Научная статья на тему 'Информационное обеспечение стоимостно-ориентированной финансовой политики предприятия'

Информационное обеспечение стоимостно-ориентированной финансовой политики предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ИНФОРМАЦИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коптева Елена Петровна

В работе рассматриваются основы формирования внутреннего и внешнего информационного поля компании, обеспечивающего реализацию основных направлений стоимостно-ориентированной финансовой политики предприятия. Определены основные показатели, которые могут быть использованы для управления стоимостью компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение стоимостно-ориентированной финансовой политики предприятия»

Информационное обеспечение стоимостно-ориентированной финансовой политики предприятия

Information support of value-oriented financial policy of the company

Коптева Елена Петровна кандидат экономических наук, доцент доцент кафедры финансов и кредита Ульяновского государственного университета

selena1211@mail. т

В работе рассматриваются основы формирования внутреннего и внешнего информационного поля компании, обеспечивающего реализацию основных направлений стоимостно-ориентированной финансовой политики предприятия. Определены основные показатели, которые могут быть использованы для управления стоимостью компании.

In this work the bases of formation of internal and external information field of the company providing the implementation of value-oriented financial policy of the company. Identifies the key indicators, that can be used for company management.

Финансы предприятия, финансовая политика, финансовый менеджмент, информация, показатели.

Enterprise Finance, financial policy, financial management, information, indicators.

Управление информационным обеспечением финансовой политики предприятия представляет собой сложный и многогранный процесс, от эффективности организации которого напрямую зависит возможность реализации намеченных направлений управления стоимостью.

Проведенное автором исследование позволило определить, что основой информационного обеспечения СОФПП является формирование внутреннего и внешнего информационного поля компании [1].

Под информационным полем понимается структурированная информация, необходимая для обеспечения деятельности организации. Можно выделить внутреннее и внешнее информационное поле. Внутреннее информационное поле формируется в рамках организации на основе данных о ее работе и протекающих внутри процессах. Внешнее информационное поле касается рыночной среды, внешних условий, в которых работает организация, включая контрагентов, конкурентов, государство и его политику, товарные и финансовые рынки и их субъекты и структуры.

Внешнее информационное поле может быть сформировано за счет следующих источников: нормативно-правовое обеспечение финансового механизма; сведения государственных финансовых органов, в том числе положения, приказы, обзоры и др.; сообщения Федеральной службы по финансовым рынкам РФ; данные с фондовых бирж о торгах финансовыми инструментами; обзоры Минэкономразвития РФ о макроэкономической ситуации в стране, об условиях международной торговли; сведения финансового характера, предоставленные органами государственной статистики; договоры, заключенные с заказчиками (потребителями услуг); прикладные программные продукты, используемые для построения системы финансового управления в компании; средства массовой информации; информация, полученная из Интернета, и т.п.

Подробный перечень показателей можно найти в исследованиях отечественных ученых, например в работах Никулиной Н.Н.[2].

Несмотря на высокий уровень информатизации современного управленческого процесса можно выделить некоторые проблемы формирования внешнего информационного поля, которое позволяет формировать и реализовывать СОФПП:

1. Недостоверность информации. Часть информации в СМИ и Интернете представляется сомнительной, а в ряде случаев и ложной. В такой ситуации, при отсутствии более достоверных источников, необходимо либо учитывать такую информацию с поправкой на неточность, либо отказаться от нее. Часто проблема недостоверной информации сопряжена с проблемами квалификационного уровня работников компании.

2. Частичность информации. Данная проблема заключается в том, что из единого источника при отсутствии источника получения недостающей информации можно получить не всю информацию, а лишь ее часть.

3. Избыточность информации. Чаще всего, при принятии решений, возникает понимание того, что информация слишком подробна и требует больших усилий и (или) затрат на выделение из нее части, полезной для управления и отсечения бесполезной информации.

4. Несвоевременность предоставления информации. Формирование информации официальными органами статистики часто происходит с большим временным лагом, что затрудняет ее применение в текущей деятельности.

5. Противоречивость информации заключается в том, что одни источники противоречат другим, при этом нельзя однозначно определить достоверный источник.

6. Разнородность информации. Информация из разных источников поступает в различном виде (письменно, устно, в виде графиков, таблиц и т.п.). В этой связи возникает проблема организации унификации такой информации для дальнейшего хранения и

обработки по единой технологии, поэтому формирование и поддержание информационного поля является сложной задачей.

Показатели, формирующие внутреннее информационное поле также можно разделить на несколько групп. В таблице 1 представлены систематизированные группы показателей внутренних источников информации, используемых для формирования и реализации СОФПП.

