Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ'

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / РАСХОДЫ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведев Александр Владимирович, Мельник Александр Андреевич, Беляков Андрей Михайлович

В статье рассматриваются источники финансового обеспечения расходов медицинских организаций. Уточняется, за счет каких средств и каким способом формируются различные бюджеты на здравоохранение. Отражен действующий порядок планирования денежных средств на выполнение государственного задания в Министерстве обороны Российской Федерации и существующие проблемы. Рассмотрен порядок получения денежных средств медицинскими учреждениями. В процессе развития Вооруженных Сил нарастает необходимость изучения и возможного пересмотра подходов в области текущей системы планирования, исполнения и управления бюджетными средствами в сфере здравоохранения. Намечены дальнейшие перспективные цели исследования системы планирования и распределения денежных средств в Министерстве обороны Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF FINANCING GOVERNMENT SPENDING ON HEALTH CARE IN THE SYSTEM OF SOCIAL PROTECTION OF SERVICEMEN

The article discusses the sources of financial support for the costs of medical organizations. Clarifies, at the expense of what funds and in what way various budgets for health care are formed. The current procedure for planning funds for the fulfillment of a state assignment in the Ministry of Defense of the Russian Federation and existing problems are reflected. The procedure for receiving funds by medical institutions has been considered. In the process of development of the Armed Forces, the need to study and possible revision of approaches to the current system of planning, execution and management of budgetary funds in the health sector is growing. Further promising goals of the study of the system of planning and distribution of funds in the Ministry of Defense of the Russian Federation are outlined.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

DOI 10.47576/2712-7559 2021 3 2 60

УДК 346.3

Медведев Александр Владимирович,

кандидат экономических наук, доцент, докторант, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, Россия, г. Москва, e-mail: medvedev_av79@mail.ru

адъюнкт, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, Россия, г. Москва, e-mail: and3261@yandex.ru

В статье рассматриваются источники финансового обеспечения расходов медицинских организаций. Уточняется, за счет каких средств и каким способом формируются различные бюджеты на здравоохранение. Отражен действующий порядок планирования денежных средств на выполнение государственного задания в Министерстве обороны Российской Федерации и существующие проблемы. Рассмотрен порядок получения денежных средств медицинскими учреждениями. В процессе развития Вооруженных Сил нарастает необходимость изучения и возможного пересмотра подходов в области текущей системы планирования, исполнения и управления бюджетными средствами в сфере здравоохранения. Намечены дальнейшие перспективные цели исследования системы планирования и распределения денежных средств в Министерстве обороны Российской Федерации.

Ключевые слова: источники финансирования; расходы; здравоохранение; финансовое обеспечение; медицинские организации, государственное задание; социальная защита.

Мельник Александр Андреевич,

начальник отдела ресурсного обеспечения, Главное военно-медицинское управление Министерства обороны Российской Федерации, Россия, г. Москва, e-mail: and3261@yandex.ru

Беляков Андрей Михайлович,

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

UDC 346.3

Medvedev Alexander Vladimirovich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Doctoral Student, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Russia, Moscow, e-mail: medvedev_av79@mail.ru

SPECIFICS OF FINANCING GOVERNMENT SPENDING ON HEALTH CARE IN THE SYSTEM OF SOCIAL PROTECTION OF SERVICEMEN

Melnik Alexander Andreevich,

Head of the Resource Support Department, Main Military Medical Directorate of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Russia, Moscow, e-mail: and3261@yandex.ru

Belyakov Andrey Mikhailovich,

Adjunct, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Russia, Moscow, e-mail: and3261@yandex.ru

The article discusses the sources of financial support for the costs of medical organizations. Clarifies, at the expense of what funds and in what way various budgets for health care are formed. The current procedure for planning funds for the fulfillment of a state assignment in the Ministry of Defense of the Russian Federation and existing problems are reflected. The procedure for receiving funds by medical institutions has been considered. In the process of development of the Armed Forces, the need to study and possible revision of approaches to the current system of planning, execution and management of budgetary funds in the health sector is growing. Further promising goals of the study of the system of planning and distribution of funds in the Ministry of Defense of the Russian Federation are outlined.

Keywords: sources of financing; expenses; healthcare; financial security; medical organizations, state assignment; social protection.

