Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1700
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / РАСХОДЫ УЧРЕЖДЕНИЯ / СМЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ / БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНЫЕ СУБСИДИИ / БЮДЖЕТНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ СРЕДСТВА / ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / FINANCING / BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS / EXPENSES OF INSTITUTIONS / ESTIMATES OF INCOME AND EXPENSES / BUDGET / BUDGET SUBSIDIES / BUDGET TARGET FUNDS / EXTRA-BUDGETARY FUNDS / BUSINESS ACTIVITIES / ADDITIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьёва М.И.

В статье рассмотрены особенности финансирования бюджетных образовательных организаций - источники финансирования, участие федерального, регионального бюджетов в финансировании, недостаточность финансирования, проблемы финансирования и т.п. Изучена структура источников финансирования и их динамика на примере конкретного образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

УДК: 336.1

Соловьёва М. И.

магистрант

ЗабГУ (Забайкальский государственный университет)

город Чита, Россия Научный руководитель: Гонин В.Н.

кандидат экономических наук, профессор заведующий кафедрой экономики и бухгалтерского учета ЗабГУ (Забайкальский государственный университет)

город Чита, Россия

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности финансирования бюджетных образовательных организаций -источники финансирования, участие федерального, регионального бюджетов в финансировании, недостаточность финансирования, проблемы финансирования и т.п. Изучена структура источников финансирования и их динамика на примере конкретного образовательного учреждения.

Ключевые слова

Финансирование, бюджетные образовательные учреждения, расходы учреждения, смета доходов и

расходов, бюджет, бюджетные субсидии, бюджетные целевые средства, внебюджетные фонды, предпринимательская деятельность, дополнительные услуги.

Annotation

The article deals with the features of financing budgetary educational organizations - sources of funding, participation of Federal and regional budgets in financing, lack of funding, problems of financing, etc. The structure of funding sources and their dynamics are studied on the example of a specific educational institution.

Keywords

Financing, budgetary educational institutions, expenses of institutions, estimates of income and expenses, budget,

budget subsidies, budget target funds, extra-budgetary funds, business activities, additional services.

Финансирование образования является одной из важных проблем в России, особенно в условиях ограниченности финансовых ресурсов в стране.Одна из острых проблем трансформационной экономики России. В настоящее время Россия отстает от многих западных стран по уровню и качеству образования.

Государство направляет наиболее значительные финансовые ресурсы на образование в стране. Так, затраты России на образование составляют 4-5% от консолидированного бюджета. Но этого недостаточно, так в других странах (Белоруссия, Литва, Латвия, Казахстан) на образование тратят больше - от 12 до 18 %, в США - 17% [4].

При этом, наблюдается нехватка финансовых ресурсов в образовании, уменьшаются финансовые поступления на строительство новых школ, на оборудование и реконструкцию образовательных учреждений. Кроме того, возникают проблемы с оплатой труда педагогов. Бюджетным образовательным учреждениям для улучшения своего материального положения приходится внедрять платные услуги.

Актуальность исследования заключается в том, что качественное образование - это важный фактор развития экономики, а оно всегда будет находиться на низком уровне, если его недостаточно финансировать

[5].

Турбинова Т.С. в своей статье отмечает: «Бюджетное образовательное учреждение использует финансовые ресурсы согласно заранее утвержденной сметы доходов и расходов. Согласно утвержденной сметы доходов и расходов, организация получает бюджетную субсидию. Бюджетную субсидию нельзя распределять по своему желанию, она идет на заработную плату работников, на оплату коммунальных

услуг, на различные нужды учреждения»[7].

Образовательное учреждение может на свои нужды получать целевые субсидии - гранты. Грант предоставляется на конкурсной основе, в соответствии с заявленным проектом.

Бюджетное учреждение может использовать в качестве источника финансирования внебюджетные средства. При этом учреждение не имеет право брать кредиты.

Грибанова Л.В. отмечает: «В современных условиях бюджетные образовательные учреждения получают финансирование из бюджета. Если ранее можно было сказать, что такое финансирование является преимущественным, то в современных условиях исследуемые учреждения получили возможность дополнительно осуществлять приносящую доход деятельность посредством реализации различного вида работ и услуг предпринимательского характера» [2].

На рис. 1 представлены источники финансирования образования в России.

Рисунок 1 - Источники финансирования бюджетных образовательных организаций

Следует также отметить, что большая часть финансирования образования идет из региональных бюджетов - 70%, из федерального бюджета идет 29%, 1% поступает из внебюджетных фондов [9].

Структура финансирования бюджетных образовательных учреждений в России представлена на рис. 2.

