Научная статья на тему 'Новые подходы к преподаванию дисциплины «Анализ финансовой отчетности»: требования времени'

Новые подходы к преподаванию дисциплины «Анализ финансовой отчетности»: требования времени Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
623
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ / АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / РАСШИРЕННЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ / TEACHING METHODOLOGY / FINANCIAL STATEMENTS ANALYSIS / AN EXPANDED APPROACH TO THE FINANCIAL STATEMENTS ANALYSIS / FORMATION OF COMPETENCIES / COMPANY'S INVESTMENT ATTRACTIVENESS ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимова Ольга Владимировна

Данная статья рассматривает проблемы методики преподавания дисциплины «Анализ финансовой отчетности» в магистратуре. Цель статьи рассмотрение актуальных вопросов разработки структуры дисциплины, ее насыщения и методического сопровождения. Меняющееся понимание целевой направленности формирования финансовой отчетности и ее анализа, требования заинтересованных сторон в раскрытии информации, необходимой для принятия финансовых и инвестиционных решений, делают насущным поиск новых подходов к преподаванию дисциплины «Анализ финансовой отчетности».В основе рассматриваемого подхода лежит тезис о том, что процесс анализа финансовых отчетов компаний должен осуществляться во взаимосвязи с полученными результатами анализа внешней среды, стратегии организации, а также ее учетной политики. Целесообразность такого расширенного подхода вытекает из необходимости понимания отраслевых особенностей анализируемой организации, стадии ее жизненного цикла, финансовой стратегии, ключевых факторов создания стоимости, связанных с этим рисков. Проведение анализа по предлагаемой методике позволяет студентам выполнить профессиональное исследование и подготовить самостоятельное аналитическое заключение. Опыт преподавания дисциплины позволяет сделать вывод о том, что такой подход дает возможность: сформировать у студентов важнейшие профессиональные компетенции, включая способность самостоятельно выявлять проблемы экономического характера при анализе финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций, предлагать способы их решения с учетом целей и задач развития организации и оценки связанных с этим рисков; самостоятельно находить и использовать источники экономической, социальной и управленческой информации для повышения обоснованности выводов и рекомендаций; выбирать инструментальные средства анализа в соответствии с поставленными задачами и доступной информацией, анализировать результаты расчетов, обосновывать полученные выводы и рекомендации для принятия эффективных управленческих решений.Предлагаемый в статье подход реализуется кафедрой «Экономический анализ» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации в процессе преподавания дисциплин магистерской программы «Финансовый анализ в коммерческих организациях».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW APPROACHES TO TEACHING THE SUBJECT «THE ANALYSIS OF THE FINANCIAL STATEMENTS»: THE REQUIREMENTS OF THE TIME

This article considers the issues of teaching «Financial Statements Analysis» discipline for Master students. The purpose of the article is connected with the consideration of actual issues of the course development as well as the development of its contents and methodology. Changing goals of financial reporting and its analysis as well as the stakeholder’s request about the disclosure of the information which is indispensable for making financial and investment decisions make it vitally important to look for new approaches to the teaching of this discipline.The proposed approach is based on the idea that the process of the company’s financial statements analysis should be carried out in connection with the results of the environment analysis, the organization’s strategy, as well as its accounting policy. The feasibility of this expanded approach stems from an expanded influence of industry characteristics, the stage of the company’s life cycle, its financial strategy, value creation drivers and associated risks on analysis results. The proposed approach allows students to carry out professional research and prepare an independent analytical conclusion.The authors’ experience in teaching makes it possible to conclude that such approach allows to form important professional competence of students, including the ability to independently identify the economic problems of a company’s economic activities and development their solutions according to the goals and objectives of the organization; to find and use the sources of economic, social and managerial information to improve the validity of the findings and recommendations; choose correctly the analysis tools in accordance with the strategy tasks and the information available and also to substantiate the findings and recommendations in order to make effective management decisions.The proposed approach is realized in the Economic Analysis department of the Financial University under the Government of the Russian Federation in the course of teaching disciplines of Master Program «Financial analysis of commercial organizations».

