacher, DEPARTMENT OF SPORTS MANAGEMENT, UZBEK NATIONAL UNIVERSITY NAMED AFTER. MIRZO ULUGBEK, TASHKENT;

2Omanova Sevara Gayratovna - teacher, DEPARTMENT OF PHYSICAL CULTURE, TASHKENT ECONOMICS AND PEDAGOGICAL INSTITUTE, CHIRCHIK;

REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: adolescence at the age of 15-16 years is the most important stage in the development of a young person, in which the foundations for his further improvement are laid. With the correct methodology, sports activities in adolescence have a positive effect on the formation of the body of those involved. Keywords: adolescence, 15-16 years, physical development, development of strength qualities.

Рациональное планирование уроков физической культуры и правильное использование средств и методов развития физических качеств через тренировку возможно только при наличии знаний анатомии и физиологии органов растущего ребенка.

В возрасте 15 лет физический рост резко ускоряется, появляются неритмичность движений, быстрая утомляемость, дисбаланс и новая личность. Длина тела увеличивается на 5-6 см в год, но у некоторых людей она замедляется (у других полностью прекращается) и явно преобладает рост в ширину. Чем выше уровень физического развития и чем больше степень полового созревания в этом возрасте, тем выше артериальное давление. Нередко систолическое артериальное давление превышает 140 мм рт. ст. - Это называется ювенильной гипертензией. В большинстве случаев она носит преходящий характер.

В этот период происходит активный рост костной ткани.

В возрасте 14-15 лет микроструктура основных элементов опорной системы кости еще не стабильна, так как процесс окостенения и анатомической перестройки костной ткани еще продолжается [1, с. 14].

Мышцы и мышечные группы развиваются по-своему. Наибольший темп роста имеют мышцы ног, наименьший - мышцы рук. Скорость роста мышц-разгибателей превышает скорость роста мышц-сгибателей.

Гибкость достигает максимума к 13-15 годам. Функциональное созревание мышц завершается, и начинается быстрое развитие мышечной силы.

В возрасте 14-15 лет создаются благоприятные условия для использования специальных средств увеличения мышечной силы.

Индивидуальная мышечная сила в наибольшей степени возрастает между 14 и 17 годами; в 15 лет средняя мышечная сила в положении стоя составляет 90-100 кг. [1, с. 15].

Возраст 15-16 лет характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Быстро растут длинные кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост позвонков.

Подростковый позвоночник очень подвижен. Чрезмерный мышечный тонус может ускорить процесс окостенения и замедлить рост длины трубчатых костей.

В подростковом возрасте на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечнососудистой системы и продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно незавершенное формирование механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов.

Наиболее быстро в подростковом возрасте развивается дыхательная система. Дыхание детей среднего школьного возраста менее эффективно, чем у взрослых. За один цикл дыхания подростки потребляют 14 мл кислорода, в то время как взрослые - 20 мл.

Подростки в меньшей степени, чем взрослые, способны останавливать дыхание и работать в условиях кислородного голодания. Насыщение крови кислородом падает быстрее, чем у взрослых.

Как отмечает Е.А. Бондаревский, подростковый возраст является периодом непрерывного совершенствования двигательных качеств и представляет собой большую возможность в развитии двигательных качеств.

У детей 15-16 лет достаточно высокими темпами совершенствуются координационные способности (метание на точность и дальность, двигательные движения в спорте и играх), сила мышц, быстрота и мышечная сила, умеренными - скоростные способности и выносливость. Гибкость развивается низкими темпами [2, с. 53].

Возраст 15-16 лет является наиболее благоприятным периодом для развития силовых качеств человека. Наиболее высоки показатели силы крупных мышц, туловища, бедер, голеней и стоп. Относительные показатели в этот период улучшаются примерно на 200 % у мужчин и только на 150 % у женщин.

Исходя из материала, представленного в таблице 1., можно сформулировать основные задачи по развитию силовых качеств у подростков 15-16 лет.

В рамках базового физического воспитания необходимо обеспечить гармоничное развитие всех групп органов опорно-двигательного аппарата. Эта задача решается путем избирательного воздействия на мышечные упражнения. Здесь важны количество и содержание мышечных упражнений. Развитие различных групп мышц должно быть пропорциональным. Внешне это выражается в соответствующей форме телосложения и осанки. Внутренний эффект мышечных упражнений заключается в поддержании высокого уровня жизнеобеспечивающих функций организма и двигательной активности. Скелетные мышцы - это не только опорно-двигательные органы, но и своего рода периферическое сердце, активно помогающее кровообращению, особенно венозному. Особое внимание следует уделять наиболее важным группам мышц, таким как мышцы живота, туловища, нижней части спины, шеи, плечевого пояса, ног и рук.

Таблица 1. Нагрузки по типам мышечных качеств у юношей 15-16 лет.

Объем Число повторений Интенсивность Отдых

Силовые (подтягивания, отжимания, наклоны, приседания) Малый 2-3, 4-7, 8-12 Максимальная

Малый 4-7, 8-12 Субмаксимальная Полный, 2-5 минут

Скоростно-силовые Малый 8-15 Максимальная

Создать условия и возможности (базу) для дальнейшего развития мышечных качеств в рамках конкретного вида спорта или в рамках специализированной прикладной физической подготовки. Решение этой задачи учитывает спортивный талант, спортивную и выбранную профессию, а также удовлетворяет личный интерес к развитию мускулатуры.

В возрасте 15-16 лет происходит активное развитие органов подростка, что выражается в интенсивном росте и увеличении размеров тела, а также в развитии мышечной и дыхательной систем. В этот период у ребенка совершенствуются двигательные и мышечные способности, развиваются двигательные качества. Воспитание силы может осуществляться в процессе общей физической подготовки (укрепление и сохранение здоровья, повышение телосложения, развитие силы во всех группах мышц человека) и специальной физической подготовки (воспитание различных силовых качеств групп мышц, имеющих большое значение для выполнения основных соревновательных упражнений). Каждое из этих направлений имеет свою специфическую установку на развитие мышечной силы и задачи, решаемые на основе этой установки. Исходя из этого, подбираются определенные средства и методы развития мышечной силы.

Список литературы /References

1. Безруких Н.А. Возрастная физиология / Н.А. Безруких, В.Д. Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 1994. - 128 с.

2. Бондаревский Е.А. Физическая подготовка подростков / Е.А. Бондаревский. - Минск, 2006. - 172 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.