□Региональный бюджет ■Федеральный бюджет □Внебюджетные фонды

Рисунок 2 - Структура финансирования бюджетных образовательных учреждений в России, %

По мнению Воронина Д.И., «ключевой характер проблем, связанных с финансирования образования в РФ обусловлен дефицитом бюджетных средств. Но, как показывает практика, иногда проблема заключается не в хватке/нехватке средств, но ив их рациональном использовании. В связи с этим, ключевым проблемам финансирования отечественной системы образования является не только дефицит бюджетных средств, но и неэффективность механизма бюджетного финансирования» [1]. Адамский А.И. считает, что основания проблема нашего образования - это нормализация финансовых потоков, потому что сейчас национализированный бюджет составляет примерно 2,76 триллионов рублей при необходимых 3,6. Кроме того, учитывая то, через какой ряд преград деньги проходят прежде чем попасть в регионы, по данным разных источников, от первоначальных цифр убывает около 30%. По словам Адамского, за последние три года из сферы начального и среднего образования полностью исчезла

«управляемость», так как государство значительно отстранилось от позиции ее регулятора. «Из-за этого в принципе исчезла общая система оплаты труда учителей. Ее по факту просто нет - у нас как минимум три действующих алгоритма выплат, однако не действует ни один. Сначала была погоня за средней зарплатой, потом началась погоня за нагрузкой, и в итоге, ни о каком значении системы оплаты труда как механизме качества образования, мотивации учителей у нас не идет речи. Надо сначала условия создавать, а потом ставить задачи [6].

Весомым негативным фактором является передача финансирования с федерального уровня на региональный. Начиная с 2015 в региональных образовательных учреждениях, из-за дефицита финансовых средств, началась оптимизация расходов, путем сокращения рабочих мест и переподготовки кадров. Так же немаловажным фактором, отрицательно влияющим на финансирование образования, является инфляция.

По мнению И. Ю. Федоровой и Е. Ю. Елистратовой, в настоящее время не существует системы финансирования общеобразовательных учреждений, полностью отвечающей требованиям подушевого финансирования и определяющей расходные полномочия на основе базовых принципов бюджетирования, ориентированного на результат [8].

В таблице 1 представлены объемы бюджетных субсидий образовательных организаций в России за период 2012-2019 гг.

Таблица 1

Объемы бюджетных субсидий образовательных организаций в России за период 2012-2019 гг. [6]

Годы Расходы федерального бюджета на бюджетные образовательные организации, млн. руб. Уд. вес расходов в федеральном бюджете, %:

2012 г. 586 271 5,3

2013 г. 607 195 5,3

2014 г. 569 224 4,9

2015 г. 579 395 4,8

2016 г. 540 882 4,2

2017 г. 596 969 4,4

2018 г. 598 923 4,45

2019 г. 596 968 4,5

По данным таблицы 1, видно, что бюджетные субсидии возросли с 2012 по 2019 гг. - на 1,82%, при этом в 2013 г. объем бюджетных субсидий возрос на 3,6% по сравнению с 2012 г., а потом до 2016 г. наблюдалось уменьшение бюджетного финансирования - на 10,1%. В 2017 г. объем бюджетного субсидирования вырос на 10,4% по сравнению с 2016 г., в 2018 г. - объем бюджетных субсидий возрос на 0,3%, по сравнению с 2018 г., в 2019 г. объем бюджетных субсидий уменьшился на 0,37% по сравнению с 2018 г. При этом удельный вес расходов на бюджетные образовательные учреждения в федеральном бюджете уменьшился с 5,3% в 2012 г. до 4,5% в 2019 г.

Рассмотрим поступление финансирования на примере бюджетного образовательного учреждения -«Забайкальский горный колледж имени М.И. Агошкова». Проанализируем финансовые активы, которые поступали в бюджетное учреждение за 2 года - 2018, 2019 гг. (таблица 2).

Таблица 2

Поступление финансирования на примере бюджетного образовательного учреждения «Забайкальский горный колледж имени М.И. Агошкова» (тыс. руб.)

Источники финансирования 2018 г. 2019 г. Темп роста, %

Целевые источники финансирования 2856,4 29992,8 1050,02

Источники финансирования по государственному заданию 2423,7 6762,9 279,03

Предпринимательская деятельность 5447,8 8229,2 151,06

Всего: 10727,9 44984,9 419,33

По данным таблицы 2 видно, что за 2018-2019 гг. финансирование учреждения увеличилось в 4,2 раза, при этом целевые источники финансирования возросли в 10,5 раза, финансирование государственного

задания возросло в 2,8 раза, поступления от предпринимательской деятельности возросли на 51,06%. При этом значительно изменилась структура финансовых поступлений. Так, если в 2018 г. большую часть поступлений составляли доходы от предпринимательской деятельности - 50,8%, целевые источники финансирования составляли 26,63%, источники финансирования по государственному заданию составляли 22, 57%.

В 2019 г. - большую часть составляют целевые источники финансирования - 66,67%, источники финансирования по государственному заданию - 15,03%, поступления от предпринимательской деятельности - 18,3%. Удельный вес источников целевого финансирования возрос на 40,03%, а удельный вес по государственному заданию снизился - на 7,54%, удельный вес поступлений от предпринимательской деятельности уменьшился на 32,5%.

Итак, можно сделать вывод, что финансирование образовательных учреждений в России увеличилось в 2019 г. за счет значительного роста поступлений на целевые нужды. При этом финансирование по госзаданию и доходы от предпринимательской деятельности также растут, но более низкими темпами.