Таблица 1. Группы показателей внутренних источников информации, используемых для формирования и реализации СОФПП.

Группы показателей Состав группы Примеры показателей

. Показатели, характеризующие общее финансово-хозяйственное положение предприятия Показатели, содержащиеся в документах: • Бухгалтерский баланс - сумма активов; - величина собственных и заемных средств; - остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов; - величина дебиторской и кредиторской задолженности и т.п.

Отчет о прибылях и убытках - сумма выручки от реализации за период; - величина себестоимости; - сумма чистой прибыли; - сумма нераспределенной прибыли

Отчет о движении денежных средств - сумма притоков и оттоков по видам деятельности

2. Показатели управленческого учета компании, в том числе характеризующие финансовые результаты • по основным сферам финансовой деятельности; • деятельности в региональном разрезе; • деятельности отдельных центров финансовой ответственности данные операционных и финансовых бюджетов

3. Нормативно- правовые показатели, связанные финансовым развитием организации как системы внутренние нормативы, регулирующие финансовое развитие организации - нормативы отдельных видов активов (например, запасов); - нормативы соотношения отдельных видов активов; - нормативы ликвидности; - нормативы соотношения элементов структуры капитала

плановые показатели финансового развития компании - плановые показатели выручки; - плановые показатели баланса; - плановая величина прибыли

4. Показатели, используемые для управления стоимостью бизнеса компании • результаты оценки стоимости бизнеса • результаты прогнозирования - виды стоимости - ставки дисконтирования

Формирование информационного поля СОФПП предполагает необходимость выделения информационных потоков, отражающих обмен информацией между экономическими субъектами. Можно выделить входящие и исходящие информационные потоки [3, с.40].

К входящим информационным потокам относятся: информация о внешней среде; учетная информация (данные финансового и управленческого учета); неколичественная информация о компании.

К исходящим информационным потокам относятся: публичная корпоративная отчетность (консолидированная финансовая отчетность и нефинансовая отчетность организации);корпоративные планы и бюджеты, которые впоследствии используются для текущего финансового и оперативного планирования.

информационных пототв^Рсобое мес потоков СОФПП за Неколичественная ин представлены в виде количественных

го среди входящих информационных

ия о компании. е не могут быть ним, например, относятся

такие характеристики, как качество выпускаемой продукции, степень

ключевых специалистов и т.п. подобные характеристики не могут быть выражены в описательном виде, и не подлежат «оцифровке», но при этом

они играют важную роль и наряду с количественной информацией обязательно должны приниматься во внимание при реализации СОФПП.

Среди исходящих информационных потоков особое место занимают потоки, обслуживающие внешних пользователей информации, перечень которых представлен в работе Никулиной Н.Н. [2, с.49].

Основу информационного обеспечения внешних пользователей составляет публичная корпоративная отчетность, то есть отчетность, подлежащая открытой публикации. Она включает консолидированную финансовую отчетность и нефинансовую.

Значительное место в формировании информационного обеспечения СОФПП занимает финансовый анализ, основной целью которого является определение достоверности и эффективности ее реализации.

Достижение поставленной цели возможно через решение следующих задач: оценка имущественного положения анализируемого предприятия; анализ ликвидности отдельных групп активов и предприятия в целом; изучение состава, структуры и стоимости источников формирования активов; оценка обеспеченности обязательств активами; выявление взаимосвязи отдельных групп активов и пассивов; анализ способности генерировать денежные средства; оценка сохранения и прироста капитала; оценка динамики изменения показателей стоимости.

Анализируя финансовое состояние предприятия, решая указанные задачи, необходимо придерживаться определенных целевых установок.

Так, при анализе активов необходимо: определять способы оценки отдельных статей; установить факты изменения учетной политики; выделить основные аналитические группы - оборотные и внеоборотные активы; оценить значимость отдельных статей в имуществе; сопоставить динамику изменения отдельных статей активов, а также их совокупности с изменением величины стоимости бизнеса, либо отдельных видов стоимости; сравнить динамику изменения оборотных активов и краткосрочных обязательств,

выявить ее влияние на стоимость бизнеса, рассчитанной методами затратного подхода.

При анализе обязательств необходимо: выделить аналитические группы (кратко- и долгосрочные, срочные и просроченные, обеспеченные и необеспеченные); оценить значимость кратко- и долгосрочных источников заемного финансирования для формирования активов; выяснить наличие условных обязательств, а также обязательств, вытекающих из правил деловой этики, определить необходимость их учета при расчёте стоимости бизнеса.