Текст научной работы на тему «Новые подходы к преподаванию дисциплины «Анализ финансовой отчетности»: требования времени»

УДК 372.8

Новые подходы к преподаванию дисциплины «Анализ финансовой отчетности»: требования времени

ЕФИМОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА,

доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономический анализ» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия E-mail: oefimova2002@mail. ru

АННОТАЦИЯ

Данная статья рассматривает проблемы методики преподавания дисциплины «Анализ финансовой отчетности» в магистратуре. Цель статьи - рассмотрение актуальных вопросов разработки структуры дисциплины, ее насыщения и методического сопровождения. Меняющееся понимание целевой направленности формирования финансовой отчетности и ее анализа, требования заинтересованных сторон в раскрытии информации, необходимой для принятия финансовых и инвестиционных решений, делают насущным поиск новых подходов к преподаванию дисциплины «Анализ финансовой отчетности». В основе рассматриваемого подхода лежит тезис о том, что процесс анализа финансовых отчетов компаний должен осуществляться во взаимосвязи с полученными результатами анализа внешней среды, стратегии организации, а также ее учетной политики. Целесообразность такого расширенного подхода вытекает из необходимости понимания отраслевых особенностей анализируемой организации, стадии ее жизненного цикла, финансовой стратегии, ключевых факторов создания стоимости, связанных с этим рисков. Проведение анализа по предлагаемой методике позволяет студентам выполнить профессиональное исследование и подготовить самостоятельное аналитическое заключение. Опыт преподавания дисциплины позволяет сделать вывод о том, что такой подход дает возможность: сформировать у студентов важнейшие профессиональные компетенции, включая способность самостоятельно выявлять проблемы экономического характера при анализе финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций, предлагать способы их решения с учетом целей и задач развития организации и оценки связанных с этим рисков; самостоятельно находить и использовать источники экономической, социальной и управленческой информации для повышения обоснованности выводов и рекомендаций; выбирать инструментальные средства анализа в соответствии с поставленными задачами и доступной информацией, анализировать результаты расчетов, обосновывать полученные выводы и рекомендации для принятия эффективных управленческих решений.

Предлагаемый в статье подход реализуется кафедрой «Экономический анализ» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации в процессе преподавания дисциплин магистерской программы «Финансовый анализ в коммерческих организациях».

Ключевые слова: методика преподавания дисциплины, анализ финансовой отчетности, расширенный подход к анализу финансовой отчетности, формирование компетенций, оценка инвестиционной привлекательности организации.

New Approaches to Teaching the Subject «The Analysis of the Financial Statements»: the Requirements of the Time

OLGA V. EFIMOVA,

Doctor of Economics, Professor of the Department of Economic Analysis, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: oefimova2002@mail. ru

ABSTRACT

This article considers the issues of teaching «Financial Statements Analysis» discipline for Master students. The purpose of the article is connected with the consideration of actual issues of the course development as well as the development of its contents and methodology. Changing goals of financial reporting and its analysis as well as the stakeholder's request about the disclosure of the information which is indispensable for making financial and investment decisions make it vitally important to look for new approaches to the teaching of this discipline. The proposed approach is based on the idea that the process of the company's financial statements analysis should be carried out in connection with the results of the environment analysis, the organization's strategy, as well as its accounting policy. The feasibility of this expanded approach stems from an expanded influence of industry characteristics, the stage of the company's life cycle, its financial strategy, value creation drivers and associated risks on analysis results. The proposed approach allows students to carry out professional research and prepare an independent analytical conclusion.

The authors' experience in teaching makes it possible to conclude that such approach allows to form important professional competence of students, including the ability to independently identify the economic problems of a company's economic activities and development their solutions according to the goals and objectives of the organization; to find and use the sources of economic, social and managerial information to improve the validity of the findings and recommendations; choose correctly the analysis tools in accordance with the strategy tasks and the information available and also to substantiate the findings and recommendations in order to make effective management decisions.

The proposed approach is realized in the Economic Analysis department of the Financial University under the Government of the Russian Federation in the course of teaching disciplines of Master Program «Financial analysis of commercial organizations».

Keywords: teaching methodology, financial statements analysis, an expanded approach to the financial statements analysis, the formation of competencies, company's investment attractiveness assessment.

В настоящее время меняется понимание целевой направленности формирования финансовой отчетности. Это вытекает из требований прогнозного характера принимаемых финансовых и инвестиционных решений, которые в свою очередь основаны на оценке рисков внешней среды и анализе бизнес-стратегии экономических субъектов. Соответственно этому должна измениться и методика преподавания дисциплины «Анализ финансовой отчетности». Кафедрой «Экономический анализ» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации реализуется расширен-

ный подход к анализу финансовой отчетности, в частности в процессе преподавания дисциплин магистерской программы «Финансовый анализ в коммерческих организациях».