В современных условиях главной задачей политики государства в области здравоохранения является финансовое обеспечение этой системы, ее развитие и совершенствование. На протяжении многих лет в Российской Федерации действует объемная и сложная система здравоохранения, основанная на выполнении основного закона страны и направленная, прежде всего, на оказание бесплатной медицинской помощи населению. Устойчивое здравоохранение невозможно без достойного финансирования и высококлассных специалистов в своей области.

Известно, что бюджетной системе Российской Федерации присущ программно-целевой метод распределения доходов и расходов [2]. Планомерное выполнение целевых программ способствует непрерывному развитию соответствующих отраслей и направлений экономики, а также здравоохранения. Так, в 2020 г. на расходы программы федерального значения под названием «Развитие здравоохранения» было выделено 5 363 659,1 тыс. рублей [1], в числе которых можно обозначить:

- средства из федерального бюджета в количестве 1 115 380 760,3 тыс. рублей (в процентном соотношении - 20,8 %);

- средства из бюджетов регионов в количестве 1 887 815 254,7 тыс. рублей (в процентном соотношении - 22,1 %);

- средства из бюджетов внебюджетных фондов государства в количестве 2 360 463 078,6 тыс. рублей (в процентном соотношении - 57,1 %), из которых 2 243 724 004,9 тыс. рублей направлено на организацию обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.

В российском гражданском обществе сложилась смешанная модель системы финансирования здравоохранения, в которой участвуют государственные и внебюджетные средства, а также частные средства

населения. Это способствует обеспечению стабильного финансирования расходов на здравоохранение и оперативное реагирование в условиях внезапно возникающих угроз, ярким примером послужила борьба с новой коронавирусной инфекцией.

Обеспечение финансовыми ресурсами направлений, влияющих на сохранение здоровья населения, осуществляется следующим образом:

- выделением денежных средств, сконцентрированных в границах централизованного денежного фонда;

- выделением денежных средств за счет фонда ОМС;

- направлением денежных средств организаций и граждан;

- использованием денежных средств, которые направлены физическими и юридическими лицами;

- привлечением других средств.

Наряду с вышеуказанными средствами

для финансирования бюджетных и автономных медицинских учреждений используются денежные средства, получаемые ими от разрешенной деятельности, приносящей доход.

В результате осуществления платных услуг и иной приносящей доход деятельности бюджетные учреждения получают денежные средства от реализации:

- продуктов, которые продаются или иным образом предоставляются потребителям;

- объектов имущественных отношений;

- самостоятельно осуществляемой деятельности, направленной на получение дохода от предоставления товаров, работ и услуг.

Необходимо подчеркнуть, что полученные медицинскими учреждениями деньги за оказание гражданам платных медицинских услуг или работ направляются по решению руководителя на повышение оплаты труда медицинскому персоналу, закупку оборудо-

вания, расходных материалов, коммунальные платежи и иные цели.

Дополнительным источником дохода медицинских организаций выступают денежные средства, получаемые за оказание платных медицинских услуг. Оплату производит пациент за счет собственных средств или же работодатель, а также другими способами на основании заключенных договоров и соглашений.

Как свидетельствует практика, работодатель или же сам гражданин может оформить в страховой компании полис добровольного медицинского страхования (ДМС), который дает возможность более широкого использования медицинских услуг. В целях повышения социальной защищенности своих сотрудников работодатель заключает договор со страховой компанией в рамках выполнения программы ДМС, при необходимости договор может быть заключен непосредственно с конкретной клиникой. В свою очередь, страховые медицинские организации заключают с медицинскими организациями договора по обслуживанию клиентов, застрахованных по ДМС. Медицинские услуги, предоставляемые в рамках такой системы, оплачиваются страховщиком в пределах определенной страховой суммы. Важно понимать, что по договору ДМС покупается услуга по страхованию, а не медицинские услуги.

Выделяемые средства могут выступать источником финансирования здравоохранения. Прежде всего, они предназначены для возмещения заработка работникам в случаях:

- потери трудоспособности по болезни;

- непредвиденного обстоятельства, повлекшего телесное повреждение либо смерть работника.

Также средства этого фонда могут расходоваться на выполнение различных государственных программ (родовой сертификат), протезирование по медицинским показаниям, лечение в санатории сразу после стационара, оплату льготникам путевок в санатории и на другие мероприятия. В условиях борьбы с новой коронавирусной инфекцией важной мерой поддержки стало установление медикам и другим категориям работников медицинских учреждений доплат из фонда социального страхования на 2020 и 2021 гг.