При анализе капитала важно: оценить структуру капитала, выделив ту его часть, которая сформирована на счет взносов (вкладов) собственников, и ту часть, которая создана за счет эффективности компании; проанализировать причины изменения капитала и выявить способность компании к его росту; оценить наличие резервного капитала как запаса финансовой прочности капитала.

При анализе показателей стоимости бизнеса существенным являются: выявление методов и способов расчета показателей стоимости бизнеса; динамика изменения показателей стоимости во времени; выявление факторов, определяющих расчетную величину стоимости.

Методика анализа финансового состояния, проводимого для целей СрФПП, может быть представлена в виде последовательных взаимосвязанных этапов: 1. Предварительная оценка включает оценку надежности информации, чтение информации и общую экономическую интерпретацию показателей бухгалтерского баланса. Особо важным на этом этапе является оценка риска, связанного с использованием имеющейся информации, формулировка выводов относительно основных показателей, характеризующих величину активов, структуры капитала, величину денежных потоков, выявление основных тенденций поведения показателей, определение направлений детализации анализа.

2. Экспресс-анализ текущего финансового состояния основывается на расчете финансовых коэффициентов и интерпретации полученных результатов. Главной целью аналитической работы на данном этапе - обратить внимание на принципиальные моменты, характеризующие финансовое состояние организации, и сформулировать основные проблемы и ключевые вопросы, которые необходимо выяснить в процессе дальнейшего анализа. При этом расчет финансовых коэффициентов - одни из наиболее известных и часто применяемых приемов анализа, позволяющий увидеть взаимосвязи между показателями и оценить тенденции из изменения.

В процессе анализа финансовые коэффициенты могут быть разбиты на определённые группы, объединенные по экономическому содержанию. Традиционные подходы к группировке коэффициентов представлены в работах Ефимовой О.В.[4], Васильевой Л.С.[5] и т.д.

Необходимо учитывать, что применение финансовых коэффициентов при разработке СОФПП требует понимания следующих проблем:

а) обеспечение надежности показателей финансовой отчетности. Очевидно, что от того, насколько надежна информация, нашедшая отражение в отчетности, напрямую зависят результаты проведенного анализа. Например, наличие в составе дебиторской задолженности, так называемых, сомнительных долгов при отсутствии информации об этом завышает величину оборотных активов, и как следствие, показатель стоимости бизнеса, рассчитанный, например, методом накопления активов;

б) сопоставимости показателей отчетности. Результаты расчета показателей и их интерпретация во многом зависят от выбранной учетной политики. По этой причине, при анализе показателей, в которых задействована величина активов, необходимо выяснить, какой метод оценки активов применяет организация, и имели ли место изменения учетной политики в анализируемые периоды.

в) взаимозависимости показателей отчетности. Полученные в процессе анализа показатели могут оказывать влияние друг на друга. Так,

например, завышенная рентабельность может привести к понижению уровня ликвидности предприятия.

3. Углубленный анализ с привлечением необходимой внутренней и внешней информации. Такой анализ проводится с целью определения характеристик причин возникновения проблем на основе детального исследования внешней и внутренней информации.

4. Прогнозный анализ основных финансовых показателей с учетом принимаемых решений и оценка на этой основе основных параметров, характеризующих деятельность предприятия, в том числе и стоимости бизнеса.

Эффективная реализация СОФПП вызывает необходимость знания и постоянного совершенствования структуры информационного поля и организации работы с ним. Руководство компании при решении каждой задачи должно оценивать потребность в информации для соответствующей задачи, на основании этого под новую задачу необходимо разрабатывать информационный массив. Однако, основу информационного поля должна составлять информация, используемая для формирования оценочных индикаторов, как для текущей, так и для стратегической деятельности компании.

Библиографический список

1. Коптева Е.П. Корпоративная финансовая политика как идеология финансового менеджмента (статья) - Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО.- № 2, 2011, с 16-18

2. Никулина Н.Н. Финансовый менеджмент организации. Теория и практика: учебн. пособие для студентов вузов/ Н.Н. Никулина, Д.В. Суходоев, Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 511 с.

3. Исаев Д.В. Корпоративное управление и стратегический менеджмент: информационный аспект [Текст]/ Д.В. Исаев; Гос. ун-т - Высшая

школа экономики. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - 219 [1] с.

4. Ефимова О.В. Финансовый анализ: современный инструмент для принятия экономических решений: учебник/ О.В. Ефимова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательство «Омега-Л», 2010. - 350 с.: ил., табл.

5. Васильева Л.С. Финансовый анализ: учебник/ Л.С. Васильева, М.В. Петровская. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2010 - 880 с.

6. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: учебник/ И.Я. Лукасевич.- 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Эксмо, 2010. -768 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.