В основе данного подхода лежит тезис о том, что процесс анализа финансовых отчетов компаний должен осуществляться во взаимосвязи с полученными результатами оценки внешней среды, собственно стратегии организации и важнейших задач ее развития, а также пониманием ее учетной политики, которая в свою очередь определяется финансовой стратегией. Целесообразность такого расширенного подхода вытекает из

необходимости принятия во внимание отраслевых особенностей анализируемой организации, стадии ее жизненного цикла, финансовой стратегии, ключевых факторов создания стоимости. В отсутствие этого традиционные приемы анализа финансовой отчетности: горизонтальный, вертикальный, коэффициентный и другие, превращаются в технически выполняемые действия, а составленное на этой основе заключение принимает форму констатации результатов расчетов показателей и их динамики.

Студентам предлагается проводить комплексный анализ финансовой отчетности в несколько этапов, как это показано на рис. 1. На начальном этапе по предложенным методическим рекомендациям осуществляется стратегический анализ отрасли (вида экономической деятельности), дается оценка перспектив ее развития, характеристика места анализируемой организации в отрасли и ее возможностей в формировании конкурентных преимуществ [1, 2]. Понимание отраслевых особенностей и связанных с ними рисков является необходимым условием получения объективной оценки перспектив развития и финансовой устойчивости компании. Результатом проведения такого анализа становится аналитический обзор, в котором находят отражение такие вопросы, как:

• прогноз спроса на продукцию отрасли и чувствительность финансовых результатов к изменениям спроса; степень монополизации отрасли;

• стадия жизненного цикла отрасли;

• зависимость отрасли от общего состояния экономики и процентных ставок, изменения валютных курсов;

• экономическое состояние поставщиков и потребителей продукции отрасли;

• степень влияния на положение отрасли государственного регулирования: налогового, таможенного, валютного, экологического.

В процессе стратегического анализа организации студентам предлагается оценить ее положение в отрасли, приоритетные направления деятельности и основные бизнес-сегменты, перспективы развития, ключевые показатели эффективности (финансовые и нефинановые), основные факторы риска. Наряду с финансовыми аспектами стратегии, не меньшее значение для оценки долгосрочной устойчивости компании имеет анализ информации относительно приоритетов компании в проводимой ею социальной, природоохранной политике. Данную внеучетную информацию ряд компаний раскрывает добровольно. Для компаний, являющихся эмитентами ценных бумаг, раскрытие такой информации является обязательным. Полученная информация используется при подготовке аналитического заключения.

В ходе такого анализа формируются результаты, позволяющие подготовить заключение о возможностях для организации и рисках, связанных с внешней средой.

Анализ финансовой отчетности

Рис. 1. Процедуры анализа финансовой отчетности

Сильные и слабые стороны компании становятся очевидными при сравнении с аналогичными показателями основных конкурентов. Поэтому в разрезе наиболее важных конкурентов проводится сравнительный анализ по таким направлениям, как: объем продаж и занимаемые сегменты рынка; виды продукции и ассортимент; целевые группы покупателей; характер конкуренции; сбытовая политика; соотношение «цена-качество»; наличие торговых марок и др. Все это позволяет студентам выявить и отразить в заключении конкурентные преимущества анализируемой компании.

Следующим необходимым этапом является анализ учетной политики и выявление фактов ее изменения по сравнению с предыдущими периодами, проводимый непосредственно на основании данных финансовой отчетности компании. Такой анализ позволяет студентам сформировать представление о методах учета, используемых в компании, дать оценку надежности информации, которая впоследствии будет анализироваться.

Данный этап очень важен, поскольку от надежности информации, нашедшей отражение в финансовой отчетности, напрямую зависят результаты ее анализа. Следовательно, обоснованность принимаемых решений будет в немалой степени определяться достоверностью информации бухгалтерской отчетности, включая всю пояснительную информацию.

Надежность информации, используемой в процессе анализа бухгалтерской отчетности, напрямую зависит от полноты раскрытия всех существенных данных, характеризующих финансовое состояние организации и ее финансовые результаты1. Это в свою очередь определяется полнотой раскрытия информации об активах, обязательствах, капитале, доходах и расходах.

Еще одна необходимая процедура, позволяющая составить представление о надежности информации для анализа, — оценка соответствия показателей внутри одной отчетной формы, а также взаимосвязи показателей различных форм отчетности. Так, весьма полезно до начала расчета финансовых коэффициентов

1 Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)»: приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н (в ред. от 08.11.2010).

