Научная статья на тему 'Особенности финансового механизма стоимостно-ориентированной финансовой политики предприятия'

Особенности финансового механизма стоимостно-ориентированной финансовой политики предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
284
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ / ФИНАНСОВЫЕ МЕТОДЫ / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коптева Елена Петровна

В статье описываются основные элементы финансового механизма стоимостно-ориентированной финансовой политики, в том числе финансовые методы, финансовые инструменты, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности финансового механизма стоимостно-ориентированной финансовой политики предприятия»

Особенности финансового механизма стоимостно-ориентированной финансовой политики предприятия

Features of the financial mechanism of the value-oriented financial policy of

the company

Коптева Елена Петровна кандидат экономических наук, доцент доцент кафедры финансов и кредита Ульяновского государственного университета

selena 1211@mail. ru

В статье описываются основные элементы финансового механизма стоимостно-ориентированной финансовой политики, в том числе финансовые методы, финансовые инструменты, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

The article describes the main elements of the financial mechanism of the value-oriented financial policy, including financial practices, financial instruments, legal, normative and informational support

Финансовый менеджмент, финансовый механизм, финансовые методы, финансовая политика предприятия.

Financial management, financial mechanism, financial practices, the financial policy of the enterprise.

Проведенные ранее автором исследования позволяют утверждать, что целесообразным является рассматривать финансовую политику предприятия как способ формирования и реализации его финансовой идеологии на основе применения совокупности приемов и методов финансового менеджмента, обеспечивающих функционирование системы управления финансами предприятия [1]. Таким образом, возникает необходимость формирования

данной совокупности приемов и методов, составляющих финансовый механизм предприятия.

Финансовый механизм стоимостно-ориентированной финансовой политики предприятия (СОФПП) позволяет функционировать системе управления стоимостью бизнеса, обеспечиваю возможности ее максимизации.

Традиционно, в финансовой литературе, считается, что основу финансового механизма предприятия составляю пять элементов [2, с.60]:

1) финансовые методы;

2) финансовые инструменты;

3) правовое обеспечение;

4) нормативное обеспечение;

5) информационное обеспечение.

Соглашаясь с описанной структурой финансового механизма предприятия, выделим особенности их содержания, возникающие при разработке и реализации СОФПП.

Финансовые методы представляют собой способ воздействия на финансовые отношения и финансовые ресурсы, с целью максимизации стоимости предприятия. Перечень финансовых методов, который можно встретить в современной экономической литературе, выглядит достаточно несистематизировано.

В результате проведенного исследования, было установлено, что финансовые методы, позволяющие реализовывать СОФПП, можно разделить на шесть взаимосвязанных групп:

• методы обработки информации;

• методы перераспределения ресурсов предприятия;

• методы привлечения ресурсов;

• методы реструктуризации;

• методы управления стоимостью;

• методы обеспечения финансовых обязательств и предупреждения рисков.

На рисунке 1 представлена классификация финансовых методов согласно выделенным группам.

Рисунок 1. Классификация разработки и реализации СОФПП

мых для

В

финан также

ре

ся

->

рынке. Их применение обеспечивает возможность привлечения дополнительного капитала, осуществление финансовых инвестиций, расчетов с контрагентами и т.д. Можно выделить первичные и вторичные (производные инструменты) [3,с.40].

К первичным финансовым инструментам относятся: дебиторская и кредиторская задолженность по текущим операциям, кредиты, облигации, акции, векселя. Вторичные, или производные финансовые инструменты включают в себя финансовые опционы, фьючерсы и форварды, процентные и валютные свопы.

Таким образом, в основе финансовых инструментов лежат финансовые активы и обязательства.

Финансовые активы могут быть в виде денежных средств, контрактного права на получение денежных средств или другого финансового актива от другой компании, контрактного права обмена на финансовый инструмент с другой компанией, инструмент капитального характера другой компании.

Финансовое обязательство представляет собой любое контрактное обязательство, в том числе:

• передать денежные средства или иной финансовый актив другой компании;

• обменяться финансовыми инструментами с другой компанией на потенциально неблагоприятных условиях (вынужденная продажа дебиторской задолженности).

Другое понимание финансовых инструментов предполагает их рассмотрение как способа его воздействия на объект управления с целью его изменения для достижения намеченных результатов. Данный подход предполагает, что финансовый инструмент - это некое «приспособление», обеспечивающее реализацию финансовых методов.