Исходя из действующей системы финансового обеспечения, наибольшее привлечение финансовых ресурсов для оказания медицинских услуг производится за счет средств обязательного медицинского страхования. В законодательстве содержатся положения по формированию необходимого количества платежей на страхование по системе ОМС граждан, которые не работают по различного рода причинам. Данные платежи направляются в бюджет фонда в размере, который установлен в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе федеральным законом от 30.11.2011 № 354-Ф3 «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения» установлена плата на страхование по системе ОМС граждан, которые не работают, в количестве 18 864,6 рублей.

Из официальных источников известно, что за 2020 г. использование средств Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи составило 4 376,3 млрд рублей и возросло в те -кущих ценах на 41,6 % по сравнению с 2018 г. и на 26,9 % по сравнению с 2019 г. (табл.).

Таблица - Финансирование Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за период с 2018 по 2020 г. (по источникам финансирования в млрд рублей)

Источники финансирования 2018 г. 2019 г. 2020 г.

объем средств % объем средств % объем средств %

1. Федеральный бюджет 420,9 13,6 502,3 14,6 1 020,3 23,3

2. Бюджеты субъектов Российской Федерации 661,6 21,4 718,2 20,8 967,1 22,1

3. Средства ОМС 2 008,5 65,0 2 226,8 64,6 2 388,9 * 54,6

Итого 3 091,0 100,0 3 447,3 100,0 4 376,3 100,0

в % ВВП - 3,0 - 3,2 4,1

* в содержании указанного значения учтены размеры денежных средств, выделенных на высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования (103,1 млрд рублей), и размеры денежных средств, выделенных на обеспечение выполнения территориальными фондами обязательного медицинского страхования своих функций (14,5 млрд рублей).

Учитывая вышеуказанные сведения, обеспечение указанной программы осуществлялось при помощи выделения финансовых ресурсов всех уровней (45,4 %), а также путем привлечения средств обязательного медицинского страхования (54,6 %).

Исходя из проведенного анализа, за последние три года (2018-2020 гг.) расходы федерального бюджета на обеспечение программы увеличилось в 2,4 раза, бюджетов субъектов Российской Федерации - на 46,2 %, средства ОМС - на 18,9 %.

Заслуживают интерес сведения о том, что в 2020 г. были установлены подходы, на основании которых органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают выполнение государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Данные подходы берут во внимание:

- показатели заболеваемости граждан, половых и возрастных особенностей, транспортного обеспечения, особенностей, характеризующих климатические и географические условия регионов;

- установленные законодательством Российской Федерации возможности регионов по определению показателей размера оказываемой медицинской помощи, а также требования поддерживать объемы медицинской помощи медицинским организациями, в том числе федеральным медицинским организациям, на уровне предыдущего года;

- обязанность субъектов Российской Федерации обеспечить сбалансированность региональных программ.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации сформирована единая методологическая основа формирования регионами комплексных мероприятий.

По сравнению с обеспечением функционирования Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за 2019 г., в 2020 г. ее обеспечение на федеральном уровне возросло более чем в два раза. Кроме того, региональные выделения средств на программу выросли на 34,7 %. Средства, которые были выделены за счет обязательного медицинского страхования, возросли на 7,3 %.

Увеличение средств, выделяемых на федеральном уровне в рамках предоставления

медицинской помощи, вызвано привлечением дополнительных финансовых ресурсов на выполнение действий, связанных с сокращением случаев заболеваний новой корона-вирусной инфекцией. Данные мероприятия в своем содержании включали:

- выделение финансовых ресурсов на приобретение оборудования для оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19;

- финансовое обеспечение мер по борьбе COVID-19;

- предоставление денежных средств лицам, которые оказывают медицинскую помощь по диагностике и лечению COVID-19.

Учитывая имеющиеся сведения, расходы на реализацию региональных программ предоставления медицинских услуг в 2020 г. имеют следующие значения:

- скорая медицинская помощь - 150,8 млрд. рублей;

- медицинская помощь в амбулаторных условиях - 854,5 млрд рублей;

- медицинская помощь в стационарных условиях - 1 355,1 млрд рублей;

- медицинская помощь в условиях дневных стационаров - 217 млрд рублей.