убедиться в том, что величина финансового результата соответствует данным бухгалтерского баланса и отчета об изменении капитала, изменение денежных средств в балансе согласуется с показателями отчета о движении денежных средств и т.д. Для этого студентам предлагается таблица взаимосвязи показателей, позволяющая провести предварительную оценку сбалансированности финансовых отчетов. Данная подготовительная работа сама по себе является полезной, поскольку она позволяет студентам на практическом примере понять логику взаимосвязи показателей финансовой отчетности.

Отдельную проблему, которую предстоит решить студентам на данном этапе, представляет оценка сопоставимости анализируемых показателей за ряд периодов. Изменение условий хозяйствования, учетной политики, сделки слияний и поглощений без учета и предварительной корректировки информации делают ее несопоставимой, что существенно снижает, а зачастую и делает невозможным корректное интерпретирование результатов расчетов финансовых показателей. В этой связи студентам предлагается работа с поясняющей информацией к отчетности с целью выявления подобных фактов.

Для того чтобы собрать необходимую для анализа информацию, студентам следует ответить на следующие вопросы:

• насколько стабильной оставалась учетная политика в течение анализируемых периодов, и были ли факты ее изменения. Если да, то как это было учтено (раскрыто) в отчетности?

• является ли отчетность консолидированной, т.е. характеризует группу компаний, или индивидуальной?

• какова отраслевая принадлежность анализируемой компании, и как отраслевая специфика отразилась на строении баланса?

• имели ли место существенные факты, например покупка или продажа бизнеса, выпуск или выкуп акций, и как они отразились на финансовых показателях компании?

• за какой период составляется отчетность?

• кем проаудирована отчетность, и каково аудиторское заключение?

Представляется целесообразным предварить процедуру ознакомления с основными

отчетными формами и их «чтение» определенными установками, которые позволили бы студентам понять логику данного процесса и расставить приоритеты [3].

Так, при анализе информации, характеризующей стоимость и состав активов, необходимо обращать внимание студентов на:

• способы оценки отдельных статей;

• методы начисления амортизации (для амортизируемых статей);

• факты изменения учетной политики;

• основные аналитические группы — оборотные и внеоборотные;

• значимость отдельных статей в активе и динамику их стоимости;

• соотношение изменений отдельных статей активов, а также их совокупности с изменением величины выручки.

При анализе обязательств необходимо:

• выделить аналитические группы (кратко- и долгосрочные, срочные и просроченные, обеспеченные и необеспеченные);

• оценить значимость кратко- и долгосрочных источников заемного финансирования для формирования активов;

• выяснить сроки погашения займов (кредитов), а также условия начисления и выплаты процентов;

• выяснить наличие оценочных обязательств, правила их формирования и использования.

При анализе капитала важно:

• определить величину и динамику чистых активов организации;

• оценить структуру капитала, выделив ту его часть, которая сформирована за счет взносов (вкладов) собственников, и часть, которая создана за счет эффективности деятельности (чистой прибыли) организации;

• проанализировать причины изменения капитала и выявить способность компании к его сохранению и наращению.

При анализе доходов следует:

• оценить величину и динамику выручки и иных доходов организации;

• обратить внимание на раскрытие выручки в разрезе отдельных направлений деятельности и (или) сегментов бизнеса;

• при их существенности выяснить характер прочих доходов;

• соотнести динамику выручки и основных показателей финансовых результатов.

При анализе расходов рекомендуется:

• обратить внимание на их величину и динамику;

• соотнести динамику выручки и основных показателей расходов организации;

• при их существенности выяснить характер прочих расходов.

При анализе денежных потоков следует обратить внимание на:

• сальдо денежных потоков от текущих, инвестиционных и финансовых операций и оценить их соотношение;

• влияние изменения курса валют;

• принятую учетную политику для отделения денежных эквивалентов от других финансовых вложений;

• имеющиеся возможности привлечь дополнительные денежные средства;

• имеющиеся существенные суммы денежных средств (или их эквивалентов), которые по состоянию на отчетную дату недоступны для использования организацией.

Как результат выполнение всех этих процедур позволит студентам глубже понять взаимосвязи показателей финансовой отчетности, оценить влияние на нее внешних и внутренних факторов (среда, стратегия, учетная политика и др.). Все это дает возможность увидеть процесс формирования и интерпретирования отчетности комплексно, как это показано на рис. 2.

