Научная статья на тему 'Особенности финансово-экономической деятельности автономных учреждений культуры'

Особенности финансово-экономической деятельности автономных учреждений культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
669
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / ECONOMIC AND MANAGEMENT IN THE SPHERE OF CULTURAL / АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / THE AUTONOMOUS INSTITUTIONS OF CULTURE / ПЕРЕХОД / TRANSITION / BUDGETARY ORGANIZATIONS / СМЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / THE ESTIMATED FUNDING / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / BUDGETING / БЮДЖЕТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Савинов Владимир Леонидович

Автором описываются основные особенности автономных учреждений культуры, выделяемые на фоне бюджетных учреждений. Автор прогнозирует возможные проблемы на пути создания автономного учреждения и предлагает способы их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author describes the main features of autonomous cultural institutions devoted to the background of budgetary institutions. The author predicts the possible challenges to the creation of autonomous institutions, and proposes ways to address them

Текст научной работы на тему «Особенности финансово-экономической деятельности автономных учреждений культуры»

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ март-апрель 2 (34) 2010 г.

3

Экономика и управление в сфере культуры

Исследования молодых ученых

В. Л. Савинов

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

Автором описываются основные особенности автономных учреждений культуры, выделяемые на фоне бюджетных учреждений. Автор прогнозирует возможные проблемы на пути создания автономного учреждения и предлагает способы их решения. Ключевые слова: экономика и управление в сфере культуры, автономные учреждения культуры, переход, бюджетные организации, сметное финансирование, бюджетирование.

The author describes the main features of autonomous cultural institutions devoted to the background of budgetary institutions. The author predicts the possible challenges to the creation of autonomous institutions, and proposes ways to address them. Keywords: economic and management in the sphere of cultural, the autonomous institutions of culture, transition, budgetary organizations, the estimated funding, budgeting.

Переход на инновационный путь развития, освоение принципиально новых — конкурентоспособных — технологий и продуктов, инновационное обновление критически устаревших производственных фондов — все это крайне необходимо многим отечественным предприятиям, в том числе и учреждениям культуры. В сфере культуры и искусств Федеральный закон № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях культуры» призван способствовать переходу этой сферы на инновационный путь развития.

Основные особенности автономных учреждений культуры выделяются на фоне бюджетных учреждений культуры:

— учредитель автономного учреждения (орган исполнительной власти или орган местного самоуправления) в обязательном порядке устанавливает для учреждения задание на оказание услуг;

— бюджетное финансирование автономного учреждения осуществляется не по схеме доходов и расходов, а в виде общей суммы бюджетных ассигнований на выполнение задания, не разделяемых по статьям расходов;

— автономное учреждение самостоятельно распоряжается всеми доходами, получаемыми от оказания платных услуг или от выполнения дополнительных заказов вне рамок выполнения задания учредителя;

— учредитель не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения, возникшим перед третьими лицами;

— автономное учреждение самостоятельно распоряжается закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Экономика и управление в сфере культуры

— автономное учреждение имеет право брать банковские кредиты для осуществления той или иной деятельности;

— автономное учреждение ежегодно должно публиковать в СМИ отчеты о своей деятельности;

— автономное учреждение культуры имеет определенные преимущества по сравнению с бюджетным учреждением, потому что в случае автономного учреждения наблюдаются усиление ответственности и заинтересованности исполнителей за предоставление государственных услуг, сокращение экономических рисков, связанных со злоупотреблениями, административными ошибками и неэкономным расходованием средств.

Очень большой процент трат приходится на нецелевое расходование бюджета или перерасход выделяемых средств. Перевод учреждения культуры в статус автономного может снизить этот показатель. Автономное учреждение может быть изначально создано или образовано из бюджетного путем изменения существующего типа государственного или муниципального бюджетного учреждения. В этом случае решение принимается учредителем учреждения только по инициативе или с согласия самого учреждения. Нужно понимать, что при этом не допускается изъятие или уменьшение имущества (в том числе денежных средств), закрепленного за государственным или муниципальным бюджетным учреждением.

Однако существуют и негативные стороны автономных учреждений культуры. Так, в январе 2008 года стало известно о продаже в Нижнем Новгороде ДК имени Я. М. Свердлова, единственного подобного учреждения в городе. Ничто не предвещало скандала. Вначале сообщалось про митинг недовольных пенсионеров, а позже стало известно, что все иначе.

Родители детей, учащихся в кружках, вышли на митинг, опасаясь, что ДК, выкупленный фирмами с обременением (то есть обязательством сохранить детские секции), впоследствии может быть продан другой фирме уже без обязательства сохранить кружки. Дом культуры имени Я. М. Свердлова, или Центр культуры и творчества, как он назывался до недавнего времени, является одним из немногих активно действующих культурных учреждений Нижнего Новгорода. Именно на его базе существуют такие муниципальные коллективы, как Камерный оркестр «София» и Театр песни Владимира Степанова, Центр танцевальной культуры Татьяны и Юрия Сиверсов и известный сотням нижегородцев клуб любителей кошек. Сегодня в стенах дома культуры действуют 65 кружков, которые посещают более тысячи нижегородцев. Большая часть из них — дети и подростки.

Губернатор Нижегородской области В. Шанцев встретился с новым и старым собственниками ДК. В ходе встречи нынешний собственник дал гарантии, что кружки и секции в ДК останутся.

Более того, администрация Нижнего Новгорода готова выкупить ДК им. Я. М. Свердлова у нового собственника, если в мэрию поступят соответствующие предложения. Муниципалитет готов выкупить ДК, чтобы сохранить существующие в нем в настоящее время детские секции и кружки.

Впервые о продаже ДК им. Я. М. Свердлова заявил глава Нижнего Новгорода. По его словам, ДК был продан в ноябре 2007 года. При этом глава города отметил, что городская администрация не была проинформирована о продаже ДК, который ранее находился на балансе города.

Собственник ДК мотивировал решение о продаже, в частности, отсутствием у организации средств для строительства нового собственного офиса, а также тем, что у профсоюзов нет возможности содержать ДК: платить зарплату коллективу, оплачивать коммунальные услуги, текущий и капитальный ремонт помещений.

¡ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ март-апрель 2 (34) 2010 г.

В результате ДК вернули государству, виновных нашли и наказали.

Сколько еще подобных «продаж» в России? Многое зависит и от чиновников, одобряющих такие сделки. Считать, что закон провальный не стоит. Внесено много поправок и оговорок, с первого проекта закона, и теперь — это современный, самостоятельный закон.

Новая организационно-правовая форма, в первую очередь, должна способствовать улучшению условий работы тех учреждений, которые могут заработать самостоятельно. Придание учреждению статуса автономного может быть выгодно, если существует конкуренция между поставщиками социальных услуг.

В настоящий момент, после выхода постановления Правительства РФ от 18 марта 2008 года № 182 «Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания»», опасений по поводу сокращения бюджетного финансирования нет. Федеральному автономному учреждению, созданному путем изменения типа существующего федерального государственного учреждения, предоставляется субсидия за счет средств федерального бюджета в течение трех лет с даты создания. Цель — выравнивание финансового обеспечения выполнения задания, сформированного учредителем в отношении этого федерального автономного учреждения.

Размер субсидии определяется как разность между суммой бюджетных ассигнований, предоставленных федеральному бюджетному учреждению на текущий год и плановый период, и суммой субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание федеральным автономным учреждением услуг физическим и юридическим лицам, на содержание соответствующего недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.