Если сравнить расходы на Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за три года, то можно констатировать, что доля финансового обеспечения в валовом внутреннем продукте составила:

- в 2020 г. - 4,1 %;

- 2019 г. - 3 %;

- 2018 г. - 2,7 %.

В 2020 г. показатель подушевого финансового обеспечения рассматриваемой программы в целом (включая средства федерального бюджета) составил 29,9 тыс. рублей, в том числе за счет:

- федерального бюджета - 6,9 тыс. рублей;

- бюджета регионов - 6,5 тыс. рублей,

- средств ОМС - 16,3 тыс. рублей;

- без учета указанных расходов - 15,5 тыс. рублей.

Проектом закона на 2020 г. определен расход фонда в количестве 2 360 463 078,6 тыс. рублей, из которых профинансированы расходы государственных медицинских учреждений за оказание ВТМП вне ОМС в размере 100 587 257,0 тыс. рублей. На эти же цели частным медицинским организа-

циям выделено 2 499 972,8 тыс. рублей [4].

Исходя из опыта работы, медицинским учреждениям, включенным в перечень организаций, оказывающих ВТМП вне ОМС на основе соглашения с ФФОМС, о порядке и условиях предоставления субсидий из бюджета фонда, выделяются денежные средства на проведение указанной помощи. Перечисление субсидии осуществляется на лицевой счет государственного учреждения согласно графику, указанному в соглашении.

Интересно напомнить, что выделение средств на ВТМП вне ОМС начало производиться ФФОМС за счет средств обязательного медицинского страхования с 2015 г.

На основе отчетных данных в 2020 г. шести крупным медицинским учреждениям Министерства обороны Российской Федерации направлены средства ФФОМС на осуществление государственного задания по оказанию ВТМП вне ОМС в общем объеме средств 1 124 408,5 тыс. рублей. В 2021 г. организовано финансирование 143 федеральных организаций и 72 частных медицинских организаций из ФФОМС на ВТМП вне ОМС.

Выделение денежных средств на прямую из ФФОМС способствует повышению финансовой устойчивости медицинских организаций и обеспечивает прозрачность финансовых потоков.

Традиционно источниками государственного финансирования расходов на здравоохранение остаются налоги федерального и регионального бюджетов. Бюджетные денежные средства выделяются медицинским организациям на выполнение ими государственных программ, инвестиции, содержание медицинских учреждений, выполнение различных проектов и др.

Еще одним из основных источников финансирования расходов на здравоохранение являются средства федерального бюджета на выполнение государственного задания. Указанные средства погружены в государственные программы каждого главного распорядителя. По объему бюджетных ассигнований по коду раздела классификации расходов бюджетов 0900 «Здравоохранение» Министерство обороны Российской Федерации занимает второе место после Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Нам стоит отметить то, что федеральные казенные медицинские учреждения ежегодно получают денежные средства для выполнения своих функций на основе принципа сметно-бюджетного финансирования расходов. При планировании потребности учреждений в бюджетных ассигнованиях применяется методы: нормативный, индексации, плановый. Казенные учреждения, входящие в Министерство обороны, запрашивают средства на очередной финансовый год и плановый период с обоснованиями и пояснительной запиской. Представляют соответствующий комплект документов в органы военного управления, которые ответственны за согласование расходов, для последующего планирования указанных расходов в федеральном бюджете.

Ежегодно после принятия закона о федеральном бюджете казенным учреждениям доводятся соответствующие показатели, которые выражают сведения о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств, выделенных силовому ведомству по направлениям расходов на финансовый год [5]. Распорядители бюджетных средств доводят информацию о распределении (изменении распределения) лимитов бюджетных обязательств до подчиненных распорядителей и получателей бюджетных средств по средствам направления телеграфного уведомления или копии утвержденного распределения составленного по соответствующей форме.

Для финансового обеспечения федеральных государственных бюджетных учреждений ключевым нормативно-правовым актом является постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 № 640.

Непосредственно государственное задание определяет требования к объему и качеству предоставляемых государственных услуг и работ, в связи с этим оно используется в качестве инструмента регулирования при распределении денежных средств учреждениям из соответствующего бюджета, а также в межбюджетных отношениях [3].

Как правило, процесс планирования денежных средств на выполнение государственного задания достаточно трудоемкий и делится на два этапа - с апреля по июль и с ноября по декабрь.