Только после этого студенты переходят собственно к расчету финансовых коэффициентов [4]. Результаты их интерпретации увязываются с результатами проведенного стратегического анализа [3, 5]. Понимание стратегии анализируемой компании позволяет расставить приоритеты отдельных блоков анализа (платежеспособность, эффективность, устойчивость).

Необходимо обратить внимание студентов на то, что успешность анализа финансовых коэффициентов во многом определяется не столько владением техникой расчетов, сколько способностью понимать используемую информацию и умением интерпретировать полученные результаты. В противном случае использование данного инструмента носит скорее

Рис. 2. Системный подход к анализу финансовой отчетности

арифметический, нежели экономический характер [6].

Используя результаты расчетов финансовых коэффициентов, студент должен соотнести полученное значение показателя и его динамику с определенной экономической причиной (причинами). В частности, причиной роста дебиторской задолженности и снижения ее «качества» может быть стратегия роста, которая диктует выбор лояльной кредитной политики. Это позволяет расширить горизонты представления о финансовом состоянии анализируемой организации и ее финансовой устойчивости.

При анализе публичных компаний важно дать оценку эффективности их деятельности на рынке ценных бумаг. Студентам рекомендуется выявить и обосновать причины изменений показателя прибыли на одну акцию (EPS-Earnings per share), сравнить величину разводненной и базовой прибыли на акцию и объяснить полученные результаты [3, 6].

В процессе анализа дается оценка дивидендной политике компании и доходности ее акций. Для этого на основе данных сайтов анализируемых компаний и Открытого акционерного общества «Московская биржа» рассчитываются и оцениваются такие показатели, как дивиденд на акцию, коэффициент покрытия дивидендов, дивидендная доходность, совокупный акционерный доход. В ходе анализа делается вывод об инвестиционной привлекательности компании-эмитента для различного рода инвесторов.

Важным этапом, предваряющим комплексную оценку сильных и слабых сторон организации, а также существующих возможностей и угроз со стороны внешней среды, является анализ рисков. Для этого студентам предлагается дать оценку ключевым финансовым рискам2: кредитному, ликвидности, рыночному, оценить

2 О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности: информация Минфина России № ПЗ-9/2012.

последствия их влияния, а также собрать информацию о том, какие подходы к управлению рисками используются в компании.

Для каждого вида риска целесообразно выделить следующие аспекты:

• подверженность компании рискам и причины их возникновения;

• профиль риска — совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также мерах по минимизации риска;

• изменения по сравнению с прошлым периодом.

Помимо основных финансовых рисков при наличии соответствующей информации целесообразно отразить в отчете подверженность компании иным существенным рискам: стратегическому (риск утраты репутации, изменения потребительских предпочтений и др.), операционным (риски неэффективного использования или утраты ключевых ресурсов), информационным (риски информационных технологий, системы бюджетирования, бухгалтерского учета и отчетности и др.).

Полученные результаты используются для прогнозного анализа основных показателей и финансового моделирования. Задача студента на данном этапе — выяснить, как прошлые события и сложившиеся тенденции, а также вновь принимаемые решения могут повлиять на способность организации поддерживать финансовую устойчивость и создавать добавленную экономическую стоимость.

Представляется целесообразным остановиться на проблемных моментах и установках, на которые следует обратить внимание в процессе преподавания дисциплины «Анализ финансовой отчетности».

Важную проблему при чтении курса представляет понятийный аппарат. Как известно, существующие методики анализа финансовой отчетности оперируют различными терминами, отражающими по сути один и тот же показатель, или наоборот, одним термином называют разные показатели. Примеров таких несоответствий можно приводить достаточно много. Это и часто используемые термины «чистый оборотный капитал», «чистый рабочий капитал», «чистые оборотные активы» и разного рода показатели рентабельности (деятельности,

экономическая рентабельность) и др. Все это делает необходимым разработку глоссария, который учитывает требования нормативных документов (как, например, в отношении показателей «чистые активы»3, «базовая» и «разводненная» прибыль на акцию)4 или лучшей практики. Представляется целесообразным использование данного глоссария в процессе изучения дисциплины (с комментариями возможности использования иных терминов и подходов к исчислению показателей).

Отдельно следует выделить проблему, с которой сталкивается начинающий аналитик, пытающийся оценить результаты полученных расчетов показателей с помощью их сравнения с «нормативами». К сожалению, при подготовке своих заключений студенты часто используют так называемые «нормативные» значения коэффициентов (ликвидности, финансового рычага и др.). Во избежание столь непрофессионального подхода, не учитывающего, прежде всего, отраслевые особенности анализируемой компании, а также условия ее функционирования, определяемые стадией жизненного цикла, спецификой выбранной стратегии и другими важными факторами, представляется необходимым на практических примерах компаний различных отраслей давать соответствующие разъяснения.