Таким образом, были выявлены следующие особенности финансирования бюджетных образовательных учреждений в России:

- недостаточность бюджетного финансирования;

- на финансирование образовательных учреждений идет лишь 4,5% из федерального бюджета;

- большая часть финансирования идет из региональных бюджетов;

- внебюджетные источники составляют лишь 1% от финансирования образовательных учреждений;

- в России существуют 4 источника финансирования бюджетных образовательных учреждений: бюджетная субсидия, целевые бюджетные средства, внебюджетные средства и доходы от предпринимательской деятельности;

- финансирование бюджетных образовательных организаций с 2019 г. увеличивается за счет целевых бюджетных средств.

Для совершенствования финансирования образовательных бюджетных учреждений необходимо:

- усиление контроля за нормативами финансирования;

- вводить корректирующие коэффициенты с учетом расходов предыдущего года, чтобы покрывать все расходы учреждений;

- для своевременного освоения бюджетных средств составлять матрицу плановых и фактических бюджетных поступлений с отметкой дат расходов учреждения. Этот документ будет способствовать своевременному расходованию средств учреждения;

- освобождение от уплаты налогов бюджетные образовательные организации, на которые возлагается основной доход;

- создание единой информационной платформы для анализа функционирования бюджетных и внебюджетных средств образовательной организации;

- привлечение частных и спонсорских инвестиций на государственном уровне;

- введение четкой подотчетности и повышение ответственности учредителей и подведомственных организаций. Оценка эффективности использования финансов;

- внедрение кредитования образовательных учреждений с участием государства;

- внедрение тендеров на образовательные услуги;

- внедрение плановых мониторингов в образовательных учреждениях.

Список использованной литературы:

1. Воронина Д.И. Проблемы финансирования образования // Молодой ученый. - 2019. - № 38 (276). - С. 97-98.

2. Грибанова Л.В., Рубцова Е.В. Финансирование бюджетных образовательных учреждений в современных условиях// Развитие инновационной экономики, материалы VI международной научно-практической конференции. 2019. С.83-88.

3. Иванченко Ю.П. Бюджетные образовательные учреждения и способы их финансирования // - Молодой

ученый. - 2016. - № 29. - С. 405 - 406.

4. Клейман А.В. Актуальные проблемы финансирования общеобразовательных учреждений // Экономика образования. - 2015. - № 3. - 180 с.

5. Плаксий С. И. Инвестиции в образование // Знание. Понимание. Умение. - 2015. - № 3. - 410 с.

6. Петрова Ю.А., Сергеева М.В. Проблемы финансирования бюджетных образовательных учреждений в современных условиях //Актуальные научные исследования в современном мире. - 2020. - № 1-2 (57). - С. 89-91.

7. Турбинова Т.С., Иванченко Л.А. Проблемы финансирования бюджетных образовательных учреждений в современных условиях// Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2015. - № 11. - С. 612-613.

8. Федорова И.Ю., Елистратова Е.Ю. Совершенствование механизма финансирования образования // Финансовый журнал. - 2012. - № 1. - С. 153 - 156.

9. Что мешает развитию образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.sobranie. info/newsinfo.php?UID=42316 (дата обращения: 19.09.2020).

© Соловьёва М. И., 2020 год.

УДК-33

Сучков О.С.

Магистрант 1 курса, г. Ростов-на-Дону Каныгина К.А, Магистрант 1 курса, г. Ростов-на-Дону Тимофеева Д.Ю, Магистрант 1 курса, г. Ростов-на-Дону

ТЕНДЕНЦИИ РОСТА РЫНКА МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ

Аннотация

В современных реалиях идёт жесточайшая борьба за каждого клиента и каждому бизнесу необходимо как привлечь к себе новых, так и сохранить уже имеющихся клиентов. Согласно современным исследования создание приложения на рынке мобильных приложений отлично справляется с выше описанной задачей.

Ключевые слова:

Android, паттерны проектирования, MVI, разработка мобильных приложений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мобильные приложения - это перспективный рынок продвижения продуктов бизнеса. Согласно статистике Statcounter GlobalStats в январе 2020 года трафик проходящий через мобильные устройства превысил трафик десктопных приложений, а за период 2009 - 2020 имеется ярко выраженная тенденция роста трафика, проходящего через мобильные устройства. Из чего следует вывод, что популярность мобильных приложений будет только расти.

Если говорить о финансах, то согласно App Annie, индустрия мобильных приложений принесла валовой годовой доход в размере 41,1 миллиарда долларов, который, как ожидается, достигнет 50,9 миллиарда долларов. Statista прогнозирует, что к 2020 году валовой годовой доход превысит 189 миллиардов долларов. Разные исследователи немного расходятся, общий вывод - рынок далек от насыщения. Прогнозы App Annie подтвердились отчетами Forrester о том, что в конце 2016 года только 46% населения мира имели смартфоны. Это говорит о том, что широко обсуждаемая мобильная революция

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.