Научная статья на тему 'Особенности федерализма в Бельгии'

Особенности федерализма в Бельгии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1079
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛЬГИЯ / ФЕДЕРАЛИЗМ / ФЛАНДРИЯ / ВАЛЛОНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ / BELGIUM / FEDERALISM / FLANDERS / STATE SYSTEM / WALLON

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ахунзянова Г.И.

В статье рассматривается процесс становления федерализма в Бельгии. Страна разделена на регионы и языковые коммуны, которые обладают широкими автономными полномочиями, включая такие центральные вопросы как налоговая система, внешняя торговля, законотворчество и суды. Опираясь на официальные данные, автор утверждает, что с начала реформирования 1970-х гг. регионы существенно расширили область своей политической ответственности. Выявлено, что самым большим камнем преткновения между валлонами и фламандцами остается формирование федерального правительства. Ситуация поляризации усугубляются неравными экономическим развитием регионов и историческими предпосылками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific aspects of Belgian federalism

The article deals with formation process of Belgian federalism. The country is divided into regions and linguistic communes, which have broad autonomous powers, including central issues such as the tax system, foreign trade, law-making and the courts. The author argues that the regions have significantly expanded the area of political responsibility since the beginning of the reform of the 1970s, based on official data from public sources. The research reveals that the biggest stumbling block remains the relationship between the wallons and the Flemish, which is exacerbated by the unequal economic development of the regions and historical prerequisites. Due to the existing contradictions, the elections to the Federal Parliament and the formation of the central government are accompanied by a sharp struggle like the political crisis of 2007-2011.

Текст научной работы на тему «Особенности федерализма в Бельгии»

Особенности федерализма в Бельгии Specific aspects of Belgian federalism

Ахунзянова Г. И.

Студентка 4 курса, Ф-т Международные отношения Санкт- Петербургского государственного

университета, e-mail: Ahunzyanova.2011 @mail.ru

Akhunzianova G.

4th year student, Faculty of International Relations, St. Petersburg State University e-mail: Ahunzyanova.2011 @mail.ru

Аннотация.

В статье рассматривается процесс становления федерализма в Бельгии. Страна разделена на регионы и языковые коммуны, которые обладают широкими автономными полномочиями, включая такие центральные вопросы как налоговая система, внешняя торговля, законотворчество и суды. Опираясь на официальные данные, автор утверждает, что с начала реформирования 1970-х гг. регионы существенно расширили область своей политической ответственности. Выявлено, что самым большим камнем преткновения между валлонами и фламандцами остается формирование федерального правительства. Ситуация поляризации усугубляются неравными экономическим развитием регионов и историческими предпосылками.

Annotation.

The article deals with formation process of Belgian federalism. The country is divided into regions and linguistic communes, which have broad autonomous powers, including central issues such as the tax system, foreign trade, law-making and the courts. The author argues that the regions have significantly expanded the area of political responsibility since the beginning of the reform of the 1970s, based on official data from public sources. The research reveals that the biggest stumbling block remains the relationship between the wallons and the Flemish, which is exacerbated by the unequal economic development of the regions and historical prerequisites. Due to the existing contradictions, the elections to the Federal Parliament and the formation of the central government are accompanied by a sharp struggle like the political crisis of 2007-2011.

Ключевые слова: Бельгия, федерализм, Фландрия, Валлония, государственные реформы

Key words: Belgium, federalism, Flanders, state system, Wallon

Исторические предпосылки формирования региональных различий

Становление государственности в Бельгии, включая административное устройство, имеет долгую историю, значимую для изучаемого вопроса. Данная территория всегда испытывала волнения, связанные с национальными противоречиями.

При правлении Габсбургов наибольшего расцвета тогда еще австрийские Нидерланды достигли при политике просвещенного абсолютизма Марии Терезии, где фактически данной областью правил герцог Карл Лотарингский. Тогда земли находились под немецким влиянием. Карл Лотарингский предоставил широкую автономию областям, начиная от культурной сферы и заканчивая таможенными правилами и общим законодательством.

Начало прямого французского влияния началось при присоединении Южных Нидерландов к Франции во времена завоеваний Наполеона. Но помимо гражданский прав, Франция проводила насильственную политику мобилизации населения, а также формирование единой культурной общности. Так, например, во Фландрии был введен запрет на использование голландского языка.

После победы над Наполеоном Северные и Южные Нидерланды был насильственно объединены в единое государство, где бельгийская территория находилась в починенном положении. Были наложены

193

ограничения на использование французского языка. Все ключевые политические посты занимали голландцы. Так, например, Основной закон 1815 г. был отвергнут бельгийской стороной, но в итоге был введен в употребление.