Используя второй подход к рассмотрению сущности финансовых инструментов, мы провели их типологизацию согласно финансовым методам, которые они «обслуживают», результаты которой представлены в таблице 1.

Таблица 1. Типологизация финансовых инструментов.

Группа финансовых методов Финансовые методы Финансовые инструменты

Методы обработки информации - финансовый анализ - финансовые коэффициенты; -абсолютные и относительные показатели;

- финансовый учет - формы отчетности; - регламенты учета;

- финансовое планирование - плановые показатели; - бюджетирование;

- финансовый контроль - контрольные значения показателей; - нормативные значения показателей

- формирование системы оценочных индикаторов - показатели деятельности предприятия

Методы перераспределения ресурсов - методы формирования имущественного комплекса - покупка имущества; -продажа имущества; - аренда, арендные ставки - лизинговые платежи, ставки по лизинговым кредитам -рентабельность использования имущества;

- амортизация - нормы амортизации

- ценообразование - виды цен

- налогообложение - виды налогов; - ставки налогов; - налоговый период;

- формы расчетов - порядок расчетов за наличные; - принципы организации безналичных платежей (платежными поручениями, платежными требованиями, аккредитивами, чеками, векселями)

- операции на финансовом рынке - виды ценных бумаг; - процентные ставки; - уровень доходности; - фондовые индексы;

Методы реструктуризации - слияние - поглощение -дробление - рыночная стоимость акций; - восстановительная стоимость имущества; - котировки акций на фондовой бирже;

- ликвидация -банкротство - ликвидационная стоимость имущества; - финансовые коэффициенты; - финансовые и инвестиционные планы

Методы привлечения ресурсов - кредитование - виды кредита; - формы кредита; - проценты (простые, сложные, аннуитет) по кредитам; -сроки кредитования;

- инвестирование - ставки дисконтирования; - уровень доходности; - денежные потоки; - чистые доходы

- аренда - арендные ставки; - срок аренды

- лизинг - срок лизинга; -ставки по лизинговому кредиту; - лизинговые платежи

- факторинг - ставки по факторинговому кредиту; - величина кредитуемой дебиторской задолженности; - комиссия по факторингу

- толлинг - цены на сырье и полуфабрикаты; - цены на готовую продукцию

- ценные бумаги - виды ценных бумаг (облигации, векселя); - способ начисления процентов по долговым ценным бумагам;

- финансирование - условия финансирования; -сроки финансирования

Методы управления стоимостью - оценка бизнеса - подходы к оценке бизнеса; - методы оценки бизнеса

- реструктуризация - - рыночная стоимость акций; - восстановительная стоимость имущества; - котировки акций на фондовой бирже; - ликвидационная стоимость имущества; - финансовые коэффициенты; - финансовые и инвестиционные планы;

- управление материальными и нематериальными активами - стоимость активов; - стоимость гудвилла

- управление денежными потоками - величина притоков; -величина оттоков; - величина денежных потоков; - ставки дисконтирования денежных потоков;

- формирование системы ключевых показателей - показатель стоимости бизнеса

Методы обеспечения финансовых обязательств и предупреждения рисков - страхование - страховые тарифы; -виды страхования;

- хеджирование - опционы; -фьючерсы; - форварды; - свопы;

- залог - залоговая стоимость; - характеристики закладываемого имущества; - сроки залога;

-резервирование - порядок резервирования; - величина резервных фондов;

- гарантийные обязательства - срок гарантии; - стоимость гарантии

Как видно из таблицы, реализация тех или иных методов требует

набора преимущественно уникальных инструментов.

Разработка и реализация СОФПП невозможны без соответствующего правового обеспечения. В его основе лежит действующее законодательство и нормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяющие финансовые отношения предприятий с бюджетной системой, банками, страховыми компаниями, поставщиками и потребителями.

Основу правового обеспечения составляют: Конституция Российской Федерации; Федеральные законы; Указы Президента Российской Федерации; Постановления Правительства Российской Федерации; Законы субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Нормативное обеспечение включает в себя межведомственные и внутриведомственные инструкции и положения, положения, утвержденные высшим органом управления предприятия, приказы и распоряжения руководства предприятия.