Кроме этого, объемы субсидий и расчетные показатели согласовываются с довольствующими органами военного управления. С указанными органами согласование предельных объемов лимитов на выполнение государственного задания происходит ежегодно, на следующий год и плановый период. Вместе с тем объемы финансирования могут меняться, даже если они были согласованы ранее в прошлом году. Учитывая, что каждый заинтересованный орган военного управления ежегодно согласовывает разные объемы денежных средств, и это не придает стабильности и уверенности в долгосрочном планировании, расходовании денежных средств и своевременном выполнении намеченных ранее мероприятий.

Ежегодно для получения финансирования на очередной финансовый год бюджетные медицинские организации под руководством курирующего органа производят расчеты на год и плановый период.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Комплект документов представляется в Департамент финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации для последующего включения в проект федерального бюджета. Параллельно с принятием закона, наступает второй этап, на котором происходит уточнение коэффициентов и согласование их с органами военного управления.

По нашему мнению, необходимо рассмотреть более подробно особенности текущей системы планирования, исполнения и управления бюджетными средствами в сфере охраны здоровья военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Из проведенного анализа видно, что обеспечение системы здравоохранения Российской Федерации осуществляется из различных источников, имеющих не зависимые друг от друга источники доходов собственных бюджетов. Многообразие источников дохода для медицинских учреждений способствует их планомерному и стабильному развитию, гарантированному предоставлению медицинской помощи населению.

На основе изучения приведенных данных можно утверждать, что в Министерстве обороны Российской Федерации действует комплексная система финансового обеспечения, в которой усложнен порядок финан-

сового планирования расходов и выделения денежных средств, множественное согласования финансовых показателей в различных центральных органах военного управления приводит к увеличению трудозатрат.

Таким образом, решению вышеуказанных проблем будет способствовать изучение системы финансового обеспечения, прежде всего медицинских учреждений Министерства обороны Российской Федерации, где наметилась динамика изменения организационно-правовой формы из казенных учреждений в бюджетные. Для их эффективного функционирования требуются не только бух-галтера-расчетчики, но и экономисты-аналитики как в центральном органе военного управления, так и в самих учреждениях.

В отношении выделения предельного объема финансирования на выполнение государственного задания необходимо проработать предложения по оптимизации существующего порядка в Министерстве обороны Российской Федерации.

Список литературы

1. Доклад Минздрава России о реализации Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. № 254 от 20.05.2021 г. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Закутнев, С. Е. Совершенствование бюджетной политики в сфере государственной поддержки реального сектора экономики / С. Е. Закутнев, А. С. Закутне -ва // Вопросы контроля хозяйственной деятельности и финансового аудита, национальной безопасности, системного анализа и управления : сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции. - 2020. - С. 70-73.

3. Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг. : распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 № 117-р. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Проект Федерального закона об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год интернет ресурс. -URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1180617-7) (дата обращения: 12.07.2021).

5. Чистов, И. В. Аудит эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых на стимулирование и адресную финансовую поддержку организаций оборонно-промышленного комплекса / И. В. Чистов, Е. В. Масленкин // Вопросы контроля хозяйственной деятельности и финансового аудита, национальной безопасности, системного анализа и управления : сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 42-45.

References

1. Report of the Ministry of Health of the Russian Federation on the implementation of the Strategy for the Development of Healthcare in the Russian Federation for the period up to 2025, approved by Decree of the President of the Russian Federation No. 254 of June 6, 2019, dated 20.05.2021, P - 27 (report for 2020).

2. Zakutnev S.E., Zakutneva A.S. Improvement of budget policy in the sphere of state support of the real sector of the economy, Issues of control of economic activity and financial audit, national security, system analysis and management: collection of materials of the V All-Russian Scientific and Practical Conference, 2020, pp. 70-73.

3. Decree of the Government of the Russian Federation

No. 117-r of 31.01. 2019 "On approval of the Concept of improving the Efficiency of budget Expenditures in 20192024".

4. Draft Federal Law on budget execution of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund for 2020 Internet resource. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1180617-7) (accessed 12.07.2021).

5. Chistov I.V., Maslenkin E V. Audit of the effectiveness of the use of federal budget funds allocated for stimulating and targeted financial support of organizations of the military-industrial complex, Issues of economic activity control and financial audit, national security, system analysis and management: a collection of materials of the II All-Russian scientific and practical Conference, 2017, pp. 42-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.