Начались острые противостояния между северной и южной частями страны. С 1829 г. начались петиционные движения с требованием свобод. В 1830 г. Бельгия обрела независимость.

В 1879 г. официальные документы печатались на двух языках, но только в 1898 г. голландский язык был признан официальным наряду с французским.

Большинство валлонов не хотело разделение страны и выступали за ее единство, но с предоставлением культурной автономии. Протестные настроения росли, но достигли своего пика только к середине XX в. С 1960 гг. впервые зазвучали идеи о переходе к федерации.

1.2 Институциональное становление федерализма

Первая и вторая реформы государственного устройства

Первый пересмотр конституции 1831 г. должен был установить три культурных коммуны в 1970 г. Отдельным регионам предоставлялась автономия, которая регулировала только культуру, но остальные сферы жизни региона оставалась под общим регулированием.

Вторая реформа стартовала в 1980 г. и была логическим продолжением первого этапа. Культурные общины были переименованы в коммуны и в их ведения были переданы социальная служба и вопросы здравоохранения.

Так в 1980 г. сформировались три коммуны - голландско-говорящая коммуна, франкоязычная коммуна и коммуна с носителями немецкого языка. У всех коммун был свой собственный Совет (местный парламент) и свое правительство. Помимо коммун были созданы Фламандский и Валлонский регионы, которые тоже имели отдельный Совет и правительство. Но Фламандская коммуна вошла в Фламандский регион, и на его территории действуют только один общий Совет и правительство.

Третья и четвертая государственные реформы

В течение третьей государственной реформы формировался Центральный регион Брюссель. Как и Фландрия и Валлония, Брюссель стал обладать собственным Советом (позже переименованным в Парламент) и правительство. В 1988-1989 гг. коммуны начали нести ответственность за образование, а регионы - за транспортную систему и по вопросам трудоустройства и работы.

В 1993 г., была проведена четвертая реформа государственного устройства в ходе, которой в связи с увеличением автономии регионов окончательно сформировалась федерация. Была внесена поправка в Конституцию, где «провинции» были заменены «коммунами и регионами».

Пятая государственная реформа

Пятая государственная реформа была проведена в два этапа в 2001 г. Два этапа были наименованы Согласием (The Lambermont Accord; The Lombard Accord).

Первый этап (The Lambermont Accord) реформы передал регионам и коммунам местное самоуправление и законодательство провинций. Помимо этого, в ведение регионов были переданы вопросы сельского хозяйства, рыболовства и внешней торговли. В политической сфере регионы и коммуны стали ответственными за проведение выборов в Парламент. Были сделаны уступки в налоговой сфере: расширены фискальные полномочия регионов и выделены дополнительные бюджетные ассигнования Федеральным Правительством Комиссиям Фламандского и франкоязычного сообщества.

Второй этап (The Lombard Accord) реформы ввел поправки в работу столичных государственных институтов. Поправка касалась распределения мест среди языковых сообществ в Федеральном Парламенте.

Шестая государственная реформа

Начало этой реформе было положено в декабре 2011 г. Всего реформа должна была занять период от 2012 до 2014 гг. Первый этап реформы вошел в силу в июле 2012 г. и преимущественно касался округа Брюссель

- Холл - Вилворд. Этот избирательный округ был разделен на регион Фламандский Брабант и Брюссельский столичный регион.

Большие изменения затронули Сенат. Ранее во вторую палату Генеральной ассамблеи представители избирались напрямую, и только 21 представитель назначался регионами. После реформы Сенат стал лучше отражать федеративную систему. Теперь сенаторы назначаются из числа депутатов регионов. Сама верхняя палата теперь состоит 60 представителей вместо 71.

2. Влияние реформ на политическую систему Бельгии

По темпам экономического развития Брюссельский столичный регион опережает фламандский. Однако Фландрия, в отличие от 1960-х гг., обогнала Валлонию по уровню ВВП на душу населения.

Бельгию можно отнести к кооперативному федерализму так как экономика, социальная сфера и некоторые области налогообложения находятся в общем ведении, и противоречия в законодательстве по данным вопросам решаются с помощью согласительных комиссий и специальных процедур. Регионы и языковые сообщества конкурируют за власть скорее не с центром, а между собой.

Одним из важных факторов сохранения единого государства является роль короны. Король является символом общебельгийской нации. Его основной задачей является сплочение населения вокруг своей личности, вне зависимости от заявлений политических элит регионов.

В самых дискуссионных вопросах фламандские и валлонские политики стараются придерживаться нейтралитета: так, например, каталонскому политику К. Пучдемону было изначально отказано в предоставлении политического убежища.