Данная проблема поиска критериев оценки полученных в результате расчета значений финансовых коэффициентов тесно связана с другим аспектом анализа — оценкой конкурентных преимуществ анализируемой компании, ее сильных и слабых сторон. Необходимость сравнительного анализа, или бенчмаркинга, анализируемой компании и других компаний отрасли, прежде всего конкурентов, предполагает поиск и интерпретацию сопоставимой информации.

Наряду с источниками, находящимися в свободном доступе (сайты компаний, аналитические обзоры), целесообразно приучать студентов к работе со специальными базами данных. Среди таких источников можно выделить

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов организации: приказ Минфина России от 28.08.2014 № 84н.

4 Об утверждении Методических рекомендаций по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию: приказ Минфина России от 21.03.2000 № 29н.

аналитическую базу данных «СПАРК», которая, в частности, содержит финансовую отчетность компаний, отраслевые данные, информацию о выпусках ценных бумаг, базы данных по банкротствам и другую информацию, которая может быть использована для целей сравнительного анализа компании. При необходимости сравнительного анализа российской компании и ее зарубежных аналогов могут быть использованы данные крупнейших информационных систем Reuters и Bloomberg. Разумеется, принимая во внимание платный характер работы с данными системами, задача их использования может быть поставлена перед студентами вузов, в которых они установлены.

Таким образом, методика преподавания дисциплины предполагает формирование у студентов компетенций самостоятельной работы с информационной базой, с широким привлечением информации нефинансового характера, что выходит за рамки традиционного анализа финансовой отчетности. Так, оценка финансовой устойчивости компании рассматривается во взаимосвязи с анализом рисков среды, в которой функционирует компания, а также анализом стратегии компании и связанных с ней рисков. Не менее важно изучение учетной информации в виде пояснений и раскрытий к отчетности.

Проведение анализа по рассмотренной методике позволяет студентам выполнить профессиональное исследование и подготовить самостоятельное аналитическое заключение. Опыт преподавания дисциплины также позволяет сделать вывод о том, что такой подход дает возможность сформировать у студентов важнейшие профессиональные компетенции, включая способность:

• выявлять проблемы экономического характера при анализе финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций, предлагать способы их решения с учетом целей и задач развития организации и оценки связанных с этим рисков;

• самостоятельно находить и использовать источники экономической, социальной и управленческой информации для повышения обоснованности выводов и рекомендаций;

• анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и внешнюю информацию во взаимосвязи;

• обоснованно выбирать инструментальные средства и методики анализа в соответствии с поставленными задачами и доступной информацией, анализировать результаты расчетов, обосновывать полученные выводы для принятия эффективных управленческих решений.

Литература

1. BarkerR. Determining Value: Valuation Models and Financial Statements. Pearson Education, 2001.

2. LeeK. Accounting for Investment Analysts: An International Perspective. BG Training, 2008.

3. Ефимова О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений. 5-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2014.

4. Бердников В.В., Бородина Е.И., Ефимова О.В., Мельник М.В. Анализ финансовой отчетности. М.: Омега-Л, 2013.

5. Higgins R. C. Analysis for Financial Management. McGraw-Hill Education, 2007.

6. Elliot B. & Elliot J. Financial Accounting and Reporting (15th ed). Prentice Hall, 2012.

References

1. BarkerR. Determining Value: Valuation Models and Financial Statements, Pearson Education, 2001.

2. Lee K. Accounting for Investment Analysts: An International Perspective, BG Training, 2008.

3. Efimova O. V. Finansovyi analiz: sovremennyi instrumentarii dlia priniatiia ekonomicheskikh reshenii. 5-e izd., ster. [Financial analysis: modern tools for economic decision-making, 5th edition, stereotypical]. Moscow, Omega-L — Omega-L, 2014 (in Russ.).

4. Berdnikov V. V., Borodina E.I., Efimova O. V., Mel'nik M. V. Analiz finansovoi otchetnosti [Analysis of financial statements]. Moscow, Omega-L — Omega-L, 2013 (in Russ.).

5. Higgins R. C. Analysis for Financial Management. McGraw-Hill Education, 2007.

6. Elliot B. & Elliot J. Financial Accounting and Reporting (15th ed), Prentice Hall, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.