Большое значение для организации эффективной СОФПП имеет формирование информационного обеспечения, так как процесс управления стоимостью требует постоянного принятия решений, осуществлять выбор из множества альтернативных направлений, определять наиболее существенные факторы, влияющие на стоимость. В выборе наиболее обоснованного решения, наряду с квалификацией управленческих кадров, важную роль играет своевременная и точная информация.

«С развитием информационных систем и технологий информация играет все большую роль и приобретает большое значение в финансовом управлении. При плохой системе информации состояние управления зависит от неизвестных обстоятельств, искаженных данных, а также от субъективных интересов сотрудников, когда руководителю докалывают не то, что действительно нужно. Интересы сотрудников аппарата, идущие вразрез с интересами организации, уничтожили не одну организацию. Степень информированности руководства влияет на адекватность оценки баланса интересов сотрудников и организации»[3, с.15].

Для принятия обоснованных решений, связанных с разработкой и реализацией СОФПП необходим определённый массив информации, основу которого могут сформировать следующие данные:

• о принятых и обоснованных целях деятельности компании;

• о долгосрочной и краткосрочной стратегии, тактике руководства, принятой и реализуемой на данном этапе развития компании;

• о состоянии макросреды, об основных событиях в ней, касающихся деятельности компании;

• о состоянии и происходящих изменениях в микросреде;

• о состоянии компании на текущий момент и прогноз развития на период планирования;

• об основных предложениях по стратегическому партнерству и проведению хозяйственных операций.

Информационный массив, сформированный на основании указанных требований, позволяет образовать комплекс документов, в котором определяют:

• состав документов или комплектов документов, формирующих комплекс документов;

• содержание каждого документа, входящего в комплекты;

• номенклатуру данных, входящих в документ;

• периодичность формирования и представления документов.

Такой комплекс документов, ведущихся в компании для оценки ее

состояния или принятия решений, может включать комплекты периодичной, постоянной, текущей, оперативной и прогнозной информации. В оперативном анализе и управлении используют еженедельную, ежедневную информацию, а так же экспресс- информацию, получаемую в режиме реального времени через информационные сети, системы и технологии.

Режим реального времени предполагает передачу и получение информации непосредственно совершения отражаемого в ней события с точностью до долей секунд. Комплект периодичной информации компании содержит ежедневную, еженедельную и т.п. информацию, которая будет освещать основные события в компании: выполнение договоров, положение на рынке, доводить до руководства трудности и недостатки в работе компании, имеющие место, по мнению руководителей среднего звена, давать предложения по действиям компании на следующие периоды.

Формирование информационного массива, обслуживающего реализацию финансовой политики и управление финансами должно происходить во взаимосвязи с инженерными, бухгалтерскими, финансовыми, снабженческими и управленческими службами, так как необходимо сформировать условия для учета всех существенных внутренних и внешних факторов, влияющих на величину стоимости бизнеса.

Возможность разработки и реализации эффективной финансовой политики предприятия возникает только в том случае, если происходит осмысленное управление информационным обеспечением, которое предполагает:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• формирование внутреннего и внешнего информационного поля компании;

• выбор приемов и методов обработки информации;

• формирование системы индикаторов, позволяющих разрабатывать, принимать и реализовывать;

• создание коммуникативных связей, обеспечивающих передачу и прием информации;

• разработка критериев оценки качества информационного массива, обслуживающего реализацию финансовой политики;

• создание системы контроля, обеспечивающей необходимые масштаб и качество используемой информации.

Таким образом, управление информационным обеспечением финансовой политики предприятия представляет собой сложный и многогранный процесс, от эффективности организации которого напрямую зависит возможность реализации намеченных направлений управления стоимостью.

Подводя итоги, хотелось бы заметить, что реализация основных направлений стоимостно-ориентированной финансовой политики предприятия требует разработки регламентов, ориентированных, прежде всего, на описание необходимых механизмов, методов и инструментов достижения поставленных целей. В этой связи, описанные нами элементы данного механизма, позволят более четко формировать финансовую модель предприятия, обеспечивающую увеличение стоимости бизнеса.

Библиографический список

1. Коптева Е.П. Корпоративная финансовая политика как идеология финансового менеджмента (статья) - Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО.- № 2, 2011, с 16-18.

2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2002.- 528 с.: ил.

3. Чернов В.А. Финансовая политика организации: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. М.И. Баканова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -247 с.

4. Исаев Д.В. Корпоративное управление и стратегический менеджмент: информационный аспект [Текст]/ Д.В. Исаев; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - 219 [1] с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.