Но более показательным примером служит политический кризис 2010-2011 гг., когда в государстве на протяжении 19,5 месяцев не было общенационального правительства, так как возникли острые противоречия между Социалистической партией и Новым Фламандским альянса. Еврокомиссия предупредила, что если проект государственного бюджета на 2017 не будет разработан к середине декабря 2011 г., то решение данной проблемы будет осуществляться уже на европейском уровне.

Таким образом, федерализация для Бельгии обернулась не только расширением полномочий и компетенций на местах и культурной автономии, но и проблемами функционирования федеральных властей.

Список используемой литературы:

1. Accord de Gouvernement// Premier ministre de Belgique- [Электронный ресурс ] URL http://www.premier.be/fr/accord-de-gouvernement - (дата обращения 18.04.18)

2. Evolution du PIB en volume//L'Institut wallon de l'évaluation, de la prospective et de la statistique (IWEPS)

- [Электронный ресурс ] URL: https://www.iweps.be/indicateur-statistique/pib-en-volume/# - - (дата обращения 16.04.18)

3. GDP in PPS per inhabitant/Regional data/ data.gov.be [Электронный ресурс] URL: http://www.innovationdata.be/i/NAGDPC/GDP-PPS-per-inhabitant- (дата обращения 02.04.18)

4. reform of state/ about Belgium / Official information and services of Beguim [Электронный ресурс] URL: https://www.belgium.be/en/about_belgium/country/history/belgium_from_1830/formation_federal_state/first_and_seco nd_reform_of_state - (дата обращения: 01.04.18)

5. Parliament of the Brussels-Capital Region : List Results// Federal Public Services Home Affairs -[Электронный ресурс ] URL: http://polling2014.belgium.be/en/bru/results/results_tab_BRR21004.html- (дата обращения 16.04.18)

6. Rate of unemployment in Belgium from 2007 to 2017, by region// Statista - - [Электронный ресурс ] URL: https://www.statista.com/statistics/528583/unemployment-rate-in-belgium-by-region/ - - (дата обращения 16.04.18)

7. Reform of state/ about Belgium / Official information and services of Beguim [Электронный ресурс] URL: https://www.belgium.be/en/about_belgium/country/history/belgium_from_1830/formation_federal_state - (дата обращения: 01.04.18)

8. The institutional landscape of Belgian, its history // Parlement de la Fédération Wallonie-Bruxelles [Электронный ресурс] - URL: http://www.pfwb.be/en/the_institutional_landscape_of_Belgian_its_history - ( дата обращения 02.04.18)

9. Бельгия собралась с коалицией// Газета коммерсант- [Электронный ресурс ] URL: https://www.kommersant.ru/doc/2585310 - (дата обращения 18.04.18)

10. Новое правительство Бельгии// Europe Insight- - [Электронный ресурс ] URL: http://eirus.net/novoe-pravitelstvo-belgii/ - (дата обращения 18.04.18)

11. Политический кризис в Бельгии снова обострился// РИА Новости - [Электронный ресурс ] URL https://ria.ru/world/20111121/494430276.html - - (дата обращения 18.04.18)

12. Премьер Бельгии опроверг слухи об обсуждении предоставления убежища Пучдемону// Интерфакс- [Электронный ресурс ] URL: http://www.interfax.ru/world/585234 - - (дата обращения 18.04.18)

Список литературы:

13. Dodeigne J., Gramme P., Reuchamps M, Sinardet D. Beyond linguistic and party homogeneity: Determinants of Belgian MPs' preferences on federalism and state reform// Party Politics Vol 22, Issue 4, pp. 427 - 439, 2014

14. Goossens J., Cannoot P., Belgian Federalism after the Sixth State Reform //Perspectives on Federalism, Vol. 7, issue 2, 2015 p. 8

15. Law J. How Can We Define Federalism?// Perspectives on Federalism, Vol. 5, issue 3, 2013

16. Акопов Г. Л, Кислицын С. А Политология: учебн. пособие для ВУЗов - Ростов - н/Д: Феникс, 2009 - с. 350- с 126-127

17. Кривогуз И.М, Виноградов В. Н., Гусева Н. М. и др Новая история стран Европы и Америки: учебн. для вузов - 5е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005. - с.909.- с316

18. Моммен А. ФЕДЕРАЛИЗМ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО// Полис. Политические исследования г. 1994 №2

19. Пожарская С.П, Намазова А. С., Котова Е. В История Европы. Т. 5. От Французской революции конца XVIII века до первой мировой войны. - М.: Наука, 2000. - 667 с.: ил. Ст 59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.